Пути интеграции банковской системы Республики Таджикистан в мировую банковскую систему

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТТАДЖИКИСТАНА
ХУДЖАНДСКИЙ ФИЛИАЛ
ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС»
Кафедра «Экономика и Управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Международныеэкономические отношения»
На тему: «Пути интеграции банковскойсистемы Республики Таджикистан в мировую банковскую систему»
         Выполнила:                                             студентка4го курса
                                                                            спец.060600
                                                                            ОхунджоноваШ.М.
         Руководитель:                                          к.э.н.,доцент
                                                                           АвезоваМ.М.
        
         Нормоконтроль:                                     к.э.н.,доцент
                                                                          СултановаР.М.
Худжанд-2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИКИГОСУДАРСТВА
1.1.       Сущностьбанковской системы государства
1.2.       Роль и значениебанковской системы в экономике государства
ГЛАВА II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫРЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РАЗВИТЫХ ГОСУДАРСТВ
2.1.      Анализвзаимоотношения центральных  и коммерческих банков
2.2.      Анализпроводимых банками операций
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИТАДЖИКИСТАН
3.1.      Маркетинг – какфактор повышения эффективности банковской деятельности
3.2.      Использованиесовременных методов безналичного расчета и консультационных услуг коммерческимибанками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
         ВВЕДЕНИЕ
Современнаябанковская система — это важнейшая сфера национального хозяйства любогоразвитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляетв государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческихсделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду сдругими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмами производственным структурам. Коммерческие банки через свои операции, действуяв соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движениеденежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включаяколичество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же ростаденежной массы — это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянствауровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют наэкономику народного хозяйства самым эффективным образом.
Коммерческие банки — основное звено двухуровневой банковской системы. Подобные им институтысуществовали еще в древности. В Египте банковские операции осуществлялись в2700 г. до н.э. Многочисленные документы из Вавилона и Ассирии, например,сборник законов Хаммурапи (1704-1662 гг.до н.э.) доказывает, что уже тогдаформа хранения средств и ссудные операции регулировались законами. Так, захранение средств закон предписывал взимать плату. В те времена ссудыпредставлялись не только деньгами, но и товарами. Здесь также начислялисьпроценты. При этом хранилищем товаров служили храмы, т.к. там обеспечиваласьнаивысшая безопасность.
Но все это были еще небанки в современном их понимании. Первый же Пути совершенствования деятельности банковской системы РТ Изм Лист № докум. Подпись Дата Разраб. Охунджонова ВВЕДЕНИЕ Лист Листов Провер. Авезова М. Руковод. Авезова М.
4 курс, гр. 0606
ХФТУТ Н-контр. Султанова Р.
банк как специализированныйкредитно-расчетный институт возник в Италии в 1407 г. в Генуе(“Банка ди СанДжорджо”). Первыми банкирами были менялы, поэтому и само понятие “банк”происходит от итальянского “банко”(скамья менялы, денежный стол).
В настоящее времякоммерческие банки — основное звено рыночной системы, без которого было бытрудно представить нашу жизнь. В полной мере это можно сказать и оТаджикистане, где сформировалась двухуровневая банковская система. Коммерческийбанк (КБ) в современном Таджикистане становится основным элементом банковскойсистемы. Именно развитие данного направления должно быть приоритетным, потомучто действие кредитно-финансового механизма и определяет уровень развитияэкономики страны в целом, определяет актуальность данной темы.   
Целью данной курсовойработы является разработка предложений по совершенствованию деятельностикоммерческих банков в РТ на основе изучения опыта КБ зарубежных стран. Длядостижения данной цели в работе следует решить следующие задачи:
1) изучить сущность ипонятие коммерческих банков, принципы и функции их деятельности, операции,проводимые ими и пути совершенствования деятельности;
2) изучитьвзаимоотношения центральных и коммерческих банков РТ и развитых стран путемсравнительного анализа;
3) анализироватьпроводимые операции коммерческими банками РТ и развитых стран;
Курсоваяработа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованнойлитературы.
В введенииопределена актуальность темы, цели и задачи курсовой работы.
В первой главераскрыты теоретические аспекты деятельности банковской системы, понятие,принципы, ее роль и значение в экономике государства.
Во второйглаве приведен сравнительный анализ взаимоотношений Центральных банков икоммерческих банков и проводимых банками операций в Республике Таджикистан иразвитых стран в примере Германии.
В третьейглаве разработаны предложения по совершенствованию деятельности коммерческогобанка через проведение маркетинговых исследований и развития консалитинговыхуслуг, усиление межбанковской конкуренции, внедрения интернет-бэнкинга и другихпредложений из опыта коммерческих банков зарубежных стран.
Логическимзавершением всей проделанной работы является заключение, в котором сделанывыводы и предложения по данной теме, сделанные на основе анализа проделанного восновной части.
Методологическойосновой работы являются труды российских и зарубежных ученых-экономистов, такихкак Жуков Е.Ф., Пещанская И.В., Шеремет А. Д., Белоглазова Г.Н., Питер С.Р.,Миллер Р.Л. и другие.
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ КАКОСНОВА ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1.    Сущностьбанковской системы государства
Чаще всего под словом«система» понимается состав чего-либо. Банковская система включает Центральныйбанк (в нашей стране Национальный банк), коммерческие банки, кредитныеорганизации и их ассоциации. Такое толкование не случайно («система» от гр.system — целое, составленное из частей, соединение). Из этого же предположенияо содержании системы исходит и немецкое законодательство, а также некоторыенемецкие авторы.
Вместе с тем термины«система» и «банковская система» определяют не только состав банков. Посодержанию понятие «банковская система» более широкое, оно включает:
–    совокупность элементов;
–    достаточность элементов, образующихопределенную целостность;
–    взаимодействие элементов.
        Элементамибанковской системы являются банки, некоторые специальные финансовые институты,выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, а также некоторыедополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру иобеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов.
        Банки — это предприятия, присущиелюбой нормально функционирующей экономической формации, занимаю­щиесякредитованием и финансированием промышленности и торговли за счет денежныхкапиталов, привлеченных в виде вкладов и путем выпуска собственных акций иоблигаций. 
  Основное назначениебанка — посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщиками от продавцов к покупателям.
К элементам банковскойсистемы относят и банковскую инфраструктуру. В нее входят различного родапредприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков.Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное,кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др.
В условиях рынка банки,прежде всего, нуждаются в широкой и оперативной информации о состоянииэкономики, ее отраслях, группах предприятий, отдельных предприятиях,обращающихся в банк за кредитом и другими услугами. Для оценкикредитоспособности клиентов, экономического и делового рынка, дляконсультирования предприятий и населения, управления имуществом клиента банкинуждаются в подробной информации.
Информация, необходимаябанкам, обычно предоставляется специальными агентствами — кредит-бюро, в рядестран сведения, в которых нуждаются банки, можно почерпнуть в многочисленныхсправочниках (торговых и промышленных регистрах), журналах, специальныхоперативных изданиях, а также запросить в центральном банке, где ведетсякартотека клиентов.
Необходимым компонентомбанковской инфраструктуры выступает и методическое обеспечение. В силу переходногопериода, когда старые инструкции бывшего Государственного банка СССР оказалисьнеприемлемыми, полностью пакет новых положений и методических указаний еще неукомплектован.
Не оформившимся блокомбанковской инфраструктуры является также научное обеспечение. Оно затрагиваеткак функционирование банковской системы в целом, так и отдельных банков.
Важнейшим элементомбанковской инфраструктуры выступает кадровое обеспечение. В Таджикистанесуществует высшие учебные заведения, факультеты, техникумы, в которыхподготавливаются кадры финансово-банковского профиля. Переподготовка кадров,повышение их квалификации сосредоточены в различных специальных коммерческихшколах, курсах, а также учебных центрах, создаваемых при крупных банках.
Увеличение числа субъектоврыночного хозяйства, объема выполняемых банками операций поставили передбанками и задачи перехода на новые каналы связи, более высокого уровнятехнического обслуживания при совершении банковских операций. Постепеннотаджикская банковская система оснащается новыми средствами связи,обеспечивающими высокую скорость платежей и расчетов.
Особым блоком банковскойсистемы служит банковское законодательство, которое призвано регулироватьбанковскую деятельность. В систему банковского законодательства обычно такжевходят законы, регулирующие различные аспекты банковской деятельности, в томчисле кредитное дело, систему электронных платежей, банковскую тайну,банкротство банков и др. Банковская система не может существовать безбанковского рынка. На нем концентрируются банковские ресурсы, а такжеосуществляется торговля банковским продуктом. В условиях экономического кризисаи инфляции аккумулировать крупные ресурсы для значительных инвестиций непредставляется возможным.
Банкиявляются юридическими лицами и функционируют на принципах хо­зяйст­венно-коммерческогорасчета в условиях дело­вой конкуренции.
Банковскаядеятельность, как и другая предпринимательская деятельность, со­провождаетсярисками /5, стр.318/.
Рискив банковской прак­тике — это опасность (возмож­ность) потерь банка принаступлении определенных событий. Риски могут быть как чисто банковскими,связанными с деятельностью самого банка, так и внешними. Банки должны иметькомплекс мер по их предотвращению.
Акционерным(закрытого или открытого типа) признается банк, формиро­вание капитала которогопроисходит путем выпуска акций, т. е. он создан на ос­нове смешан­ных формсобственности, и несет ответственность по обязательствам только своим имуще­ством.Банком, созданным в виде открытого акционерного общества, является тот, чьиакции распространяются путем от­крытой продажи или подписки, и их свобод­ноехождение на рынке ценных бумаг не ограничено иначе чем по Закону. Банком, соз­даннымв виде закрытого акционерного обще­ства, является банк, хождение акций кото­рогона рынке ценных бумаг запрещено или ограничено его Уставом.
Иностранныебанки могут быть со 100-процентным собственным капиталом, а также на долевойоснове с отечественными соучре­дителями. В Республике Таджикистан доляиностранного капитала не должна превышать 50 процентов при соз­дании совмест­ногобанка.
Частныебанки основаны на частной собственности, но в рес­публике даже такой банк можетбыть учрежден за счет средств не менее чем трех участников.
Взависимости от организационной структуры действуют сле­дующие типы бан­ков:единый банк, банковская группа, банковские объединения различных ти­пов. Еди­ныйбанк не имеет в своем составе иных юридических лиц (филиалов) и не связанучастием в банковском холдинге. Банковская группа — группа юриди­ческих лиц, вко­торой одно лицо (головной банк) руководит другим (другими) юридическисамостоя­тельным лицом (филиалом), явля­ющихся частью данного головного банка/5, стр.320/.
Филиалосуществляет свою деятельность от своего имени, хотя имущество принадлежит направах собственности головному банку и передано филиалу в полное хозяйственноеведение. Головной банк вправе да­вать обязательные указания исполнительномуоргану филиала банка.
Вцелях координации и согласованных действий, повышения эффективно­сти ра­ботыформируются различные банковские, меж­банковские и межхозяйст­венные объе­динения,основанные на системе взаимного участия в капитале либо на договорных отно­шениях/5, стр.320/.
Созданиеобъединений предотвра­щают от возможностей бан­кротства, укрепляет позиции нарынке, в конкурен­ции со стороны других финан­сово-кредитных учреждений, растетполи­тическое и экономическое влияние групп.
Банковскиехолдинг-компании — представляют собой либо банки, либо само­стоя­тельныекорпорации, которые владеют долей акционерного капитала одного или несколь­кихбанков, достаточ­ной для того, чтобы осуществлять полный кон­троль над ними.Бан­ковские холдинг-компании сосредотачивают в одних руках процесс управленияцелой группой банков или группой предпри­ятий, занятых биз­несом, связанным сбанковскими операциями. Банковские холдинг-компании спо­собствуют банкамдиверсифи­цировать свои операции за счет проникновения на новые рынки (как потерриториям, так и по то­варам и услугам), что снижает риск банкротствапосредством стабилизации доходов, уве­личивает прибыли за счет роста масштабовдеятельности /5, стр.321/.
Централизованныйкон­троль над целой группой банков, входящих в холдинг-компа­нии, приводит кснижению издержек. Цен­тральная организация может эффективнее управлятьрекламой, аудитом и инвести­циями, чем, например, целая группа небольшихбанков.
Банковскийконсорциум (синдикат) — соглашение между несколькими на­цио­нальными банками(или банками разных стран) для проведения совместных крупных фи­нансовых,организацион­ных операций и реализации иных возможностей банков (например,размещение ценных бумаг, в том числе государственных; объе­ди­нение финансовыхре­сурсов для финансирования крупных проек­тов) на времен­ной основе.
Банковскийкартель — соглашение между банками (возможно и тайное) — о раз­деле сфердеятельности, согласования процентной политики, выплаты дивиден­дов, усло­вийкредита и др. Картели в банковском деле предполагают сохранение самостоятельно­стиего участников.
Банкимогут создавать союзы, ассоциации и иные объединения для коорди­нации своейдеятельности, защиты интересов своих членов и осуществления со­вместных про­грамм.
Помимобанковских учреждений во второй уровень кредитной системы входят также спе­циальныефинансово-кредитные институты. В их деятельности можно выде­лить, как правило,одну или две банковские операции. Они имеют обычно специфиче­скую клиен­туру. Ктаким институтам относятся кредитные союзы и кооперативы, фи­нансовые и трасто­выекомпании, страховые компа­нии, инвестиционные фонды, лом­барды и другие учрежде­ния/2, стр.10/.
Важнымявлением в банковском капитале становится объеди­нение его с промыш­ленным(торговым) капиталом, создание фи­нансово-промышленных групп (ФПГ). В финан­сово-промышлен­ныегруппы входят предприятия различных отраслей народного хо­зяйства икредитно-финансовые институты. Такая интеграция явля­ется взаимовыгодной. Онапозволяет создавать реальные ме­ханизмы финансиро­вания деятельности хозяйст­вующихсубъек­тов, расширить границы инвестици­онных ресурсов для новых высоко­эффективныхпроизводств. Связь банковского, промышлен­ного и торгового капиталов по­зволяютускорить реализацию про­изво­димой продукции, в короткий срок с помощью банкамобили­зовать финансовые ре­сурсы для их новых вложений в производство.
Участ­никигрупп имеют общие интересы, совместно формируют капитал, опре­деляют пер­спективныенаправления деятельности, расширяются потенциаль­ные воз­можности эф­фективностиединой стратегии хозяйствования. Использование свободных средств для взаимофинансирования,участие всей группы в погашении задол­женности каждого из структурных звеньевдают экономию платежных средств, улучшаются рас­четы /5, стр.322/.
Прикредитном обслу­живании предпри­ятий, организаций, входящих в финансово-про­мышленнуюгруппу, собственным банком ликвидируется много­кратное встречное кре­дитование,улучшается опера­тивность в выдаче ссуд, снижаются из­держки обращения.Усиливаются по­зиции в конкурентной борьбе, снижаются риски от колебаний рыноч­нойконъюнктуры, в том числе и за счет роста капитала, его динамично­сти.
Созданиефинансово-промышленных групп особенно важно в условиях, когда возможностиподдержки различных производств из средств государствен­ного бюджетаограничены, особенно в области инвестиционной политики. К не­достаткам ФПГотносится то, что ФПГ создаются для удовлетворения интересов олигархов, а неэкономики в целом. В данном случае возникает необходимость в антимонопольномзаконодательстве.
1.2.    Роль изначение банковской системы в экономике государства
Банкииграют важную роль в экономике. Они обеспечивают аккумуляцию вре­менносвободных денежных средств предприя­тий, организаций, населения, го­сударства идр. и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления всфере использования. Благодаря банкам действует механизм рас­пре­деления иперелива капитала по сферам и отраслям производ­ства, через банки мо­гут бытьмобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедре­ния новаций,расширения и пе­рестройки производств, строительство жилья и др.
Банкиспо­собствуют эконо­мии общественных издержек обращения, способ­ствуя ускорениюоборота денег, ускорен­ным расчетам, переводом денег, вы­пуском кредитныхорудий обращения вместо налич­ных денег (векселей, чеков, де­бетовых и кредитныхкарточек, серти­фикатов и др.). Ве­лика роль банков и в осу­ществленииденежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политикипроводятся через банки. Денежно-кредитная политика осуществля­етсянепосредственно через Центральный банк и воз­действует на его отноше­ния скоммерческими банками и осталь­ными звеньями кредитной системы. Банки опо­средствуютвоздей­ствие этой политики в другие сферы национальной экономики.
Банкамиявляются государственные, акционерные, коопера­тивные и другие орга­низации,созданные для привлечения денеж­ных средств и размещения их в форме кре­дита, атакже для осуществления иных операций в соответствии с зако­ном.
Банковскаядеятельность — особая отрасль предприниматель­ской деятельно­сти. Банкисосредотачивают у себя огромные массы ссудного капитала, управляют им, разме­щаютего в ссуды и получают плату в виде процента. Банки должны соз­давать услуги,от­личные от других услуг предпринимательства.
Дляэтого необходимы глубокий анализ потребностей рынка, способность подго­товитьтребуемые услуги, разработать их пере­чень и технологию банковских операций.Перечень банковских услуг должен быть, с одной стороны, экономическицелесообразен, а с другой — быть способным к восприятию и удовлетворению фи­нансовыхпотребностей рынка, обеспечению максимальной до­ступности их для на­селения идругих потребителей /2, стр.5/.  
Задачибанка как предприятия связаны с удовлетворением потребностей в своих услугахнародного хозяйства и населения. Банковский продукт (ус­луга) по своей природеотносительно не дифференцированный, как это имеет ме­сто на предпри­ятияхотраслей народного хозяйства, где выпускаются товары раз­личного назначения.Банки имеют дело со специфическим товаром — деньгами, и их услуги связаны глав­нымобразом с движением денег (ссудные, депозитные операции, расчеты и т. д.) илисо­пут­ствуют этому движению (трастовые операции, выдача гарантий, хранениеценностей и др.)- Им предоставлено исключительное право на осуществление вустановленном по­рядке деятельности от своего имени.
Банкив отличие от таких отраслей экономики, как промышленность, сель­ское хозяйство,строительство, транспорт, связь, действуют в сфере обмена, а не производства,хотя и воздействуют на производство только им свойственными ме­тодами (выдача,возврат ссуд, процент).
/>Современная банковская система — этоважнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Еёпрактическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системойплатежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет черезвклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовымипосредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственнымструктурам. Коммерческие банки через свои операции, действуя в соответствии сденежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков,влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличныхденег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы — этозалог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, придостижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народногохозяйства самым эффективным образом.
Рольбанковской системы в современной рыночной экономике огромна. И все изменения,происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильнаяорганизация банковской системы необходима для нормального функционированияхозяйства страны.
ГЛАВА II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РАЗВИТЫХГОСУДАРСТВ
2.1. Анализ взаимоотношенийцентральных и коммерческих банков
Национальныйбанк Республики Таджикистан (НБТ) — высший орган банковского регулирования иконтроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. Впроцессе взаимоотношений с коммерческими банками НБТ стремится к поддержаниюустойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов.Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако НБТопределяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует егособлюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности/12, www.nbt.org/
Главная задача Национального банка Таджикистана заключается в том, чтобыметодами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическоеразвитие страны, т. е. соответствие количества денег в обращении потребностямсохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества иповышению качества производства разнообразной продукции, расширениюэкспортно-импортныхопераций.
ВРеспублике Таджикистан, по состоянию на 1 января 2004 года, функционируют 13банков, 5 кредитных товариществ и 7 банковских финансовых организаций. Посравнению с 1 января 2003 года количество действующих банков не изменилось, анебанковских финансовых организаций увеличилось на 1 единицу, в связи с началомдеятельности КТОО “Финансирование торговли”    (Рис. 2.1.)
Коммерческиебанки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитнойполитики Национального банка. НБТ устанавливает обязательные для коммерческихбанков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежногообращения.
/>
Рис. 2.1. Составная часть банковской системы РТ (на 2004г.)
Какуже отмечалось, наряду с операциями на открытом рынке, рефинанси­рованием,валютным регулированием и другими экономическими методами проведения кредитнойполитики НБТ использует метод формирования обязательных резервов. Это методпрямого воздействия на состояние денежной массы в обращении.
Резервыпредставляют собой сумму денег, которую коммерческий банк обязан постояннохранить на отдельном счете в НБТ. Размер обязательных резервов в процентномотношении к обязательствам банка, а также порядок их депонирования в НБТустанавливаются Управлением НБТ.
Нормативные значения иметодика расчетов обязательных экономических нормативов, порядок расчета илимиты открытой валютной позиции, классификация кредитов и создание резервов навозможные потери, метод их соблюдения и методика расчетов, формысоответствующей отчетности и сроки ее представления устанавливаютсяНациональным банком Таджикистана.
НБТустанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведениябанковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представлениябухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций НБТимеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об ихдеятельности, требовать разъяснений по полученной информации /12, www.nbt .org /
Опыт зарубежных стран вразвитии банковской системы может быть полезен для совершенствования банковскойсистемы Таджикистана.
Всем известно, чтоГермания является одной из развитых стран мира, и ее банковская система вполнеможет отражать всю сущность банковской системы развитых стран. Поэтому в даннойкурсовой работе в качестве объекта сравнительного исследования выбрана даннаястрана. Изучение деятельности банковской системы Германии путем сравнения снашей банковской системой может выявить многочисленные аспекты, которые помогутнам разработать рекомендации по совершенствованию банковской системы нашейстраны.
Кредитные учреждениясегодня занимают исключительно сильную позицию в общественной структуреГермании  /16, www.germany.ru/
Немецкий примерпредставляет интерес, поскольку экономическая эффективность Германии основанаглавным образом на стабильной денежной и валютной системе, либеральномзаконодательстве и равновесии социальных интересов.
На начало 2004г. вГермании насчитывается 550 частных банков (Privatbanken), около 720 общественно-правовыхсберкасс (Sparkassen) с их головными институтами –общественно-правовыми земельными банками (Landesbanken), а также 1.730 товариществ –организованных на кооперативной основе народных банков (Volksbanken) и т.н. банков крестьянскойвзаимопомощи. (Рис. 2.2.)
/>
Рис. 2.2. Составная частьбанковской системы Германии (на 2004г.)
Число самостоятельных, справовой точки зрения, кредитных институтов составляет 3.000. Из них 1000относится к малым банкам с годовым оборотом менее 50 млн. евро. В Германиинасчитывается 60 тыс. филиалов банков, при этом одно банковское учреждениеприходится на 1.300 жителей. По плотности банковской сети Германия занимаетлидирующие позиции в мире.
В Германии управлениекредитными учреждениями осуществляют два самостоятельных ведомства — Федеральныйбанк и Ведомство по надзору за кредитным делом. Между ними законодательнораспределено исполнение функций управления.
Федеральный банк(Bundesbank) (Центральный банк  Германии) состоит из центрального управления воФранкфурте-на-Майне, девяти центральных банков земель в качестве главныхуправлений и 182 отделений, которые Федеральный банк имеет в наиболее крупныхнаселенных пунктах. Компетенция и задачи Федерального банка определеныспециальным Законом о Федеральном банке от 26 июля 1957 года (Bundesbankgesetz).
Немецкий Федеральный банк— федеральное юридическое лицо публичного права. Основной капитал банка,полностью принадлежащий Федерации как носителю суверенитета валюты, составляет145 млн. евро.
Как и все центральныебанки других стран, Немецкий Федеральный банк регулирует с помощьювалютно-денежных полномочий, данных ему законом, денежный оборот и кредитноеобеспечение экономики с целью сохранения стабильности валюты, а также заботитсяо банковском исполнении системы расчетов в стране и с заграницей. В своемраспоряжении он имеет целый ряд валютно-политических инструментов, применяемыхбанком самостоятельно, без вмешательства других ведомств.
В органы управленияФедеральным банком входят Совет Центральных банков, Совет директоров иПравления Центральных банков земель.
Верховный органФедерального банка — Совет Центральных банков — определяет денежную и кредитнуюполитику банка. Он выпускает общие директивы для ведения дел иадминистративного управления банком и разграничивает в рамках закона компетенциюСовета директоров и Правлений Центральных банков земель, а в отдельных случаяхможет давать им прямые распоряжения. В его состав входят Президент ивице-президент Федерального банка, члены Совета директоров и президентыЦентральных банков земель. Председательствует на заседаниях Президент, а вовремя его отсутствия вице-президент Федерального банка. Таким образом, законобеспечивает представительство всех экономических регионов страны в высшеморгане Федерального банка. Благодаря тому, что этот орган в основном принимаетрешения простым большинством голосов, решения Совета Центральных банковучитывают интересы не только центра, но и всех регионов страны.
Совет директоров —центральный исполнительный орган Федерального банка, отвечающий за выполнениерешений Совета Центральных банков.
Роль Федерального банка вгерманском обществе очень высока: по закону Совет Центральных банков и Советдиректоров приравнены к верховным федеральным ведомствам, то есть министерствамФедерации, а Центральные банки земель — к уровню федеральных ведомств.
Немецкий Федеральный банквыполняет свою главную задачу по Обеспечению стабильности валюты и осуществляеттакие основные функция центрального банка, как эмиссионный банк, банк банков,банк государства и управляющий валютными резервами.
Для осуществлениябанковской деятельности на территории ФРГ отделениям иностранных банков изгосударств-членов ЕС лицензии не требуется, они подлежат контролю со стороныгосударства, зарегистрировавшего банк. Деятельность отделения иностранныхбанков из других государств подлежит контролю со стороны Ведомства по надзору(как и деятельность национальных кредитных учреждений).
Сделав сравнительныйанализ мы пришли к выводу, что требования центральных банков к коммерческимбанкам в Германии одинаково как в РТ, то есть требования по формированиюуставного капитала, нормы обязательных резервов, соблюдение финансовыхнормативов и другие. Отличие есть только в том, что размер уставного капитала,обязательных резервов и других обязательных нормативов выше, чем в РТ.
Организационная структуранашей банковской системы сформулирована, исходя из тех операций, которыепредоставляются коммерческими банками клиентам и другим финансовым учреждениям.Поскольку в Германии спектр предоставляемых услуг намного больше, ихорганизационная структура также более широкая и всеобъемлимая.
2.2. Анализпроводимых банками операцийКакуже было выше сказано, в условиях рыночной экономики все операции коммерческогобан­ка можно условно разделить на три основные группы: —  пассивные операции (привлечение средств); —  активные операции (размещение средств); —  активно-пассивные (посреднические, трастовые и пр.) операции.Теперьмы проведем сравнительный анализ проводимых операций банками РеспубликиТаджикистан и Германии. Приведемниже в   таблице  все       проводимые       операции   в банкахвышеназванных стран (табл.2.1.)
Таблица 2.1.
Сравнительный анализ проводимых опреаций банками РТ иГермании Операции коммерческих банков Банки Республики Таджикистан Банки Германии 1 2 3 4 1.
Кредитные операции:
— кредитование
— лизинг
— ипотека
— потребительские кредиты
— диспозиционный кредит
+
+

+

+
+
+
+
+ 2. Межбанковское кредитование + + Продолжение таблицы 2.1. 1 2 3 4 3.
Инвестиционные операции:
— ценные бумаги;
— вложение средств в конторские здания, оборудование и оплату  аренды.


+
+ 4. Кассовые операции + + 5. Консалтинговые операции + + 6.
Депозитные операции:
—  срочные;
—  до востребования;
—  сберегательные вклады населения;
—  депозитный (сберегательный) сертификат;
—  чековые депозиты;
—  банковский вексель;
—  ценные бумаги:
1)   акции и облигации предприятий, акционерных обществ, принадлежащих банку;
2)   акции и облигации, находящиеся на хранении в банке;
3)   ценности и документы по иностранным операциям.
+
+
+




+


+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+ 7.
Валютные операции:
—  открытие и ведение валютных счетов клиентов.
—  установление корреспондентских отношений с иностранными банками.
—  операции по международным торговым расчетам.
—  операции по торговле иностранной валютой на внутреннем валютном рынке.
—  операции по привлечению и размещению валютных средств на внутреннем рынке (осуществляются с резидентами).
—  операции по привлечению и размещению валютных средств на международных рынках (осуществляются с нерезидентами).
—  валютные операции на международных денежных рынках.
—  операции с драгоценными металлами на внутреннем рынке
+
+

+
+



+
+
+
+
+
+
+
+ 8. Комиссионные операции + + 9. Аккредитивные операции + + 10. Инкассовые операции – + 11. Факторинговые операции + 12. Клиринговые операции + + 13. Фьючерские сделки + + 14. Трастовые (доверительные) операции – + 15. Торгово-комиссионные  операции – + 16. Банковская гарантия + + 16. Инкассирование векселей – + 17. Домициляция векселей – + 18.
Гарантийные вексельные операции:
—  акцептная операции
—  авальные  операции.


+
+ 19. Интернет-бэнкинг – + 20.
Использование пластиковых карточек:
—  дебетовых карточек
—  кредитных карточек

+
+
+ 21. Использование жиросчетов – + 22. Ломбардный кредит. – + /> /> /> /> /> />
И так, рассмотрим далее операции которые проводятнемецкие и отечественные банки. Банки Германии можно назвать«универсальными». Практически любой немецкий банк предоставит вам полныйпакет услуг, оти расчётного счёта, до операций с ценными бумагами, кредитами настроительство и всевозможных страховок.
Расчётныйсчёт или жиросчёт, это то, без чего в Германии не можно обойтись. Совершенно,не важно работаете ли вы, получаете ли пенсию или социальную помощь, расчётныйсчёт нужен вам как воздух. Ни работодатель, ни биржа труда не будут платить вамналичными, все деньги переводятся на ваш расчётный счёт.
Да и вы самине сможете без жиросчёта оплачивать квартиру, электричество, телефон. То есть,конечно, сможете, заплатив при каждом перечислении 10% от перечисляемой суммы.Приобрести же, к примеру, сотовый телефон вы без расчётного счёта в большинствеслучаев не сможете (речь идёт о телефонах с двухлетним договором)
Хочу привестинесколько доводов в пользу наличия жиросчёта:
–   оплататоваров и услуг безналичным способом, и получение денег тем же способом на вашсчёт;
–   получениеналичных и перевод денег с помощью автоматов;
–   долгосрочныеполучения — регулярное перечисление определённой суммы определённомуполучателю, проводимое банком без вашего участия. Очень удобный способ оплаты(к примеру, за квартиру).
Правда привсём при этом существует один серьёзный недостаток — на расчётный счёт неначисляются проценты (исключение составляют некоторые прямые банки), поэтомудержать на расчётном счету крупные суммы нерезонно. Правда обнулять счёт тожене стоит, так как если на вашем счету не окажется достаточно средств дляпроведения платежа и у вас нет разрешения банка на диспозиционный кредит, то вам придётся заплатитьштраф.
Банк выдает владельцусчета “еврочековую карточку”, признаваемую в качестве платежного средства почтиво всех европейских странах. Карточка подписывается владельцем и защищена отподделок. Предъявив карточку, ее владелец может выписать чек, то есть датьплатежное поручение, которое банк в любом случае гарантирует выполнить впределах определенной суммы (примерно 200 евро).
С помощьютакой карты можно получать деньги и в банкоматах. В Германии банкоматысуществуют с 1977 года. Клиент вставляет карту в банкомат, набирает свойидентификационный номер (PINкод) и желаемую сумму денег. Банкомат проверяетналичие денег на счете и, если все в порядке, выдает запрошенную сумму, работаяпри этом круглосуточно, включая субботы, воскресенья и праздничные дни. Внастоящее время в системе платежей с использованием еврочеков имеется 50.000банкоматов, установленных почти в двадцати европейских странах.Самообслуживание клиентов позволяет банкам не увеличивать штаты и экономить наиздержках  /18, www.bundesverband.de/
С началашестидесятых годов банки предлагают частным лицам, предприятиям и бюджетныморганизациям всех уровней воспользоваться лизингом. Вместо того, чтобы выдаватькредит на покупку автомобиля, клиенту предоставляется возможность некотороевремя пользоваться машиной, регулярно выплачивая за это определенный взнос. Вконце оговоренного срока он может либо вернуть автомобиль, либо купить его поцене подержанного. По той же самой схеме фирма может приобретать машины илиземельные участки для организации производства. В случае, когда взятое в лизингоборудование (например, компьютеры) быстро морально устаревает, у клиентапоявляется к тому же возможность оперативно адаптироваться к модернизации,обменивая устаревающее оборудование на более современное.
/>
Рис. 2.4. Операции проводимыебанками Германии
Организационная структуратоже является важным элементом для банка. От него зависит вся деятельностькоммерческого банка. Насколько лучше если предприятие разделить на специальныеподразделения и разделить обязанности каждого из них, настолько лучше будеткачество управления. Рассмотрим структуры банков ОАО «Банк Эсхата» и Deutsche Bank.(рис.2.5. и 2.6.) 
Как видно изприведенных структур банков, они особо не отличаются от друг друга. Выполняемыефункции одне и теже. Разница только в том,  что Deutsche Bank очень развитыйбанк, известный во всем мире и имеет хорошую эффективную структуру. ОАО «БанкЭсхата» не имеет пока еще такого большого опыта как Deutsche Bank.Подразделения нашего банка созданы по выполняемым данное время операциям.Подразделения по маркетингу и обслуживание клиентов отсуствуют. Этообуславливается тем, что пока такие услуги в нашей не развиты.
Но конечно,слудет учесть и эти факторы. Персональное обслуживание каждого клиента даетбанку большой авторитет и привлекательность. Банк может через такие операциинамного увеличить число своих клиентов. 
Но еще банковская системаРеспублики Таджикистан находится пока на стадии развития. Конечно пока нашиотечественные банки не проводят такое большое количество операций каккоммерческие банки Германии.
Согласно таджикскомубанковскому законодательству банк – это кредитная организация, которая имеетправо привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать ихот своего имени  и за свой счёт на условиях возвратности, платности, срочностии осуществлять расчётные операции по поручению клиентов.
Банки РТ выполняют сейчасразличные операции для удовлетворения финансовых потребностей всех типовклиентов от мелкого вкладчика до крупной компании. Крупные учреждения банковосуществляют для своих клиентов по некоторым оценкам до 100 видов операций иуслуг. К ним относятся: ведение депозитных счетов, безналичные переводысредств, прием сбережений, выдача разнообразных ссуд, купля-продажа ценныхбумаг, операции по доверенности, хранение ценностей в сейфах и др. (рис.2.7.)
Коммерческий банк имеетвозможность привлекать средства предприятий, организаций, учреждений, населенияи других банков в форме вкладов (депозитов) и открытия им соответствующихсчетов.
Вклады до востребования всвоей основе не стабильны, что ограничивает сферу их использованиякоммерческими банками. По этой причине владельцам счетов выплачивается низкийпроцент или вообще не выплачивается.
По депозитам довостребования банки обязаны хранить минимальный резерв в Национальном БанкеТаджикистан.
В современных условияхкоммерческие банки для оперативного привлечения денежных средств используютвозможности межбанковского рынка ресурсов, на котором происходит продажаденежных средств, мобилизованных другими кредитными учреждениями. Межбанковскиймеханизм является основным источником заёмных кредитных для поддержанияплатёжеспособности баланса и
/>
Рис.2.7. Операции проводимые банками РТ
обеспечения бесперебойностивыполнения обязательств. Он предоставляется, как правило, в рамкахкорреспондентских отношений. Механизм межбанковских корреспондентских отношенийпредусматривает открытие корреспондентских счетов одними банками в других дляосуществления платёжных и расчётных операций по поручению друг друга  /3,стр.186/
Привлечениемежбанковского кредита осуществляется либо самостоятельно банком путём прямыхпереговоров, либо через финансовых посредников. Если банки сами договариваютсяо межбанковском кредите, то их отношения оформляются специальными договорами,основная масса которых заключается на срок. В условиях инфляционных процессовсамые распространённые сроки межбанковского кредита – 3-4 месяца.
Также коммерческие банкимогут получить кредит от Национального Банка Таджикистана в порядкерефинансирования и на конкурсной основе.
Среди активных операцийкоммерческих банков выделяют: ссудные (включая факторинговые и лизинговыесделки), инвестиции в ценные бумаги, кассовые и прочие.
Ссудные операциисоставляют основу активной деятельности банка в размещении его ресурсной базы.Они приносят банкам значительную часть их доходов.
Коммерческие банкипредоставляют своим клиентам разнообразные ссуды, которые можноклассифицировать по различ­ным признакам: по типам заемщиков – ссуды предприятиям, государственным органам власти, населению, банкам; по срокамиспользования – возможны  ссуды краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет); в зависимости от сферы функционирования– ссуды  в сферу производства и в сферу обращения; по отраслевой принадлежностизаемщиков – выделяют  ссуды в промышленность, сельское хозяйство, торговлю,транспорт; по характеру обеспечения – ссуды  залоговые, гарантированные инеобеспеченные бланковые (основанные на доверии к заемщику); по методампогашения различают ссуды погашаемые одновременно и частями.
Кредитные вложениякоммерческих банков в экономику страны очень положительно влияет на
ОАО «Банк Эсхата»является одним из перспективных банков РТ, кредитные
/>
Рис. 2.10. Кредитные вложения ОАО «Банк Эсхата» вэкономику РТ (2004г.)
Из всех кредитов,вложенных в экономику Таджикистана, в промышленность вложено 17,66%, в сельскоехозяйство – 17,75%, в связь – 3,76%, в транспорт – 1,87%, в торговлю иобщественное питание – 5,55%, в коммерческую деятельность – 2,78%, вздравоохранение и  социальное обеспечение – 0,24%, физическим лицам – 47,5%,ЖКХ – 0,03% и прочие – 2,86%  (рис.2.10 )
А объем привлеченныхсредств, как основного источника финансирования активных операций, вырос запрошедший год в 2,5 раза, достигнув 18 863 909 сомони (с учетом межбанковскихкредитов) (на 01.01.2004г. — 7 609 287 сомони). Рост объема привлеченныхресурсов практически по всем категориям депозитов в сомони и в иностраннойвалюте обкусловлен ростом клиентсокй базы и повышением качеством услуг.
В 2004 году продолжалирасти показатели как расходов, так и доходов Deutsche Bank… Несмотря на резкоеснижение нетто процентного дохода в 2004 году, доход от основной деятельностиувеличился на 15% и составил 22,8 млн долл. США ( 19,4 млн долл. на 31 декабря2003 года). По состоянию на 31 декабря 2004 года активы банка составили 17 134тыс.долл. Прибыль за 12 месяцев 2004 года составила 17 769 тыс.долл. В течениепрошедшего года капитал Банка увеличился с 75 568 до 81 812 тыс.долл.
/>
Рис. 2.11. Кредитные вложения Deutsche Bank вэкономику России (2004г.)
Из всех кредитов немецкого коммерческого банкаDeutsche Bank,    вложенных в экономику Росии, в органы местного самоуправления– 47%, в производство – 12,%, в торговлю – 12,%, в пищевую промышленность – 4%,и прочие – 18% были распределены.  (рис.2.11.)
Deutsche Bank занимаетодно из ведущих мест на местном рынке облигаций по объемам торговли; один изкрупнейших валютных дилеров и один из крупнейших депозитариев в России.
В 2004 году Deutsche Bankначал оказывать российским клиентам услуги по управлению крупным частнымкапиталом. Показатели банка в области коммерческих банковских услуг в 2004 годубыли рекордно высокими: возросшие объемы операций стали результатом проводимойработы по повышению качества продуктов, а также результатом расширениямасштабов деятельности клиентов банка.
ГЛАВА 3. ПУТИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
3.1. Маркетинг– как фактор повышения эффективности банковской деятельности
 
Переход к рыночнымотношениям, который в настоящее время является основным направлениемстабилизации экономики Таджикистана, основывается в первую очередь наоздоровлении финансов и перестройке банковской системы, формировании и развитиифинансового рынка. Роль же новой банковской системы в продвижении страны крыночной экономике во многом определяется развитием маркетинга в данной сфере,взаимоотношениями, которые складываются между различными банками, между банкамии их клиентами, а также формированием рынка банковских услуг, процентнойполитикой и другой деятельностью банков.
Усиление конкуренции иувеличение требований клиентов к банковским услугам приводят к тому, что всебольшее число банков обращаются к маркетингу, разрабатывают стратегическиемаркетинговые планы, чтобы адаптироваться к изменениям внешней среды иобеспечить успех в конкурентной борьбе  /7, стр.26/
ВТаджикистане развитие маркетинга и в промышленности, и в сфере банковских услугпроисходит одновременно и в очень сложных условиях. При отсутствии опыта,методических разработок, квалифицированных специалистов, информационной средыкаждая организация самостоятельно методом проб и ошибок осваивает такуюнепростую область деятельности, как маркетинг.
Надоотметить, что в нашей стране конкурентная среда в сфере услуг формироваласьбыстрее, чем в промышленности. Создание двухуровневой банковской системыпривело к образованию множества коммерческих банков. Несмотря на существующиеограничения, на таджикский финансовый рынок выходят иностранные банки. Можно суверенностью говорить об образовании рынка покупателя в сфере банковских услуги о начинающейся борьбе за клиентов. Успех в этой борьбе будет за теми банками,которые сумеют найти свои конкурентные преимущества, индивидуальность иклиентуру, сумеют приспособиться к запросам клиентов и создать новыепотребности в банковских услугах.
Банковскиймаркетинг, следовательно, можно определить как поиск и использование банкомнаиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностейклиентуры. Это предполагает четкую постановку целей банка, формирования путей испособов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализациипланов. Главная задача банковского маркетинга заключается в анализе процессов,происходящих на рынке капитала, то есть непосредственно в сфере действиякредитно-финансовых институтов, особенно в банковском секторе, и на рынке ценныхбумаг, включая первичный рынок, вторичный (фондовую биржу) и внебиржевой (такназываемый уличный) рынок. Это необходимо руководству банков для того, чтобыпринимать гибкие решения, направленные, прежде всего, на расширение банковскойдеятельности и соответственно на увеличение прибылей   /8, стр.365/
Цельбанковского маркетинга создание необходимых условий приспособления ктребованиям рынка капитала, разработка системы мероприятий по изучению рынка,повышение конкурентоспособности и прибыльности.
Как правило, банк наоснове анализа рынка капитала, изменений его объема, изучения потребительскихпривычек, учета социально-психологических особенностей объектов на территориисоставляет программу по привлечению средств (вкладов, депозитов) и выдачекредитов и ссуд. В этом смысле банк обязан определить общие принципы стратегииконкурентной борьбы и конкретные способы овладения рынком сбыта. Такойстратегией должны руководствоваться все подразделения банка.Маркетингв банковской сфере нацеливается на изучение рынка кредитных ресурсов, анализфинансового состояния клиентов и прогнозирование на этой базе возможностейпривлечения вкладов в банки, изменений в деятельности банка. Сейчас, когдапредприятиям и организациям разрешается открывать счета в любом банке, расширяетсяоснова конкуренции в банковском деле. Маркетинг направляется на обеспечениеусловий, способствующих привлечению новых клиентов, расширению сферы банковскихуслуг, заинтересовывающих клиентов во вложении своих средств на счета данногобанка.
Для привлечениявкладчиков в условиях конкуренции банками используется процентная политика,направленная на привлечение в рамках более длительного срока средствпредприятий, организаций, кооперативов и населения. Использование процентнойполитики в маркетинге банков, в частности, установление и регулированиепроцентных ставок, осуществляется с одновременным        регулированием    процентных   ставок     за     пользование предприятиями и организациямикредитом. Задача маркетинга в этих условиях состоит в изучении спроса накредит, что невозможно без анализа финансового положения каждого предприятия,клиента, определения сфер наиболее эффективного вложения ссудных средств,совершенствования качества кредитного обслуживания клиентуры. Важна такжеоценка банками состояния самофинансирования в корпорациях, компаниях ипредприятиях. Высокий объем накопления собственных источников за счетамортизации и прибыли, как правило, снижает спрос на кредит, а сокращениесамофинансирования предприятий по тем или иным причинам (включая экономическийспад, инфляцию) способствует расширению этого спроса.
При проведении прямогомаркетинга упор делается на персональное обслуживание клиента. Данный способмаркетинга нацелен на создание новых потребностей у уже имеющейся клиентуры,поскольку адреса объектов прямого маркетинга для отправки буклетов и другойрекламой информации, включений сообщений в телепрограмму составляются на основекартотеки банка. С этой же целью применяют и новейший способ информированияклиента — теле маркетинг, который явился продолжением банковского обслуживанияна дому, вызванного массовым распространением персональных компьютеров.Установлено, что финансовые институты, используя теле маркетинг, способныполучить такой же доход, какой они имели бы при создании нового отделения, нобез многомиллионных инвестиций и с меньшими операционными издержками.
Таким образом,особенности продажи банковских услуг требуют разработок специальных приемов иметодов банковского маркетинга. Банковская практика показала, что наиболее эффективнымметодом является тот, при котором продается не столько банковский продукт,сколько способ решения проблемы клиента банка (снижение накладных расходов,сокращение затрат рабочего времени, получение определенного процента и т.д.).Особо следует отметить важность применения инструментов стимулирования ипродвижения инновационных продуктов как одного из методов банковскогомаркетинга.
Специфика предлагаемыхбанком продуктов требует от потребителей довольно высокой экономическойкультуры, вызывает необходимость разъяснения содержания услуги клиенту,усиливает значение такого фактора, как доверие клиентов. Ведь клиент, как былосказано выше, доверяя банку свои деньги, вступает в сделку, течение которой онне может контролировать. Следовательно, неосязаемый характер банковской услугикак бы удваивается: это неосязаемые действия с неосязаемыми активами.
Среда, в которойформировались и развиваются коммерческие банки Таджикистана, представляетсложное переплетение экономического, социального и политического кризисов,усиленных противоборством региональных отраслевых (хозяйственных), политическихи криминальных структур. Глубокий затяжной спад производства, резкое снижениедоходов и покупательной способности населения, его сбережений к началу 90-хгодов решающим образом сказались на финансовой стратегии банков исоответственно объектах межбанковской конкуренции  /7, стр.290/
В свое время коммерческиебанки, ввиду жесткой денежно-кредитной политики Национального Банка,столкнулись с ещё одной проблемой: недостатком финансовых средств. Привлечениедепозитов населения традиционно концентрировалось в Сбербанке, поэтомубольшинство новых банков в поиске средств для ссудных и торговых операцийполагались на межбанковский рынок. Несмотря на возможность получения значительноймаржи в период высоких процентных ставок, только очень немногие банки  развивали национальную сеть филиалов для приёма вкладов населения. Этазависимость от межбанковского рынка также являлась источником нестабильности. Втом смысле, если банки и другие, конкурирующие с ними финансовые компании,решали уменьшить свою подверженность рискам, то это приводило к массовомуизъятию вкладчиками своих депозитов.
В поисках оптимального числакоммерческих банков на данном этапе  (на дворе — начало 21 века) следуетпризнать, что количество банков — не единственная и не самая важная переменная,которую следует принимать во внимание. Плотность сети банковских филиалов(рассчитываемая по числу жителей на один филиал) столь же (или даже более)важна, как и число банков. Более 13 коммерческих банков является одновременно инизким показателем для Таджикистана, если учитывать размеры и численностьнаселения страны, и достаточно высоким показателем, если сравнивать сположением в банковском секторе в начале перестройки.
В Таджикистанеконкуренция существует не столько между прямым и косвенным финансированием,сколько между официальным и подпольным финансированием. Опыт большинствапромышленно-развитых стран показывает, что рынки капитала не могут процветатьпри слабой банковской системе.
Проблема инноваций вТаджикистане заключается не в придумывании совершенно новых, нигде в мире неприменявшихся операций, а в освоении и адаптации к местным условиям уже хорошоизвестных в практике зарубежных банков операций.
На современном этапе всфере деятельности коммерческих банков наблюдается тенденция к универсализации,что объясняется влиянием конкуренции. Для повышения эффективности банковскойдеятельности банковское законодательство экономически развитых странстимулирует конкуренцию, создавая равные условия для деятельности различныхкредитных учреждений. В рамках данной тенденции (при параллельном сохранении иразвитии специализации) изменяется концепция взаимоотношений банков склиентами, создаются принципиально новые направления развития банковского дела.Это выражается не только в увеличении числа предлагаемых клиентам услуг, но и вкачественном изменении структуры операций, снижении удельного весассудосберегательных операций и увеличении объёмов операций с ценными бумагами.
Конкуренция побуждаетбанки ускоренно развивать нетрадиционные виды финансовых услуг, которыедополняют их базовые операции. Речь идёт об участии банков (прямо или черезспециализированные филиалы) в операциях финансового лизинга, кредитования подзалог недвижимости, покупке дебиторской задолженности (факторинг), гарантийныхоперациях и т.д. Это позволяет многим банкам» ослабить давление конкуренции и вопределённой степени возместить потерю традиционных рынков и сокращениепроцентной маржи.
Таким образом, банк – этофирма, предоставляющая финансовые услуги, осуществляющая профессиональноеуправление денежными ресурсами общества, а также выполняющая другиемногочисленные функции в экономике. Успех банка зависит от того, насколькопредоставляемые им финансовые услуги отвечают общественному спросу, насколькоони качественны и конкурентоспособны в ценовом отношении   /8, стр.658/
Для таджикских банковинновации становятся не только критерием конкуренции, но и условием выживанияна рынке. Поэтому большое значение приобретает их способность энергичноприступить к реализации инновационного проекта и эффективно управлять им.
Сфера инноваций в областибанковских технологий для таджикских банков чрезвычайно обширна. В её рамках насегодня наиболее актуальны следующие направления: программное и компьютерноеобеспечение, телекоммуникации, решение проблемы удалённого доступа,информационная безопасность, универсализация услуг, выполнение банками новыхфункций, обусловленных скоростью (временем) выполнения расчетно-платежныхопераций. Для крупного банка компьютеризация отделов, внедрение специальнойбанковской техники, подключение к международным коммуникационным системам,осуществляемые в комплексе и сопровождаемые организационной перестройкой, –необходимое условие работы банков на внутреннем и международномкредитно-валютном рынке.
Основной метод распространения банковских продуктов —персональная продажа, в процессе которой менеджеры банка должны убедитьпотенциального покупателя отдать предпочтение именно их продукту или услуге.Таким образом, персональную продажу банковских услуг можно считать также однимиз методов стимулирования сбыта, который в последнее время приобретает всёбольшее значение. Так, в 1970–1980-х гг. английские коммерческие банки дляулучшения обслуживания клиентов розничного рынка назначили в каждом отделении«персональных банкиров», не входящих в число управленческого персонала, задачакоторых состояла непосредственно во взаимодействии с клиентами: они отвечали навопросы, давали консультации. В крупных филиалах английские коммерческие банкиназначают финансовых экспертов, которые консультируют клиентов по вопросамфинансов, страхования, инвестиций. Совершенствование персонального обслуживанияклиентов корпоративного рынка включает в себя также увеличение числа специальноподготовленных консультантов для малых фирм, работающих в местных отделенияхбанка.
Система стимулирования,или коммуникационная стратегия, является следующим элементом комплексамаркетинга. Банк заинтересован в создании и поддержании благоприятного имиджасвоих продуктов в глазах реальных и потенциальных клиентов, контактныхаудиторий. С учётом этого комплекс стимулирования включает следующие элементы:непосредственное стимулирование сбыта, создание благоприятного образа банка в глазахширокого круга общественности и рекламы.
Стимулирование работниковбанка предполагает поощрение усилий сотрудников банка по оказанию какого–либовида банковских услуг, поощрение к улучшению обслуживания существующих клиентовили привлечению новых, поощрение к совершенствованию банковских продуктов.
Для стимулированияпосредников, при помощи которых осуществляется продвижение банковских услуг,используются совместная реклама, системы специальных скидок  /7, стр.212/
Следующий элементкоммуникационной стратегии — Public Relations (PR), предполагающийцеленаправленную деятельность банка для выработки достижения взаимопонимания сокружающими его субъектами с целью доброжелательного отношения к своейдеятельности. В основе PR лежит умение и желание наладить контакт, выгоднуюобоюдную связь с общественностью.
PR включает полноеинформирование о продуктах и услугах банка всех субъектов (целевые аудитории,органы государственной власти и управления,  СМИ), анализ ситуации ипрогнозирование возможной реакции тех или иных субъектов на деятельность банка.Эта деятельность может быть направлена как на внешнюю среду, так и насотрудников самого банка. разъяснение социальной роли банковского бизнеса — ещёодна задача PR, так как банк несёт ответственность перед обществом, гдеосуществляется его деятельность. Поэтому одна из задач банка — выполнятьопределённые социальные обязанности. На практике деятельность в данномнаправлении предполагает решение задач поддержки и развития инициативысобственных сотрудников (отношения внутри банка), содействие созданию новыхвозможностей для молодёжи (образование), поддержку малоимущих слоёв населения(благотворительность) и др.
Таким образом,человеческие отношения представляют собой воздействие на общественное мнение,сложившееся в результате деятельности банка, его рекламы и благотворительныхмероприятий. В свою очередь банк может планировать мероприятия в этой сфере длябудущего влияния на общественное мнение  /8, стр.743/
Отметим, что понятие PRродилось в США в начале XIXвека. Ежегодные затраты в США на PR составляют несколько млрд. долларов.
У нас пока такойдеятельности нету, то есть фирм, предоставляющие услуги по формированиюобщественного мнения. Услугами таких фирм могли бы пользоваться и банки,понимая, что репутация — главный фактор выбора банка.
Третий элементкоммуникационной стратегии составляет реклама. Формы и средства рекламыдовольно разнообразны, однако банковские работники начинают осознавать, чтобольшие затраты на рекламу не обеспечивают автоматически необходимойэффективности рекламы по широте охвата, степени воздействия на аудиторию,точности достижения поставленных целей.
Собрать информацию офинансовой среде страны, о возможностях и положении на рынке других банков икредитно–финансовых организаций, структуре и социальном составе клиентовдовольно сложно.
Для проведенияаналитической работы банки создают определённую систему маркетинговойинформации: аналитический аппарат, оборудование, методические приёмы,предназначенные для сбора, оценки и распространения конкретной и достовернойинформации. Для работы по расширению рынка создаётся банк маркетинговойинформации. Система планирования маркетинга включает разработку стратегии,политики и тактики деятельности в рыночной экономике. Стратегия определяет­сяна основе системы прогнозов и планов долгосрочного развития (для банков от 18месяцев до 5–10 лет), политика — среднесрочными планами (1–5лет), а тактика —краткосрочными (до 1 года), оперативными, гибкими пла­нами (программами). Приэтом разрабатывается несколько их вариантов.
Отмечу, что исследованиерынка позволяет: определить оптовый и розничный рынок, на котором работаетбанк, и перспективы его развития; выяснить состояние конкуренции на рынке и еёвлияние на стратегию банка; прогнозировать общие тенденции развития целевогорынка банковских услуг.
До сегодняшнего дня в РТпрактически нет организаций, которые бы занимались сбором, обобщением ианализом информации, т.е. отсуствуют маркетинговые и исследовательские центры. Пока каждая организация вынуждена сама собирать интересующие её сведения, тратяна это значительные средства и время, что, однако, не гарантирует достоверностьи полноту собранной информации. 
До сегодняшнего дня, к сожалению, у нас нету нашихотечественных маркетинговых фирм, которые могли бы провести маркетинговыеисследования для наших предприятий и фирм. Что помогло бы найти свою нищу нарынке постоянной конкуренции, завоевать еще больщое количество клиентов идобиться совей цели, то есть получение прибыли.
Банкам тоже, как и всем фирмам и предприятиям накоммерческой основе важно иметь большой авторитет и большое количествоклиентов, что и приведет к успешной деятельности. Это во многом зависит и откачества отношений работников банка к свлим клиентам. Важна не только рекламауспешной деятельности банка или разные заманчивые предложения, а именнопрофессиональное обслуживание клиентов. Поэтому внедрение и использованиеконсалтинговых услуг было бы желательно для банков. А в зарубежных банках этоуже считается как обязательная составная операция.   
3.2. Использование современных методов безналичногорасчета и консультационных услуг коммерческими банками
 
Одним из последних банковских продуктов является услуга –«Интернет-банкинг». Повсеместное распространение вычислительной техники ираспространение INTERNET-технологий привели к революционным изменениям всистеме документооборота. Все большее число организаций ведет всю документациюв электронном виде, что значительно упрощает и ускоряет обработку документов.Система Интернет-банкинг является программным продуктом, использующим передовыеИнтернет-технологии, и предназначена для осуществления документооборота междубанком и его клиентами в электронном виде в любое время суток, из любой точкиземного шара.
Для нормальной работы клиенту достаточно стандартного WEB-обозревателяMicrosoft Internet Explorer. При этом работа с системой происходит как работа собычной HTML-страницей. Клиент банка может использовать любой компьютер,подключенный к Интернет, на котором установлен требуемый обозреватель.
При использовании электронных средств связи для проведениядокументооборота, скорость последнего вырастает в несколько раз. Отсылаемыеклиентом документы сразу же попадают в банк и передаются на исполнение. Большаячасть документов может быть обработана автоматически, что еще больше ускоряетих выполнение. При использовании традиционных бумажных форм такая оперативностьпопросту невозможна.
Применение в системе Интернет-банкинг самых современных разработок вобласти защиты информации дает полную гарантию безопасности. Работая ссистемой, клиент может быть уверен в конфиденциальности переданной иминформации. Использование электронного ключа, являющегося аналогом подписиклиента под электронным документом, исключает возможность передачи другими лицамидокументов от имени клиента  /9, стр.764/
Накладные расходы при Интернет-банкинге минимальны. Многие банки нетолько не берут платы за обслуживание через Интернет, но даже обрабатываютИнтернет-транзакции по более низким расценкам. Плюс оперативность, плюсвозможность наблюдать за операциями в режиме реального времени и работатькруглосуточно, без выходных.
При анализе отчета о прыбылях и убытках Deutsche Bank выяснилось, чтопроводя данный механизм расчетов банк сократил в среднем следующие расходы по части:
–   экономия расходовна содержании офиса;
–   экономия поканцелярским материалам;
–   экономиязаработной платы обслуживающего персонала;
–   сокращение износаосновных средств.
Сумма при среднем расчете состовляло около 2 300 тысяч долларов США
Клиент, пользующийся системой Интернет-банкинга может, не покидая своегоместа, совершать следующие виды операций:
–   продавать илипокупать безналичную валюту, причем, что немаловажно, делать это он можетвсегда, не считаясь со временем суток и днями недели;
–   оплачиватькоммунальные услуги вкупе со счетами провайдеров, операторов сотовой связи ипрочих поставщиков услуг;
–   оплачиватьпокупки в интернет- и обычных магазинах. Этот способ, кстати, позволяет вполнезаконно сэкономить на пятипроцентном налоге с продаж – он не взимается приоплате покупки банковским переводом;
–   свободнораспоряжаться своими счетами – открывать их, пополнять или закрывать, кластьденьги на депозиты, совершать внутри- и межбанковские переводы – иначе говоря,практически любые платежи по произвольным банковским реквизитам;
–   получать выпискипо счетам и информацию о состоянии счета.
Системы интернет-банкинга, также, незаменимы и для отслеживания операцийс пластиковыми картами — любое списание средств с карточного счета оперативноотражается в выписках по счетам, подготавливаемых системами, что так жеспособствует повышению контроля со стороны клиента за своими операциями.
Растущая популярность интернет-банкинга во всем мире лишний разподтверждает, что этот нетрадиционный вид банковских услуг имеет устойчивый иплатежеспособный спрос и ее нужно у нас тоже внедрить.
Но внедрение интернет-бэнкинга у нас еще считается маловозможным. Естьнесколько причин.
Во-первых, для осуществления операций по интернету, банкам нужны большиекомпьютерные сервера, которые стоят больших вложений.
Во-вторых, не у каждого предприятия или компании есть доступ к интернету,поскольку интернет услуги только только развиваются в нашей стране. А такжерасходы дял доступа тоже будут высокими.
В-третьих, не каждый человек может пользоваться интернетом.И еще должнабыть современная система безопасности передачи и приема данных.
Конечно, будет лучше для каждого банка внедрение интернет-бэнкинга. Такимобразом можно сократить расходы, увеличить скорость обращения средств иоблегчить работу и себе и клиентам.
Другой операцией которую желательно было бы у нас в банках развить – этоконсалтиновые услуги. 
В современной рыночной экономике консультационные услуги давно являютсяважнейшим элементом поддерживающей ее функционирование   инфраструктуры.Консалтинг выделяется статистикой в отдельную отрасль, в которой, например вСША занято 700 тыс. человек, а годовой оборот составляет 50 млрд. $. Ни односерьезное экономическое и управленческое решение в странах с рыночной экономикой,причем не только в развитых, но и в так называемых развивающихся (Индия,Бразилия), не обходится без использования консультантов: экономистов, юристов,маркетологов, и т.д., индивидуальных, а чаще объединенных в консультационныефирмы  /7, стр.195/
Одним изпервых профессиональных консультантов в области  экономики стал основатель теории научного управления предприятия Фредерик Тейлор. Первая фирма поменеджмент консалтингу – «Служба исследований в бизнесе» — была образована в1914 г. в Чикаго, а в 20-х годах такие фирмы появились в Европе (в первуюочередь в Англии и Германии).
В РеспубликеТаджикистан деятельность консалтинговых компаний для финансовых учрежденийрегулируются законадетельством Республики Таджикистан. Согласно закону РТ «Обанках и банковской деятельности», консалтинговые услуги являются одной изопераций которое разрешается провести кредитным учреждениям имеющие напроведение таких услуг лицензию НБТ.
В Таджикистанефункционирует ООО «Финконсульт», которая получила  лицензию НБТ на проведениеконсультатционной деятельности  и аудирование финансовых и других учреждений.Потребность в предоставление более качественных консультационных услуг длясушествующих и вновь создаваемых кредитных учреждений в РТ, не может бытьудовлетварено услугой одной организации. В связи с этим коммерческие банки РТобращаются за помощью на проведение таких услуг в международные или зарубежныекомпании. Также следует отметить, что все коммерческие банки и кредитныеучреждение должны предоставлять годовой отчет в НБТ с заключениемлицензированных аудиторских компаний. 
Можно выделитьнекоторые положительные и отрицательные стороны использования зарубежныхконсультантов в  условиях РТ (табл.3.1.)
Достоинством зарубежных консалтинговых фирм является хорошее владение методами консультирования идетальное знание рыночной экономики западного типа. Кроме того, аудиторские идругие заключения иностранных фирм пока в большей степени признаются зарубежом, что важно для привлечения иностранных инвесторов и других партнеров. Стоимостьуслуг таджикских аудиторских фирм является их преимуществом, которая примерно в4-5 раз ниже, чем у зарубежных коллег. Отрицательной стороной для банкаявляется то, что их результаты не признаются зарубежом, что плохо влияет напривлечение зарубежных инвесторов
Таблица 3.1.
Приемущества инедостатки использования зарубежных консультантов.Преимущества Недостатки
1)           перенос зарубежного опыта;
2)           новая постановка задач;
3)            новые решения;
4)            новая деловая и общая культура;
5)            хорошее владение методикой консалтинга;
6)            подготовка к выходу на зарубеж­ных партнеров.
1)           высокая стоимость услуг;
2)           большие требования к организа­ции и предварительной подготовке клиента;
3)           языковый барьер;
4)           затрудненные коммуникации в силу культурных различий;
5)           высокие требования к бытовым ус­ловиям (проживание, питание, транс­порт и т.д).
 
Инфраструктура рыночнойэкономики включает в себя и некоторые другие  профессиональные услуги,оказываемые хозяйственным руководителям. Отличие таких услуг от консультационных,состоит в том, что помощь руководителю оказывается не в форме советов,рекомендаций и совместной выработки решений, а путем непосредственноговыполнения определенных организационных, технических или информационныхфункций.
Можно выделить 10 видовтаких услуг:
1)   аудит;
2)   бухгалтерскоеобслуживание;
3)   юридическиеуслуги;
4)   обеспечениеинформационными  технологиями;
5)   инжиниеринг;
6)    инвестиционная деятельность;
7)    рекрутмент;
8)    рекламаи отношения с общественностью;
9)    деловаяинформация;
10)   тренинг.
С консалтингомвышеперечисленные услуги роднит то, что эта услуга осуществляется на основенаучных и профессиональных знаний и, так же как и внешнее консультирование,предоставляется на коммерческих началах. Кроме того многие развитые банки,оказывающие традиционно банкоские услуги, одновременно занимаются иконсультированием в своей области. Таким образом можно отметить, что происходитопределенное перепле­тение консалтинга и других видов банковских  услуг, приэтом консалтинг выступает в качестве одной из дополнительной доходоприносящейчасти этой системы   /8, стр.353/
Нет  сомнения, чтовозникшие в последнее время финансовые проблемы на большинстве банках и другихпредприятиях нашей страны связаны, прежде всего, с неудовлетворительным использованием  ими своих финансовых ресурсов. Характерна  плохая  ориентация менеджеров предприятий в сложившихся экономических условиях в измененияхинфраструктуры рынка. Поэтому все большее значение получает практикафинансового консультирования бизнеса.
Одним из наиболееэффективных методов упорядоче­ния движения финансовых ресурсов, которые всечаще рекомендуют консультанты — внедрение автоматизиро­ванной системы. Преждевсего, рекомендуется освоить подсистему планирования и анализа финансовыхпотоков с анализом прибылей-убытков, что открывает возможность для планированияпоступлений и платежей предприятия, определения сроков привлечения и объемовзаемных средств, рационального управления временно свободными финансовымиресурсами, формирования движения фи­нансовых потоков как в целом попредприятию, так и на уровне подразделений. Технология эта, как уже отмеча­лось,достаточно проста. Но успех в основном зависит от постановки управленческогоучета. Подсистема планиро­вания и анализа финансовых потоков гарантирует финан­совуюустойчивость финансов предприятия и позволяет предупреждать появлениекритических ситуаций.
Далее обычнорекомендуется тщательно подготовить программу по прибылям и убыткам. Обычныйсовет — внедрение системы управления оборотными средствами, ассортиментом ииздержками предприятия, что призвано гарантировать увеличение прибыли. Всядальнейшая ра­бота по более эффективной организации управления де­нежнымипотоками вряд ли будет успешна, если не будет полностью закончена работа попостановке управленче­ского учета и его согласованию с бухучетом.
Следующий шаг в работеконсультанта — налажива­ние системы контроля за исполнением бюджета, анализавыполнения плановых заданий, корректировки планов.
В последующем должнаосуществляться работа по планированию сводного бюджета, управления собствен­ными заемным капиталом. Во всем предприятии должна быть внедрена стройная системабюджетирования. Целе­сообразно применение автоматизированной  системыуправления, включающей планирование, бухучет и от­четность.
Финансовый консультант —фигура одна из ключе­вых на рынке. Его роль при принятии решений о путяхуправления финансами консультируемого предприятия чаще всего определяющая. Вроли финансового консуль­танта обычно выступает крупный инвестиционный банк иликомпания, активно действующая в конкретном сег­менте рынка и располагающая нанем ведущими пози­циями  /8, стр.254/
Цель финансовогоконсультирования — повышение экономической эффективности управления ресурсами,прежде всего — активами предприятия. Это на практике осуществляетсяпосредством:
— формирования доходногои достаточно не рискового инвестиционного портфеля;
— максимальнорационального использования вре­менно свободных средств в наиболее доходныхсегментах финансового рынка;
— уменьшениянепроизводственных расходов.
Консультанты по финансамспособны разработать стратегию развития предприятия, предложить наиболеерациональную в конкретных условиях систему управле­ния, помогут выбратьоптимальную модель управления капиталом, определят варианты и предложатуполномо­ченный финансовый институт при формировании рынка акцийконсультируемого предприятия.
Deutsche Bank обладаетбольшой базой профессиональных финансовых консультантов, которые занимаютсявопросами развития и совершенствования финансовых учреждений. Результатыпроведенных анализов показывают, что данный банк при проведении консалтинговыхуслуг получил доход в размере       1 500 тыс.долл. Консультации были проведеныбольшим компаниям, так и малым финансовым учреждениям.
/>
Рис. 3.1. Услуги Deutsche Bank-а другим компаниям
В целом было оказанотакие услуги в 2004г. 39 компаниям по таким вопросам, как: бухгалтерскоеобслуживание, обеспечение информационными  технологиями, инвестиционное банкирование, деловая информация и трейнинг. (рис. 3.1.) Например, былипроведены трейнинги и бухгалтерское обслуживание таким компаниям как Opelwerk, Duesseldorf Flughafen, Quelle AG,инвестиционная деятельность — Sparkasse Bochum, Essen, Private Versicherung Ltd, Plus AG и тд.
В рамках финансовогоконсалтинга в последнее время появилось много нового. Среди подобных проблем:совер­шенствование управления капиталом, формирование оп­тимального портфеля изкраткосрочных финансовых ин­струментов, разработка инвестиционной политики, со­вершенствованиевзаимодействия с акционерами и креди­торами.
Анализируя эти дванововедения для наших банков, можно отметить, что банки через внедренияинтернет-бэнкинга и консультационных услуг могут расширить круг своих клиентов,приобрести более стабильную финансовую устойчивость и получить дополнительныйдоход, при минимальных капиталовложений для внедрения этих систем.  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
   Банковская система — одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие ее деятельности- необходимое условие реального создания рыночного механизма и эта сферадинамично развивается и сегодня. Длительное время банки были государственнымиорганами и выступали одной из “несущих конструкций” административно-команднойсистемы управления экономикой. Сегодня, строя рыночную экономику, мы вынужденыв короткие сроки выйти на уровень современного мирового уровня организациибанковского дела.
В последнее время банкивсе активнее осуществляют нехарактерные для них операции, внедряясь внетрадиционные для банковской сферы финансового предпринимательства, включаяоперации с ценными бумагами, лизинг и факторинг и иные видыкредитно-финансового обслуживания, постоянно расширяя круг и повышая качествопредоставляемых услуг, конкурируя за привлечение новых перспективных клиентов.
–    Проводя анализдеятельности банков РТ и Германии, мы рассмотрели недостатки и сходство нашей снемецкой банковской системой. 
В зарубежных странахосновными источниками доходов иностранных банков являются процентные доходы,поэтому при управлении доходной базой коммерческого банка, большое вниманиедолжно быть уделено процессу получения процентных доходов. Повышение процентныхдоходов следует осуществить через привлечение новых клиентов и вкладчиков.
В  своей  дальнейшей деятельности дляулучшения финансового состояния банк мог бы вести работу по следующимнаправлениям:
–    активное развитие    операций  по перечислению  всех  видов  доходов  граждан  во  вклады;
–    повысить эффективность  работы  с  иностранной  валютой;
–    активное развитиекредитных операций банка;
–     изменить  структуру  активов,  увеличив    ликвидные  активы и  активы   приносящие доход;
–    повысить качество кредитного  портфеля;
–    создатьмаркетинговое подразделение, развивать  рекламную  деятельность банка;
–    развиватьконсалтинговые услуги.
В данной курсовой работетакже были рассмотрены основные операции и услуги, предоставляемыекоммерческими банками своим клиентам, а также различные способы конкурентнойборьбы банков за клиентов. Так, например, банковская услуга по интерактивномуобслуживанию клиентов через глобальную сеть Интернет («Интернет-бэнкинг»)получила широкое распространение и сразу стала пользоваться большой популярностьюу клиентов всех банков, т.к. в настоящее время большинство юридических ифизических лиц ведут свой документооборот в электронном виде, что облегчает иускоряет работу.
И подводя итог ксказанному, можно определенно сделать вывод о том, что в условиях конкуренциимежду банками успех сопутствует тем банкирам, которые лучше владеютсовременными методами банковского дела и постоянно расширяют свою деятельностьновыми операциями и услугами, необходимыми их потенциальным клиентам.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.   Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П.Банковское дело. – М.: Питер, 2003.-380с.
2.   Реформа в банковской системеТаджикистана. Выступление Заместителя Председателя Национального банкаТаджикистана Эшова Д. на конференции «Реформирование банковских системгосударств СНГи Балтии», Вестник Национального банка Таджикистана №7-8, 2002.
3.   Пещанская И.В. Организациядеятельности коммерческого банка. – М.: ИНФРА-М, 2001.- 364с.
4.   Шеремет А. Д. Финансовый анализ вкоммерческом банке. – М.: Финансист, 2000.- 276с.
5.   Жуков Е.Ф. Банки и банковскиеоперации. – М.: Юнити, 2000. – 480с.
6.   Лаврушин О.И. Российская банковскаяэнциклопедия. – М.: ЭТА, 1995.-252с.
7.   Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг вбанках. – М.: Юнити, 2000.- 312с.
8.   Питер С.Роуз. Банковский менеджмент.– М.: Дело, 1997. – 800с.
9.    Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д.Современные деньги и банковское дело. – М.: Инфра-М, 2000. – 830с.
10.           Закон РеспубликиТаджикистан «О банках и банковской деятельности», 23.05.98, №648
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>11.           Положение № 83 «Окредитных обществах»от 26.01.99.
12.           www.nbt.org
13.           www.eskhata.com
14.           www.deutsche-bank.ru
15.           www.vorota.de
16.           www.germany.ru
17.           www.deutschland.de
18.            www.bundesverband.de