Психологические особенности общения

Психологические
особенности общения

Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду
взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и
неречевого воздействия. Это взаимодействие преследует цели достижения и
изменения в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах
участвующих в общении лиц. Под общением же, как известно понимается
психологический феномен, суть которого является возникновение у человека
психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания
конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность
людей), интеграция всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а
также поведенческих ответов на него (В.Н. Мясищев).

Когда человек вступает в общение с другим, то оба они
фиксируют особенности внешнего облика друг друга, “прочитывают”
переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом
поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения. Внешний
облик, состояние, поведение и приписываемые человеку цели и мотивы всегда
вызывают у общающейся с ним личности какие-то отношения, причем оно может
дифференцироваться по своему характеру и силе в зависимости от того, какая
сторона в другом человеке его вызвала. Например, внешний облик другого человека
может пробудить у общающейся с ним личности чувство восхищения, тревогу или
недоумение, а приписываемые цели и мотивы могут вызвать протест.

По своему знаку, как видно из приведенного примера,
отношения могут заметно отличаться друг от друга, но они могут и совпадать,
выступая как одно общее проявляемое к личности положительное, отрицательное,
безразличное или противоречивое отношение. В одних случаях названные отношения
оказываются одинаковыми по своей силе, в других – по этому показателю они очень
несхожи. Бывают психологические ситуации, когда одна сторона отношения более
или менее значительно доминирует над остальными. Например, кому-то могут
нравиться наружность другого человека, манера держаться на людях, неистребимый
оптимизм, но одновременно вызывать крайнее возмущение политические взгляды
человека, с которым эта личность общается.

В отдельных случаях этот доминирующий аспект может
достигать такой высокой степени интенсивности, что нейтрализует или тормозит
все другие стороны отношений, которые обычно актуализировались при общении с
определенным человеком.

Одна из причин таких отношений заключается в следующем: у
каждого человека есть система ценностей; одни из них для него всегда более
субъективно значимы, другие менее. Кроме того, эти ценности сопрягаются самым
тесным образом с имеющимися у него материальными и духовными потребностями,
которые обычно актуализируются друг от друга по степени своей выраженности.
Таким образом, если облик, слова, дела другого человека соответствуют ценностям
личности, отвечают ее потребностям, к этому человеку формируется общее
положительное отношение. Но, может быть, и по-другому: одна из этих ценностей и
стоящая за ней потребность имеют для личности наиглавнейшее значение. И если
другой человек совершает поступок, отвечающий поддержанию этой ценности, к нему
устанавливается положительное отношение, которое иррадирует на все стороны его
внешнего и внутреннего облика, нивелируя отрицательное отношение к каким-то
характеристикам, если оно прежде было. Точно так же, если другой человек
позволяет себе действие, идущее вразрез с главной ценностью личности и
противоречащее ее основной потребности, он вызовет резко отрицательное к себе
отношение, которое он нейтрализует (в лучшем случае) прежние положительные
реакции на проявление других сторон характера этого человека. Особой проблемой
при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление
соответствия характера и способов выражения отношения.

Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также
зависимости между содержанием отношения и формой его выражения, следует
подчеркнуть, что выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы
выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в
глаза нарочитости (если у него сформировались психические свойства личности,
которые обязательны для успешного межличностного общения). Это, прежде всего,
способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии.

Формируясь как личности в конкретной социальной среде, люди
усваивают и характерный для этой среды язык выражения отношений. Не говоря
сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей
различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной
этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может
иметь свою весьма определенную специфику (А.А. Бодалев).

Межэтнические отношения – это не только отношения между
народами и группами – соперничество или сотрудничество, но и отношения к
группам, народам, которые проявляются в представлениях о них – от позитивных
образов до предрассудков.

Межгрупповое восприятие – взаимное восприятие групп, а не
только ее членов, обладает специфическими характеристиками, отличающими его от
восприятия межличностного. Среди них выделяют структурные характеристики:

, т.е.
высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой
или чужой группе;

, т.е.
высокую степень переноса представлений о группе на отдельных ее членов;
динамическую характеристику высокой устойчивости межгрупповых представлений по
сравнению с процессами межличностного восприятия;

характеристику
интенсивной когнитивно-эмоциональной оценки чужих групп.

Согласованными, унифицированными, устойчивыми и
эмоционально окрашенными представлениями о группах, народах являются этнические
стереотипы.>

Стереотип – это мнение о личностных качествах группы людей.
Эти мнения о другой группе могут быть точными или неточными, чрезмерно
обобщенными, но содержащими зерно истины. Чтобы упростить картину мира, мы
постоянно обобщаем: британцы скрытные; американцы нацелены на достижение
успеха; евреи – изворотливые; сербы и чеченцы – жестокие и т.п. Согласованность
стереотипов проявляется в том, что они присущи достаточно большому числу людей
в пределах социальной общности и имеют высокую степень единства этих
представлений среди членов этнической группы.

Восприятие своей этнической группы по сравнению с другими
сопровождается сознательным и бессознательным предпочтением своей группы –
проявляется феномен этноцентризма. Этноцентризм выполняет полезную функцию
поддержания позитивной идентичности и сохранения целостности своей этнической
группы, но может препятствовать межгрупповому взаимодействию и пониманию людьми
разных народов (В.С Кукушин, Л.Д. Столяренко).

Таким образом, содержание этнопсихологических феноменов
определяется проявлением национально-психологических особенностей,
обуславливающих специфику функционирования психических процессов и состояний,
общения, взаимодействия и взаимоотношений представителей конкретных этнических
общностей.

Список литературы

Дорошенко В.В. (МОСУ) Психологические особенности общения.