Психологические причины формирования детской тревожности

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы тревожности вдошкольном возрасте
1.1 Понятие тревожность в психолого-педагогической литературе
1.2 Причинывозникновения тревожности у детей дошкольного возраста
1.3 Особенности эмоциональной сферы дошкольника
Глава 2. Исследование проявлениятревожности у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Описание выборки и методикисследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы

Введение
Наши дети, этосамая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательнымвоздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальныеэкспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей,являются тревожность и страхи (И.В. Дубровина,В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
На современномэтапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становленииличности ребенка. Многие основные свойства и личностные качества ребенкаформируются в данный период жизни. В настоящее время увеличилось количествотревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью,эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и еесвоевременной коррекции на раннем этапе является актуальной. Решение этойпроблемы в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном поможет устранитьпроблемы развития личности в период кризиса 7 лет; трудности принятия на себяребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу,проблемы адаптации, успешности учебной деятельности.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиесяв ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Длякаждого возрастного периода существуют определенные области, объектыдействительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей внезависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивогообразования. Например, дошкольники боятся темноты, сказочных персонажей,воображаемых существ. Высокую ситуативную тревожность у детей могутпровоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание сродителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад имногое другое.
Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так идевочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожнымиявляются мальчики, к 9-11годам – соотношение становится равномерным, после 12лет
происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек.
А. Захаров выявил, что к 7-8 годам тревожность переходит каккачество характера, 3, 5 г – мальчики более тревожны в 7, 4 раза, чем девочки.4 г – в 2, 9 раза, 5 лет – 1, 4 раза, 6 лет – 1, 8 раза.[5]
Цель работы – изучить гендерныеособенности тревожности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – проявление тревожности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – детская тревожность.
Гипотеза: при проведении исследования мы исходили изпредположения, что у мальчиков высокий уровень тревожности встречается чаще,чем у девочек.
Задачи
1. Изучитьпсихологические причины формирования детской тревожности.
2. Рассмотретьвлияние тревожности на формирующуюся личность ребёнка.
3. Выявить наличие тревожностиу детей старшего дошкольного возраста
Методологической основой нашей работы является –теоретические положения, выдвинутые в работах российских ученых: Р.С.НемоваВ.В. Давыдова, Прихожан А.М., Савина Е.; и зарубежных: 3. Фрейда, К.Е. Изард.Они говорят о том, что тревожность этоиндивидуальная психологическаяособенность человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытыватьстрах и тревогу в специфических социальных ситуациях.
База и методы исследования: данное исследование проводилось вг. Сорске на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центраразвития ребёнка, детского сада «Солнышко», в котором принималиучастие 18 детей. Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующиеметоды психологического исследования: анализ литературных источников, тестирование,анкетирование родителей.
В исследованиях применялись: тест на выявление тревожности Р.Тэммла, М. Дорки, В. Амена, анкета для родителей«Определение уровня тревожности ребёнка»
Структура и объем работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав,заключения, литературы, приложения.
В первой главе дается теоретическое обоснование феноменатревожности, рассматривается исследование проблемы тревожности в отечественнойи зарубежной психологии, а также проблемы дошкольной тревожности.
Вторая глава посвящена исследованию тревожности в дошкольномвозрасте.

Глава 1.Теоретическое обоснование феномена тревожности
1.1 Понятиетревожность в психолого-педагогической литературе
Среди наиболееактуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особоеместо занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различныхпсихических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшеевнимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety»,что переводится на русский как «тревожность», «тревога». Врусском языке это разные слова, и следует отличать тревогу от тревожности. «Еслитревога – это проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность,является устойчивым состоянием». [7]
По мнению Р.С.Немова, тревожность определяется, как свойство человека приходить в состояниеповышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальныхситуациях. [12]
В.В. Давыдовтрактует тревожность, как индивидуальную психологическую особенность, состоящуюв повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненныхситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому непредполагают. [20]
Из определенияпонятий следует, что тревожность можно рассматривать как: психологическоеявление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонностьчеловека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства. Например,случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая удоски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях оностается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревогиповторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общении снезнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности.
Е. Савина, доцент кафедры психологии ОрловскогоГосударственного
Педагогического Университета, считает, что «тревожностьопределяется, как
устойчивое отрицательное переживаниебеспокойства и ожидания не благополучия со стороны окружающих». [16]
Тревожность, не связана с какой-либоопределенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствуетчеловеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-токонкретного, мы в этом случае говорим о проявлении страха.
Когда речь заходит о тревожности истрахе, то разные авторы указывают на разные критерии их различия. Естьнаиболее известные описания в психологической литературе, позволяющиеразмежевать эти понятия.
Принято считать, что проблематревожности, как проблема собственно психологическая, была впервые поставлена иподверглась специальному рассмотрению в трудах 3. Фрейда.
Классической работой Фрейда по этой проблеме являетсяего книга «Торможение. Симптом. Тревожность», которая уже через годпосле ее выхода была издана в переводе на русский язык под названием «Страх».
Учёный Изард К.Е.объясняет различие терминов «страх» и «тревога» такимобразом: ” тревога — это комбинация некоторых эмоций, а страх — лишь однаиз них”. [6]Большуюпопулярность приобрела концепция явлений тревожного ряда Ф.В. Березина, вкоторой выделены эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга помере нарастания состояния тревоги: ощущение внутренней напряженности,раздражительность, собственно тревога, страх, ощущение неотвратимостинадвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение. Этот подход позволяетпровести различия между конкретным страхом, как реакцией на объективную,однозначно понимаемую угрозу, и иррациональным страхом, возникающим принарастании тревоги и проявляющимся в опредмечивании, конкретизациинеопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается последний,не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. В этомплане тревога и страх представляют собой разные уровни явлений тревожного ряда,причем тревога в собственном смысле слова предшествует иррациональному страху.[20]
Продуктивными дляпонимания этой проблемы являются идеи А.И. Божович об адекватной и неадекватнойтревожности. Согласно этой точке зрения, критерием подлинной тревожностивыступает ее неадекватность реальной успешности, реальному положению человека втой или иной области. Только в таком случае она может рассматриваться, какпроявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» наопределенной сфере. [2]
В основномпедагогами-психологами принято классифицировать тревожность на два основных вида.
Первый из них, этотак называемая, ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторойконкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данноесостояние может, возникнуть у любого человека в преддверии возможныхнеприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только, является вполненормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразныммобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойтик решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижениеситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельствдемонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всегосвидетельствует об инфантильной жизненной позиции. Другой вид, так называемая,личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта,проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различныхжизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому нерасполагают. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится внастороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающиммиром, который воспринимается им как враждебный. Если данный вид тревожностизакрепляется у ребенка в процессе становления характера, то формируетсязаниженная самооценка и негативное восприятие окружающего мира.
У детейдошкольного возраста чаще доминирует ситуативная тревожность
После исследованияпсихолого-педагогической литературы, я пришла к выводу, что следует разделятьпонятия «тревожность», «тревога» и «страх».
Тревога – этосостояние повышенного беспокойства, которое проявляется не всегда и иногда втех же жизненных ситуациях человек остается спокойным. В свою очередь еслисостояние тревоги повторяется часто, то мы говорим уже о тревожности.
Другими словами,тревога — состояние некоторого волнения и она не постоянна, а тревожность — этоустойчивое состояние повышенного беспокойства. Страх же будет, является реакциейна конкретную определенную опасность.
В некоторыхисследованиях страх рассматривается как фундаментальная эмоция, а тревожность — как формирующееся на его основе, часто в комбинации с другими базовымиэмоциями, более сложное эмоциональное образование.
1.2 Причины возникновения тревожности у детей дошкольноговозраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогаютвоспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, ониинформируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его.Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. Помере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче иразнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложнойгамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует игрустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, которыйплачет и от страха, и от голода.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувства — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощивзглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.
С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживатьбурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок, в отличие от двухлетнего,уже может не
показать страх или слезы. Он научается не только взначительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурнопринятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своихпереживаниях, воздействуя на них [14]
Но дошкольники все еще остаются непосредственными иимпульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, впозе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка,выражение им чувств — важный показатель в понимании внутреннего мира маленькогочеловека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии,возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоциональногоблагополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон можетбыть положительным или отрицательным.
Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью,плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает этозаискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное илииндифферентное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установленииконтакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Онмного времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такойребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.
Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка можетбыть проявление повышенного уровня тревожности.
Под тревожностью в психологии понимают склонность человекапереживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуацияхнеопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развитиясобытий одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублениюличностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкойсамооценкой).
Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх.Они часто задают себе вопрос: «А вдруг что-нибудь случится?»Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особеннозначимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности всебя («Я же ничего не мог!»). Таким образом, это эмоциональноесостояние может выступать в качестве
Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и ктревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивойсамооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестнымприводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными,предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно идома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей ивоспитателей — не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детейназывают скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность,дисциплинированность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобыизбежать неудачи.
Какова же этиология тревожности? Известно, что предпосылкойвозникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность).Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным.Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могутспособствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятностьвоспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типугиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количествоограничений и запретов, постоянное одергивание).
В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарныйхарактер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, онпостоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает,что-то не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться иперерасти в стабильное личностное образование — тревожность.
Воспитание по типу гиперопеки, может сочетаться ссимбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей,обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть какавторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования,а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобныхотношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическимиособенностями — тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесныйэмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сынаили дочь, т.е. способствует формированию тревожности.
Например, существует зависимость между количеством страхов удетей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемыедетьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать,находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенкаот событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачибеспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий,опасений и тревог.
Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такиефакторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так какони вызывают ситуацию хронической не успешности. Сталкиваясь с постояннымирасхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнемдостижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство,которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующийформированию тревожности, — частые упреки, вызывающие чувство вины («Тытак плохо вел себя, что у мамы заболела голова», «Из-за твоегоповедения мы с мамой часто ссоримся»). В этом случае ребенок постояннобоится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числастрахов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств приналичии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгостьродителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только вотношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещаетмать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто,не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемымиугрозами вроде: «Заберет тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя»и т. д.
Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и врезультате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем,что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни,включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.
Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи — непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты.Неуверенность в себе, как черта характера — это самоуничтожительная установкана себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера — этопессимистическая установка на жизнь, когда она представляется какпреисполненная угроз и опасностей.
Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они,в свою очередь, формируют соответствующий характер [15].
Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям иколебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередкоинфантилен, повышенно внушаем.
Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, чтоне влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожностиможет отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного,творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, какотсутствие страха перед новым, неизвестным.
Тем не менее, у детей старшего дошкольного и дошкольноговозраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительнообратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, атакже можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители,воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации [19].
1.2 Особенности эмоциональной сферы дошкольника
дошкольный тревожность адаптация кризис
Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют измененияв эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими.Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, какпонимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводутого, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослымнадо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятсяневерные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальноеотношение взрослого к малышу — это постепенное подстраивание под эмоциональноеразвитие и становление личности ребенка.
К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такогоуровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к такназываемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постояннобудет таким. У малышей нередки проявления недовольства в виде слез, истерик икрика. Хотя для старших истерики не так характерны, как для младших, у нихсильны самоощущение и желание независимости. Если четырехлетний ребенок в спореаргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослыйне ответит малышу на его вопрос: «А почему я должен?» — то можетслучиться срыв. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полныйнапряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка более младшеговозраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилосьслишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможностьнекоторое время вести себя так, как если бы он был младше.
Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают,ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами.
Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчиненаего чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому детигораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легкоразвеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем незнают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целуюгамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок,который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти вотчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительносмеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально [4].
Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок можетбыть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра — живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью,огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д.Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состояниемиз-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемсяпомочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызываютполное недоумение. Если плохое настроение не затягивается надолго — к примеру,на несколько дней — и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Ноесли ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с нимпроисходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация психолога. Но вбольшинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменамнастроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональнуюстабильность.
С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепеннопроисходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний. Развитиеэмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями.Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) можетпривести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение(подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызватьсостояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость,стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние).
Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от рядаусловий.
1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка сосверстниками.Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаковочувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше егобеспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, вкоторых он воспитывается. При недостаточных эмоциональных контактах может бытьзадержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь.Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов скаждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейшийисточник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева, тревожностии других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другимлюдям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы — сказок,рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам,растениям. Ребенок сочувствует, например, сломанному цветку.
Неправильное общение в семье может привести:
— к односторонней привязанности, чаще к матери. При этомслабеет потребность в общении со сверстниками;
— к ревности при появлении второго ребенка в семье, еслипервый ребенок чувствует себя обделенным;
— к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшемуповоду, угрожающему ребенку. И в необычной ситуации может возникать волнение.Страх может быть внушен ребенку. Например, страх темноты. Если ребенокиспугался темноты, то потом темнота сама по себе будет пугать его.
2. При специально организованной деятельности (например,музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные свосприятием (например, музыки).
3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются всоответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре, насыщеннойпереживаниями.
4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборкаучастка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группыдошкольников.
В зависимости от сложившейся ситуации любые качественноразнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев, тревожность)могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными [9].
Вообще, в целом дети относятся к жизненным ситуациямоптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции ичувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой,голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения.Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и внаибольшей степени — с речью.
Следует постоянно обращать особое внимание на состояниедетей, их настроение. Можно спросить, например, было ли у них что-нибудьвеселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался, кого что-нибудь огорчило, акто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить, нужно помочь — напомнитькакой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего онавозникла, простили ли дети друг друга. Когда подобные беседы станут привычными,дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать оних. И, следовательно, тревожность детей будет низкая [18].
Выводы по первой главе
В данной главе мы рассмотрели теоретические вопросы,касающиеся причин возникновения тревоги, виды тревожности, ее проявление удошкольников, а также как она влияет на формирование личности.
Тревожность — склонность человека к частым и интенсивнымпереживаниям состояния тревоги.
Теоретический анализ литературы показал, что тревогазарождается в самом раннем возрасте, чуть ли не с младенчества. Уже ксеми-восьми годам это эмоциональное состояние переходит в черту личности.Закрепление и усиление тревожности ведет затем к накоплению и углублениюотрицательного эмоционального опыта, который в свою очередь, порождаетнегативные прогностические оценки. Высокий уровень тревожности создаёт угрозупсихическому здоровью личности.

Глава 2. Исследование проявления тревожности у детей старшегодошкольного возраста
2.1 Описание выборки и методик исследования
Данное исследованиепроводилось в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центреразвития ребёнка, детском саду «Солнышко» города Сорска. Общий объемвыборки составляет 16 детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), изних — 8 мальчиков и 8 девочек.
В процессе нашего исследованияосуществлялось выявление признаков тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Психодиагностическийинструментарий.
В исследованиииспользовалась такая психодиагностическая методика, как тест на выявлениетревожности у детей В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки. В исследовании участвовалидошкольники старшей группы из ДОУ №97 г.Мурманска. Выборка составила всего 12человек(6 мальчиков и 6 девочек)Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)(Приложение А) включает в себя 14 рисунков отдельно для мальчиков и отдельнодля девочек. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенкаситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы.Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, поразмеру точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из нихизображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. Рисункипоказываются ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседапроходит в отдельной комнате, индивидуально скаждым ребенком. В процессе тестированияпроисходит идентификация ребенком себя с картинкой мальчика или девочки взависимости от пола испытуемого.
Двусмысленностьрисунков в методике имеет «проективную» нагрузку. То, какой смыслпридает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для негоэмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях. Результаты заносятся впротокол. (Приложение Б)
Образец протокола
Имя: Андрей Возраст: 6 лет Дата: 17. 02.2011 г.Рисунок Выбор Веселое лицо Печальное лицо 1. Игра с младшими детьми + /> 2. Ребенок и мать с младенцем + /> 3. Объект агрессии /> + 4. Одевание + /> 5. Игра со старшими детьми + /> 6. Укладывание спать в одиночестве /> + 7. Умывание + /> 8. Выговор /> + 9. Игнорирование + /> 10. Агрессивность /> + 11. Собирание игрушек /> + 12. Изоляция /> + 13. Ребенок с родителями + /> 14. Еда в одиночестве + />
На основанииполученных данных вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равенпроцентному отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему их числу.
/>
По индексу тревожности дети подразделяются на три группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50 %);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50 %);
в) низкий уровень тревожности (ИТ до 20 %).
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказыванияребенка фиксируются в специальном протоколе. На основе полученных данных выявляется индекстревожности каждого ребенка.
Для определения тревожности детей было проведеноанкетирование родителей. Анкета состояла из 20 вопросов (Приложение Б).
Цель анкетирования, определить уровень тревожности ребёнка. Ванкетировании приняли участия все 16 родителей.
Полученные данные подвергались количественному икачественному анализу.
2.2 Анализ результатов исследования
Приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы, что умальчиков высокий уровень тревожности встречается чаще, чем у девочек. Именнопоэтому целью исследования является выявление уровня тревожности удошкольников. После обработки и интерпретации полученных с помощью этойметодики данных мы определили уровень тревожности каждого ребенка, участвующегов исследовании. Результаты описаны в таблице № 1.
Таблица № 1.№ И.Ф.ребенка Низкий индекс тревожности Средний индекс тревожности Высокий индекс тревожности 1 Аня. Б 18% 2  Руслан Б. 50% 3  Алёна В. 36% 4  Дима Г. 57% 5  Таня Е. 20% 6  Артем В. 44% 7  Никита Г 50% 8  Артур К. 57% 9  Ксюша. П. 64% 10  Егор К. 36% 11  Настя Р. 57% 12  Аня М. 43% 13  Вика Щ 36% 14  Денис С. 57% 15  Алёша Т. 43% 16  Ксюша Ф. 45%
Общий результатпоказан в таблице № 2.
Таблица № 2.Кол-во детей Низкий ИТ Средний ИТ Высокий ИТ  16 2 8 6
Как видно из таблицы из 16 детей 2 ребёнка имеют низкийиндекс тревожности, половина детей (50%) имеют средний уровень тревожности, изних 4 девочки и 4 мальчика. И 37% имеют высокий индекс тревожности, при этом изних 4 мальчика и 2 девочки. Дети, показавшие высокий уровень проявлениятревожности во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность,волнение. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: онигрызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу.У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышеннойтревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони. В ходе диагностикивысокотревожные дети нередко выбирали рисунок, на котором было изображеногрустное лицо. Отвечая на вопрос «Почему?», они чаще всего говорили: «Потомучто его ругают», «Потому что ее наказали», «Потому что нанего не обращают внимания», «Не хотят с ней играть».
Родителям было предложено ответить на вопросы, которыепозволили нам выявить уровень тревожности детей. Результаты занесены в таблицу№3

Таблица №3№ Низкая тревожность Средняя тревожность Высокая тревожность мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки 1 17 2 19 3 18 4 15 5 14 6 20 7 8 8 18 9 20 10 13 11 19 12 9 13 17 14 17 15 17 16 18
Обработка результатов показала, что 11 человек (68%) родителейотметили высокую тревожность у своих детей из них 7 мальчиков и 4 девочки.
5 человек (32%) отметили среднюю уровень тревожности, из них1 мальчик и 4 девочки. Низкую тревожность не отметил никто из родителей
Исходя из того, что родители обладают достаточным уровнемзнаний о своём ребёнке, мы можем принять эти данные как достоверные.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, чтовысокий уровень тревожности у мальчиков больше чем у девочек, а значит,гипотеза нашла свое подтверждение.
Вывод по второй главе: На основе нашего сравнительногоанализа мы получили такие результаты, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности умальчиков и девочек различны. В дошкольном возрасте мальчики более тревожны,чем девочки. Это зависит от того, с какими ситуациями они связывают своютревогу, как ее объясняют, чего опасаются. Девочки чаще связывают свою тревогус другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу,относятся не только друзья, родные, воспитатели. Девочки боятся так называемых«опасных людей» — пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же, боятсяфизических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидатьот родителей или вне семьи: воспитателей, соседей и т.д. Можно отметитьследующие черты, которые могут характеризовать тревожного ребенка:подавленность, плохое настроение, растерянность, ребенок почти не улыбается илиделает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное илииндифферентное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установленииконтакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Онмного времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такойребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.Тревожные дети обычноочень не уверенные в себе, обладают неустойчивой самооценкой. Постоянноиспытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что оникрайне редко проявляют инициативу.Тревожные дети быстро устают, утомляются, имтрудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянногонапряжения.
Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих,поддержка со стороны воспитателей, родителей и сверстников. Надо создать у нихощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы.

Заключение
В первой главе — «Анализпроблемы тревожности в психологии»исследуется состояние проблемытревожности в отечественной и зарубежной психологии. На основе анализапсихологической литературы и данных авторских исследований рассматриваютсяособенности проявления тревожности в дошкольном возрасте. Анализ многочисленныхопределений тревожности в психологической литературе позволяет сделатьследующие обобщения.Понятие тревожности определяется: во-первых, какэмоциональное состояние в определенной ситуации, во-вторых, как устойчивоесвойство, черта личности или темперамента, в-третьих, как некотораятревожность, неизбежно проявляющаяся в то или иное время, с различнойпериодичностью, свойственная любому нормальному человеку, в-четвертых, устойчивосохраняющаяся, сильная, хроническая или возникающая вновь и вновь тревожность,которая проявляется не в результате возникших в реальной жизни стрессов исчитающаяся признаком эмоциональных нарушений.
Рассматриваяособенности проявления тревожности в дошкольном возрасте, можно сказать, что дети, испытывающие чувство тревоги, обычно неуверенны в себе,с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха переднеизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Дети чувствуютсебя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видамдеятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровеньих самооценки низок, такие дети думают, что они хуже других во всем, что онисамые некрасивые, неумелые, неуклюжие.                 Тревожность как чертахарактера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляетсякак преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность инерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.
В ходеисследования выявлены существенные различия между показателями уровнятревожности у девочек и у мальчиков. Результаты свидетельствуют о том, чтоуровень тревожности у мальчиков значительно превышают показатели уровнятревожности у девочек. Тем самым мы подтвердили ни гипотезу нашей работы.

Список литературы
1.Астапов В.М. Тревожность у детей.2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
2.Божович Л. И. Личность и её формирование в детскомвозрасте, (психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. .
3.Большой психологический словарь /Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.
4.Дьяченко О.М. Психолог в дошкольном учреждении. -М.: Гном иД, 2002
5. Захаров А.И. Как предупредитьотклонения в поведении ребенка. М., 1993.
6.Изард К.Е. Эмоции человека – М., 1980.
7.Козлова Е. В. Тревога как одна изосновных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. Теоретическиеи прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997.
8.Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А.Карпенко; подобщ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского — М.,
9.Кряжева Н.Л. Развитиеэмоционального мира детей. — Ярославль: Академия
развития, 1996.
10.Макшанцева Л.В. Тревожность ивозможности ее снижения у детей,
начинающих посещать детский сад //Психологическая наука. — 1998. — №2.
11. Мухина В.С. Детская психология:[Учеб.для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А.
Венгера – М.: Просвещение, 1985
12. Немов Р. С. Психология. Учебникдля студентов высш. пед. учеб.заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. –
13.Психолог в детском дошкольномучреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. / Под ред.Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. –
14. Прихожан А.М. Причины, профилактикаи преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 1998. — №2.
15. Прихожан А.М. Тревожность у детейи подростков: психоаналитическая тревога и возрастная динамика. — М.: 1998.
16. Савина Е. Тревожные дети /Дошкольное воспитание – 1996. — №417. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.М.: Академия, 1997. .
18. Чиркова Т.И. Психологическаяслужба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистовдошкольного образования. — М.: Педагогическое общество России. — 1998.
19. Шанина Н.П. Тревожные дети //Дошкольное воспитание.-1996.- №720. Эмоции, страх, стресс. // Вопросыпсихологии. – 1989. — №4 .