Филиал Санкт-Петербургскогогосударственного
инженерно-экономическогоуниверситета в г. Череповце
Контрольная работа подисциплине
«Русский язык и культураречи».
Череповец, 2006
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………3
Этапы подготовки речи…………………………………………………………………………3Докоммуникативная фаза………………………………………………………………3Определение темы и цели выступления………………………………………3 Оценка аудитории и обстановка……………………………………………….4 Кодирование…………………………………………………………………….4 Фактологический материал……………………………………………………4 Коммуникативная фаза…………………………………………………………………5
Структура выступления……………………………………………………………………….5Выступление……………………………………………………………………………5Основная часть…………………………………………………………………………5Заключение……………………………………………………………………………..5Способ выступления…………………………………………………………………..5Уловки оратора………………………………………………………………………..6Имидж оратора…………………………………………………………………………6
Заключение……………………………………………………………………………………..8Введение
Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупностьопераций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы,дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.
Не только умение подготовить речь, но и умение свободнодержаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой ибезошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требованияк стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.Этапыподготовки речи
Работу по подготовке речи можно подразделить на двеосновные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную– взаимодействие с аудиторией.
1. окоммуникативная фаза
В докоммуникативной фазе различают два начальных этапа:
–
–
Работа на этих этапах носит характер учета и оценкиобъективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой,расписанием и т.п. Состояние аудитории и обстановка также не выбираютсявыступающим.
· Определение темы и цели выступления
Тему выступления следует тщательно выбирать. Если естьвозможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно личновыступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.
Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобыона представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет,разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагатьновую версию.
Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала вограниченное время. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют».
Если есть возможность, то необходимо подумать над будущейречью несколько дней. За это время появится множество новых идей.
Стержневая идея – это основной тезис, который необходимоясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речиможет быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Стержневая идея дает возможность задать определеннуютональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситьсяс сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, ноподразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или«Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегкараздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею дослушателей.
Возможные интонационные окраски выступлений следующие:
–
–
–
–
–
–
–
–
Сформулировать основной тезис означает ответить навопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
–
–
–
После подготовки плана выступления полезнопроконтролировать себя вопросами:
–
–
–
–
· Оценка аудитории и обстановки
Спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответзатруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которымобращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять вовнимание следующие характеристики аудитории:
–
–
–
–
–
–
Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми изпредполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.
Место выступления – очень важный фактор успешноговыступления. Для того чтобы чувствовать себя уверенно, нужно заранее придти взал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимоотрегулировать.
· Кодирование
Оценка темы, цели и аудитории является основой и фономследующего этапа докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. созданиясообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и всоответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:
–
–
–
–
· Фактологический материал
Цифровые данные, для облегчения восприятия лучшедемонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять ихзачитыванием.
Лучше всего, когда в устном выступлении количествоцифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводитьполностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.
Докоммуникативная фаза обязательно должна завершатьсярепетицией выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями,можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролироватьхронометраж, качество выступления – одним словом, посмотреть на себя состороны.
Подготовка по существу вопросов:
–
–
–
–
–
2. оммуникативная фаза
Коммуникативная фаза – это произнесение речи, ответы навопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д.
Оратору, стремящемуся к достижению успеха,конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление. Такуюподготовку можно представить в виде следующих составных частей:
–
–
– Структуравыступления.
Выступление должно состоять из трех частей:
1.
2.
3.
Примерное распределение времени:
–
–
–
1. Вступление.
Вступление – важная часть, так как более всегозапоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно продуманным. Оновключает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с цельюточного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи.«Засиживаться» на вступлении не стоим – оно должно быть кратким.
При подготовке вступления следует выбрать тему, котораяимеет целью вызвать интерес публики.
2. Основнаячасть.
Основная часть – всестороннее обоснование главноготезиса. Некоторые варианты системного построения аргументации:
–
–
–
–
Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшемуосмыслению слушателями идеи. При этом очень важно не перерасходовать время,обязательно оставив его для заключения.
План развития основной части должен быть ясным. Предметвыступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано какможно больше фактологических материалов и необходимых примеров.
3. Заключение
Заключение – формулирование выводов, которые следуют изглавной цели и основной идеи выступления.
Правильно построенное заключение способствует хорошемувпечатлению от выступления в целом.
В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и,кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части,которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительнымзаявлением, подводящим итог выступлению.
4. Способвыступления
Необходимо избрать способвыступления – заглядывая в конспект или избегая чтения текста. Использованиеконспекта очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходятсами собой. Чтение же заранее написанного текста значительно уменьшает влияниевыступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковываетвыступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможностиоткликаться на реакцию аудитории.Уловки оратора
Следует,однако, не забывать, что никакие навыки и умения сами по себе не принесутуспеха выступающему, если его разговор с аудиторией не будет проникнут глубокойидейностью и убежденностью в то, о чем говорится.
Общеизвестно, что бесстрастнаяи вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересно иважной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складноевыступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, еслиаудитория поверит в искренность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающаяувлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
Обратим внимание на некоторые часто встречающиеся…
§
Установлено, что коротки фразы легче воспринимаются наслух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу,содержащую боле тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушаячетырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают егоначало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастныхоборотом. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию почастям.
§
Паузы – очень важный элементвыступления. Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза вустной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. После сложныхвыводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могливдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающийхочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять споловиной секунд (!). Обращение к аудитории
Известно, что обращение к собеседнику по имени создаетболее доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлениитакже можно использовать подобныеуловки. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вамизвестно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы каудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие наволю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересныему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.
§
Другой элемент речевого этикета –комплимент. По своей сути комплимент содержит в себе психологический механизм внушения. Особенно эффективенкомплимент на фоне антикомплимента себе самому. Стиль комплимента слушателямзависит от ситуации, предыдущего контекста речи и специфики взаимоотношенийвыступающего и аудитории.Реакция аудитории
Во время выступления должно постоянно контролироватьреакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяюторатору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросовпридется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка можетразрядить атмосферу.
§
Представление. В начале выступлениянеобходимо представиться. Представление может осуществляться без посредника илипри помощи посредника. В официальной обстановке может быть такое начало:
–
В этой форму оттенокофициальности выражен очень ярко. Возможны и другие формы представления – менееофициальные:
–
Говорящий как бы проситпредварительное разрешение вступить в контакт, назвать себя. Далее, выступающийназывает свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (принеобходимости) место работы, должность и профессию.
Прощание. Для делового общенияхарактерны стилистически нейтральные стереотипы прощания:
–
–
Нужно иметь ввиду, что во многихслучаях перед прощанием желательно поблагодарить собравшуюся публику.
§ языкжестов и поз
Еще одна особенность употребленияречевых формул приветствия и прощания состоит в их сочетании с невербальнымисредствами (жест, улыбка), выражающими внимание, доброжелательность, готовностьк контакту.
Не стоит прятаться за трибуной, не стоит боятьсяпередвигаться по сцене.
Стоять нужно прями и перенести центр тяжести с пяток наноски.
С отдельными слушателями можно наладить зрительный контакт.Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр голоса,подчеркивая новые и важные мысли.
Очень важно контролировать скорость речи: при быстрой речиаудитория не воспринимает всего материала, а при медленной – люди отвлекаются.Имидж оратора
Власть оратора над аудиторией зависит не только от егосилы, ума и воли, но и от производимого им впечатления и его привлекательности.Создание позитивного образа играет значительную роль в достижении успеха.Случается, что одна неподходящая деталь или не сочетающиеся цвета могутразрушить весь тщательно продуманный костюм. Одежда может испортить все выступление, если голова будет занята невыступлением, а тем, что пуговица на пиджаке болтается и ниточке и вот-вотупадет.
Роль одежды в деловом общении очень значительна,поскольку она несет многомерную информацию о своем обладателе:
–
–
–
–
Одежда влияет на успех или неуспех. Психологическаяоснова этого – «эффект ореола».
В зависимости от ситуации, деловой костюм может быть вдостаточно свободных комбинациях (например, водолазка вместо сорочки), ноувлекаться этим не стоит. Не стоит и слепо следовать новинкам моды. Если фигурамужчины не подходит по описание «высокий и стройный», то двубортный костюм изгардероба лучше исключить – он еще больше «укоротит» фигуру, а полных превратитв «колобков».
А чем отличается костюм деловой женщины? Для деловойженщины нет мелочей. Все – от прически до обуви — тщательно продумано. Естьнесложные правила создания имиджа преуспевающей женщины. При подборе одеждыважно:
– из прозрачных материалов, толстых свитеров, декольте и мини-юбок.
–
–
Аргументация. Убедить – значит логическими доказать илиопровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача. Эрудиция,доброжелательность и тактичность создают обстановку, располагающую к беседе.Для достижения успеха необходимо уметь выражать свои идеи, возбуждать ваудитории интерес к речи.
Нужнобыть готовым к ответам на возможные вопросы.Заключение
Такимобразом, чтобы выполнить свою задачу и донести до слушателя слово, выступающийдолжен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков,среди которых важнейшими являются:
– знания основныхсоциальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи;
– умение подобратьматериал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой,законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи испецифики аудитории;
– умение установитьконтакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне ииспользуя обратную связь с аудиторией;
– безупречное владениеустной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требованийкультуры речи;
– умение отвечать навопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.
Перечисленныеосновные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результатеупорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями – значит непонимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.