Путь к материнству начинается с младенчества

Падениерождаемости, брошенные дети при живых родителях и брошенные старики при живыхдетях, конфликтные взаимоотношения родителей и подростков, не любящие детейвоспитатели в детских садах и учителя в школах, — не звенья ли это одной цепи?Давайте попробуем разобраться во взаимоотношениях между взрослыми и детьми,начиная с самых истоков, со взаимоотношений между ребенком и матерью.
Выкогда-нибудь наблюдали, как ведут себя с младенцем разные мамы в поликлинике,ожидая очереди на прием к педиатру? Одна мама осторожно кладет малыша напеленальный столик, разворачивая одеяльце и пеленки, ласково разговаривает сним, ее движения нежны и неторопливы. Она все время сосредоточена на ребенке,пытается развлечь его, играет, показывает игрушку. Если малыш расплакался, мамаберет его на руки, успокаивает ласковыми словами.
Другаямама ведет себя иначе. Ее движения резки и торопливы, выражение лица суровоеили безразличное. Молча распеленав младенца, она стоит рядом и не обращает нанего никакого внимания. Если ребенок начинает капризничать, она высказываетнедовольство, требует: «Прекрати нытье!». Взяв младенца на руки,трясет его, как неодушевленный предмет, ей и в голову не приходит приласкатьмалыша, отвлечь его разговором или игрушкой.
КакВы считаете, какая мама ведет себя более правильно? Если поставить себя наместо ребенка, то нетрудно представить, что у первой мамы малыш чувствует себялюбимым, нужным, защищенным, а у второй — одиноким, предоставленным самомусебе, досадной помехой для окружающих.
Атеперь попробуйте понаблюдать, как ведут себя мамы на детской площадке во времяпрогулки с детьми постарше — годовалыми или двухлетними. Одна мама сидит вместес малышом в песочнице, помогает накладывать песок в ведерко, показывает ему,как делать куличики, подбадривает, если куличик не удался: «Ничего, давайпопробуем еще раз, я тебе помогу». Когда же у ребенка получается хорошийкуличик, мама искренне радуется вместе с малышом, хвалит его.
Другаямама тоже пытается научить малыша делать куличики. Но при этом она ничем непомогает ему, лишь понукает и поддразнивает: «Давай, давай, учись делатьсам! Эх ты, неумеха, ничего у тебя не получается!» Третья мама сидит наскамейке около песочницы, равнодушно наблюдает за малышом и время от времениделает ему замечания: «Не смей брать песок в рот!» «Не беричужие формочки! Я кому говорю?!» Ребенок не слушается, мама сердитохватает его за руку, шлепает и тащит за собой к скамейке. У малыша заплетаютсяноги, он сопротивляется, плачет. «Будешь сидеть в наказание здесь», — говорит мама, и ребенок, продолжая плакать, сидит на скамейке.
Задумайтесь,у какой мамы складываются более доверительные отношения с малышом, и у кого издетей больше шансов научиться делать куличики?
Этизарисовки характеризуют лишь некоторые отдельные грани материнского поведения.Однако они дают представление о различиях в отношении разных матерей к своимдетям и в стиле воспитания. В вопросе о том, что такое «хорошаямать», мнения разных людей расходятся. Одни считают, что хорошая мамадолжна быть доброй и ласковой, другие уверены, что хорошая мать должна бытьстрогой и требовательной, третьи думают, что материнская любовь должна сочетатьв себе и нежность, и строгость. Однако встречаются и те, кто считает, что матьвообще не может быть хорошим воспитателем, поэтому ребенка с самого рождениядолжно «воспитывать государство». Как же обстоят дела на самом деле?
Проблема«хорошей матери» чрезвычайно сложна и многообразна. В разныеисторические времена у разных народов она решалась по-своему, поэтому несуществует однозначного ответа на вопрос «Какая мать лучше?» Внастоящее время над этой проблемой работали и работают многие ученые разныхспециальностей. Эта тема настолько широка, что не может быть рассмотрена вовсех своих аспектах в рамках одной статьи. Мы затронем ее со сторонысовременных представлений о психологической готовности к материнству иматеринской компетентности на этапе младенчества.
Проведенныев последние десятилетия исследования психологов и психиатров показали, чтодетско-родительские отношения в первые месяцы и годы жизни ребенка имеютчрезвычайно важное значение для его дальнейшего развития и психическогоздоровья.
Так,установлено, что недостаточное или неправильное общение с младенца со взрослыми(и в первую очередь с матерью) ведет к отклонениям и задержкам в егопсихическом развитии уже в первые месяцы жизни. Существуют данные о том, чтонеадекватное отношение матери к ребенку в раннем детстве может стать одной изпричин в развитии шизофрении и других заболеваний. Из литературы известнотакже, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, с раннегодетства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений в семье. Эти данныепобудили психологов к исследованию особенностей материнского поведения, ихвлияния на развитие ребенка и причин, определяющих формирование того или иноготипа «материнствования».
Первыеже работы обнаружили, что многие современные матери не обладают достаточнымуровнем компетентности в сфере воспитания маленького ребенка. Оказалось, что поданным одних авторов, уже на этапе беременности примерно у 40% из обследованныхженщин выявились те или иные особенности, могущие впоследствии оказатьнеблагоприятное влияние на развитие ребенка. По данным других авторов, около50% из обследованных психически здоровых матерей не могут выработатьадекватного отношения к ребенку на первом году жизни. По нашим данным, лишь 25%матерей из обследованной выборки обнаружили высокий уровень психологическойготовности к материнству и эффективности последующего материнского поведения.
Вчем же состоит психологическая готовность к материнству и в чем заключаетсяматеринская компетентность после рождения ребенка?
Материнская компетентность
Уровеньматеринской компетентности в воспитании ребенка после его рождения определяетсяне только умением матери осуществлять правильный уход за младенцем — соблюдатьправила гигиены, следить за его здоровьем, удовлетворять потребности в пище,тепле, т.е. создавать физиологический комфорт, но также знанием психологическихпотребностей маленького ребенка и способностью удовлетворять их.
Допоявления системы общественного воспитания матери в основном опирались наматеринской инстинкт и традиции воспитания, которые передавались из поколения впоколение. Обычно ухаживать за младенцем помогали бабушки, няни, старшие дети.Как правило, в семье росло несколько детей, и ко времени появления собственногоребенка женщина в большинстве случаев уже имела опыт ухаживания за младшимисестрами и братьями. В современном обществе многовековые традиции воспитанияноворожденных и младенцев во многом утеряны. Молодые матери часто оказываютсялишенными помощи бабушек, будучи единственным ребенком в семье, не имеют опытаконтактов с маленькими детьми. Уже несколько поколений матерей выросло всистеме общественного воспитания, которая многие традиции отвергла, признав ихустаревшими или вредными.
Внашей стране в системе общественного воспитания подход к детям младенческого ираннего возраста долгое время ориентировался преимущественно на процессысозревания организма, обеспечение физического здоровья и развития ребенка, наформирование у него различных навыков и умений. При этом игнорировались психологическиеусловия, необходимые для личностного развития малыша. Считалось, что развитиеличности начинается лишь с трехлетнего возраста, до этого срока происходят лишьпроцессы созревания. Следовательно, собственная активность ребенка, егопотребности и желания не принимались в расчет. Младенец расценивался какпассивный объект различных воздействий взрослого, который лучше знает, чтонужно ребенку. Естественное стремление малыша к удовлетворению целого рядапсихологических потребностей трактовалось как «капризы»; матери иблизким предписывалось не баловать его.
Так,категорически запрещалось «без необходимости» брать ребенка на руки,баюкать, укачивать, кормить и давать соску, если он плачет. «Идти наповоду» у материнского инстинкта, диктующего стремление утешить малыша,приласкать считалось чрезвычайно вредной воспитательной тактикой. При этом неучитывалось, что находясь на руках у матери, ребенок чувствует себя защищенным,любимым, получает все необходимые воздействия для развития органов чувств, т.е.испытывает психологический комфорт. Ведь недаром у многих народов принятообеспечивать младенцу тесный контакт с матерью: носить в «кенгуру» наживоте или спине.
Сегоднясчитается достоверно установленным, что сосание соски и укачивание некоторыммладенцам просто необходимо для того, чтобы успокоиться и уснуть, так как этоспособствует возникновению в головном мозге соответствующих биоритмов. С этойточки зрения, используемые в старину люльки и ритуал укачивания ребенка подколыбельную песню выполняли полезные и важные функции.
Негативноеотношение к «сюсюканью», так называемой «детской речи»,призывы разговаривать с младенцем обычным «взрослым» голосом такжеоказались неоправданными. Выяснилось, что маленькие дети особенно чувствительнык высоко интонированным звукам, использование в общении с ними «детскойречи» в первые месяцы жизни способствует созданию благоприятныхпредпосылок для овладения ребенком речью в будущем.
Долгоевремя рекомендовалось кормить ребенка строго по часам, а не по его потребности.В детских учреждениях всем детям предписывался единый режим сна ибодрствования. Но в последние годы даже врачи отказались от рекомендаций строгособлюдать режим. Во-первых, существуют большие индивидуальные различия впотребности в пище, сне и бодрствовании у разных детей. Во-вторых, у одного итого же ребенка в разные дни могут быть различные интервалы между кормлениями,а насильственное включение в режим часто оборачивается для малышадополнительным стрессом.
Вконечном итоге оказалось, что боязнь избаловать младенца может не толькопривести к его невротизации из-за невозможности адекватно удовлетворятьфизиологические и психологические потребности, но и затруднить установлениепрочных привязанностей между ребенком и матерью.
Спсихологических позиций, при таких воспитательных установках («не брать наруки, не укачивать, не давать соску, не реагировать на плач лаской, кормить почасам, а не по потребности») ребенок первых месяцев жизни не толькопереживает физиологический и психологический дискомфорт, но и испытываетдефицит общения со взрослыми.
Дефицитобщения создается по целому ряду причин. Во-первых, взрослые, не реагируя наплач ребенка, не беря на руки, не укачивая его перед сном, не разговаривая сним, сокращают количество общения по времени. Во-вторых, не удовлетворяянасущные потребности младенца, о которых он сигнализирует плачем, не проявляясочувствия, жалости, ласки в момент, когда малышу плохо, они лишаютсявозможности своевременно выразить ребенку свою любовь и нежность, и темзатрудняют формирование у него уверенности в родительской любви, защищенности,в своей «нужности» окружающим. И в-третьих, взаимодействуя смладенцем лишь по своей инициативе, действуя исходя не из интересов ипотребностей ребенка, а по абстрактным правилам, взрослые лишают малышавозможности развивать собственную инициативу, так как не дают ему почувствоватьсебя причиной происходящего.
Этимоменты как раз и составляют суть общения ребенка со взрослым в первые месяцыжизни. Эмоциональное общение выступает на этом этапе основным условиемполноценного психического развития ребенка. Не всякое взаимодействие взрослогос ребенком является общением. Общение представляет собой такое взаимодействие,когда партнеры поочередно адресуются друг к другу как к субъекту, личности,выражая свое отношение и учитывая воздействие партнера, причем инициативны обапартера.
Например,если в ответ на плач малыша взрослый меняет ему пеленки, не выражая при этом нивзглядом, ни словом, ни жестом своего отношения к нему, то взаимодействиеразворачивается (ребенок подал сигнал, взрослый отреагировал адекватнымидействиями), но в таком взаимодействии общение отсутствует. Если же взрослый вовремя пеленания разговаривает с ребенком, смотрит ему в глаза, улыбается,кивает, малыш в ответ тоже начинает улыбаться или гулить, взрослый отвечает емуласковыми словами, то между ними осуществляется эмоциональное общение.
Бываети так, что ребенок проявляет инициативу — ищет взгляд взрослого, улыбается,гулит, сучит ножками — но взрослый никак не реагирует на нее, в этом случаеобщение отсутствует. Общение не разворачивается и тогда, когда взрослый зоветребенка, улыбается ему, а тот отвернувшись, смотрит в сторону. В обеихситуациях инициативен только один из партнеров, другой не отвечает ему и неподстраивает свое поведение к обращению партнера. Таким образом, для общениянеобходимы четыре момента: внимание к обращению партнера, ответ на еговоздействие, инициативное обращение к нему и чувствительность к воздействиюпартнера.
Такоеобщение возможно лишь при наличии отношения взрослого к ребенку не как кобъекту, а как к субъекту, то есть, существу, наделенному собственнойактивностью, переживаниями и желаниями, с которыми необходимо считаться. В томслучае, когда взрослый лишь оказывает на ребенка воздействие, например,показывает игрушку, кормит или делает массаж, не разговаривая с ним, не глядя вглаза, не реагируя на его проявления — будь то улыбка, плач или гуление — онпроявляет к нему отношение как к объекту, которым можно манипулировать посвоему усмотрению. В первые месяцы жизни ребенок представляет собой существо неумеющее говорить, совершать самостоятельные действия, полностью зависящее отвзрослых. Поэтому многие люди склонны трактовать младенца как организм, но некак субъект, а тем более не как личность.
Однако,хотя объективно младенец личностью еще не является, относиться к нему как кличности необходимо. Любящая мать именно так и поступает. Действуя повнутреннему побуждению, так, как ей подсказывает «инстинкт», онаестественным образом создает благоприятные условия для развития ребенка:проявляет высокую чувствительность ко всем его проявлениям, быстро реагируя наплач и откликаясь на положительные эмоции. Ей хочется держать малыша на руках,ласкать его, разговаривать нежным голосом, «сюсюкать». Такая матьавансом наделяет ребенка личностными качествами; любые проявления малыша онаинтерпретирует как обращения к ней. Таким образом мать непроизвольно организуетатмосферу эмоционального общения, выступая за обоих партнеров, и тем самымпробуждает в ребенке потребность в общении. Поэтому так важно не только любитьребенка, но уметь выразить свою любовь: быть чувствительной к проявлениямудовольствия и неудовольствия ребенка, быстро откликаться на них исопереживать, устраняя причину дискомфорта, поддерживать радостное настроение,ласково разговаривать с малышом, проявлять нежность в обращении с ним.
Высокаячувствительность матери ко всем проявлениям ребенка, эмоциональная насыщенностьее обращений к нему, богатое экспрессивно-мимическими и словесными комментариямивзаимодействие обеспечивает достаточное по количеству и качеству эмоциональноеобщение. В процессе эмоционального общения у ребенка зарождается положительноесамоощущение, формируется привязанность к матери, потребность разделить с нейсвои переживания. Поэтому от того, как складываются взаимоотношения междуребенком и матерью в первые месяцы жизни, во многом зависит его дальнейшееличностное развитие.
Такимобразом, уровень материнской компетентности в первые месяцы жизни ребенкаопределяется тем, как она обеспечивает условия для развития эмоциональногообщения и формирования привязанности у младенца. Соответственно, и надальнейших этапах развития ребенка материнская компетентность определяется тем,как она создает условия для его полноценного личностного развития. Во второмполугодии жизни таким важнейшим условием является «деловое» общение сребенком — общение по поводу действий с предметами. В этом возрасте мать должнане только проявлять чуткость, ласку, доброжелательное внимание к малышу, но служитьему образцом и помощником в действиях с предметами, уметь действовать совместнос ребенком, заинтересовать его новыми действиями с различными предметами.
Чемболее поведение матери ориентировано на личность ребенка, на сопереживание ему,на желание создать максимально благоприятные условия, чем больше она знает оего потребностях и возможностях, чем более открыто и эмоционально она можетвыразить свою любовь, тем более благоприятные психологические условия онаобеспечит ребенку в первые месяцы и годы его жизни. От чего же зависитотношение матери к ребенку, какие факторы влияют на развитие материнскойкомпетентности?
Формирование психологической готовности кматеринству
Большинствоавторов, исследующих эту проблему, считают, что готовность к материнствуформируется на протяжении всей жизни женщины. На этот процесс влияют какбиологические, так и социальные факторы, поскольку готовность к материнствуимеет с одной стороны, мощную инстинктивную основу, и с другой стороны,выступает как личностное образование, в котором отражается весь предыдущий опытее взаимоотношений со своими родителями, сверстниками, мужем и другими людьми.Рассмотрим подробнее этот процесс.
Какуже сказано выше, основы личности закладываются в самые первые месяцы жизни впроцессе общения с близкими взрослыми, особенно с матерью. Если преобладающимявляется субъектное отношение, то и у ребенка отношение к себе наполняетсяособым переживанием себя как любимого и нужного существа. Тогда он растетактивным, инициативным, жизнерадостным, любознательным и уверенным в себе. Утакого ребенка формируется субъектное отношение к себе и к другим людям,складывается привязанность к близким взрослым.
Еслиу матери и других окружающих взрослых преобладает объектное отношение кребенку, то он ощущает себя как объект манипуляций, отношение к себе как ксубъекту не развивается или развивается слабо, ребенок не чувствует себялюбимым, значимым для окружающих, у него отсутствует инициатива в общении, нескладываются привязанности, отмечается слабый интерес к окружающему миру. Чемстарше становится ребенок, тем, сложнее компенсировать недостатки его отношенияк себе, поэтому так важна роль взаимоотношений с матерью в раннем детстве. Ведьпоследующие личностные преобразования опираются на тот фундамент, который ужебыл заложен ранее.
Посколькуобщение является ведущим фактором в психическом развитии ребенка,соответственно, и все сферы психического развития, включая развитие личности,испытывают на себе эффект «вклада» общения на ранних этапах.«Следы» этого «вклада» проявляются и в более старшихвозрастах: в особенностях общения ребенка со сверстниками, в игровойдеятельности, в его мироощущении, соответственно, они проявляются и в отношениибудущей матери к своему младенцу.
Повоспоминаниям переживаний, испытываемых женщиной в детстве, можно судить обособенностях ее раннего опыта взаимоотношений с близкими взрослыми. Еслиродители были ласковы, общение с ними оставило яркие положительныевоспоминания, имелась глубокая привязанность к матери, значит в раннем детствеженщина имела благоприятный опыт эмоционального общения. Это ставит ее в болеевыгодные условия в прогнозе будущего материнского поведения по сравнению стеми, кто такого опыта не имел.
Большоезначение в становлении родительского поведения имеет общение со сверстниками,старшими и младшими детьми. На этом этапе также важным является опыт,приобретаемый будущей матерью в играх с куклами, в «дочки-матери». Охарактере этого опыта можно судить по воспоминаниям будущей матери о любимыхиграх и игрушках, по наличию предпочтения того или иного возраста детей. Если вдетстве женщина любила играть в куклы, в дочки-матери, если она любит детей иособенно ей нравятся младенцы, у нее гораздо больше шансов стать хорошейматерью, чем у той женщины, которая не имеет таких предпочтений.
Безусловноважным этапом в становлении материнского поведения является период от зачатиядо рождения ребенка. В это время в организме и психике женщины происходятглобальные преобразования, актуально подготавливающие ее к материнству,вырабатывается отношение женщины к своему собственному, конкретному еще неродившемуся ребенку. О характере этого отношения можно судить по особенностямвзаимодействия будущей матери с ним, наличию или отсутствию воображаемогообщения. Многие авторы, например, В.И.Гарбузов, М.И.Буянов, А.И.Захаров,выделяют в качестве важных факторов, влияющих в этот период на последующеематеринское поведение, желанность — нежеланность ребенка, особенностипротекания беременности и субъективное переживание женщиной беременности.Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения являетсяжеланность ребенка, наличие субъектного отношения матери к еще не родившемусямладенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или словеснойадресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.
Большоезначение имеют также установки женщины на стратегию воспитания ребенка, которыескладываются у нее к концу беременности под влиянием сведений, почерпнутых вженской консультации, из книг, от своих родителей и знакомых. То, как онанамеревается осуществлять уход за младенцем (следовать ли строгому режиму,предлагать ли соску, брать ли на руки или стремиться «приучать ксамостоятельности», т.е. ориентироваться на потребности младенца или насобственные представления о необходимом ему), также свидетельствует опреобладании субъектного или объектного отношения к ребенку.
Мыперечислили основные, но далеко не все этапы формирования готовности кматеринству и факторы, на нее влияющие. Не все из них еще окончательноизучены… Важно, что уровень психологической готовности к материнствуопределяется суммарным эффектом действия позитивных и негативных факторов ктому моменту, когда женщина становится матерью. Чем больше положительныхфакторов, влияющих на развитие субъектного отношения к будущему ребенку,действовало на женщину на протяжении ее жизни, чем ярче выражено субъектноеотношение к неродившемуся ребенку, тем выше будет уровень ее готовности кматеринству.
Конечно,материнский опыт приобретается и после рождения ребенка… В процессе первыхконтактов с новорожденным «запускаются» инстинктивные механизмы,благодаря которым у кого-то усиливаются, а у кого-то впервые пробуждаютсяматеринские чувства, побуждающие женщину к соответствующему поведению. С этойточки зрения важно, чтобы мать сразу после родов находилась в тесном контакте сребенком. Последующий опыт общения с малышом на некоторых женщин оказываетположительное влияние в смысле возрастания их материнской компетентности.Однако, по данным нашего исследования, у 70% матерей уровень психологическойготовности к материнству соответствовал уровню их материнской компетентностипосле рождения ребенка вплоть до трехлетнего возраста. Остановимся несколькоподробнее на результатах этой работы.
Психологическая готовность к материнству,материнская компетентность и развитие ребенка
Внашем исследовании приняло участие 50 беременных. Им было предложено заполнитьанкету, и на основании ответов было выделено две группы будущих матерей — свысоким и с низким уровнем психологической готовности к материнству. Междуэтими группами выявились следующие различия в переживаниях женщин во времябеременности, в установках на стратегию воспитания ребенка и особенностях ихдетского опыта.
Женщины с низким уровнем психологическойготовности к материнству (1 группа) часто отмечали наличие колебаний в принятии решения иметьребенка, в период беременности чаще испытывали негативные переживания иощущения; чем позитивные. Многие не переживали чувства общности с ребенком, непытались вступать в общение с ним, не придумывали имя, никак не представлялисебе малыша. Они, как правило, были сторонниками строгого воспитания, опасалисьизбаловать ребенка. Их ранний коммуникативный опыт был не очень благоприятным:многие отмечали отсутствие привязанности к матери в детстве и строгое отношениеродителей; редко кто любил игры с куклами; почти все предпочитали детей старшетрехлетнего возраста.
Женщины с высоким уровнем психологическойготовности к материнству (2 группа) обычно радовались, узнав о своей беременности, не испытываликолебаний в принятии решения оставить ребенка, отмечали преобладаниеположительных ощущений и переживаний в период беременности. Они испытываличувство общности с нерожденным ребенком, разговаривали с ним, прислушивались кшевелению, реагировали на него какими-либо действиями, придумывали имя длямалыша, представляли его себе, мечтали о его будущем. Большинствоориентировались на стратегию «мягкого» воспитания (допускаликормление по потребности ребенка, намеревались почаще брать его на руки, небоялись приучать к соске). Женщины этой группы имели благоприятныйкоммуникативный опыт в детстве: почти все отмечали наличие привязанности кматери, ласковое отношение родителей; большинство отдавали в детствепредпочтение играм с куклами; отмечали, что больше всего любят детеймладенческого возраста.
Этиже матери наблюдались нами и после рождения ребенка. Они уже не толькозаполняли анкеты, но и принимали участие в экспериментах вместе со своимидетьми. Оказалось, что матери, имевшие низкий уровень психологическойготовности к материнству, демонстрировали и более низкий уровень материнскойкомпетентности после рождения ребенка.
Матери из 1-й группы мало разговаривали с ребенком, неиспользовали «детскую речь», не комментировали свои действия идействия ребенка, редко употребляли ласковые слова; часто затруднялись вопределении причины плача ребенка, не выражали ему сочувствия; не замечали илиигнорировали инициативные проявления младенца (не отвечали на его взгляды,улыбки и вокализации). В общении с малышом они были сдержаны, проявляли малоэмоций, использовали формальные высказывания, редко адресованные личностиребенка. («пора кушать», «она не выспалась»), не стремилиськ сопереживанию. Матери из этой группы крайне редко играли с ребенком вэмоциональные игры и игры с предметами (либо не умели, либо не хотели); редкопривлекали ребенка к совместной деятельности, предпочитали оставлять ребенканаедине с игрушками.
Вовтором полугодии жизни ребенка его стремление присоединиться к матери вкаком-либо деле расценивали как помеху; не умели занимать партнерскую позицию,предпочитали обучать и руководить действиями ребенка; часто завышали требованияк малышу (стремились как можно раньше научить тому, что свойственно болеестаршему возрасту, несмотря на отсутствие интереса у ребенка, принуждали его кзанятиям); были более склонны к запретам и порицаниям, чем к поощрениям. Приэтом они поощряли преимущественно действия ребенка, не адресуя их его личности,в основном словесно («Так, правильно»), а при порицаниях частоиспользовали пренебрежительные эпитеты («Растяпа, противный» и др.).Матери этой группы склонны к обобщенной «объективной» нейтральнойоценке ребенка. Характеризуя его, они предпочитали называть нейтральныекачества, например такие, как «спокойный», «энергичный»;преимущественно выделяли и ценили физические умения («научился ползать,вставать, ходить») и навыки самообслуживания («умеет сам пить изчашки, есть из ложки»), не вычленяя или не придавая значения личностнымкачествам ребенка, таким как доброжелательность, общительность,любознательность и др.
Данныехарактеристики свидетельствуют о преобладании объектной ориентации в отношенииматери к ребенку.
Материиз 2 группы много разговаривали с ребенком, часто комментировали его и своидействия, активно использовали «детскую речь», часто употреблялиласковые обращения; чутко реагировали на плач ребенка, точно определяли егопричину, старались успокоить малыша, выражая сочувствие. В общении с ребенкомони были эмоциональны, стремились к сопереживанию, содержание их высказыванийвсегда имело личностную адресованность («Ты мой дорогой!» «Какхорошо разговариваешь!»). Они высоко чувствительны ко всем проявлениямребенка, всегда откликались на его инициативу и поддерживали ее. Матери из этойгруппы любили играть с малышом, часто играли в эмоциональные игры и игры спредметами.
Вовтором полугодии жизни ребенка они в совместной с ним деятельности действовалисогласованно, всегда находясь в партнерской позиции, поощряли ребенка за любоедостижение, адресуя похвалу не только действиям, но и личности ребенка(«Молодец, умница»), подкрепляя слова поцелуями, объятиями, ласковымисловами; стремились следовать за интересами ребенка и не использовалипринуждение. Порицания и запреты использовали редко, адресовали их действиямребенка, но не его личности. Матери этой группы склонны с самых первых днейжизни усматривать в ребенке положительные личностные качества. Именно их ониназывают, характеризуя его (например, «добрый», «ласковый»,«гордая». «веселый»); наряду с личностными качествамивыделяют и ценят коммуникативные и познавательные способности(«общительная», «доброжелательный»,«любознательный», «умный») игровые умения, а не толькофизические и бытовые навыки.
Данныехарактеристики свидетельствуют о преобладании субъектной ориентации в отношенииматери к ребенку.
Особенностиразвития и поведения детей матерей из этих двух групп также подтвердили данныео связи психологической готовности к материнству и эффективности материнскогоповедения. Различия между группами детей проявились уже в трехмесячномвозрасте.
Младенцыиз 2 группы развивались успешнее, чем дети из 1 группы. Они были болееинициативны, лучше владели экспрессивно-мимческими средствами общения(внимательно прислушивались к матери и всматривались в ее лицо, частоулыбались, издавали радостные звуки, интенсивными движениями ручек, ног и всеготела, громкими вскриками стремились привлечь ее внимание, чутко реагировали наизменение ситуации общения), быстро включались в общение никогда не прекращалиего по собственной инициативе, активно протестовали, когда его прекращала мать.Младенцы из 1-ой группы гораздо меньше проявляли внимания к матери, режеулыбались и вокализировали, не стремились привлечь к себе ее внимание, частоотвлекались и прекращали общение.
Вовтором полугодии жизни и в более старшем возрасте различия между группами детейнарастали. Дети из 2 группы отличались яркой эмоциональностью, открытым идоброжелательным отношениям к окружающим людям, высоким уровнем инициативностии любознательности. Они раньше начали говорить, лучше умели сотрудничать совзрослыми, действовать с различными предметами и играть, чем дети из другихгрупп. Дети из 1 группы были более пассивны, менее эмоциональны илюбознательны, чем дети из 2 группы, все они с большим трудом вступали вконтакт с посторонними людьми, к двум годам еще не владели речью, не умелисотрудничать со взрослыми и плохо умели играть.
Важноеразличие между группами заключалось в характере взаимоотношений ребенка иматери. Уже в трехмесячном возрасте можно было наблюдать, как младенцы из 2группы при восприятии радующей игрушки стремились взглядом разделить с матерьюсвое впечатление, чего не отмечалось в 1 группе. В 6 месяцев и позже этиразличия были еще более яркими. Во 2 группе дети в любых ситуациях (в процессеигры, чтении книги, прослушивании музыки) адресовались к матери с улыбкой,взглядами, жестами и словами приглашали ее к совместной деятельности.Естественно, что вместе с мамой они действовали более активно, чем в одиночестве.В 1 группе малыши в аналогичных ситуациях редко проявляли инициативу в общениис матерью, их эмоции были скупы, а действия малочисленны и однообразны. Вцелом, взаимоотношения ребенка и матери во 2 группе были более приязненные,доверительные и продуктивные, чем в 1 группе.
Интересно,что и в 3 года дети матерей из1 группы были по-прежнему более скованы вобщении, менее инициативны и мене эмоциональны, хуже владели речью и действиямис предметами, чем дети матерей из 2 группы.
Какиеже выводы следуют из этих данных? Можно сделать достаточно много выводов о«правильном» и «неправильном» материнском поведении, еслиВы внимательно прочтете характеристики двух групп матерей. Но главные выводысостоят в следующем. Во-первых, все-таки нежная и ласковая мать для ребенкалучше, чем строгая и требовательная, по крайней мере до трехлетнего возраста.Во-вторых, корни Вашего отношения к ребенку лежат во взаимоотношениях с Вашимиблизкими в раннем детстве. Поэтому не так-то просто изменить свое отношение к ребенкуи стиль воспитания, даже если Вы осознаете в этом необходимость.
Старайтесьдать как можно больше любви своему малышу, уважайте его как личность с самогорождения, ведь тем самым Вы не только способствуете его успешному развитию враннем детстве, но закладываете основы его родительского поведения в будущем иобеспечиваете собственные доброжелательные взаимоотношения с сыном или дочерью,когда состаритесь, а они станут взрослыми.
Список литературы
1.АвдееваН.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. Психология Вашего младенца: у истоковобщения и творчества. М., АСТ, 1996.
2.БуяновМ.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., Просвещение, 1988.
3.ГарбузовВ.И. Нервные дети. Ленинград-Москва, Медицина, 1990.
4.ЗахаровА.И. Детские неврозы. Сакт-Петербург, РЕСПЕКС, 1995.
5.ЗахаровА.И. Ребенок до рождения. Санкт-Петербург, Союз,1 998
6.Мещерякова С.Ю.,кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологиидетей дошкольного возраста. Путь к материнству начинается с младенчества.
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.fpo.ru/