Оглавление
Введение
Глава I.Теоретические основы изучения девиантного поведения в психолого-педагогической практике
1.1 Девиантное поведение: определение, характеристика,причины
1.2 Факторы, приводящие к девиантному поведению подростков
1.3 Подходы к психопрофилактике девиантного поведения
Глава II.Организация психопрофилактической работы с подростками с девиантным поведением
2.1 Экспериментальное исследование проявлений девиантногоповедения у подростков
2.2 Анализ результатовконстатирующего исследования
2.3 Психопрофилактическая программа социальной адаптацииподростков с отклоняющимся поведением
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Общество всегда уделяет особоевнимание проблеме поведения тех людей, которое не соответствует общепринятымили официально установленным социальными нормами. Религия, литература, наука,искусство, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление.
Непреходящая актуальностьпроблемы отклоняющегося поведения обусловлена возникновением в рамкахпсихологии особого направления (специальной психологической теории) — психологии девиантного поведения. К концу XX столетияпсихология девиантного поведения приобрела исключительный статус: онапереживает настоящий бум.
Девиантное поведение, понимаемоекак отклонение от социальных норм, начинает приобретать в последнее времямассовый характер. Это явление стало центром внимания социологов, педагогов,психологов, работников правоохранительных органов.
Одна из причин, вызвавшихмассовое распространение в молодежной среде — курения, употребления алкоголя инаркотических средств — это происходящие перемены в стране. Ввиду кризиснойситуации государство отвернулось от нужд подрастающего поколения.Подтверждением тому является повсеместная доступность алкогольной продукции,снятие уголовной ответственности за употребление наркотических веществ,отсутствие системы мер в борьбе с вредными привычками, как факторами кризиса.
В последние годы в связи собщественным кризисом нашего общества интерес к проблеме девиантного поведениязначительно возрос. Поэтому необходимо более тщательно исследовать причины,формы, динамику девиантного поведения, разработать более эффективные мерысоциального контроля — превентивные, профилактические, коррекционные,реабилитационные [3, 18].
Постепенно, по мере развития человеческогообщества, стали формироваться более устойчивые правовые, морально-нравственныепозиции людей по отношению к девиантному поведению. Проблемами девиантногоповедения, его формированием и профилактикой занимались такие ученые как Ч.Беккарло, М. Вебер, Э. Фэрри, Г. Парсонс и другие известные ученые всего мира.
Объект исследования:девиантное поведение
Предмет исследования: способыи приемы психологической профилактики девиантного поведения
Гипотеза: Если выявитьсклонности к девиантному поведению и провести комплекс психопрофилактическихмероприятий, то можно избежать формирования отклоняющегося поведения.
Задачи:
1) проанализироватьпсихолого-педагогические труды по вопросам девиантного поведения и выявитьпричины, приводящие к нему;
2) изучить комплекспсихолого-педагогических методик с целью выявления форм, личностныхособенностей подростков с девиантным поведением;
3) изучить психофизиологическиеособенности подростков с девиантным поведением;
4) изучить современныепсихологические разработки по профилактике девиантности.
5) разработать комплекспсихопрофилактических мероприятий среди подростков.
Глава I. Теоретическиеосновы изучения девиантного поведения в психолого-педагогической практике1.1 Девиантное поведение: определение,характеристика, причины
Общество всегда уделяет особоевнимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым илиофициально установленным социальным нормам. Непреходящая актуальность проблемыотклоняющегося поведения обусловлена возникновением в рамках психологии особогонаправления (специальной психологической теории) — психологии девиантногоповедения. Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствиемчеловеческих действий, поступков, видов деятельности, распространенным вобществе или группах, нормам, правилам поведения, идеям, установкам, ценностям.Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему всостоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. Вестественных и общественных науках норма понимается, как предел, мерадопустимого для сохранения и изменения систем [2].
Каковы же основные причины,обуславливающие высокую степень вероятности отклонений от социальных норм?Таковыми причинами являются:
1) Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчаснищенском, уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; врасслоении общества на богатых и бедных, безработица, инфляция, коррупция ит.д.
2) Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низкомморально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма,отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, накотором все продается и покупается, торговля рабочей силой и телом являетсярядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовойалкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, взрыве насилия иправонарушениях;
3) Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантномуповедению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагоприятныхсемей. Неблагоприятные условия жизни и воспитание в семье, проблемы овладениязнаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить отношения сокружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизическиеотклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потересмысла существования [2, 9].
Таким образом, в современныхобщественных науках девиантным называют поведение, которое не соответствуетнормам и ролям. Понятие «норма» является исходным для изучения любыхдевиаций. Девиантное поведение определяется как:
поступок, действие человека;
как социальное явление.
Можно выделить различные видыдевиантного поведения, формой проявления которых являются следующие вариантысоциальной дезадаптации:
1) дезадаптивное поведение:аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное. В основетакого поведения лежат нарушения психического и личностного развития,психическая депривация и психологический дискомфорт.
2) асоциальное поведение:агрессивное, делинквентное и криминогенное. В основе — нарушение социализации,социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения,социальная дезаадаптация, десоциализация.
При всей относительности понятия«девиантное поведение» за ним, тем не менее, скрываются вполнереальные и различимые социальные явления, проявляющихся в различных формах ивидах.
На сегодняшний день составленаопределенная система форм девиантного поведения. Рассмотрим примерную схему:
/>
Преступность
Наркомания
Алкоголизм Основныеформы девиантного поведения
Проституция
Суицид
Побеги из дома и бродяжничество
Страхи и навязчивости
Вандализм и граффити
Агрессия
Враждебность [15].
Дадим более полную характеристикукаждой форме.
Преступность. В отечественнойпсихологии истоки девиантного поведения и соответственно правонарушенийподростков и юношества принято искать в трудновоспитуемости и педагогическойили социально-культурной запущенности. И если криминология — наука, признаннаядать ответ на вопрос о причинах совершения преступлений, педагогика — осредствах перевоспитания и педагогических мерах профилактики, социология — одействиях социальных законов, то роль психологии — раскрыть психологическиемеханизмы совершения преступления, включая и такой компонент, как субъективный,личностный смысл такого поведения для подростка [4]. Исследователями выделяютсяследующие внутренние, психологические факторы, которые могут приводить ксовершению преступлений несовершеннолетними:
потребность в престиже, всамоуважении;
потребность в риске;
эмоциональная неустойчивость;
агрессивность;
наличие акцентуации характера;
отклонения в психическомразвитии;
низкое самоуважение;
неадекватная самооценка [12,17].
Противоправные действия вподростковой возрасте являются еще более осознанными и произвольными.Происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических»методов воспитания.
Наркомания — это общее название длякомплекса причин и следствий, связанных с употреблением наркотических веществ.К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервнойсистемы — наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них: опий, морфий,гашиш, болеутоляющие лекарства. Наркомания — это болезнь века. Десять лет назадэтой болезнью было поражена лишь небольшая часть праздношатающейся молодежи.Сегодня и занятые, скромные подростки, не против того, чтобы побаловатьсянаркотиком. Общими причинами приобщения молодежи к наркотикам являются:
лишнее, не задействованноепродуктивной работой, время;
отсутствие контроля в семье за тем,чем занимаются дети;
конфликтная атмосфера в семье ивозникшая на этой основе детская тревожность и напряженность;
употребление наркотиков родителями,другими членами семьи;
хранение наркотиков дома;
наркотическая наследственность;
состояние фрустрации, в котороевпадает часть детей после того, как их надежды на что-то достичь, неосуществились [4].
Естественно, в каждом конкретномслучае толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечениямиобстоятельств, совокупным действием, слиянием внешних и внутренних причин.Нельзя исключать и случайность. Поэтому основное направлениеучебно-воспитательных учреждений — предупредительная, профилактическая работа сучениками всех возрастов. Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннемвозрасте убедить детей относиться к наркотикам, как к наибольшему злу,воспитать у них ответственное отношение к своему будущему, сформироватьличностное невосприятие асоциальных форм удовлетворения потребностей [4, 7].
Алкоголизм. Во всем миреупотребление несовершеннолетними алкоголя прогрессирует. Потребление алкоголядетьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных ипедагогических проблем. Алкоголь по сравнению с наркотиками еще более вредендля нервной системы. Среди наиболее распространенных форм борьбы с пьянством иалкоголизмом — просветительные запрещающие меры. Профилактические действия:
запрещение употребления слабыхтонизирующих напитков на школьных праздниках;
проведение групповойантиалкогольной терапии;
постоянное объяснение и показдетям, что есть много других способов проведения досуга и отдыха.
Проституция. Подростковыйвозраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом такназываемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности — повышенного посравнению с последующим периодом полового влечения и интереса к сексу. Обществовсегда искало пути и средства борьбы с проституцией. В истории существовалиосновные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет),регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая,разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации).Как показал исторический опыт, и правовая, ни медицинская регламентация,направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяетполностью решить проблему [8]. Практика свидетельствует: социально-духовныепреобразования в обществе радикально меняют ситуацию.
Суицид. От латинского «убиватьсебя» — это умышленное лишение себя жизни. Крайняя точка в рядувзаимопереходящих форм саморазрушительного поведения. Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Вструктуре суицидального поведения выделяют — собственно-суицидальные действия,- суицидивные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания). Возрастсущественно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисныепериоды жизни, такие как подростковый возраст. Среди подростков попыткисамоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие изних достигают своей цели [8,11].
В целом можно говорить означительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностныхотношений со сверстниками и родителями. Другим важным фактором, к сожалениюотносительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры.Примером может служить поведение подростков, следующих примеру своих кумиров.
Профилактика суицидальногоповедения может решать различные задачи: контроль и ограничение доступа кразличным средствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска.Психологическая превенция суицида осуществляется преимущественно в формеобучения распознаванию суицидальных проявлений и оказанию своевременной помощиблизким людям [5, 16].
Побеги из дома, бродяжничество.Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Бродяжничествоможно охарактеризовать как отклоняющееся поведение, оно всегда сопряжено сдругими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью.Бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личностью и тем,кто с ними сталкивается. Причинами побегов из дома подростков являются, какправило, потерянные семейные и родственные связи, а также связи со школой.Среди юношей преобладают эмансипационные побеги, среди девушек — демонстрационные. Уходы осуществляются в одиночку, без всякой подготовки ираздумий, о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах,чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя, нередкоподросток попадает в асоциальную или криминальную компанию, начинаетупотреблять алкоголь или наркотики [6, 16, 21].
Страхи и навязчивость.Возникновение различных страхов (фобии) довольно характерно для детского иподросткового возрастов. Чаще всего это невротическая боязнь темноты,одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение влияния к своемуздоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны, легко проходят, послеуспокаивающей беседы. В других случаях могут иметь форму коротких приступов,возникающих довольно часто и имеющих более длительный период времени. Причинойтаких поступков бывают затянувшиеся, травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелаяболезнь, трудноразрешимый конфликт в школе или семье). Страхи проявляются вформе навязчивости, навязчивых действий. Среди навязчивостей преобладают страхиперед инфекцией, боязнь острых предметов, закрытых помещений, навязчивый страхречи у заикающихся. Для устранения страха у детей и подростков могут использоватьсяигровые психо-корректирующие технологии и методики [16].
Вандализм и граффити. Вандализм- одна из форм разрушительного поведения. Многочисленные исследования истатистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершаютсямолодыми людьми не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследованийподростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Подростки-вандалы обладаютпримерно таким же уровнем интеллектуального развития, как и их сверстники,однако успеваемость в школе гораздо ниже. По данным исследований большинствовандалов находятся в кризисной ситуации. В общественном сознании вандализмобычно предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением.Выявление мотивов вандализма стало одной из главных задач социально-психологическихисследований. Рассмотрим одну из классификаций мотивов вандализмапредставленную Кантером Д.К.:
Скука. Причина — желаниеразвлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений; острых ощущений,связанных с запретностью и опасностью.
Исследование. Целью разрушенияявляется любопытство, желание понять как работает система.
Эстетическое переживание.Наблюдение физического процесса разрушения создает новые визуальные структуры,сопровождающиеся звуками, которые кажутся приятными.
Экзистенциональное исследование.Расшифровывая этот мотив, Кантор поясняет, что вандализм может выступать каксредство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество,привлечение внимания к себе (Яркий пример Герострата, который сжег храм толькоради славы) [22].
Граффити — оригинальная формапроявления девиантного поведения среди подростков и молодежи. Сейчас термин«граффити» обозначает всякую неразрешимую надпись, знак, деланныйлюбым способом на объектах и частной собственности. Граффити относятся к томувиду разрушений, ущерб от которых рассматривается по сравнению с другимиразновидностями вандализма и насильственными преступлениями, представляют собоймелкие, незначительные, относительно безопасные проявления девиантногоповедения.
Классификация граффити неявляется строгой и абсолютной, но все же они помогает выделить различные формыэтого феномена. Е.Л. Эйбл и Б.Е. Бекли выделяют публичные и личные граффити. М.Кокорев выделяет три вида:
содержательные граффити;
разрушительные граффити;
специфические надписи, сделанныев стиле «хип-хоп» и принадлежащие к соответствующейподростково-молодежной субкультуре. Выполнены чаще всего пульверизатором икраской. Кокорев отмечает в последние годы преобладание именно такого типа.
На основании изучения ценностей субкультуррисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисунков, можнопопытаться выстроить причины, побуждающие к созданию граффити:
а) утверждение личности игрупповой идентичности, выполнение российских граффитчиков на английском языкеобъясняется тем, что он является языком молодежной субкультуры;
б) протест против социальных икультурных норм;
в) злобные реакции, содержатмотивы борьбы, соперничества и символического насилия;
г) мотивы творчества;
д) сексуальные мотивы;
е) развлекательные мотивы.
Таким образом, вандализм в целоми граффити как один из видов вандализма рассматриваются как разновидностьподростково-молодежной девиантности [22, 24].
Таким образом, можно сделатьвывод о том, что девиантное поведение должно быть рассмотрено и известно вовсех его проявлениях как родителям, так и учителям, воспитателям, руководителяммолодежи. Правильное поведение взрослых при появлении факторов, приводящие кдевиантному поведению подростков, поможет решить создающуюся проблему на этапеее раннего становления.
1.2 Факторы, приводящие к девиантному поведениюподростков
Наибольшую обеспокоенностьвызывает то, что девиантность «молодеет». Можно выделить рядфакторов, влияющих на появление и распространение девиантного поведения уподростков.
Нынешние подростки оказалисьвключенными в кризис общества: перемена власти влечет за собой разрушение всегоуклада жизни общества. Общество решило жить «по-другому», однако как«по-другому», не решило. Разрушены прежние стереотипы поведения,поставлены под сомнение нормативные и ценностные ориентации. Выработка новыхпроисходит хаотично, бессистемно, лавинообразно. Возрастной кризис подросткаусугубляется «возрастным» кризисом общества [5, 12].
Сейчас подростки особенноуязвимы, поскольку испытывают сильное влияние социального кризиса. Раньше внашей стране кризис подросткового возраста сглаживался единой идеологическойбазой, уверенностью в будущем, ясностью перспективы. Сейчас подростки слышат отвзрослых о безысходности, об отчуждении, о бесполезности существования, о том,что «умные люди никому не нужны», о том, что «успеха добиваютсятолько те, у кого есть деньги», и т.д. Нестабильность в обществе порождаетнестабильность отношений между взрослыми и детьми, их взаимное отчуждение. Подросткизнают о том, что их возраст трудный, и порой умело манипулируют этим.
Стремительное распространениеразличных видов девиантного поведения среди молодежи связано с одновременнымсуществованием нескольких групп факторов, каждая из которых, взятая в отдельности,отнюдь не является однозначно провоцирующей. Мы имеем в виду особенностивозраста, системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения и др.Указанные группы факторов, взятые каждая отдельно, скорее создают общуюнегативную ситуацию детства в России. Однако их одновременное воздействие ипорождает необычайно благоприятные условия для молодежной девиации [3].
Таким образом, среди общегоколичества существующих на данный момент факторов, наибольшее значение имеютследующие:
падение нравственности,свойственное кризисному обществу, отказ от прежних идеалов;
осуществляемая социальнаяполитика (антисемейная социальная политика, политика подрыва национальной идеивоспитания, парализация основных для нашего общества рычагов, причем образцынасилия и произвола показывает сила власти);
неудовлетворенность социальныхпотребностей;
отсутствие жизненных перспектив,в то же время у некоторых —
завышенные амбиции вматериальном плане;
плохая организация досуга;
отмена уголовной ответственностиза употребление наркотиков, алкоголя, проституцию;
культ насилия, утвердившийся всовременном искусстве (широкий поток фильмов, книг, песен и пр.) и формирующийдуховный мир молодежи;
внутренние факторы (акцентуацииличностных свойств);
микросоциальные факторы (отношенияв семье, референтной группе).
Подробнее рассмотрим воздействиена молодежь такого фактора как деятельность средств массовой информации [4, 7,19].
На страницах печатных изданий,по молодежному радио и телевидению молодежь зачастую слышит горделивыепризнания рок-звезд и кинокумиров о том, какие наркотики они употребляют и какэто «круто», как это способствует творческому процессу, обогащаетдуховный мир, обостряет чувства. А после этого исполняется «хит сезона»- песня о наркотических галлюцинациях и любовном экстазе. Иносказания,недоговоренности, намеки, логические цепочки, кодовые слова, жаргон наркоманов,анекдоты, шутки на эту тему — все это стало обычным явлением на телевидении,радио, в прессе. Все это работает на пропаганду наркотиков, на вовлечение в этугубительную воронку мальчиков и девочек с самого раннего возраста, на интересыи прибыли наркомафии.
Во многих печатных и электронныхсредствах массовой информации, ориентированных на молодежную аудиторию,значительная часть печатных площадей, эфирного времени предоставляетсяоткровенной или скрытой пропаганде и рекламе спиртных напитков, сигарет.Реклама всех сортов пива буквально заполонила все СМИ. Результатом этогоявляется рост детского и молодежного алкоголизма. Особенно быстрыми темпамирастет, так называемый, пивной алкоголизм в подростково-молодежной среде [2,18].
Романтизация, героизацияпреступного мира вообще характерная черта социальной действительности большихгородов последних 10-15 лет. Как элемент этого явления — усиленная трансляция вмассы быта, нравов, «героики» уголовной среды, творческих опытов«лагерной культуры» средствами массовой информации, эстрадой,театром, кинопроизводителями и кинопрокатом, литературой и, конечно,журналистикой.
Сексуально-эротическиеотношения, буквально, эксплуатируются всеми подростково-молодежными СМИ — газетами, журналами, радио, телевидением. Многие из них становятся болеепохожими на медицинские учебники по гинекологии и урологии.
Таким образом, многиесовременные СМИ представляют себе свои задачи по воспитанию подрастающегопоколения. После сказанного выше остается только удивляться, что еще остаютсямолодые люди с нормальным, не девиантным поведением, с желанием бытьинженерами, учителями, врачами, психологами [1, 13].
Само девиантное поведение можноразделить на две группы: первая группа — это отклонение от норм психическогоздоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое);вторая группа — это асоциальное поведение, нарушающее какие-то моральные,социальные, культурные, правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, ихназывают правонарушениями, а когда серьезны, их называют в уголовном порядке — преступлениями.
1.3 Подходы к психопрофилактике девиантногоповедения
Как видно из вышесказанного,подростки с девиантным поведением это те, кто недостаточно усвоил ценности,социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе — семье, школе т.п.В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и предотвращениетребует хорошо организованной системы социальных воздействий. Психологическаяпомощь является одним из уровней этой системы и играет в ней связующую роль.Она имеет два ведущих направления:
психологическая превенция (предупреждение,психопрофилактика);
психологическая интервенция (преодоление,коррекция, реабилитация).
Профилактика отклоняющегосяповедения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различныхуровнях социальной организации, общегосударственном, правовом, общественном,экономическим, медико-санитарным, педагогическим, социально-психологическим.Условиями успешности коррекционной работы считают ее комплексность,последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условиеособенно важно в работе с активно формирующейся личностью, с подростком. Вработе с развивающейся личностью ВОЗ предлагает выделить: первичную, вторичнуюи третичную профилактику [14, 17].
Первичная профилактиканаправлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенноеявление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.Первичная профилактика должна широко проводиться среди подростков.
Вторичная профилактиканаправлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений иработу с «группой риска», например, подростками, имеющими ярковыраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявлениятакового в настоящее время.
Третичная профилактика решаеттакие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихсянарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена напредупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трехуровней, она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины,вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах проявления проблем [8].
Существуют разные формыпсихопрофилактической работы.
Первая форма — организациясоциальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянииокружающей среды, на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы,можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может бытьнаправлено на общество в целом, например через создание негативного общественногомнения по отношению к девиантному поведению. Объектом работы также может бытьсемья, социальная группа, школа, класс или конкретная личность. В рамках данноймодели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего,социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни итрезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации.
Вторая форма работы — информирование. Это наиболее обычное для нас направление профилактическойработы. В форме лекций, распространении специальной литературы, бесед иливидео-телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия накогнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятиюконструктивных решений [7]. Для этого обычно широко используется информация,подтвержденная статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотиковна здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер, приэтом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков илиописываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация [9].
Третья форма психопрофилактическойработы — активное социальное обучение социально-важным навыкам. Реализуется вформе групповых тренингов. Распространены следующие типы тренингов:
тренинг резистентности — устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяютсяустановки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламныхстратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давлениясверстников;
тренинг ассертивности илиаффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантноеповедение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Дляпредупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражатьих приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповойпсихологической работы также формируются навыки принятия решения, повышаетсясамооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивныхценностей [14, 17].
тренинг формирования жизненныхнавыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные уменияличности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи иконструктивно разрешать конфликты. Также это способность принимать на себяответственность, отстаивать свою позицию, интересы. Важными являются навыкисамоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
Данная модель является одной изнаиболее перспективных в работе с подростками.
Четвертая форма — организациядеятельности альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана спредставлением о заместительном эффекте девиантного поведения, она реализуетсяпрактически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированногоотклоняющегося поведения.
Пятая форма — организация здоровогообраза жизни. Данная форма исходит из представлений о личной ответственности заздоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человекадостигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятнымфакторам среды считается особенно ценным.
Шестая форма — активизацияличностных ресурсов. Активное занятие подростков спортом, их творческоесамовыражение, участие в группах общения и личностного роста — все этоактивизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активностьличности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма — минимализациянегативных последствий девиантного поведения. Данная форма используется вслучаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена напрофилактику рецидивов или их негативных последствий [7, 9, 20].
В различных формахпсихопрофилактической работы могут использоваться схожие приемы и методы. Поспособу организации работы выделяют следующие приемы психопрофилактики:
индивидуальная;
семейная;
групповая.
В соответствии со спецификойдевиантного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактики:
комплексность (организациявоздействия на различных уровнях социального пространства, семьи или личности);
адресность (учет возрастных,половых и социальных характеристик);
позитивность информации;
минимализация негативныхпоследствий;
личностная заинтересованность иответственность участников;
максимальная активность личности;
устремленность в будущее [11].
Современный этап развитияантинаркотических профилактических программ во всем мире характеризуетсяразнообразием теоретических подходов и наличием широкого спектра методов иприемов предупреждения приобщения к психоактивным веществам и формированиянаркозависимости. Специалистами ВОЗ выделяют следующие современные моделипервичной профилактики:
1. модель моральных принципов;
2. модель запугивания;
3. модель фактических знаний;
4. модель аффиктивного обучения;
5. модель улучшения здоровья.
В целом можно констатировать, чтобольшая часть отечественных программ профилактики злоупотребления ПАВ являетсяпереработкой зарубежных программ.
Программы, разработанные в рамкахмоделей, различаются по стратегии ведения профилактической работы и показываютразную эффективность при работе с различными категориями населения [11, 21].
Глава II. Организацияпсихопрофилактической работы с подростками с девиантным поведением2.1 Экспериментальное исследование проявленийдевиантного поведения у подростков
На основании результатовтеоретического анализа проблемы девиантного поведения, учитывая роль внешних ивнутренних факторов, влияющих на восприятие подростков, была поставленаследующая цель: экспериментально изучить особенности девиантного поведения подростков, а также определить и разработатьпсихопрофилактическую программу, направленную на положительное влияние наповедение подростков [23].
В экспериментальном исследовании приняли участие 15 учащихся11-го класса СШ №22.Возраст учащихся: 15-16 лет
Описание используемых методов и методик
Гипотеза: Если выявитьсклонности к зависимому поведению и провести комплекс психопрофилактическихмероприятий, то можно избежать формирования отклоняющегося поведения.
В исследовании были использованы следующие методы иметодики:
Основные методы эмпирическогоисследования:
Для решения поставленных задач былиприменены следующие методы диагностического исследования: эксперимент (ведущийметод эмпирического исследования); наблюдение; вспомогательные методы психодиагностики(тестирование, анкетирование).
Характерологический тест Шмишека;
Тест Спилбергера-Ханина навыявление тревожности;
Методика диагностики межличностныхотношений Лири;
Опросник Басса-Дарки на выявлениеагрессии;
Тест «Достаточны ли вашиконтакты с детьми?» (автор Р.В. Овчарова).
Характерологический тест Шмишека.
Теоретической основной опросника является концепция К. Леонгарда«акцентуированных личностей», согласно которой присущие личностичерты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные чертысоставляют «ядро» личности. В случае яркой выраженности основныечерты становятся акцентуациями характера.
Тест включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующихопределенным акцентуациям характера.
Инструкция: «Если Вы согласны с утверждением иливопросом, то ответьте „да“, в противном случае — »нет”. Надвопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет.”
Тест Спилбергера-Ханина
Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик,исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности,реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определениетревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Чтопонимает Спилбергер под обеими мерами тревожности видно из следующей цитаты:«Состояние тревожности характеризуется субъективными, сознательновоспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связаннымис активацией или возбуждением автономной нервной системы» [14].Тревожность как черта личности, по-видимому, означает мотив или приобретеннуюповеденческую диспозицию, которая обязывает индивида к восприятию широкогокруга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждаяреагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствуетвеличине реальной опасности. Шкала реактивной и личностной тревожностиСпилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированноизмерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В нашей странеупотребляется в модификации Ю.Л. Ханина (1976), которая им же была адаптированак русскому языку [14, 17].
Реактивная (ситуативная) тревожность — состояние субъекта вданный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемымиэмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в даннойконкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция наэкстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности идинамичным во времени.
Инструкция к тесту ситуативной тревожности.
Обследуемому предлагается — «Прочитайте внимательнокаждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа взависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросамидолго не задумывайтесь. Обычно первый ответ, который приходит в голову,является наиболее правильным, адекватным Вашему состоянию».
Методика диагностики межличностных отношений Лири
При исследовании межличностных отношений, социальныхаттитюдов наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение идружелюбие-агрессивность [7]. Именно эти факторы определяют общее впечатление очеловеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числеглавных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержаниюмогут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциалаЧ. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскимипсихологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается подвум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве,образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность,эмоциональность-аналитичность [16].
Для представления основных социальных ориентации Т. Лириразработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом кругепо горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации:доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторыразделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще болеетонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты,определенным образом ориентированные относительно двух главных осей [8, 16].
Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближеоказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязьэтих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, гдедоминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность)оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает наадаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых вкаждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящейинтенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснениекакого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: онигруппируются по 4 и повторяются через равное количество определений. Приобработке подсчитывается количество отношений каждого типа [6, 8].
Т. Лири предлагал использовать методику для оценкинаблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («состороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального«Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкциядля ответа.
Методика может быть представлена респонденту либо списком (поалфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Емупредлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению осебе, относятся к другому человеку или его идеалу [4, 7, 16].
Опросник Басса-Дарки
Можно разделить проявления агрессии на два основных типа:первый — мотивационная агрессия, как самоценность, второй — инструментальная,как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться какпод контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональнымипереживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степенидолжна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализацииприсущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень такихдеструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозироватьвозможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобныхдиагностических процедур является опросник Басса-Дарки [21].
А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников,разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как:”.реакцию,развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий”.Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия — использование физической силыпротив другого лица.
2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная надругое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувствпри малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивногосопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида — зависть и ненависть к окружающим задействительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия иосторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируюти приносят вред.
7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств какчерез форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия,угрозы).
8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта втом, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые имугрызения совести.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемыйотвечает «да» или «нет» [14, 18].
2.2 Анализ результатов констатирующего исследования
Исследование проводилось в два этапа.
На первом этапе было проведено тестирование с испытуемыми, врамках которого применялись четыре методики: характерологический тест Шмишека;тест Спилбергера-Ханина на выявление тревожности; методика диагностикимежличностных отношений Лири; опросник Басса-Дарки на выявление агрессии.
На втором этапе тестирование родителей учащихся «Достаточныли ваши контакты с детьми?» (автор Р.В. Овчарова).
Перейдем к анализу методик.
Характерологический тест Шмишека
Результаты диагностики.
Общие результаты по диагностикеакцентуаций личности по всей группе представлены в Приложении А. (Таблица 2.1) № n/n Тип акцентуации Кол-во человек в % 1. Демонстративная 53 2. Застревающая 6 3. Педантическая 6 4. Возбудимая 60 5. Гипертимная 60 6. Дистимическая 7. Тревожная 6 8. Экзальтированная 40 9. Эмотивная 33 10. Циклотимическая 53
Графически это представлено на рисунке 2.1.
/>
Анализ полученных результатов.
В результате исследования установлено, что у большинствагруппы учащихся (9 человек) преобладает количество баллов по шкалам «возбудимость»и «гипертимность» (60%). Анализ общих табличных данных позволяетсделать вывод, что данной группе учащихся свойственна большая подвижность,общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, чрезмернаясамостоятельность. Большое стремление к самостоятельности может служить у нихисточником конфликта. Для них характерны вспышки гнева, раздражения, особеннокогда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны каморальным поступкам, повышенной раздражительности. Они нередко могут труднопереносить условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденноеодиночество. Также для данной группы характерны вспышки гнева, раздражения,особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу.
Тест Спилбергера-Ханина
Результаты диагностики.
№
n/n Испытуемый
Ситуативная тревожность
(баллы) Уровень тревожности 1. Оксана Р. 39 средний 2. Светлана К. 42 средний 3. Виктория С. 44 средний 4. Александр К. 36 средний 5. Дамир А. 44 средний 6. София Ш. 41 средний 7. Вадим Р. 52 высокий 8. Александр Н. 38 средний 9. Вячеслав М. 43 средний 10. Алексей Г. 53 высокий 11. Анна В. 42 средний 12. Мария Н. 39 средний 13. Алена Д. 40 средний 14. Павел Ш. 34 средний 15. Игорь Б. 49 высокий
Графически это представлено на рисунке 2.2
/>
Анализ полученных результатов.
В результате исследования было установлено, что у даннойгруппы учащихся умеренный уровень ситуативной тревожности, так как показатели вбольшинстве (80%) не превышали средний уровень (31 — 44 балла).
Это говорит о том, что в данной группе испытуемых вразличных случаях их жизнедеятельности уровень тревожности находится в норме,то есть они способны адекватно реагировать на разнообразные ситуации.
Опросник Басса-Дарки.
Результаты диагностики.
Общие результаты по диагностикеагрессивности и враждебности по всей группе представлены в Приложении В (Таблица2.3).
№
n/n Виды реакций Кол-во человек в % 1. Враждебность 66 2. Агрессивность 6
Графически это представлено на рисунке 2.3.
/>
Анализ полученных результатов.
В результате анализа полученных данных, можно определить,что в данной группе учащихся индекс «враждебности» превышает норму (6,5-7± 3) у 10 учащихся (66%). Это говорит о том, что в данной группе учащихся частомогут происходить конфликтные, враждебные ситуации. Это стоит учесть присоставлении психопрофилактической программы для предотвращения подобныхситуаций и уменьшения уровня враждебности в данной группе испытуемых. Уровеньпо шкале «агрессивность» в данной группе учащихся находится в норме (21± 4).
Тест «Дост Методика диагностики межличностных отношенийЛири
Результаты диагностики.
Общие результаты по диагностикемежличностных отношений по всей группе представлены в Приложении Б (Таблица2.2)
№
n/n Типы межличностных отношений Кол-во человек в % 1. Авторитарный 6 2. Эгоистичный 6 3. Агрессивный 53 4. Подозрительный 5. Подчиняемый 6. Зависимый 7. Дружелюбный 6 8. Альтруистический
Графически это представлено на рисунке 2.3.
/>
Анализ полученных результатов.
В результате исследования было выявлено, что в данной группеучащихся выраженной акцентуацией является агрессивность, т.к. по шкале „агрессивность“у 8 учащихся (53%) показатели превышают или равны 8 баллам.
Такая выраженная межличностная акцентуация можетсвидетельствовать о завышенной требовательности к окружающим, резкости в оценкедругих, непримиримости, склонности во всем обвинять окружающих. Люди с такойакцентуацией характера часто насмешливы, раздражительны, иногда упрямы, упорныи настойчивы.
Следует отметить, что даннаявыраженность акцентуации свойственна в данной группе исключительно мальчикам. Такженеобходимо отметить, что в результатах достаточно много низких показателей повсем октантам (0-3 балла). Это могло быть результатом скрытности инеоткровенности испытуемых, что говорит о том, что данные сомнительны в планеих достоверности: ситуация диагностики не была расположена к откровенности.
Достаточны ли ваши контакты с детьми?» (Р.В. Овчарова)
Результаты диагностики.
№
n/n
Испытуемый/
Форма агрессии Количество очков 1. Оксана Р. 10 2. Светлана К. 20 3. Виктория С. 14 4. Александр К. 16 5. Дамир А. 10 6. София Ш. 20 7. Вадим Р. 10 8. Александр Н. 12 9. Вячеслав М. 18 10. Алексей Г. 16 11. Анна В. 22 12. Мария Н. 16 13. Алена Д. 20 14. Павел Ш. 10 15. Игорь Б. 12
/>
Анализ полученных результатов.
Анализируя результаты теста, можно сделать вывод, что «благополучными»свои отношения с детьми считают 4 родителей (26%). Удовлетворительными считаютсвои отношения с детьми 11 родителей (74%) — стоит больше обращать своевнимание к различным сторонам жизни своих детей — что им нравится, какие у нихесть увлечения, совершать как можно больше совместных мероприятий, которые быдоставляли ребенку радость.
Таким образом, как указывалось выше в исследовании принималиучастие учащиеся общеобразовательной школы, контингент выборки составили 15человек: 7 девочек и 8 мальчиков в возрасте 15-16 лет. Исследование проводилось20-21 марта 2010 г.
Анализ результатов эмпирическогоисследования позволил сделать следующие выводы:
1. В данной группе учащихся выявлены такие девиации как агрессивность,враждебность, асоциальное поведение.
2. . На фоне представлений родителей о своих взаимоотношениях с детьми,которые можно охарактеризовать как удовлетворительные, отмечаются проявлениядевиантного поведения, свойственные индивидуумам мужского пола.
3. В данной группе умеренный уровень ситуативной тревожности, так какпоказатели в большинстве не превышали средний уровень.
4. Анализ общих табличных данных позволяет сделать вывод, что данной группеучащихся свойственна чрезмерная самостоятельность, которая может служить у нихисточником конфликта. Характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда онивстречают сильное противодействие, терпят неудачу.
5. Склонность к аморальным поступкам, повышенной раздражительности.2.3 Психопрофилактическая программа социальнойадаптации подростков с отклоняющимся поведением
Программа социальной адаптации предназначена для подростковс определёнными дезадаптивными формам поведения, так называемым девиантнымповедением.
Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всегопредлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программанацелена на развитие социального интеллекта подростков. Новизна опытазаключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которыеобеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальнойэкспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подросткув его адаптации к социальным условиям [25].
Обоснование:
Социальная адаптация личности является актуальной проблемойна протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире,состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельнымипредставителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы этовзаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы,принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила,находить эффективные варианты поведения.
Уметь приспосабливаться к условиям социальной средынеобходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка частоусложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того,адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взросломумиру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками истаршими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многиеподростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальномуокружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором другихсоциальных ролей.
Программа социальной адаптации подростков создает условиядля развития социального интеллекта подростков, что способствует их адаптации всоциуме [2,26].
Целью программы социальной адаптации является развитиеадаптивных возможностей подростка.
Задачи:
1. Развитие каждого из аспектов социального интеллекта.
2. Предоставление подросткам возможности осознать важностьприобретения ими социальных навыков.
3. Обучение подростков некоторым приёмам общения ирасширения ролевого репертуара.
Для решения поставленных задач выбраны следующие средства:
1. Групповая деятельность — социально-психологическийтренинг.
2. Индивидуально-коррекционная работа с подростками.
3. Консультативная работа с педагогическим коллективом сцелью оптимизации взаимодействий в системе «учитель — ученик».
Программа предназначена для подростков, характеризующихсяотклоняющимся поведением — учащихся общеобразовательных школ, профессиональныхучилищ и пр.
Количество подростков, принимающих участие в групповойкоррекционной работе — 10-12 человек.
Объём тренинговой работы — 21 час.
Режим работы:
— тренинг- семь 3-часовых занятий 1 — 2 раза в неделю;
— индивидуально-коррекционнаяработа — обязательна по результатам диагностики; далее — по запросу.
Для проведения групповой работы необходим кабинет, можноучебный класс, и помещение для индивидуального консультирования.
Коррекционную работу проводят два педагога-психолога,владеющие методами индивидуального консультирования и имеющие опыт ведениягрупп (ведущий и соведущий тренинга).
При проведении индивидуальных коррекционных занятийэффективно использование техник нейро-лингвистического программирования,элементов символдрамы и психодрамы, методов комплексной сказкотерапии.
Использование перечисленных техник и методов предоставляетвозможность прекращения нежелательного поведения путём предоставления лучшихвариантов поведения; изменения эмоционального состояния или реакции человека вданной ситуации; переоценивание причиняющих беспокойство воспоминаний в светенакопленного к настоящему моменту опыта.
В социально-психологическом тренинге особую значимость имеютупражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции. В техниках,использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию)проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либосделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения [5,16].
Завершение тренинга эффективно работой с метафоройизменения. Метафора одновременно используется в качестве средства активизацииресурсных механизмов возраста и в качестве диагностического средства, котороепозволяет определить возможные направления последующей индивидуальнойкоррекции.
Шаги реализации коррекционно-развивающей программы.
1. Измерение социального интеллекта подростков.
2. Проведение индивидуальных консультаций для подростков с целью ихознакомления с уровнем развития своих способностей понимать поведениеокружающих и согласовывать свои поступки с реакцией окружающих. Во времяконсультации необходимо проводить мотивирование подростков на участие всоциально-психологическом тренинге.
3. Проведение социально-психологического тренинга, состоящего из 7 занятийдлительностью 3 часа, общий объем — 21 час.
4. Итоговое измерение социального интеллекта подростков.
Для диагностики эффективно использование методикиисследования социального интеллекта Михайловой Е.С., представленной адаптациейтеста Дж. Гилфорда и М. Салливена.
Логика построения групповых коррекционных занятий:
1 занятие — создание благоприятных условий для работыгруппы, самопознание;
2 занятие — развитие самоанализа и углубление самораскрытия;развитие коммуникативных навыков;
3 занятие — развитие невербальной экспрессии, формированиеэффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей,намерений, потребностей участников коммуникации;
4 занятие — сопоставление информации о себе «изнутри»и «извне»; формирование эффективных способов взаимодействия совзрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями;
5 занятие — приобретение опыта взаимодействия с группой привыполнении новых задач, развитие вербальных средств общения;
Сроки реализации программы социальной адаптации, включаяиндивидуальную и групповую коррекцию — 2 — 3 месяца.
Занятие №1
Цели:
— созданиеблагоприятных условий для работы группы;
— принятиеправил работы;
— определениеиндивидуальных кооперативных стилей отдельных участников;
— начальноеосвоение способов самораскрытия и активного стиля общения.
1. Знакомство (проверить, как запомнили друг друга, включив перемену мест).
2. Принятие правил работы в группе.
3. Ожидания, связанные с работой в группе.
Назначение: получить первый опыт — говорить в группе.
4. Игра «Встаньте в круг».
Назначение:
— созданиеобщей атмосферы тренинга;
— построениедоверительных отношений участников.
Участники собираются вокруг ведущего. По команде ониначинают передвигаться с закрытыми глазами в любом направлении, при этомнеобходимо жужжать, как пчелы (чтобы предотвратить разговоры). Через некотороевремя ведущий подает сигнал хлопком в ладоши. Участники должны мгновеннозамолкнуть и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. После этоговедущий хлопает в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому неприкасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколькопопыток.
Обсуждение: как себя чувствовали во время игры; чтопомогало, что мешало выстроиться в круг.
5. Игра «Меняются местами те, кто…».
Назначение:
— интенсивноефизическое взаимодействие;
— созданиеобщей атмосферы тренинга;
— диагностикадинамики поведения участников.
6. Упр. «Мои добрые дела»
Назначение:
— развитиеумений анализировать свои поступки;
— настройна доброе отношение друг к другу.
Обсуждение. Сделать комплимент сидящему рядом.
7. Разминка.
Изобразить, как ходит:
— глубокийстарик;
— младенец,только начавший ходить;
— солдат;
— пьяный;
— влюблённый,ожидающий свидания;
— робот;
— гориллаи т.п.
Назначение: снять напряжение и усталость.
8. Упр. «Мои сильные стороны».
Назначение:
— формированиедоверия к самому себе;
— развитиеумений думать о себе положительно.
9. Обратная связь: анкетирование «Откровенно говоря…»
Дата занятия________________
Тренинговое имя____________
1) Во время занятий я понял, что…
2) Самым полезным для меня было…
3) Я был бы более откровенным, если…
4) Мне не понравилось…
5) Больше всего мне понравилось, как работал (а) …
6) На следующем занятии я хотел бы…
Вопросы анкеты могут варьироваться, но проводитьанкетирование важно в конце каждого занятия.
10. Подведение итогов.
Очень часто участники находят, что сказать по поводу занятиявслух. Актуальным является ответ на вопрос «Как вы себя чувствуете?»
Занятие №2
Цели:
— способствоватьуглублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа;
— совершенствоватькоммуникативные навыки.
1. Приветствие «Я рад тебя видеть».
2. а) Анализ анкет «Откровенно говоря…»
б) Напоминание о правилах работы в группе, необходимыеуточнения.
3. Упражнения на представление чувства собственного достоинства. Участники перебрасываются мячиком и объясняют.
I. а) «Ругать — это значит…»
б) «Если человека ругают, то он…»
«Скульптор» изображает скульптуру человека,которого ругают.
Обратная связь:
— какиечувства испытывает человек, находящийся в роли скульптуры;
— какуюпозу принял бы, если бы сам был своим «скульптором».
II. а) «Хвалить» — это значит…”
б) «Если человека хвалят, то он…»
«Скульптор» изображает скульптуру человека,которого хвалят.
Обратная связь — аналогично I.
Проблема: что требуется, чтобы вести себя достойно.
Назначение упражнения:
— проанализироватьвлияние на уверенность человека отношения к нему др. людей;
— Вывестиучастников на представление о чувстве собственного достоинства.
4. Разминка. Игра «Леди и джентльмены».
5. Упр. «Список претензий».
Назначение: осознание, что человек имеет право быть самимсобой, что жить среди людей, постоянно предъявляя им претензии, нельзя.
6. Игра «Воздушный шар».
Назначение:
— демонстрациятого, что люди часто не умеют продуктивно общаться;
— подведениек выводу: необходимо искать цивилизованные пути выхода из ситуации.
7. Разминка. Физические упражнения — ведущие по очереди.
Назначение: снятие напряжения и усталости.
8. Откровенно говоря…
9. Подведение итогов.
Занятие №3
Цели:
— способствоватьразвитию умений видеть, чувствовать, адекватно воспринимать др. людей,ситуации, возникающие в процессе общения;
— формироватьвнимательное отношение друг к другу, к другим людям;
— возможнаякоррекция восприятия участниками др. людей;
— развитиевнеязыковых средств общения.
1. Приветствие (невербальное).
2. Анализ анкет. Необходимые комментарии.
3. Психологический этюд «Замочная скважина».
Представить, что у двери стоит человек и подглядывает череззамочную скважину в комнату (не кабинет).
а) впечатления от поступка этого человека;
б) в комнате находится «Я». Свои чувства к этому человеку,действия.
Назначение:
— обеспечениеличностной конфиденциальности участников;
— возможнаякоррекция поведения.
4. Упр. «Грани сходства».
Назначение: дать возможность понять, что люди имеют общиечерты или качества, несмотря на свою индивидуальность и отличия от других.
5. Упр. «Мимика и жесты».
Назначение:
— развитиеневербальных средств общения;
— формированиеболее свободного стиля общения.
Невербально выразить два противоположных состояния:
— гневи спокойствие;
— усталость,бодрость;
— разочарование,восхищение;
— обида,прощение;
— печаль,радость;
— волнение,безмятежность;
— досада,удовлетворённость;
— сомнение,уверенность;
6. Разминка «Путаница».
Назначение: групповое сплочение.
7. Конструирование образов. Психодрама.
1. Конструирование образов подростка и его друга.
2. Ролевое проигрывание созданного сюжета.
Материал: фольга, вата. (Необходимо знание ведущим техникиконструирования образов)
Назначение:
— выявлениеосновных способов взаимодействия каждого члена группы со сверстниками;
— формированиеэффективных способов общения.
8. Откровенно говоря…
9. Подведение итогов.
Занятие №4
Цели:
— продемонстрироватьразное видение участниками одного и того же человека, одной и той же ситуации;
— выявитьиндивидуальные особенности общения;
— формироватьэффективные способы общения.
1. Приветствие. Каждый участник (по очереди) — в центре круга. Остановитьприближающегося участника, приветствовать друг друга.
2. Анализ анкет. Необходимые комментарии.
3. Упр. «Ассоциации».
Назначение:
— датьвозможность каждому участнику узнать, как его воспринимают другие;
— коррекциясобственного восприятия других людей.
4. Ролевая гимнастика.
Продекламировать «У лукоморья…»
Назначение:
— снятиенапряжения;
— подготовкак ролевым играм.
5. Конструирование образов. Психодрама.
1. Конструирование образов подростка и значимого взрослого, с которым невсегда гармонично складываются отношения.
2. Ролевое проигрывание созданного сюжета.
Назначение:
— выявитьосновные способы взаимодействия подростка со взрослыми;
— совершенствоватьвербальные и невербальные компоненты общения;
— корректироватьвосприятие подростками других людей.
6. Откровенно говоря…
7. Подведение итогов.
Занятие №5
Цели:
— Приобретениеопыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач;
— Поискновых форм взаимодействия в контактах с окружающими, способов реагирования всложных ситуациях.
1. Приветствие: «Мне приятно с тобой общаться, потому что…»
2. Анализ анкет «О.г.». Необходимые комментарии.
3. Дискуссия. Группа делится на две подгруппы, каждая из которых по очередиисполняют роль участников дискуссии и наблюдателей.
Дискуссионные вопросы:
— Кудапоехать летом на каникулы?
— Гделучше жить: в квартире многоэтажного дома или в частном доме?
Обсуждение: что помогает и что мешает придти к общемурешению?
При анализе первые высказываются наблюдатели, потом — участники.
4. Упр. «Чувствую себя хорошо».
Упр. «Вверх по радуге».
Назначение: снять напряжение, справиться с раздражением.
5. Упр. «Грани различия».
Назначение: дать возможность понять, что, несмотря на своиразличия, люди могут и должны находить общий язык.
6. Упр. «Установить контакт с группой»:
а) грубияны;
б) самоуверенные, считающие себя «избранными».
Назначение: дать возможность попытаться найти общие точкидля развития диалога в сложных ситуациях.
7. Разминка. Упр. «Сплетня».
Назначение:
— снятьусталость;
— продемонстрироватьказусы, возникающие при передаче информации «от третьего лица».
8. «Необитаемый остров».
Назначение:
— усилитьчувство необходимости слушать друг друга;
— продемонстрироватьумение поиска цивилизованных путей выхода из сложных обстоятельств;
— развиватьнавыки общения.
9. Откровенно говоря…
10. Подведение итогов.
Результативность работы.
Практически все подростки, участвующие вкоррекционно-развивающей работе, должны повысить свой социальный интеллект:должен повыситься уровень отдельных интеллектуальных способностей (предвидениепоследствий поведения; понимание невербальной или вербальной экспрессии), илиповышается общий уровень социального интеллекта.
Заключение
Таким образом, делая вывод извышесказанного, можно выделить, что подростки с девиантным поведением это те,кто недостаточно усвоил ценности, социальные нормы общества, особенно впервичном коллективе — семье, школе т.п. В силу сложного характераповеденческих нарушений их предупреждение и предотвращение требует хорошоорганизованной системы социальных и психологических профилактическихвоздействий. Психологическая помощь является одним из уровней этой системы ииграет в ней связующую роль. Она имеет два ведущих направления:
психологическая превенция (предупреждение,психопрофилактика);
психологическая интервенция (преодоление, коррекция,реабилитация).
Проанализировавпсихолого-педагогические труды по вопросам девиантного поведения мы можемвыявить основные причины, приводящие к девиантному поведению. Это — потребностьв самоуважении; эмоциональная неустойчивость; агрессивность; наличиеакцентуации характера; отклонения в психическом развитии; низкое самоуважение;неадекватная самооценка и др.
Основными формами девиантного поведения среди подростковявляются алкоголизм, проституция, суицид, побеги из дома, бродяжничество,страхи и навязчивость, вандализм и граффити.
Основными видами девиантногоповедения являются следующие варианты социальной дезадаптации:
1) дезадаптивное поведение:аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное. В основетакого поведения лежат нарушения психического и личностного развития,психическая депривация и психологический дискомфорт.
2) асоциальное поведение:агрессивное, делинквентное и криминогенное. В основе — нарушение социализации,социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения.
Список использованных источников
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Заэкономическую грамотность, 1995.
2. Басаева Н.В. О борьбе с вредными привычками в школе // Предупреждениевредных привычек у школьников. М.: Изд-во АПН СССР.
3. Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностногоконфликта подростков. Самара, 1995.
4. Битенский В.С., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологическиефакторы в развитии токсикомании у подростков // Психол. журнал. 1991. Том 12.
5. Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости. М.:Физкультура и спорт, 1997.
6. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.П. Практическая патопсихология.Ростов н/Д: Феникс, 1996.
7. Боголюбова Т. А, Наркотизм в России. Состояние и меры борьбы // Состояниеи тенденции насильственной преступности в Российской Федерации.М., 1993.
8. Борохов А.Д., Исаев Д.Д. Роль социально-психологических факторовв формировании пристрастия к алкоголю и наркотическим веществам у подростков мужскогопола // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л.: Изд-воЛенинградского психоневрологического института, 1989.
9. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Самара, 1996.
10. Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование делинквентностиу подростков // Психол. журнал. 1994. № 2.
11. Гришко А.Я. О наркомании среди подростков // Социологическиеисследования. 1990. № 2.
12. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения: Теория ипрактика. М.: Независ. фирма «Класс», 1997.
13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.М.: Просвещение, 1993.
14. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности.М., 1971.
15. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск:Беларусь, 1988.
ости и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М.:Наука, 1978.
16. Максимова Н.Ю. О Склонности подростков к аддиктивному поведению// Психол. журнал. 1996. Т.17. № 3.
17. Немов Р.С. Психология образования. М.: Просвещение: Владос,1994.
18. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.М.: Политиздат, 1990.
19. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного,начального школьного образования, преподавателей и психологов / Под ред.В.А. Петровского.М.: Аспект Пресс, 1995.
20. Райгородский Д.Я. Теории личности в западноевропейской иамериканской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Изд. дом«Бахрах», 1996.
21. Ремшмидт X. Подростковый и юношескийвозраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
22. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.: 1997.
23. Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А., Черемисин О.В. Саморазрушающееповедение у подростков: пути исследования, проблемы и разработка методовпсихотерапии // Саморазрушающее поведение у подростков. Л.: Изд-воЛенинградского психоневрологического института, 1991.
24. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
25. Немов Р.С. Психология образования. М.: Просвещение: Владос,1994.
26. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.М.: Политиздат, 1990.
27. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного,начального школьного образования, преподавателей и психологов / Под ред.В.А. Петровского.М.: Аспект Пресс, 1995.
Приложения
Приложение 1
(Таблица 2.1.)
Характерологический тест Шмишека
№
n/n
Испытуемый/
Тип акцентуации (баллы) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. Оксана Р. 20 8 12 18 15 9 9 18 21 24 2. Светлана К. 16 10 14 21 18 15 21 18 18 18 3. Виктория С. 24 16 12 15 18 6 18 24 24 24 4. Александр К. 22 16 12 12 24 6 18 15 21 15 5. Дамир А. 18 14 10 21 12 9 15 21 18 21 6. София Ш. 24 18 16 18 24 12 6 18 24 21 7. Вадим Р. 18 12 18 21 21 12 15 15 15 24 8. Александр Н. 18 8 20 18 24 15 9 21 18 18 9. Вячеслав М. 20 12 14 21 15 12 9 12 18 12 10. Алексей Г. 16 16 18 15 24 9 12 9 15 12 11. Анна В. 24 12 12 21 18 18 6 21 15 24 12. Мария Н. 22 16 12 21 21 6 12 24 21 24 13. Алена Д. 24 14 8 24 21 12 9 24 9 18 14. Павел Ш. 16 8 16 24 24 12 15 12 18 18 15. Игорь Б. 16 12 12 21 24 6 18 15 15 24
№
n/n
Испытуемый/
Типы межличностных отношений 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. Оксана Р. 8 2 2 3 1 3 4 1 2. Светлана К. 4 2 2 2 3 7 1 3. Виктория С. 6 4 4 2 1 3 8 1 4. Александр К. 2 2 8 4 1 2 4 2 5. Дамир А. 3 8 9 3 4 3 1 6. София Ш. 4 3 2 5 2 5 4 3 7. Вадим Р. 6 4 9 3 1 1 2 1 8. Александр Н. 7 1 8 2 1 5 2 9. Вячеслав М. 4 1 9 2 1 3 1 10. Алексей Г. 4 2 9 3 2 1 4 1 11. Анна В. 7 1 3 1 3 2 5 3 12. Мария Н. 6 4 1 4 2 3 6 5 13. Алена Д. 2 3 2 2 4 1 5 3 14. Павел Ш. 5 3 10 2 1 4 3 1 15. Игорь Б. 1 5 8 3 1 3 2 1
Приложение 2
(Таблица 2.2)
Методика диагностики межличностных отношений Лири
№
n/n
Испытуемый/
Форма агрессии
Физ.
агр.
Кос.
агр. Раздр. Негат. Обида Подозр.
Верб.
агр.
Ч.
вин Вражд. Агрессив. 1. Оксана Р. 4 4 4 6 3 7 6 5 10 14 2. Светлана К. 3 3 4 3 5 5 4 3 10 11 3. Виктория С. 3 3 3 3 3 4 4 4 7 10 4. Александр К. 5 3 6 5 6 7 8 6 13 19 5. Дамир А. 4 4 4 3 5 7 6 6 12 14 6. София Ш. 2 3 3 4 5 5 4 4 10 9 7. Вадим Р. 5 5 5 4 6 8 7 5 14 17 8. Александр Н. 4 3 5 6 6 6 9 5 12 18 9. Вячеслав М. 5 6 4 5 3 5 6 5 8 15 10. Алексей Г. 5 4 4 3 4 6 8 6 10 17 11. Анна В. 3 2 3 4 5 3 5 4 8 11 12. Мария Н. 4 2 3 6 3 5 3 3 8 10 13. Алена Д. 4 4 4 5 3 5 6 5 8 14 14. Павел Ш. 8 4 8 5 4 7 8 5 11 24 15. Игорь Б. 5 5 4 3 5 6 7 6 11 16