Пубертатный кризис

Кризис 13 17 лет. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми, сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека.
Центр духовной и физической жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строится на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи интеллектуально развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе
взаимоотношений со сверстниками. В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания чувство взрослости и Я-концепция. Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми
права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего во внешнем облике, в манерах. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье . Подросток стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется взрослая форма свидания, записки, дискотеки и т.п. Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.
Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста 11 13 лет. Чувство взрослости, являясь особой формой самосознания, не жестко связано с процессом полового созревания. Можно сказать, что половое созревание не становится основным источником формирования чувства взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя взрослым человеком и требует от окружающих признания этого
факта. Как проявляется чувство взрослости подростка Прежде всего, в желании, чтобы все и взрослые, и сверстники относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей,
Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, иногда учебы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий и т.п но зачастую и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их будь то пристрастие к какому-то направлению в современной музыке или отношение к новому учителю, даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный кодекс, предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста,
а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется Я-концепция система внутренне согласованных представлений а себе, образов Я. Примерно в 11 12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир.
Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи
и фантазии. Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой. Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их Имея воображаемую аудиторию, подросток чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совершенно незнакомых прохожих на улице. Он все время открыт чужим взглядам, что усиливает его ранимость. Подростки противоречивы, и свойственная им ранимость часто сочетается с грубостью. С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски. Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости. Образы Я, которые создает в своем сознании подросток, разнообразны они отражают все богатство его жизни.
Физическое Я, т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образует Я-концепцию так называемое реальное Я. Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного познавательного компонента Я-концепции. С ним связаны еще два оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть
на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные подростки поэтому по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. Девочка, считающая себя очаровательной, держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя
некрасивой, но очень умной. Подросток еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов Я негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же образ Я достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого подростка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты. Допустим, мальчик, считающий себя смелым, струсил. Рассогласование его представлений о себе и реального поведения может вызвать такие болезненные переживания, что, избавляясь от них, он начинает убеждать всех, и прежде всего себя, что этот поступок был разумным, его требовали обстоятельства, и поступить иначе было бы глупо механизм рационализации или признает,
что он струсил, но ведь и все его приятели трусы, каждый поступил бы так же на его месте механизм проекции и т.п. Помимо реального Я Я-концепция включает в себя идеальное Я. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное Я может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться
в обидчивости, упрямстве, агрессивности Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу.
Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо кажется, что в один прекрасный день слабый и боязливый вдруг нокаутирует первого в классе силача и нахала, а троечник блестяще напишет контрольную работу. Вместо того чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему Я-концепцию. У части детей Я-концепция может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае это важнейший этап в развитии самосознания. Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях неучебных занятиях.
Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о подростковых реакциях. Увлечения сильные, часто сменяющие друг друга, иногда запойные характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Выбирая себе занятие по душе, подросток удовлетворяет и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность, и некоторые другие. Именно в этот период появляется потребность в серьезной самостоятельной
деятельности, которая в принципе может удовлетворяться в рамках школьного обучения. По мнению Д.Б. Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен к переходу учебной деятельности на более высокий уровень. Учение может приобрести новый личностный смысл стать деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию Характер увлечений подростка тесно связан с интенсивным становлением в данном возрасте типа характера. Общение со сверстниками – у подростков столь же эмоционально, что и увлечения.
Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Отношения со взрослыми прежде всего с родителями, еще одна значимая сфера отношений подростков. Влияние родителей уже ограничено иваются все сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой
и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей. В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит
главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться принять чувство взрослости своего ребенка. Одна из ярких особенностей подросткового возраста личностная нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной взрывчатости, т.е. эмоциональной лабилъностии, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме. Но личностная нестабильность это больше, чем колебания эмоционального фона.
Для подростка характерна нравственная неустойчивость. Нормам, правилам поведения большинство подростков следует для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей, сохранить с ними хорошие отношения, получить их одобрение. Ориентация на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и определяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних влияний. Поскольку подростки ищут для себя референтные группы среди сверстников и нуждаются в близких друзьях, часто мнение последних становится определяющим. Иногда под влиянием приятеля или группы за компанию дети совершают поступки, на которые самостоятельно не решились бы и о которых позже могут жалеть. Подросткам свойственна и неустойчивая самооценка. Так же, как поведение, их самосознание во многом зависит от внешних влияний. Как-то особенно посмотрела на перемене девочка и подросток кажется себе лучше и интереснее, чем раньше.
О личностной нестабильности подростка судят и по реальному проявлению у него совершенно разных качеств, часто противоположных, по противоречивости его характера и устремлений. В подростковом возрасте у одного и того же ребенка стремление быть признанным и уважаемым другими сочетается с показной независимостью и бравированием своими недостатками, застенчивость с развязностью, сентиментальность с черствостью, чувственное фантазирование с сухим мудрствованием.
Подросток хочет быть таким же, как все, и пытается выделиться, отличиться любой ценой борется с авторитетами, общепринятыми правилами и идеалами и обожествляет случайных кумиров. Список Литературы. 1. Р.С. Немов Психология обазования. 2. Л.С. Выготский Психолгия.