Психология массовой коммуникации лекции

Понятие коммуникации. Психологическиеособенности коммуникации.
Лекция №1(5 сентября 2007г.)
 
1.           Местопсихологии коммуникации в рамках психологических наук.
2.           Понятиеи основные подходы к операционализации (объяснению, определению) понятиякоммуникация.
3.           Формыкоммуникативного действия (общения).
4.           Психологическиеособенности коммуникации.
 
1.  Местопсихологии коммуникации в рамках психологических наук.
6 век до н.э. Гераклит:люди делятся на 2 группы. 1ая – люди, чье поведение и деятельность подчиненыразуму (рациональные); 2ая – люди, чье поведение и деятельность подчинены желаниям(нерациональные, эмоциональные, иррациональные).
5 век до н.э. Платон:социально-этническия классификация. Основа классификации – место расположениядуши.
По социальному статусу:
1.   Если душа расположена в областиразума, то философ.
2.   Если душа расположена в областисердца, то воин.
3.   Если душа расположена в брюшнойполости (в области печени), то ремесленники.
По этническомупризнаку:
1.   Если душа расположена в областиразума, то греки.
2.   Если душа расположена в областисердца, то северные варвары.
3.   Если душа расположена в брюшнойполости (в области печени), то южане.
4 век до н.э. Аристотель:«отец психологии», т.к. он первый написал научный трактат «О душе». Душа –движущее начало. Выделяет несколько уровней развития души:
1) растительная душа –основная характеристика – ощущения;
2) животная душа –основные характеристики – память, восприятие, моторная деятельность;
3) человеческая душа –основные характеристики – мышление и стремление к развитию.
Середина 18 века ХристианВольф: подготовил курс, который освещал основные закономерностидеятельности человека. Этот курс существовал в рамках философии и получилназвание «психология».
1979 год – психологиявыделяется из философии и становится самостоятельной наукой. Вильгельм Вундв Лейпциге открывает первую экспериментальную лабораторию по изучению сознания.Основным научным методом был метод интроспекции (самонаблюдения).
Конец 19 – начало 20 века– из психологии выделяются самостоятельные психологические отрасли:
1.        общая психология– изучает общие закономерности развития и функционирования психики как особойформы жизнедеятельности;
2.        возрастнаяпсихология – изучает изменения психики в различных периодах;
3.        социальнаяпсихология – изучает особенности поведения и деятельности людей, связанные свключением человека в социальную группу;
4.        клиническаяпсихология – изучает особенности изменения психики в зависимости от различныхзаболеваний;
5.        этническаяпсихология – изучает особенности психики различных этнических групп;
6.        психологияполовых различий – изучает различия в психике мужчин и женщин;
и т.д., в целом более 20отраслей.
Психология коммуникаций –прикладная отрасль социальной психологии.
Методология делится натри общепринятых методологии:
1)       общенаучная –методология философии;
2)       специальная –методология конкретной науки (например, психологии);
3)       частная –методология конкретной отрасли знания (например, социальной психологии).
Методология состоит издвух методологических аппаратов: концептуального аппарата (совокупностьзаконов, принципов, категорий, рабочих понятий) и инструментальный аппарат(совокупность методов, методик и процедур исследования). Прикладная отрасль неимеет своей методологии и использует частную методологию отрасли знания.
Психика – это системноесвойство высокоорганизованной материи, которое заключается в:
1)       активномотражении субъектом объективной действительности;
2)       построениисубъектом неотчужденной от него картины отраженной действительности;
3)       формировании наэтой основе своего поведения и своей деятельности.
 
2.Понятие и основные подходы к операционализации (объяснению, определению)понятия коммуникация.
Коммуникация – этопроцесс взаимодействия людей, в основе которого происходит обмен информацией,взаимное восприятие и понимание друг друга, формирование отношений, совместнаядеятельность.
3.Формы коммуникативного действия (общения).
(по А.А. Бадлееву)
Л – личность
Лс – личность софициальным статусом
2 вида статуса:
1.социальный статус –обозначает принадлежность человека к социальной группе
2.официальный статус –действует только при выполнении человеком своей профессиональной деятельности
Три формыкоммуникативного действия:
1. межличностное(интимное) взаимодействие – форма взаимодействия между партнерами, не обладающими официальнымистатусами. Действует в трех системах отношений: в системах супружеских,родительско-детских и дружеско-приятельских отношений. [Л         Л]
Главная психологическаяхарактеристика – избирательность, которая подразумевает свободу выбора партнерапо взаимодействию, места, времени, продолжительности и темы взаимодействия,поведения в процессе взаимодействия.
2. профессиональноевзаимодействие –взаимодействие между партнерами, один из которых обладает официальным статусом.Эта форма действует на институционально-личном уровне, который предполагает,что с одной стороны в процессе участвует партнер, выполняющий обязанности, а сдругой стороны личность без официального статуса. [Л       Лс]
3. деловоевзаимодействие –взаимодействие между партнерами, обладающими официальными статусами. Действуетна официально-формализованном уровне, который предполагает, что с одной сторонывзаимодействие происходит между официальными партнерами, а с другой сторонысистема их отношений формализована. Действует в системе производственныхотношений, системе педагогического взаимодействия (как по вертикали, так и погоризонтали)  [Лс       Лс]
4.Психологические особенности коммуникации.
1) Формированиесоциальных установок у главного субъекта взаимодействия. Дмитрий Узнадзе: установка– это готовность действовать определенным образом. Чтобы коммуникация былаэффективной, надо чтобы таких установок было три. Первая – направленность напартнера – предполагает полное включение в процесс взаимодействия приодновременном отвлечении от личных чувств, мыслей, переживаний. Вторая – принятиепартнера как личности – предполагает безусловное и безоценочное восприятиепартнера, а также уважительное отношение к его взглядам, позициям, точкамзрения, интересам и т.д. Третья – направленность на сотрудничество –предполагает организацию совместной деятельности по решению конкретноговопроса.
2) Созданиеблагоприятного психологического климата. Для этого необходимо учитывать актуальные потребностипартнера:
1. Потребность всамовыражении и достижении понимания (виды активного слушания: нерефлексивное – активноемолчание с использованием невербальных средств коммуникации и рефлексивное– активная речевая деятельность с использованием вопросов и т.д.)
2. Потребность вэмоциональном понимании (для удовлетворения этой потребности используется механизм эмпатии.Эмпатия – это способность и умения сочувствовать и сопереживать другому, атакже способность понимать чувства другого)
3. Потребность впризнании личности    
 
3) В основекоммуникации находится субъект-субъектная система взаимодействия, которая предполагает активностьпартнеров, взаимное влияние и воздействие друг на друга, а также совместнуюдеятельность в процессе коммуникации.   S-S’   (S – ведущий, главный субъекткоммуникации, S’ – ведомый субъект коммуникации)

Феноменологические характеристики коммуникации
Лекция №2(19 сентября 2007г.)
1.Виды
1.       по характеруориентации
·         личностно-ориентированнаякоммуникация – взаимодействие с одним реципиентом
·         социально-ориентированнаякоммуникация – взаимодействие с группой
2.       по количествусубъектов
·         2 – диада,диадическая коммуникация
·         3 – триада,триадическая коммуникация (1+2, в триаде обязательна смена ролей)
·         4 –тетра-коммуникация (1+3 – эффективнее, 2+2 – тоже возможна, всегда обязательнасмена ролей)
·         5 и больше –внутригрупповая коммуникация
 
/>2. Структура
Непосредственнаякоммуникация – информационный аспект коммуникации – процесс передачи и приемаинформации
Перцепция – процесс восприятияи формирования отношений между субъектами
Интеракция –взаимодействие в процессе коммуникации
3.Компоненты
1.   когнитивный – информированность вобласти коммуникации (профессиональная компетентность в вопросах коммуникации)
2.   эмотивный – умение управлять своимэмоциональным состоянием в процессе коммуникации
3.   конативный – выстраивание своегоповедения в процессе коммуникации
Все компоненты тесновзаимосвязаны.
 
4.Функции
1.информационно-коммуникативная – обеспечение процесса прохождения и приема информации
2.аффектино-коммуникативная – воздействие на эмоциональную сферу личности
3.регулятивно-коммуникативная – воздействие и управление поведением идеятельностью людей
Все функции взаимосвязанымежду собой
5.Типы
1. императивнаякоммуникация   [S => O]
Предполагаетодностороннее воздействие на объект с целью формирования у партнера (у этогообъекта) определенных состояний, мнений, позиций, интересов, убеждений,поведения. Партнер при этом знает, что на него направлено воздействие и знает оцели этого воздействия, т.е. это открытая коммуникация.
2. манипулятивнаякоммуникация [S => O]
Одностороннее воздействиена объект с целью достижения субъектом собственных интересов за счетвзаимодействия с объектом. Объект при этом не знает о цели данного воздействия.
Эверет Шостром разработалтипологию манипуляторов (работа называется «Человек-Манипулятор илиАнтиКарнеги»). Б.Ю. Шапиро сформировал «портреты» каждого из 8 типов.
а) «диктатор».Основная техника – приказы, играет роль «маленького бога», от которого зависитвсе
б) «тряпка».Основная техника – инвалидизация себя
в) «калькулятор». Основнаятехника – контроль и перепроверка всех и вся
г) «прилипала».Основная техника – преувеличенная своя зависимость от других людей. Он жертвавсего
д) «хулиган». Основнаятехника – угрозы, преувеличенная небрежность, агрессивность, жестокость
е) «славный парень».Основная техника – преувеличенная забота внимательность, любовь
ж) «судья».Основная техника – высказывание оценочных суждений, повышенная критичность.Результатом его деятельности оказывается формирование чувства вины у другого.
з) «защитник».Основная техника – инвалидизация других, снисходительное отношение к другим.
Основной прием работы сманипулятором один: дать понять что манипуляция видна и она не сработает.
3. диалогическаякоммуникация [S S]
Субъект-субъектнаясистема взаимодействия. Это наиболее эффективный тип коммуникации.
Средства коммуникации
1.Вербальные средства коммуникации
Речь – это психологический процессобщения людей с помощью языка. Язык – знаковая система, позволяющаяформулировать мысли и передавать их с помощью артикулярного аппарата. В кореголовного мозга существует несколько основных центров речи, все они находятся влевом полушарии.
± Центр Брок¿ – в средней лобной извилине левогополушария. Этот центр отвечает за процесс произношения речи, за громкость,четкость, правильность речи.
± Центр ВÁрнике – в височной доле левогополушария. Отвечает за смысл (понимание) речи.
± Центр письма – в верхней лобнойизвилине левого полушария. Отвечает за письменную речь.
± Зрительный центр – в затылочной долелевого полушария. Отвечает за процесс чтения.
Виды речи
/>

Внутренняя речь – речь, направленная на себя.Основные характеристики: беззвучность, односложность, краткость.
Внешняя речь – речь, направленная на других.
Устная речь – основные характеристики: несложнаяграмматическая конструкция, опирается на невербальные средства, имеет своивнутренние разновидности (по количеству коммуникаторов):
Монолог – речь одного субъекта, монологтребует плана, замысла и подготовки.
Диалог – речь двух субъектов. Возникает какответ на вопрос, мнение, суждение. Представляет собой свернутую совокупностьмонологов.
Полилог – три субъекта и более. Представляетсобой свернутую совокупность диалогов (они уменьшены во времени и в объеме).
Письменная речь – основные характеристики: сложнаяграмматическая конструкция, речь опирается только на логику языка, предъявляетповышенные требования к мыслительной деятельности человека.
Аффективная речь – это односложный и ограниченный видречи. Основывается на отдельных словах, очень редко – фразах. Такая речьэмоционально насыщена и интонирована (напр., Эллочка-Людоедка). Нет никакойграмматической конструкции.
 
2.Невербальные средства коммуникации
Существует 7 основныхзнаковых систем.
1. Оптико-кинетическая система знаков. Эта система включаетв себя три элемента:
ª Жесты – это движения конечностей.Алан Пиз: все жесты делятся на два типа: открытые и закрытые.
ª Мимика – движение мышц лица. Триосновных группы мышц лица, которые отвечают за мимику: 1. круговые мышцы глаз;2. мышцы скул; 3. Круговые мышцы рта. + две дополнительные группы мышц: 1.мышцы лба; 2. мышцы шеи.
ª Пантомимика – расположение корпуса вцелом, осанка + сочетание мимики и жестов.
2. Паралингвистическая система знаков – система вокализацииголоса. Основные характеристики:
ª тембр
ª тональность
ª диапазон
ª громкость
ª интонация
3.Экстралингвистическаясистема знаков – это включение в речь околоречевых приемов: покашливаний,вздохов, пауз, смеха, плача. 
4. Проксемика – это расположение партнера в пространстве.Включает в себя три элемента:
ª зоны
ª позиции
ª позы
ЗОНЫ
Зона – расстояние илидистанция между партнерами. Личное пространство – это расстояние вытянутой рукидо локтя. Существует 4 зоны:
/> Интимная зона –от 0 до 15 см – только для межличностных отношений.
/> Личная зона – от15 см до 1,5 м – тоже для межличностного общения, но не настолько близкого какв интимной зоне.
/> Социальная зона –от 1,5 до 4 м – предназначена для общения с точки зрения делового ипрофессионального взаимодействия.
/> Публичная зона –от 4 до 8 м и больше – для взаимодействия с большой аудиторией.
Факторы, влияющие наизменение зон:
ü актуальное психологическое состояние: при переживании стенических(положительных) чувств зоны уменьшаются (т.е. человек может подпустить к себеближе и не будет чувствовать дискомфорта), при переживании астенических(отрицательных) чувств зоны, наоборот, увеличиваются.
ü возрастные особенности: чем человек старше, тем больше онувеличивает зоны.
ü темпераментальные особенности: холерики и сангвиники зоныувеличивают, флегматики и меланхолики – уменьшают.
ü полоролевые особенности: проявляются на двух уровнях:
1.при внутриполовом взаимодействии (партнеры одного пола): мужчины зоныуменьшают, женщины – увеличивают.
2.при межполовом взаимодействии (партнеры разного пола): мужчины склонныувеличивать зоны, женщины – уменьшать.
ü территориально-региональныеособенности:городские жители зоны уменьшают, сельские жители – увеличивают; в зависимостиот региона: жители северных широт зоны увеличивают, а южных – уменьшают.
 

Феноменологические характеристики коммуникации (продолжение)
Лекция №3(3 октября 2007г.)
 
ПОЗИЦИИ
1. «лицом к лицу»
приличностно-ориентированном общении ее использовать нельзя, так как она обязываетвсе время смотреть в глаза, а это го делать нельзя, создает напряженность.
2. «плечом к плечу»
неэффективна припрофессиональном взаимодействии, так как не дает возможности получатьинформацию с помощью мимики. Хорошо работает в системе межличностныхвзаимоотношений, так как формируется доверительность и комфортность.
3. «лицом к спине»
не эффективна вообще.
4. «под углом»
самая эффективная дляделового общения, особенно в диаде, когда взгляды не уперты друг в друга, асоприкасаются.
5. «круглый стол»
эффективна привзаимодействии в группе.
ПОЗЫ
1. «пристройка сверху»
Главный субъект стоит, аведомый сидит.
2. «пристройка снизу»
Главный субъект сидит, аего партнер стоит
3. «на равных»
Оба сидят или оба стоят
5. Визуальная системазнаков
Это взаимодействие спомощью глаз. Концентрация взгляда – степень сосредоточенностивзгляда на партнере. Самая эффективная – 70% от времени общения взгляд долженбыть направлен на собеседника.
6. Тактильная системазнаков – системаприкосновений к партнеру
4 элемента:
1) непосредственныеприкосновения предназначены для привлечения внимания партнера, установленияболее близкого контакта, снятия напряжения. Допустимы только в области плеча,т.к. там меньше всего рецепторов.
2) рукопожатие:мужское, женское, смешанное (инициатор — женщина)
3) объятия:официальные – прикосновение корпуса
4) поцелуи: щека кщеке, чисто символические
7. Ольфакторнаясистема знаков – этосистема запахов
2 вида запахов:
1) запахи человека
Главный субъект долженвыполнять 2 нормы запахов:
o санитарно-гигиеническиенормы
o психологическаянорма запахов (дозированное использование парфюма)
2) запахи окружающейсреды
Там, где проходиткоммуникация, нельзя есть, готовить и т.д., должна быть налажена системапроветривания.
Коммуникация как информационный процесс.
Коммуникация – процессвзаимного обмена информацией между партнерами. Коммуникация как информационныйпроцесс имеет ряд психологических особенностей:
1) Наличие у партнеров ролей
o коммуникатор –передает информацию
o реципиент –принимает информацию
2) Динамика сменыролей, т.е. роли не статичны, для эффективной коммуникации должна бытьсмена ролей
3) Наличие единой системыкодификации и декодификации – коммуникатор, кодифицируя свои мысли,должен использовать язык, который будет понятен реципиенту.
4) Потеря и искажениеинформации
± задумано – 100%
± высказано – 80% (забыл, не все можносказать словами, передумал говорить, отвлекся и т.д.)
± выслушано – 60% (не расслышал,отвлекся, физиологические особенности, было неинтересно и т.д.)
± принято – 50%
± осталось в памяти – 25%
Затем реципиентстановится коммуникатором, а 25% становятся снова 100% и т.д.
Это и есть механизмформирования сплетен и слухов.
Существует 2 правила длясоздания устной информации:
1. (при передачеинформации через посредников) Передавать информацию нужно по принципу «здесь исейчас», т.е. конкретному адресату, не через посредников
2. при полученииинформации не от источника полностью доверять ей нельзя
5) Использование техникэффективного слушания
рефлексивное и нерефлексивноеслушание
6) Использование обратнойсвязи – это механизм получения информации от партнера.
Формы обратной связи:
вербальная – невербальная
оценочная – описательная(безоценочная)
позитивная – негативная
абстрактная (по мнениюбольшинства, как считают ученые и т.д.) – конкретная (персонифицированная)
Пути передачи обратнойсвязи:
прямой путь – вербальныесредства
косвенный путь –невербальные средства

Коммуникативные барьеры.
Лекция №4(17 октября 2007г.)
Это психологическиепрепятствия на пути адекватной передачи и получения информации.
±  Барьерыпонимания
Фонетический
дефектыречи и дикции;
монотонная,невыразительная речь;
быстраяречь, скороговорка;
использованиезвуков и слов-паразитов.
Семантический– из-за различия в тезаурусах (словарь понятий):
использованиепрофессиональных терминов и жаргона;
использованиедиалектов;
использованиесленгов и жаргонов;
многовариантностьсмысловых значений слов.
Логический– различия в логиках партнеров:
мужская– женская
взрослого– ребенка
преподаватель– студент
Стилистический
несоответствиестиля речи коммуникатора ситуации общения, актуальному психологическомусостоянию партнера
±  Барьерысоциально-культурных различий
Ø  социально-демографическиеразличия: пол,возраст, социальное положение, национальность, образование, профессия, местопроживания, религия, семейное положение, политические взгляды
Ø  социально-психологическиеразличия:темперамент, особенности характера, способности, направленность,психологические комплексы
±  Барьерыотношений
неприязньк человеку, сразу тянет за собой все другие барьеры.
Общение как социально перспективный процесс
Перцепция – процесс взаимного восприятияпартнеров, формирование отношений между ними.
1. Формированиепервого впечатления
Наблюдатель:
I.    внешние характеристики, отдельныеаспекты поведения
II.  приписывание личностных особенностей
III.           прогноз поведенияи отношения
IV.           формированиесобственного отношения и поведения
2. Механизм восприятия
— эмпатия
— идентификация(отожествление) – умение поставить себя на место партнера и понять его с еготочки зрения
— рефлексия – умениепонимать как воспринимает партнер главного субъекта, как партнер воспринимаетВас. Рефлексия – самая эффективная из трех.
3. Перцептивныебарьеры
это психологическоепрепятствие на пути адекватного восприятия партнера.
1) барьерыперцептивной информации
±  барьер первоговпечатления
±  барьерстереотипов
Стереотип – это устойчивое представление оразличных социальных группах.
Видыстереотипов:
а)полоролевые
б)возрастные
в)национальные
г)профессиональные
д)территориальные
2) барьерличностных особенностей
±  барьер занятостисобой
±  барьер боязниконтактов (в результате негативного опыта коммуникации)
3) барьерыустановок
±  барьербеспричинной негативной установки. Аттракция – наличие/отсутствиепривлекательности партнера
±  барьеротрицательной установки (при заочном знакомстве с партнером)
±  барьер ожиданиянепонимания (при негативном опыте)
4) барьерыотрицательных эмоций
при переживанииотрицательных эмоций адекватного восприятия партнера не будет.
Общение как интеракция (взаимодействие)
Интеракция –взаимодействие, обмен действиями в коммуникации.
Интерактивные теории:
1. Дж. Хоманс – Теорияобмена
В процессе взаимодействияпартнеры обмениваются двумя переменными: затраты на взаимодействие ивознаграждение за взаимодействие.
В сочетании этих двухпеременных выделяются следующие типы поведения:
—   есливознаграждение велико, то партнер в большей степени готов затрачивать своиусилия на взаимодействие. Активность партнера
—   если цель близка,то партнер в меньшей степени готов затрачивать усилия. Расслабленный тип
—   есливознаграждение зависит от определенных условий, то в большей степени готовзатрачивать усилия на воссоздание данных условий. Манипулятивный тип.
2. Дж. Мид, Г. Блумэр– Теория символического интеракционализма
В процессе взаимодействияпартнеры воздействуют друг на друга с помощью символов (вербальных иневербальных)
3. Э. Гофман – Теорияуправления впечатлением (теория социальной драматургии)
Взаимодействиепредставляет собой своеобразный спектакль, основные элементы которого:
/> партнеры(выполняют определенные роли)
/> декорации(ситуация взаимодействия)
Партнеры воздействуютдруг на друга с помощью впечатления, формируемого с первых минут коммуникации.В дальнейшем они управляют поведение друг друга с помощью сформированноговпечатления
4) З.Фрейд –Психоаналитическая теория
При взаимодействии спартнером, который старше по возрасту или положению, а также значимее их важнымдля субъекта качеством, главный субъект регрессирует – уходит на болеепримитивные уровни поведения.  Это проявляется следующим образом:
— выстраивание взаимоотношенийпо формуле «объект-субъект»
— неспособностьсамостоятельно принять решение
— подавленность ввербальных и невербальных средствах коммуникации
— астеническое состояние(отрицательные чувства)
Это происходит с теми,кто в раннем детстве пережили негативный опыт, связанный с общением с такимипартнерами.
Стратегии взаимодействия(по К.Томасу):
Избегание – пассивная стратегия, котораяпредполагает уход от взаимодействия.
— физический уход
— психологический уход(не высказывание своей точки зрения и т.д.)
Оправдано:
1.Цель взаимодействия для человека не очень важна
2.Недостаточно сил для достижения цели
Приспособление – пассивная стратегия. Предполагаетсознательный отказ от своей цели ради достижения цели партнера. Оправдано:
1, 2.–‘’–
3.Важнее сохранить хорошие отношения с партнером
Сотрудничество – активная стратегия. Предполагаетактивное участие обоих партнеров для достижения цели. Открытый обмен мнениями,обсуждение позиций, нахождение варианта, приемлемого для всех. Хорошо всегда,если нет дефицита времени.
Соперничество – активная борьба за свои интересы.Непримиримый антагонизм в случае сопротивления партнера, унижения, оскорбления.Оправдано только в крайнем случае.
Компромисс – активная стратегия. Предполагаетучастие обоих партнеров в поиске решения за счет взаимных уступок. Оправдано:
1.нет резерва времени для сотрудничества
2. упартнеров различные силы и власть, а цель одна.
Интерактивные барьеры – психологические препятствия напути эффективной организации взаимодействия.
1. барьеры несовместимыхстратегий взаимодействия
2. барьеры несовместимыххарактеров из-за различий в темпераменте, характере, способностях,направленностях.
3. барьер «невроза» — партнер переживает стресс.

Стресс как фактор затрудненной коммуникации.
Лекция №5(31 октября 2007г.)
Стресс – это психологическое напряжение,возникающее при воздействии внутренних или внешних раздражителей.
Симптомы стресса:
1. физиологическиесимптомы
/> различные видыболи
/> бессонница
/> сексуальныерасстройства
/> отсутствующий илиповышенный аппетит
/> повышеннаяутомляемость
2. психологическиесимптомы
/> рассеянноевнимание
/> нарушение памяти
/> нарушение мышления
/> нарушение речи
/> нарушениевосприятия
/> нарушениеощущений
/> нарушениевоображения
/> травмированностьэмоциональной сферы
3.социально-психологические симптомы
/> нарушениеобщения, коммуникации
/> повышенная конфликтность(как внешняя, так и внутренняя)
/> возникновениедепрессий
Виды стресса:
В зависимости от силынапряжения
1. легкий стресс –это стресс, сила напряжения которого не превышает адаптивной возможностичеловека
2. дистресс(хронический стресс, сильный стресс) – это стресс, к силе напряжениякоторого быстро, а порой и всю жизнь человек адаптироваться не может. Причиныдистресса:
o  потери: человека, материальная потеря,здоровья, глубинная психологическая травма, Родины и родины (эмиграция имиграция)
o  катастрофы: техногенные, стихийные, военные,экономические, политические, социальные
В зависимости отприроды
1. физиологическийстресс – возникает в результате действия физиологических факторов (страх –врожденный и приобретенный)
2. психологическийстресс
o    время (дефицит или переизбыток)
o    информация (дефицит или переизбыток)
3. социальный стресс– проблема не одного человека, а всего общества. Этот вид самый опасный, таккак с ним нельзя справиться самостоятельно. Факторы, вызывающие социальныйстресс:
o  одиночество: физическое ипсихологическое (внутреннее переживание непонимания со стороны окружающих)
o  отсутствие социальной защищенности иуверенности в завтрашнем дне
o  невозможность в полной меререализовать себя как личность.
Методы определенияналичия стресса
1.        пантомимический – расслабленность рук, мимики,осанки и т.д. Стресс располагается на шейно-плечевом поясе.
2.        кожно-гальваническийэффект – увлажнениеладоней и затылка, учащение сердцебиения и дыхания, пятнообразное покраснениекожного покрова (область груди, шея, лицо)
3.        «решетка наруке» — проявлениерешетки в течение 10 секунд после легкого проведения по коже – сильный стресс,в течении 1 минуты – нормальный стресс
Методы борьбы сострессом
1. Вода
o    баня – снимает стресс и формируетстрессоустойчивость
o    бассейн – по рекомендациям – 3 раза внеделю
o    ванная / душ (если дома)
o    на работе – кисти рук под прохладнуюводу на 2-3 минуты. Можно смочить виски, локтевые сгибы, побрызгать водой налицо.
2. Музыка
o    классическая
o    любимая
o    петь самому
3. Природа
o    домашние животные и комнатныерастения
o    прогулки в лес или в лесопарковуюзону
4. Физическаядеятельность
o    утренняя зарядка
o    занятия физической культурой
o    любимая домашняя работа
o    любимая профессиональная деятельностьили работа
5. Сон
o    режим сна – вставать и ложиться надов одно и то же время
o    перед сном – теплый душ, хорошаямузыка или чтение
o    засыпать на спине
6. Юмор
7. Релаксация –специальные упражнения для снятия стресса.
«Вертикальноедыхание»
1,2 –вдох, представляем как поднимаемся в небо
3,4 –выдох, представляем как опускаемся в море
5,6 –пауза
Выполняетсяна жестком стуле, прямая осанка, ноги – прямой угол, полностью сесть на стул(т.е. спина должна полностью касаться спинки). Выполняется не более пятициклов, каждый раз увеличивая амплитуду дыхания. Хорошо работает при остромстрессе.
«Контраст»
Выполняетсяна стуле (жесткой поверхности). В основе упражнения – попеременное сжатие ирасслабление групп мышц. Время сжатия и время расслабления – по 10 секунд.Каждую группу мышц сжимаем и расслабляем по 10 раз. Схема:
— кисти рук (на вытянутых руках сжимаем кулаки и расслабляем)
— ноги (сжимаем пальцы ног, расслабляем — постукиванием)
— плечи (плечи тянем наверх, уши — вниз)
— спина (сводим лопатки вместе)
— грудные мышцы (пытаемся свести локти, но они как бы не сводятся, кулаки должныбыть на уровне рта, руки по ширине плеч)
— бедер и ягодиц (привставания)
«Рука- пальцы»
Выполняетсятолько на мягкой поверхности (кресло) и только сидя. Глаза закрыты, кисти рукраскрыты и лежат на бедрах. В течение  5 минут сгибать пальцы на обеих рукахвместе, начиная с мизинцев, в течение 5 минут – разгибать. Сконцентрироватьсяна себе, своих ощущениях, представить себя в месте, где тебе комфортно, можноделать под специальную музыку.
Воздействие на партнера в процессе коммуникации
Механизмывоздействия:
1. Заражение – это механизм одновременногосопереживания и общего психического состояния партнеров.
Психологическиеособенности:
o    носит невербальный характер
o    проявляется спонтанно как внутренниймеханизм поведения
o    имеет бессознательную основу
o    действует только в конкретнойситуации
o    носит кратковременный характер
o    эффективность заражения связана сколичеством партнеров (чем больше партнеров, тем в большей степени действуетмеханизм заражения). Негативный – паника, позитивный – смех.
o    работает только в эмоциональной сфере
2. Подражание – это механизм воспроизведенияиндивидом определенных внешних черт, образцов поведения, манер, действий,которые сопровождаются определенной эмоциональной и рациональнойнаправленностью (Габриэль Тард и Густав Лебон).Виды подражания:
o    логическое – нелогическое(аллогичное) подражание
o    внешнее – внутреннее подражание
o    подражание-мода – подражание-обычай(устойчивее)
o    подражание внутри социального слоя –подражание одного социального слоя другому
3. Внушение(суггестия) – это механизмодностороннего активного и персонифицированного воздействия на человека илигруппу. Основан на НЕкритичности восприятия и готовности действоватьопределенным образом. (В.М. Бектерев)
Суггестор – тот, ктовоздействует
Суггеренд – тот, но коговоздействуют
Контрсуггестия – защитныемеханизмы от внушения, которые выстраивает суггеренд
Контрконтрсуггестия– внушение суггестора, направленное на снятие контрсуггесии у суггетора.

Воздействие на партнера в процессе коммуникации (продолжение)
Лекция №6(14 ноября 2007г.)
 
Структурные элементывнушения:
1.  операционный – предполагает внушающее воздействиена суггеренда. Содержит два подэтапа:
— подготовительный –психологическая и фактическая подготовка суггеренда к применению внушения
— исполнительный – суггесторвлияет на различные личностные особенности суггеренда к (например, формируютсяустановки у суггеренда)
2. процессуальный – принятие суггерендом внушения
3. результативный – проявление ответных реакцийсуггеренда
Виды внушения:
~в зависимости от целейвоздействия
1.   преднамеренное внушение –целенаправленное и сознательно организованное воздействие
2.   непреднамеренное внушение – нет целивнушения, внушение может быть случайным
~в зависимости отсодержания и характера внушения
1.   специфическое внушение – внушениеконкретных идей, мыслей, действий
2.   неспецифическое внушение – внушениеопределенных психических состояний
3.   положительное внушение – при немпроисходит формирование положительных качеств или состояний
4.   отрицательное внушение – при нем происходитформирование отрицательных качеств или состояний
~ в зависимости отспособов и приемов внушения
1.   прямое (открытое) внушение –открытость цели, прямая направленность на суггеренда
2.   косвенное (закрытое) внушение –опосредованное внушение с закрытой целью
~ в зависимости отколичества субъектов
1.   индивидуальное внушение – внушение,направленное на одного субъекта
2.   групповое внушение – внушение, прикотором субъектом является группа
~ в зависимости отсоотношения между воздействием и ответной реакцией суггеренда
1.   непосредственное внушение – реакциясуггеренда проявляется в процессе внушения
2.   отсроченное внушение – существуетвременной разрыв между воздействием суггестора и ответной реакцией суггеренда
Внушаемость – это уровень восприимчивости квнушению, субъективной готовности испытать внушающее воздействие и подчинитьсяему.
Факторы, влияющие на внушаемость:
1) возраст (дети и старики – самые внушаемые)
2) психологическиеособенности:
         — особенноститемперамента (более внушаемые – меланхолики и холерики, флегматики – наименеевнушаемые)
         — актуальноепсихологическое состояние (неуверенность, тревожность, повышеннаяэмоциональность и впечатлительность повышают внушаемость)
         — низкаясамооценка (повышает внушаемость)
         — слабостьлогического анализа (повышает внушаемость)
         — комплекснеполноценности (повышает внушаемость)
         — полоролевыеособенности (женщины более внушаемы)
3) ситуативныеособенности
         — некоторыепсихические состояния (покой, расслабленность, сильное эмоциональноевозбуждение, стресс, утомление, психо-соматические заболевания повышаютвнушаемость)
         — низкий уровеньосведомленности и компетентности (повышает внушаемость)
         — неопределенность (повышает внушаемость)
         — высокаястепень значимости (повышает внушаемость)
         — дефицит времени(повышает внушаемость)
4)социально-психологические особенности
         — свойствасуггестора (высокий статус, авторитет, волевое, характерологическое,интеллектуальное превосходство повышают внушаемость)
         — отношениямежду суггестором и суггерендом (доверительность и открытость повышаютвнушаемость)
         — особенностисообщения (уровень аргументированности, сочетание логических и эмоциональныхкомпонентов). Приемы, которые лежат в основе сообщений:
         1. конкретностьи образность ключевых слов – использование слов, смысл которых понятен и ихлегко представить;
         2. конкретностьи образность качеств – чем выше степень абстрактности при описании предмета иего свойств, тем слабее внушение;
         3. использование«нет» и «не» настораживает и вызывает сомнение, следовательно повышаетсяконтрсуггестия
         4. речеваядинамика (мягкость голоса, интонационность, паузы, темп речи (средний), тембрречи (баритон))
         5. Воздействиезвукосочетаниями:
                   — гласная «И» в словах вызывает ощущение чего-то мягкого и незначительного
                   — звук«О» мягкий, расслабленный и интонационно теплый
— преобладание звуков «А» и «Э» ассоциируется с эмоциональностью, воодушевлением
— «Ы», шипящие согласные и обилие согласных – мрачное, неприятное, непонятное
4. Убеждение – это механизм организованноговоздействия на психику человека, в основе которого лежит изменение установок ивзглядов личности. Основывается на системе логических доказательств ипредполагает осознанное отношение реципиента к этим доказательствам.
Виды убеждения:
Ø   информирование – как правило, в видерассказа, выстраивается индуктивным или дедуктивным способом;
Ø   разъяснение – ИНСТРУКТИВНОЕразъяснение (схематическое раскладывание информации по различным критериям, в большейстепени воздействует на память) и РАССУЖДАЮЩЕЕ разъяснение (выстраивается всистеме диалога коммуникатора и реципиента с задаванием вопросов реципиенту,ориентировано на мышление)
Ø   доказательство – в основедоказательства лежит выстраивание информации по принципу изложения тезиса иаргументации его с помощью фактов, закономерностей и т.д. Для эффективностикоммуникатор должен полностью разделять суть тезиса.

Психология групп
Лекция №7(28 ноября 2007г.)
 
Малые группы (МГ)
МГ – немногочисленная по составуреально существующая группа, члены которой объединены общей социальнойдеятельностью и находятся в непосредственном … контакте.
Размер МГ: нижняя граница – 2-3 члена, верхняяграница – количество членов группы, которые функционально способны выполнитьстоящие перед группой задачи.
Виды МГ:
—   лабораторные –специально созданные для проведения экспериментов;
—   естественные – вреальных жизненных ситуациях
—   организованные –наличие документа, регламентирующего деятельность группы и наличие руководителякак официального лица;
—   спонтанные
—   открытые –степень открытости и доступности группы влиянию внешней социальной среды иобщества;
—   закрытые
—   стационарные –продолжительность существования больше года;
—   временные –лабораторные, экспериментальные
—   группа членства –по степени значимости группы для индивида с точки зрения интересов, задач,ценностей – индивид находится в группе формально;
—   референтныегруппы – по степени значимости группы для индивида с точки зрения интересов,задач, ценностей – значимая группа

Психологические характеристики МГ/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
 

Характеристики группы
1. Композиция – состав группы по значимым идоминирующим характеристикам индивидов (пол, возраст, образование, профессия,национальность, религия, семейное положение, темперамент, характер,способности, направленность).
Групповые структуры
2. Социометрическая структура –совокупность соподчиненных позиций членов группы в структуре внутригрупповыхмежличностных предпочтений.
Статусы:
I.   Звезда – только одни предпочтения  (+)
II.  Высокостатусные – системапредпочтения больше, чем система отв-я   (+>-)
III.           Изолированные  (+;- = 0)
IV.           Низкостатусные   (-
V. Изгой (-)
3. Коммуникативнаяструктура –совокупность позиций членов группы в системе информационных потоков.
Типы коммуникативныхсетей:
> Централизованная– в центе  информационных потоков – коммуникативный лидер, который играетактивную роль в получении, обработке и передаче информации членам группы.
Виды передачи информациив коммуникационной сети:
— фронтальный вид – здесьи сейчас
— иерархический вид – дваи более уровне соподчинения членов группы
> Децентрализованная– у каждого из членов группы равные права на получение и обработку информации.
Виды:
— цепной
— круговой
4. Структурасоциальной власти –это система взаиморасположения членов группы в зависимости от их способностиоказывать влияние на группу.
Формы социальной власти:
— руководство – влияниесоциально зафиксировано, формальной природы.
— лидерство – спонтанновозникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы надругих.
Типы лидеров:
ª  по содержаниюдеятельности: лидер-вдохновитель, организатор, смешанный тип
ª  по стилювоздействия на группу: авторитарный, демократический, смешанный
ª  по характерудеятельности: ситуативный, универсальный.
Групповые процессы
5. Групповаясплоченность – процессформирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданнуюструктуру превратить в психологическую общность людей, в сложныйпсихологический организм, живущий по своим собственным законам.
Факторы, влияющий нагрупповую сплоченность:
1.        Эмоциональнаяпривлекательность членов группы
2.        Сходство членовгруппы между собой (возраст, социальное положение, национальность, сходство вценностных ориентациях)
3.        Особенностигрупповых целей (цель должна быть понятна каждому члену группы)
4.        Групповая цельдолжна отвечать потребностям
5.        Удовлетворенностьгруппой и своим положением в ней
6. Процесс групповогодавления (конформизм)
— психологическаяхарактеристика позиции индивида относительно мнения группы.
Три вида конформности:
1.    Внешняя конформность – позиция группыпринимается индивидом только внешне (на уровне соглашательства), внутреннеемнение индивида не меняется.
2.    Внутренняя конформность – индивидусваивает мнение группы и оно становится его внутренней позицией.
3.    Негативизм (конформизм наизнанку) –индивид активно противостоит группе, отстаивая свою позицию, тем самымстановится привязанным к мнению группы.
7. Групповое решение – выработка общих подходов и мненийпо различным актуальным и принципиальным вопросам группы.
Элементы групповыхрешений:
1. групповая задача:
—   простые – сложные(несколько фаз)
—   конъюктивные(кооперация членов группы) – дизъюктивные (индивидуальные решения)
—   продукционные(новые творческие идеи) — дискуссионные
2. «сдвиг риска» –  впроцессе обсуждения и дальнейшего принятия группового решения группа склоннапринять более рискованное решение в отличие от индивида.
3. групповая поляризация– в процессе обсуждения члены группы высказывают различные мнений, которые вдальнейшем группируются по полюсам.
Характеристики, определяющиеположение в личности в группе
Групповые ожидания
1. Групповые нормы – правила, законы и принципы,выработанные группой и регламентирующие поведение и деятельность индивидов вгруппе. Групповые нормы опираются на групповые ценности.
2. Групповые санкции – система мер контроля и регуляциииндивидов в группе.
Позитивные санкции:похвала, материальное вознаграждение.
Негативные санкции:невербальные знаки неодобрения, устные замечания, угрозы, бойкоты, исключениеиз группы
Социально-психологическиехарактеристики личности в группе
1. Статус – совокупностьзадаваемых индивиду психологических характеристик, определяющих его место вгруппе и то, как его будут воспринимать другие члены группы.
2. Позиция  — выражениеотношения индивида к статусу и к тому, что ему приписывает статус (права иобязанности): положительная, негативная, равнодушная.
3. Роль – функции, спомощью которых личность реализует свой статус.
Большие группы (БГ)
— группа, функционирующаяпо какому-либо признаку.
Виды БГ:
1. В зависимости отконтактности:
— реальные (образуютсоциальную общность и включают в себя значительное количество людей; контактмежду членами группы многоступенчатый и опосредованный)
— условные (выделяются наоснове значимых для исслед. признаков, члены группы между собой неконтактируют)
2. В зависимости отвремени существования:
— стихийные группы(кратковременные, случайно возникшие)
— устойчивые группы(длительно существуют и исторически обусловлены – этнические, профессиональные,социальные)
3. В зависимости отприроды:
— социальны слои
— территориально-региональные
— группы-организации(политические, общественные организации)

Массовидные явления
Лекция №8(12 декабря 2007г.)
I. Общественное мнение (ОМ) – форма проявленияобщественного сознания, которая выражается в виде суждений, идей, представленийо явлениях и проблемах социальной жизни.
Функции:
— регулятивная
— оценочная
— воспитательная
— интегративная
Характеристики:
— оперативность
— гласность
— публичность выражения
— мобильность
— действенность
Этапы формированияОМ:
1.        формированиеиндивидуальных оценок (ОМ неуправляемо)
2.        обмениндивидуальными мнениями, суждениями, оценками
двеформы обмена:
— скрытыйобмен (используются невербальные средства, отсутствие аргументации,иносказательные выражения)
— открытийобмен (полная аргументация, использование механизма убеждения партнера,формулирование четких выводов и оценок). Можно управлять через лидеров,авторитетных личностей
3.        оформление изакрепление ОМ (от индивидуального мнения к общественному, психологическоепринуждение)
Виды ОМ:
— официальное ОМ –формируется в процессе проведения официальных мероприятий, ОМ получаетофициальный статус, закрепляется нормативами
— неофициальное ОМ –формируется в процессе неформального общения
II. Общественное настроение (ОН) – преобладающее состояниечувств определенной социальной группы в конкретный период времени. В основе ОНнаходится вся система экономических, политических и социальных отношений.
ОН динамично, менеестатично, чем ОМ.
Стадии изменения ОН(динамичность ОН):
— брожения
— поворот
— подъем
— затишье
— спад
Формы изменения ОН:
ü постепенноеизменение (проходит все стадии последовательно)
ü резкое изменение(нет стадии брожения – например, мода)
ü взрыв (быстротадвижения, все стадии, но поворот  и подъем слиты воедино)
1.  взрыв массового брожения инедовольства (стихийность, бессознательность, на экономической и политическойпочве)
2.  взрыв поворот (большая сила,коренные изменения ОН, сознательность)
3.  взрыв подъем (наибольшая мощность=> революция)
 
III. Традиции – социальные механизмы закрепления,воспроизведения, обогащения и передачи последующим поколениям историческисложившихся устойчивых повторяющихся способов и приемов деятельности социальныхгрупп и общества в целом.
Функции:
— регуляция
— воспитание
— трансляция (передачакультуры от поколения к поколению)
Характеристики традиции:
ü проявляется вовсех сферах жизни
ü для формированиятрадиции необходим определенный исторический период времени
ü складываются наоснове тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили своюобщественную значимость
 
IV. Обычаи – исторически сложившиесястереотипные формы массового поведения.
Характеристики:
— унаследованныйнормативный способ поведения
— общепринятость имассовость
— медленно изменяются и струдом корректируются
— выполняются набессознательном уровне
— формируются врезультате повседневного взаимодействия (в бытовой сфере)
— неуклонноеследование воспринятому из прошлого опыту
Функции:
ü  трансляциякультуры
Пути трансляции:
— от поколения кпоколению в рамках конкретного общества
— от общества к обществу
— от общества к индивиду(осуществляется процесс социализации в обществе)
ü  социальныйконтроль
ü  социальнаяинтеграция (происходит групповое сплочение)
Слухи и сплетни
Слухи – форма самовыражения общественногонастроения и общественного мнения. В основе лежит недостоверная или искаженнаяинформация, которая распространяется в устном виде при непосредственномобщении. Возникает при отсутствии полной или достоверной информации.
Виды слухов(классификация):
1)       по степенинедостоверности:
— абсолютно недостоверные
— просто недостоверные
— относительно недостоверные
— близкие к достоверности
2) по эмоциональнымхарактеристикам
— слух-желание (сильное эмоциональное желание, которое отражает потребности иожидания аудитории)
— слух-пугало (в основе – негативные настроения и эмоциональные состояния)
— агрессивный слух (стимулирует агрессивное поведение общества)
— нелепые слухи (в основе – очевидная нелепость)
Сплетни – разновидность слухов, в основе –неточные, заведомо неверные сведения, ориентированные на популярныхиндивидуумов в обществе. Удовлетворяют потребность в дополнительной информациио жизни популярных людей.
Функции сплетен:
1)       информационно-познавательная
2)       аффилитативно(сближение)-интеграционная
3)       развлекательно-игровая
4)       протекционно-компенсаторная(проецирует вытесненные свойства и склонности сплетников и приписываютсяблизкие им самим характеристики)
5)       социальныйконтроль (социальный «тормоз»)
6)       тактическаяфункция (сплетни как оружие в борьбе).