Міністерствоосвіти та науки України
Миколаївськийдержавний університет ім. В.О. Сухомлинського
Кафедратеоретичної та
прикладноїпсихології
Курсоваробота на тему:
«Психологічніособливості та психосоматичні розлади у підлітків»
Виконала:
студентка317 групи Суковата А.С.
Науковийкерівник:
Викладачкафедри теоретичної
таприкладної психології
ОселедькоО.О.
Миколаїв2008
План
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Теоретическиеаспекты проблемы подросткового возраста…………..6
Новообразования личности в подростковомвозрасте…………………….…6
Подростковые кризисы…………………………………………………………..9
Мотивы подросткового вранья………………………………………….………11
Поведенческие реакции подростков…………………………………………….13
Психические расстройства и нарушения.Их профилактика. Методы медицинской и психологической помощи……………………………………….17
II. Проблема ивлияние психосоматических расстройств у подростков в практике современнойшколы…………………………………………………..25
Методика проведения исследований……………………………………………25
Анализы результатовисследовательски-экспериментальной работы…….…30
Вывод……………………………………………………………………………..36
Список использованнойлитературы………………………………………..…38
Введение:
Еще несколько столетийназад человечество не волновали такие проблемы, как «подростковые кризисы»,«трудные подростки». Люди даже не догадывались о том, что обозначают эти формулировки.Если обратиться к истории, то можно проследить такую тенденцию: раньше детивходили во взрослую жизнь постепенно и плавно, выполняя с каждым годом всебольше и больше взрослых обязанностей. О каком «трудном возрасте» могла идтиречь? Сейчас ситуация очень сильно изменилась. С того момента, как ребенок идетв школу, от него требуют прилежно учиться, быть старательным и аккуратным. Икогда двенадцатилетний подросток мучается вопросами о законах бытия и о своемместе и предназначении в этом мире, от него все так же требуют быть прилежнымучеником. Вот и есть начало для развития конфликтов в семье, с учителями идрузьями. На наш взгляд, было бы правильно привести здесь слова И.Кона:«Подростки не терпят «мудрых» поучений старших. В подростковом возрасте учеловека море желаний и очень ограниченные возможности. Отсюда – непостоянствои частая смена настроения. Подросткам свойственно романтическое восприятиемира. Но они очень стыдятся проявлять эти чувства, так как считают этоподтверждением своей детскости. Отсюда – показная грубость, повышеннаястроптивость и несговорчивость» [12;36].
Проблемапсихосоматических расстройств и повышенной тревожности у подростков достаточноактуальна в современном мире и нуждается в детальном разборе для того, чтобы наконец-тонайти ответ на интересующий многих вопрос: «Почему так часто именно подросткиподвержены нервным и психическим расстройствам и как можно предотвратить илихотя бы немножко сгладить и уменьшить последствия всех переживаний уподростков?» Если будет найден ответ на этот вопрос, то для многих это станетнастоящим спасением, ведь каждый любящий родитель и уважающий себя учительхотят избежать того, чтобы их дети чувствовали себя несчастными и обреченными.
Но мы ведь дажепредставить себе не можем, как тяжело подростку приспособиться к новому ивзрослому миру: ему нужно привыкнуть к новым условиям, принять себя и добиться,чтобы другие приняли и оценили – как взрослого, как личность. И нужно оченьсерьезно задуматься над этой проблемой. И следует очень серьезно задуматься надтем, под каким жестоким влиянием живут подростки, если грубое слово учителя,скандал, устроенный родителями, любовная неудача, способны довести подростка донервных срывов, депрессий и даже до суицида.
Цель исследования: исследовать особенности подростковоговозраста и выявить причины возникновения психосоматических расстройств уподростков.
Задачи исследования:
— проследить развитиетеоретических взглядов на проблемы подросткового возраста, рассмотреть главныеособенности этого периода;
— провести анкетированиегруппы подростков на предмет выявления уровня тревожности, который можетпринести более серьезные последствия.
Объект исследования: подростковый возраст.
Предмет исследования: психосоматические расстройства уподростков.
Гипотеза исследования лежит в том, что мы допускаем, чтобольшинство подростков подвержены неврозам и их уровень тревожности значительноповышен.
Выборка испытуемых: ученики 12-14 лет.
Метод исследования: анонимное анкетирование.
I. Теоретические аспекты проблемыподросткового возраста
1.1.Новообразования личности в подростковом возрасте
Известно, что одна из существенных особенностейподросткового периода — бурное физическое и половое развитие, котороеосознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти измененияпротекают по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитываютвлияние изменений, происходящих в организме подростка, на его психику иповедение. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутреннейсекреции повышается раздражительность, чрезмерная обидчивость, резкость и т.п.
Физическое и половоеразвитие порождает интерес подростка к другому полу и одновременно усиливаетвнимание к своей внешности. И поведение подростка определяется тем, каквзрослые помогают ему разрешать возникающие внутренние противоречия. Правда, вряде случаев взрослые имеют мало возможностей для помощи подростку. Так, вподростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценностьколлектива сверстников.
Подросток должен иметьвозможность устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями,учитывать особенности их личности и требований. Потребность в самоутверждениинастолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подростокготов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями,совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многие факты нарушения норм иправил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет вглазах товарища, уронить свою честь и достоинство – это самая большая трагедиядля подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания,которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание онрассматривает как унижение своей личности.
Стремление квзрослости. Особенноярко самостоятельность проявляется именно в подростковом возрасте. В этотпериод учащиеся многое уже могут делать самостоятельно и стремятся расширитьсферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурноразвивающейся потребности быть и считаться взрослыми, которая превращается вдоминирующую.
Стремление быть взрослымочень ярко проявляется и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремитсярасширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности.
Самосознание,самооценка, самовоспитание подростка. Психическое развитие подростка тесно связано с такимважнейшим новообразованием личности, как самосознание. Именно в этот периоднаблюдается бурное развитие самосознания, ориентировка личности на собственнуюоценку.
Самооценка начинаетпроявляться в младшем школьном возрасте, но там она отличается исключительнойнеустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивыйхарактер. Поведение и деятельность подростка во многом определяетсяособенностями самооценки. Так, при завышенной самооценке у подростков возникаютконфликты с окружающими.
Самооценка оказываетогромное влияние на самовоспитание подростка. Наиболее ярко это проявляется вих идеалах. При этом выбор идеала зависит от характера самооценки. Еслисамооценка адекватная, то выбранный идеал способствует образованию такихкачеств, как высокая требовательность, самокритичность, уверенность в себе,настойчивость, а если самооценка неадекватная, то могут формироваться такиекачества, как неуверенность или излишняя самоуверенность, не критичность. Итак,для нормального развития личности подростка очень важно, чтобы его самооценкабыла адекватной.
Самооценка возникает иформируется только в процессе общения подростка с другими людьми.Взаимодействуя с окружающими, подросток постоянно сравнивает себя с другими ипознает себя на основе этого сравнения. Взаимодействуя с окружающими, подростокпостоянно оценивается ими. Оценка окружающих и формирует самооценку. Еслиоценка не только адекватная, но и поддерживающая, то формируется адекватнаясамооценка. Если же подростка недооценивают или переоценивают, то формируетсянеадекватная самооценка.
Первоначально самооценканосит неустойчивый характер, затем она становится все более и более устойчивей.В связи с этим подросток постепенно освобождается от непосредственных влияний ситуаций,становится все более и более самостоятельным.
Эмоциональныеособенности подростка. Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоцииподростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подросткиотличаются большой страстью и вспыльчивостью. С этим связано неумениесдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. При встрече струдностями у подростка возникают сильные чувства противоречия, которыеприводят к тому, что подросток может не довести до конца начатое дело,уничтожить уже сделанное и т.д. В то же время подросток может быть настойчивым,выдержанным. Вот почему очень важно давать подросткам посильные задания,вооружать их соответствующими знаниями, умениями и навыками, способамидеятельности.
Подросткам свойственнобурное проявление своих чувств. Особенно частаяреакция возникает в состоянии утомления. Эмоциональная возбудимость подросткапроявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Онгорячее реагирует на все.
Эмоциональное переживаниеподростков постепенно приобретает большую устойчивость. Нередко чувствоподростка бывает противоречивым. Так, подросток с жаром защищает своего друга ив то же время знает, что его нужно осудить. Подросток может быть ивнимательным, и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и вто же время плакать от незаслуженной обиды, позабыв о своем достоинстве.
Подросток болеечувствительно относится к мнению коллектива. Он дорожит этим мнением, уважаетего, руководствуется им. Подросток не прощает оскорблений в присутствииодноклассников или других лиц. Это очень часто может вызвать острый конфликт.Иной характер приобретает дружба, которой подростки предъявляют достаточновысокие требования. Взамен от друга они требуют честности, верности,преданности.
1.2. Подростковыекризисы
Такое понятие как«подростковые кризисы» появилось относительно недавно. Наши предки просто незнали, что это такое. И дело тут вот в чем: раньше дети входили во взрослуюжизнь плавно и постепенно, выполняя с каждым годом все больше и больше взрослыхобязанностей. Трехлетний малыш в древности пас гусей, семилетний ребенок помогалотцу в поле, двенадцатилетний был уже практически полноценным работником ичувствовал себя вполне взрослым человеком. О каком «трудном возрасте» моглаидти речь?
Что происходит сейчас?Шестилетний ребенок идет в школу, от него требуют быть старательным, аккуратными хорошо учиться. Ну и славно. Дальше – двенадцатилетний подросток начинаетзадумываться о законах бытия и делает первые шаги к осознанию себя какличности, от него требуют всего-то быть старательным, аккуратным и хорошоучиться. Ну, еще посуду мыть за собой. Семнадцатилетний юноша мучаетсявопросами о своем месте в этом мире, а учителя говорят, что его задача все таже: быть старательным, аккуратным и хорошо учиться.
Тем временем подростоксовершает массу глупостей, терзается сам и доставляет неприятности окружающим,пытаясь донести до них всего-навсего одну простую мысль: «я уже не ребенок, я –личность!». Он просто еще не умеет объяснить это. Желая высказаться, он неможет найти правильных слов, переживает целую гамму чувств, но не в состоянии поройне то чтобы разобраться в них, но даже найти для них точные названия.
Подростки очень частопроявляют неожиданную решительную самостоятельность. Они делают невообразимыепрически, выбирают «кричащую» одежду, делают татуировки или пирсинг без ведомародителей. Такие самые неожиданные формы проявления подростковойсамостоятельности для этого возраста очень типичны. Но не стоит превращать их втрагедию или делать предметом семейного скандала. Это – верный путь котчуждению, потери теплоты и доверия в отношениях между родителями и детьми.Гораздо правильнее разобраться, чем же именно вызван тот или иной поступокподростка, каковы его психологические корни.
В подростковом возрасте уразвивающейся личности появляется ряд абсолютно новых социальных потребностей.Среди них и такая, как стремление к обособлению. Так в возрастной психологииназывается характерное для подростков желание быть включенным в какую-тогруппу, общность. Например, если девушка делает себе пирсинг, не поставив визвестность родителей и проявляя, таким образом, свою самостоятельность, онапытается выделиться из общей массы одноклассниц, обозначив свою элитарность.
1.3. Мотивыподросткового вранья
Основные причиныподросткового вранья:
1. Желание иметь своюличную жизнь. Стремление оградить свою личную жизнь от чужого вмешательства(даже, если чужие – собственные родители) – один из самых распространенныхмотивов подросткового вранья. Собственно, и взрослые обманывают детей по той жепричине, а вот ребенку такое же право предоставляется редко.
2. Цель вранья –заработать авторитет. Иногда подростки сохраняют склонность к фантазированию,характерную для детей младшего возраста. Они придумывают неправдоподобныеистории, в которых отводят себе главную роль. По мере взросления, этот видлживости сам собой проходит, но если в нем есть потребность, он перерождается.Ведь в этом возрасте сильно выражена реакция самоутверждения, особенно средисверстников, поэтому некоторые из подростков постоянно приукрашиваютдействительность, а то и открыто врут, чтобы заработать авторитет, выглядетьболее выгодно в глазах окружающих. И своим домашним тоже приходится врать.
3. Боязнь наказания. Ложькак способ защиты чаще всего встречается в семьях, где ребенка наказывают замалейший проступок и наказание по своей суровости несоизмеримо с тяжестьюсодеянного. Так вот, если ребенок начинает врать, то стоит поразмышлять надтем, не запугиваете ли вы его чем-либо. Может, таким образом, он простозащищается?
4. Нехватка родительскоговнимания. Лживость ребенка возникает как защитная реакция на собственныежизненные проблемы. Обычно такие подростки на просьбу психолога показать, какоеих место на шкале хороших и плохих людей, ставят себе очень низкие отметки. Невсегда получается, что это касается только «неблагополучных» подростков. Оченьчасто дети из хороших семей страдают от недостатка внимания матери и отца, чтотакже вынуждает их рассказывать в школе порой совершенно невероятные историипро родителей (чаще – про пап).
5. Обман в помощь другу.Здесь как раз речь идет об обмане из благих побуждений. Родители, требуя,например, выдать нарушителя дисциплины в классе, забывают о том, что еще напрошлой неделе учили своего ребенка быть настоящим другом. Рассказывали примерыиз классики, где настоящие друзья готовы ради друга на все.
6. Вранье изудовольствия. Это явное проявление мифомании – непреодолимой потребности волжи, вранье, обмане, мистификации окружающих. Когда подростки обманывают, у нихвсегда имеются мотивы: избежать наказания, уйти от ответственности, повысить вглазах окружающих свою значимость. Но мифоманы таких мотивов обычно не имеют.Их увлекает не столько желание ввести других в заблуждение, сколько самодействие, удовольствие врать, заниматься мифотворчеством. Мифомания родом издетства – когда маленький артистический фантазер придумывает всякие забавныеистории, которые воспринимаются родителями на ура. Такая родительскаястимуляция побуждает ребенка завоевывать симпатии и любовь через фантазии, апотом и вранье. Подросший ребенок продолжает врать, получая в награду удивление,смех, восторг. Такой способ самоутверждения вначале входит в привычку, а потомребенок становится зависим от него. Преодолеть этот способ поведения уговораминельзя, нужна поддержка психолога или психотерапевта.
1.4. Поведенческиереакции подростков
Подростковыйконформизм. Конформист– это человек, боящийся отличаться от большинства, он очень хочет во всемпоходить на других, перенимает идеи, моду, походку, манеры, словом, все, чтопопулярно в его среде. Переходный возраст – время конформизма. Удивительно,насколько взрослые дети боятся друг друга. Боятся, что кто-то будет смеятьсянад ними. Желание подстраиваться бывает настолько сильным, что подросткичувствуют себя неловко, если хоть чем-то отличаются от других.
Стремление приспособитьсястановится наиболее сильным в период взросления. Вот почему подростки частосбиваются в «стада», как овцы. Группа врачей решила провести эксперимент, чтобыузнать, как чувство стадности влияет на молодых людей. Для этого они пригласилиподростков в комнату и сказали им, что будут проверять зрение, чтобы узнать,насколько хорошо видит каждый часть комнаты, где все они сидят. Ученики сиделиочень близко и без всякого труда могли видеть все, что было перед ними. Насамом деле врачи изучали не зрение каждого из них, а влияние мнения большинствана сознание.
Врачи сказали: «Мыповесим перед вами несколько карточек. На каждой карточке три линии – линия А,линия В и линия С. Когда мы будем показывать на самую длинную линию,пожалуйста, поднимите руку, и мы увидим, что вы определили это правильно». Ониповторили указания, чтобы все поняли, что нужно делать, а потом повесили первуюкарточку и указали на верхнюю линию.
Однако один из учениковне знал, что остальные девять были заранее предупреждены не поднимать руку,когда показывают самую длинную линию. То есть их попросили отвечатьнеправильно.
Врачи повесили первуюкарточку и указали на линию А, которая была немного короче линии В. В этотмомент все девять учеников стали действовать по намеченному плану и дружноподняли руки. Непредупрежденный парень начал оглядываться по сторонам, не верясвоим глазам. Было очевидно, что линия В самая длинная, но все почему-тодумали, что длиннее линия А. Позже он признался: «Я подумал, что пропустилсамое главное и решил делать то, что все, чтобы надо мной не смеялись». Поэтомуон старательно поднимал руку вместе с группой.
Потом исследователи сноваповторили задание: «Поднимайте руку только тогда, когда мы показываем самуюкороткую линию».
Проще не придумаешь! Былавывешена вторая карточка, и снова девять человек ответили неправильно.Запутавшийся парень явно нервничал, но, в конце концов, поднял руку со всемивместе. Снова и снова он поднимал руку вместе с группой, хотя знал, что отвечалнеправильно.
В поведении этого молодогочеловека нет ничего необычного: более 75% молодых людей, проходивших через этоттест, поступали именно так. Они раз за разом повторяли, что короткая линиядлиннее самой длинной! У них просто не хватало мужества сказать: «Группаошибается. Я не могу объяснить почему, но все эти ребята запутались». Лишьнебольшой процент – 25 из 100 – нашли в себе мужество выступить против группы.
Вот что давлениесверстников делает с неуверенными людьми, какими в большинстве своем и являютсяподростки.
Этот эксперимент позволилвыявить еще одно интересное качество. Если хотя бы один из других учениковназывал правильно линию, вероятность того, что и изучаемый ученик сделает то,что считает правильным, заметно возрастала. Это значит, что если у ребенка естьхотя бы один друг, который будет стоять на его стороне наперекор коллективу, унего самого тоже добавится мужества. Но когда подросток совсем один, ему оченьтрудно отстоять свое мнение.[3;154].
Боязнь отверженности. Когда подросток чувствует себя глупои неуверенно, когда он сам себе не нравится, тогда он очень боится насмешек итого, что друзья его отвергнут. Их проблемы кажутся им и без того слишкомсерьезными, чтобы еще и осложнять их несогласием с большинством. Поэтомуподросток и одевается как все, говорит как все, и все их идеи становятсятакими, как у всех. Подросток боится поднять руку, когда на уроке он знаетправильный ответ, или выразить собственное мнение. Все эти типы поведения имеютнечто общее: они порождены ощущением неуверенности. Здесь можно говорить о боязнибыть отвергнутым коллективом, боязни не получить приглашение на вечеринку,боязни не понравиться, потерпеть неудачу.
Как вы думаете, почемуалкоголизм среди подростков становится такой серьезной проблемой? По какойпричине молодежь курит, зная, что эта вредная привычка укорачивает жизнь,загрязняет легкие, увеличивает опасность заболеть раком и разрушает кровеносныесосуды? Почему подростки берут эту первую сигарету и втягивают вредный дым всвои молодые легкие? Чаще всего это начинается с того, что «друг» предлагаетсигарету тому, кто раньше не курил. И, к сожалению, не курящему не хватает силсказать: «Ни за что!»
Клиническим психологамтребуется знать особенности подросткового возраста не только с точки зренияпсихологических и социальных подходов, но и в плане подростковой психиатрии.Здесь необходимо обратить внимание на определенные формы типичныхповеденческих реакций подростков на ту или иную социальную ситуацию, еще неявляющиеся патологическими, но иногда таящие в себе опасность перерасти в «краевыепсихопатии. К таким реакциям принять относить реакции оппозиции, имитации,компенсации, гиперкомпенсации, эмансипации, группирования и некоторые другиереакции, обусловленные формирующимся половым влечением:
— реакция оппозиции – это активный протест, причинойкоторого могут быть слишком высокие требования, предъявляемые к подростку,непосильные нагрузки, утраты, недостаток внимания со стороны взрослых. Возникаяв детстве, оппозиция усиливается в подростковом периоде;
— реакция имитации – проявляется в стремлении подражатьопределенному образу, модель которого диктуется, как правило, компаниейсверстников. Реакция может быть причиной нарушения поведения, если образец дляподражания – асоциальный;
– реакция гиперкомпенсации – выражаетсяв настойчивом стремлении подростка добиться успеха в той области, в которой онслаб. В некоторых случаях неудачи заканчиваются нервным срывом;
— реакция эмансипации– проявляется встремлении освободиться от опеки, контроля и покровительства старших. Онараспространяется на порядки, законы и «стандарты» взрослых. Потребность вэмансипации связана с борьбой за самостоятельность, самоутверждение себя какличности. В повседневном понимании это стремление сделать все «по-своему», вкрайних вариантах – уход из дома;
— реакция группирования– филогенетическийстадный инстинкт. Группы в среде подростков возникают и функционируют по своим,еще недостаточно изученным законам, среди которых наибольшую опасностьпредставляет так называемая «автономная мораль», не совпадающая с требованиямиродителей, школы, законов. Особенно сильна она у несовершеннолетнихправонарушителей и преступников. Именно такая группа становится регуляторомповедения для педагогически запущенных подростков. Особенно легко объединяютсяв группы наркоманы, социально распущенные, неустойчивые подростки, имеющие опытасоциального поведения.
Достаточно часто вповедении подростков проявляется агрессивность. Агрессия – этооднобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящеек искажению, необъективности, неверности понимания действительности, кнеадекватному поведению. Часто анализ показывает, что агрессия преследовалакакую-либо позитивную цель для человека, но выбранный агрессивный способповедения является неудачным, неадекватным, приводит к обострению конфликта иухудшению ситуации. [11;34].
1.5. Психическиерасстройства и нарушения. Их профилактика. Методы медицинской и психологическойпомощи
В 1980 г. было принятоЕдиное руководство по диагностике психических нарушений, которое классифицируетпсихические заболевания на основе видимых проявлений аномалий поведения.Выделяют две большие группы:
— тяжелые психическиерасстройства;
— расстройства личности.
В первой группе выделяютподвиды:
— расстройства детского иподросткового возраста;
— расстройстваорганического происхождения;
— функциональныерасстройства.
Расстройства детского иподросткового возраста:
— умственная отсталость;
— расстройства внимания(гиперактивность);
— эмоциональные нарушения(страхи, тревоги);
— нарушения сна и контроляфункций выделения (энурез, энкопрез);
— детский аутизм;
— расстройства аппетита(анорексия, булимия);
— расстройства поведения:стереотипные движения (тики);
— антисоциальноеповедение (агрессивное поведение, социальные психопаты).
Нарушение интеллектуальнойдеятельности можетбыть следствием астенических состояний (повышенная утомляемость, нервноеистощение, головные боли, ослабление памяти, внимания, работоспособности).
Реактивные состоянияподростков – нервно-психические нарушения, возникающие у ребенка вследствиетравмирующих его психику ситуаций.
Конфликтные переживанияподростков – возникают вследствие травмирующих ситуаций в семье или в школе,характеризуются столкновением в сознании подростка противоположно окрашенныхаффективных отношений к тому или иному близкому ему лицу или к создавшейсяситуации.
Психическая анорексия (отказ от пищи) встречается удевушек с 12 лет до 15, что приводит к крайнему похуданию и даже смерти в(7-20%).
Булимия (обжорство), свойственная 10-20%девушек в возрасте от 12 до 15 лет, сопровождается перееданием, после которогоискусственно вызывается рвота или применяются слабительные. Психологи оцениваютбулимию как невротический способ избавления от подавленности и тревоги отповседневных проблем, превращая их в чувство облегчения, вины, стыда; также истрах быть отвергнутым противоположным полом в сочетании с отсутствиемсамоуважения бессознательно подталкивает к булимии.
Антисоциальноеповедение подростков(социальные психопаты) проявляется вагрессивности, в направленности только на свои интересы, в неспособности думатьо благополучии других людей и предвидеть последствия своих действий, поэтомусовершают преступления и не испытывают раскаяния по поводу причиненного зла
Психопатические формыповедения подростков:психопатия – аномальное течение детского развития, патология характера, когданаряду с полноценным умственным развитием происходит недоразвитие илисвоеобразные изменения в эмоционально-волевой сфере вследствие социальныхдефектов воспитания и некоторых биологических факторов предрасположенности.
Органическаяпсихопатия проявляетсяв недоразвитии чувств и воли, в неспособности регулировать свое поведение всоответствии с предъявляемыми к ним требованиями: аффективные вспышки,агрессивность, не слушают родителей, учителей, не делают уроки, убегают из домаи т.п.
Эпилептоиднаяпсихопатия – застреваниена переживаниях, угрюмость, подозрительность, аффективные вспышки, порой досудорожных припадков, мстительность, злобность.
Шизоидная психопатия –пониженная потребностьв общении, замкнутость, большая ранимость, неуверенность в себе, склонность кразвитию абстрактного мышления при моторно-двигательном недоразвитии ипрактической неприспособленности к быту жизни.
Истерическиепсихопатии –эгоцентризм, капризность, неустойчивость настроения, истерические реакции.
Параноидныерасстройства представляютстойкие формы бреда преследования, ревности, мании величия как навязчивой идеи.
Аффективныерасстройстваподразделяют на:
1) маниакальные –подросток возбужден, болтает, перескакивает с одной мысли на другую, хохочет,затем наступает период депрессии, полной пассивности, ощущения бесполезностижизни, затем вновь период возбуждения;
2) глубокая депрессия –тоска, отчаяние, отказ от пищи, желание смерти;
3) невротическая депрессия– утомление, стресс, отказ от всякого вида деятельности;
Тревожные состояния подразделяют:
1) паническоерасстройство – общий страх, ужас, тревога вне связи с конкретной ситуацией;
2) фобии – иррациональнаясильная боязнь чего-либо;
3) обсессивно-компульсивныерасстройства – навязчивые сомнения, страхи, непреодолимые желания совершатьопределенные действия, чтобы освободиться от тревог; человек осознаетабсурдность своих действий, но отказаться от них не может.
Соматоформныерасстройствасопровождаются телесными недомоганиями, хотя органических причин и нарушенийнет.
Психосексуальныерасстройства разнообразны,подразделяются на:
1) нарушения половойидентификации: транссенсуализм – желание быть существом противоположного пола;
2) парафилии – сексуальноеудовлетворение связано с необычными объектами или формами активности, например:
— трансвестизм –потребность мужчины одеваться и вести себя по-женски, но он не хочет изменятьсвой пол и вступать в гомосексуальные отношения;
— фетишизм – половоевозбуждение вызывает определенная часть тела или какой-то предмет;
-зоофилия – предпочтениесексуальных отношений с животными;
— вуайеризм – получениесексуального удовольствия, когда происходит наблюдение за сексуальной близостьюдругих людей;
Методы медицинской ипсихологической помощи. Медицинский подход к лечению психических расстройств отдает предпочтениебиологическим методам: используют электрошок; нейрохирургическое – разрушениеотдельных участков лобных долей или перерезка нервных пучков, связывающих лобныедоли с некоторыми нервными центрами и т.д.
Психологический подход клечению представлен различными видами психотерапии. Все психотерапевтическиеметоды можно разделить на два вида: интрапсихическая терапия, которая делаетупор на осознании больным своих проблем, и поведенческая терапия, стремящаясяизменить само поведение человека. 80% пациентов после психотерапии улучшаютсвою адаптацию и чувствуют себя лучше, чем те, кто лечился без психотерапии.
Интрапсихическаятерапия базируетсяна подходе, что аномальное поведение человека является следствием неадекватнойинтерпретации им чувств, потребностей и побуждений, поэтому необходимо выявитьбессознательные побуждения человека, лежащие в основе его поведения, помочьчеловеку понять причины его плохого приспособления к реальности, воздействоватьна восприятие, мысли, чувства человека.
Поведенческая терапия исходит из того, что поведениечеловека является приобретенным, поэтому надо заменить неадекватное поведениедругим поведением, которое более адекватно. Следует человека переобучить,изменить или устранить неадаптивные формы поведения. Поведенческая терапия (врамках бихевиоризма) включает 4 подхода: контр-обусловливание, оперантныеметоды, терапию с предъявлением модели и процедуры самоконтроля. К контр-обусловливаниюотносят: систематическую десенсибилизацию, при которой раздражитель,вызывающий аномальную реакцию, ассоциируют с ответом, противоположнымнеадаптивному ответу пациента; имплозивную терапию, стремящуюся вызватьу человека «взрыв» тревоги, когда его «бросают» в самую страшную ситуацию и ондолжен привыкнуть к ней до полного исчезновения тревоги; аверсивноеобусловливание, при котором неприятное ассоциируют с ситуацией,доставляющей удовольствие, но являющейся нежелательной формой поведениячеловека.
Оперативные методы включают процедуры формированияжелательных форм поведения у детей и взрослых, например, следует найти болееэффективное и действенное вознаграждение, с помощью которого у ребенкавырабатывают нужное поведение, или применяют метод накопления жетонов –за каждое хорошее действие, за поведение в желательном направлении человекувыдается «жетон», когда у него накапливается определенное количество «жетонов»,он получает какие-то привилегии, ценные для него. Терапия с предъявлениеммодели стремится к выработке у пациента новых форм поведения путемподражания тем образцам, которые ему предлагает терапевт. Процедуры ссамоконтролем рассчитаны на то, что за всякое улучшение поведениявознаграждать себя должен сам пациент.
Среди интрапсихическихподходов, следует выделить психоанализ, цель которого – датьпациенту возможность понять подсознательные корни своих проблем и тем самымосвободить связанные с ними эмоции и чувства. Психоанализ успешно можетприменяться с 13 лет, эффективнее для интеллектуальных людей и у подростков илимолодых людей, он включает следующие методы:
1. Установление глубокихэмоциональных отношений терапевта и пациента, чтобы стал возможным переносположительных или отрицательных переживаний пациента на терапевта, как своеобразнаяпроекция отношения пациента к отцу или матери.
2. Применение методовинтерпретации снов, свободных ассоциаций, поиска колебаний и сопротивленийпациента для выявления его главных проблем. Объяснения терапевта побуждаютчеловека вновь эмоционально пережить события детства и соотнести их ссимптомами, которые проявляются в данное время.
3. Методы ребефинга идианетики также направлен на поиск и устранение бессознательных подавленныхкомплексов и бессознательных записей-инграмм, связанных с ситуациями, содержащимифизическую боль или болезненно-неприятные эмоции.
4. Гуманистическаятерапия, основанная на клиенте, исходит от того, что человек лучше всего самспособен определить причины и найти способ решения своих проблем, стоит емутолько оказаться в благоприятных для этого условиях, тогда терапевт даетвозможность человеку выразить мысли и чувства и этим помогает ему осознать, какон воспринимает себя сам и как его воспринимают другие люди.
5. Гештальттерапияисходит из того, что психические расстройства обусловлены тем, что личностьчеловека не составляет единого целого, т.е. гештальта. Цель состоит в том,чтобы установить связь между всеми аспектами своей личности: физическимиощущениями, собственными мыслями, персонажами сновидений, своих фантазий, в результатедостичь полного осознания собственного «Я», формирования целостной гармоничнойличности, обладающей самостоятельностью.
6. Эмотивно-рациональнаятерапия исходит из того, что расстройства поведения возникают из-заиррациональных «катастрофических» мыслей человека, которые возникают в сложныхситуациях. Цель: вместе с пациентом анализировать ситуацию и выводы, которые изнее извлек человек, помочь ему понять те иррациональные моменты, которые есть унего в мыслях.
7. Трансакционный анализнаправлен на осознание человеком характера его взаимодействий с другими людьми;он должен осознать, когда он играет роль Ребенка, когда роль Взрослого, иперестать играть эти неосознаваемые роли Ребенка и Родителя, взяв на себяобязательство в общении с определенной группой людей вести себя как Взрослый,более сознательно и реалистично (Э. Берн).
8. Психодрама направленана то, чтобы раскрыть человеку его самые глубинные эмоции, помочь емуосвободиться от своих переживаний во время «импровизации», получить эмоциональнуюразрядку и разрешение проблемы, взглянуть на себя, свое поведение и проблемы состороны (Морено).
9. Социальнаяпсихотерапия позволяет человеку восстановить гармоничные отношения с другимипутем обсуждения с ними общих чувств, мыслей и проблем. К этому психотерапевтическомуподходу относят группы роста, семейную терапию и групповую терапию. Цельсемейной терапии, в которой участвуют все члены семьи, состоит в том, чтобывыявить «больные» точки их взаимоотношений, найти новые подходы в общении сцелью улучшить семейный микроклимат.
Методы психотерапиинаходят все более широкое применение, т.к. существует объективная необходимостьих применения, поскольку около 70% подростков проявляют поведениеневротического типа, а тяжелыми формами неврозов страдают 5-10% всегонаселения, в то время как прекрасное психическое здоровье имеют лишь 24%подростков в возрасте от 13 до 15 лет, и всего лишь 15% людей более старшеговозраста.
II. Проблема и влияниепсихосоматических расстройств у подростков в практике современной школы
2.1. Методикапроведения исследования
В нашей практическойчасти работы мы воспользуемся констатирующим экспериментом – то есть таким,который направлен на выявление и объективную фиксацию стойких связейразнообразных психологических параметров, не внося каких-нибудь изменений илипревращений в объект исследования. Модели констатирующего экспериментаразнообразны. Мы применили модель, которая допускает изучение регулярнойвзаимной совокупности впереди определенного списка психологических параметров.
Метод исследования –анонимное анкетирование: ученикампредлагается ответить на ряд вопросов, указавши толь свой возраст и пол. Как было сказано раньше, более 70% подростков подверженыневрозам и у них повышен уровень тревожности. На основании этого мы будемиспользовать методику уровня подростковой тревожности. Анкета составлена извопросов, где испытуемому на каждый вопрос предлагается однозначно ответить«Да» или «Нет». Наибольшая эффективность использования данного метода лежит,во-первых, в большей откровенности ответов, беря во внимание анонимность;во-вторых, анкетирование путем раздачи ученикам листов с предварительнозаготовленными вопросами, позволяет собрать информацию за небольшой отрезоквремени; в-третьих, практически исключены неискренность и неточность ответов,поскольку данный метод по возможности препятствует различным действиям научеников со стороны (каждый работает молча, только со своим рабочим листком).
Место проведенияисследования – средняя школа №19.
Выборка испытуемых –ученики 12-14 лет (7-8 классы) в количестве 50 человек.
Объектисследования:подростковый возраст.
Предметисследования:психосоматические расстройства у подростков.
Гипотезаисследования лежитв том, что мы допускаем, что большинство подростков подвержены неврозам и ихуровень тревожности значительно повышен.
Поэтому наша задачазаключается в том, чтобы изучить уровень тревожности подростков, насколько имсложно самовыражаться, насколько они боятся несоответствовать ожиданиямокружающих и т.д.
С целью проверки этихположений на практике мы и проводим исследование группы подростков методоманонимного анкетирования. Ученикам были розданы листы с предварительнонаписанными вопросами. Им предлагалось заполнить анкету, указав свой пол ивозраст.
Вопросы анкеты:
1. Трудно ли тебедержаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты,когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебеработать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебевременами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, чтокто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется,чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь,что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешьсяпри ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой,что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупуюошибку?
9. Дрожат ли у тебяколени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твоиодноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, чтотебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебявопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли тыизбегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, невыбирают?
14. Бывает ли временами,что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебявозникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чтохочешь ты?
16. Сильно ли тыволнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебеполучать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли тывременами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твоиодноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своиходноклассников?
21. Выполнив задание,беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь вклассе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнил?
23. Снится ли тебеиногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребятотносятся к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты болееусердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе срезультатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешьо том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли тывременами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, чтотвое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собираетсяпроверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешьхорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешьвыслужиться?
30. Хорошо ли ты себячувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особымвниманием?
31. Бывает ли, чтонекоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь,теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, чтобольшинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34. Часто ли ты боишьсявыглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем,как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мамав организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебякогда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты вбудущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешьсяв школу также хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли тызадумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способныеученики какими-то особыми правилами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторыеиз твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем,как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себячувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ливременами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, чтобеспокоишься о своих дошкольных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешьответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером тылежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будетзавтра в школе?
49. Работая над труднымзаданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошознал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоярука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, чтоначинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классузадание?
52. Пугает ли тебяпроверка твоих знаний в школе?
53. Когда учительговорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что несправишься с ним?
54. Снилось ли тебевременами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55. Когда учительобъясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше,чем ты?
56. Беспокоишься ли ты подороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешьзадание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоярука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
2.2. Анализырезультатов исследовательски-экспериментальной работы?
В результате проведенногоисследования был получен ряд данных, которые мы поддали дальнейшей обработке илетальному анализу. При обработке результатов выделяют вопросы, ответы накоторые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом – этопроявление тревожности. При обработке результатов подсчитывается:
1. Общее числонесовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышеннойтревожности подростка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – овысокой тревожности.
2. Число совпадений покаждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожностиопределяется также, как в первом случае. Анализируется общее внутреннееэмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех илииных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы:
1. Общая тревожность вшколе – 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54,55, 56, 57, 58 ∑=22
2. Переживаниесоциального стресса – 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 ∑=11
3. Фрустрация потребностив достижении успеха – 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 ∑=13
4. Страх самовыражения –27, 31, 34, 37, 40, 45 ∑=6
5. Страх ситуациипроверки знаний – 2, 7, 12, 16, 21, 26 ∑=6
6. Страх несоответствоватьожиданиям окружающих – 3, 8, 13, 17, 22 ∑=5
7. Низкая физиологическаясопротивляемость стрессу – 9, 14, 18, 23, 28 ∑=5
8. Проблемы и страхи вотношениях с учителями – 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 ∑=8
Ключ к вопросам: