Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Контрольная работа
по Юридическойпсихологии
тема: Психологияследственного эксперимента и проверки показаний на месте.
План
1.Психология следственного эксперимента
2.Психология проверки показаний на месте
Литература
1. Психология следственного эксперимента
Следственный эксперимент – это самостоятельноепроцессуальное действие, направленное на проверку имеющихся и получение новыхдоказательств. Содержанием его является производство различных опытов с цельюустановления возможности какого-либо события, действия или явления вопределенной обстановке и при известных условиях, имеющих значение дляустановления истины по делу. Воспроизведя соответствующие условия, следовательустанавливает возможность:
различать и опознавать определенные предметы присоответствующих условиях: их форму, цвет, размеры, удаленность и др.;
совершать определенные действия при данных условиях;
провести данное действие за определенное время;
слышать и различать определенные слова, звуки.
Следственный эксперимент является сильным средствомпсихологического воздействия на его участников, поскольку его результатынередко наглядно свидетельствует о возможности или невозможности определенногоявления, события, а опровергнуть их подозреваемому, обвиняемому бывает довольнотрудно.
Важен подбор участников следственного эксперимента, кромеследователя и понятых, могут принять участие обвиняемый, потерпевший,следователь, специалисты различных отраслей знания, технический персонал,помогающий практически выполнить те или иные опытные действия.
Недоступно в ходе эксперимента воспроизводить самособытие преступления, также нельзя при подготовке следственного эксперимента иего проведении допускать действия, унижающие честь и достоинство егоучастников, угрожающие их жизни и здоровью.
По своему содержанию большинство видов следственногоэксперимента представляет исследование и оценку тех или иных возможностейчеловека: восприятие какого-либо события при определенных условиях (увидетьобъекты, услышать голос человека, почувствовать запах и т.д.); совершение техили иных действий (проникновение через отверстие и т.д.); проверяются умения,навыки (изготовить поддельную печать, открыть замок определенным способом ит.д.).
Следственным экспериментом руководит следователь. Онпринимает решение о проведении следственного эксперимента, выдвигает версии,гипотезы, определяет условия проведения, круг участников, содержание,последовательность опытов, оценивает полученные результаты и т.д. Но это неозначает, что следователь должен принимать непосредственное участие в опытныхдействиях, находится на всех участках. При подборе понятых следователь исходитиз сложности опытов, в случае необходимости могут приглашаться понятые,обладающие определенными профессиональными знаниями, физическими данными.Психологического подхода требует решение вопроса о применении для участия вследственном эксперименте подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля.[1]
Главным в следственном эксперименте является проведениеопытов и правильная оценка полученных результатов. Задача следователя –организовать производство опытов, осуществлять контроль за ними, фиксироватьход эксперимента, оценивать получаемые результаты. Следователь определяетколичество опытов, их содержание, при необходимости повторяет опыты. Опытыпроводятся многократно. Неоднократное проведение одних и тех же опытов впроцессе одного следственного эксперимента позволяет более тщательно изучитьисследуемого явления, убедится в том, что полученные результаты не являютсяслучайными и что они достоверны.[2]Дублирующие действия должны быть повторены столько раз, сколько необходимо,чтобы исключить возможность случайных результатов, доказать их закономерность.Многократность – первый принцип следственного эксперимента.
Второй принцип – вариативность, т.е. осуществлениекаждого последующего опыта в несколько измененных условиях.
По отношению к проверяемому событию полученные результатымогут быть положительными (событие могло произойти) или отрицательными (событиемогло не произойти). Различают два типа экспериментов:
а) проверяющие объективную возможность выполнениякаких-либо действий;
б) проверяющие субъективную возможность выполнения этихдействий данным лицом.
Положительные результаты экспериментов позволяют сделатьвывод о том, произошло ли проверяемое явление в действительности. Возможностьвидеть, слышать, выполнять определенные действия само по себе не доказывает,что данное лицо действительно видело, слышало, сделало что-то. Не доказываютэто и субъективные возможности испытуемого, подтвержденные экспериментом. Выводбудет правомерным, если он основан на совокупности имеющихся доказательств, ане на изолированной оценке результатов эксперимента.
Оценка отрицательных результатов экспериментов ещесложнее – отрицательный результат позволяет сделать достоверный категорическийвывод о том, что предполагаемого явления не было, оно не возможно. При этомдолжны быть соблюдены требования о многократности опытов и вариативности, чтобыбыла абсолютная уверенность в том, что это невозможно для всех людей, а нетолько для избранных следователем исполнителей экспериментальных действий.[3] Если экспериментаторомпроверяются чьи-либо показания, то лицо, утверждающее о выполнении имопределенных действий, наряду с другими участниками должно быть подвергнуто соответствующемуиспытанию. Возможно, оно обладает способностями, навыками, умениями, сноровкой,силой, которые превосходят возможности других людей. Диагностическиеэксперименты целесообразно проводить с участием и при консультации психолога,который поможет следователю учесть все многообразие явлений, способных оказатьвлияние на результаты опытов.
Если человек не хочет обнаружить свои возможности,эксперимент лишается смысла, ибо отрицательный результат здесь ничего неподтверждает и не отвергает. Если же такое стремление у него имеется, тонеспособность сделать при эксперименте то, что ему якобы удалось в прошлом,может иметь двоякую причину. Либо такое утверждение не соответствуетдействительности и человек фактически не обладает приписываемыми себе способностями,либо описываемые действия им выполнялись в прошлом, но в дальнейшем возможностиих выполнения были утрачены. Не исключены и временные неблагоприятные состоянияиспытуемого в момент эксперимента, также неповторимость психических явлений,имевших место в момент происшествия, когда нервное напряжение подчас придаетлюдям необыкновенные силы и способности.
2. Психология проверки показаний на месте
В следственной практике утвердилось специфическоеследственное действие – проверка показаний выходом на место. Анализ практикисвидетельствует о распространенности и в целом высокой эффективности этогоследственного действия. Проверка показаний на месте является сложнымследственным действием, включающим в себе элементы ряда других: осмотра местапроисшествия, допроса, следственного эксперимента и сочетает в себепсихологические особенности этих следственных действий.
Главная цель воспроизведения показаний на месте –получить дополнительную информацию по отношению к той, которая уже былаполучена в ходе допроса лица, показания которого подлежат воспроизведению. Чащевсего встречаются следующие основания для проведения проверки на месте:
необходимость обнаружения места происшествия;
необходимость установления пути следования;
установление местонахождения имеющих значение дляследствия предметов;
установление неизвестных следствию лиц;
установление и уточнение отдельных обстоятельств происшествия;
установление обстоятельств, способствующих совершениюпреступления;
установление осведомленности лица, чьи показанияпроверяются, относительно места происшествия, отдельных объектов или маршрута.
Успешное воспроизведение показаний на месте требует отследователя организаторских способностей. Он должен руководить одновременнобольшой группой людей, воспринимать значительное количество информации,анализировать ее, направлять ход следственного действия, а также достаточнополно зафиксировать всю собранную информацию.
Существенное значение при проверке показаний на местеимеет психологический контакт с обвиняемым и подозреваемым, которым нужноразъяснить, что участие в проверке направлено не на ухудшение его положения, ана то, чтобы все обстоятельства дела были установлены с максимальной точностью,что дает возможность по справедливости разрешить уголовное дело.
Проверка показаний на месте требует также серьезнойподготовки всех остальных участников (понятых, специалистов, работников органовдознания). Они должны не только хорошо знать свои процессуальные права иобязанности, но и быть готовым к любым ситуациям.
После совершения преступления на данном участке местностимогли произойти существенные изменения. Эти обстоятельства, если их неучитывать, могут привести к противоречиям между прежними и теперешнимипоказаниями обвиняемого и затруднить узнавание обвиняемым искомых объектов. Вэтом случае важно не торопясь принять все возможные меры для того, чтобыоживить у допрашиваемого ассоциативные связи, помочь ему вспомнить те или иныеобстоятельства, детали, которые дадут возможность правильно оценить результатыпроверки.
Психологическое значение имеют объяснения обвиняемого стак называемым «упреждением»: обвиняемый до прихода на место происшествиядолжен рассказать участникам проверки показаний, как оно выглядит до входа впомещение, где происходили интересующие следствие события, описатьзапомнившуюся ему обстановку этого помещения и т.д.[4]Психологическое значение также имеет и фиксация хода и результатов проверкипоказаний на месте. Важно, чтобы протокол ясно, логично, последовательноотражал весь путь следования обвиняемого, характер его действий, содержаниевысказываний и объяснений. Не менее важный психологический аспект имеютизобразительные средства фиксации – фотосъемка, видеозапись.
Руководя и управляя следственным действием, нужноисключить все, что содержит подсказки и внушение. Поэтому проверка показаний наместе предусматривает две стадии: первая имеет сходство со свободным рассказом,вторая – с вопросно-ответной частью допроса.
Для проверки осведомленности и степени ориентации впомещении или на местности целесообразно, чтобы объяснения давались сперва супреждением, а затем уже и на самом месте. В восстановлении ориентировки иприпоминании отдельных обстоятельств расследуемого события помогает не толькоиспользование ассоциативных связей и моторной памяти. Не меньшее значение имеетиспользование смысловых опор, мыслительных операций. Припоминание протекает внескольких видах: при автоматическом припоминании нужный материалвоспроизводится без всякого усилия, в случае же затруднения припоминаниестановится рассуждающим: человек решает мыслительную задачу, гипотезирует, и врезультате он умозаключает, что вспомнил правильно.
Одним из отличных средств контроля является методреконструкции, который состоит в том, что на месте проверки показанийпредварительно нарушают прежнее расположение предметов или удаляют их вовсе, азатем лицу, показания которого проверяются, предлагают восстановить обстановкув том виде, какой она имела в момент происшествия. Точное воссоздание самимпроверяемым этой обстановки, совпадение ее с объективными данными осмотра исвидетельством других лиц приобретает высокую доказательственную силу.
Литература
1. Белкин Р.С. Теория и практика следственного эксперимента. М.,1959.
2. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. Краткий курс. – СПб.:Питер, 2006
3. Закатов А.А. Использование научно-технических средств и специальныхзнаний в расследовании преступлений. Киев. 1980.
4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: учебник – 3-е изд., перераб. идоп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006