Психолого социальное сопровождение планирования семьи

Оглавление.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1.Семья: сущность, структура, функции…………………………7
1.1 Определения семьи…………………………………………….7
1.2 Типология семейныхструктур………………………………….10
1.3 Функциисемьи………………………………………….……13
          1.4 Положение молодежи в современнойРоссии………………19
1.5 Планирование семьи, каксоциальная технология реализации                                                  репродуктивных прав человека…………………………….23
Глава 2.Изучениеинформированности молодёжи о видах помощи по                      планированию семьи………………………………………………30
Глава3.Предполагаемая характеристика «Консультационного центра»,            способного обеспечитьпсихолого-социальное сопровождение планирования семьи……………………………………………….43
       3.1 Нормативно – правовые документы…………………………43
       3.2 Права клиента……………………………………………..….45
3.3Профилактическая деятельность «Консультационного центра» в  области планирования семьи………………………………….52
        3.4 Программы по вовлечению мужчин. Цели и подходы……..57
Заключение………………………………………………………..……61
Литература…………………………………………………………..…66
Приложение1……………………………………………..…………..68
Приложение2………………………………………………………….74
Введение.
Психолого-социальноесопровождение планирования семьи
Семья – это сложноесоциальное образование, как отмечает Е.И.Холостова «семья – это общество вминиатюре, от целостности и надежности которого, зависит безопасность всегочеловечества». [27, с.138]
 «Общество в миниатюре» необходимоизучать.Необходим поиск новыхподходов к раскрытию семейной проблематики. Один из таких подходов — ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассмотреть семью как ценность,выработанную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности ужесегодня и предвидеть ее дальнейшее распространение в качестве составляющейпрогресса.
Ценностный подход к семье как ксоциокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Семья включена врассмотрение многих наук — философии, психологии, этики, демографии, сексологии(список можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и этаее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставитсоциологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрениепредполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду сдругими) аспекта.
По сравнению  с 90– ми годами, сейчас внимание к проблемам семьи и брака увеличилось.Политическая ситуация 90-х дала резкий сбой в семейной и демографическойполитиках, что в свою очередь привело к началу снижения численности населения.По данным Госкомстата РФ за 1992-1999 гг. население России сократилось на 2,8млн. человек. За 1999г. население России сократилось почти на 785 тыс. человек. [11]
В ближайшие десятилетия уменьшение численности населенияРоссии будет продолжаться. Все имеющиеся прогнозы дают удручающую картину. Так,согласно последнему прогнозу ООН (1998г.), к 2050 г. население России посреднему варианту составит примерно 121,3 млн.человек, согласно же худшемуварианту – 102,5 млн.человек.  [11]
Динамика рождаемости, ее кратковременные и особеннодлительные колебания, ярче многих других демографических процессов отражаютнеблагоприятные явления в жизни семьи, несут на себе печать ее кризиса. Ведьдеторождение – это важнейшая социальная функция семьи, которая прежде прочихначинает трансформироваться в ходе ее исторических изменений. В России снижениерождаемости началось более ста лет назад. Но особенно стремительно этот процесспроходил именно в последние четыре десятилетия, когда созрели все социально-экономические предпосылки отмирания репродуктивной функции семьи, да и самойсемьи как социального института.
Кризис семьи и воспроизводства населения являетсяценностным кризисом общественного устройства, для которого сиюминутные интересы(излечение прибыли, получение каких-то иных преимуществ экономического илинеэкономического характера) стоят выше интересов его собственногосамосохранения.
       Семейные ценности больше неукрепляются и не воспроизводятся современной цивилизацией с ее акцентом наотдельную личность, на стремление якобы «освободить» личность от любых связей,которые «ограничивают» ее самореализацию, в том числе и от связей семейных.Современное общество размывает семейные ценности, подвергает их коррозии,ставя, в конечном счете, под угрозу свое собственное существование. И именноэто фундаментальное противоречие индустриального  общества, которое, с одной стороны, не можетсуществовать без семьи, без воспроизводства населения, а с другой – не имеетимманентных механизмов реализации этой экзистенциальной потребности, определяетнеобходимость проведения семейной и демографической политики направленной наповышение значимости семь для молодёжи.  [5, с.273-275]
       Многие учёные изучали и анализировалипроблемы семьи. Истоки решения проблем связанных с семьёй восходят кфилософской мудрости Платона (диалоги «Государство», «Законы», «Пир»),Аристотеля («Политика»), Ксенофонта («Домострой»). Во второй половине XIXвека проблемы семьи изучали такие известные учёные в социологии, как М.МКовалевский, П.А. Сорокин, В.С. Соловьёв. Имеются  психологические,социологические, антропологические, биологические и культурологическиеисследования  таких авторов, как Л.А.Файнберг, Ю.И. Семёнов, Д.Д. Фрэзер, А.С. Спиваковской, В.Р. Дольник, В.В. Дружинин,А.И. Антонов, В.М. Медков, и других известных специалистов. Эмоциональныеотношения многосторонне изучались Л.Я. Гозманом, значимые отношения –
 А.А. Кроник и Е.А. Кроник. М Фуко изучалисьсупружеские узы и искусство жить в браке. Много достигнуто на данном поприще,но теперь появилась необходимость донести эту информацию до тех, кому онадействительно нужна – молодёжи, которая только собирается вступить в семейныеотношения.
Цель данной  работы: проанализировать степеньинформированности студентов ВУЗов Санкт-Петербурга о репродуктивном здоровьепланировании семьи и о психолого-социальном сопровождении в планировании семьи в рамках «Консультационного центра».Датьхарактеристику «Консультационного центра», способного обеспечить психолого-социальноесопровождение планирования семьи.
Задачи :
·       Анализ научной литературы;
·       Характеристика содержания психолого-социальной работы ссемьёй.
·        Проведениеэмпирического исследования на тему: «Информированности молодых людей орепродуктивном здоровье планировании семьи и о психолого-социальном  сопровождении в Планировании Семьи»
·        Выработкавозможных направлений деятельности
«Консультационныхцентров»
Методы:
ü Общенаучные (анализ, обобщение)
ü Анкетный опрос. Макетанкеты.(Приложение 1)
ü Экспертныйопрос(интервью, анкета )
Объектомисследования является  семья каксоциальный институт и малая группа.
Базаисследования: студенты Северо-Западной Академии Государственной Службы, Санкт-Петербургскогогосударственного института психологии и социальной работы и Санкт-ПетербургскогоГосударственного Университета. Проведение анкетного опроса в Институтегендерных исследований факультета социологии Санкт-Петербургскогогосударственного университета.
Структура дипломной работы: Введение,три главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1.
Семья: сущность, структура, функции.
1.1 Определения семьи
       Семья – это основанная на браке и/иликровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием иведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимностями по отношениюдруг к другу.  [29 с.45]
         Семья – это сложное социальноеобразование. Известный социолог семьи А.Г.Харчев определяет ее « какисторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, междуродителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаныбрачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральнойответственностью, как социальную необходимость, которая обусловленапотребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».[25,с.13 ].
           Семейные отношения регулируютсянормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признаниевзаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей иответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важнымиусловиями существования семьи являются совместная деятельность и определеннаяпространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическаяоснова ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культурыопределенного народа, концессии, государства. [29, с.13]
        Также семьей называется социальныйинститут, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которогоосуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения,деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода,образовательного и медицинского обслуживания и т.д. [25, с.67]
          Семья на микроуровне воспроизводитвсе проблемы общества, а состояние семьи, уровень ее жизни, культура семейныхотношений влияет на микроструктуру общества, которое состоит из множестваразнообразных типов семей.
         Роль семьи в формировании, развитии иподдержании самочувствия личности является наиболее значимой. Именно в семьезакладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, развиваются индивидуальные качестваличности и ее внутренний мир.
       
         Семья является ячейкой общества,поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические и культурныепроцессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем. На семью и еенравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающейсоциальной среды то, что происходит на производстве, по месту жительства, вповседневной жизни.
           Современная семья переживает сложныйэтап эволюции – переход от традиционной модели к новой. Изменяются видысемейных отношений, иными становятся система власти и подчинения семейнойжизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многиеученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловленообъективными процессами изменения семейно-брачных отношений во всехэкономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизациисемьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числаразводов и увеличение числа одиноких людей.[13, с.144]
           Семья призвана обеспечивать своимчленам экономическую и социальную безопасность. Она должна осуществлять заботу о малолетних, престарелых и больных,создавать условия для социализации детей, молодежи и, что особенно важно,должна объединять своих членов чувством любви, общности, предоставляя имвозможность делить трудности  и радостижизни. Однако влияние стихийных и непродуманных общественных и государственныхпреобразований, изменение политических и экономических ориентаций часто непозволяет семье выполнять свои функции. Такая ситуация привела к кризисусовременной семьи, что соответственно сказалось на демографическом,экономическом и психологическом состоянии семьи. [3, с.7]
         
1.2 Типологиясемейных структур
      Типы семейных структур многообразныи выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительстваи родства.
Моногамное супружество — это брак одного мужчины с одной женщиной.Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия- брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния- брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия — брак однойженщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак — в 20 раз режемоногамии и в 100 раз реже полигинии).
      Экзогамные браки относятся ктаким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы,фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутриданной фратрии.
      Типы семейных структур,определяемые по критериям родительства-родства, многообразны и подчеркиваюткакие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. В связи с этим в зтносоциологиии социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство “pater” ифизиологическое отцовство -“genitor” и соответственно материнство. Отсюда, на основепринципов «патри-матри» локализации семейных групп прибегают квыделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии,имущества, социального положения ведется но отцу либо по матери.
      По критерию власти различают патриархальныесемьи, где отец является главой семейного государства, и матриархальныесемьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нетчетко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределениевласти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарностьпонимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).
       Выделяется еще так называемая партнерскаясемья с совместим обсуждением семейных решении, причем если муж имеетбольшее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, еслижена — то с доминированием жены.
       Кроме того, выделяются семьи спринятием решений одним из супругов — автономные семьи.
Далее, покритерию социального положения супругов (или родителей супругов), семьи могутбыть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными,где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется такжедля более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическимпризнакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту,профессии, образованию и т. д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различияпо социальным индикаторам.
      По критериюпространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальными,в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальными,где молодежь остается жить у родителей жены.
      В социологии и демографии приняторазделение семей по детности на три типа: малодетные семьи — это те, где малодетей с точки зрения социально-психологической. Для возникновения первичныхгрупповых отношении среди двоих детей недостаточно, двое — лишь пара.Двухдетная семья — это семья, состоящая из двух пар — супругов и детей, парныеотношения в них нельзя считать строго групповыми, т. к. первично-групповыеотношения образуются, начиная с трех членов группы. С другой стороны, малодетей в семье может быть с точки зрения воспроизводства населения(демографической) — чтобы предшествующие поколения замещались последующиминеобходимо примерно 2,5 детей на семью или четверть двухдетных семей, а треть — трехдетных, 20% — четырехдетных и 7% пятидетных и более, или 14% бездетных иоднодетных.
      Реальная структура семей подетности в России, где уровень рождаемости упал ниже 16 рождений на 1000жителей — границы простого воспроизводства населения — и достиг 11, 5 на 1000 в1992 г., соответствует в среднем 1, 59 детей на семью. Это означает чрезмерноепреобладание малодетных семей с 1-2 детьми до 16 лет — таковых в РФ примерно90%. Многодетных семей с 5 и более детьми меньше 1%, среднедетных семей с 3-4детьми около 9%. Таким образом, структура семей по детности резко искажена:многодетных семей в 15 с липшим раз меньше, чем следует, срёднедетных — в 5раз, тогда как однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не компенсируетсмертность.
       Более того, в 1992 г. уровень смертности 12,6 на 1000 жителей превысил рождаемость, обнажив процесс депопуляции,складывающийся из начавшегося в 60-е годы в России распространения малодетностии ускоренного роста смертности с середины 70-х годов. [5]                      
1.3Функции семьи.  
         Говоря о функциях семьи, следуетпомнить, что речь идет об общественных результатах жизнедеятельности миллионовсемей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствияи характеризуют роль семьи как социального института среди других институтовобщества. Важно подчеркнуть, что это суть функции общества, закрепленные заспециализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого изинститутов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института,и функции, которые сопровождают действие основных.
         Нельзя делить функции семьи наглавные и второстепенные; все семейные функции главные, однако необходимостьразличать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от другихинститутов, привела к выделению специфических и неспецифических функции семьи.
      Специфическиефункции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности каксоциального явления, тогда как неспецифические функции — это те, к выполнениюкоторых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенныхисторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, ккоторым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание социализациядетей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьейи обществом может изменяться в ходе истории.

       Поскольку человеческое обществовсегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остаетсясоциальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения исоциализации детей, причем в такой своеобразной форме, когда реализация этихобщественно значимых функций происходит при личной мотивированности индивидов ксемейному образу жизни — без всякого внешнего принуждения и давления.
Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к бракуи семье — очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи иобщества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность всемейном образе жизни и в детях, и лишь благодаря этому происходитвоспроизводство населения.
      Если представить себе, вообразитьиные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные напринуждении, не на личных мотивах людей, то эти формы уже не могут считатьсясемьей в привычном социо — культурном смысле, соответствующим всем известным изистории типам семей. С другой стороны, теоретически возможное появлениебиотехнологий зачатия и «вынашивания» плода вне материнского организма,в «пробирке», будет означать устранение семьи как историческисложившейся личностной и даже интимной формы удовлетворения социальнойпотребности в воспроизводстве населения.
      Вышесказанное характеризуетпотенциальную возможность такого изменения общественной жизни, когда социальнаянеобходимость в воспроизводстве населения приходит в противоречие со свободойвыбора личностью любых форм социального поведения. Насколько реалистичнаподобная парадоксальная перспектива? На это как раз и должна ответитьсоциология семьи.
      В принципе возможно, такое(катастрофическое!) изменение социума, при котором социально приемлемымиоказываются насильственные меры принуждения людей к тем видам социальногоповедения личности, что противоречат личным влечениям (к ним, в частности,следует отнести и «пробирочные», конвейерные формы организациивоспроизводства населения, которые вполне могут быть реализованы казарменнымгосударством во избежание угрозы депопуляции). Вероятность подобного исхода определяетсятем, что исторически убывает потребность семьи в детях.
      Будущее семьи как гармонии между личнойпотребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работникахзависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностнойвовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.
     Неспецифическиефункции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса,организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга,связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданиеммикроклимата, способствующего снятию напряжении и самосохранению «Я»каждого, и др.
— эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом,раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение,содержание и воспитание детей в семье.
      Поэтому семейные изменения заметнеевсего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разныхисторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либорасширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.
      В начале XXстолетия социальные институты все более совмещают с семьей и выполнение функцийобразования и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция и армия),функции питания, одежды, досуга (сферы обслуживания), функции благосостояния ипередачи социального статуса (индустриальный наемный труд). Уильямом Огборномвсе эти факты были обобщены в теории «перехвата» семейных функций,утверждающей «прогрессивный» характер этого процесса.
       Подобная«прогрессистская» точка зрения не стала всеобщей. Питирим Сорокинвидел в уменьшении и сворачивании социо – культурных функций семьи, в т. ч. специфических, негативное воздействиеиндустриально-урбанистской цивилизации, неизбежно превращающее семью вбездетное сожительство мужчин и женщин «где дом будет местом ночных встречдля сексуального общения». [5]
       
         Российскаясемья вступила в сложный современный период демографического перехода ,  о чём свидетельствуют следующиепоказатели.      ·       Падение рождаемости
         В 1991г. в стране родилось 1,8 млн. детей, в 1993г. – всего 1,4 млн., в1996 г. – 1,3 млн., в 1998 г. – 1,25 млн., в 2000г. – 1,2 млн.[1]
         Общий коэффициент рождаемости врасчете на 1000 населения в 2000 г. снизился до 8,4 по сравнению с 17,2 в1997г., т.е. более чем в 2 раза. Почти во всех субъектах Федерации рождаемостьзначительно ниже черты простого воспроизводства населения. Наиболее угрожающаяситуация сложилась в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Ивановской, Московской,Смоленской, Тульской и других областях центра России (6,6-7,3 рождений на 1000населения).
Втех местах, где сильны традиции многодетной семьи, сохранилась высокаярождаемость. Это Дагестан (19,5 на 1000 населения), Ингушетия (18,8), а такжереспублики, расположенные на юге и востоке страны. Но даже в этих регионах запоследние 10-15 лет показатель рождаемости сократился на треть.[1]
Коэффициентсуммарной рождаемости (число рождений на одну женщину) неуклонно уменьшается. В1950-х гг.он составляет до 3-х рождений, в 1960-х гг. число рождений снизилосьдо 2, после начала реформ 1990-х годов показатель резко упал: до 1,5 рождений.Сейчас в России на 1 женщину приходится 1,17 ребенка.[9, с.2]
Повторные рождения в целом по стране за 10лет сократились примерно в 2 раза, и по этому показателю Россия прочно занимаетодно из последних мест в мире.
Продолжает снижаться численность детей ввозрасте до 18 лет, их количество в стране на начало 2001г. составило 32,8 млн.человек, по сравнению с 33,9 млн. в 2000 г. Доля детей в общей численностинаселения сократилась в 2000-2001 гг. с 23,3% до 22,7%.
·                     Снижение количестварегистрируемых браков и увеличение внебрачной рождаемости
В 2000 г. по сравнению с 1990г. число браковсократилось почти на треть. Молодежь все чаще отказывается от официальнойрегистрации брака. Это привело к тому, что в 2000 г. каждый четвертый ребенокбыл рожден вне брака, что более чем в 2 раза выше показателя 80-х годов.[1, с.8]
·                     Уменьшение количествасемей
С 1980по 1990г. количество людей, состоящих в браке на 1000 человек населения,уменьшилось на 1,7 пункта, а с 1990 по 1992г на 1,8, т.е. всего за два года сократилось больше, чем за последниедесять лет, и процесс этот стремительно растет.[1, с.8]
Сокращениесредней величины семьи
За последние три десятилетия средняя величинасемьи составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Чтообусловлено ростом числа малодетных семей, приростом числа молодых семейвследствие  снижения возраста вступленияв брак, тенденций к отделению молодых семей от родительских (нуклеаризация),увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного изсупругов и рождения детей одинокими.[13, с.145]
Россия в настоящее время переживает ужечетвертый период сокращения численности населения. В отличие от трех предыдущихон не связан ни с какими катастрофическими событиями ни с революциями ивойнами, ни с эпидемиями и массовым голодом, — а является итогом «внутренних»эволюционных изменений в воспроизводстве населения, являющихся прямымследствием кризиса семьи как социального института.
Бездетность и малодетность стали уже давнодостаточно распространенными явлениями на большей части территории России.Растет не только число таких семей, но и их доля в семейной структуре. На долюмногодетных семей приходится около 1/5 от общего числа детей до 18 лет. Средигородских детей в многодетной семье растет каждой седьмой, среди сельских –каждый третий ребенок. В Москве доля многодетных семей менее 2%, а проживает вних примерно каждый двенадцатый-тринадцатый ребенок.
Тенденция к снижению желаемого и ожидаемогочисла детей и ориентации молодых супругов на малодетную (одно-, двухдетную)семью усилились под влиянием условий периода реформ.[5, с.274]
Основной, наиболее распространенный итипичный вид семьи – семья с обоими родителями и одним ребенком. По переписинаселения 1989г., среди всех семей с детьми до 18 лет однодетных было почти51%. Доля неполных семей составляет в целом – 13%.
В 1991 г. семей, решивших ограничитьсяединственным ребенком, оказалось 57,1%, двоих и более намеревались иметь только28,7%, в том числе троих и более-1,9%. Данные микропереписки 1994г. также невселяют оптимизма: из женщин 18-44 лет, не имевших на момент опроса детей, несобирались обзаводиться детьми 24%, 41% предполагали рождение только одногоребенка, 31% — двоих и лишь 3,4% — троих детей. Полная реализация таких плановдаст лишь 1,12 ребенка на одну женщину. Из числа женщин, уже имеющих одногоребенка, не планировали рождение второго 76%, а среди двухдетных матерей неимели намерений заводить третьего 96%.
 Депопуляция, т.е. снижение численностинаселения, началась в России с конца 1992г. За 1992-1999гг. население России,по данным Госкомстата РФ, сократилось на 2,8 млн. человек. Причем«естественная» убыль населения превысила 5 млн. человек. За 1999г. населениеРоссии сократилось почти на 785 тыс. человек. [5, с.273-275]
          
1.4 Положение молодежи в современной России
       Безразличие общества к проблемаммолодежи. Получается так, что когда подростку становится 13—15 лет и до 18 лет,до той поры, пока его не возьмут в армию, общество фактически не проявляетинтереса к подросткам. В 80-х годах была принята программа поддержки молодыхсемей, в ней была проявлена хоть какая-то забота о молодежи: возможностьполучить квартиру, реальную поддержку, если в семье появляются дети. Тогдамолодежь знала: если молодой человек поступает в вуз, то гарантированно получитработу после его окончания. Страх потерять или не найти работу — вот чтодовлеет над молодежью в настоящее время.
     Искажение нравственных устоев и ориентировв обществе. Знаете, что если ориентироваться на среднюю часть населения,которая работала, воспитывала детей и т. д., то декларированные нравственныеустои были, хотя часть из них, может быть, и были ложными, а те, кто ихдекларировал, сами их не исполняли. Но мы были воспитаны на них. А сейчасмолодежь сама формирует свои нравственные ценности и, к сожалению, в этом планегосударство не может ей пока ничего дать. Уход молодежи в различные секты, вбанды — это свойственно обществу всегда, когда выражены социально-экономическаянестабильность и неблагополучие.
      Направленная работа криминальных структурпо вовлечению молодежи в свою среду. Это тяжкая ситуация, о которой нельзямолчать. Дети, которые уходят из семьи даже не физически, а эмоционально,попадают под влияние сформировавшихся групп подростков. Каждая такаяорганизация подростков отслеживается криминалитетом. По данным исследования,проведенного Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), каждое пятое преступление в Россиисовершается подростком. 85% преступных группировок и банд включают в себядетей. В России каждый четвертый беспризорный подросток уже совершил уголовнонаказуемое деяние. В Москве — каждый второй. Среди выпускников детских домов иинтернатов 40% — зарегистрированные преступники, 30% — алкоголики и наркоманы,10% совершали попытку самоубийства.
       Влияние порнографии во всех информационныхсферах и пропаганда секса и насилия. Я вижу в этом очень серьезную проблему,потому что по телевидению практически перестали показывать фильмы, которыерассказывают о жизни обычной семьи, обычных людей в современной России. А ведьдети все равно рождаются, и родители любят своих детей, и существует любовь. Нашамолодежь видит сцены насилия, затем следуют сексуальные сцены, и наподсознательном уровне формируется отношение к сексуальной жизни, как к насилиюи вообще к чему-то просто отвратительному. Дети думают, что по другому-то и неживут. А если в это время в семье имеются проблемы — алкоголизм, пьянство,потеря работы — ребенку фактически некуда деться, он оказывается одиноким всвоей семье. И, несмотря на это, наши подростки относятся просто сблагоговением к семейным ценностям. Удивительно, как они ответили на вопрос:«Что такое ценности семейной жизни?». На первом месте — любовь, стабильностьсексуальных отношений, продление себя в детях. Так что все разговоры ораспущенности молодежи — это неправда. Конечно, у 35-летних семейные ценностинесколько иные. На первом месте — лучшие возможности сохранения здоровья,забота друг о друге, стабилизация экономического положения. И то, и другое —истинные семейные ценности. Поэтому, так важны взаимопонимание и взаимоуважениепоколений. В нынешних условиях мы обязаны думать о том, что российское обществодолжно выжить, что в стране должны рождаться дети и что они должны бытьспособны к нормальной общественной, трудовой деятельности и семейной жизни. Всеэти проблемы тесно связаны с проблемами планирования семьи и охранырепродуктивного здоровья. В России катастрофически увеличилась заболеваемостьсифилисом (это маркер всех остальных инфекций, передаваемых половым путем). Ичаще всего болеют люди от 20 до 29 лет, то есть самого репродуктивноговозраста. В России сейчас 15—20% пар — бесплодны. Это, прежде всего результатинфекций, передаваемых половым путем. И еще большого числа абортов, которыеделают женщины самого активного репродуктивного возраста — 20—29 лет. Но корниэтого неблагополучия уходят в подростковый и юношеский возраст.
                        Прежде всего,медицинские работники должны поднять свой голос в защиту репродуктивногоздоровья молодежи. Старшеклассники нуждаются в ясной и корректной информации отом, как вести себя в той или иной ситуации. Не понятны ханжеские голосапротеста против полового воспитания. В 18 лет в армию идти можно, убивать ибыть убитым можно, а сказать молодежи «презерватив» и «аборт» нельзя… Вред,который наносится оппозицией в этом плане, — это и есть геноцид российского народа.   Следовательно, именно сейчас формируетсяновая генерация молодежи и наша задача вырастить их не просто послушными идисциплинированными, а воспитать информированное, уверенное в себе,нравственное поколение, которое осознанно делает свой выбор, и в частности вобласти охраны репродуктивного здоровья и репродуктивного поведения.
                        Многочисленныеисследования Всемирной организации здравоохранения показали, что те страны, вкоторых введена система полового воспитания, имеют очень низкий уровеньинфекций, передаваемых половым путем, там формируется ответственное отношениекаждого к своему здоровью.[8]
     И в заключение надо напомнить