Содержание
Введение
Глава 1. Понятие иконописи и иконостаса
Глава 2. Псковская школа иконописи
2.1 Периоды иконописи Пскова
2.2 Своеобразные черты и характер псковских икон
2.3 Отличие Псковской школы иконописи от Новгородской и Московской
Глава 3. Иконостасы XVIII века в церквях Псковской области
Глава 4. Поганкины палаты — хранитель икон, выполненных псковскими мастерами
Заключение
Приложения
Введение
Древнерусская живопись — одна из самых высоких вершин мировой культуры. Интерес к ней огромен, как огромны и трудности ее восприятия для нас.
В древней Руси живопись была доступна всем верующим в Бога, она воплощала слово божье, образ христианской веры.
Искусство православного мира выработало своеобразные приемы живописи. Эта художественная система позволила полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ. «Образ» по-гречески — икона. В широком смысле иконой является все созданное этой живописью: мозаики, фрески, иконы, книжные миниатюры.
На огромных просторах Российского государства сложилось несколько школ иконописи, одна из них — псковская.
Особенности этой школы и характер работ псковских мастеров — основная цель написания реферата.
В работе были использованы следующие методы: поисковый, текстуальный, графический, а также метод анализа и обобщения.
Глава 1. Понятие иконописи и иконостаса
Иконопись — специфический жанр живописи, возникший почти два тысячелетия тому назад в эпоху Римской империи вместе с христианством и получивший развитие преимущественно в православии.
Техника написания икон: энкаустика (восковая живопись, выполняемая горячим способом, расплавленными красками), мозаика (изображение или узор, выполненный из цветных камней), в средние века темпера на дереве (живопись красками, связывающим веществом которых служат эмульсии — натуральные (цельное яйцо, желток, соки растительные) или искусственные (водяной раствор клея с маслом), после масляная живопись.
Иконопись в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) нередко воплощала общественные и эстетические идеалы народов, что делает иконы значительными произведениями искусства.
В Древней Руси икона писалась на деревянной основе — иконной доске, состоящей из нескольких частей, скрепленных с тыльной стороны планками — шпонками. На лицевой стороне доски делалась неглубокая прямоугольная или квадратная выемка — ковчег, где помещалось изображение. Ковчег окаймлялся полями, по наружному краю которых наносилась кайма в одну, иногда в две краски — опушь. Бортик, образованный краем полей и ковчега, носит название — лузга. На доску обычно наклеивалась ткань — паволока, на которую наносился грунт — левкас, состоявший из животного клея и мела (иногда применялся гипс или алебастр). Первоначальный слой краски — основа, на которой писались лики и нагое тело, называется санкирем (имеет темный красновато-коричневый или зеленоватый тон). Поверх санкиря многократно наносились высветления охрой или белилами, так называемое охрение. В древней иконописи санкирь и охрение накладывались рядом, соприкасаясь между собой стушеванными краями. Один из способов охрения, когда переходы от темного тона к светлому даются ровно, незаметно, имеют тонкие грации, называется плавью.
В передаче объема, рисунка в иконе большую роль играли пробелы — наносимые белилами блики. Распространенным приемом в иконописи являлся ассист — линии в виде лучей, исполненных золотом по красочному слою. Ассист в древней живописи имел символический смысл — им отмечали “Силы небесные”: покрывали ассистом одежды Христа, Богоматери, реже — апостолов. Начиная с XV века, роль ассиста становится декоративной.
Иконостас — многоярусная преграда в православном храме, отделяющая алтарную часть храма, где совершается литургия, от помещения для молящихся. Превращение алтарной преграды в иконостас началось с VI века: вначале на ней появляются изображения, затем 2-3 ряда икон, и в этом виде она переходит на Русь. Здесь с ней происходит ряд существенных изменений в размещении ярусов, числе икон.
В XIV веке на Руси уже существуют многоярусные иконостасы, включающие местный, деисусный, праздничный ряды. В начале XV века в русском иконостасе появляется следующий ярус — пророческий. В XV веке под пророческим возникает праотеческий ряд с иконами. Позднее к пяти классическим присоединяются дополнительные ярусы. В XVII веке вверху иконостаса появляется ярус с изображением Страстей господних — страстной ряд.
Глава 2. Псковская школа иконописи
Среди сокровищ отечественной культуры, хранящихся в музеях страны, русской иконе принадлежит одно из первых мест.
С древних досок смотрит на нас своеобразный мир, созданный безымянными мастерами.
Большинство памятников древней живописи не дошли до наших дней, но северные русские земли стали в этом смысле исключением. Они не подверглись в XIIIвеке такому разрушению, как остальные. Псков и Новгород сохранили основы своей культуры, но количество икон, дошедших до наших дней, весьма ограничено.
В XVIвеке Псков вошел в состав Московского государства. С этого времени в псковской живописи сочетаются московские и местные традиции. Правда, это не привело к утрате своеобразия псковской живописи.
Псковский искусствовед И. Родникова пишет: “… жизнестойкость собственных традиций почти всегда оказывалась сильнее; псковское искусство избежало нивелировки и в лучших образцах не обнаруживает признаков упадка, оставаясь значительным художественным явлением”.
Основа собрания икон была заложена в 1876 году.
Самые значительные поступления памятников иконописи приходятся 1919 — 1930 годы, период массового закрытия церквей. В 1926 — 1928 годах многие самые выдающиеся псковские иконы навсегда покинули Псков — они были вывезены на реставрацию в Москву, где и остались. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов большая часть собрания икон Псковского Музея Заповедника пострадала. Некоторые ценные иконы волей случая при возвращении оказались в Музеях Москвы и Новгорода.
В 1960 году произошло последнее пополнение музейного фонда в результате экспедиций по заброшенным и разрушенным храмам Псковской области.
Сегодня Псковский музей заповедник — один из крупных музеев страны, владеющий ценнейшими памятниками — наиболее полной коллекцией псковской иконописи.
Псковская икона уже давно признана самобытным художественным явлением. Специфические черты, характеризующие псковскую живопись, во многом связаны с историей псковской земли.
2.1 Периоды иконописи Пскова
Древний Псков счастливо избежал татарского ига и вместе с Новгородом сохранил основы своей культуры. Город подвергался частым набегам западных соседей и сокрушительным пожарам.
Середина XIVвека — время обретения политической самостоятельности Пскова, время зарождения самостоятельной культуры, местных особенностей иконописи. Главный признак: драматизм, эмоционально-насыщенное состояние персонажей, аскетически напряженный мир которых был сродни мироощущениям жителей Псковской земли, лишенных благодушия и душевной гармонии. Покаяние и молитвы были насущной потребностью каждого, уповающего на спасение души. Об этом свидетельствуют псковские иконы. Им присущи высокое умозрительное начало, которое сказывается в особой одухотворенности строгих ликов святых, как бы опаленных неукротимым внутренним огнем веры, самобытные иконографические изводы, живописный темперамент, проявляющийся в энергичных переливах глубоких и сильных колеров, в смелой лепке форм, в загадочном свечении бликов, в золотом сиянии ассиста. Разрабатывая свои излюбленные сочетания ясной киновари с голубоватой празеленью, желтыми и красно-коричневыми охрами, псковские мастера наделяют их чрезвычайной интенсивностью. Колорит псковских икон связан с использованием преимущественно красок местного происхождения — охр разных оттенков. Палитра их поистине уникальна. Эти черты Древней Руси объясняют ее жизнестойкость и авторитет вплоть до конца XVI века. Экспозицию древнерусской живописи открывает небольшая краснофонная икона середины XIV века «Спас Воздержитель» или «Спас Елиазаровский».
Концом XIV— концом XVвека датируется икона «Святая Ульяна». Часть лика утрачена. Величественная фигура, крупная, с широкими плечами. Лик притягивает внутренним горением, как будто бы иссушившим строгие черты. Пластика лица разработана в типичной псковской традиции: узкий овал, подчеркнутый белильными движками, тонкий удлиненный нос с характерным расширением к низу, темные треугольные глазницы.
По мнению искусствоведа М. Алпатова, иконопись Пскова можно условно разделить на следующие периоды:
1ый — древнейшая иконопись, которая датируется концом XIII— первой половиной XIVвека: “Богоматерь Одигитрия” начало XIV века (см. Приложение 1), “Илья пророк в пустыне с житием и Деисусом” вторая половина XIII века;
2ой — конец XIV— XVвека: “Спас Елеазаровский” середина XIV века;
3ий — XV— середина XVIвека: “Избранные святые Параскева Пятница, Варвара и Ульяна”, “Собор Богоматери” начало XV века;
4ый — середина XVI— конец XVIвека: “Рождество Христово” (см. Приложение 2) XVI век.
Все сохранившиеся иконы свидетельствуют о том, что псковские мастера всегда стремились писать по-своему.
2.2 Своеобразные черты и характер псковских икон
Псковская школа иконописи является открытием последних десятилетий. Именно в это время начали систематически расчищать псковские иконы. Хотя термином «псковские письма» охотно пользовались собиратели икон, термин этот еще лишен был конкретного содержания. Впервые о Псковской школе настойчиво заговорил художник А.В. Грищенко, но в его распоряжении не было достаточного количества фактов, в силу чего все его рассуждения несли несколько отвлеченный характер.
Более определенно вопрос о Псковской школе поставил И.Э. Грабарь, уже опиравшийся на новый материал — иконы, вывезенные из Пскова. Правда, таких икон было еще мало, однако это не помешало И.Э. Грабарю написать слова, в значительной мере ставшие пророческими:
“Уже теперь Псков ясен не меньше, а скорее больше, чем Суздаль, недалеко время, когда псковская школа предстанет перед нами, быть может, такими же легко определимыми оттенками, какими мы сейчас уже наделяем школу новгородскую”.
Действительно, после новых реставрационных работ специфические черты псковской иконописи выступили настолько четко, что есть все основания говорить о псковской живописи как особой школе. Псков был древним городом, центром земли северных кривичей. Как и Новгороду, ему удалось избегнуть татарского ига, что способствовало сохранению древнерусской культуры и ее расцвету в XIII-XV веках. До 1348 года Псков входит в число новгородских пригородов. На основании Болотовского договора он получил полную самостоятельность, превратившись в равноправный с Великим Новгородом политический центр. Роль князя была в Пскове еще более номинальной, нежели в Новгороде.
Для псковских икон характерен драматизм, утяжеленность фигур, любовь к декоративной отделке, преобладание красно-коричневого цвета и особого оттенка темно-зеленого, сочность письма, повышенная эмоциональность персонажей, лица с несколько «пронзительным» выражением. Свежестью художественного восприятия отличается икона «Собор Богоматери», посвященная новой для древнерусского искусства теме, насыщенная сложной символикой.–PAGE_BREAK–
Псковская иконопись:
1) Имеет ярко выраженное художественное лицо:
а) композиция очень часто ассиметрична и малоустойчива
б) рисунок неточный, но по-своему всегда очень выразительный (экспрессивный)
в) колорит очень густой, скорее сумрачный, с преобладанием изумрудного и темно-зеленых цветов. Если есть красный, то он с характерным оранжевым или розовым оттенком. Фон чаще всего желтый, реже — зеленый;
г) разделка одежды тончайшими золотыми линиями, которые придают поверхности мерцающий характер. Колорит икон очень контрастный и драматичный. Драматизм усиливается тем, что применяется особая трактовка коричневой карнации с резкими высветлениями и резкими бликами.
Карнация — написание лика и рук
2) Манера письма широкая, энергичная, с неравномерным распределением красочных пигментов.
3) Иконопись в Пскове развивается в более замедленном темпе, чем Новгородская. Здесь более устойчивы архаические течения.
Таким образом, псковскую иконопись отличает: особый способ обработки доски для иконы; особый драматический образный строй икон; использование активных цветовых пятен, особенно красных и зеленых, реже синего; применение красок только из местных материалов; «включенность» персонажей в события, изображенные на иконе; интерес к психологии человека, человеческое лицо и человеческие переживания. Именно эти особенности и черты передавали псковские мастера с исключительной проникновенностью и свободой письма.
В XV столетии в псковской иконописи живописность уступает место графичности, суховатой правильности форм.
Вот некоторые выдающиеся псковские иконы:
“Богоматерь Одигитрия” — икона конца XIII— начала XIVвека (см. Приложение 1). Иконография иконы традиционная; восходит к распространенному византийскому образу. Стилистические краснофонные иконы связаны с живописью византийской провинции. Памятник отличается упращенной манерой, отвечающей вкусам широких низовых кругов.
“Рождество Христово” Праздничный чин. Икона первой половины XVI века (см. Приложение 2).
Икона «Сошествие во Ад» рубежа XIV-XV веков захватывает своим драматическим накалом, выраженным прежде всего в плотности и контрастности резко ограниченных цветовых пятен — красных, темно-зеленых и темно-коричневых. Христос одет в нехарактерные для русской иконописи ярко-красные одежды, на которых сверкают белые блики. В верхней части иконы изображен Деисус. Христос, представленный в резком порывистом движении, выводит из ада за руки Адама и Еву (см. Приложение 3).
“Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская” — икона второй половины XVI века (см. Приложение 4). Над фигурами предстоящих есть надписи: «Благоверный князь Довмонт во святом крещении Тимофей». В иконографии Богоматери тип Оранты — самый древний. Орант — персонаж, представленный в молитвенной позе с воздетыми руками. Оранта олицетворяла христианскую молитву, церковь.
Традиции псковской школы иконописи не пропали. В наши дни работают иконописные мастерские в Псково-Печорском монастыре. Имя отца Зинона стало символом совершенной иконописи, безусловной приметой возрождения всего православного искусства.
Псковские мастера всегда владели этим искусством, византийская икона для них — образец.
2.3 Отличие Псковской школы иконописи от Новгородской и Московской
Иконопись Пскова близка к новгородской школе, это объясняется тем, что новгородская живопись приобрела общерусское влияние, а Псков долгое время являлся «младшим братом» Новгорода.
Новгородские мастера умели виртуозно распоряжаться всем арсеналом своих художественных средств, но им присуща некоторая сдержанность, даже суровость.
Псковские иконы не имеют такого твердого рисунка и виртуозности, они как бы лишены внешнего блеска. На псковских иконах центр композиции может быть смещен, сама композиция не так стройно вписывается в розетки, но это не умаляет их достоинств. Псковская икона всегда поэтична.
Московская школа складывается позже, чем новгородская и псковская. Первое упоминание о Москве в 1147 году. С 1156 года начинается постепенный рост Москвы и с первой половины XIII века она имеет своего князя. Здесь преуспел Иван Калита, он назвал себя «Князем Всея Руси». В 1338 году он возводит деревянный кремль, и митрополит всея Руси переезжает жить в Москву.
Особенности московской школы:
1) Классический рисунок
2) Единства цвета нет, но это более сдержанная гамма, чем в Новгороде и Пскове.
3) Нет экспрессии
4) Одухотворенность ликов
На московскую школу иконописи большое влияние имела Византия, Болгария и Сербия. До Феофана Грека здесь очень внимательны к рисунку.
Глава 3. Иконостасы XVIII века в церквях Псковской области
Мировая известность архитектурного наследия средневекового Пскова заслонила, видимо, интерес исследователей к памятникам псковской земли поздних времен — XVII-XIX вв. Однако и этот период богат архитектурными памятниками различных стилевых направлений. Трудно переоценить их художественные достоинства; многие из них сохранили иконостасы — памятники монументально-прикладного искусства, о которых в современной литературе, в том числе и краеведческой, почти ничего не сказано. Из описаний, хранящихся в архивах, видно, что первоначальная живопись иконостасов претерпела изменения.
Самый ранний из дошедших до нашего времени и самый выдающийся памятник декоративно-прикладного искусства XVII-XIX вв. — иконостас Псковского кафедрального Троицкого собора, построенного на месте каменного собора в 1682-1699 гг. Немецко-фашистские захватчики, отступая из Пскова в 1944 г., заминировали собор. От взрыва одной из мин пострадали верхние ярусы иконостаса собора.
При реставрационных работах в 1960-1963 гг. утраченные фрагменты резьбы были восстановлены, и в настоящее время деревянный золоченый семиярусный иконостас Троицкого собора является редким образцом так называемой “флемской резьбы”, распространенной в России во второй половине XVII — начале XVIII вв. Иконостас сохранился с незначительными переделками. На цоколе не сохранилась древняя резьба — существующая сделана недавно.
Исключительным мастерством и искусством отличается в иконостасе резьба по дереву, выполненная высоким рельефом с золочением по левкасу. Разнообразные растительные формы (виноградная лоза листья и ветки аканта, орехи в чашечках, другие цветы и растения) переплетаются, образуя игру света и тени.
Основная масса резьбы сосредоточена на нижних ярусах, а самые верхние ярусы (6-й и 7-й), похожие на ряд икон-картин, вставленных в рамы ажурной резьбы. Иконостас Троицкого собора пока не исследован. Однако интересные находки здесь весьма вероятны.
В Псковском районе на правом берегу реки Великой у поселка Писковичи мощные обнаженные плиты известняковых пород образуют отвесный берег. Здесь на погосте Неготь стоит Матфеевская церковь конца XVII — начала XVIII вв. — “восьмерик на четверике” с двумя приделами и колокольней, построенной взамен звонницы в 1874 г. В церкви сохранился без значительных переделок деревянный иконостас, украшенный резьбой барочного характера. На постаменте его изображены сцены из жития пророка Ионы.
Иконостас имеет пять ярусов — местный, праздничный чин, деисусный чин, пророческий ряд, изображения страстей Христовых. Стройность и четкость построения иконостаса подчеркивают вертикальные членения: на постаменте и втором ярусе — кронштейны, орнаментированные резьбой, на остальных ярусах — витые колонны с коринфскими капителями. Кроме того, все пять ярусов разделяются антаблементами, которые раскрепованы над кронштейнами второго яруса и колоннами трех верхних ярусов.
Золоченая резьба, обильно декорирующая нижние ярусы, придает иконостасу богатый и нарядный вид. Высоким рельефом выполнена сквозная резьба царских дверей. Основной ее мотив — стебель и лист аканта, переплетающиеся местами с крупной виноградной лозой и завитками, украшенными рядами крупных перлов. Витые резные колонны (мотив стебля с плодами), соединенные аркой, обрамляют царские двери.
Самым выразительным в иконостасе является второй ярус — праздничный чин. Он состоит из шести икон в богатых резных рамах сложной конфигурации (наподобие восьмерки). Четыре железных кованых ажурных подсвечника, воспроизводящих форму ветки с цветами, красиво дополняют этот декор. По составу иконостас весьма развит, что характерно для того времени. Состояние икон в настоящее время не позволяет судить о их художественной значимости. Можно только предположить первоначальный органичный синтез двух искусств (живописи и резьбы), тесно связанных с архитектурными формами церкви. Имена резчиков и иконописцев неизвестны: ясно только, что это были мастера высокой профессиональной культуры.
В Опочецком уезде около старой дороги Опочка — Новоржев расположена деревня Теребени. На ее окраине, на несколько возвышенном, но плоском берегу реки Теребенки, на погосте, обнесенном валуновой оградой, стоит деревянная Воскресенская церковь типа «восьмерик на четверике», построенная в 1757 г.
Из внутреннего убранства церкви наиболее сохранился искусно выполненный иконостас, большой и высокий, по форме пирамидально сужающийся кверху, хорошо увязанный с интерьером. В нем ясно выражены горизонтальные и вертикальные членения, обильная профилировка и карнизы с большим выносом. По вертикали его стройность и устремленность вверх подчеркивают пилястры с ионическими капителями. Затейливые абрисы боковых обрамлений и золоченая резьба придают иконостасу нарядный вид.
Резьба сосредоточена, главным образом, на рамах икон сложной формы, пилястрах, капителях, царских дверях, обрамлениях иконостаса.
Особенно парадно и празднично декорирована центральная часть иконостаса с царскими дверями. Традиционная сцена «Благовещения» обрамлена рамами из роскошной кудрявой золоченой резьбы. «Сень» решена в виде резного балдахина, который поддерживают весьма выразительные резные фигуры ангелов с черными волосами.
В ажурных резных рамах сложной формы размещены иконы праздничного ряда. Мастерство исполнения чувствуется не только в резьбе иконостаса, но и в живописи икон. К сожалению, фамилии создателей церкви и иконостаса пока не известны.
В Новоржевском районе известны две церкви XVIII века с сохранившимися иконостасами — церковь Покрова в деревне Боруты и церковь Преображения в деревне Вехно. Обе церкви — типа «восьмерик на четверике». Церковь Покрова расположена на окраине села рядом с сосновым лесом и березовой рощей. Церковь имеет квадратный в плане четверик. К его восточной стене примыкает иконостас в виде сплошной стены, состоящей из пяти основных ярусов. Пятый наиболее узкий ярус и скромное завершение иконостаса размещены на грани восьмерика. Ярусы разделяются антаблементами, раскрепованными над колоннами. Кроме того, иконостас членится витыми колоннами, за исключением второго яруса, где сделаны массивные кронштейны. Однако, два узких ряда с иконами разной длины создают некоторую дробность в композиции иконостаса.
Хорошее профессиональное исполнение характерно для высокорельефной резьбы с левкасом и позолотой. К сожалению, иконы, особенно в верхних ярусах, сохранились плохо из-за многочисленных осыпей красочного слоя и выпада левкаса в условиях сырого неотапливаемого помещения. Они могут быть безвозвратно утеряны.
Один из интереснейших памятников архитектуры церковь Преображения, расположенная на погосте, на возвышенном берегу озера Вехно. Доминирующей частью композиции является мощный четверик. В его просторном и светлом интерьере сохранился иконостас XVIII века, к сожалению, утративший четкость и ясность построения: нижние ярусы — сплошная стена, завершенная антаблементом, разорванным в центре, верхнее завершение — отдельные большие иконы в сложном обрамлении. Резьбой насыщены рамы икон, царские двери, колонны и пилястры, отдельные детали иконостаса.
Таким образом, можно сделать вывод, что Псковская земля поистине является православной, значение Бога велико для нашего народа. Сохранившиеся иконостасы требуют к себе достойного сохранения, ведь это интереснейшие памятники русской культуры.
Глава 4. Поганкины палаты — хранитель икон, выполненных псковскими мастерами
В музее Поганкины палаты размещены старинные иконы псковских мастеров XIV— XVIвеков, которые открывают нам мир особенных черт псковской иконописи, отличающейся от Московской и Новгородской школ.
Есть в музее и копии с византийских икон XV века — «Спас Елеазаровский», где прослеживаются типичные византийские черты в лике Иисуса Христа: длинный тонкий нос, скорбно сжатые губы. Особый интерес составляют иконы псковских мастеров семи апостолов, чей лик значительно отличается: это сдвинутые нахмуренные брови, маленькие глаза близко поставлены, под ними большие темные треугольники, нос имеет форму капельки или, как выражаются экскурсоводы, «башмачком». У псковских мастеров были и свои излюбленные краски: фон светлый, воздушный, желтый, яркий красный цвет одежд и темно-зеленый, то есть трехцветие. Особенность заключается в том, что с XV века одежду иконописцы стали украшать ассистом — желтыми линиями. продолжение
–PAGE_BREAK–
Псковская икона интересна еще и тем, что мастера вносили в библейские сюжеты что-то интересное. Например, апостол Андрей держит в руках приоткрытое евангелие, где видны даже буквы (это можно встретить в балканских иконах), или вокруг голов апостолов сделаны деревянные нимбы, что не встретишь нигде более. Кроме того, псковские мастера создали уникальную иконографию, мы нигде более не встречаем таких моментов. Например, апокрифический сюжет иконы “Сошествие во Ад”, очень популярный у псковичей, конца XV века. Иконописцы делают этот сюжет с мельчайшими подробностями (одна из главных черт псковской иконописи): ангелы избивают сатану под ногами, ад представлен как город с каменной стеной, мандорла, на фоне которой изображен Иисус Христос, не красная, а сквозная, желтая, показывающая двери из мира тьмы в мир света. И Иисус Христос не в зеленых одеждах, а в красных, как жертвенный барашек. Над головой Адама и Евы нимбы, показывающие искупительную силу Христа, что так же не встречается у иконописцев других школ. Псковской чертой является и изображение над мандорлой ангельского войска в железных кольчугах. А сверху излюбленные псковские святые, где в центре изображен Николай Чудотворец.
Псковские иконы, в отличие от московских, особо динамичны, эмоциональны, движения изображенных пластичны. Так писали только псковские мастера.
Другая особенность — это расписной орнамент на княжеской одежде — “Богоматерь Великая Панагия” XVвека.
В праздничном цикле икон первой половины XVI века тоже прослеживаются псковские черты. Например, только на псковской иконе “Преображение” можно понять, кто есть кто из учеников (справа от нас Петр, посередине Иоанн, а слева Иаков), благодаря искусно выполненным образам (жесты, эмоции). Или, например, икона “Вознесение”, где вместо масленичных гор изображены яблони с красными плодами.
Только в Пскове на первом ряду праздничного цикла икон стояла “Троица”. Псков вообще назывался домом Святой Троицы, собор тоже носит название Троицкий. И снова динамика в положении фигур, пластика.
На иконе “Воскрешение Лазаря” человек затыкает пальцем нос, а один из толпы так потрясен чудом, что не замечает спадающего головного убора.
На иконе “Вход в Иерусалим” тоже свои особенности, что нигде не встречаются: мальчик сидит на пальме, а сзади Иисуса Христа высится архитектура города.
Иконы псковских мастеров отличаются тем, что они очень символичны. Вот, например, икона “Омовение ног”, где изображен петух (вспомним сюжет, когда петух не успевает прокукарекать, а Петр трижды отрекается от Иисуса Христа).
В другой иконе — “Жены мироносицы у гроба Господня” присутствует очень интересная деталь — кики на головах женщин с заостренным верхом, такие носили только псковские женщины. Или, например, на иконе “Вознесение” тоже еще одна особенность — следы на камне Христа.
Такие подробности и детали встречаются только у псковских иконописцев.
После XVI века в иконах начинает варьировать зеленый цвет.
Можно сделать вывод, что псковская икона имеет свои яркие особенности и черты, что делает ее уникальной и весьма интересной для изучения.
Заключение
Псковская иконопись развивается вместе с историей своей земли. На протяжении веков в псковской иконе прослеживаются собственные традиции передачи православных сюжетов. Она имеет определенное сходство и различие с изображением икон новгородской и московской школ иконописи.
Псковская икона уже давно признана самобытным художественным явлением. Любовь псковских мастеров к подробностям и деталям делает псковскую иконопись уникальным явлением живописи Руси.
Динамика, пластика, эмоциональность, трехцветие — своеобразная манера письма псковских иконописцев.
Псковская земля поистине является православной, значение Бога велико для нашего народа. Великолепие сохранившихся иконостасов требует к себе достойного сохранения, ведь это интереснейшие памятники русской культуры.
Все сохранившиеся иконы свидетельствуют о том, что псковские мастера всегда стремились писать по-своему.
Псковский музей заповедник — один из крупных музеев страны, владеющий ценнейшими памятниками — наиболее полной коллекцией псковской иконописи.
Приложения
Приложение 1
/>
“Богоматерь Одигитрия” — икона конца XIII — начала XIV века. Приходит из церкви Николы от Кожи в Пскове. Находится с 1934 года в Государственной Третьяковской галерее.
Приложение 2
“Рождество Христово” Праздничный чин. Икона первой половины XVI века.
Приложение 3
/>
“Сошествие во Ад” с избранными святыми— икона конца XIV — XV веков. С 1913 года находится в Государственном Русском музее.
Приложение 4
“Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская” — икона второй половины XVI века (копия с иконы XIII века). Находится в Псковском музее — заповеднике. Происходит из собора спаса-Преображения Мирожского монастыря (около 1156 год) в Пскове.
Приложение 5
Знаменитые псковские иконы
Название
Изображение
Век
Место
нахождения
Происхождение,
особенности
Икона «Деисус»
Первая половина XIV века
С начала 1930 года находится в Государственном Русском Музее города Санкт-Петербурга
Приходит из церкви Николы от Кожи в городе Пскове. Трехличный Деисус на одной доске восходит к древней византийской иконографии и является основной темой алтарной преграды
Деисус с предстоящими святыми Варварой и Параскевой Пятницей
Первая четверть XV века
Находится в Новгородском музее
Происходит из церкви Варвары в городе Пскове
Рождество Богоматери с избранными святыми
Первая половина XV века
происхождение не установлено
Троица Ветхозаветная
Начало XVI века
Дмитрий Cолунский
Вторая четверть XV века
С 1933 года находится в Государственном Русском музее
Происходит из церкви Варвары в Пскове. В стиле иконы прослеживается соединение местных традиций письма и образного решения с формами, общими для искусства Руси XV века. Отличается архаичностью.
Никола
Середина XIV века
C 1934 года находится в Государственной Третьяковской Галерее
Особенность данной иконы — изображение раскрытого Евангелия от Луки с текстом, читаемом во время службы Николе.
Избранные святые: Параскева Пятница, Варвара, Ульяна с житием
Первая половина XVI века
Находится в Новгородском музее