–PAGE_BREAK–Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделяться в ней отдельные элементы, не замечает сходства и, различая между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно [3].
На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения, как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами. [3]
На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. [3]
Поэтому обучение следует организовать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление.
С.Л. Рубинштейн [16] считал, что аналитическое восприятие геометрической фигуры, умение выделить в ней выраженные и явно ощутимые элементы и свойства создают условия для дальнейшего более углубленного познания структурных ее элементов. [3]
Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми дети определяют форму предметов и их частей.[3]
Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в 2-х аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры свойств, основных связей и закономерностей в их построении, то есть собственно геометрического материала. [3]
Чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо прежде всего проанализировать особенности сенсорного восприятия и детьми формы любого предмета, в том числе и фигуры, а затем пути дальнейшего развития геометрических представлений и элементарного геометрического мышления, и далее как совершается переход от чувственного восприятия формы к ее логическому осознанию. [3]
Сенсорного восприятия формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь абстрагировать форму от вещи ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур. [3].
Познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словам. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. [3]
Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности.
Геометрический материал не выделен в программе в виде отдельной темы. Он изучается небольшими порциями. Также геометрический материал используется часто в качестве средств наглядности при рассмотрении некоторых вопросов, а также как средство применения знаний. При знакомстве с геометрическими фигурами все их свойства выявляются экспериментальным путем. Отсюда особенности организации деятельности детей, подбор методов: большое место должны занимать практические методы и наглядные (упражнения и практические работы), также необходимо организовать моделирование детьми изучаемых фигур.
Формирование представления о геометрических фигурах происходит постепенно и проходит ряд этапов:
— инструктивный уровень формирования представлений;
— формирование представлений о геометрических фигурах с выделением существенных признаков (признаков отражающих суть данной фигуры);
— задания, в которых геометрические фигуры и их элементы являются объектами для пересчитывания (также ведется работа и по усвоению необходимой терминологии, формируются умения узнавать и различать геометрические фигуры);
— задания на классификацию фигур;
— на деление фигур на части и на составление одних геометрических фигур из других;
— на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;
— задания, связанные с формированием элементарных навыков и умений.
Формированию представления о геометрических фигурах способствует организация работы с моделями геометрических фигур. Моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина. Также выполнение простейших заданий на построение геометрических фигур, выполняются по образцу.
Рассмотрев конкретную геометрическую фигуру, выделив ее признаки, детям даются задания начертить такую фигуру, на листке, причем даются соответствующие ориентиры. В геометрических задачах на построение фигур разных размеров.
Дети знакомятся с геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, кругом, треугольником; объемными телами: шаром, кубом, цилиндром. Эти знания в дальнейшем закрепляются и углубляются. [1]
Детей знакомят с новой для них фигурой – овалом. Они уже самостоятельно отличают овал от круга. Знакомство с овалом должно происходить на основе обследования фигуры, нахождения различия между овалом и кругом. Накладывая круг на фигуру овальной формы, воспитатель показывает детям, что эти фигуры неодинаковые, подчеркивает их различие. Сообщает название фигуры – овал. Самостоятельно обследуя модели фигур, рассматривая их, накладывая одну на другую, дошкольники должны попытаться сформулировать вывод об их сходствах и различиях. В дальнейшем у детей начинают формировать представление о четырехугольнике. Четырехугольник – это обобщенное понятие фигуры, обладающей определенными признаками: четыре угла и четыре стороны. Наиболее ценным для умственного развития ребенка является формирование этого обобщения на основе обследования моделей фигуры, сопоставления с другими фигурами, выделение существенных признаков данной фигуры. Подводя детей к новому для них понятию, следует исходить из сложившихся представлений. [1]
Дети уже знакомятся с основными геометрическими фигурами. Теперь они знакомятся с разновидностями каждой из этих фигур, учатся называть их с указанием признака. В процессе зрительного и осязательного обследования разнообразных предметов, имеющих сложную форму, дети учатся давать подробное словесное описание формы, узнавать предметы по описанию. [2]
На занятиях по математике детей учат различать модели близких по форме фигур, производить элементарный анализ воспринимаемых фигур, выделять и описывать их некоторые свойства. Детей знакомят с различными видами треугольников, фигур овальной формы, учат видеть изменения по форме, находить тождественные фигуры, обучают последовательно обследовать и описывать форму предметов, находить ее сходство с геометрическим образуя и отличие от него. В старшей группе каждая фигура представляется детям моделями разной окраски, разного размера и с разным соотношением сторон, сделанными из разных материалов. Используют таблицы и карточки для индивидуальной работы, на которых рисунки фигур одного вида или разных видов расположены в разном пространственном положении.
Всю работу строят на основе сопоставления и противопоставления моделей геометрических фигур. Для выявления признаков сходства и отличия фигур, их модели сначала сопоставляют попарно, затем сопоставляют сразу от 3 до 5 фигу каждого вида. [4]
Характерные свойства каждой из геометрических фигур, выявляются путем сопоставления 4-5 ее моделей, отличающихся модельной окраской, размером, материалом. [4]
Существенное значение по-прежнему имеет использование приема осязательно-двигательного обследования моделей. Для выявления признаков отличия фигур друг от друга продолжают использовать приемы наложения и приложения. [4]
Важно обучить детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами, как эталонами предметной формы. У ребенка необходимо развивать умение видеть, какой геометрической фигуре, или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета. Это способствует более полному, целенаправленному распознаванию предметов окружающего мира и воспроизведению их в рисунке, лепке, аппликации.
Хорошо усвоив геометрические фигуры, ребенок всегда успешно справляется с обследованием предметов, выделяя в каждом из них общую, основную форму и форму деталей.
Работа по самопоставлению формы предметов с геометрическими эталонами происходит в два этапа. На первом этапе нужно научить детей на основе непосредственного сопоставления предметов с геометрической фигурой, давать словесное определение форме предметов. (4)
Таким образом, удается отделить модели геометрических фигур от реальных предметов и придать им значение образцов. Далее выбирают предметы указанной формы, группируют их и обобщают по единому признаку формы.
На втором этапе детей учат определять не только основную форму предметов, но и форму деталей.
На разных фигурах дети показывают ее внутреннюю область и ее границу — стороны, вершины и углы как часть внутренней области фигуры. [4]
Можно предложить детям заштриховать красным карандашом внутреннюю область фигуры, а синим карандашом – обвести ее границу стороны. Дети не только показывают отдельные элементы фигуры, но и считают вершины, стороны, углы у разных фигур. [3]
В дальнейшем дети приучаются различать внутреннюю область фигуры и ее границу, считать число сторон, вершин, углов.
Чтобы убедить детей, что выделенные ими признаки являются характерными свойствами проанализированных фигур, воспитатель предлагает те же фигуры, но больших размеров. Обследуя их, дети подсчитывают вершины, углы, стороны, и приходят к общему вводу. [3]
Это ставит самих детей перед необходимостью самостоятельного поиска ответа, а не ограничивает использованием готовых знаний. Таким образом, необходимо приучить детей делать свои заключения, уточнять и обобщать свои ответы. Не следует давать детям готовые знания нужно возбудить интерес к ним, обеспечить возможность действия.
1.3 Использование дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников в педагогической практике С середины прошлого века дидактическая игра начал успешного использоваться в обучении детей до школы. В исследованиях отечественных педагогов и психологов подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. В дидактических играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познавательные интересы дошкольников. Ряд исследований посвящен изучению дидактической игры (ее структуре, содержанию, классификации), это определило ее роль в обучении дошкольников. Дидактическая игра заняла прочное место в образовательной работе детского сада.
В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования дидактических игр при обучении детей математике. Дидактические игры используются как для формирования знаний, так и для закрепления и для сообщения новых знаний.
В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: дидактические игры математического содержания (А.А. Смоленцева); дидактические игры с элементами информатики и моделирования (А.А. столяр); игры направленные на интеллектуальное развитие детей (А.А. Зак, З.А. Михайлова).
Дидактическая игра также привлекла внимание многих психологов: Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, А.П. Усову, Н.А. Ветлугину, Б.Н. Хачапуридзе. Б.Н. Хачапуридзе создал систему дидактических игр, которые должны решить задачи умственного воспитания дошкольника. Он считал, что дидактическая игра отнюдь не является единственным средством умственного воспитания, но только необходимым его звеном. Исходным моментом при определении задач умственного воспитания является по Хачапуридзе, овладение предметом и предметными отношениями. Для раскрытия содержания задач умственного воспитания дошкольника, Хачапуридзе указывал, какие способности должны быть развиты для их реализации. К их числу относится готовность сенсорного аппарата и способность активного управления им, свободное словесное овладение сенсорным материалом и предметами, восприятие многообразных свойств предмета, развитие наблюдательности, применение интеллектуальных операций над чувственными свойствами предметов, развитие воли. Отличительной особенностью многих игр, разработанных Хачапуридзе, является использование игровых моментов, повышающих интерес ребенка к упражнениям, но связанных с дидактическим содержанием игры косвенно, через правило. [7]
Научные интересы педагоги Д.В. Менджерицкой [18] в течение многих лет были сосредоточены на исследовании значения игр для интеллектуального развития детей, их учебно-познавательной деятельности. Она возражала против узкого понимания дидактической игры, считала ее одной из специфических форм обучения дошкольников, важным средством образовательно-воспитательной работы. [7]
Исследования педагогов Т.М. Бабуновой [10] и А.К. Бондаренко [20] позволили определить дидактическую игру как эффективный метод воспитания умственной активности и самостоятельности. Т.М. Бабунова полагала, что наиболее эффективным условием для развития у младших дошкольников умственной активности является: формирование у них эмоционально-положительного отношения к предстоящей умственной деятельности путем поэтапного введения дидактических задач, облеченных в игровую форму; создание игровых мотивов; определенных отношений к умственной деятельности; введение таких приемов как шутка, игровые считалочки, игровой персонаж, последовательное расширение диапазона игровых действий; движение «прятание-поиски», «запаздывание – отгадывание», разыгрывание сюжета. Ею была разработана система дидактических игр для детей 4-х лет: игры – инсценировки, игры с игрушками и предметами, словесные игры. [2]
А.К. Бондаренко [20] изучает возможности дидактической игры как средства всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Она продолжает исследование проблеме дидактической игры, сама создает игры для детей. Итогом работы была книга «Дидактические игры в детском саду». (1985 г.) [1]
А.П. Усова подчеркивала, что в игре ребенок не учится жить, а живет своей собственной жизнью на своем опыте постигает «что такое хорошо, что такое плохо».
Главной любовью и главной целью педагога Богуславской была детская игра. Она как педагог, понимал, что никакие занятия и никакие технические средства не заменяет ребенку игры; что наиболее полноценно познавательное и эмоциональное развитие дошкольника может происходить в дидактической игре.
Вся ее жизнь и вся ее деятельность был направлена на то, чтобы сохранить игру для детей, обогатить ее, расширить ее возможности. Она разрабатывала большое число дидактических игр и игрушек, развивающих разные стороны личности ребенка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка и является ведущей деятельностью. Она обеспечивает их всестороннее развитие, поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения игры должны занимать значительное место. [16]
В дидактической игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимает игра. [2]
Развитие нового содержания дошкольного обучения стимулируют и определяют создание новых обучающих игр, с помощью которых это обучение реализуется. Игра позволяет облечь сильное содержание обучения в такие формы репрезентации, которые делают процессе обучения эффективным и доступным. Для успешного обучения и воспитания детей необходимо во время проведения дидактических игр пробудить их интерес, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность. Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию детей. Внимание детей приковано к игре, к выполнению игровых задач, они преодолевают трудности, переносят имеющиеся знания в новую для них обстановку, учатся оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание детей, вызывать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Большое влияние на развитие игр оказывают знания. Общие знания позволяют ребенку самостоятельно находить наиболее эффективные способы и средства решения игровой задачи. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку.
продолжение
–PAGE_BREAK–