Содержание
Введение… 2
1. Психолого-педагогическая характеристика учащегося 9класса… 4
Общие данные… 4
Изучение ценностной ориентации… 4
2. Изучение темперамента школьника… 9
3. Изучение личности испытуемого… 9
Общие психолого-педагогические выводы… 11
Заключение… 12
Список использованной литературы… 13Введение
Данная работа являетсяитогом практической деятельности, осуществленной посредством тестированияшкольника – ученика 9 класса. Важная роль при осуществлении данной работыуделялась адекватному анализу полученных в ходе тестирования данных, которыеимели своей целью отражение внутренних и внешних параметров бурно начинающегосяпроцесса развития личности в предлагаемом возрасте. Важно отметить, что уиспытуемого был ряд затруднений в процессе тестирования, связанный с некоторойбедностью словарного запаса, а также довольно низким уровнем общего развития,малого кругозора и недостаточной начитанности. В ходе работы были отмеченыосновные тенденции развития данной личности в свете возникающих как внутренних,так и внешних конфликтов.
Системаценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности,одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношениечеловека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивациюего поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности.Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннююготовность к совершению определенной деятельности по удовлетворениюпотребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Этообусловлено тем, что каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационнуюструктуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку наборценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует”именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личностипредставляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальныхизменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры,многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, впостулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.
В первой главепредлагаемой работы были проанализированы результаты, полученные прииспользовании методики тестирования, направленной на изучение ценностныхориентаций учащегося.
В следующей главе былиописаны основные характеристики темперамента школьника, а также рассмотрендуализм отражения психических особенностей во внешнем поведении индивида.
Третья глава полностьюпосвящена рассмотрению личности школьника на основе полученных данных, а такжехарактеристике взаимоотношений учащегося со своими сверстниками, с коллективом,с учителями.
Подробное рассмотрениеданной проблематики обусловлено тем, что эти показатели являются значимымкомпонентом, отображающим сущность формирования личности, и, с другой стороны,они же могут выступать и как фактор, его определяющий.
В заключении данной работыподводятся итоги, а также аккумулируются различные выводы, обусловленныерезультатами тестирования.1. Психолого-педагогическая характеристикаучащегося 9 классаОбщие данные
Юрьев Александр Евгеньевич 1987 года рождения,ученик 9 «А» класса средней школы № 46 города Курска.Изучение ценностной ориентации
В контексте рассмотренияданного аспекта развития личности необходимо учесть, что ценностная ориентацияиндивида не только определяет тип его поведения в окружающем мире, но иявляется определяющим фактором в выборе основной сферы деятельности напротяжении всей жизни (начиная от любимых/нелюбимых игр заканчивая будущейпрофессией). Важно также отметить, что ценностные ориентации по своей сутиявляются сложным социально-психологическим явлением, который, как уже былоотмечено, определяет направленность деятельности личности.
Для болееполного и качественного понимания структуры интегральной индивидуальностиценностных ориентаций было осуществлено тестирование.
Рассмотримитоги тестирования, направленного на изучение терминальных ценностейиспытуемого.
Наиболее значимымицелями для Александра, судя по результатам тестирования, являются: материальнаяобустроенность, удовольствия, а также здоровье.
Не имеютзначения такие цели в жизни, как творчество, самостоятельность какнезависимость в суждениях и оценках, а также уверенность в себе.
К числудостаточно значимых целей испытуемый относит свободу и независимость впоступках и действиях, активную деятельность и любовь.
МалозначимымиАлександру представляются красота как переживание прекрасного в природе иискусстве, познания, хорошие и верные друзья, а также интересная работа.
Относительнотаких ценностей, как счастливая семейная жизнь, общественное признание,равенство можно сказать, что их присутствие необязательно в жизни испытуемого.
Нельзяопределенно сказать, является ли данная структура терминальных ценностейблагоприятной для развития учащегося, т.к. в них отражается ряд внешнихнегативных факторов, таких как неправильное (грубое) домашнее воспитание,возможно, ущемление прав ребенка (или жестокие наказания, или же подчиненноеположение в семье – например, младший ребенок в многодетном семействе). Все этонаходит непосредственное отражение в структуре терминальных ценностейАлександра. Как видно из результатов тестирования, приоритетное положение уиспытуемого занимают в основном внешние признаки благоприятствия, духовномуразвитию Александр уделяет незаслуженно слабое внимание. Помимо этого он незадумывает о самореализации и не ставит успешную карьеру или же интереснуюработу на первое место в своем будущем. Это видно из того, что интереснаяработа была оценена учеником таким образом, что попала в категорию малозначимыхдля испытуемого ценностей.
Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшимфактором процесса социализации, посредством которого человек становитсяполноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. Исходяиз этого, можно сказать, что будущая социальная позиция Александра скорее всегобудет характеризоваться как пассивное восприятие действительности, апатичноеотношение к разного рода социальным процессам, увлеченность лишь своей личнойжизнью, в которой практически последнее место будут занимать самореализация итворчество.
Однако эта неблагоприятная тенденция может быть устранена в том случае,если Александр попадет в особу социальную группу (нечто вроде молодежногоклуба, целью которого является адекватная социализация трудных подростков, илиже просто подростков-сверстников Александра). Но даже в этом случаеблагоприятный результат вовсе не гарантирован, т.к. необходимо, чтобы суждение,а также ориентационно-ценностная система, взятая за основу в подобном клубестала авторитетной для Адександра, т.к. исходя из результатов теста, можносделать вывод, что для него значительную роль играет сколько не правильностьсуждения, а его авторитетность в кругу сверстников и той социальной группы, ккоторой он принадлежит в данное время.
Отсюда можно сделать вывод, что система личностных ценностей данногоиндивида, как и большинства представителей его возраста складывается в процесседеятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей,объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Важно,чтобы эти объективизированные ценности совпадали по своей сути с нормами иправилами духовной культуры, а также морально-этической системы представленийсовременного общества. Как правило, для личностных ценностей характерна высокаяосознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций ислужат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведенияиндивида.
Необходимо отметить, что многие исследователи придавали большое значениесформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Так, например,Колберг Л., занимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развитияличности и связывал их со стадиями умственного развития по Пиаже. Якобсон П.М.,выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии еесоциальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности,связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правилобщества.
У испытуемого начинает формироваться устойчивый круг интересов, которыйявляется психологической базой ценностных ориентаций подростков. Развиваетсяинтерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей.Чаще всего период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится настаршие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная сним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончанияшколы осложняется тем, что для Александра остается актуальной проблемаформирования самосознания (центрального новообразования подростковоговозраста).
Важнейшими детерминантами процесса формирования личности учащегося,регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы егоценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность вобособлении.
Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширениекруга контактных групп, в которые включается Александр, и в тоже время, большаяизбирательность в общении, которая проявляется в частности, в четкойдифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким составомчленов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, скоторыми ученик идентифицирует себя и которые он стремится использовать какстандарт для самооценки и как источник ценности.
Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личностиявляется для пристального внимания и разнопланового изучения. Исследованиеподобных вопросов особое значение приобретает в возрасте испытуемого, посколькуименно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностныхориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающейопределяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальнуюпозицию.
Теперь рассмотрим подробнее результаты тестирования, направленного наизучение инструментальных ценностей учащегося.
Наиболее значимыми для Александра являются смелость, самоконтроль итвердая воля. Это характеризует испытуемого как человека с хоть еще иформирующимся, но уже твердым характером с ярко выраженными его чертами. Увы,для учащегося не имеют значения в жизни образованность, честность и терпимость.
К числу достаточно значимых целей испытуемый относит рационализм,ответственность, непримиримость к недостаткам в себе и других и, помимо этого,широту взглядов.
Малозначимыми представляются дисциплинированность (исполнительность),эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), а такжежизнерадостность (чувство юмора). 2. Изучение темперамента школьника
Как уже было отмечено выше, ряд трудностей в данном тестировании возник уАлександра в связи с недостаточностью кругозора, незнанием некоторыхабстрактных понятий, используемых в формулировках вопросов. Однако необходимоотметить, что испытуемый серьезно подходил в ответам на поставленные вопросы,значительное время обдумывая варианты.
Темперамент испытуемого по результатам тестирования можно охарактеризоватькак «флегматик». 3. Изучение личности испытуемого
Из предложенного перечня среди положительных качеств были отмечены такиекак:· Аккуратность;· Вдумчивость;· Искренность;· Осторожность;· Принципиальность;· рассудительность.Средиотрицательных были отмечены следующие:
· беспечность;
· завистливость;
· вспыльчивость;
· обидчивость;
· подозрительность;
· беспечность.
Все это говорит о том, что самооценка испытуемого занижена по положительнымпоказателям, то же и по отрицательным показателям (самооценка занижена).
Если перейти к болееподробной характеристике личности испытуемого, что можно говорить о том, чтосреди общего уровня развития учащихся своего класса Александр являетсяпредставителем самой многочисленной прослойки. В коллективе испытуемыйпользуется уважением – однако опять-таки среди определенной группы, котораяотличается определенной замкнутостью, наличием своих определенных правил.Нельзя сказать, что учащийся особенно дорожит мнением остального коллектива,дружба же внутри этой замкнутой группы основана на единстве взглядов имировоззрений.
Александр в целом доволенсвоим положением в коллективе и не стремится занять в нем более активнуюпозицию. Пребыванием в школе не дорожит, относится к учебе как к неприятнойобязанности. По отношению в учителям иногда агрессивен, в обыденных ситуацияхобщение с ними старается свести к минимуму, т.к. рассматривает их как носителейпостоянных требований и заданий, которые необходимо выполнять.
Успеваемость Александранельзя охарактеризовать как хорошую или отличную. Среди его оценок преобладают «3».Возможно, вследствие отсутствия положительной мотивации к учебе, у учениканедостаточно широкий кругозор и его начитанность гораздо меньше в сравнении сего сверстниками. Отсюда, как следствие относительно небогатый словарный запас,хотя Александр не является молчаливым человеком.
Необходимо отметить, чтоАлександр может при наличии положительной мотивации контролировать своюсосредоточенность, достигая довольно высокого ее уровня, однако, повторим,только при наличии положительной мотивации, что, судя по всему, в жизненномопыте Александра, явление редкое – во всяком случае, применительно к учебе.
Однако учащегосяможно охарактеризовать как трудолюбивого человека – на уроках труда в своевремя он не избегал ручной, физической работы. Положительно относитсяиспытуемый к урокам физической культуры, что отражено в результатахтестирования – среди терминальных ценностей здоровье играет значительную роль.
Помимоосновных результатов были выявлены следующие особенности: в результатефакторного анализа структуры интегральной индивидуальности учащегося. Итак, тризначимых фактора. Первый фактор — симптомокомплекс эмоциональнойчувствительности к результатам социального взаимодействия;второй фактор— симптомокомплекс силы и подвижности нервной системы, высокой пластичности исоциальной смелости; третий фактор — фактор напряженности. Эти факторыявляются определяющими в случае рассмотрения результатов теста в контекстеопределения динамизма личности, ее экстравертности, а также крепости социальныхсвязей и значимости коллектива для учащегося.Общие психолого-педагогические выводы
Наиболее интересным с точки зрения формирования системы ценностных ориентацийличности является подростковый возраст, в котором находится испытуемый. Особоезначение его для формирования ценностной структуры определяется характерной дляэтого периода специфической ситуацией развития. В рассматриваемом случае онаявляется двоякой по своей сущности, т.к. находится в зависимости от влияниясемьи на испытуемого. Школа в данном варианте может оказывать какблагоприятное, так и негативное воздействие на развивающуюся личность. Дело втом, что если у Александра сформируется активное отношение к действительности ион станет прилагать различные усилия к участию во внешкольной, внекласснойработе, станет более заинтересованным в процессе жизнедеятельности коллектива– в таком случае роль школы будет определена как положительная. Однако такоеположение вещей невозможно без помощи квалифицированного педагога. Но здесь мывновь сталкиваемся с взаимовлиянием таких факторов как семья и школа. Всюпользу от благоприятного воздействия школы может свести к минимумуотрицательное воздействие на психику ребенка со стороны родителей, старшихдетей (они, как правило, более жестоки по отношению к своим младшим братьям исестрам – это обусловлено своего рода «борьбой за выживание» и необъяснимойбитвой за любовь родителей).Заключение
Итак, в данной работе были проанализированыосновные результаты тестирования, направленного на выявление взаимосвязейвнешних факторов с внутренними конфликтами и отражения этих процессов во внешнемповедении. Кроме того, была предпринята попытка найти пути для наиболееблагоприятного развития личности испытуемого, однако это неразрывно связано ссоциальной средой и внутренним состоянием семьи учащегося.
При обработке результатовнам приходилось обращаться к литературе научного, а также практическогохарактера.
В итоге необходимо отметить,что у испытуемого есть возможности продуктивного изменения отношения кдействительности, повышения самооценки с заниженной до адекватной – однако всеэто неразрывно связано с изменением социальной атмосферы вокруг учащегося, сосменой круга общения и со знакомством с новыми морально-этическими идеалами и ценностями,являющимися незыблемыми и основными для всего современного общество. Список использованной литературы
1. Аза Л.А.,Поддубньш В.А., Ручка А.А. Ценностные ориентации работающей молодежи. Киев,1978.
2. Асмолов А. Г.Деятельность и установка. М., 1979.
3. Васина Е.А.Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: СПб., 1993.
4. Возрастная ипедагогическая психология / А.В. Петровского. М., 1979.
5. Гальперин П.Я. Кисследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии, 1969.
6. Зотова О.И.,Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения //Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.,1975. С. 241-254.
7. Немов Р.С.Психология образования. Учебник. М., 2000.
8. Рыбалко Е.Ф.,Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентации у старшеклассников и студентов //Молодежь в общественных отношениях развитого социализма. Тарту, 1984.
9. Якиманская И.С.Знание и мышление школьника. М., 1995.