–PAGE_BREAK–
В борьбе против С.Стамболова объединились сторонники Д.Цанкова и П.Каравелова (“нелегальная оппозиция”), к которым также присоединились приверженники В.Радославова (“легальная оппозиция”). Действия каждой из сторон отличались крайней нетерпимостью и бескомпромиссностью.
С.Стамболов постоянно демонстрировал решительность и жесткость в подавлении любых посягательств на власть. В 1890 г. он одобрил смертный приговор, вынесенный майору К.Панице, организовавшему заговор против С.Стамболова и Фердинанда 1. К.Паница надеялся отстранив Фердинанда 1 восстановить отношения с Россией, являвшейся, по его мнению, единственной силой, способной принести свободу Македонии. Это позволило С.Стамболову использовать заговор К.Паницы также в качестве средства давления на Порту, чтобы добиться от последней ряда уступок, касавшихся Македонии. В 1891 г., после убийства вместо С.Стамболова перед домом П.Каравелова в г.Софии министра финансов Х.Белчева, были арестованы деятели оппозиции П.Каравелов, К.Арсениев, Т.Китанчев и др. Обращение жены П.Каравелова Е.Каравеловой к находившимся в г.Софии дипломатическим представителям других стран в защиту подсудимых привело к выдвижению государственным прокурором требования вынесения ей смертного приговора. Но если Е.Каравелова и ее сподвижницы были оправданы, то П.Каравелов осужден на 5 лет тюремного заключения, Т.Китанчев — на 3 года, а четыре участника данного процесса были приговорены к смертной казни. Несмотря на применявшиеся репрессивные меры, противники С.Стамболова продолжали прибегать к насилию в борьбе против него. В 1892 г. в Константинополе был убит дипломатический представитель Болгарии, сторонник политики С.Стамболова Г.Вылкович.
Ситуация грозила взрывом. В этой обстановке 17 (29) мая 1894 г. князь Фердинанд принял отставку С.Стамболова неожиданно для него самого. Недовольный встречей Фердинанда с послом России в г.Вене, состоявшейся весной 1894 г., он заявлением об отставке рассчитывал только выразить князю свое недовольство, надеясь, что Фердинанд, как это было в 14 предыдущих случаях, попросит его не уходить. Однако С.Стамболов, будучи реалистичным политиком, в данном случае пропустил тот момент, когда он из необходимой опоры стал для князя помехой. Диалектика взаимоотношений Фердинанда 1 и С.Стамболова состояла в том, что чем прочнее становились позиции князя, тем слабее — премьер-министра. Сложившиеся в 1894 г. обстоятельства требовали для укрепления положения князя отстранения С.Стамболова.
Главой правительства вместо С.Стамболова князь назначил К.Стоилова. Сформированный К.Стоиловым кабинет был составлен из представителей различных группировок. Однако уже в начале июня 1894 г. К.Стоилов и его единомышленники заложили основы новой партии, названной Народной. По замылу создателей партии “власти”, она должна была стать консолидирующим фактором, объединив имевшие место политические группировки. В нее действительно первоначально вошел ряд бывших приверженников консервативного течения, а также Д.Цанкова, П.Каравелова, В.Радославова. В качестве одной из основных своих задач партия декларировала “содействие укреплению на престоле династии князя Фердинанда”. Организационная структура Народной партии, созданной административным путем, не отличалась от таковой других партий и полностью соответствовала политической организации болгарского общества. Главной фигурой партии являлся шеф (вождь), должность которого считалась пожизненной. Центральный комитет имел лишь совещательные функции при шефе.
Правительство К.Стоилова начало свою деятельность с “чистки” административного аппарата, из которого были устранены сторонники С.Стамболова. Одержанная на выборах в 8-е Обыкновенное Народное собрание победа позволила составленному из членов Народной партии новому правительству К.Стоилова создать парламентскую комиссию по расследованию деятельности кабинета министров С.Стамболова. Однако после убийства в 1895 г. С.Стамболова комиссия прекратила свою работу. К судебной ответственности никто привлечен не был. Наряду с этим правительство объявило “всеобщую амнистию” для тех, кто был осужден за политические преступления в период с 1883 г. по 1894 г.
Конкретные действия правительства Народной партии во главе с К.Стоиловым зачастую расходились с его заявлениями относительно приверженности принципам демократии и конституционным методам управления. Особо это проявлялось во время выборов, когда помимо испытанных способов обеспечения победы нужному кандидату (угроз в адрес неугодных кандидатов, использования “помощи” армии и т.д.), “вводились” новые — тушение свечей при подсчете бюллетеней, их уничтожение и т.п. (выборы в 9-е Обыкновенное Народное собрание состоялись в 1896 г.). Согласно утвердившейся в 90-х гг. Х1Х в. в Болгарии практике, выборы не отражали общественных настроений. Они служили лишь средством легализации уже намеченных для избрания кандидатур. Политические убийства в период правления Народной партии по-прежнему оставались составной частью болгарской реальности. В 1897 г. при покушении на М.Такева был убит выдающийся писатель и общественный деятель Алеко Константинов. Тем не менее, конфронтация между соперничавшими политическими группировками не являлась настолько острой, а методы управления не были настолько жесткими как при С.Стамболове.
Экономическую политику правительства Народной партии отличала полная преемственность по отношению к созданной С.Стамболовым системе государственного протекционизма. В декабре 1894 г. (январе 1895 г.) был принят закон о покровительстве местной промышленности, в 1897 г. — закон об обязательном ношении в рабочее время одежды и обуви местного производства, который, в первую очередь, касался государственных служащих. В 1896 г. Народное собрание вынесло решение относительно заключения торговых договоров на основе повышения таможенных пошлин. Подписанные в 1896-1897 гг. правительством К.Стоилова торговые договоры с Австро-Венгрией, Россией, Францией, Италией, Великобританией, Германией, Голландией и Сербией предусматривали повышение таможенных пошлин в среднем до 14% от стоимости ввозимых товаров. Правительство Народной партии также уделяло особое внимание расширению сети железных дорог. При нем было закончено строительство трех линий.
Действуя в направлении развития промышленности, правительство К.Стоилова вместе с тем предпринимало меры по улучшению состояния сельского хозяйства. Оно пыталось стимулировать переход к интенсивной системе ведения сельского хозяйства. Были приняты законы об ограничении ростовщичества, страховании посевов и скота, реорганизации сельскохозяйственных касс и т.п. Правительство ввело поземельный налог, заменивший взимавшуюся с 1892 г. в денежном исчислении десятину. В целях развития животноводства оно разрешило беспошлинный ввоз крупного рогатого скота.
Самое основное, — правительству К.Стоилова удалось разрешить длившийся более 9 лет “болгарский кризис”. В 1895 г. после ряда подготовительных шагов г.Петербург посетила официальная делегация во главе с митрополитом Климентом под предлогом возложения венка на могилу скончавшегося в 1894 г. императора Александра 111. Делегация была принята императором Николаем 11 и министром иностранных дел А.Б.Лобановым. Проведенные встречи показали, что российская сторона не возражает против восстановления отношений с Болгарией, но при условии крещения наследника престола Бориса 111 по православному обряду.
Фердинанд Сакс-Кобург-Готский в 1893 г. взял в жены княжну Марию-Луизу Пармскую. Этот акт, который был призван укрепить положение Фердинанда 1 (в 1893 г. умер Александр 1 Баттенберг, оставив наследника), стал возможным благодаря решительности С.Стамболова. Последний, следуя, в частности, требованию отца невесты, являвшемуся ревностным католиком, настоял на внесении поправки в Тырновскую конституцию. В соответствии с ней допускалось пребывание “в иной христианской вере” не только избранного на болгарский престол князя, но и первого престолонаследника (статья 38). Изменение 38 статьи Конституции в свое время привело к дистанцированию от С.Стамболова многих его бывших сторонников, исходивших из того, что утверждение католической династии в Княжестве бесповоротно лишит Болгарию возможности примирения с Россией.
В феврале 1896 г. Борис 111 был крещен по православному обряду, причем его крестным стал российский император Николай 11. За этим последовало восстановление отношений между Болгарией и Россией. В годовщину заключения Сан-Стефанского договора Фердинанда 1 в качестве князя Болгарии и генерал-губернатора Восточной Румелии признал султан.
В принципе, правительство Народной партии, одним из лозунгов которой являлся: “Болгария прежде всего, Болгария целостная и суверенная”, в своем отношении к великим державам придерживалось намеченной С.Стамболовым линии, которую отличали прагматизм и самостоятельность.
Что же касается политики С.Стамболова, связанной с реализацией национально-государственных интересов Болгарии, то К.Стоилов попытался ее продолжить. Воспользовавшись осложнениями, вызванными армянской проблемой, кабинет К.Стоилова в июне 1895 г. поставил перед Портой вопрос относительно проведения предусмотренных 23 статьей Берлинского договора реформ в Македонии. В 1897 г. в ответ на лояльность Болгарии во время греко-турецкого вооруженного конфликта султан разрешил назначить владык Болгарского экзархата в три македонские епархии: Монастирскую (Битольскую), Дебарскую и Струмицкую.
Начавшийся в 1897 г. экономический кризис значительно подорвал позиции кабинета К.Стоилова. Невозможность справиться с ним явилась одной из основных причин падения правительства К.Стоилова. Другой, — стало осложнение его отношений с Фердинандом 1. Последнего не устраивало положение особы “царствующей, но не управляющей”. Признание его великими державами открыло перспективу для реализации идеи создания сильной монархической власти. Однако образованная с целью, в частности, укрепления позиций вырвавшегося в 1894 г. из-под опеки С.Стамболова Фердинанда 1 Народная партия фактически отказалась от данной идеи, выступив с тезисом относительно допустимости “разумного участия” князя в управлении страной. Точку на правлении Народной партии поставил заключенный на крайне невыгодных условиях заем в размере 290 млн. левов для того, чтобы ликвидировать имевшую место зависимость от Компании восточных железных дорог. В январе 1899 г. К.Стоилов заявил об отставке обновлявшегося в 1896-1897 гг. кабинета министров.
Осуществлению замыслов Фердинанда 1, связанных с концентрацией властных полномочий в своих руках, во многом способствовала калейдоскопическая смена правительств: коалиционный кабинет Д.Грекова продержался с января по октябрь (ноябрь) 1899 г., правительство партии В.Радославова во главе с Т.Иванчовым — с октября (ноября) 1899 г. по февраль (март) 1901 г., коалиционное правительство П.Каравелова, составленное из представителей Демократической и Прогрессивно-либеральной партий, — с февраля (марта) 1901 г. по декабрь 1901 г. (январь 1902 г.) и кабинет Прогрессивно-либеральной партии, руководимый С.Даневым, — с декабря 1901 г. (января 1902 г.) по май 1903 г.
Если правительства С.Стамболова и К.Стоилова сориентировали свои действия на проведение экономической модернизации, то кабинет С.Данева — на модернизацию государственно-административной системы. Он предпринял попытку либерализировать методы внутреннего управления. Первые результаты его деятельности проявились уже во время состоявшихся в начале 1902 г. парламентских выборов. Причем сама Прогрессивно-либеральная партия, а вслед за ней и Демократическая, претерпели организационную и идейную трансформацию в смысле обретения ими вида современных политических организаций.
В области внешней политики правительство С.Данева выступало за сближение с Россией. Итогом его усилий явилось подписание в мае (июне) 1902 г. во время визита Фердинанда 1 и С.Данева Петербурга двусторонней военной конвенции в противовес заключенному между Австро-Венгрией и Румынией соглашению. В итоге, российская дипломатия оказала активное содействие кабинету С.Данева в решении вопроса относительно получения им на выгодных условиях заема у французских банков в размере 106 млн. левов, который способствовал выводу страны из финансового кризиса и достижению на определенное время внутриполитической стабилизации. Последнее позволило правительству Прогрессивно-либеральной партии переключиться на проблемы внешней политики. Однако, несмотря на предпринимавшиеся шаги, нормализовать отношения с балканскими странами ему не удалось. Препятствием здесь являлось, прежде всего, их соперничество по вопросу относительно Македонии.
Неудачи правительства С.Данева в решении задач внешней политики, осложнение отношений с Фердинандом 1, связанное с явной пророссийской ориентацией кабинета, вынудили его подать в отставку в мае 1903 г.
Формирование нового кабинета министров было доверено Народно-либеральной партии. Однако его главой стал не лидер партии Д.Петков, получивший пост министра внутренних дел, а доверенное лицо князя — генерал Рачо Петров. На основании чего, как правило, с мая 1903 г. ведется отсчет утверждения личного режима Фердинанда 1.
Свою деятельность правительство Народно-либеральной партии начало с внесения поправок в закон о чиновниках (июнь 1903 г.). Это позволило ей в соответствии с установившейся в Болгарии традицией провести перестановки в государственно-административном аппарате. Несколько позже, с тем, чтобы ограничить возможности оппозиции, было распущено 12-е Обыкновенное Народное собрание и обеспечена ставшими обычными способами победа Народно-либеральной партии на выборах в 13-е Обыкновенное Народное собрание. Укрепив таким образом свои позиции, правительство Народно-либеральной партии приступило к реализации имевшейся у нее программы преобразований в экономике, направленной на ускоренное развитие последней.
Кабинет Народно-либеральной партии уделял внимание модернизации средств производства и повышению квалификации рабочих, торговцев и т.д., считая при этом необходимым поощрять, в первую очередь, крупные промышленные предприятия. Применительно к потребностям страны им в 1905 г. были установлены новые таможенные тарифы, — высокие на продукцию сельскохозяйственного производства и низкие на необходимую продукцию промышленного производства. В том же 1905 г. Болгария подписала договор о таможенном союзе с Сербией, предусматривавший за небольшими исключениями осуществление беспошлинной торговли между двумя странами. В 1905-1907 гг. она заключила, в очередной раз нарушая Берлинский договор, новые торговые соглашения с Россией, Германией, Великобританией, Францией, Турцией и Румынией. Тем самым Княжество продемонстрировало формальный характер своей зависимости от Оттоманской империи, значительную степень обретенной им после 1879 г. самостоятельности. В 1906 г. был принят закон о торгово-промышленных палатах. Одновременно велось строительство железных и шоссейных дорог, пристаней, благоустройство городских центров.
Кабинет Народно-либеральной партии приложил немалые усилия для реформирования финансовой системы. Улучшение, в результате, сбора прямых налогов, распродажа государственного имущества привели к увеличению доходов в государственный бюджет, среднегодовой прирост которого составил 6,11%. При этом с 1903 г. около 30% государственного бюджета уходило на модернизацию вооруженных сил Болгарии. За первых два года правительство Народно-либеральной партии затратило на перевооружение армии около 120 млн. левов.
В 1903 г. был принят специальный закон об устройстве армии. Кадровый состав последней возрос с 25 000 до 60 000 человек. Были проведены и структурные перемены: сформированы новые дивизионные штабы и созданы 34 инспекционные области. Генеральный штаб разработал планы будущей войны с Оттоманской империей.
Перевооружение армии не обошлось без злоупотреблений. Афера, связанная с поставками для армии, в которой оказались замешаны многие первые лица государства, вынудила генерала Р.Петрова подать в отставку. В 1906 г. пост премьер-министра занял Д.Петков.
Смена главы правительства в 1906 г. прошла на фоне роста стачечного движения в стране, которое подтолкнуло правительство Народно-либеральной партии к созданию системы норм, регулирующих отношения с рабочими. Были приняты законы о защите труда женщин и детей, помощи государственным рабочим при несчастных случаях, рабочей инспекции и т.п.
Действия кабинета Народно-либеральной партии в области внешней политики были направлены на достижение полной самостоятельности Княжества и на реализацию национально-государственных интересов последнего. Усиленная дипломатическая деятельность правительства была связана с восстанием населения Македонии и Фракии, организованным Внутренней македоно-одринской революционной организацией (ВМОРО). Восстание в Македонии началось 20 июля (2 августа) 1903 г. в Ильин день (отсюда его обозначение — “Илинденское”). Оно охватило юго-западную Македонию (Монастирскую (Битольскую), Охридскую, Леринскую (Флоринскую) и др. казы). В городе Крушево повстанцы провозгласили так называемую Крушевскую республику. Неравные бои с войсками империи длились около трех месяцев. Погибло приблизительно 5 000 человек, более 200 сел было сожжено, около 30 000 человек эмигрировало. Подобная участь постигла также восстание, вспыхнувшее в августе 1903 г. в Эгейской Фракии (“Преображенское”). Образованная в горах Странджа (Истранджа) так называемая Странджанская республика продержалась около месяца. Правительство Болгарии обвинило в происшедшем Оттоманскую империю, отказывавшуюся от проведения каких бы то ни было реформ в Македонии и во Фракии. Весной 1904 г. Болгария и Турция заключили соглашение, предусматривавшее возможность возвращения беженцев из Македонии и Фракии (из Фракии после Преображенского восстания эмигрировало около 20 000 человек) и др. меры в ответ на отказ Болгарии от использования ее территории для вооруженных нападений на империю. В определенной мере оно дополнило Мюрцштегское соглашение России и Австро-Венгрии 1903 г. относительно проведения реформ в 3-х вилайетах Оттоманской империи.
Однако предпринимавшиеся правительством Народно-либеральной партии попытки провозгласить независимость Княжества не оказались результативными. Этого добился кабинет министров Демократической партии во главе с А.Малиновым.
3. Провозглашение независимости Болгарии
Злоупотребления высших государственных чинов, выразившиеся в нескольких миллионах левов, усиливало недовольство ими. Студенческая молодежь во время открытия Народного театра в г.Софии (январь 1907 г.) освистала Фердинанда 1. Большая часть студентов была арестована и отправлена в армию. Против этих полицейских мер выступили профессора Софийского университета, за что их уволили. Тем не менее протесты только ширились. В этой обстановке в феврале (марте) 1907 г. был застрелен премьер-министр Д.Петков. Удержаться Народно-либеральной партии у власти не удалось. В начале 1908 г. Фердинанд 1 принял отставку у П.Грудева.
Следующий кабинет министров, который возглавил А.Малинов, был составлен из представителей Демократической партии. Правительство А.Малинова, заявившее о своей приверженности “истинной демократии”, отменило примененные в 1907 г. к студентам и преподавателям Софийского университета меры, провело через Народное собрание ряд законодательных актов, направленных на улучшение положения рабочих и т.п. В результате, ему удалось снять на время политическое и социальное напряжение в стране. Это позволило правительству переключиться на решение проблем внешней политики.
К 1908 г. Болгария де-факто являлась суверенным государством. Ей удалось избавиться от ограничений, предусматривавшихся Берлинским договором: от уплаты вассального налога она отказалась под предлогом недоразумений, связанных с деятельностью международной комиссии по определению размера налога, создала регулярную армию, заключала торговые договоры посредством двусторонних переговоров, самостоятельно устанавливала таможенные пошлины, назначала своих дипломатических представителей главным образом в другие балканские страны и т.д. Однако с точки зрения международно-правовых отношений Болгарии для обретения прерогатив правоспособного субъекта внешнеполитического действия требовалось признание ее суверенитета.
Поднятое в Оттоманской империи младотурками восстание под лозунгом восстановления конституции 1876 г. и их приход к власти подтолкнули правительство Демократической партии вновь поднять вопрос относительно предоставления Болгарии независимости. Однако и на этот раз проведенный зондаж не принес ожидавшихся результатов. Между тем в г.Константинополе произошел инцидент, названный “инцидент Гешова”. И.Гешов, дипломатический представитель Болгарии, не был приглашен на прием (30 августа (11 сентября) 1908 г.) по случаю дня рождения султана. Болгарская сторона расценила это как стремление правительства младотурков подчеркнуть вассальное положение Болгарии и как, по словам премьер-министра А.Малинова, “отличный повод поднять энергично вопрос о независимости”. И.Гешов был отозван из Константинополя, а Софию, в свою очередь, покинул комиссар Турции.
Воспользовавшись забастовкой служащих Компании Восточных железных дорог, правительство Демократической партии объявило 9 (21) сентября 1908 г. отрезки ее путей на территории Болгарии собственностью последней. Таким образом был денонсирован очередной пункт Берлинского договора. На следующий день, 10 (22) сентября 1908 г., в разгар споров по вопросу относительно действий правительства А.Малинова и их последствий Фердинанда 1 принял император Австро-Венгрии. На состоявшейся встрече обе стороны согласовали свои планы, непосредственно связанные с нарушениями Берлинского договора.
Фердинанд 1 провозгласил независимость Болгарии 22 сентября (4 октября) 1908 г., а Тырновский митрополит венчал его на царство. В тот же день император Австро-Венгрии подписал рескрипт об аннексии Боснии и Герцеговины. Затем, правительство Греции заявило о присоединении Крита к Греции. В итоге, на Балканах вновь возник острый кризис.
Турция провела частичную мобилизацию, стянув войска к границе с Болгарией. Центральный комитет младотурков организовал бойкот болгарским товарам. В этой крайне сложной и запутанной обстановке правительство Демократической партии начало переговоры по проблеме признания независимости Болгарии. Однако они практически сразу уперлись в вопрос размера финансовых компенсаций Турции. Выход из создавшегося положения нашла Россия. В интересах Болгарии она обязалась выплатить Турции 125 000 000 левов за счет турецкого долга по контрибуциям. В ответ Болгария должна была возвратить России 82 000 000 левов посредством формального заема в российском государственном банке на выгодных условиях. Российско-турецкие переговоры закончились 3 (15) марта 1909 г. После чего Болгарии был предоставлен заем на 75-летний срок без каких-либо гарантий, без какого-либо контроля, под низкий процент. Турция признала независимость Болгарии 9 (21) апреля 1909 г. Вслед за ним последовало признание со стороны великих держав. Таким образом Болгария обрела свой суверенитет.
4. Экономическое развитие Болгарии в 1878-1912 гг.
болгария независимость суверенитет балканский кризис
До 90-х гг. XIX в. фактически отсутствовала какая-либо целостная концепция экономического развития Болгарии, что, в значительной степени, объяснялось ее общей отсталостью.
Согласно проведенной в 1905 г. в Болгарии переписи населения, его численность составляла 4 035 575 человек (см. таб. 1). Из них 3 102 446 (91,1 %) проживало в деревне. Количество городских жителей в период с 1880 г. (543 тыс. человек) по 1910 г. (823 тыс. человек) увеличилось на 1%. При этом за указанный период число жителей Софии возросло с 20 тыс. до 103 тыс. человек, главным образом за счет концентрации в столице государственной администрации, а также промышленных предприятий. Непосредственно же в сельском хозяйстве было занято 77,03 % населения. продолжение
–PAGE_BREAK–