МИНИСТЕРСТВООБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ПЕНЗЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. БЕЛИНСКОГО
/>
Курсовая работа с элементами исследования
Выполнил:Шиленков
АлександрВладимирович
студентIIIкурса ЕГФ
Руководитель:Быковская
ВалентинаВитальевна
доценткафедры педагогики ПГПУ
ПЕНЗА,2000
Содержание
ГЛАВА 1. Кразмышлению… (вместо вступления)………………………………….. 4
ГЛАВА 2. Суицид иподросток………………………………………………………………….. 5
§1 Общиеположения………………………………………………………….. 5
§2 Суицид и еговиды…………………………………………………………. 5
§3 Причины, предпосылки и условия проявления
суицида………………………………………………………………………….. 6
3.1 Влияние на поведениеподростков TV,
художественнойлитературы………………………………. 6
3.2 Предпосылки и условияпроявления суицида……. 6
3.3 Парасуицид…………………………………………………………. 7
§4 Психологический смысл подросткового суицида…………. 7
§5 Характерные черты подросткового суицида………………… 7
§6 Признаки суицидального риска……………………………………. 8
§7 Синдромы поведения подростков,
указывающие на готовность ксуициду………………………… 8
§8 Внешние обстоятельства суицидального
подростка………………………………………………………………………. 9
§9 Источник негативных переживаний подростка…………… 9
§10 Роль педагога в работе с суицидальными детьми………… 9
ГЛАВА 3. На грани…(собственные домыслы по теме)…………………………… 11
§1 Ромео без Джульетты…………………………………………………….. 11
§2 Дочки-матери (обращение к родителям)………………………. 12
§3 Не убий самогосебя………………………………………………………. 13
ГЛАВА 4………………………………………………………………………………………………………… 14
§1 Подростки осуициде……………………………………………………… 14
§2 Мнение будущих педагогов…………………………………………… 16
ГЛАВА 5. Способысамоубийства…………………………………………………………….. 20
ГЛАВА 6. Индивидуальноеи ритуальное самоубийства…………………………. 21ГЛАВА7. Заключение………………………………………………………………………………. 23
Приложение…………………………………………………………………………………………………… 24
Сати(ритуал самосожжения)…………………………………………………… 24
Харакири(ритуал самоубийства японских самураев)…………….. 27
Литература…………………………………………………………………………………………………….. 32
Для веселия планета наша малооборудована,
Надо вырвать радость у грядущих дней,
В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней.
В. Маяковский
(«Сергею Есенину»)
ГЛАВА 1. К размышлению… (вместо вступления)
ЗигмундФрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» — иначе он не мог объяснитьмногое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление ксаморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если все живое вокруг изовсех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды,наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себежизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек – странное создание:только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение ксмерти – никакому другому живому существу это не свойственно.
Россияв депрессии: страну захлестнул вал самоубийств. Все чаще из жизни уходятподростки, а то и совсем маленькие дети. Какую же боль надо носить в душе,чтобы убить себя в таком цветущем возрасте?
Чтобыне быть голословным приведу несколько примеров.
1. Лихорадочная страсть к успехулюбой ценой. Ученицу одной из престижных школ города У. Едва спасли – напиласьтаблеток. Оказывается, мать отругала ее за то, что та скатилась до четверки посочинению.
2. Еще одна трагедия, потрясшаянесколько лет назад одно из пригородных ульяновских сел. Сережа рос вблагополучной семье, родители – из интеллигенции. Способный к точным наукаммальчик рос молчуном, про таких говорят: «Слова не вытянешь». Надвигалисьвыпускные экзамены, а по литературе против его фамилии в классном журналестояла жирная точка. Мудрая учительница, жалея ребенка, не ставила ему отметок.Но как-то поделилась с матерью: Что, мол, делать? Вечером родители крупнопоговорили с сыном. Ты, мол, нас позоришь. А утром отец вынул его из петли ужемертвым.
3. Почти у всех детей лет с девятипросыпается философский «интерес к смерти». Подростая, ребенок может подвестинад собой эксперимент. Но подросток не осознает, что «оттуда» не возвращаются.Вспомните хотя бы потрясший недавно всю страну таинственный уход из жизни трехдевочек-подростков из подмосковной Балашихи. «Похороните нас в одном красномгробу…» написала в предсмертной записке одна из них.
Меня всегда поражали люди, которые начали жизньсамоубийством. Особенно молодые. Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается? Это немыслимо… Почему жеподростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительногоположения? «Суициды вообще-то были всегда», – кто-то скажет мне в ответ. Да, ясогласен. Но в наше время число таких случаев растет и растет, особенно средиподростков. Почему? Кто повинен в этом? Приведу данные статистики в ответ наэти вопросы: «92% случаев суицида в среде подростков спровоцированы школой исемьей». Давайте задумаемся над этим фактом.
ГЛАВА 2. Суицид и подросток
§1 Общие положения
Вэтой главе я поведу разговор о детях с саморазрушительным поведением. В этукатегорию включаются те, чье поведение и активность наносит вред им самим, ихфизическому и душевному здоровью.
Этоттермин сейчас активно обсуждается в психиатрии и психотерапии. Авторы вслед заЗ. Фрейдом ищут в человеке глубинный инстинкт смерти, саморазрушения.
Чтоэто за явление? К самодеструктивному поведению относятся осознанные актыповедения, прямо или косвенно, немедленно или в отдаленном будущем ведущиечеловека к гибели. Такое поведение демонстрируют наркоманы, алкоголики, самоубийцы.Сложность этой категории людей заключается в том, что их поведение достаточноосознанно. Они представляют последствия своего поведения и практическиосознанно продолжают злоупотреблять опасностью.
Впоследнее время растет число детей и подростков, имеющих эту тенденциюличности. Помочь им можно лишь только хорошо понимая причины, приводящие кпренебрежению жизнью. Лучше всего эти причины видны на группе самоубийц, таккак это наиболее явная, отчетливо заостренная форма аутодеструктивногоповедения.
§ 2 Суицид иего виды
Суицид– осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующихситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.
Суициднойможно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность,направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностикевнутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет вплан внешнего поведения.
Внутренниесуицидальные проявления включают в себя:
· суицидальные мысли; фантазии натему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось,и я бы умер»);
· суицидальные замыслы: продумываниеспособов самоубийства, выбор его средств и времени;
· суицидальные намерения: к замыслуприсоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.
К внешним формам суицидного поведенияотносятся:
· суицидальные попытки –целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, незакончившиеся смертью;
· завершенный суицид: действиязаканчиваются гибелью человека.
§ 3 Причины,предпосылки и условия проявления суицида
Общейпричиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающаяпод влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействияличности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего нетотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.
Считается,что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться отневыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость исострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидноеповедение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потомпожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства впреследовании цели любой ценой (о чем я выше уже говорил). Нередко этот актотчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможностиповлиять на ситуацию.
3.1 Влияние на поведениеподростков TV, художественной литературы
В случае подростков суицидное поведение может статьподражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокругсебя, которые им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательностьхарактерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, чтосмерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима наобидчиков.
3.2 Предпосылки и условияпроявления суицида
Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида вчастности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой ивитальной активности в результате психической травмы.
Однако наличие психотравмирующей ситуации –недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая – личностныеособенности суицидента. Многие авторы, чьи статьи я использовал в подготовкекурсовой работы, обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющей ейадекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих ксуициду. К ним часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найтиспособы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкийуровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение,эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость,бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.
У подростков суицид чаще встречается при такихакцентуациях: истероидный, сенситивный, эмоционально-мобильный, астенический.Фоном является высокий уровень агрессивности подростка.
3.3 Парасуицид
В возрасте до 19 лет процент умерших от суицидасоставляет 4% от других возрастных групп суицидентов. Однако у подростков многотак называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи илюбопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальныепоступки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение, но навосстановление нарушенных социальных отношений.
Усуицидальных подростков есть отягощенное социальное окружение: неблагополучнаясемья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивысуицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого,переживание несправедливого обращения и т.п.
Суицидальнаяготовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующихпереживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастаетагрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям.
§4 Психологический смысл подросткового суицида
Психологическийсмысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание ксвоему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайненеотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительногосна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видитсясредством наказать обидчиков.
§ 5 Характерныечерты подросткового суицида
Суицидподростков имеет следующие черты:
· суициду предшествуют кратковременные,объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе,группе);
· конфликт воспринимается как крайнезначимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
· суицидальный поступоквоспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, какрешительное действие, как мужественное решение и т.п.
· суицидное поведениедемонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
· суицидальное поведениерегулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности,точного просчета;
· средства самоубийства выбранынеумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка ит.п.).
§ 6 Признакисуицидального риска
Учитывая актуальность профилактики суицида, многиеавторы задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суицидента и помешатьего намерению? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболееобщими являются:
1. Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств,смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью,повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смыслажизни, письма или разговоры прощального характера.
2. Наличие опыта самоубийства впрошлом, наличие примера самоубийствв близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические чертыхарактера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира набелое и черное.
3. Объективная тяжесть жизненныхобстоятельств: детство, прошедшее внеблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потерядорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.
4. Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия,стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении,истощенность физического или психического плана, неопытность и неумениепреодолевать трудности.
§7 Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду
· тревожно-ажитированное поведение,внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;
· затяжные нарушения сна: подросткапреследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещихживотных;
· напряжение аффекта, периодическиразряжаемого внешне не мотивированной агрессией;
· депрессия, апатия, безмолвие:подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время,в поведении видно оцепенение, сонливость;
· выраженное чувствонесостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этотсиндром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением,дерзостью;
· тяжело протекающий пубертат свыраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;
· употребление алкоголя,токсикомания, наркомания.
§ 8 Внешниеобстоятельства суицидального подростка
· неблагополучная семья: тяжелыйпсихологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утратародителей;
· беспризорность подростка,отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
· неблагоприятное положение подросткав семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любымпроявлениям подростка;
· отсутствие у подростка друзей,отвержение в учебной группе;
· серия неудач в учебе, общении,межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.
§ 9 Источникнегативных переживаний подростка
Накапливаниенегативных переживаний может создать неблагоприятную сферу для срыва уподростков. Исследования, проведенные в 1995 году, показали, что негативныепереживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты, частыенаказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старшихи взрослых.
Согласноданным этого исследования главный источник негативных переживаний – семейныеконфликты. На это указали 50% мальчиков и 78% девочек из группы «трудных»подростков. Среди «благополучных» подростков эти показатели 47% и 18%соответственно.
Важнаяпричина подростковых переживаний – частые наказания детей. В группе «трудных» — эту причину указали 35% опрошенных, тогда как среди «благополучных» 21%мальчиков и 2% девочек.
Частыенаказания провоцируют развитие лживости как средства скрыть проступок. На этотмотив лжи указывают 71% мальчиков и 63% девочек из группы «трудных» подростков.
Досаждаетподросткам и неумелое морализаторство родителей. На эту причину указали 65%мальчиков и 72% девочек.
§ 10 Рольпедагога в работе с суицидальными детьми
Многиебудут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружатьнеискушенного педагога работой с суицидентами – значит поставить его в сложнуюситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний.
Начнемс того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту рольможно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичнаяпрофилактика.
Помощьпедагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что –часто общаясь с ребенком – он может увидеть признаки проблемного состояния:напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить вниманиешкольного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшемуподростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, чтовидит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так каконо требует работы специалиста.
Дажетакая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такуюработу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.
ГЛАВА 3. На грани…
Есливовремя вызовут «скорую» самоубийцы попадают в больницу, где на них смотрят некак на обычных пациентов, которым нужно просто спасти жизнь, а как на одного изсуицидентов, которому нужно помочь вернуться к нормальному существованию. Этимзанимается психиатр. Он разделяет своих пациентов на совершивших истинноесамоубийство и демонстративное.
Шантажныйсуицид – это что-то вроде самоубийства понарошку. Когда подросток точно знает,что его спасут и цель – не проститься с жизнью, а чего-либо добиться своейвыходкой. К примеру вернуть парня, вызвав у него чувство вины. А если невернется, то хоть окружающие пожалеют.
Итогэтой игры – реанимация. По счастью для большинства «шантажистов» достаточнойэмоциональной встряской становится атмосфера больницы. Тех, для когосамоубийство было осознанным решением ухода из жизни, больничные ужасы убедитьне могут. Для таких людей вовремя приехавшая «Скорая» – не подарок судьбы, алишь отсрочка. По статистике, треть самоубийц в течение года повторяют своюпопытку. И на этот раз – в более жесткой форме.
Самыечастые причины подростковых суицидов – несчастная любовь и конфликты в семье.Нет человека, который бы с этим не сталкивался. Из-за этого к самоубийцам частоотносятся как к психам или слабакам.
§ 1 Ромеобез Джульетты
Ситуация«я его люблю, а он меня нет» набила оскомину не меньше, чем подписи на партах«Саша + Маша = Любовь». Надписи типа «Миша + Вася» выглядят куда смешнее,правда? Напрасно вы так думаете! Люди с нестандартной сексуальной ориентацией –наивысшая группа риска в плане разрешения личностных проблем.
Врачи-суицидологиутверждают: количество суицидов в их среде в последнее время резкоувеличивается. Одна девочка-лесбиянка совершила пять попыток в течение годаиз-за несчастной любви – ее бросила подружка. Впрочем, такие ситуации все-такивстречаются редко.
Вернемсяк обычной ситуации «он и она». «Обычной» не значит легкой. У подростков нет ещеопыта взрослых, что все проходит, «один бросил, десять подберут». Нет икаких-то зацепок, удерживающих в жизни даже после серьезной эмоциональнойвстряски: дети, работа, мнение друзей, коллег. Какое все это может иметь значение,когда потерян самый близкий человек? Первый человек, который тебя понимал, былрядом, был тебе нужен. Брошюрки советуют: отвлекитесь, займитесь чем-то другим.А чем: учеба – тоска, предки достали, а у лучшего друга опять свидание. А утебя ничего.
Здесьважно осознать одно – насильно мил не будешь. Нельзя заставить любить себя подстрахом вскрытия вен. Очень трудно свыкнуться с мыслью, что ты перестал бытьнужен и все кончено. Но толку от зацикливания на этой теме не будет никакого.Придется свыкнуться. Поверьте, любовь Ромео и Джульетты встречается в книжкахзначительно чаще, чем в жизни.
Зачастуюнаиболее сильную боль доставляет не сам уход человека, а его предательство.Иногда это заостренное, инфальтивное восприятие жизни доходит до нелепости. Пареньбыл влюблен в девушку, пригласил ее к себе в гости на вечеринку. Вышел на кухнюпокурить, возвращается в комнату и видит – она с его другом обнимается. Онпобежал вешаться. Хорошо, что гости вовремя из петли вынули.
Этопример поступка импульсивного человека, который сначала делает, потом думает –то, что врачи называют «подвижным типом нервной системы». Впрочем,подростковому возрасту вообще свойственно сначала делать, а думать в лучшемслучае потом. Мысли о завтра приходят с возрастом. Нормально плюнуть надомашнее задание и отправиться в гости. Подумаешь, двойка – не первая и непоследняя. Но собственная жизнь-то, наверное, более значимая вещь. Я непризываю к рассудочному взвешиванию всех «за» и «против». Сам так не умею. Нопосчитать до тридцати перед тем, как намыливать веревку, – это не прагматизм.Это простой способ принять правильное решение.
§ 2 Дочки-матери(обращение к родителям)
Этуглаву я пишу специально для родителей. Вспомните, пожалуйста, кто кого чащеупрекает в черствости и неблагодарности: вы ребенка, или он вас? Вот то-то. Амежду тем, именно вы, родители, – неизбежные участники самоубийствасобственного ребенка. В семьях с нормальными взаимоотношениями суицида непроисходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть скем поговорить. Вы давно разговаривали с сыном или дочкой?
Иногдародители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка – это модельмира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачемжить?
Одинмальчик не смог вынести регулярного зрелища, как пьяный отец избивает мать. Какей помочь, он не знал, а оставить все как есть, не мог. Для него самоубийствоказалось единственным возможным выходом из создавшейся ситуации.
Однадевочка наглоталась таблеток во время очередной гулянки родителей. В течениенескольких дней она оставалась без помощи – родителям было не до дочки. В концеконцов, ей удалось самой добраться до телефона и вызвать «Скорую».
Иногдатрагедией оборачивается ситуация, которая внешне выглядит вполне нормально. Вбольницу с острым отравлением доставили девочку. Мать, воспитывающая ее безмужа, хотела для дочери «лучшего будущего». Оно, по ее мнению, целиком зависелоот учебы. Девочку отдали в спецшколу, все время переводили из класса в класс повышеннойсложности. В итоге, ничего, кроме постоянной зубрежки, у нее в жизни не было.Никаких друзей, потому что только она успевала приспособиться к одномуколлективу, как он тут же менялся. Постоянное напряжение, дикая опека состороны матери – и в результате долгие беседы с психиатром. Ему пришлосьпотратить не один час, чтобы убедить девочку, что есть и другие способыобъясниться с матерью, чем подобный акт протеста.
§ 3 Не убийсамого себя
Самоубийствоесть убийство – неважно, что действие совершается собственной рукой.Нормальному человеку трудно переступить запрет на убийство себе подобного (хотязапрещает закон, на самом деле табу находится внутри нас) – и слава Богу! Нонаправить орудие убийства против себя самого оказывается гораздо легче, чемпротив другого – это так называемая переадресованная агрессия.
Вповседневной жизни самоубийство чаще всего – просто реакция слабой натуры насложности жизни, и ничего героического и тем более, романтического в нем нет.Каждый имеет формальное право распоряжаться своей жизнью, как емухочется. А в реальности он связан с окружающими его людьми и добровольнопокидать их не может и не должен.
ГЛАВА4
§ 1 Подросткио суициде
Все изложенное мнойвыше – научная сторона проблемы, а что думают подростки, которые нередко самиподходят к этой черте, а некоторые и переступают ее.
Клюшкина Наталья, 10класс.
Наташа, знакома литы с такой проблемой, как суицид?
Нет.
Как тыдумаешь, почему вообще человек может покончить жизнь самоубийством?
Я думаю, может быть, онхочет стать счастливее…
А например тысмогла бы это сделать?
Нет.
Если можнопоподробнее, какие причины толкают человека, например, на то, чтобы спрыгнуть скрыши девятиэтажного дома?
Может бытьбезысходность…
Лазарева Алина, 8класс.
Скажи,пожалуйста, Алина, знаешь ли ты что такое суицид?
Нет.
Может бытьты встречала понятие самоубийство где-то в литературе, …
Да, по телевизору.
Что тывообще об этом думаешь? Актуальна ли эта проблема на сегодняшний день или нет?
Конечно нет, такпоступают только больные люди, у них нет будущего…
Как тыдумаешь, что на сегодня толкает людей, например выпрыгнуть с девятого этажа?
Это, наверное,какое-то горе, они, наверное, ушли сами в себя, во-первых, у них, наверное,что-то с нервами, у них стрессовая ситуация…
Как тыдумаешь, ты могла бы попасть в такую ситуаццию, чтобы покончить жизньсамоубийством?
Нет, нет, я – точнонет. Я себя до такого никогда не довожу! Я хочу жить! Нет.
Белякова Ольга, 10класс.
Скажи,пожалуйста, знакома ли ты с проблемой суицида?
Да.
Тысталкивалась с этим на TV, в газетах, где-то еще…
Практически каждыйдень.
Где?
И на телевидении, ив газетах сейчас слишком много об этом пишут и говорят.
Как тыдумаешь, что толкает людей спрыгнуть с девятого этажа, или вообще покончитьжизнь самоубийством?
Мне кажется, у всехлюдей по-разному: кто-то, например, от безденежья, безвыходное положение ичеловек кончает жизнь самоубийством, а кто-то… например, есть такие люди,которым очень трудно жить на земле и они стремятся куда-то…
Как тыдумаешь, актуальна на сегодняшний день эта проблема?
Думаю, что да.
Тебя непугает, что суицид чаще встречается в подростковой среде, а не у взрослых, и счем это связано по твоему?
Не знаю, может быть,неопытность.
Тыдумаешь, что над решением проблемы суицида стоит работать психологам?
Думаю – стоит.
Мещерякова Елена, 10класс.
Скажи,пожалуйста, сталкивалась ли ты с проблемой суицида?
Лично – нет.
Ну может бытьв прессе, на телевидении?
Конечно, да.
Скажи, аактуальна ли на сегодняшний день проблема суицида?
Да. Особенно средимолодежи.
Стоит липсихологам работать над этой проблемой в подростковой среде и почему?
Я считаю, чтопсихологам стоит работать над этой проблемой, так как подростковый возраст –это переходный возраст, и когда личность еще не совсем сформировалась и каждыйподросток еще не знает, что он хочет от этой жизни и он думает, что он не нуженв этой жизни, и по-этому он кончает жизнь самоубийством.
Как тыдумаешь, ты бы смогла совершить акт суицида?
Мне часто приходяттакие мысли, но думаю, мне не хватит на это смелости.
Почему?
В первую очередь,наверное, мне жалко своих родителей.
Томилов Дмитрий, 10класс.
Сталкивалсяли ты с проблемой суицида?
Нет, никогда.
Возможнопо TV, читал в газетах, может быть вкакой-то специальной литературе?
В специальнойлитературе – нет, а так – попадалось…
Как тыдумаешь, актуальна ли проблема суицида сегодня?
Да.
Нужно липсихологам заниматься этой проблемой?
Мне кажется нужно.
А как тыдумаешь, почему суицид находит особенно частое проявление в подростковой среде,а не среди взрослых?
Мне кажется, что всреде подростков потому, что сейчас сильно распространена проблема наркотиков,ну и по разным другим причинам…
А сам бы тысмог совершить самоубийство?
Нет.
Почему?
Нет причины, и мне кажетсяя бы не смог.
А если бы былапричина?
…Нет.
Мнения подростков повопросу суицида вообще и в подростковой среде в частности, разделились. Можетбыть, в силу их психологической неосведомленности по данной проблеме, нобезусловно одно – это их собственные позиции и не считаться с ними нельзя. Винтервью многие признавались, что мысли о самоубийстве возникают, но сам факт,что большинство интервьюированных любят жизнь, останавливал и уводил от такихмыслей. Мудрость гласит: «Устами младенца глаголет истина». Может это и естьвеликая истина. Люби жизнь! Люби даже в самые мрачные ее моменты, и эта любовьне только скрасит их, но и, может быть, спасет тебе жизнь.
§ 2 Мнениебудущих педагогов
Интересно, каковывзгляды на жизнь людей, которые по разным причинам пытались совершитьсамоубийство. Я встретился с таким человеком. Его историю, во многомпоучительную, я предлагаю в начале этого параграфа.
Как мне тебяназывать?
Ник.
Хорошо. Ник,скажи, как давно это было?
Семь лет назад.
А что тебяпривело к суициду?
Ну, события, которыепроизошли, неприятные…
Это былочто-то в личной жизни, или просто какие-то неприятности?
Ну, скажем, отчасти вличной жизни… Я видел смерть близкого человека и был немного виновен в этом.
То естьчувство вины заставило тебя переступить эту черту?
Ну да.
Если несекрет, какой ты избрал для себя путь, как ты решил покончить с жизнью?
Таблетки.
Сейчас тыживой здоровый нормальный парень. Ты вообще жалеешь, что раньше вот такое моглобыть и было?
Ну, в общем-то жалею,хотя, конечно, то, что я это прошел… Я просто по-другому начал относиться ксмерти и к жизни…
То естьможно сделать вывод, что раньше тебе жизнь была не в радость, а сейчас ты жизньстал больше любить?
Ну, в общем-то да,больше радоваться стал, ценить хорошие моменты, плохие не замечать.
Как тыдумаешь, вот даже на твоем примере: сейчас ведь много суицида среди подростков,насколько актуальна эта проблема сейчас – в России, переходящей рубеж двадцатьпервого века?
Ну, конкретные цифры ясказать не могу, но она очень актуальна. За две недели работы на телефонедоверия, я три звонка принимал, связанных с суицидом.
Скажи, точто ты сейчас пытаешься стать профессиональным психологом, это не последствиетого, что с тобой случилось раньше?
Как бы да, хотя бычтобы просто не дать людям повторить то, что сделал я.
Расскажиподробнее о своей работе на телефоне доверия.
В общем-то, там, восновном, принимаешь нормальные звонки. Звонят люди, которые хотят простопообщаться. Но вот эти три случая… В двух случаях мне удалось помочь людям, онипотом пришли на встречу с психологом уже, я это проверял потом; один звонок уменя, правда, сорвался, то есть человек бросил трубку, не стал со мной дальшеразговаривать и я не знаю о его дальнейшей судьбе.
А у тебяуже вот сейчас, по истечении семи лет после того случая, не возникает мыслисовершить подобное?
Нет, не возникает.
Почему?
(смех) А зачем?
Можносказать, что этот случай в твоей жизни – молодой, подростковой – закалил тебя?
Ну, в общем-то, да.Просто, когда суждено умереть, тогда и умрешь, а торопить это не стоит.
Какиевообще ты можешь дать советы, как начинающий психолог, подросткам, чтобы неприйти к таким плачевным последствиям, то есть не совершить самоубийства?
Во-первых, нерасстраиваться, особенно по пустякам. Конечно, если происходят какие-тособытия, то лучше как раз обратиться к психологу, то есть пойти и рассказатьобо всем. И еще нужно думать о своих родителях, о своих близких: как им будетплохо, если ты уйдешь из жизни.
Мнения студентов,будущих педагогов, отличались большей осведомленностью по вопросам суицида. Япредлагаю наиболее полное по содержанию ответов интервью студента третьегокурса ПГПУ имени В.Г. Белинского.
Жигалев Сергей, ПГПУ.
Сергей,скажи, приходилось ли тебе сталкиваться с такой проблемой, как суицид.
Лично мне – нет.
А может бытьгде-то читал, может быть в прессе?
Да, я слышал как, непомню, в каком городе, выкинулись несколько девочек из окна…
Ну а о чемэтот случай может сказать человечеству в целом? На что нужно обратить внимание,при воспитании детей, например?
Я считаю, что следуетвнимательнее следует относиться к проблемам подростков, они наполовину всеголишь взрослые люди и взрослые как к взрослым людям, к подросткам не относятся.
А что можетподвести к этой черте? Какие причины?
Внешние и внутренние.Внешние – неустройство нашего социума, а внутренние – это внутреннеенеустройство подростков, например потеря близкого человека, или разногласия сродителями.
Как тыдумаешь, может ли быть одной из причин суицида в подростковой среде недостатоквнимания со стороны родителей, учителей, окружающих?
Да, я считаю.Особенно если взрослые: родители или учителя сильно осложняют жизнь молодомупоколению.
Представьтакую педагогическую ситуацию: в твоем классе появляется ребенок с выраженнымсуицидальным поведением. Как бы ты разрешил данную ситуацию?
Ну, во-первых,организационные моменты: я посадил бы его на первую парту и часто обращал бы нанего внимание, а так же давал бы ему такие индивидуальные работы, которые быспособствовали бы его моральному восстановлению.
Как тысчитаешь, присутствие в классе ребенка с выраженным суицидальным поведениемскажется на поведении других детей?
Дурной примерзаразителен, это раз. А во-вторых, такие дети приковывают к себе вниманиесверстников.
Даннаяпроблема, безусловно, актуальна. Стоит ли психологам в будущем работать над ееразрешением?
Я считаю, чтостатус психолога в школе должен быть повышен. В школе должен быть не одинпсихолог, а несколько – по возрастным группам. Думаю, что работа психолога склассом, особенно с людьми, которые имеют склонности к суициду, будетплодотворной.
Должен лиучитель обладать соответствующими знаниями, чтобы со своей стороны помочьпроблемному ребенку?
Конечно, поэтомустуденты в ВУЗах и изучают такой предмет, как специальная психология.
Я рад, чтостуденты получают необходимый для работы с детьми-суицидентами уровень знаний.Столкнувшись с такой проблемой в работе, многие, я думаю, успешно ее разрешат.
ГЛАВА 5. Способы самоубийства
Сглубокой древности человечеству известны такие способы самоубийства, каксамоутопление, самоповешение, самосожжение. Древние воины, потерпевшиепоражение на поле битвы, чтобы не сдаваться в плен врагам и не терпеть унижениеи позор плена, убивали себя собственным оружием, ибо подобная смертьприравнивалась к героической смерти от оружия врага.
Уисториков Древней Греции и Рима мы находим описания индийского обычая «сати» — самосожжения индийских вдов после смерти мужа… У разных народов в тот или инойпериод их истории были свои излюбленные и предпочитаемые способы самоубийства.Некоторые государства, как мы помним, настолько радели об исполнении желанийсвоих граждан, что создавали государственные запасы ядовитых веществ или сраннего детства, как это было в Японии, обучали мальчиков и девочек искусствусамоубийства.
Вообще,способов самоубийства существует не так уж и много. Разные авторы различают от8 до 16 возможных способов самоубийства. В современной суицидологии принятовыделять:
1. Самоповешение.
2. Самоудавление.
3. Самоутопление.
4. Самоотравление.
5. Самосожжение.
6. Самоубийство с помощью колющих ирежущих предметов.
7. Самоубийство с помощьюогнестрельного оружия.
8. Самоубийство с помощьюэлектрического тока.
9. Самоубийство с помощьюиспользования движущегося транспорта или движущихся частей механизмов.
10. Самоубийствопри падении с высоты.
11. Самоубийствос помощью прекращения приема пищи.
12. Самоубийствопереохлаждением.
Далее следует отметить, чтокаждый из вышеперечисленных способов самоубийства может быть совершен с помощьюразличных средств – то, что в судебной медицине называют средствомсамоубийства. Можно повеситься на веревке, ремне, галстуке, и все это будутразличные средства одного и того же самоубийства.
ГЛАВА 6. Индивидуальное иритуальное самоубийства
Чтопредставляет собой индивидуальное самоубийство, я достаточно подробнорассмотрел в предыдущих главах. Я обращал внимание на то, что главной причинойиндивидуального самоубийства является та или иная степень внутреннеличностнойдисгармонии, что самоубийство в ряде ситуаций можно считать в определенномсмысле гармоничным завершением жизни, так как факт самоубийства являетсяпопыткой личности восстановить утраченную личную гармонию.
Обязательнымкритерием индивидуального самоубийства является возможность выбора,проявляющаяся в том, какие причины индивид считает достаточно вескими инесовместимыми с дальнейшим существованием.
Приэтом выбор проявляется в том, каким способом человек совершает самоубийство,какими средствами, в каком месте и в какое время.
Переходяк анализу такого сложного и интересного феномена, каким является ритуальноесамоубийство, мне бы хотелось еще раз подчеркнуть общую принципиальную разницумежду индивидуальным и ритуальным самоубийством. В представленной ниже таблицеэти различия весьма наглядны.
Индивидуальное самоубийство
Ритуальное самоубийство
1. Самоубийство есть следствие желания сохранить главным образом:
Внутреннюю гармонию
(гармонию с самим собой)
Внешнюю гармонию
(гармонию с окружающим обществом)
2. Свобода принятия решения об уходе от жизни
Есть
Нет
3. Свобода выбора способа, средства, места и времени самоубийства
Есть
Нет
4. Самовыражение личности в акте самоубийства
Максимальные
Минимальные
Индивидуальнымследует считать такое самоубийство, когда человек осознает свое дальнейшеесуществование несовместимым с определенными жизненными обстоятельствами,кардинально противоречащие его принципам, идеалам и убеждениям. Ритуальное жесамоубийство происходит как раз по обратной причине – когда общество считает,что при определенных ситуациях и обстоятельствах человек не имеет права надальнейшее существование и должен покончить с собой тем или иным способом иотношение самого человека к поступку, который он должен совершить, не имеетникакого значения.
Индивидуальныйсамоубийца до последней минуты, до самого последнего вдоха имеет выбор:совершать или не совершать самоубийство. В силу наличия этой альтернативыбольшее, если не подавляющее число индивидуальных самоубийц так и неосуществляют свое намерение, предпочтя жизнь смерти. Напротив, ритуальныйсамоубийца лишен момента выбора не только с момента, когда произошло роковоесобытие (например, смерть мужа для индийской женщины или поражение на войне длясамурая), –– ритуальный самоубийца лишен возможности выбора с той самой минуты,когда он появился на свет.
Такимобразом, ритуальное самоубийство требует почти полного отсутствия свободы волии подчинения принятым в обществе жестким формам и стереотипам поведения,находящим свое полное и логическое завершение в тотальной ритуализации жизни исмерти.
Понятно,что ритуальное самоубийство может существовать только в таком обществе, вкотором ценность индивидуальной человеческой личности практически сведена кнулю.
ГЛАВА 7. Заключение
Когда работа над курсовой уже подошла к концу, впечати появились данные, что за один день в России в среднем кончают жизньсамоубийством 108 человек. Легко подсчитать, что за год около 40 000 человекдобровольно уходят из жизни. Если учесть так же все неудавшиеся по той или инойпричине суицидальные попытки, то эта цифра, очевидно, многократно увеличится.
Со смертью каждого человека гибнет Вселенная –неповторимый мир идей, чувствования, переживаний, мир индивидуального,неповторимого опыта. Очевидно, что общество не может и не должно по отношению кэтому оставаться спокойным и безучастным.
Наша общая задача заключается в том, чтобы, повозможности, ограничить распространение самоубийств, научиться эффективнопредупреждать их. Однако задача эта чрезвычайно сложная, так как для решения еенеобходимо добиться кардинальных позитивных сдвигов в общественных отношенияхкак на макро- так и на микросоциальном уровнях.
Наверное, можно утверждать, что в определенном смыслераспространение самоубийств, их частота отражают моральное здоровье общества,уровень социальной напряженности, наконец, просто благополучие людей. Однако,как мы могли убедиться, на протяжении человеческой истории у разных народов, врамках различных субкультур, при различных социально-экономических формацияхсамоубийства в том или ином виде всегда имели место.
Было бы наивно думать, что настанет когда-нибудь«золотой век», когда не будет конфликтов, разочарований, трагедий – всего того,что иной раз толкает человека к самоубийству.
Видимо придется признать, чтосамоубийства будут всегда, как всегда будут болезни, старость, страдания исмерть.
Самоубийство – чисточеловеческий, сознательный поведенческий акт, значит, не будет преувеличениемсказать, что оно является своеобразной «платой» за разум, индивидуальность, засвободу воли и выбора. Тем не менее, это не значит, что мы не должны стремитьсямаксимально снизить число самоубийств, а для этого необходимо углубленноеизучение феномена самоубийства во всех его аспектах.
Приложение
Сати
Сати– ритуальное самосожжение индийских вдов после смерти мужа – является наряду схаракири одним из самых распространенных в свое время и широко известных видовритуального самоубийства.
В случае же ее вдовства, женщину ожидала полная,безусловная гражданская смерть. При этом не имело никакого значения, овдовелали она будучи зрелой женщиной или пятилетней девочкой (как известно, браки вИндии очень часто совершались в самом раннем возрасте).
Мужчина по праву может иметь несколько жен, хотяиндусы и редко пользуются этим. В случае вдовства, мужчина обязан вступить вовторой и в третий брак, но для женщины такого закона нет. Для нее второй браксчитается величайшим грехом и неслыханным позором. Сразу после сожжения трупамужа вдове бреют голову. Ей не позволяется носить ни одного украшения; еебраслеты, перстни, ожерелья ломаются в куски и вместе с волосами сжигаются струпом мужа. Всю оставшуюся жизнь вдова должна ходить с ног до головы в белом,если она осталась вдовой до двадцати пяти лет, или же в красном, если онастарше. Храмы, религиозные церемонии, общество закрываются перед ней навсегда.Она не имеет права говорить ни с кем из родных и даже есть с ними. Она спит,ест и работает отдельно; соприкосновение с нею считается нечистым в течениесеми лет. Если вдова встретится первой на дороге человеку, выходящему утром издому по делу, то он возвращается домой и откладывает дело до другого дня, таккак встреча с вдовой – самая дурная примета.
Самые жестокие предрассудкиортодоксального индуистского общества связаны с судьбой вдов: им строго запрещаетсявновь выходить замуж, даже если они овдовели в детском возрасте. Считается,что грехи несчастной, совершенные ею в этом или в одном из прошлых рождений,явились причиной смерти мужа, и потому она должна быть наказана. Вдовапрактически выключена из жизни общества, облик ее отмечен внешними, издалекавидными признаками –простое белое платье, никаких украшений, никакой косметики,всю жизнь ей надлежит провести в семье умершего мужа, у своих сыновей, единственных,кто не подвергается ритуальному осквернению в результате контакта с ней. Всоответствии с местными и кастовыми установлениями весьма ограничен ее рацион,из которого исключаются не только все виды мяса, но и многие овощи и коренья, атакже соль. Регулярно, примерно через каждые четырнадцать дней, она должна соблюдатьочень строгий пост (нельзя нить даже воду), спать на голой земле и т. д.
Все это вполне могло привести к тому, что смерть накостре казалась индийским вдовам не самым тяжелым испытанием.
В санскритской литературе, а также и у древнегреческихписателей, приведены примеры не только добровольного сожжения вдов, но игорячие споры между двумя женами за честь быть сожженной.
Венецианский купец-путешественник Каспаро Бальбипишет, что у некоторых восточных народов существует обычай, согласно которомуне только жены хоронят себя после смерти мужа, но и рабыни, являвшиеся еговозлюбленными. Делается это вот каким образом. После смерти мужа жена можетпотребовать, если ей угодно (но лишь очень немногие пользуются этим),три-четыре месяца на устройство своих дел. В назначенный день она садится наконя, празднично разодетая и веселая, и отправляется, по ее словам, почивать сосвоим мужем; в левой руке она держит зеркало, в правой – стрелу. Торжественнопрокатившись таким образом в сопровождении родных, друзей и большой толпыпраздных людей, она направляется к определенному месту, предназначенному длятаких зрелищ. Это огромная площадь, посередине которой находится заваленнаядровами яма, а рядом с ямой – возвышение, на которое вдова поднимается почетырем-пяти ступеням, и ей туда подают роскошный обед. Насытившись, она танцуети поет, затем, когда ей захочется, приказывает зажечь костер. Сделав это, онаспускается и, взяв за руку самого близкого родственника мужа, отправляетсявместе с ним к ближайшей речке, где раздевается донага и раздает друзьям своидрагоценности и одежды, после чего погружается в воду как бы для того, чтобысмыть с себя грехи. Выйдя из воды, она заворачивается в кусок желтого полотнадлиной в четырнадцать локтей и, подав руку тому же родственнику мужа,возвращается вместе с ним к возвышению, с которого она обращается с речью к народуи дает наставление своим детям, если они у нее есть. Между ямой и возвышениемчасто протягивают занавеску, чтобы избавить женщину от вида этой горящей печи;но некоторые, желая подчеркнуть свою храбрость, запрещают всякие завешивания.Когда все речи окончены, одна из женщин подносит ей сосуд с благовонныммаслом, которым она смазывает голову и тело, после чего бросает сосуд, в огоньи сама кидается туда же. Толпа тут же забрасывает ее горящими поленьями, чтобысократить ее мучения, и веселое празднество превращается в мрачный траур.
Если же муж и жена люди малосостоятельные, то труппокойника приносят туда, где его хотят похоронить, и здесь усаживают его, авдова становится перед ним на колени, тесно прильнув к нему, и стоит до техпор, пока вокруг них не начнут возводить ограду, когда ограда достигает уровняплеч женщины, кто-нибудь из ее близких сзади берет ее за голову и сворачиваетей шею; к тому времени, когда она испускает дух, ограда будет закончена, исупруги лежат за нею похороненные вместе.
В 1881 году старый бенгалец Шиб Чундер Бозе, порвавшийс религиозными предрассудками народа писал очень интересную книгу о нравах иобычаях своих соплеменников под названием «The Hindoos as they are».Автор приводит некоторые факты из воспоминаний своего, детства и между прочимито, как сожгли живьем его овдовевшую тетку вместе с трупом его умершего дяди.Мальчик, еще не имевший ясного понятия о смерти, а не только об этом страшномжертвоприношении, поспешил в соседний дом, где жила его тетка, скорее излюбопытства, чем из участия. Но то, что он увидел потом, произвело на негонеизгладимое впечатление. Он нашел тетку одетой в красное шелковое платье; лоби ноги ее были выкрашены красной краской; она жевала перечную траву. Все этиподробности глубоко запечатлелись в памяти мальчика, заметившего также, чтотетка его была в каком-то странном состоянии, очевидно в экстазе, хотя все еедвижения были спокойны и медленны. Ее окружала толпа женщин, которые глядели нанее с видом удивления и глубокого почтения. Некоторые даже стояли перед нею наколенях. Тут к ней подошла старая браминка с зажженной свечой и предложила ейиспытать свое мужество, держа палец над свечой. Вдова согласилась безколебаний и с неизменной твердостью держала палец в огне, пока он неподжарился.
Часов в одиннадцать утра ее понесли в открытом паланкинеза телом ее мужа на место, где был приготовлен костер. Лицо ее было открыто.Раньше она сочла бы смертельным стыдом показаться с открытым лицом перед постороннимимужчинами, но теперь она уже не принадлежала этому миру; мысли ее были с еемужем, с которым она должна была соединиться через несколько минут вечногоблаженства.
По прибытии на место сожжения к жертве подошелполицейский-индус и, согласно своей обязанности, попытался отговорить ее отвыполнения страшного намерения. Но она осталась непоколебимой и, ответиврешительным отказом, стала глядеть на приготовляемый костер, сложенный из легковоспламеняющихся материалов. Когда тело мертвеца было положено на него, вдовупригласили обойти семь раз вокруг костра. Она сделала это, но тут ее энергия иприсутствие духа как будто поколебались. Полицейский служитель тут же воспользовалсяэтим, чтобы еще раз попытаться спасти женщину от ее страшной судьбы. Но вдова,ничего не отвечая ему, легла рядом с покойным и приказала поджечь.
Следует сразу обратить внимание читателей, что по сутиритуальное самоубийство представляет собой разновидность сценическогоискусства, театрального действия, где имеются главный герой и актеры, действиеи зрители, пристально следящие за ним. Роль главного персонажа исполняетжертва, и в ее обязанности входит достойно сыграть свою роль. В этом ейпомогают многочисленные помощники, представленные браминами, которые следят запоследовательностью развивающихся событий, управляют ходом действия, четкоследя, чтобы каждый шаг, каждое слово вдовы соответствовало принятому ритуалу.Вдова следовала за трупом пешком или в носилках среди толпы благоговейновзиравшего на нее народа, и нередко под звуки музыки. Многие, вероятно, с цельюодурманить себя, делали этот путь танцуя и по приходе на место очертя головубросались на уже пылающий костер. Впрочем, это было исключение, обыкновенножертвоприношение совершалось с достоинством и серьезностью. Этому придавалосьогромное эстетическое значение. Вдова обходила надлежащее число раз вокругкостра, па котором уже лежало тело ее мужа, и сыпала из-под подола платьяжареный рис и раковины каури, которые ревностно подбирались присутствовавшими,так как этим вещам, полученным от жертвы, приписывались целебные свойства.Народ верил, что сжигаемым вдовам дается в последние минуты способностьясновидения. Брамины старались внушить жертве ожидание, что в роковую минуту ейоткроются удивительные вещи, и не подлежит сомнению, что им удавалось путемвнушения убеждать в этом многих женщин, как видно из того факта, что однавдова, лишившаяся чувств при виде костра, так что ее бросили в него вобморочном состоянии, дорогой туда спокойно разговаривала с сопровождавшими ееженщинами и делила между ними перечные листья, которые принимались какдрагоценные реликвии. Приводится даже случай, как одна жертва, лежа на костре,вспомнила о предшествовавшем существовании своей души и сделала какое-то предсказание,которое будто бы сбылось.
Взойдя» на костер, женщина илисклонялась к телу мужа, или ложилась рядом с ним, а иногда, чтобы она несоскочила, ее даже связывали с ним. В некоторых частях Индии она ждала смерти,сидя на скамье, в других ее привязывали на костре к столбу. Если же муж умер начужбине и тело его было сожжено в дальней стране, то вдову сжигали одну, причемона прижимала к груди его башмаки или какой-нибудь другой предмет из одежды.
Одного из европейцев, присутствовавшего во время совершенияритуала сати, поразил пример молодой женщины, которая получила ложное известиео том, что муж ее умер вдали. Согласно обычаю, она взошла на костер с одеждойпокойного. Европеец, тронутый этой трагический историей, выразил свое участие котчаянию мужа, до которого дошло известие об этой ужасной ошибке. Однако каковобыло его удивление и даже негодование, когда один из рассказчиков заметил наэто: «Да, точно, бедняку пришлось хлопотать, искать другую жену и тратиться».
Некоторые очевидцы рассказывают, что женщины, лежа накостре, сами давали знак зажечь его или даже сами зажигали свой костер, но этомогло быть только в исключительных случаях.
Харакири
Ритуал получил в свое время широкоераспространение среди самураев и других высших слоев японского общества впериод становления и развития феодализма в Японии.
Обычай харакири неразрывно связан с кодексомчести японских воинов бусидо. Самураи совершали самоубийство с помощью харакирив случаях оскорбления их чести, совершения недостойного поступка или поприговору суда как наказание.
Начиная с эпохи Хэйан (IX–XII в.в.), сэппуку ужестановится обычаем буси, при котором они кончали жизнь самоубийством, погибаяот собственного меча. Тем не менее, ритуал не был тогда еще массовым явлением.Самоубийства путем харакири получили широкое распространение у самураев лишьв конце XII века, во время борьбы за власть двух могущественных родов – Тайра иМинамото. С этого времени число случаев харакири постоянно растет; самураиделали себе сэппуку, чаще всего не желая сдаваться в плен или в случае смертисвоего господина.
Харакири вслед за смертью господина («самоубийствовслед») получило название «оибара», или «цейфуку». В древности в Японии присмерти знатного человека вместе с ним погребали и его ближайших слуг, предметыроскоши и так далее, чтобы обеспечить его всем необходимым в загробном мире.Этот, обычай стал позднее называться «дзюнси». Впоследствии, чтобы избавитьлюдей от мучительной смерти при захоронении заживо, им разрешалосьсамоубийство здесь же, на могиле их хозяина. Император Суйнин, правивший вначале нашей эры, согласно преданиям, вообще запретил дзюнси, а слуг,хоронимых вместе с господином вокруг его могилы («хитогаки» – «ограда из людей»),приказал впредь заменять антропоморфными фигурками из глины. Однако обычайсмерти вслед за сюзереном, несколько трансформировавшись, сохранился в феодальноевремя и принял вид уже добровольного лишения себя жизни посредством харакири намогиле феодала. В соответствии с нормами бусидо самураи it u вочто не ставили свою жизнь, отдавая себя всецело служению только одному своемугосподину, поэтому смерть сюзерена и влекла за собой многочисленные случаиоибара. Обязавшись «отдать свои тела господину по его смерти», обычно десять –тридцать или более ближайших слуг феодала умерщвляли себя, сделав сэппуку послеего кончины.
Добровольно уходили из жизни не только вассалы феодалов,но и сами дайме. Так, например, в день кончины сегуна Иэмицу (1651 г.)самоубийством покончили пять знатных князей из его окружения, которые непожелали «пережить своего господина».
В период междоусобных войн харакири приобретает всословии самураев массовый характер. Вскрытие живота начинает доминировать наддругими способами самоубийства. Как сказано выше, в основном буси прибегали кхаракири для того, чтобы не попасть в руки врагов при поражении войск своегодайме. Этим же самураи одновременно заглаживали свою вину перед господином запроигрыш в битве; они уходили таким образом от позора.
Одним из наиболее известных примеров совершенияхаракири воином при поражении является сэппуку Масасигэ Кусуноки. Проигравсражение, Масасигэ и шестьдесят его преданных друзей совершили харакири. Этотслучай считался одним из самых благородных примеров преданности долгу вяпонской истории.
Обыкновенно вслед за вскрытием живота японский воинэтим же ножом перерезал себе и горло, чтобы прекратить мучения и быстрееумереть. Бывали случаи, когда самураи или военачальники обезображивали себеперед самоубийством лицо холодным оружием, с тем чтобы воины противника несмогли уже после их смерти использовать головы совершивших харакири в качестведоказательства своей храбрости и военного мастерства перед господином иснискать за эту ложь уважение и почет самураев собственного клана. Такпоступил Нитта Есисада, воевавший против рода Асикага. Он, чтобы не бытьузнанным врагом, перед харакири полностью изувечил себе лицо.
Другим поводом для сэппуку служило стремление предупредитьугрожающее со стороны феодала или правительства сегуна наказание за какой-либонедостойный чести самурая поступок, оплошность или невыполнение приказания. Вэтом случае харакири совершалось по собственному усмотрению или по решениюродственников.
Производилось харакири также в знак пассивного протестапротив какой-либо вопиющей несправедливости для сохранения чести самурая(например, при невозможности совершения кровной мести), в виде жертвы во имяидеи или, при лишении возможности применения своих профессиональных навыковволна в составе дружины феодала (например, при утере вассалитета). Корочеговоря, харакири было универсальным выходом из любого затруднительногоположения, в котором оказывался самурай.
Часто самураи совершали харакири по самым незначительными несущественным поводам. М. Хан описал случай сэппуку двух самураев изокружения императорской семьи. Оба самурая сделали себе харакири послекороткого спора из-за того, что их мечи случайно задели друг друга, когда бусипроходили по дворцовой лестнице.
Подобная легкость лишения себя жизни объясняетсяполнейшим пренебрежением к ней, выработанным в русле дзэновского учения, атакже наличием среди буси культа смерти, создававшего вокруг прибегнувшего ксэппуку ореол мужественности и делавшего его имя знаменитым не только средиоставшихся жить, но и у будущих поколений. К тому же в феодальное времясамоубийство посредством вскрытия живота стало у воинов настолько распространенным,что превратилось по существу в настоящий культ харакири, почти манию, так чтопричиной для его совершения мог стать совершенно ничтожный по современным понятиямповод.
Харакири выполнялось в различных видах и различнымисредствами, что зависело от методики, выработанной различными школами. Самурай,погружая оружие в брюшную полость, должен был разрезать ее так, чтобы окружающиемогли увидеть внутренности делающего сэппуку и тем самым «чистоту помыслов»воина. Живот разрезался дважды, сначала горизонтально от левого бока к правому,затем вертикально от диафрагмы до пупка. Таким образом, цель – самоубийство –вполне оправдывалось способом – харакири; после этого страшного раненияостаться в живых было уже невозможно.
Существовал также способ вскрытия живота, при которомбрюшная полость прорезалась в виде буквы «х». Первым движением был прорез отлевого подреберья направо – вниз. Оно проводилось самураем в сознательном состоянии,тщательно и с вниманием, когда буси имел еще много сил для этой операции.Второй разрез делался уже при большой потере крови, при уходящем от сильнойболи сознании. Он направлялся с нижней левой части живота вверх – направо, чтобыло проще для правой руки.
Кроме крестообразного вскрытия живота, применялисьтакже и другие виды. Самым распространенным было вспарывание живота посредствомкосого разреза слева направо – вверх, или двумя прорезами, образующими прямойугол. В более позднее время операция харакири была упрощена: достаточно былосделать лишь небольшой разрез или просто ввести малый самурайский меч в живот,используя при этом вес собственного тела. Очевидно, под влиянием этогоупрощенного способа вскрытия живота развился затем способ самоубийствапосредством выстрела в живот (тэппобара).
Вид вскрытия живота зависел в основном от самогосамурая, от степени его самообладания, терпеливости и выносливости. Определеннуюроль здесь играла также договоренность с ассистентом самоубийцы, которогоиногда выбирал себе самурай для оказания помощи при совершении харакири.
В редких случаях харакири производилось не стальным, абамбуковым мечом, которым было намного труднее перерезать внутренности. Этоделалось для того, чтобы показать особую выдержку и мужество воина, длявозвеличивания имени самурая, вследствие спора между буси или же поприказанию.
Сэппуку совершалось, как правило, в положении сидя(имеется в виду японский способ сидения, когда человек касается коленями пола,а туловище покоится на пятках), причем одежда, спущенная с верхней части тела,затыкалась под колени, препятствуя тем самым падению тела навзничь послепроведения харакири, так как упасть на спину при столь ответственном действиисчиталось позором для самурая.
Иногда харакири делалось воинами стоя. Этот способполучил у японцев название «татибара» – сэппуку стоя (в естественномположении).
Живот вскрывался специальным кинжалом для харакири –кусунгобу, имевшим длину двадцать пять сантиметров и считавшимся фамильнойценностью, которая хранилась в токонома на подставке для меча, или вакидзаси –малым самурайским мечом. В случае отсутствия особого орудия для совершениясэппуку, что бывало у самураев крайне редко, мог использоваться и большой меч,который брался рукой за лезвие, обмотанное материей для удобства производимойоперации. Иногда оборачивалось материей или шелковой бумагой и лезвие малогомеча с таким расчетом, чтобы десять – двенадцать сантиметров режущейповерхности оставались свободными. При этом кинжал брали уже не за рукоять, аза середину клинка.
Подобная глубина прореза необходима была для того,чтобы; не задеть позвоночник, что могло явиться препятствием для дальнейшегопроведения ритуала. В то же время, по правилам сэппуку, необходимо было следитьза лезвием, которое могло пройти слишком поверхностно, разрезав только мышцыживота, что могло быть уже не смертельным.
Харакири (как и владению оружием) самураи начиналиобучаться уже с детства. Опытные наставники в специальных школах объяснялиюношам, как надо начать и довести до конца сэппуку, сохранив при этомсобственное достоинство и проявив умение владеть собой вплоть до последнегомомента жизни. Это обучение, огромная популярность, распространение ипрославление харакири в феодальном обществе Японии давали свои результаты: детисамураев часто прибегали к совершению обряда вскрытия живота. А. Бельсорописал случай харакири семилетнего сына самурая, совершившего самоубийство переднаемными убийцами, посланными к его отцу, но убившими по ошибке другогочеловека. При опознании трупа молодой самурай, желая использовать эту ошибкудля спасения жизни родителя, как бы в отчаянии выхватил меч и безмолвнораспорол себе живот. Преступники, поверившие в этот своеобразный обман,удалились, считая свое дело сделанным.
Для жен и дочерей воинов харакири также не являлосьчем-то особенным, однако женщины, в отличие от мужчин, разрезали себе не живот,а только горло, или наносили смертельный удар кинжалом в сердце. Тем не менее,этот процесс также назывался харакири. Самоубийство посредством перерезаниягорла («jigai» – дзигай, что означает «уничтожение самой себя»)исполнялось женами самураев специальным кинжалом кайкэн – свадебным подаркоммужа, – или коротким мечом, вручаемым каждой дочери самурая во время обрядасовершеннолетия, были известны случаи применения для этой цели и большого меча.Обычай предписывал хоронить совершивших харакири с оружием, которым оно былоисполнено. Возможно, именно этим можно объяснить наличие в древних женскихпогребениях мечей и кинжалов.
В соответствии с нормами кодекса бусидо для женысамурая считалось позором не суметь покончить с собой при необходимости,поэтому женщин также учили правильно ному исполнению самоубийства. Они должныбыли уметь перерезать артерии на шее, знать, как следует связывать себе колениперед смертью, чтобы тело было найдено затем в целомудренной позе.
Важнейшими побуждениями к совершению самоубийстваженами самураев были обычно смерть мужа, оскорбление самолюбия или нарушениеданного мужем слова.
Свод церемоний и правил для совершения харакири,вырабатывавшийся на протяжении длительного времени, в общих чертах был оформленпри сегунате Асикага (1333–1573 гг.), когда обычай сэппуку стал приобретатьсилу закона. Однако сложный ритуал, сопровождавший сэппуку, окончательносформировался лишь в эпоху Эдо, когда сэппуку стало применяться официально, какнаказание по приговору суда совершивших преступление буси. Обязательным лицомпри исполнении официального сэппуку стал помощник делающего харакири самурая –«секундант» (кайсяку, или кайсякунин), отрубавший ему голову.
История сэппуку имеет немало примеров, «когда послевскрытия живота герои находили в себе силы, чтобы писать духовное завещаниесвоей собственной кровью». Однако, несмотря на воспитание в духе дзэн и умениевладеть собой, самурай мог подсознательно потерять контроль над своимидействиями вследствие ужасной боли и «умереть некрасиво».
Японцы вообще изначально ориентированы не столько наэтический, сколько на эстетический критерий при оценке человеческих поступков.Мир делится для них не на добро и зло, а на чистое и нечистое, красивое ибезобразное. В человеке более всего ценили тонкий вкус и чувство красоты. ВЯпонии красота, чувство красоты культивировалось веками. Тагор говорил прояпонцев, что «они видят Истину в Красоте, а Красоту в Истине».
Согласно так называемому этикету и эстетике смерти(сипо сахо), принятому в среде сословия буси, самурай должен был умирать красивой,достойной смертью (сини-бана), приняв ее легко и спокойно. В противоположностьэтому в поведении умирающего (синиката или синидзама) различалась и постыдная,не достойная воина смерть (синихадзи), при которой нарушалась эстетика смерти ичто считалось недопустимым для самурая. Здесь важно было не испортитьнекрасивой смертью родословную и честь дома.
Литература
1. Аверин В.А. Психология детей иподростков. – С.-П., 1994.
2. Амбрумова А.Г. Осамоубийцах//Аргументы и факты. – 1994 (март, №12).
3. Арнольд О. Дар редчайший, дарбесценный//Vita. – 1999, №3 – с. 22-24.
4. Волкова А.Н.Психолого-педгогическая поддержка детей суицидентов//Вестник психосоциальной икоррекционно-реабилитационной работы. – 1998, №2 – с. 36-43.
5. Вроно Е. Что толкает впетлю//Деловой мир. – 1994 (30.05 – 06.06) – с. 30.
6. Дарк О. Право насмерть//Независимая газета. – 1999 (3 сентября) – с. 16.
7. Лебедев В.И. Личность вэкстремальных условиях. – М., 1987.
8. Мелихова А. Мышь черная, белая…или профилактика суицида//Учительская газета. – 1999, №28/29 – с. 18.
9. Научные и организационныепроблемы в суицидологии. – М., 1983.
10. Павлов И.П.Самоубийство – великая печаль русской жизни//Медицинская газета, 1999 (28 мая)– с. 15.
11. Снайдер Р.Практическая психология для подростков. – М., 1995.
12. Трегубов Л.,Вагин Ю. Эстетика самоубийства. – М., 1993.
13. Фоминова Г. Яне хочу умереть за большую любовь!//Московский комсомолец? 1997 (4 февраля) – с. 6.