Психолого-педагогический анализ проблемы внимания в младшем школьном возрасте

/>/> 
КУРСОВАЯРАБОТА
по психологии
 
Психолого-педагогическийанализ проблемы внимания в младшем школьном возрастеспециальность 050709 Преподавание в начальных классах

2008
Содержание
 
Введение
1. Внимание как психический феномен
1.1 Физиологические основы внимания
1.2 Функции внимания
1.3 Свойства внимания
1.4 Виды внимания
2. Особенности внимания младших школьников
3. Трудности в обучении и развитиевнимания младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
Проблема школьнойуспеваемости во все времена была одной из центральных в педагогической науке.Количество слабоуспевающих и неуспевающих школьников не уменьшается и сегодня.Это относится к разным уровням школьного обучения — к начальному звену, ксредним и старшим классам.
Спектр причиннеуспеваемости, описанный в научной литературе, обширен. Его можно разделить надве группы: познавательные и личностные. Личностные — это неудовлетворённостьребёнка процессом обучения; низкая учебная мотивация; несамостоятельность привыполнении им учебных заданий, нарушения школьной социализации, выражающееся вограничении круга доступных форм межличностного общения. Среди возможных причинслабой успеваемости обязательно называются и особенности развитияпознавательной сферы детей – восприятия, внимания, памяти, мышления, речи,воображения.
Внимание средипознавательных процессов занимает особенное место, поскольку оно не имеетсобственного содержания, а обслуживает другие психические процессы. Внимание вомногом определяет успешность их функционирования. От уровня развития свойстввнимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и отуровня сформированности произвольного внимания, по-видимому, во многом зависити успешность учебной деятельности в целом.
Изучать особенности вниманиямладшего школьника и их влияние на успешность учебной деятельности в настоящеевремя важно ещё и потому, что сегодня резко возросло количество гиперактивныхдетей (детей с синдромом дефицита внимания).
Цель работы заключается в изучении особенностейразвития внимания слабоуспевающих младших школьников.
Задачи исследования:Дать характеристику внимания как психическогофеномена.
1.    Описатьособенности внимания младших школьников.
2.    Раскрыть влияниеуровня развития и характеристик познавательных процессов (внимания преждевсего) на появление трудностей в обучении.
3.    Провестиэмпирическое исследование особенностей внимание слабоуспевающих младшихшкольников.
Объектисследования:процесс развития внимания у младших школьников.
Предметисследования:особенности развитиявнимания слабоуспевающих младших школьников.
Научно-практическаязначимость исследованиязаключаетсяв выявлении особенностей развития внимания слабоуспевающих младших школьников.
Для решения поставленныхзадач мы используем следующие методы работы: анализ научной литературы попроблеме исследования, обобщение и систематизацию полученной информации.
Работа состоит из введения, основнойчасти, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введениипоказана актуальность исследования, определены цели и задачи, объект и предметисследования, обозначена проблема исследования. В основной части предлагаетсятеоретический анализ проблемы развития внимания в младшем школьном возрасте.Список литературы составляет 20 источников.

1. Внимание какпсихический феномен
…Внимание есть именнота дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека извнешнего мира. К.Д. Ушинский [8,141]
 «Одной из самыххарактерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясьпод постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаемлишь самую малую, ничтожную их часть» [19,14].
Психическую жизньличности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов иявлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, иобразов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новыеи новые ручейки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением сдругими людьми, изменением в собственном психическом и физическом состоянии.Почему же наша психическая деятельность не превращается в половодье, а течет поопределенному руслу, удерживается на том или ином направлении? Этаупорядоченность достигается благодаря особому свойству психики, котороеназывается вниманием.
Внимание обычно несчитают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Затооно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждыйпознавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своегоособого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оноесть сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, вкоторой они выступают как деятельность, направленная на объект.
Нельзя быть внимательнымвообще, внимание всегда проявляется в определенных, конкретных психическихпроцессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, т.е. когда повышенаактивность познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективнойреальности. Внимание – это в первую очередь динамическая характеристикапротекания познавательной деятельности, оно выражает преимущественную связьпсихической деятельности с определенным объектом, на котором она сосредоточена.Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект исосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательнуюдеятельность. Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательныйхарактер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ееобъектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельностина известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или инуюдеятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его.Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность,углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем,очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и,наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным будет его внимание. В то жевремя сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем большемы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее.
Таким образом, привнимательном отношении к какому-либо предмету он (предмет) оказывается в центренашего сознания, все остальное в этот момент воспринимается слабо, оказывается,образно говоря, на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражениестановиться ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании дотех пор, пока не завершиться деятельность, пока не будет достигнутацель.Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видовдеятельности человека. Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. Помере того, как у человека из практической деятельности выделяется и приобретаетотносительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимаетновые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельностии сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности напредмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижныйвнешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд,зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании,связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служитнеподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взорчеловека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой,а деятельность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание – это внутренняядеятельность под покровом внешнего покоя.
Внимание к объекту,будучи предпосылкой, для направленности на него действия, является вместе с теми результатом какой-то деятельности. Лишь совершая мысленно, какую-либодеятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на немсвоего внимания. Внимание – это связь сознания с объектом более или менеетесная, цепная, в действии, в действительности она и крепиться.
Внимание обычно выраженов мимике, позе, движениях. Внимательного слушателя легко отличить отневнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а намысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят обинтеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания внешнего.Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек проявляетповышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить омоторном внимании. Все это говорит о том, что внимание не имеет своегособственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность другихпознавательных процессов. Такие интересные и противоречивые свойства вниманияпривлекли к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождениеи сущность. Н.Н.Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме природывнимания [4,23].
1. Вниманиекак результат двигательного приспособления: Приверженцы этого подходаисходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предметана другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движенияприспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.
2.Внимание как результат ограниченности объема сознания: Необъясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И.Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняютили подавляют менее интенсивные.
3.Внимание как результат эмоции: Эта теория, особенно блестящеразвитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимостьвнимания от интересности представления. Так, Дж. Миль указывал: «Иметь приятноеили тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным — это одно и то же».
4.Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненногоопыта индивида.
5.Вниманиекак особая активная способность духа. Некоторыепсихологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичнуюи активную способность, происхождение которой необъяснимо.
6. Вниманиекак усиление нервного раздражителя. Согласно данной гипотезе вниманиеобусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.
7. Теориянервного подавления пытается объяснить основной факт внимания — преобладание одного представления над другими — тем, что лежащий в основепервого физиологический нервный процесс задерживает или подавляетфизиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений,результатом чего является факт особой концентрации сознания.
Средисовременных отечественных психологов оригинальную трактовку внимания предложилП. Я. Гальперин. [3,53.]
Основныеположения его концепции можно свести к следующим:
—внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательскойдеятельности и представляет собой психологическое действие, направленное насодержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент впсихике человека;
—по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждомдействии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части.Эта последняя и представлена вниманием как таковым;
— вотличие от действий, направленных на производство определенного продукта,деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата;
— сточки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретныеакты внимания — и произвольного и непроизвольного — являются результатомформирования новых умственных действий.
Вполнеочевидно, что указанные теории опираются на реальные факты, однако,абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления.Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств. Внастоящее время общепринято следующее определение.
Внимание — этонаправленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном илиидеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальнойили двигательной активности индивида.
Таким образом,внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но инесет сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различныеизменения в окружающей среде и в собственном организме.

/>/>1.1 Физиологические основы внимания
Внимание представляетсобой сложное психическое явление. Столь сложное явление может быть объясненотолько на основе широко действующих физиологических закономерностей. Дляпонимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы русскихфизиологов И.П.Павлова и А.А.Ухтомского.
И.П.Павлов указывал, чтораздражители, сигналы, поступающие в мозг, вызываюториентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс «что такое?». Организм готовк неожиданностям, готов ответить на новые обстоятельства той или иной формойповедения. Говоря психологическим языком, человек становятся внимательными ктому, от кого можно ожидать каких-то «сюрпризов». Потом придет оценка важностинаступившего события, станет ясно, стоило ли прерывать текущую деятельность, нопока необходимо на мгновение оставить все дела, присмотреться, насторожиться,прислушаться. Тревожный сигнал в нашем мозгу загорелся…Дальше, в зависимости отоценки, сигнальная лампочка либо погаснет, либо включаться более мощныесистемы, одни шлюзы закроются, другие откроются, и поток психической жизни ринетсяпо новому руслу.
Уже в выдвинутом И.П.Павловымпредставлении об ориентировочных рефлексах содержалось предположение орефлекторной природе непроизвольного внимания, т.е. человек вглядывается впоявляющийся образ, прислушивается к возникшим звукам, усиленно втягиваеткоснувшийся его запах[13,136].
Говоряо физиологических механизмах активного внимания, следует заметить, чтоэффективное внимание возможно лишь на стадии активного и спокойногободрствования, в то время как на других стадиях основные характеристикивнимания изменяются и могут выполнять лишь отдельные функции. Например,уставшая мать может крепко спать при различных шумах, но просыпаться от легкогодвижения ребенка в кроватке.
Среди«пусковых» механизмов следует прежде всего отметитьориентировочныйрефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякоеизменение окружающей среды у людей. На уроке все ученики сосредоточенно пишутсочинение. Но вот дверь в классе слегка приоткрылась; несмотря на поглощенностьработой, все школьники и сам учитель повернули голову к двери. Этот рефлекс И.П. Павлов очень метко назвал рефлексом «что такое?».
Однаковсего вышесказанного явно недостаточно для объяснения избирательного характеравнимания и, следовательно, необходимо более глубоко ознакомиться со сложнымипроцессами, происходящими в организме. Обычно выделяют две основные группымеханизмов, осуществляющих фильтрацию раздражений из среды: периферические ицентральные. Кпериферическим механизмам можно отнести настройку органовчувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторонузвука и, одновременно, соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку,повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабаннойперепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Вдальнейшем было показано, что периферические механизмы отбирают информацию пофизическим характеристикам.
Стакими представлениями о физиологических механизмах внимания хорошо сочетаетсяпринцип доминанты, выдвинутый замечательным русским физиологом А.А. Ухтомским.Он заключается в том, что в коре полушарий принцип доминанты являетсяфизиологической основой акта внимания» [24,15].
Таким образом, учениеИ.П. Павлова и учение А.А. Ухтомского дают опорные точки для выясненияфизиологической основы внимания. Весьма сложная структура физиологическихмеханизмов внимания и противоречивые взгляды на его природу сподвигли многихвеликих ученых на разработку целого ряда теорий внимания. Природой вниманиязанимались такие ученые, как Н.Н.Ланге, П.Л.Гальперин, а также широкуюизвестность приобрела теория Т.Рибо, который считал, что внимание всегдасопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма,что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Следует отметить, что,несмотря на значительное количество имеющихся теорий, проблема внимания нестала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания.
/>/> 
1.2 Функциивнимания
Внимание в жизни идеятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизируетнужные и тормозит ненужные в данный момент патологические и физиологическиепроцессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей ворганизм информации в соответствии с его актуальными потребностями,обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психическойактивности на одном и том же объеме или виде деятельности.
С вниманием связанынаправленность и избирательность познавательных процессов. Их настройканепосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляетсянаиболее важным для организма, для реализации интересов личности (Приложение1.) Так в Приложении 1 представлены качество и результаты функционирования всейпознавательной активности.
Таким образом, завниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленностьличности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения кобъекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в егоданности сознания: он становиться более ясным и отчетливым, как бы болеевыпуклым.
/>/> 

1.3 Свойствавнимания
Вниманиеотвечает не только за направление потока психической жизни человека, но и задругие его важные особенности. Действительно, поток может двигаться по широкомуили узкому руслу. От этого, как мы знаем, будет зависеть его энергия;определенное направление может удерживаться длительное или короткое время.Сложная динамика психической жизни человека выражается в основных свойствахвнимания.
К основным свойствамвнимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение,отвлекаемость и объем внимания.
Устойчивость заключаетсяв способности определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте.Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть непроизвольныекратковременные изменения степени его интенсивности, напряженности.
Еслиподнести к уху часы, то заметите, что тиканье их то усиливается, то ослабляетсяи вдруг на мгновение вообще исчезает. Колебания внимания легко наблюдать и призрительных восприятиях с помощью двойственных изображений.
Устойчивостьвнимания особое значение для достижения успеха в любой деятельности, онахарактеризует глубину, длительность, интенсивность психической деятельностичеловека. Именно устойчивость отличает людей, страстно увлеченных делом,умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.Устойчивость внимания зависит от ряда условий: степень трудности материала изнакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а такжеиндивидуальные особенности личности.
Следующеесвойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией вниманияподразумевается степень или интенсивность сосредоточенности на том или иномпредмете.
Подраспределением внимания понимают способность человека удерживать в центревнимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно этаспособность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в полевнимания. Примером служат способности Юлия Цезаря, он мог одновременно делатьсемь не связанных между собой дел. Наполеон мог одновременно диктовать своимсекретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако, какпоказывает жизненная практика, человек способен выполнить только один видсознательной психической деятельности.
Следующеесвойство внимания – переключение. Переключение означает сознательное иосмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Легкость переключения у разных людейразлична, чем интересней деятельность, тем легче на нее переключиться инаоборот. Переключаемость относиться к числу хорошо тренируемых качеств.
Следующее свойствовнимания – это его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов,которые человек может охватить с достаточной легкостью одновременно. Известно,что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнятьразнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую из внеинформацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы.
Вообще-тообъем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но классическимпоказателем объема внимания у людей считается равный 5±2. Объем внимания,поэтому является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связаномежду собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от уменияосмысленно связывать и структурировать материал, чтобы не перегружать объемвнимания учащихся.
Отвлекаемость(отвлечение)внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одногообъекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей начеловека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость можетбыть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешнихраздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным.Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно идействуют с меняющейся силой и частотой. Во время учебных занятий школьниковкак в классе, так и дома должны быть устранены предметы и воздействия,отвлекающие детей от их основного дела.
Внутренняяотвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, постороннихэмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым вданный момент занят человек. Чтобы ученик мог внимательно и успешно учиться,следует устранять из его жизни отвлекающие его от занятий отрицательныепереживания: страх, гнев, обиду, чувство оскорбленного достоинства и пр.Воспитание у школьников стойкого и глубокого интереса к знаниям также являетсяважным условием борьбы с отвлекаемостью внимания.
Большое значение дляизучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности.
Рассеянностьюназывается неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном втечение длительного времени. Встречается два вида рассеянности: мнимая иподлинная.
Мнимаярассеянность — результат большой сосредоточенности и узости внимания. Вниманиеученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, чтоон не слышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад.
Хужеподлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этогорода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либообъекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевыхусилий, чем человеку нерассеянному. Произвольное внимание рассеянного человеканеустойчиво, легко отвлекаемо.
Такимобразом, различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость,объём, распределение, переключение, и охарактеризовать внимание человекасловами «хорошее» и «плохое» нельзя. Хорошо развитые свойства внимания являютсяфакторами определяющими успешность той или иной деятельности.
/>/> 
1.4 Виды внимания
В самом деле,трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать,что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Впрочем, есть предметыи явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопрекинашему желанию. Итак, в одном случае надо заставить себя быть внимательным, а вдругом — предмет «сам» обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть,слушать и т. д. Фактически здесь речь идет о двух различающихся видах внимания- произвольном и непроизвольном.
Непроизвольное вниманиеявляется наиболее простым видом внимания. Принепроизвольном внимании поток психической жизни психическая деятельностьчеловека устремляются в том или ином направлении как бы, сами по себе, безсознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. Недаромэтот вид внимания иногда называют непреднамеренным и пассивным.
Средивнешних причин непроизвольного внимания большую роль играет сила, интенсивностьраздражителя. Сильный звук, яркий цвет, острый запах — все это невольнозаставляет обратить внимание на предмет, обладающий соответствующим качеством.
Втораягруппа причин, вызывающих непроизвольное внимание связана с соответствием внешнихраздражителей внутреннему состоянию человека и прежде всего имеющимся у негопотребностям. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разномуреагировать на разговор о пище. Человек, испытывающий чувство голода невольнообратит внимание на разговор, в котором идет речь о еде.
Третьягруппа причин связана с общей направленностью личности. То, что нас интересуетбольше всего и что составляет сферу наших интересов, как правило, обращает насебя внимание, даже если столкнулись с эти случайно. Редактор легко находитпогрешности в тексте, архитектор обращает внимание на красоту здания.
Вкачестве четвертой группы причин следует назвать те чувства, которые вызывает унас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, является важнейшейпричиной непроизвольного внимания. Такое внимание по праву может быть названоэмоциональным. Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольноговнимания коренится в глубоких тайниках нашего существа [17,89].
Произвольноевнимание — это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевымусилием. Уровень развития такого внимания характеризует не тольконаправленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества: ведьесли непроизвольным вниманием, так сказать, командуют, распоряжаются внешниеобъекты, то хозяином произвольного внимания является сама личность. Формулаздесь простая: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя бытьвнимательным, несмотря ни на что».
Этотвид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результатетрудовых усилий, поэтому его еще называют волевым. Основной функциейпроизвольного внимания является активное регулирование протекания психическихпроцессов.
Основныевиды внимания — непроизвольное и произвольное — тесно связаны между собой и поройпереходят друг в друга. Например, по телевидению идет любимая передача — «Клубпутешественников». Но к завтрашнему дню необходимо дописать домашнее сочинение.Вы заставляете себя выключить телевизор, нехотя раскрываете тетрадь, снапряжением вчитываетесь в написанные накануне строки… «Нет, не то… А чтоесли попробовать так… А ведь на самом деле — эти «лишние люди» напоминаютнекоторых наших современников — говорят красиво, а толку от них никакого…». Иуже исчезло все вокруг, вы увлечены работой, и в усилиях для поддержаниявнимания уже нет надобности. Как назвать это новое состояние? По происхождениюи по сохранившейся сознательной цели оно напоминает произвольное, а похарактеру деятельности, по яркости и по тому, что оно не утомляет человека, — непроизвольное внимание. Советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал этот видвнимания послепроизвольным.
Вотличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное вниманиеостается связанным с сознательными целями и поддерживается с сознательными интересами.В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нетволевых усилий. Послепроизвольное внимание имеет громадное значение дляпедагогического процесса.
Такимобразом, в любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все видывнимания. И каждый из них имеет свои ценные качества. Произвольное вниманиекачественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесносвязаны друг с другом, так как произвольное возникло от непроизвольного.

2. Особенности развития внимания в младшем школьномвозрасте
Детская впечатлительностьприводит к тому, что внимание младшего школьника вызывается прежде всего ярким,образным, наглядным учебным материалом, живостью и эмоциональностью изложения.
Одна из общихособенностей внимания младшего школьника- это способность легчесосредоточиваться на предметах внешнего мира, чем на собственных мыслях ипредставлениях.
В первые месяцы обученияв школе ребёнок одинаково внимателен к разным видам работы, так как его большеинтересует не содержание учебного материала, а процесс учения.
Но постепенно еговнимание становится более сосредоточенным при занятиях определённым учебнымпредметом или видом учебной работы. Это зависит от развития интересов ученика.
Таким образом, хотя удетей большую роль играет непроизвольное внимание, уже в дошкольном возрасте уних начинает развиваться произвольное внимание. Оно- результат воспитания,совместной с ними деятельности.
 Рассматривая особенностиразвития отдельных свойств внимания можно заметить, что сосредоточенность иконцентрация внимания у ученика может быть достаточно интенсивной, особенно привыполнении интересной работы. В эти моменты он не будет замечать того, чтоделается вокруг. Однако устойчивость внимания недостаточно развита. Иногданезначительный факт или малозаметный для других предмет вызывает у детейотвлечение внимания.
Бывает, что сам учебныйматериал вызывает у детей ненужные ассоциации, из-за чего происходит отвлечениевнимания.
Учителю, занимающемуся с первоклассниками,особенно важно следить за тем, чтобы какой-нибудь предмет или факт не далневерное направление мысли учащихся, не отвлек их от работы.
Объём внимания взначительной степени зависит от прошлого опыта человека. У младшего школьника егоочень немного. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения несколькообъектов. Так, первоклассник знает, что переходить улицу можно только призелёном свете светофора и обязательно надо смотреть, не идёт ли машина. Однакоребёнок не всегда выполняет это, так как объём его внимания мал.
Узость внимания, особеннозаметная у семилетних детей, начинает быстро исчезать в школе, когдаориентировка расширяется.
Распределение внимания ушкольников 1класса развито ещё недостаточно. Если ученик находит ответ на вопросзадачи, то он уже не в состоянии следить за своим поведением, вскакивает сместа, поднимает высоко руку, забывая, что этого не следует делать
Иногда неумение ученикараспределить своё внимание педагог ошибочно принимает за рассеянность инедисциплинированность школьника. Так, если ученик, вызванный продолжать чтениерассказа, не находит то место, на котором остановился читающий перед нимтоварищ, учитель думает, что ребёнок занимался чем-то посторонним. На самом жеделе школьнику трудно читать про себя и следить за чтением товарища. Этотребует некоторого распределения внимания.
Из сказанного не следует,что распределение внимания вообще недоступно младшим школьникам. Учебная работав классе и дома быстро развивает это свойство, и дети привыкают работать,следить за собой, слушать учителя и видеть, что пишет товарищ на доске.
О переключении внимания содного предмета на другой можно сказать то же самое. В начале годапервоклассники после звонка на урок не сразу могут сосредоточиться на занятиях,и учителю приходиться их успокаивать, настраивать на работу. Смена занятий тожебывает связана с некоторой потерей времени. Но затем (уже в 1 классе) детипривыкают быстрее переключать своё внимание с отдыха во время перемены наработу или с одного вида занятий на другой.
Для младшего школьникахарактерна рассеянность. Она связана с общей неустойчивостью внимания.
Нередко рассеянностьученика бывает вызвана утомлением. В этом случае ребёнку необходимо отдохнуть,отвлечься.
Одной из причинрассеянности младшего школьника является такое его состояние, когда он как бынаходится « в плену» у какой –то предвзятой мысли. Это происходит из-занедостатка жизненного опыта и отсутствия необходимых знаний. Так, одиншкольник, списывая текст, написал фразу: «Волга течёт в степь», между тем вкниге было напечатано: «Волга течёт вспять». Мальчика заставили несколько разпроверить, сличить написанное им с книгой, но он никак не находил ошибки, таккак слово «вспять» ему было незнакомо и он не мог прочитать его правильно.
Таким образом, оба видавнимания в младшем школьном возрасте нуждаются в развитии. При правильноорганизованной работе учитель использует и непроизвольное, и произвольноевнимание.
Попытаемся теперь в видесвоеобразного «хронологического» резюме представить последовательность основныхэтапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по даннымсоответствующих наблюдений и эксперименталъных исследований (Приложение 2).
Таким образом, особенности внимания младшего школьника можно выделитьследующие:
·      внимание слабоорганизовано;
·      имеет небольшойобъём;
·      плохораспределено;
·      неустойчиво;
·      преобладаетнепроизвольное внимание;
·      дети упускаютважные моменты в учёбе.
Отмеченныеособенности внимания детей являются причинами неуспеваемости определенной частиучащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводятиногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использоватьразличные способы выполнения учебных заданий. К их числу относится механическоезаучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почтинаизусть, дословно, но при этом не могут ответить, но вопросы по тексту. Ещеодин обходной путь — выполнение нового задания тем же способом, какимвыполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостаткамивнимания при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищейи т.д.

3. Трудности вобучении и развитии внимания слабоуспевающих младших школьников
Границымладшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе,устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходитдальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающеевозможность систематического обучения в школе. Ведущей в младшем школьном возрастестановится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения,происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамкахучебной деятельности складываются психологические новообразования,характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников иявляющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
ПсихологиА.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина выделили ряд трудностей в обучении младшегошкольника и возможные психологические причины данных трудностей (Приложение 3).
Примерно20% детей из всего класса могут пропускать буквы в письменных работах. Этоявление имеет несколько причин — низкий уровень развития фонематического слуха,слабая концентрация внимания.
19%ребят постоянно допускают орфографические ошибки, хотя при этом могут наизустьответить любое правило, — это случай так называемой “неразвитостиорфографической зоркости”. Возможные причины таковы: низкий уровень развитияпроизвольности, низкий уровень объема и распределения внимания.
Около17% класса страдают невнимательностью и рассеянностью. Причины были выделеныследующие: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объемавнимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
14,8%детей испытывают трудности при решении математических задач — плохо развитологическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций,несформированность умения ориентироваться на систему признаков.
Примерно13,5% ребят испытывают затруднения при пересказывании текста. Причины: Маленькийобъем внимания, слабое развитие логического запоминания, низкий уровеньречевого развития.
13,1%детей неусидчивы. Чаще всего это вызвано низким уровнем развития устойчивостивнимания, индивидуально-типологическими особенностями личности.
12,7%детей испытывают трудности в понимании объяснения учителя с первого раза.Психологами А.Ф. Ануфриевым и С.Н. Костроминой были выделены следующие причины:слабая концентрация внимания, несформированность приема учебной деятельности.
У11,5% детей постоянная грязь в тетради. Причина может находиться в слабомразвитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.
10,2%ребят плохо знают таблицу сложения (умножения). Это связано с низким уровнемразвития механической памяти и долговременной памяти, со слабой концентрациейвнимания и с несформированностью приемов учебной деятельности.
9,6%детей часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы. Причины — несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень устойчивостивнимания.
9,5%детей постоянно забывают дома учебные предметы. Причины — низкий уровеньразвития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
Ребенокплохо списывает с доски — 8,7% — не научился работать по образцу.
6,4%детей постоянно переспрашивают. Это может говорить о низком уровне объемавнимания, о слабой концентрации и устойчивости внимания, о низком уровнеразвития переключения внимания.
5,5%ребят плохо ориентируются в тетради. Причины — низкий уровень восприятия иориентировки в пространстве и слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
0,97%- комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями. Причины — трудности в семье, перенесение функции матери на учителя.
Рассматриваяданную таблицу можно сделать вывод о том, что плохо развитые свойства вниманиявлекут за собой ряд трудностей в обучении, т.е. ребенок пропускает буквы,допускает орфографические ошибки, является невнимательным и рассеянным, такжене может запомнить фрагмент текста и мн. др.
В работе с младшими школьникамипроблема внимания является наиболее актуальной. В школе и дома раздаются жалобына «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» ребёнка. Такуюхарактеристику получают первоклассники. Их внимание слабо организовано, имеетнебольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво. Почему же неуспевающие дети- это вечная проблема школы? Педагоги — учёные основную причину слабойорганизованности внимания младших школьников видят, прежде всего, внесовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться.
Неуспеваемость, по мнениюЮ.З. Гильбуха, можно подразделить на общую и специфическую. Под общейнеуспеваемостью он подразумевает стойкое отставание по основным предметам:языку и математике. Специфическое же отставание затрагивает лишь один из этихпредметов при хорошей успеваемости по остальным предметам курса. Способностиэтих детей постоянно не находят полной реализации, их умственное развитиесовершается медленнее, чем это могло бы быть [20,52].
Под трудностями учебнойдеятельности младшего школьника понимается: невнимательность и рассеянность;неусидчивость; трудности в пересказе текста и др..
Условием поддержаниявнимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность егораскрытия и изложения. Очень важно для организации внимания умение учителяпредложить задание – возбудить интерес, внести эмоциональную насыщенность.
Значительно лучше умладших школьников развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное,яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий сих стороны. Дети могут упустить важные, существенные моменты в учебномматериале и обратить внимание на несущественные только потому, что онипривлекают своими интересными деталями.
Развитие произвольноговнимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности.Оно связано с формированием у ребёнка волевых качеств и находится в теснейшемвзаимодействии с общим умственным развитием ребёнка.
Хорошо развитые свойствавнимания и его организованность является факторами, определяющими успешностьобучения в младшем школьном возрасте. «Сложность заключается в том, что разныесвойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подверженвлиянию тренировки объём внимания, он индивидуален, в то же время свойствараспределения и устойчивости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить ихстихийное развитие» [7,21].
Если во время и в нужноймере не развивать внимание, ребёнок может стать гиперактивным, т.е. проявитсясиндромом дефицита внимания.
Детей с нарушением такоготипа невозможно не заметить, одной из специфических его черт является:
·      чрезмернаяактивность ребёнка;
·      изменяяподвижность;
·       суетливость;
·       невозможностьдлительного сосредоточения внимания на чём — либо.
·      беспокойныедвижения в кистях и стопах. Сидя на стуле ребёнок корчится, извивается.
·      неумение спокойносидеть на месте, когда это требуется.
Эти основные нарушенияповедения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которыхпрежде всего относится слабая успеваемость в школе.
Низкая успеваемость –типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями ихповедения, которое не соответствует возрастной норме и является серьёзнымпрепятствием для полноценного включения ребёнка в учебную деятельность. Во времяурока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытываюттрудности в организации и завершении работы, навыки чтения и письма у этихдетей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядятнеряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатомневнимательности. При этом дети не склонны прислушиваться к советам ирекомендациям взрослых, и склонны переоценивать свои результаты: вместозаслуженной двойки ставят себе тройку, а вместо тройки могут поставить четвёрку.
Таким образом, уже напервом этапе учения слабоуспевающие школьники склонны переоценивать результатысвоего труда. В учебной деятельности этих детей неуспех превалирует надуспехом, они внутренне ещё не согласились с той позицией, которую объективнозаняли в классе. Одни из них пытаются объяснить свои неудачи внешними, независящими от них обстоятельствами, а именно, плохая ручка, товарищ по партемешал сосредоточиться. Другие всячески подчёркивают, что заслуживаютположительную оценку, потому что старались.
 Дети с дефицитомвнимания испытывают трудности в усвоении знаний и не имеют возможностипреодолевать их без существенной помощи со стороны. В результатеслабоуспевающие учащиеся теряют всякий интерес к учению, перестают регулярноработать, начинают отрицательно относиться к школе. На уроках они частоотвлекаются посторонними раздражителями, вопросы учителя застают их врасплох,но при соответствующих условиях они могут концентрировать своё внимание. Однакодля этого им требуется значительно больше усилий, а следовательно, и большевремени.
Такимобразом, неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. У детей можетбыть любимый учитель, или может нравиться общение с друзьями, но в целомкажется, что они смотрят на школу как на своего рода тюрьму. Казалось бы,школа, в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, бытьместом приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова. Учителя какбудто считают важным научить детей чтению, письму и арифметике, но малообращают внимания на тот факт, что если они не учитывают психологических,эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержаниюобщества, в котором люди не представляют ценности. Необходимо, чтобы учителясмогли почувствовать, если ребенок тревожен или страдает от чего-либо, илисчитает, что он недостоин многого, что не стоит учиться. То, что дети отвергаютшколу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их отрицательныеэмоции обращаются на детей. Здесь возможен выход — учителя и дети могут учитьсялучше понимать друг друга, видеть в реалистическом свете, что они могут другдля друга сделать и помогать друг другу чувствовать себя сильнее и лучше.

Заключение
 
Итак, внимание в младшем школьном возрасте не может приобрести большого диапазона и устойчивости потому, что интересы ещё полностью не определены и строятся лишь на жизненном опыте. Поэтому и внимание младшего школьника ещё не длительное и не активное.
Внимание больше нуждается в поддержке внешними впечатлениями – стимулами, как и разнообразием их, оно не может стойко удерживаться на отвлечённом содержании и руководствоваться внутренней логикой материала,
Также особенностью внимания в младшем школьном возрасте является его непроизвольность. Колебания внимания у младших школьников возможны в течение учебного дня или даже урока в силу повышенной возбудимости одних детей или утомляемости других.
Это следует иметь в виду, поскольку частые попрёки младших школьников абсолютным отсутствием внимательности объясняются не злой волей ребёнка, а особенностями его нервной системы. Внимание снижается после перенесённых тяжёлых соматических заболеваний, черепно-мозговых травм, а также при наличии нервно-психических заболеваний у ребёнка. Переутомление, тяжёлые душевные страдания также затрудняют возможность длительной концентрации внимания на учебной деятельности.
Следует также иметь в виду, что интерес к учебной деятельности в младшем школьном возрасте нередко падает за счёт повышения интереса к другим сторонам окружающей действительности – к другим людям.
Обучение может быть эффективным, направленным на становление личности ребенка и раскрытие его способностей только в том случае, если оно исходит из максимально точного учета его возрастных психологических особенностей.
Непреходящая ценность каждого этапа детского развития делает неразумным ускоренное, торопливое «проскакивание» отдельных стадий этого развития, диктует необходимость воспитания новых психических качеств путем обогащения тех сторон развития, которые характерны для данной возрастной ступени.
 

Списокиспользованной литературы
1.   Волина В.В. Как стать хорошим. –СПб.: Дидактика плюс, 2001.-206с.
2.   Выготский Л.С. Психология: в 6 кн.Кн. 3: Собрание сочинений.- М.: Просвещение, 1983. С.205 – 239.
3.   Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальноеформирование внимания. — М., 2004. С.5 – 87.
4.   Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общуюпсихологию. ( Курс лекций). – М., 2001. — 458с.
5.   Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Л.Хрестоматия по психологии. – М., 2000.- 528с.
6.   Гоноболин Ф.Н. Психология. / Под ред.Проф. Н.Ф. Добрынина., М.: Просвещение, 1973. – 169с.
7.   Ермолов О.Ю. Внимание школьника — М.,1987.
8.   Коломинский А.М. Человек: психология.– М.: Просвещение, 2004.-376с.
9.   Маклаков А.Г. Общая психология. –СПб.: Питер, 2002.-415с.
10.              Менчинская Н.А.Психологические проблемы неуспеваемости школьников.- М.: Педагогика, 1971.-с.254.
11.               Немов Р.С.Психология: в 3 кн. Кн. 2. – М.: ВЛАДОС, 2003.-462с.
12.               Общая психология/ Под ред. Петровского А.В., М.: Просвещение, 1999.-382с.
13.              Павлов И.П.Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельностиживотных.- Полное собр. соч. – Л. Изд-во АН СССР, 1951, т. III, кн.1. — 309с.
14.              Практикум повозрастной и педагогической психологии / Под. ред. И.В. Дубровиной.- 2-е изд.,стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.-34с.
15.              Практикум пообщей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева., СПб.: Питер, 2000.-504с.
16.              Раттер М. Помощьтрудным детям. – М., 1987г. – с. 307.
17.              Рибо Т. Хрестоматияпо вниманию. — М., 2005.- С.66-102.
18.              Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. — М., 2001.-376с.
19.              Слободняк Н.Психологические основы успешности учебно- воспитательного процесса в школе //«Воспитание школьников», 2005. № 6. – 48с.
20.              Справочникпсихолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 4 – Ростовн/Д: Феникс, 2006.
21.              Страхов И.В.Внимание и структура личности. — М., 1999.-394с.
22.              Титченер Э.Хрестоматия по вниманию.- М., 2003- 14с.
23.              Ермолов О.Ю.Внимание школьника — М., 1987.
24.              Ухтомский А.А.Доминанта как рабочий принцип нервных центров // «Русский физиологический журнал», 1923, №6.
25.              Коломинский Я.Л.Человек: психология: Кн. Для учащихся ст. классов.- 2 изд., доп. М.:Просвещение, 1986.- 141с.

Приложение 1
 
Активизацияпознавательных процессов благодаря действию вниманияПознавательные процессы Действие внимания 1.     Память Внимание выступает как фактор, способствующий удержанию нужной информации, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. 2.     Мышление Внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.  Речь Внимание способствует лучшему пониманию речевых сообщений, а значит, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению конфликтов. 3.     Восприятие Внимание определяет точность восприятия предмета и способствует выделению различных деталей в нём. Внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений.
Приложение 2 Этапы развития детскоговниманияВозраст Характеристика внимания 1. Первые недели-месяцы жизни Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка. 2. Конец первого года жизни Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания. 3. Начало второго года жизни Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет. 4. Второй-третий год жизни Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания. 5. Четыре с половиной — пять лет Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. 6. Пять-шесть лет Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). 7. Младший школьный возраст Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания. Развитие всех свойств внимания.
Приложение 3Трудности в обучении младших школьниковТрудности Их психологические причины Пропуски букв в письменных работах Низкий уровень развития фонематического слуха Орфографические ошибки Низкий уровень развития произвольности, малый объем и плохое распределение внимания Невнимательность и рассеянность Низкий уровень развития произвольности, малый объем внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания Решение математических задач Слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков Пересказ текста
Маленький объем внимания,
слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития Неусидчивость Низкий уровень развития устойчивости внимания, индивидуально-типологические особенности личности Непонимание объяснения учителя с первого раза Слабая концентрация внимания, несформированность приемов учебной деятельности Грязь в тетради Слабое развитие мелкой моторики пальцев рук и недостаточный объем внимания Задания для самостоятельной работы Несформированность приемов учебной деятельности и устойчивости внимания Забывают дома учебные предметы Низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания Постоянно переспрашивают Маленький объем внимания, слабая концентрация и устойчивость внимания, низкий уровень развития переключения внимания Плохо ориентируются в тетради Низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве Комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями Трудности в семье, перенесение функции матери на учителя