ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-ознакомительная практика способствует эффективному овладению прикладной частью профессионального образования специалиста по коммерции.
Во время прохождения практики студенты собирают материалы для написания курсовой работы по дисциплине «Основы коммерческой деятельности»
В ходе прохождения практики студент должен продемонстрировать навыки использования на практике знаний, полученных в рамках изучения специальных и общепрофессиональных дисциплин.
Объектом исследования является предприятие ОАО «Макфа». Предмет исследования — это деятельность организации.
Целью данной работы является определение конкурентоспособности предприятия и разработка путей ее повышения.
В работе раскрыты основные экономические характеристики отрасли, проведены различные анализы для оценки конкурентоспособности предприятии: пять сил конкуренции, анализ движущих сил, ключевых факторов в отрасли и на предприятии, стратегический групповой анализ, SWOT-анализ. Проведена рейтинговая оценка конкурентоспособности предприятий по производству макаронных изделий. С учетом этого представлены основные пути и мероприятия для повышения конкурентоспособности ОАО «Макфа» среди конкурентов.
Характеристика предприятиЯ ОАО «МАКФА»
1.1 История создания
Челябинская макаронная фабрика была сдана в эксплуатацию в 1937 г. с крайне низким уровнем механизации. Ее оборудование состояло из четырех гидравлических прессов и одной лапшерезки. В 1951 г. на фабрике прошла реконструкция, были установлены шнековые прессы и ленточные сушилки. К 1965 г. были установлены фасовочные автоматы, в 1969 г. газифицирована котельная фабрики, построен цех производства гофрированной тары. Производственная мощность предприятия увеличилась до 30 000 тонн в год. Следующий значительный рост мощности фабрики – до 40 000 тонн получен только в 1992 г., после строительства цеха «Соломки» с установкой итальянской линии производства длинных макарон.
Новейшая история макаронной фабрики связана с работой новой профессиональной команды специалистов во главе с Михаилом Юревичем (сегодня – глава города Челябинска). 1996-97 гг. стали временем качественного обновления технологии: новые упаковочные материалы, импортное фасовочное оборудование, линия производства коротких макаронных изделий.
1.2 Организационно-правовая форма предприятия
Организационно-правовой формой предприятия является открытое акционерное общество. То есть это коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число одинаковых долей и каждая доля выражена ценной бумагой (акцией). Участ
ники (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимо
сти принадлежащих им акций, а также могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
Учредительным документом ОАО МАКФА является устав, в котором фиксируются сведения о размере уставного капитала, категориях выпускаемых
акций и порядке их размещения, структуре органов управления и их компетенции, а также другие сведения, предусмотренные Законом РФ «Об акционерных обществах».
1.3 Организационная структура управления фирмы
Типом организационной структуры рассматриваемого предприятия является линейно-функциональная структура управления. Организация делится на отдельные элементы-отделы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности, а также полномочия передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным.
Организационная структура соответствует рыночным отношениям, каждое подразделение имеет свое определенное и важное значение на предприятии, и осуществляет свою деятельность для достижения поставленных целей и задач организации.
1.4 Ассортимент продукции
Ассортимент продукции ОАО «Макфа» включает в себя все наиболее популярные в России виды длинных и короткорезанных макаронных изделий, всего более 60 наименований из твердых сортов пшеницы. Вся продукция выпускается в расфасованном виде. Упаковка макаронных изделий «Макфа» по качеству материала и дизайну отвечает мировым стандартам и не уступает лучшим зарубежным образцам. Отказ от весовой и переход на сто процентную фасовку в экологически чистые материалы позволяет обеспечить сохранность продукции на всех этапах транспортировки, хранения и продаж.
Стараясь угодить капризному покупателю, обогатить макаронные изделия и придать разные привкусы, ОАО «Макфа» применяет экологически чистые натуральные добавки – яичные, овощные, бета-каротин и т.п. Эти изделия с добавками обладают противолучевыми, детоксикационнымии и другими
полезными свойствами. Новые виды изделий обогащены добавками растительных биологически активных веществ, отличаются высокой биологической ценностью, длительным сроком хранения и отсутствием токсических метаболитов. Не все предприятия по производству макаронных изделий смогут похвастаться такими свойствами продукции.
1.5 Характеристика стратегии развития на предприятии
На данный момент основными из выработанных на ОАО «Макфа» стратегий являются: стратегия роста, стратегия лидерства в снижении издержек, стратегия улучшения системы менеджмента качества.
Стратегия роста включает:
1. Усиление позиции на рынке, при которой предприятие делает все, чтобы с конкретным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Предприятие пытается установить контроль над своими конкурентами;
2. Развитие рынка, заключается в поиске новых рынков для уже производимого продукта, также расширение каналов сбыта
Стратегия лидерства в снижении издержек направлена на достижение кон
курентных преимуществ за счет низких затрат на некоторые важные элементы товара или услуги и соответственно более низкой себесто
имости по сравнению с конкурентами
Для этих стратегий главными целями являются — повышение эффективности деятельности и наращивание своего присутствия на российском и зарубежных рынках за счет увеличения объемов производства и реализации, расширения географии сбыта и каналов распределения, повышения эффективности использования имеющихся производственных мощностей и установки новых, разработки и продвижения новых товарных и ассортиментных групп.
2. ОТРАСЛЕВОЙ И КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ
2.1 Анализ интенсивности конкурентных сил
Хотя конкурентные условия на различных рынках никогда не бывают одинаковыми, процессы соперничества на них аналогичны настолько, что можно использовать общую аналитическую схему для определения природы и интенсивности конкурентных сил. Как убедительно продемонстрировал профессор Майкл Портер из Гарвардской школы бизнеса, состояние конкуренции в отрасли является результатом действия пяти конкурентных сил:
1. Соперничество между конкурирующими продавцами в отрасли.
2. Потенциальное появление новых конкурентов.
3. Рыночные попытки компаний из других отраслей завоевать потребителей с помощью своих товаров-заменителей.
4. Рыночная власть и средства воздействия, используемые поставщиками сырья.
5. Рыночная власть и средства воздействия, используемые потребителями продукции.
Все пять конкурентных сил совместно определяют интенсивность отраслевой конкуренции и прибыльность, при этом наиболее мощная сила или силы приобретают решающее значение с точки зрения формулирования стратегии.
Проанализируем состояние конкуренции на рынке макаронных изделий с помощью пяти сил конкуренции.
1. Соперничество между конкурирующими продавцами в отрасли.
Соперничество между действующими конкурентами принимает известную форму гонки за передовыми позициями с использованием тактик, основанных на
ценовой конкуренции, рекламных битвах, освоении новой продукции, расширении обслуживания потребителей и предоставлении гарантий.
Конкуренция разгорается, когда один или несколько участников испытывают давление или видят возможности улучшения своих позиций. В большинстве отраслей конкурентные действия одной фирмы оказывают заметное воздействие на ее конкурентов и могут спровоцировать ответные действия.
В России насчитывается около 30 средних и крупных узкоспециализированных производителей макаронных изделий с объемом выпуска более 5 тыс. тонн в год. Кроме того, существует несколько сотен предприятий, которые выпускают макаронные изделия наряду с другим ассортиментным рядом продуктов питания. Их общая доля в производстве составляет менее 2%. При этом объем производства 10 крупнейших предприятий составляет более 70% рынка макаронных изделий.
Основными игрокам на рынке макаронных изделий являются: ОАО «Макфа», АПК «Агрос», комбинат хлебопродуктов им. Григоровича «Союз-Пищепром», «Алтан», ИнфоЛинк и Euro Foods. Среди иностранных торговых марок: Maltagliati, Pasta Zara. Всего 8 крупных компаний, которые занимают высокие позиции на рынке макаронных изделий.
С каждым годом, в связи с насыщением рынка, соперничество между компаниями усиливается, и конкуренция имеет место быть. В отрасли выделено три ценовых сегмента — низкий, средний и премиум. Из перечисленных выше компаний ИнфоЛинк, Макфа и Агрос захватили все три уровня сегментации. Остальные пять фирм по одному, по два сегмента. Отсюда следует, что эти фирмы будут стремится завоевать неохваченные сегменты рынка, укреплять свои позиции, то есть конкурировать с теми же предприятиями только уже на данных сегментах. Это еще больше увеличит конкуренцию.
На сегодняшний день на рынке макаронных изделий происходит усиление позиций лидеров. Продукция конкурентов незначительно отличается друг от друга, и в связи с этим производитель, чтобы захватить потребителя, в основном, применяет огромные маркетинговые усилия — продвижение, сбыт, реклама.
Еще немало важный показатель, это низкие темпы роста рынка макаронных изделий (2-3 процента в год), он превращает конкуренцию в отрасли в погоню фирм за расширением, за долей рынка. Конкурентная борьба за долю рынка значительно более неустойчива, чем конкуренция в ситуации быстрого роста отрасли, когда фирмы могут улучшать свои результаты.
Также большое соперничество проявляется в копировании товаров у конкурента. Например, совсем недавно бренд Gallina Blanca выпустила новую форму макаронных изделий — детские «Гонки» — макароны в форме машинок, мотоциклов, созданные для детей. Через определенное время на прилавках появилась такая же продукция у конкурентов, а также и у Макфы. И Gallina Blanca не стала уникальной в этом производстве, что уменьшило ее конкурентное преимущество, по сравнению с началом внедрения продукта.
Необходимо отметить, что в последнее время прослеживаются попытки иностранных производителей макаронных изделий (Рasta Zara и Maltagiati.) занять более прочное положение на российском рынке, что приводит к усилению соперничества, особенно если, иностранные конкуренты имеют более низкие издержки. А на сегодняшний день доля импортных макарон составляет аж 30 процентов.
Конкурентное соперничество является интенсивным, когда действия конкурентов снижают прибыльность отрасли. Оно является умеренным, когда большинство компаний могут получать приемлемые прибыли, и оно является слабым, когда большинство компаний могут обеспечить себе прибыли на инвестиции выше средних. В нашей ситуации соперничество является интенсивным и это говорит о большом влиянии на предприятия-конкурентов.
2. Потенциальное появление новых конкурентов.
Новые конкуренты, входящие в отрасль, несут с собой новые производственные мощности, стремление захватить долю рынка, а зачастую и значительные ресурсы. В результате могут снизиться цены, предлагаемые покупателями, или повыситься издержки действующих предприятий, что сокращает прибыльность.
В отрасли макаронных изделий достаточно высокие барьеры для входа, необходимы большие капиталовложения для строительства нового предприятия минимально эффективного размера, не говоря уже о стоимости оборудования по производству макаронных изделий. Настолько “перегрета” и высоко конкурентна эта отрасль. Каждый час сотни автоматов на российских макаронных фабриках режут, фасуют и укладывают километры макаронных изделий. В объемах, значительно превышающих те, что требуются рынку. Как следствие — крайне высокая стоимость входного “билета” на рынок. Более того, по мнению экспертов, все попытки новичков сегодня войти на рынок “с нуля”, ожидает провал. Все изменения, которые происходят последнее время на рынке, связаны с переходом уже существующих активов от одного собственника к другому, либо с их консолидацией у одного игрока, например как “Аркада-Интер” и АПК “Агрос”.
Кроме того, проникающие на рынок компании могут столкнуться с барьерами, связанными с масштабами не только в производстве, но и в рекламе, маркетинге, распределении, финансировании, послепродажном обслуживании потребителей, закупке сырья, научных исследованиях и разработках.
Потребители часто предпочитают хорошо известные торговые марки, такие как Макфа, Экста-М. Макаронным предприятиям придется истратить достаточно денег на рекламу и стимулирование сбыта для преодоления существующих предпочтений и создания своей потребительской базы. Это может потребовать много времени и весьма значительных средств. Им будет нелегко добиться
раскрутки бренда, и занять хотя бы вторые или третьи позиции на рынке по узнаваемости бренда, не говоря уже об опережении такой известной марки, как Макфа.
Кроме того, если для потребителей окажется сложным или дорогим переключение на продукцию другого производителя, то новому участнику рынка необходимо будет убедить потребителей в том, что его торговая марка стоит затрат на переключение. Все это ведет к снижению прибылей, повышению риска и усилению зависимости компании от крупных предыдущих доходов, необходимых для поддержки новых инвестиций.
Также у новых предприятий возникают проблемы с реализацией и сбытом продукции. Оптовые торговцы не всегда хотят брать продукцию, не пользующуюся признанием потребителей. Может потребоваться создание на пустом месте сети розничных дилеров.
В заключении необходимо отметить, что если все вышеперечисленные барьеры новая фирма все-таки преодолеет, то существующие на рынке компании явным образом будут агрессивно защищать свои рыночные позиции, используя снижение цен, более энергичную рекламу, совершенствование продукции или какие-то иные меры, направленные против вторгающегося в отрасль. И всяким образом они будут вытеснять нового конкурента, что и происходит на сегодняшний день. Отсюда следует, что возможность появления новых конкурентов будет мала и не нанесет такого большого вреда компаниям.
3. Рыночные попытки компаний из других отраслей завоевать потребителей с помощью своих товаров-заменителей.
Конкуренция в широком смысле происходит не только в рамках отрасли, но и между всеми фирмами данной отрасли и отраслями, производящими товары-заменители. Заменители ограничивают потенциальную прибыльность отрасли, устанавливая потолок цен для действующих в ней фирм. Чем более
привлекательна альтернативная ценовая характеристика заменителей, тем прочнее преграда, сдерживающая отраслевые прибыли.
Таким образом, определим влияние производителей товаров-заменителей для отрасли по производству макаронных изделий. Товарами-заменителями для продукции нашего рынка являются: различные крупы – рис, гречка, перловка, геркулес и т.д.; картофель. На сегодняшний день эти товары предпринимают различные шаги для завоевания покупателя. Например, для удобства потребителей производители товаров-заменителей стали выпускать различные крупы в порционных пакетиках, которые легки в приготовлении.
Также возрастает давление со стороны продуктов быстрого приготовления — вермишели, каш, пюре, которые являются гораздо дешевле пачки макаронных изделий, но нужно заметить и тот факт, что качество продуктов быстро приготовления гораздо ниже макаронных изделий, это говорит о том, что влияние товара-заменителя на наш товар не такое большое.
Но на сегодняшний день крупные компании по производству макаронных изделий уже освоили и отрасли по производству товаров-заменителей, чтобы перебить покупателей и сохранить прибыль, например ОАО Макфа выпускает все виды круп, а также лапшу быстрого приготовления. Отсюда следует, что предприятия по производству макаронных изделий предпринимают огромные шаги по завоеванию покупателей от товаров-заменителей, но многие потребители привержены все-таки определенным товарам, будь то это рис или макароны. Вследствие чего эта сила влияет в умеренной степени на производителей макарон.
4. Рыночная власть и средства воздействия, используемые поставщиками сырья.
Поставщики способны проявить рыночную власть над участниками отрасли угрозой повышения цен или снижения качества поставляемых товаров и услуг. Таким образом, располагающие властью поставщики могут выкачивать прибыль
из отрасли, которая окажется неспособной возместить этот рост цен повышением собственных цен.
Говоря о рынке макаронных изделий, в основном на всех предприятиях поставщиками являются мукомольные комбинаты и (или) сельскохозяйственные угодья по выращиванию пшеницы. Поставщики пшеницы могут значительно влиять на товар: допустим исходя из больших цен на солярку, цена пшеницы будет больше, что приведет к увеличению себестоимости товара. Также следует отметить тот факт, что качество пшеницы, ее своевременная поставка играет огромную роль в производстве макаронных изделий, что усиливает власть поставщика. Но отрасль по производству макаронных изделий в частности является главным покупателем, после производства хлеба, для данного поставщика – это свидетельствует о слабом влиянии поставщика.
Также на сегодняшний день большинство крупных предприятий используют вертикальную интеграцию, как сказано было ранее в отраслевом анализе. У предприятий появляется возможность в получении для себя лучших условий поставки. Это свидетельствует о том, что роль поставщиков именно для этих компаний является мало значимой.
5. Рыночная власть и средства воздействия, используемые потребителями продукции.
Покупатели конкурируют с отраслью, вынуждая цены снижаться, требуя на рынке продуктов более высокого качества или большего количества услуг, сталкивая конкурентов друг с другом, — и все это за счет прибыльности отрасли. Власть каждой из важнейших для отрасли групп покупателей зависит от ряда характеристик рыночной ситуации и относительной доли ее закупок продукции отрасли по сравнению с общим объемом отраслевого выпуска.
В нашей отрасли покупателями являются крупные оптовики, розничные торговцы и частные покупатели.
У оптовых покупателей объем реализации зависит от их местонахождения, численности обслуживающих предприятий розничной торговли. Оптовики имеют достаточную рыночную власть и воздействуют на покупательские решения розничных торговцев или других фирм-клиентов, которым продают товар. Но большинство покупателей привязаны к предприятиям, с которыми они работают долгое время, издержки переключения покупателя на другого продавца достаточно большие и они вряд ли перейдут на покупки малознакомых компаний. Не мало важный факт, что достаточно раскрученная марка будет пользоваться большой популярностью у покупателей и в этом случае продавец будет ставить свои условии для продажи.
Для частных покупателей на сегодняшний день главным при выборе макарон является их качество (чтобы не разваривались, более жесткие, держат форму) и в не большой мере его цена. По проведенным исследованиям, макаронные изделия – это продукт, который неизменно остается в рационе российских потребителей независимо от цены, 91 процент опрошенных приобретают макаронные изделия с той или иной периодичностью. Эта группа потребителей играет не настолько важную роль для предприятий.
Значение модели пяти сил заключается в помощи, которую она оказывает при определении характера и состава конкурентных сил. Для анализа конкурентной окружающей среды руководители должны оценить величину каждой из пяти конкурентных сил. Возьмем все пять сил конкуренции за сто процентов, и определим их значимость в Таблице 1.
Таблица 1
Значимость пяти сил конкуренции
В итоге можно сделать выводы, что определяющей силой является соперничество между конкурирующими продавцами и в меньшей мере рыночная власть поставщиков сырья и покупателей. Исходя из этого анализа, предприятия должны разрабатывать стратегии, чтобы защититься от этих важных сил, т.е. укреплять свои позиции среди конкурентов, иметь лидерство в издержках и т.д., также укреплять отношения с поставщиками и расширять каналы сбыта.
Определив силы, воздействующие на конкуренцию в отрасли, и лежащие в их основе причины, фирма получает возможность приступить к выявлению относительных преимуществ и слабостей своей позиции в отрасли. Со стратегической точки зрения решающими преимуществами и слабостями фирмы является ее положение по отношению к источникам каждой конкурентной силы.
Анализ движущих сил конкуренции.
Экономические характеристики отрасли и конкурентная структура могут сказать очень многое об основной природе деловой окружающей среды, но почти ничего не говорят о направлениях, по которым эта среда может изменяться. Все
отрасли экономики характеризуются тенденциями, и развитие может медленно или очень быстро создавать важные изменения, требующие ответной стратегической реакции со стороны работающих в отрасли компаний.
Большее аналитическое значение имеет выявление специфических факторов, вызывающих фундаментальные изменения в отрасли и конкурентной обстановке. Условия в отрасли и условия конкуренции изменяются, потому что действующие силы создают стимулы или давление, вызывающие изменение. Анализ движущих сил состоит из двух этапов: выявления движущих сил и оценки их влияния на отрасль.
Проведем анализ движущих сил, которые влияют на ситуацию конкурентоспособности предприятий по производству макаронных изделий.
Изменение темпов роста отрасли. С каждым годом происходит постоянное снижение темпов роста рынка макаронных изделий, на сегодняшний день он составляет всего около двух процентов в год. Это изменение достаточно сильно влияет на конкурентную ситуацию, предприятия стремятся завоевать большую долю на рынке и постепенно вытесняют друг друга из отрасли. Вследствие этого эксперты прогнозируют, что на рынке останется всего 4-6 крупных компаний по производству макаронных изделий. Что касается барьеров на вход, то они становятся достаточно большими и малым компаниям практически невозможно вступить в эту отрасль.
Изменения в том, кто покупает продукцию и как ее использует. Сдвигов в составе покупателей в основном нет. Макаронные изделия неизменно остаются в рационе российских потребителей независимо от цены, 91 процент опрошенных приобретают макаронные изделия с той или иной периодичностью. Эта движущая сила почти не влияет на конкурентоспособность.
Появление новых товаров. На рынке макаронных изделий время от времени происходит появление новых видов макаронных изделий, с добавками, различной формы. Это еще больше усиливает конкуренцию.
Технологические изменения. Значительных технологический изменений нет. Однако, на некоторых предприятиях производство оснащено технологическими линиями итальянских фирм «Паван» и «Брайбанти», которые выпускают продукцию высокого качества, схожего с итальянскими макаронами. Использование этого оборудования значительно влияет на конкурентные преимущества компании.
Новые подходы к маркетингу. Уникальных подходов в области маркетинга нет. Фирмы продвигают свой товар обычным стимулированием – реклама, промоакции, предоставление скидок, подарков при покупке и т.д. Некоторые компании являются спонсорами на различных мероприятиях, спортивных команд (Макфа), что тоже продвигает марку. Но каждое предприятие вкладывают не равные усилия для раскрутки марки, что и приводит к разному спросу на товар.
Вход на рынок крупных компаний. В последнее время прослеживаются попытки иностранных производителей макаронных изделий (Рasta Zara и Maltagiati.) занять более прочное положение на российском рынке.
Однако несмотря на то, что множество сил может действовать в данной отрасли, не более чем три или четыре из них следует рассматривать как движущие силы, исходя из того, что они действуют как главные факторы, определяющие, как работает и развивается отрасль. Все выше перечисленные движущие силы в основном влияют на интенсивность конкуренции среди производителей, что в иной раз показывает насколько важна эта сила.
2.2 Анализ ключевых факторов конкурентоспособности на рынке
Основные факторы успехав отрасли — это подходы к стратегическим действиям, в которых компания должна быть компетентна, конкурентные
возможности, которыми компания должна обладать, и результаты предпринимательской деятельности, к которым компания должна стремиться, чтобы добиться конкурентного и финансового успеха.
Ключевые факторы успеха на рынке макаронных изделий представлены в таблице 2
Таблица 2
Ключевые факторы успеха на рынке макаронных изделий.
Представленные ключевые факторы в дальнейшем помогут нам провести оценку конкурентоспособности предприятия.
2.3 Оценка конкурентоспособности ОАО Макфа
Чтобы наиболее рационально определить, насколько прочно компания удерживает свою конкурентную позицию, нужно количественно оценить, какими преимуществами она обладает перед основными конкурентами по каждому из ключевых факторов успеха и по каждому из важнейших индикаторов конкурентоспособности. Значительную часть информации для оценки конкурентной позиции можно получить из предыдущих анализов.
Для оценки конкурентоспособности нашей марки мы применим расчетный метод по взвешенным рейтингам ключевых факторов успеха в отрасли, при этом каждый из этих факторов должен получить оценку (от 0 до 5 баллов). Представим все полученные результаты в таблице 3 и графически на рисунке 1.
Таблица 3
Оценка конкурентоспособности по взвешенным рейтингам.
Ключевые факторы успеха в отрасли
Вес
Макфа
Pasta Zara
Экстра-М
Maltagliati
Galina Blanca
Щебекинские
Разработка новых товаров
0,05
5
4
5
4
5
3
Высокое качество макаронных изделий
0,25
5
5
4
5
5
4
Близкое расположение к сырьевым ресурсам
0,05
5
4
3
4
4
5
Широкая сеть оптовых дистрибьюторов.
0,05
5
4
3
4
4
3
Низкие издержки при реализации
0,1
4
3
5
3
4
4
Широкий ассортимент
0,15
5
5
5
4
4
3
Опыт в применении итальянских технологий
0,05
5
5
3
5
4
3
Быстрое принятие решений
0,1
5
3
4
3
4
4
Имидж компании, раскручиваемость бренда
0,2
5
4
5
4
3
2
Общий взвешенный рейтинг
1
4,9
4,25
4,35
4,1
4,1
3,6
Рисунок – Оценка конкурентоспособности предприятий по производству макаронных изделий.
Общий рейтинг конкурентоспособности указывает, обладает ли компания чистым конкурентным преимуществом или нет перед каждым из конкурентов. Из всех представленных марок, Макфа с самым большим общим рейтингом конкурентоспособности, значит, она обладает конкурентным преимуществом перед всеми своими рыночными соперниками. Однако как видно из таблицы 6, у компании есть некоторые слабости, такие как – высокие издержки при реализации, необходимо их снижать путем принятия ряда мероприятий.
3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Макфа»
Для разработки мероприятий по повышению конкуренции необходимо обобщить все вышеприведенные анализы. Основной конкурентной силой на рынке макаронных изделий является соперничество между конкурирующими продавцами – это определяет область проведения мероприятий. Слабым место для Макфы является высокие издержки по реализации продукции.
В результате проведенных анализов могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности:
постоянное изучение и контроль за действиями конкурентов по совершенствованию макаронных изделий и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, в том числе, применяемых предприятиями-конкурентами (скидок с цены);
возможное изменение вкусов, форм, видов макаронных изделий с учётом требований потребителя и его конкретных запросов, повышение внимания к качеству продукции;
расширение ассортимента — чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки;
определение возможных модификаций продукта, ноу-хау, например, разработка макарон быстрого приготовления, пока у конкурентов такого вида продукции еще нет;
расширение производства товаров премиум сегмента, так как темп роста данного сегмента увеличивается с каждым годом. Необходимо провести активную рекламную компанию, раскручивать бренд Gran di Pasta. Возможно проведение комбинированной рекламы.
выявление и обеспечение преимуществ макаронных изделий по сравнению с его товарами заменителями, с учетом этого акцентировать внимание на эти плюсы для потребителей (по средствам рекламы);
выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов на своём предприятии – то есть учиться не на своих ошибках, а на чужих;
нахождение и использование возможных сфер применения продукции, например, наладить сбыт макаронных изделий в итальянские рестораны;
расширение каналов сбыта, увеличение реализации товаров в страны дальнего и ближнего зарубежья, наладить отношения с клиентами этих каналов, предприятие должно выполнять заказы достаточно качественно и стараться соблюдать сроки выполнения;
массовое распределение мощностей, строительство заводов в различных регионах страны, это поможет охватить те районы, в которых марка практически не узнаваема, а также охватить центральный район России. Это мероприятие значительно снизит издержки по реализации;
проведение и развитие новых научных и более эффективных ресурсосберегающих технологий. Это поможет производить продукцию высокого качества и с низкими издержками;
поддержание активной, даже агрессивной рекламной деятельности, стимулирование сбыта, раскрутка бренда «Макфа». Проведение различных мероприятий и определения себя в качестве их спонсора.
повышение уровня квалификации менеджмента, переподготовка существующих управляющих и создание механизмов естественной ротации кадров. Необходима система контроля и ответственности, а также – система мотивации.
У Макфы есть некоторые слабости, такие как – высокие издержки при реализации. Компания берет на себя все затраты при транспортировке продукции в различные регионы России и других стран, в связи с этим издержки становятся
достаточно большими. Для того чтобы компания была в исключительном лидерстве среди конкурентов, необходимо придерживаться стратегии лидерства в издержках, чем сейчас и занимается компания. Также для снижения этих издержек нужно распределять производственные мощности по регионам страны, но для этого необходимы большие инвестиции. Фирма должна зарекомендовать себя инвесторам, как достаточно прибыльное и рентабельное предприятие. В итоге снижение этих издержек поможет нам направить свободные финансовые потоки в другое русло, например, на осуществление активного маркетинга и сбыта.
Также предприятию необходимо ужесточить контроль над браком продукции, в частности усовершенствовать технологии, оборудование, если дело касается производства, а если брак происходит при транспортировке или хранении, то совершенствовать систему реализации, транспортировки продукции в различных, не повреждающих пачку, коробках, стеллажах. Необходимо мотивировать рабочих, направить их действия за контролем хранения макарон.
В частности предприятию необходимо осуществлять сбор необходимой информации на рынке. Для успешной и дальнейшей деятельности среди конкурентов, фирме необходимо постоянно следить за своей позицией на рынке, а также за действиями конкурентов и использовать в правильной мере такие преимущества, как большой доступ к источникам сырья, итальянское оборудование, высокое качество продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики предприятию не стоит рассчитывать на стабильный доход и успех без четкого и эффективного планирования своей деятельности, постоянного сбора и аккумулирования информации как о состоянии целевых рынков, положении конкурентов на них, так и о собственных возможностях и перспективах.
Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходима разработка путей и мероприятий по повышению конкурентоспособности, в наибольшей степени соответствующих тенденциям развития рыночной ситуации и наилуч
шим способом использующих сильные стороны деятельности предприятия. В отличие от тактических действий на рынке все действия предприятия должны быть направлены на обеспечение преимуществ над конкурентами в долгосроч
ной перспективе. Для успешной и дальнейшей деятельности среди конкурентов, предприятию необходимо постоянно следить за своей позицией на рынке, а также за действиями конкурентов.
В заключение работы можно сделать следующие выводы. Определяющей силой в отрасли является соперничество между конкурирующими продавцами и в меньшей мере рыночная власть поставщиков сырья и покупателей. Все движущие силы направлены на интенсивность конкуренции между продавцами.
Основными ключевыми факторами в отрасли являются высококачественное сырье, продукция, широкий ассортимент, а также раскрученность бренда. У предприятия ОАО Макфа такие преимущества имеются.
В ходе группового анализа основными конкурентами для нашей фирмы стали — «Pasta Zara», «Экстра-М», «Maltagliati», «Щебекинские» и «Galina Blanca». Но при оценке конкурентоспособности предприятие ОАО Макфа выделилось среди
этих предприятия, так как получило наибольший рейтинг по ключевым факторам успеха.
На базе приведенных анализов мы предложили ряд конкурентных действий, мероприятий с целью сохранения наилучших позиций в отрасли. Правильное их применение позволит компании укрепить свои позиции в такой нелегкой ситуации на рынке.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Гардарика,1998. — 296 с.
Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2002. – 416 с.
Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб
ное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.
Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. – М.: Финпресс, НГАЗиУ, 1997. – 356с.
Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 288 с.
Родионова В.Н., Федоркова Н.В., Чекменев А.Н.Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. — М.: РИОР, 2005. – 354 с.
Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж., Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. Пер. с 9-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 2000. — XX, 412 с.
Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – 4-е изд., перераб. И доп. М.: Дело, 2001 – 448 с.
Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Е. Портер; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с.
Бочарова Т.А. Повышение конкурентоспособности за счет персонала// Управление персоналом. – 2003. — №4. – с. 25 — 28.
Галкина Т. Методы повышения конкурентоспособности в условиях кризиса// Риск. – 2008. — №4. – с. 97 — 98.
Клеймор Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях. // Вопросы экономики. – 1998. – №9. –С. 46 – 66.
Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур// Риск. – 1998. — №5 – 6. – с. 82 – 87.
Мельничук Д.Б. Семь граней стратегического управления предприятием. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – №5. – С. 3 – 10.
Рогачев А.Ф. Повышение конкурентных преимуществ// Маркетинг в России и зарубежом. – 2004. — № 5. – с. 37 — 45.
Фатхутдинов Р. Конкурентоспособность России и подготовка кадров// Общество и экономика. – 1998. — №10 – 11. – с.104 – 116.
www.makfa.ru
www.marketing.vc/view_subsects.php?num=91
www.proriv.com/research/obzors/spagetti.php
www.pro-consulting.com.ua/analiz/pitanie/makarony
www.oms.ram.ru/mark/research/view/m00062.html
www.aup.ru/news/2006/09/14/255.html
www.makaroni.ru
www.1-mk.ru
www.altan.ru
www.spp.ru