Психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой

–PAGE_BREAK–
                            а)                                                                        б)

     По степени обучающего воздействия на ученика игры могут быть разделены на следующие виды:

1.    
Т р е н е р у ю щ и е    и г р ы: закрепляющие и контролирующие, способствующие отработке имеющихся навыков.

2.    
О б у ч а ю щ и е    и г р ы: помогающие ученику приобрести новые знания, умения и навыки.

3.    
Р а з в и в а ю щ и е   и г р ы: способствующие выявлению и развитию наиболее важных способностей и навыков.

4.    
К о м б и н и р о в а н н ы е    и г р ы.

  Обращение к классификации игр не случайно. При работе с конкретной игрой важно знать ее вид. Так как это поможет определить место игры на уроке. В традиционном уроке выделяют следующие этапы:

1)актуализация знаний; 2)ознакомление с новым материалом; 3)закрепление учебного материала; 4)контроль и учет знаний. В зависимости от того, к какому виду относится игра можно определить, на каком из этапов урока эффективнее ее применять. Для примера можно привести следующую таблицу:

Вид игры
Актуализация знаний

Ознакомление с новым материалом

Закрепление учебного материала

Контроль и учет знаний

Сюжетно-ролевые

Деловые

Контролирующие

Обучающие

Развивающие

Интеллектуальные

Комбинированные

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

     Основную роль любой компьютерной игры составляет логическая структура, в которой выделяют три уровня – оперативный, тактический и стратегический.

     Под    о п е р а т и в н ы м     у р о в н е м      понимают совокупность действий внутри программы между двумя последовательными действиями играющего. Результатом действия оперативного уровня является отображение всех перемещений и изменений на экране дисплея.

   Т а к т и ч е с к и й       у р о в е н ь    определяется как совокупность игровых действий, ведущих к достижению какой-либо локальной цели. В результате действия  тактического плана играющий достигает улучшения (или ухудшения) положения в игре.

     С т р а т е г и ч е с к и й      у р о в е н ь       предполагает планирование всей игры, которая должна  строиться так, чтобы достичь цели и добиться выигрыша.

             Для определения оценки возможности включения в урок тех или иных методов, форм, приемов обучения строится вербально дидактическую модель урока. В структуре урока рекомендуется выделять три основные модели: модель знаний, модель обучаемого и модель управления (схема 2). Эти модели соответствуют фундаментальным дидактическим вопросам, чему, кого и как учить, возникающим в процессе любого обучения.

1.    
Модель знаний (чему учить) определяет дидактические цели обучения. От этой модели зависит выбор дидактических методов и приемов обучения, обеспечивающих достижение заданной цели.

2.    
Модель обучаемого (кого учить) определяет объект обучения. От этой модели зависит выбор дидактических приемов, позволяющих добиться индивидуализации обучения, учета психологических особенностей каждого ученика.

3.    
Модель управления (как учить) определяет дидактические методы и средства, которые позволяют осуществить передачу, закрепление и контроль  знаний учащихся.

Модель знаний

Модель обучаемого

Модель управления

С х е м а  2

–PAGE_BREAK–