КОМИТЕТ ОБЩЕГО ИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛЕНИНГРАДСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА»
ФАКУЛЬТЕТПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРАПСИХОФИЗИОЛОГИИ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
«Психологическиеособенности нехимических зависимостей»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Работу выполнила:
Студентка 2 курса774гр.
Дневного отделения
Никитюк И.В.
Научный руководитель:
ст. преподавательБрянцева Е.В.
«__»____________2009г.
Санкт-Петербург
2009
Оглавление
Введение
Глава1. Виды нехимических аддикиций
1.1Гэмблинг
1.2Трудоголизм
1.3Спортивная аддикция
1.4Аддикция отношений
1.5Ааддикцияк покупкам
1.6Религиозная аддикция
Глава2. Интернет – аддикции у подростков
2.1 Психологические механизмыформирования интернет-аддикции. Достижениеидеального «Я» в виртуальном образе
2.2Хакерство, как форма интерент – аддикции
2.3 Профилактика интернет – аддикции
Заключение
Списоклитературы
Введение
аддикциянехимический
Темой данной курсовойработы является: «Нехимические аддикции». В настоящее время термин «аддикция»чаще используется в психологии. Аддикция — состояние сознания человека,характеризующееся уходом от реальности с помощью искуственных, часто химическихсредств (никотин, алкоголь, наркотики). Устойчивое их употребление формируетаддиктивное поведение и проявляется в виде курения, алкоголизма, наркомании и т.п. Есть приемлемые обществом формы аддикции: духовные практики, медитации, влюблённость,творчество, трудоголизм, экстремальный спорт, а также социально опасные: игромания,интернет-зависимость, ожирение, сексуальные извращения, токсикомания, наркозависимостьи другие. Аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизнипутем изменения состояния своего сознания. Изучением этого явления занимается клиническаяпсихология и социология.
Актуальность даннойтемы обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, нашевремя характеризуется значительной быстротой изменений, к которым человекпросто не успевает адаптироваться. Во- вторых, необходимо выявитьиндивидуально-психологические и личностные особенности людей, предрасположеннымк нехимическим аддикциям.
Целью данной работыявляется анализ причин нехимических зависимостей и выявление особенностейотношения к ним.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотретьвиды нехимических зависимостей;
2. Раскрытьпсихологические особенности людей страдающих нехимическими зависимостями;
3. Проанализироватьинетрнет – аддикции у подростков.
Глава 1. Видынехимических аддикиций
1.1Гэмблинг
Азартные игрыАддиктивные расстройства лучше изучать на примерах аддикции, не связанных сприемом химических веществ, которые оказывают токсическое воздействие наорганизм человека и тем самым осложняют понимание основных механизмов аддикциив чистом виде. Азартные игры (гэмблинг) относятся к аддикции, не связанной сприемом каких – то веществ, изменяющих психическое состояние. Согласноамериканскому диагностическому и статистическому руководству по классификациипсихических расстройств DSM – III – R (1987), основной чертой патологическогогэмблинга является «хроническая и прогрессирующая неспособность сопротивлятьсяжеланию участвовать в азартных играх и участие в азартных играх, котороекомпрометирует, разрушает или повреждает личные, семейные или профессиональныеинтересы. Участие в азартных играх, стремление к нему и активность в этомнаправлении усиливаются в периоды стресса. Проблемы, возникающие как результатгэмблинга, ведут к интенсификации участия в азартных играх». Обращаетсявнимание на наиболее частые проблемы, связанные с участием в азартных играх. Кним относятся прежде всего хронические долги, невыполнение долговыхобязательств и другие виды финансовой безответственности. Характерны нарушенныесемейные отношения, недобросовестное отношение к работе, различного родапротивозаконные действия с целью получить деньги для расчета с долгами.
В последнеевремя проблема азартных игр приобрела исключительно большее значение в связи свключением в ее сферу все более распространяющихся денежных игровых автоматов иповсеместного открытия казино. Разнообразное, привлекающее внимание своимкрасивым видом, мелькающими огоньками, приятными акустическими эффектамиоборудование оказывает сильное суггестивное влияние на многих людей. Имеетнемаловажное значение также кажущаяся легкой возможность выиграть значительнуюсумму денег в течение очень короткого времени. Игровые автоматы чрезвычайношироко распространились во многих странах, успешно вытесняя другие видыразвлечений. Так, например, уже в конце 70 – х годов в Великобритании, особеннов небольших городах, возникла проблема низкой посещаемости кинотеатров, вплотьдо необходимости их закрытия, за счет возрастающей популярности залов игровыхавтоматов. В США, по данным Conrad (1978), количество «проблемных гэмблеров» –аддиктивных игроков, настолько зависимых от игровых автоматов, что их жизньоказывалась полностью подчиненной этой страсти, колебалось от 4 до 10 млн. Всвязи с этим многие американские исследователи считают азартные игры серьезнойсоциальной проблемой, представляющей угрозу для части населения. Проблемаусугубляется тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление,снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем и играрассматривается как приятное проведение времени. По этому механизму постепеннонаступает втягивание и развивается зависимость. Ц. П. Короленко и Т. А. Донских(1990) выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видоваддиктивного поведения. К ним относятся следующие:
1. Постояннаявовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры;
2. Изменение кругаинтересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре,преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями;
3. «Потеряконтроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большоговыигрыша, так и после постоянных проигрышей;
4. Состоянияпсихологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся черезсравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, струднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по рядупризнаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаютсяголовной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением,нарушением концентрации внимания;
5. Характернопостепенное увеличение частоты участия в игре, стремление к все более высокомуриску;
6. Периодическивозникают состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», всепреодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре. 7. Быстронарастающее снижение способности сопротивляться соблазну, что выражается в том,что лица, решившие раз и навсегда покончить с играми, при малейшей провокации(встреча со старыми знакомыми по игре, разговор на эту тему, участие в обычной,неазартной игре и др. ), как правило, возобновляют участие в азартных играх.
Следует такжеподчеркнуть, что лица, участвующие в азартных играх, сравнительно частозлоупотребляют алкоголем, а также прибегают к употреблению наркотическихпрепаратов, т. Е. включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения.Для них достаточно типичны также резкое нарушение межличностных отношений,семейные конфликты, разводы, безответственность, нарушение трудовой ипроизводственной дисциплины, частая смена работы, совершение прямых нарушенийзакона.
В настоящеевремя представляется возможным выделить некоторые предрасполагающие факторы,создающие повышенный риск развития этой формы аддиктивного поведения. К нимотносятся неправильное воспитание в семье, включая его различные варианты:недостаточную опеку, непостоянство и непрогнозируемость отношений, чрезмернуютребовательность, сочетаемую с жестокостью, установки на престижность. Большоезначение имеют участие в играх родителей, знакомых, частые игры в домашнейобстановке на глазах у ребенка или подростка. Имеются данные о том, чтоблагоприятную почву для развития игровой аддикции создает «вещизм», переоценказначения материальных благ, фиксирование внимания в семье на финансовыхвозможностях и затруднениях, зависть к более богатым родственникам илизнакомым, убеждение в том, что все проблемы в жизни связаны только сотсутствием денег. В заключение отметим, что азартные игры с появлением ихиндустрии в современных условиях стали качественно новым явлением. Существуетбольшое разнообразие игр, ставших демократичными и доступными практически длякаждого человека. Аддикция к игре начинается тогда, когда после участия в нейчеловек продолжает с большим постоянством думать об игре и стремится сноваучаствовать в ней. В связи с восторженностью он поначалу рассказывает об этом,приглашает посетить это действо. Постепенно этот способ проведения времени всеболее часто повторяется, становясь не самым лучшим способом проведения времени,предпочитаемым всем другим, тем самым оказывая на человека деструктивноевлияние.
1.2 Трудоголизм
Термин «работоголизм»был предложен в начале 70-х годов 20 века W. Oates, священником и профессоромпсихологии религии, который издал книгу «Признания работоголика» (“Confessionsof a Workaholic»). W. Oates определил работоголизм как аддикцию к работе,компульсию или неконтролируемую потребность к непрерывной работе.
Уже первые работы,посвященные работоголизму, выявили его сходство с другими видами химическойзависимости .B. Robinson описал работоголизм как ситуацию, когда работапредпочитается человеком в качестве ухода от переживаний о своем эмоциональномсостоянии и по поводу проблем личной жизни. По мнению G. Porter работоголизмомстрадает каждый четвертый работающий человек, а B. Killinger утверждает, что кэтой респектабельной форме аддикции особенно склонны медицинские работники.
Как и всякая аддикция,работоголизм является бегством от реальности посредством изменения своегопсихического состояния, которое в данном случае достигается фиксацией наработе. Причем работа не представляет собой того, что она выполняет в обычныхусловиях: работоголик не стремится к работе в связи с экономическойнеобходимостью, работе не является и одной из составных частей его жизни – оназаменяет собой привязанность, любовь, развлечения, другие виды активности .B.Killinger рассматривает трудоголизм одновременно как негативный и сложныйпроцесс, который в конечном счете влияет на способность индивида должнымобразом функционировать. У трудоголиков существует компульсивный драйвдобиваться признания и успеха, который, однако, может привести их к невернымрешениям и личностному краху.
Одной из важныхособенностей работоголизма является компульсивное стремление к постоянномууспеху и одобрению со стороны окружающих. Аддикт испытывает страх потерпетьнеудачу, «потерять лицо», быть обвиненным в некомпетентности, лености,оказаться хуже других в глазах начальства. С этим связано доминирование впсихологическом состоянии чувства тревоги, которое не покидает работоголика ниво время работы, ни в минуты непродолжительного отдыха, который не бываетполноценным из-за постоянной фиксации мыслей на работе. Работоголик становитсянастолько фиксированным на работе, что постоянно отчуждается от семьи, друзей,все более замыкаясь в системе собственных переживаний.Вместе с тем,исследование числа разводов среди австралийских психологов с признакамиработоголизма и без них, проведенное R. Burke с коллегами, не обнаружилокаких-либо значимых различий.
Лживость, типичная длявсех аддиктов, характерна и для респектабельных работоголиков. A. Wilson-Schaefи D. Fassel описали три уровня обмана, которые используют эти аддикты:
1. Ониобманывают сами себя. Целью этого обмана является прерывание контакта со своимичувствами, осознаванием происходящего, со своими настоящими потребностями.
2. Ониобманывают окружающих членов семьи, коллег, провоцируя нечестность внутрисемейной или рабочей системы.
3. Ониобманывают мир в целом, стараясь произвести ложное впечатление на окружающих.
Действительно, аддиктубеждает себя и окружающих в том, что он работает ради денег или другойабстрактной цели. Такая защита принимается обществом. Человек не понимает, чтотакой способ «траты» себя является тупиковым, не реализует потенциальныевозможности. Вне работы (болезнь, увольнение и т.д.) работогольная аддикциялегко сменяется другой, чаще химической аддикцией.
Работоголик кроме тогооказывает влияние на других членов семьи, не получающих от него эмоциональнойподдержки. Члены семьи либо видят в нем пример, либо не принимают и идут попути более деструктивных аддикций. Дети работоголиков часто злоупотребляют ПАВ.
Вместе с тем, следуетучитывать, что работоголизм может явиться «спасительной» аддикцией для бывшихнаркоманов и алкоголиков на этапе реабилитации.
1.3 Спортивная аддикция
В современной науке оспорте принято различать спорт для здоровья (то, что раньше называлосьфизической культурой) и спорт высших достижений (профессиональный). Кроме того,выделяют и так называемые экстремальные виды спорта, которые в наши днизавоевывают все большую популярность. Бесспорно, физическая активность и спортповышают качество жизни. Парадоксально, что, несмотря на огромную пользуспорта, среди специалистов существует неформальный консенсус, что физическаяактивность может приносить и вред. Из негативных эффектов спорта исследователичаще всего говорят об аддикции упражнений. Именно спорт высших достижений иэкстремальный спорт несут в себе наибольший аддиктивный потенциал. Это находитподтверждение и в пока единичных экспериментальных исследованиях. Венгерскиеисследователи недавно опубликовали работу, где показали, что удельтапланеристов (экстремальных спортсменов) ангедония как проявление симтомовотмены вне занятий спортом выражена существенно больше, чем у спортсменов,занимающимися менее рисковыми видами спорта.
Стандартного иобщепризнанного определения аддикции упражнений не существует. Ее описаниявключают поведенческие (например, частота тренировок), психологические(патологическая приверженность) и физиологические факторы (напр.,толерантность). Наибольшее признание получило определение, предложенноеD.Veale, который выдвинул набор критериев для диагностики данного видазависимости, основанный на критериях DSM-IV для химической зависимости, которыевключают и биомедицинские (толерантность, симптомы отмены), и психосоциальные(нарушение социального и профессионального функционирования) ракурсы.
Основываясь наопределении D.Veale, аддикция упражнений описывается как многомерныймалоадаптивный паттерн тренировок, приводящий к клинически значимому ухудшениюили недомоганию, проявляющемуся в виде трех и более из нижеперечисленныхпризнаков:
● Толерантность– потребность во все увеличивающемся количестве тренировок для достиженияжелаемого эффекта или ослабление эффекта прежнего объема тренировок.
● Симптомы отмены(тревога, утомление), для устранения которых требуется привычный (или дажебольший) объем физической нагрузки.
● Эффектынамерения – когда человек выполняет более интенсивную или длительную физическуюнагрузку, чем намеревался.
● Потеря контроля– настойчивое желание или неудачные попытки снизить объем тренировок или взятьих под контроль.
● Время –огромное количество времени тратится на деятельность, необходимую для полученияфизической нагрузки.
● Конфликт –сокращение важной деятельности, направленной на общение, работу или отдых,потому что она препятствует запланированному объему тренировок.
●Продолжительность – тренировки продолжаются, несмотря на знание о существованиифизических или психологических проблем, которые были вызваны этими тренировкамиили усугублены ими.
Исследованияженщин-спортсменок, показали, что те спортсменки, которые, предположительно,проявляли признаки первичной аддикции упражнений, по большей части не имелисущественных отличий от контрольной группы по психическим отклонениям иличностному профилю. Напротив, испытуемые с пищевыми девиациями, независимо отналичия у них аддикции упражнений, проявляли относительно высокий уровеньпсихических нарушений, нейротизма, зависимости и импульсивности, пониженнуюсамооценку, большую озабоченность своим телом и весом, а также искаженные представленияо последствиях отказа от тренировок. При отсутствии пищевых девиаций женщины,считавшиеся зависимыми от тренировок, практически не проявляли признаковпатологии. Таким образом, D. Bamber с коллегами попытались доказать, чтоаддикция упражнений не существует в качестве отдельного, самостоятельного ипервичного отклонения, а проявляется всегда только в контексте нарушенияпищевого поведения.
1.4 Аддикция отношений
В чистом видехарактеризуется привычкой человека к определенному типу отношений. Аддиктыотношений создают «группу по интересам». Члены этой группы постоянно и судовольствием встречаются, ходят друг к другу в гости, где проводят многовремени. Жизнь между встречами сопровождается постоянными мыслями о предстоящемсвидании с друзьями.
Следует отметить, чтопривязанность человека к определенной группе может перейти в аддикциюотношений. Реабилитационные терапевтические сообщества, поботающие по программе12-ти шагов, такие как АА (анонимные алкоголики), АН (анонимные наркоманы), АК(анонимные кокаинисты) и др., при всей безусловной пользе в плане воздержанияот приема ПАВ делают их членов аддиктами общения в данном сообществе. Выход изсообщества, как правило, заканчивается рецидивом. Жизнь, в том числе дажепроведение досуга, отпуска, становится немыслимой без постоянного общения ссебе подобными. Нечто похожее мы наблюдаем и в ряде реабилитационных центров,особенно религиозной направленности, вне которых бывшие химические зависимыепрактически не могут существовать. В них можно констатировать возникновениеаддикции отношений наряду с религиозной аддикцией.
Высказанные мыслиничуть не умаляют необходимости проведения реабилитационных мероприятий сзависимыми от ПАВ. Это еще лишь одно напоминание, что «выздоровление» отхимической зависимости в большинстве случаев сопровождается возникновениемзамещающей нехимической зависимости, в лучшем случае, максимально социальноприемлемой.
1.5 Аддикция к покупкам
«Ониомания» —навязчивое желание осуществлять покупки в количествах, выходящих за пределы разумного.По мнению психологов (Пономарев П., 2006; Кукк В., 2007), ониомания — этозаболевание не менее серьёзное, чем алкоголизм, наркомания и другие порочныезависимости. Характерно (Орлова Т., 2007), что «навязчивой магазиннойзависимостью» страдает более 20% жителей развитых стран и с каждым годом этацифра увеличивается.
Типичные для ониоманиипостоянные необдуманные траты в магазинах и импульсивные покупки способствуют(Ценев В., 2006; Кукк В., Гроб У., 2007) :
· формированиюфинансовых долгов и ухудшению состояния семейного бюджета;
· семейнымконфликтам и распаду семей;
· совершениюантисоциальных поступков с целью решения финансовых проблем для реализациисвоего навязчивого пристрастия (ониомании).
Симптомами ониоманииявляются:
· импульсивноежелание купить все подряд;
· плохоенастроение в случае невозможности осуществить покупки;
· систематическоежелание снять стресс новыми приобретениями и ощутить временный суррогатсчастья.
Но самым существеннымаспектом проблемы ониомании является её негативное влияние на психическое ифизическое здоровье человека. Согласно литературным данным (Пономарев П., 2006;Кукк В., 2007), ониомания (шоппингомания) способствует инициированию:
· вегето-сосудистойдистонии, психосоматичеческих заболеваний, артериальной гипертензии;
· депрессии,неврозов, страхов, стойких нарушений сна, агрессии и аутоагрессии;
· снижениюиммунной резистентности;
· подавленности,стрессового состояния, потери чувства собственного достоинства после очередногоосознания отсутствия воли для преодоления пагубного пристрастия;
Следует отметить, чтопатологическое пристрастие совершать многочисленные ненужные покупки может бытьобусловлено комплексом причин (Кукк В., 2007; Демидова А., 2008):
· психологическимитравмами в детстве;
· дефицитомгормона серотонина;
· низкойсамооценкой, глубокими внутренними конфликтами, однообразной и монотоннойжизнью;
· одиночеством,горем, разочарованием, неудовлетворенностью жизнью, работой, детьми,партнерами;
· навязчивымвлиянием рекламной информации;
· неудачамив личной жизни и сексуальной неудовлетворенностью.
Результатыисследований с помощью магнитно-резонансной томографии показали (Деппе М.,2008), что при ониомании значительно ухудшается функционирование части мозга,ответственной за логическое мышление. Таким образом, с учетом весьма широкогоспектра причин формирования ониомании и инициируемых этим навязчивымпристрастием негативных последствий социального, экономического ивалеологического характера, весьма актуальной является проблема разработки эффективныхметодов её профилактики и лечения.
В настоящее время длянейтрализации ониомании используются следующие методы:
· информационнойсамоизоляции от рекламы (Пономарев П., 2006);
· планированиясвоих финансовых расходов путем формирования списков предметов первоочереднойпотребности (Горина Е., 2007);
· овладенияпсихологическими приемами нейтрализации волны «симптомов ониомании»;
· примененияантидепрессантов (циталопрама и др.).
Однако длительноеприменение антидепрессантов чревато формированием негативных побочных эффектов,а традиционные психологические приемы (психотренинги), требуют для их освоениямобилизации воли и желания, что не вполне приемлемо для лиц, склонных кпагубным пристрастиям.
По мнению авторапредлагаемой разработки, доцента Запорожского национального университетаГригория Чаусовского, для эффективной и общедоступной нейтрализации ониоманиинеобходимо создание возможности получения покупателем сигнальной информации опоявлении симптоматики присущей ему навязчивой магазинной зависимости вреальном режиме времени (т.е. именно в момент желания совершить очередную,логически необоснованную покупку). Практически, это можно реализовать путемразрыва типологической поведенческой цепочки совершения взаимосвязанныхпоследовательных действий, характерных для проявления ониомании: возникновениелогически необоснованного навязчивого желания приобрести очередную вещь —движение руки к кошельку — отсчитывание требуемой суммы — приобретение товара.
Так жешопингомания имеет свои разновидности. Сегодня этим термином обозначают целыйбукет расстройств:
Сейлзомания(мания распродаж) —болезненное желание покупать вещи на распродажах. На почве сейлзоманиизафиксированы случаи убийств и самоубийств.
Лейбломания(мания этикеток) —зависимость от разрекламированных брендов. Погоня за «фирмой» превращается внавязчивое состояние, в невозможность для человека покупать что-либо еще,использовать нечто без бренда.
Гаджет-аддикция — страсть к постоянному приобретениювсех технических новинок, в 99% случаев ненужных.
Джанк-фуд-аддикция — навязчивое желание посещать сетиресторанов быстрого питания.
Постшопинговаядепрессия — выражается впониженном настроении, раздражительности, апатии, связанной с утратой мотивациипосле приобретения вожделенной вещи (и многие другие).
Шопинг –зависимость пытаются лечить антидепрессантами. По мнению ученых, химическиепрепараты позволяют достигать удовлетворительных результатов. Но не все с этимсогласны. «К сожалению, это всего лишь компромисс. Следует добраться до истоковпроблемы и решить ее», — говорит Роберт Лефевер, директор Promis RecovreyCenter, центра, где изучаются и лечатся такие болезни, как алкоголизм и нарко-или шопинг-мания. — «Вряд ли шопинговый маньяк сможет освободиться от своейзависимости при помощи лекарственных препаратов».
«Химия»зачастую только приглушает симптомы, но не ликвидирует их источник. Ведь воснове шопингомании лежат сугубо психологические, а не медицинские проблемы.Психологи считают, что существует два типа шопингомании — личностная и подсознательная.Личностные шопингоманы — люди эмоционально неуравновешенные, капризные, дажеистеричные. Они тратят деньги демонстративно, покупая дорогие (и частоабсолютно ненужные) вещи. И легко могут потратить впустую все свои сбережения.Дело в том, что они с детства привыкли к вниманию, но не умеют заполнить своювнутреннюю жизнь чем-то полезным и ярким, поэтому внешние проявления(демонстративная трата денег) становятся для них единственным способом привлечьк себе внимание. У «подсознательных» шопингоголиковвсе наоборот. Это «золушки», у которых было нелегкое детство, которым нехватало родительского тепла и материальных благ. Они пытаются компенсироватьнедостаток родительской любви (как настоящий, так и мнимый, придуманный ими)тем, что тратят кучу денег на подарки для себя, любимого. «Никто меня не любит,но зато я сам себя очень люблю». Подсознательное желание, которое движет ими —чтобы их заметили и ахнули от восторга. Но покупают они, как правило, большевещей полезных и практичных, нежели личностные шопингоголики.
Еслиженщины-шопингоманки чаще всего предпочитают покупки, связанные с внешнимвидом: платья, туфли, косметика, драгоценности, то мужчины покупают вещи,которые считаются символом власти и престижа: сотовые телефоны, компьютеры,спортивные тренажеры или автомобили. Нередко таким образом мужчина пытаетсякупить то, чего ему недостает в самом себе. Например, уверенность.
1.6 Религиознаяаддикция
В последние годыпроблема зависимости от религиозных организаций получила широкое распространениев связи с расширением деятельности самых разнообразных религиозных организаций,в том числе и тоталитарных религиозных сект. Хотя религиозная аддикция можетразвиться в рамках любой конфессии, наибольшим аддиктивным потенциалом,безусловно, обладают секты, причем секты тоталитарные, применяющиеразнообразные психотехники при вербовке неофитов и проведении религиозныхритуалов.
Большая часть людейпопадает в секты в состоянии психологического кризиса, отчаянья. Сектыиспользуют именно это состояние, чтобы реализовать потребность заполнитьдушевный вакуум, снизить тревогу, обещая быстрое и окончательное решениевопросов. Секты стремятся к контролю, посредником между Богом и членами общинывыступает некий учитель, гуру, нередко наделенный практически неограниченнойвластью. Религиозную зависимость как раз и отличает устойчивая потребностьпереложить ответственность за свои взаимоотношения с Богом на сильногонаставника, учителя или старца, который должен установить регламентвзаимоотношений с Богом: что читать, что есть, сколько спать. Иногдарелигиозная зависимость может скрываться за вполне правильными формулировками:«отсечь свою волю», «принести свою свободу в жертву Богу в лице наставника».Вряд ли человек без воли и без уверенности в собственной ценности способен накакой-либо значимый поступок подобного рода. Он непрестанно ищет, кто бы занего «дал совет» и кто бы решил за него его проблемы. По мнению Ц.П. Короленкои Т.В. Дмитриевой «сравнение изменений, происходящих в психике человека врезультате его участия в секте, с изменениями, возникающими при аддикции, можетпроводится и с количественной стороны, выражаясь в том и другом случае встремлении человека получать все больше переживаний». По данным Н.В. Бондарева,по мере вовлечения в деятельность секты у адепта на фоне выраженной астенизацииотмечается нарастание психологической дезадаптации с постепенной заменойиндивидуальных форм реагирования на групповые.
В.Э. Пашковскийописывает следующие психические расстройства, которые могут возникнуть в результатекультовой травмы:
● Расстройстваповедения, не достигающие уровня психических расстройств. Они проявляютсяизменением интересов к семье, друзьям, работе и учебе, появлением новой манерыодеваться. Обращает на себя изменение речи: высказывания производят впечатлениезаученности («проигрываемой пластинки»). Практикуются частые, без объяснений,уходы из дому, частые телефонные разговоры, длительные чтения и медитации.Меняется и режим питания. Нарастает агрессивность по отношению к родным иблизким.
● Психосоматическиерасстройства, которые чаще наблюдаются в виде соматоформных вегетативныхдисфункций, возникающих внезапно и сопровождаются вегетативным возбуждением,интенсивной болью во внутренних органах.
● Атипичныедиссоциативные нарушения чаще отмечаются у лиц, практиковавших методы введениясебя в транс. Из диссоциативных феноменов чаще встречаются галлюцинации,паралич, нарушения сенсорной сферы.
● Посттравматическоестрессовое расстройство отвечает критериям МКБ-10 и возникает после разрыва с сектой.Особенно характерно подавленное настроение, безотчетная тревога, гнев, амнезияили гипермнезия в отношении травмирующих событий, неустойчивые диссоциативныеили деперсоналиазционные эпизоды, а также ощущение беспомощности, измененияотношения с другими людьми в виде изоляции и отчуждения, недоверия, чувствабезнадежности и отчаянья.
● Нарушенияличности. Синдром зависимости (DDD-синдром). Аббревиатурусоставляют три английских слова: deception – обман, dependency – зависимость иdread – страх. Проявляется потерей собственной воли и интеллектуальнойкритичностью к культовому учению; в принятии жизненных решений только послесовета и с разрешения старшего по культу; в полной и неадекватной податливостилидеру; в чувстве неудобства и беспомощности в одиночестве из-за чрезмерногостраха; в страхе быть покинутым лицом, с которым установлена тесная связь.DDD-синдром является начальным нарушением психики, вслед за которым возможноразвитие более тяжелых психических расстройств, вплость до психозов с агрессивными суицидальным поведением.
● Психозы,ассоциированные с культовой травмой. Характерениндуцированный характер. Выделят синдром сверхценных психогенных идейрелигиозного содержания, индуцированный религиозный сверхценный и паранояльныйбред, которые могут возникать как самостоятельно так и в рамках имеющегосяшизотипического расстройства или шизофрении.
Глава 2. Интернет-аддикцияв подростковой среде
Если человек не сумеетсам заметить опасность, если не отгородит глухой стеной ту сферу своей жизни и деятельности,где властвует техника, от остальных сфер своей жизни и души, он превращается вдуховного калеку.
Даниил Андреев. «РозаМира»
Проблемаинтернет-аддикции («internet-addiction», «pathological internet use») началаразвиваться в 1996-1997 гг. (по крайней мере именно к этому периоду относятсяпервые публикации по проблеме), но до настоящего времени нет единодушногомнения о правомочности самой постановки проблемы. В первых работах по проблемеинтернет-зависимости (O’Reilly M., 1996, Epprigght T. Et al., 1999), подходы кпроблеме носят исходно дискуссионный характер.
В настоящеевремя довольно значительная часть одаренных детей и подростков не толькоположительно относится к компьютерам, но и проводит немало времени за работой сними. Это обусловлено рядом причин. Среди этих причин – свойственная такимдетям и подросткам высокая познавательная мотивация, которая выражается в ихтяге ко всему новому, еще не познанному; осознание уникальных возможностейприменения современных ИТ для познания, общения или развлечения;самостоятельное выполнение ими творческой работы в рамках проектов, вызывающиху них специальный (повышенный) интерес и т.п. Не следует забывать и о такойпричине, как наличие характерных для одаренных детей и подростковпсихологических проблем и затруднений – к примеру, трудностей в установлении иподдержании контактов с окружающими.
Срединаиболее активно обсуждаемых в настоящее время опасностей и негативныхпсихологических последствий работы с компьютерами и другими элементамиинформационных технологий – так называемый феномен зависимости от Интернета(Войскунский, 2000а; Янг, 2000). Нередко говорят даже о заболевании, илисиндроме «(нарко)зависимости от Интернета», или, что то же самое, об«Интернет-аддикции» (Internet Addiction Disorder). В определении поведенческиххарактеристик, которые могли бы быть отнесены к этому синдрому, большихразногласий между специалистами нет. Так, отмечаются неспособность и активноенежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, а уж тем болеепрекратить работу; досада и раздражение, возникающие при вынужденныхотвлечениях, и навязчивые размышления об Интернете в такие периоды; стремлениепроводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени инеспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы; почтинавязчивое желание осуществлять подбор, просматривание и изучение специальнойлитературы о новинках Интернета, обсуждать их с окружающими; готовность тратитьна обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь передрасходованием припасенных для других целей сбережений или влезанием в долги;готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частотуработы в Интернете; способность и склонность забывать при работе в Интернете одомашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловыхвстречах, пренебрегая занятиями или карьерой; стремление и способностьосвободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины илибеспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущениясвоеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни состороны близких и начальства; готовность мириться с разрушением семьи, потерейдрузей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете; пренебрежениесобственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна всвязи с систематической работой в Интернете в ночное время; избеганиефизической активности или стремление сократить ее, оправдываемое необходимостьювыполнения срочной работы, связанной с применением Интернета; пренебрежениеличной гигиеной из-за стремления проводить все без остатка «личное» время,работая в Интернете; постоянное «забывание» о еде, готовность удовлетворятьсяслучайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь откомпьютера; злоупотребления кофе и другими тонизирующими средствами.
Симптоматиказависимости от Интернета не всегда может быть отделена от симптоматики такназываемые «зависимости от компьютеров» или «патологического (избыточного)применения компьютеров». Говорят и о «зависимости от киберпространства» или о«зависимости от виртуальной реальности». Тем самым «Интернет-аддикты»отделяются от всем знакомых игроголиков и работоголиков, которые чрезвычайноинтенсивно применяют Интернет, однако не испытывают при этом патологическогопристрастия к «киберпространству» или к «виртуальной реальности». Тем не менеена тесной связи между Интернет-зависимостью и патологическим пристрастием казартным играм настаивает, к примеру, М.Гриффитс (Griffiths, 1996)
В условияхтерминологической разноголосицы достаточно обоснованной выглядит точка зренияДж.Грохола, согласно которой почти любое человеческое увлечение (напр., играми,работой, художественным, научным или техническим творчеством, путешествиями,спортом, дегустацией пищи или напитков, программированием, коллекционированием,заботой о собственном здоровье и т.д. и т.п.) в своих крайних формах даетопределенные основания говорить об аддикции. Согласны ли мы считать увлеченногофилателиста или музыканта, спортсмена или киномана, туриста или знатокааквариумных рыбок «аддиктом» и рекомендовать ему/ей пройти курс лечения? Невозникает ли искушение назвать «зависимыми» тех, кто подолгу (много дольше, чем«Интернет-аддикт» работает в Интернете) говорит по телефону либо смотриттелепередачи? Вопрос переводится из тематики психического здоровья впроблематику общественного договора о норме и патологии. Так что на данныймомент говорить о (нарко)зависимости от Интернета как о заболеваниинеправомерно, а вот заявлять о таком феномене, заниматься его исследованием иоказанием психологической помощи подверженным ему людям – вполне актуально игуманно, особенно когда речь идет о детях, чья психика только формируется ивесьма чувствительна к разного рода воздействиям.
В настоящеевремя предпринимается немало усилий –как организационно-правовых, так итехнических, — направленных на уменьшение вероятности доступанесовершеннолетних к эротическим и порнографическим ресурсам в Интернете(такого рода ресурсов в Интернете достаточно много). Все эти усилия не привели,да и не могут, судя по всему, привести к решительному ограничению детей иподростков от ресурсов сомнительного – и уже в силу этого соблазнительного –содержания. Более того, если сделать основной упор на технических эффектах(например, на разработке все более совершенных программных фильтров, призванныхне пропускать сексуально окрашенные изображения и тексты на компьютеры, закоторыми работают дети), то для одаренных детей и подростков открывается новоеи весьма обширное поле деятельности: искать (и находить, скорее всего) способыобойти запреты, «обманув» ожидания конструкторов программно-технических средстви педагогов. Дабы не стимулировать еще одно направление разрушительной по своейсути активности одаренных детей и подростков, нам кажется целесообразнымдополнить программно-технические и организационно-правовые меры адекватнымипсихолого-педагогическими усилиями.
Как и другиеисследователи и (или) консультанты, К.Янг разработала специальный тест (netaddiction.com/survey)для самостоятельного определения людьми степени своей «зависимости» отИнтернета. При этом в работах К.Янг не отражены в одинаковой степени все пятьперечисленных разновидностей онлайн-зависимости. Другие специалисты также взначительной степени опираются на опыт тех аддиктов, кто увлечен чатами,интерактивными играми и навигацией по сайтам WWW – например, по электронныммагазинам и аукционам. На некоторые опросники могут отвечать не тольковзрослые, но и подростки; имеются специальные вопросы и рекомендации дляпедагогов и родителей, предполагающих, что их дети могут быть квалифицированыкак зависимые от Интернета.
Большинствоспециалистов признают, что все аддикции имеют общую основу, а избавлениевозможно только при согласии самого аддикта выполнять терапевтическиепредписания и рекомендации. Признавая универсальный характер человеческихаддикций. М.Орман (Orman, 1996) рекомендует всем, кто стремится избавиться отзависимости от Интернета, выполнять следующие действия:
1. Установитьпредел времени, которое можно проводить в Интернете;
2. Заставлятьсебя время от времени несколько дней подряд не работать в Интернете;
3.Программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсамИнтернета;
4. Установитьдля себя правило ни под каким видом не обращаться к Интернету в течениерабочего дня (если только это не входит в рабочие обязанности);
5. Ввестичувствительные для себя (однако без нанесения ущерба здоровью) санкции занесоблюдение такого рода правил и ограничений;
6. Налагатьна себя подобные санкции до тех пор, пока не восстановится способностьвыполнять данные самому себе обещания;
7. Заставлятьсебя вместо работы в Интернете заниматься чем-то другим,
8. Научитьсяизвлекать из жизни другие наслаждения, способные заменить или превзойтиудовольствие, получаемое при работе в Интернете;
9. Обращатьсяза помощью всякий раз, когда собственных усилий оказывается недостаточно;
10. Избегатьтаких встреч и пребывания в таких местах, которые могли бы побудить вернуться каддиктивному поведению.
Дляреализации такого рода рекомендаций субъект должен достичь определеннойпсихологической зрелости – например, способности к самоконтролю исамоуправлению, развитой рефлексии, а также умения и, главное, желанияпредвидеть возможные последствия (в особенности негативные) своих поступков.Все это довольно проблематично для детей и подростков. Тем более существенно,чтобы родители, воспитатели, педагоги были способны оказать им помощь вдиагностике аддикции и в избавлении от нее. Для этого необходимо разработатьподробные методические рекомендации и снабдить ими все учебные заведения, атакже всех заинтересованных родителей.
2.1Психологические механизмы формирования интернет-аддикции. Достижение идеального «Я» в виртуальном образе
Созданиевиртуальных образов, зачастую очень далеких от реального образа, являетсякомпенсаторным механизмом, обусловливающим выраженную интернет-зависимость.Наиболее сильным провоцирующим фактором в данном случае является набор свойствинтернет, как средства коммуникации. Анонимность и фактическая невозможностьпроверки предоставленной о себе информации, возможность соединения ввиртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных характерологическихи иных особенностей, стимулируют развитие интернет-аддикции в подростковойвозрастной группе. В реальном общении со сверстниками возможностиотождествления с идеальным «Я» ограничены непосредственным контактом,допускающим возникновение ситуаций, резко проявляющих несоответствие междуреальными и декларируемыми качествами. Это обстоятельство практически полностьюисключено при коммуникации в пределах сети. В большинстве случаев общение врамках сети не предполагает в последующем переноса отношений в физический мир,что оставляет за пользователями полную свободу действий.
Сетевоеобщение позволяет подростку жить в образах своей мечты и осуществлять в рамкахэтих образов столь желаемую (сколь и невозможную в реальных условиях)коммуникативную активность.
2.2Хакерство, как форма интерент – аддикции
Хакерствопредставляет собой движение, преследующее целью демонополизацию распространенияпрограммных продуктов и демократизацию доступа к интернет-ресурсам. Ошибочноотождествление хакерства с софт-пиратством или мошенничеством в сфереэлектронного бизнеса, поскольку в подавляющем большинстве случаев деятельностьхакеров не носит коммерческого характера и не используется для извлеченияматериальных выгод. Хакеры является весьма организованной популяцией в рамкахинтернет-субкультуры, регулярно проводят встречи, конференции, семинары пообмену опытом. Необходимо заметить, что для осуществления полноценной хакерскойдеятельности необходима весьма высокая профессиональная подготовкапрограммиста.
Хакерствовыполняет ряд весьма положительных функций: своей деятельностью хакерыстимулируют создание систем защиты информации, в частности – от нелегальногопроникновения и распространения вредоносных программ, хакеры обнаруживают испособствуют устранению дефектов программного обеспечения, осуществляятестирование программных продуктов, обеспечивают распространение в сетипрограммных продуктов, позволяя пользователям безвозмездно их копировать исущественно экономя их средства (в ущерб, разумеется, коммерческому интересуфирм-производителей), обеспечивая тем самым демократизацию доступа к ресурсам,хакерство стимулирует профессиональный рост программистов, хакерамиобнаруживаются и делаются достоянием пользователей (включая и создателей ПО)недокументированные возможности программного обеспечения и т.д.
С другойстороны, хакерство наносит ущерб интеллектуальной собственности, можетвторгаться в коммерческие интересы производителей программного обеспечения(ущерб, наносимый хакерами, трудно оценить как очень значительный в масштабахфирм-производителей ПО), технологии хакеров могут быть использованы впреступных целях. Интернет-аддикция в форме хакерства распространена вподростковой среде в ограниченных масштабах, что обусловлено, в первую очередь,высоким уровнем профессиональной подготовки, требующимся от потенциального хакера.Также, многих подростков потенциально привлекает хакерская деятельность, чтостимулирует большую отдачу времени общению в сети, что ведет в итоге кформированию интернет-зависимости.
2.3Профилактика интернет – аддикции
При желанииосвободиться от Интернет-зависимости может быть применена стратегия управлениязатратами онлайнового времени (например, изменить сложившееся расписаниеповседневных занятий или установить объективные ограничители продолжительностисеансов работы в Интернете). Либо другая стратегия: изготовить (и держать вкармане, бумажнике, кошельке, косметичке – главное, чтоб почаще попадались наглаза) карточки, на одной стороне которых записаны те проблемы и трудности,которые принесло увлечение Интернетом, а на другой стороне – те жизненные цели,достижение которых пришлось отложить на будущее из-за этого увлечения.Специальная стратегия, по мнению К.Янг, может оказаться полезной длястудентов-аддиктов: им рекомендуется отыскать и усвоить информацию о феноменезависимости от Интернета, определить наиболее аддиктогенный для себя способприменения Интернета и попытаться от него отказаться. Предпринимающим усилиядля избавления от зависимости предлагаются следующие рекомендации: избегатьрецидивов, проявлять терпение, хвалить себя за частичные успехи и реализациюпромежуточных целей, научиться управлять «запускающими» аддиктивные желанияэмоциями, позволить близким людям помогать себе.
Признаки,рекомендуемые для распознавания зависимости ребенка от Интернета: ребеноквыглядит утомленным, у него ухудшается успеваемость, наблюдается утратаинтереса к увлечениям и хобби, он сторонится друзей и приятелей, перестаетслушаться, особенно когда это касается регулирования работы в Интернете. Если семья полная – оба родителя должны действовать сообща, оказываяребенку поддержку, но не потакая ему. Следует проявлять подлинную заботу оребенке, это эффективнее критики и обвинений. Можно открыто сообщить ему ожелании проконтролировать, сколь долго он пользуется Интернетом и какимиресурсами – если он принимает это желание в штыки и/или лжет, такое поведениедемонстрирует, скорее всего, что ребенок отрицает свою аддикцию. Не стоитвосстанавливать ребенка против себя, наказывая его или устанавливаянеприемлемые для него правила работы в Интернете: намного предпочтительнеевыработать вместе с ним компромиссный вариант. Желательно, чтобы компьютер былустановлен в общедоступном месте – одно это способно иной раз разрушитьприватность и секретность переписки. Полезно было бы постараться заинтересоватьребенка чем-то еще (так, театральная студия может оказаться альтернативойролевой игры в Интернете). Наконец, не следует пренебрегать помощьюспециалиста-психотерапевта, особенно если он компетентен в примененииИнтернета.
Заключение
Наше времяхарактеризуется значительной быстротой изменений, к которым человек просто неуспевает адаптироваться. Люди по-разному относятся к жизненным трудностям. Какправило, они находят в себе силы справиться с ними самостоятельно или с помощьюдрузей и близких. Для некоторых состояние психологического дискомфорта являетсянепереносимым. Такие люди прибегают к различным химическим и нехимическимвеществам, которые гарантируют быструю защиту от суровой действительности.Нехимическими костылями в жизни этих людей становятся ониомания, трудоголизм,гэмблинг меняющие психическое состояние. Простота решения проблем именно такимспособом очень быстро закрепляется. Формируется АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Процессупотребления того или иного вещества, изменяющего состояние, принимает такиеразмеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным,разрушает его организм, разрывает социальные связи, приходит на дно жизни.
В первой главе даннойработы были рассмотрены виды нехимических аддикций и были раскрытыпсихологические особенности людей, страдающие нехимическими зависимостями.
Во второй главе работыпредставлены психологический особенности подрастковой интерент – зависимости.Были выявлены признаки распознавания зависимости ребенка от Интернета: ребеноквыглядит утомленным, у него ухудшается успеваемость, наблюдается утратаинтереса к увлечениям и хобби, он сторонится друзей и приятелей, перестаетслушаться, особенно когда это касается регулирования работы в Интернете. Былирассмотрены некоторые действия, предложенные для избавления от интернет –зависимости:
1. Установить пределвремени, которое можно проводить в Интернете;
2. Заставлять себявремя от времени несколько дней подряд не работать в Интернете;
3. Программным образомзаблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсам Интернета;
4. Установить для себяправило ни под каким видом не обращаться к Интернету в течение рабочего дня(если только это не входит в рабочие обязанности);
5. Ввестичувствительные для себя (однако без нанесения ущерба здоровью) санкции занесоблюдение такого рода правил и ограничений;
6. Налагать на себяподобные санкции до тех пор, пока не восстановится способность выполнять данныесамому себе обещания;
7. Заставлять себявместо работы в Интернете заниматься чем-то другим,
8. Научиться извлекатьиз жизни другие наслаждения, способные заменить или превзойти удовольствие,получаемое при работе в Интернете;
9. Обращаться запомощью всякий раз, когда собственных усилий оказывается недостаточно;
10. Избегать такихвстреч и пребывания в таких местах, которые могли бы побудить вернуться каддиктивному поведению.
Списоклитературы
1. Выгонский С.:психиатрия недооценивает интернет-зависимость 4 января 2002. www.membrana.ru/articles/interview/2002/01/04/165300.html
/>2. Доступ в Сеть нарабочем месте ведет к интернет-зависимости. 22.08.2002 20:29. news.gala.net/?cat=14&id=69823
3. ЕгоровА.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор)// Аддиктология. -2005. — №1. — С. 65-77.
4. Егоров А.Ю.Экстремальный спорт – альтернатива химической аддикции?// Дискуссионные вопросынаркологии: профилактика, лечение и реабилитация. Мат-лы Российскойнаучно-практической конференции/ Под общ. ред. проф. А.В. Худякова. Иваново:Изд-во «Арт Виста». — 2005. — С. 112-114.
5. КороленкоЦ.П. Работоголизм – респектабельная форма аддиктивного поведения// Обозрениепсихиатрии и медицинской психологии. — 1993. — № 1. — С. 17-29.
6. Кукк В.Трудоголизм: труд как наркотик и тирания долга// www.dr.kukk.wrk.ru
7. Постнов В.В.,Дереча В.А., Карпец В.В. Аддиктивное поведение в форме «состояния перманентнойвойны» в структуре расстройств адаптации у больных алкоголизмом – ветерановбоевых действий// Новые методы лечения и реабилитации в наркологии / Сб.мат-лов междунар. конф. Под. общ. ред. проф. В.Д. Менделевича. – Казань, 2004.- С. 291-295.
8. Чудова И.В.Особенности образа «Я» «Жителя Интернета»//Психологи-ческий журнал.- 2002, Т.22, № 1, С.113-117
9. Янг К.С.Диагноз-Интернет-зависимость//Мир Интернет/2000.-№2, С.24-29.