Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Филиал в г. Калуге
Кафедра финансов и кредита
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине: Финансы
на тему: Пути выхода экономики из кризиса. Основные направленияоздоровления финансов
Калуга 2009г
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты циклического развитияэкономики
1.1 Понятие экономического кризиса.Его причины и показатели
1.2 Роль государства в процессе всемирного экономическогокризиса
Глава 2. Анализ современного состояния экономики
2.1 Оценка макроэкономических показателей РоссийскойФедерации
2.2 Последствия мирового финансовогокризиса и антикризисная политика РФ
2.3 Цикличность развития экономики
Глава 3. Мероприятия по минимизации кризисных последствий
3.1 Политические меры минимизации кризисных последствий
3.2 Пути выхода экономики из финансового кризиса
Заключение
Список литературы
Введение
Выбранная тема курсовой работы очень актуальна в настоящеевремя в связи со сложившейся экономической ситуацией в стране, да и во всеммире.
Как известно, современное общество стремится к постоянномуулучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивыйэкономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременныйэкономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодамиэкономической нестабильности. Подъёмы и спады уровней экономической активности,следующие один за другим, принято называть деловым или экономическим циклом.
Циклы, в том числе и экономические, мы можем встретить всюду.Наша жизнь, карьера развивается циклически, т.е. в нашей жизни у нас есть иподъемы и спады.
Экономика тоже имеет свойство развиваться циклически: у нееесть свои кризисы, подъемы, «бумы». Люди всегда стремятся к пикусвоего благополучия, правительство — к пику развития экономики своегогосударства. Но экономика страны не может находиться вечно на пике своегоразвития, за ним неизбежно следует спад, кризис. Под этими двумя словами все мыпонимаем нечто плохое, от чего нужно поскорей избавиться. Кризисы отрицательновлияют практически на все и поэтому с ними пытаются бороться.
Проблема экономических кризисов актуальна в настоящее времяв нашей стране, так как мы находимся в нем. Исследования экономических кризисовна мировом уровне, в частности в России, должно помочь экономистам все-такинаучиться безболезненно и быстро выходить из них. Помимо этого очень важноисследовать причины возникновения экономических циклов и выяснить, каксглаживаются амплитуды их колебаний, чтобы использовать эти знания длясглаживания этих циклов, чтобы они не оказывали такого разрушительноговоздействия на экономику. Ученые уже на протяжении нескольких веков не могутвыяснить точных причин возникновения циклов. В настоящее время существуют лишьтеории возникновения экономических циклов, с которыми соглашаются илипредоставляют свою точку зрения другие экономисты. Однако этот вопрос остаетсяоткрытым и по сегодняшний день.
Объектом данного исследования является анализ условийэкономического кризиса.
При этом предметом исследования является рассмотрениеотдельных вопросов в рамках данной работы.
Целью исследования является анализ экономического кризиса,его цикличности.
В рамках достижения поставленной цели были поставленыследующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу экономическогокризиса;
2. Сказать об актуальности проблемы экономического кризиса всовременных условиях;
3. Изложить возможности решения проблемы экономическогокризиса;
4. Обозначить тенденции развития тематики экономическийкризиса.
Источниками литературы являются учебники для ВУЗов подредакцией Горелова, Вахрина, Фетисова, учебные пособия. Так же информация былавзята из лекций и Интернета.
Курсовая работа содержит введение, три главы, заключение исписок литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты циклическогоразвития экономики1.1 Понятие экономического кризиса. Его причины ипоказатели
Современные авторы характеризуют кризис как такое состояние экономики,при котором она не способна жить дальше, не претерпевая некоторых внутренних ивнешних изменений.
Кризисная ситуация характеризуется тремя важными свойствами,которые можно обозначить как силу, масштаб и длительность кризиса.
Кризис (с греч) — решение, крутой перелом, тяжелоепереходное состояние какого-либо процесса социального института. В самом общемвиде кризис есть нарушение равновесия системы и в то же время переход к новомуее равновесию.
Термин «кризис» употребляется для обозначенияситуации, которая в определенной степени представляется аномальной и нередкоотличается быстротечными изменениями. В экономике этим термином характеризуетсяцелый ряд явлений. Но одному из них придается особое значение — этоэкономический кризис.
Финансовый кризис является отражением серьезных изменений вмировой экономике.
Причина кризиса — события или явления, вследствие которыхпоявляются факторы кризиса.
Внешние по отношению к экономики причины, на которые влиятьневозможно или возможно ограниченно, сводятся к следующему:
отсутствие конкурентоспособности отечественного товара;
нарушение традиционных хозяйственных связей;
ужесточение конкуренции;
отсутствие последовательной экономической политикиправительства;
инфляционные процессы;
политическая нестабильность.
Финансовый кризис это целый комплекс экономических явлений,основными симптомами которого являются — инфляция, нарастающий кризис ликвидности,а также курсовое падение или даже девальвация рубля (или другой местной валюты).
Обычно финансовый кризис неизбежно перерастает вэкономический кризис, а это уже принципиально другой круг явлений. Дефолт,банковский кризис, а затем и банкротство банков, девальвация рубля и коллапсвсей финансовой системы в целом — это еще только начало.
Но рассматривая сложившуюся ситуацию в наше время, причина нетолько в плоскости политических и экономических проблем РФ, но также и в мировоммасштабе.
Основной и единственной причиной обвального кризиса мировойэкономики является перепроизводство основной мировой валюты — доллара США.
С 1971 г., когда была отменена привязка доллара к золотомусодержанию, обеспечивающемуся золотым запасом США, доллары стали печататься внеограниченных количествах. Покупательная способность доллара обеспечивалась нетолько ВВП США (как это происходит в каждой нормальной стране), но и ВВП странвсего мира.
Значительные средства тратились на обеспечение «доступных»кредитов — потребительских, в том числе на жилье. Т.е. еще не заработав ничего,люди в Америки уже получили дом, машину и т.д., но под обязательство работатьна погашение кредита 30 лет. Оплачивать все это (выдавать огромные объемыкредитов) можно было только за счет необеспеченной эмиссии доллара. При этомвладельцы ФРС прекрасно знали, что возвращать эти деньги потребителю в полномобъеме не придется, т.к. наступит этап «контролируемого обрушения» ивсе изменится, в том числе рухнет и доллар.
После краха американского инвестиционного банка, финансовыйкризис начал стремительно расползаться по всему миру. Министр финансов СШАГенри Полсон на совещании в Белом доме заявил о своей уверенности в том, чтокорни этого кризиса находятся в жилищном и ипотечном рынках США.
Члены «большой двадцатки» признают, что главнымипричинами мирового экономического кризиса стали несовершенство финансовогосектора и недоработки в системе финансового регулирования и надзора.
Показатели экономического кризиса.
1. Динамика уровня производства считается одним из основныхпоказателей экономического состояния страны, причем, наряду с реальнымифизическими товарами понятие “реального сектора” экономики включает исовокупность услуг.
2. Наиболее пригодным для оценки динамики производстваявляется показатель производства товаров, применяемый в системе национальныхсчетов. Пересчеты стоимостных показателей к сопоставимым в условиях инфляцииуровням предыдущих лет, выполняются Госкомстатом РФ как для объема ВВП и долитоваров в его структуре, так и для объемов производства в промышленности,сельском хозяйстве и строительстве по специально вычисляемым индексамфизического объема производства.
3. Чрезвычайно показательным является размещение регионов свысоким спадом производства. Практически все они прилегают к границам России. Большинствопограничных регионов имеет более высокие официальные показатели спадапроизводства, нежели внутрироссийские области и республики.
4. Следующим показателем является индекс промышленногопроизводства, в том числе по видам экономической деятельности (индексфизического объема, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производствои распределение электроэнергии, газа и воды, продукции сельского хозяйства,работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», оборотрозничной торговли, платных услуг населению, инвестиций в основной капитал).
5. Цены. В 2008г. наибольшее превышение среднероссийскогоуровня индекса потребительских цен отмечено в Чеченской Республике (120,5%) иМагаданской области (119,3%) что, в основном, является результатом опережающегороста цен и тарифов на услуги в этих субъектах Российской Федерации. Необходимоотметить, что и в целом по России прирост цен и тарифов на услуги был вышеобщего изменения цен в потребительском секторе — соответственно 15,9% и 13,3%.
6. Уровень жизни населения
Реальные денежные доходы населения в целом за 2008г. увеличилисьв большинстве субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, в 10 субъектахРоссийской Федерации наблюдается снижение реальных денежных доходов, что нарядус ростом цен связано со снижением доходов от собственности. В наибольшейстепени реальные денежные доходы сократились в Москве, Санкт — Петербурге,Ленинградской и Калининградской областях.
Различие между максимальным (Ненецкий автономный округ) иминимальным (Республика Калмыкия) размерами среднедушевых денежных доходовнаселения составило 8,6 раза.1.2 Роль государства в процессе всемирногоэкономического кризиса
Усиление роли государства в некоторых ключевых отрасляхэкономики — это вынужденные тактические действия. Имеет место реализацияструктурной политики.
В виду сложившейся ситуации государство должносконцентрировать свое внимание на таких вопросах, как темпы экономическогороста и механизмах и факторах экономического роста.
Существует жесткая прямая связь темпов экономического ростаи нормой валового накопления. Например, в странах Латинской Америки в период с1990 г. по 2001 г. эта норма достигла отметки 20-21%, а среднегодовые темпыприроста экономики не превышали 2%. В странах Африки эти показатели достигалиуровня 20% и 3.5%. В Индии 25% и 6%. В Китае — 40% и 10%. Накопленный опытразвития других стран доказывает необходимость опережающего в 1.5-2 разаприращения инвестиций сравнительно с темпами экономического роста.
Антимонопольная политика — это очень серьезный подход. Антимонопольноеведомство в рыночной экономике играет исключительно важную роль. Но в нашейстране она не является ключевым направлением экономической политики. Ключевое унас Министерство финансов, которое существует для того, чтобы поменьше тратитьденег.
Измерить участие государства в экономике можно по объемамгосударственных расходов. В России их одна треть. В Европейских странах — до50%. И хотят сделать еще меньше.
Это касается и коррупции. По борьбе с коррупцией изобреталиразные методы, но безрезультатно. Парализуется антикоррупционная политикаЦентрального банка. Он может сжимать денежную массу. Но если нет конкуренции,то все время будет существовать коррупционная опасность. Необходима жесткаякоординация антимонопольного ведомства и Центрального банка, Министерствафинансов, Министерства сельского хозяйства.
Инвестиционная политика государства. Исследования доказываютналичие связи между нормой инвестиций в основной капитал (их долей ВВП) итемпом экономического роста. Чтобы увеличить ВВП за счет собственных источниковнеобходимо определиться откуда брать инвестиции, из каких фондов:
Фонд накопления пенсий
Накопительные средства страховых компаний
Финансовые средства паевых фондов
Банковский капитал
Резервный фонд и т.д.
Недостатки активной инвестиционной деятельности:
1. Мультипликатор может трансформироваться в акселератор,что приводит к проблеме незадействованных производственных мощностей.
2. Ставка государственных инвестиций чревата коррупцией иреализацией неэффективных проектов.
3. Акцент на иностранные инвестиции чреват недооценкойнациональных интересов.
Промышленная политика государства. В России имеет местодискуссия о роли и месте промышленной и конкурентной политики:
1. Промышленная политика необходима для ускорения темповэкономического роста в то время как антимонополия выполняет деструктивную роль,создавая ограничения.
2. Антимонопольная политика нужна для выравнивания условийконкуренции и создания стимулов для инвестирования, в то время, какпромышленная политика предоставляет участникам рынка дополнительныепреимущества, одновременно лишает их заинтересованности в повышенииэффективности производства.
Промышленная и конкурентная политика имеют общую цель — обеспечение экономического роста и повышение благосостояния людей.
В современных условиях в рамках промышленной политикиразвивается кластерный подход. Он принципиальным образом меняет содержаниепромышленной политики и переориентирует усилия правительства, которые должныбыть направлены не на совершенствование работы компании, а на развитиевзаимоотношений. Традиционные подходы к промышленной политики становятся непросто неэффективными, а бессмысленными (поддержка отдельных отраслей,регионов, предприятий субсидиями и кредитами, ценовое и товарное регулирование,использование государственного заказа). Основным принципом промышленнойполитики становится свобода производственной деятельности.
В рамках антикризисных мер власти намерены оказыватьсистемную поддержку малому бизнесу, который обеспечивает работой до 30%населения. Также будет поддерживаться активность финансовой и банковскойсистемы, в т.ч. с целью сохранения темпов кредитования предприятий и частныхпредпринимателей.
Отдельные меры предусмотрены для стимулирования развитияагропромышленного комплекса, строительного сектора, лесной промышленности,нефтедобычи и курортной сферы.
Россия в последнее время всячески сокращает импортпродукции, производство которой считает возможным наладить у себя.
Правительство РФ проводит вполне рыночный курс наравнодоходность поставок энергоносителей всем странам, использует пока еще несамые дорогие сырьевые ресурсы России, чтобы, перерабатывая их на основе попреимуществу западных высоких технологий, получать качественную, недорогуюпродукцию, конкурентоспособную на внешних рынках.
В современных условиях регулирующее воздействие на экономикуоказывает не только государство, но и частные монополии. Таким образом,регулирование экономики осуществляется на двух уровнях — на макроуровне (субъект- государство) и на микроуровне (субъект — частные фирмы). От того, как ведетэкономическую политику государство, зависит рыночная стратегия фирмы.
Особенности взаимосвязи компаний и государства накладываетотпечаток не только на характер экономических и социальных отношенийсовременного общества, но и на механизм его регулирования. Государство ичастные компании выполняют свои функции по регулированию хозяйственной жизни неотдельно друг от друга, а в тесном единстве. Чем больше компании подвоздействием развития производительных сил объективно способствуют повышениюстепени обобществления производства, тем чаще они вынуждены прибегать к помощигосударства для сохранения своего господства и тем более тесным становится ихвзаимодействие.
Важнейшее значение имеет и изменение хозяйственной ролигосударства. Государство создает разнообразный инструментарий, с помощьюкоторого вмешивается в процессы хозяйственной деятельности. По мере ростамонополизации экономики и усиления степени ее обобщения, государство должнобрать на себя важные функции мобилизации капитала и управления процессомпроизводства, выполнять которые компании, ограниченные рамками соответствующейформы собственности, не в состоянии.
Формы взаимоотношений между государством и частнымикомпаниями меняются. Регулирование деятельности последних протекает весьманеравномерно, что проявляется в периодическом возрастании или ослаблениизначения отдельных элементов этого механизма.
В условиях современного развития рыночной экономики регулированиеэкономических процессов осуществляется не только на основе общих усилийчастномонополистических объединений и государства. Государство и фирмы являютсяи самостоятельными субъектами регулирования. Так, расширение сферы деятельностикомпаний оказывает решающее воздействие на формирование важнейших взаимосвязейпроцесса воспроизводства. Формы монополизации во всем их многообразии являютсяв то же время формами регулирования. Для изменения структуры и интенсификациипроизводственных процессов частные фирмы используют разнообразные формымонополизации, такие как слияние, картели, кооперация, новые виды рыночнойстратегии.
Государство же в своей регулирующей деятельности используетправовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственныйинструментарий регулирования экономических процессов включает три важныхсредства: государственный бюджет, систему государственных банков игосударственный сектор экономики. Через них государство воздействует нафункционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и НТП, поддерживаявнешнеэкономическую деятельность компаний и т.д.
В сферу деятельности государства должны входить контроль заценами, проведение сбалансированной бюджетной и налоговой политики, социальнаязащита малообеспеченных и многое другое.
Финансово-экономический кризис, разразившийся в России вавгусте 1998 г., со всей очевидностью показал, что экономика и цены в странедолжны регулироваться государством. Такого рода мероприятия и предусмотрены, вчастности, в долгосрочной Программе развития экономики, разработаннойПравительством РФ.
Глава 2. Анализ современного состояния экономики2.1 Оценка макроэкономических показателейРоссийской Федерации
Министерство экономического развития и торговли РФразработало сценарные условия и параметры прогноза основных макроэкономическихпоказателей на 2010 год по двум основным вариантам.
Оба варианта базируются на оценке мировых цен на нефть — аименно умеренного снижения средней цены на нефть марки Urals до $60/барр. в2010-ом году. Различия вариантов заключаются в разнице динамики ростаконкурентоспособности российского бизнеса и реализации правительственных мер иинвестиционных проектов, направленных на ускорение экономического роста.
Таким образом, при рассмотрении инерционного вариантаразвития прогнозируется снижение темпов роста экспорта нефти при сохранениинизкого уровня экспорта не нефтепромысловых товаров, что в свою очередьприведет к снижению темпов роста ВВП. В умеренно-оптимистичном прогнозеучитывается та же ситуация на рынке экспорта нефти при увеличенииконкурентоспособности российского бизнеса и усилении реализации государственныхпрограмм стимулирования экономического роста.
В настоящее время точность прогнозов изменениямакроэкономических показателей крайне низка вследствие непредсказуемостимировых цен на нефть, с которыми сильно увязана экономика России.
Именно в силу этого обстоятельства Минэкономразвитияразработало еще один прогноз возможных колебаний цены на нефть на 2010 год ипоследствий этого фактора на темпы роста ВВП.
По первому варианту, при снижении цены нефти до $39/барр. в2010 году темп роста ВВП России остановится на отметке 5,5%. Второй вариантпрогноза основывается на умеренном снижении цены нефти до $45/барр. в 2010г. Приэтом темп роста ВВП составит 5,7%. Последний, третий вариант, заключается вповышении цены нефти до $58/барр. в 2010, что приведет к увеличению темповроста ВВП до 6,2%.
Динамика обменного курса рубля.
Рост мировых цен на сырье, на котором во многом базировалосьусиление позиций платежного баланса в последние годы, в период 2009-2010 годов,согласно прогнозу, сменится падением цен. В этих условиях, несмотря назамедление роста импорта, произойдет значительное сокращение притокаиностранной валюты в страну.
В связи с этим, номинальный эффективный курс рубля в 2009году будет оставаться относительно стабильным, а в 2010 году из-за сокращениясальдо счета текущих операций может произойти понижение номинальногоэффективного курса рубля на 1-3% в год. Также, в соответствии с прогнозируемымуровнем инфляции, темпы роста реального эффективного курса рубля в 2009 годуснизятся до 4-5%, а к 2010 году реальный курс рубля перестанет укрепляться.
Обменный курс доллара к рублю составит 27,5 рублей за долларк концу 2010 года.
Прогнозы изменения демографической ситуации.
По данным МЭРТ, в 2009-2010 гг. на рынке квалифицированнойрабочей силы основное преимущество, по-прежнему, будут иметь промышленноразвиты регионы и сектора экономики, характеризующиеся высокими заработнымиплатами и лучшими условиями проживания.
По обобщенным прогнозам, в 2009-2010 гг. численностьпостоянного населения России сократится на 1,3 млн. человек. Численностьнаселения трудоспособного возраста за 2009-2010 гг. сократится на 2,5 млн. человек,а численность занятых в экономике сократится на 0,8 млн. человек.
Прогнозы изменения инфляции.
Параметры инфляции, с учетом предельного повышения уровняцен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, прогнозируются МЭРТследующим образом: в — 2009 году — 5,5-6,5%, в 2010 год — 5-6%. Подобноеснижение инфляции до верхней и особенно до нижней границы предполагаетзначительное снижение базовой инфляции (т.е. инфляции, не учитывающей тарифы ицены на топливо) путём ужесточения денежной политики и нейтрализации ростаинфляционных ожиданий населения.
Прогнозы роста тарифов на услуги ЖКХ.
В рамках изменения параметров цен на товары естественныхмонополий, решением Правительства РФ было заложено заметное увеличение тарифов науслуги ЖКХ. По мнению Минэкономразвития, повышение тарифов на газ, котороеприведет к увеличению его стоимости почти в три раза за три года, имеет своейцелью стимулирование эффективности газопотребления, замещение газа другимиэнергоносителями, а также, что важнее всего, увеличение добычи газа и егопоставок на внутренний рынок.
Прогнозы изменения налоговых условий.
Основные прогнозы МЭРТ, касающиеся развития налоговыхусловий политики государства, представлены в следующей таблице:
Налоговые условия
НДС
Предусмотрено сохранение действующей ставки.
Акцизы на нефтепродукты, табачную продукцию, спиртСтавкиакцизов на нефтепродукты и табачную продукцию предполагается сохранить науровне 2008 года. Для акциза на спирт и спиртосодержащую продукцию планируетсяпроизвести индексацию специфических ставок в соответствии с прогнозируемымизначениями индекса потребительских цен на очередной год.
Налог на прибыль организации. Начиная с 2007 года,организациям разрешается уменьшать текущую налоговую базу на сумму прошлогоднихубытков. Для сельскохозяйственных предприятий в 2010-2011 — 12%.
Налог на добычу полезных ископаемых. Ноль процентов наначальный период разработки месторождений на лицензионных участках РеспубликиСаха, Иркутской области, Красноярского края. Установлен понижающий коэффициентдля месторождений на завершающем этапе разработки.
Социальное развитие.
По данным МЭРТ, в 2009-2010 году сохранятся высокие темпыроста заработной платы.
Подобный рост заработной платы будет обусловленпрогнозируемыми устойчивыми темпами экономического развития, высокими доходамив экспортно-ориентированных отраслях экономики, а также реализацией программ поповышению оплаты труда работников бюджетной сферы.2.2 Последствия мирового финансового кризиса и антикризиснаяполитика РФ
Национальная экономика подверглась значительным потрясениямв связи с наступившим финансовым кризисом. Сильная зависимость от мировых ценна сырьевые ресурсы отрицательно сказалась на платежном балансе и притокеинвестиционных ресурсов.
Кризис отразился не только на финансовых структурах, но и напредприятиях, реального сектора экономики, которые, казалось, абсолютно надежны(металлургия, строительство и т.д.).
Попробуем выделить основные негативные последствия мировогофинансового кризиса на национальную экономику и социальную сферу. Однако кризис- это не только потери, это ещё, приобретения и перемены. Поэтому имеет смыслопределить и возможное положительное влияние, как в настоящем, так и в будущем.
Отрицательные последствия мирового финансового кризиса
1. Падение мировых цен на нефть.
Национальный бюджет напрямую зависит от мировой конъюнктурырынка энергоносителей. Снижение цен на нефть влечет за собой сокращение доходовбюджета со всеми вытекающими.
Падение спроса на энергоносители среди стран импортеровнефти (США, Китай, Япония, Евросоюз) обусловлено сокращением производства вэтих странах, а значит, и гораздо меньшее потребление сырья основнымипотребителями, что и привело к падению цен на ресурсы.
2. Рост процентных ставок по кредитам и сокращение объемакредитования.
Финансовый рынок России в докризисное время выгляделдовольно привлекательно для иностранных инвесторов: динамично растущаяэкономика, высокий спрос на финансовые ресурсы, а также относительно высокаядоходность при среднем уровне риска.
Как только финансовый рынок пошел на спад, инвесторыприступили к ускоренному выводу активов из России. Нехватка денежных ресурсовпородила кризис ликвидности в банковской системе. Банки не замедлили приступитьк сокращению кредитных портфелей, повышению ставок, и повышению требований кзаемщикам, что не только умерило потребительский спрос, но и усложнило ведениебизнеса в кризис.
Все силы были направлены на то, чтобы обеспечить приемлемыйуровень ликвидности и остаться на плаву, а также не попасть под карательныемеры Центрального Банка РФ, который начал массово отзывать лицензии у «проблемных»банков.
3. Падение рынка ипотечного кредитования.
Ипотечное кредитование в России более чем на половинупроводилось за счет иностранных ресурсов. Своих длинных свободных денег поддостаточно низкие проценты у нас не достаточно. Соответственно, в связи соттоком денежных средств иностранных инвесторов, активность ипотечного рынказначительно снизилась. К моменту начала экономических потрясений рынок находилсятолько в стадии становления.
Рынок ипотечного кредитования в стране существует, но егомасштабы крайне малы, а после вывода средств инвесторов стал ещё меньше.
В настоящий момент ставки по ипотечным кредитам выросли, каки по остальным кредитным программам, а также сократился объем выдачи, иужесточились требования к заемщикам. Дополнительной проблемой к оживлениюипотечного рынка стало сокращение заработных плат, а также неуверенностьнаселения в стабильном уровне доходов в будущем.
4. Крах Российского фондового рынка.
Последнее время национальный фондовый рынок становился всеболее популярным: иностранные фонды наращивали свое присутствие, вкладываясредства в российские ценные бумаги, потому как соотношение риск-доходностьсмотрелось довольно привлекательно.
Но осенью 2008 года торговые площадки останавливали торги всвязи с сильным падением котировок ценных бумаг по несколько раз в неделю. Иностранныеинвесторы в продавали бумаги российских эмитентов
5. Возникновение «кризиса недоверия».
Кризис недоверия в бизнесе также возник благодаря ухудшениюэкономической ситуации в стране. Это явление возникло вследствие задержекплатежей контрагентами по сделкам. Если до кризиса организация могла взятькредит для исполнения обязательств по сделкам, а в торговле вообще доля заемныхсредств была довольно значительной, что позволяло наращивать обороты иразвивать бизнес, то теперь это значительно усложнилось.
Ограничение кредитных ресурсов привело к тому, что многиепредприятия не смогли рассчитаться по своим обязательствам. Результатом сталонедоверие поставщиков, а значит — либо ужесточение условий рассрочки, либопоставка только по предоплате, а в некоторых случаях — разрыв отношений.
6. Снижение деловой активности.
Снижение объемов производства (подразумевается и оказаниеуслуг), сворачивание инвестиционных проектов, а также ликвидация предприятий (банкротство).Очевидно, что все это отражает снижение активности бизнеса в стране в целом.
Причин для этого несколько:
снижение спроса со стороны конечных потребителей;
проблемы с получением кредитов в коммерческих банках;
«кризис недоверия»
Этот процесс затронул большинство отраслей национальнойэкономики. Ведение бизнеса в кризис связано с высоким риском, при относительноневысокой рентабельности.
Снижение деловой активности можно назвать одним из наиболеетяжелых последствий финансового кризиса, поскольку это влечет за собой рядсоциальных последствий, таких как безработица, снижение доходов населения,сокращение поступлений в бюджеты разных уровней.
7. Рост безработицы.
Снижение деловой активности привело к массовому сокращениюперсонала. Предприятия начали пересматривать свою кадровую политику и, в первуюочередь, освобождаться от сотрудников, без которых можно нормальнофункционировать, вторыми на улице оказались сотрудники, подразделения которыхупрощались. Наибольшее сокращение испытали на себе работники экономическихспециальностей.
Выше были перечислены наиболее значимые негативныепоследствия финансового кризиса, которые носят повсеместный характер. Фактическиэто то, что есть сейчас в экономике и социальной сфере. Проблем действительномного и решать их необходимо комплексно.
Правительство будет осуществлять свою деятельность, исходяиз семи основных приоритетов:
Публичные обязательства государства перед населением будутвыполняться в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в периодмирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагаетусиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказаниясоциальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственнымобеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Будут расширены масштабыдеятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы,развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся подриском увольнения;
Промышленный и технологический потенциал будущего ростадолжен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньгиналогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время,предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие вразвитие производства и создание новой продукции, повысившие производительностьтруда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острыхпроблем, вызванных кризисом;
Основой посткризисного восстановления и последующегопоступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимостиэкономического роста от внешних факторов, максимально эффективноезадействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства вближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос состороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизацииситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услугиотечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительствопредпримет все необходимые меры к его наращиванию.
Кризис — не повод отказаться от долгосрочных приоритетовмодернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главнаямодернизационная задача Правительства — смена сложившейся модели экономическогороста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будутподдержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышениеэнергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал — образованиеи здравоохранение — будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Запланированныеинфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики,также должны быть построены, но за меньшие средства.
Ответственный бизнес должен быть освобожден от давлениячиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры длябизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новыйкомплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.
Экономика должна опираться на мощную национальную финансовуюсистему. Правительство предпримет все необходимые усилия для нормализациифункционирования финансового сектора, включая банковскую систему и фондовыйрынок, для поступления в экономику необходимых объемов кредитных ресурсов черезбанковский сектор. При этом особое внимание будет уделено скорости принятия иреализации решений.
Правительство и Центральный Банк будут реализовыватьответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержаниемакроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий,стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционнойпривлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономическогоразвития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержаниеравновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена наборьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном сниженииинфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальнойвалюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечиваятем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономическогороста.
В условиях кризиса ключевую роль будет играть бюджетнаяполитика Правительства. Федеральный бюджет на 2009 год имеет ярко выраженныйантикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджетаболее, чем на четверть, по сравнению с 2008 годом, планируемые расходы будутсохранены на уровне не ниже расходов прошлого года, что само по себе являетсяважнейшей антикризисной мерой. При этом решения о сокращении значительногообъема текущих расходов, носящих необязательный характер, дают возможностьреализации дополнительных антикризисных мер, а также реализации в полном объеметех обязательств бюджета, которые позволят обеспечить стабильность экономики иразвитие социальной сферы.
Глобальный экономический кризис носит системный характер,затрагивает большинство отраслей экономики и социальной сферы в каждой стране,влияет на структуру мировой экономики и принципы международных экономическихотношений. Велика вероятность того, что кризис будет продолжительным. Правительствоучитывает эти факторы при выработке и реализации антикризисных мер и исходит изнеобходимости сохранения необходимого объема накопленных финансовых ресурсовдля решения как антикризисных задач, так и задач стратегического развития впоследующие годы.2.3 Цикличность развития экономики
Колебания фактического объема производства вокруг егопотенциальной величины, достигаемой в условиях полной занятости, называетсяэкономическим, или деловым, циклом. Экономический цикл — это повторяющийсяпроцесс чередования подъемов и спадов в экономике страны.
Увеличение спроса вызывает инфляционный рост цен как напродукцию, так и на Ресурсы. Для расширения производства фирмы берут в банкахкредиты. Увеличение спроса на заемные средства ведет к росту банковскойпроцентной ставки и цены кредита. В конце концов, некоторые фирмы сталкиваютсяс трудностями сбыта продукции, например из-за ее высокой цены, и не могутвернуть кредиты. Волна банкротств прокатывается сначала по реальному секторуэкономики, а затем и по банковскому. Не получив деньги с дебиторов (должников),банки не могут рассчитаться со своими кредиторами.
В результате часть фирм и банков уходит с рынка, люди теряютработу. Совокупный спрос сокращается вследствие уменьшения совокупных доходов,и цены падают. Исчезают и излишки продукции (если они были). После того какуровень совокупного предложения сравнивается с уровнем совокупного спроса,падение цен прекращается. На плаву остаются лишь немногие, но самые сильныефирмы и банки. Затем мультипликатор расходов снова расширяет инвестиции, исовокупное предложение опять начинает расти, постепенно обгоняя совокупныйспрос. Начинается новый цикл
Идея экономических циклов сформировалась впервые уфранцузского ученого Клемента Жюгляра еще в середине ХІХ столетия. До этоговнимание ученых — экономистов уделялось не циклам, а только кризисам, которыерассматривались не как составляющие циклического развития хозяйства, а какпризнак социально-экономического катаклизма, который надвигается будто волнацунами, масштабы отрицательных последствий которой неизвестны. Наверное,неслучайно, что первые экономические циклы, связанные с восстановлениемактивной части основного капитала, открыл физик по специальности Жюгляр,который определил их длину в 7-11 лет, то есть в среднем 9 лет. Именно такойинтервал наблюдался в последние 30 лет минувшего века в среднесрочных циклахпроизводства мировых объемов валового продукта, минимальные темпы возрастаниякоторого приходились на кризисные 1973-74, 1981-82, 1990-91, 2000-01 гг.
Выдающийся украинский экономист Михаил Туган-Барановский первымв мире разработал учение о фундаментальной закономерности цикличностиэкономической динамики. Он определил ее на основе анализа периодичностипромышленных кризисов в Англии, которая в ХІХ столетии была наиболее развитойстраной мира.
В итоге можно сказать, что Михаил Туган-Барановский впервыев мире разработал учение о закономерности цикличности системной экономическойдинамики, связанной с периодичностью промышленных кризисов, как фактора влиянияна изменения в народной жизни, то есть на социальную сферу экономики. Онпоказал закономерность не только возникновения криз, а и путей их преодоленияблагодаря активизации инвестиционной и социальной политик. ПричемТуган-Барановский чуть ли не впервые обратил внимание на необходимость именносоциальной, а не политической направленности экономического развития путемусиления социальной политики через гармонизацию дифференцированных стратобщества. В середине ХХ ст. стокгольмская школа экономической мысли, творческиопираясь на концепцию Туган-Барановского, открыла пути самосохранения иразвития капитализма на основе шведской модели, успешно реализованной сегодня вскандинавских странах, которые по уровню жизни в последние годы увереннолидируют в шеренге наиболее развитых государств мира.
По оценкам экспертов, продолжительность и глубина нынешнегофинансового кризиса в значительной мере будет определяться состоянием доллара иамериканской экономики в целом, которое сегодня ухудшается, ее способностьюпротивостоять глобальным вызовам, в том числе и тем, что связаны с углублениемполитического противостояния на Ближнем Востоке. Важным фактором станет ивзвешенность экономической политики самой американской власти.
Однако в том, что экономика США может оказаться наиболеечувствительной, мало кто из серьезных аналитиков сегодня сомневается, чтоподтверждает и обнародованная недавно позиция бывшего председателя ФРС США — оченьавторитетного в финансовом мире Алана Гринспена. Хотелось бы, чтобы этипредостережения оказались преувеличенными. И главный руководитель Европейскогобанка реконструкции и развития (ЕБРР) призвал финансовое сообщество непреувеличивать опасности. «Такие вещи случаются время от времени», — считаетпрезидент ЕБРР Жан Лемьер. Но подобные аргументы высказывались и в 1997 г. руководителямиМВФ. Тогда они сыграли деструктивную роль.
Учитывая, что общеэкономическому кризису согласно теорииТуган-Барановского предшествует финансовый и в последние 30 лет ХХ ст. междуними наблюдался приблизительно трехлетний интервал (после финансового кризиса1970-71 гг. состоялась рецессия 1973-74 гг., кризиса 1980-81 гг. — рецессия1982 г., кризиса 1987-88 гг. — рецессия 1990-91 гг., кризиса 1997-98 гг. — рецессия2000-01 гг.). Этот период как раз отвечает краткосрочнымфинансово-экономическим циклам и согласно выявленной закономерности следуетожидать рецессию мировой экономики в 2010-11 гг. она не должна быть такойзаметной, как кризисы последних 30-ти лет минувшего столетия, которыесостоялись на понижаемой К-волне. Ведь, как бы там не было, мировая экономикауже вступила в пятую К-волну сначала с медленным неустановившимся подъемом,который во 2-м цикле Жюгляра 5-ой К-волны на основе новой технологическойпарадигмы перейдет к ускоренному возрастанию, как это было в 50-60-е годы ХХстолетия
Таким образом, очередной после Великой депрессии 30-х годовсистемный кризис давно ожидался в начале 90-х годов. И он пришел в полномсоответствии с циклами, установленными по результатам эконометрическихисследований последователей Кондратьева, переместившись с помощью рычагов влиянияМВФ из развитых государств к странам, которые развиваются, в группу которых вкризисные 90-е годы переместились и страны СНГ. А на рубеже тысячелетий и вначале ХХІ ст. волна этого кризиса приплыла к наиболее развитым странам мира — США,Германии, Франции и Японии, в которой абсолютная рецессия производстванаблюдалась еще в последние годы минувшего столетия. В США, в точномсоответствии с теорией Туган-Барановского, сначала состоялся обвал Нью-Йоркскойбиржи в 2000 г., а за финансовым кризисом следующего 2001 года усилился иобщеэкономический кризис, достигши границы даже абсолютной рецессии квартальныхоценок, в особенности после событий 11 сентября 2001 г. В целому же за 2001 г. наблюдаласьстагнация американской экономики на уровне меньше 1% прироста ВВП США.
И только с началом перманентных войн США с НАТО вАфганистане и Ираке состоялось некоторое ее оживления в 2002 г., а в 2003-2004г. даже возрастание на уровне 3,1-3,5% прироста ВВП. Ведь активизацияпроизводства продукции ВПК через межотраслевые связи оживило и экономику всейстраны, которая служит типичным примером использования внеэкономического рычагадля активизации производства в США. Учитывая тесную взаимосвязь американскойэкономики с японской, последняя тоже выросла в 2003 г. на 2,3%, что естьнаилучшим показателем для нее за последние 10 лет. Немецкое и французскоехозяйства в первые четыре года нового тысячелетия находились возле отметкинулевого роста их ВВП (в 2003 г. в Франции плюс 0,2%, а в Германии даже минус0,1%, а в последний квартал 2004 г. даже минус 0,2%, то есть абсолютнаярецессия немецкой экономики). В ІV квартале 2004 г. вся экономика Еврозоны далатолько 0,2% прироста ее общего ВВП, но в начале 2005 г. появились первыепризнаки оживления, а в 2006 г. темпы ее прироста достигли своего историческогомаксимума 2,6% за годы ХХІ ст. Возможно, с этого роста и началась новая пятаяК-волна мировой экономики и рост в ней был бы устойчивым, если бы оказалисьустойчивыми достигнутые темпы роста ВВП США и Японии (вместе они составляют болеетрети мирового валового продукта), в которых в 2006-2007 гг. снова наблюдаетсяухудшение экономической динамики. Прогнозируется ее ухудшения в 2007 г. и встранах ЕС, и вообще в мировой экономике. И наверное для улучшения этойдинамики снова заговорили о возможности очередной войны — в Иране, посколькупредыдущие войны уже не дают необходимого положительного эффекта дляэкономического развития.
Таким образом, экономика любой страны развивается циклически.Она находится на подъеме, когда появляются новые факторы производства,технологии, обновляется капитал, заканчиваются всевозможные конфликты. Когда жеприостанавливается вовлечение в производственный процесс новых факторовпроизводства, когда стареет оборудование, развязываются конфликты, в экономикестраны начинается спад. Спутниками экономического подъема являются сокращениебезработицы и рост цен, а спада — наоборот, падение цен и увеличениебезработицы.
Экономическое развитие любой страны имеет циклическую форму.В рамках экономического, или делового, цикла экономика проходит несколько фаз: спад;дно; подъем; пик.
Причины экономических циклов могут быть внутренними ивнешними. Экономические циклы можно делить: по продолжительности; по причинам имеханизму протекания.
Цикличность как форма движения рыночной экономики. Речь идёто непрерывных колебаниях деловой активности, взлётах и падениях рыночнойконъектуры, чередовании преимущественно экстенсивного (фаза подъёма) ипреимущественно интенсивного (после кризиса) типов экономического роста. Глубиннымпроцессом, влияющим на длительность и глубину циклических колебаний, являетсядвижение инвестиций. Кризис образует исходную базу для новых массовыхкапиталовложений. Во-первых, потому, что он, обесценивая основной капитал,создаёт тем самым условия для обновления производственного аппарата. Во-вторых,он понуждает к тому, чтобы такое обновление происходило на новой техническойбазе, позволяющей издержки производства и восстановить докризисный, а затемобеспечить и более высокий уровень прибыли. Расчищая путь для массовыхинвестиций на новом техническом уровне, кризис «толкает» экономику кпереходу в новую, превосходящую прежнюю, фазу.
Кризис, таким образом, завершает период оборота большинстваиндивидуальных капиталов и даёт начало новому циклу оборота. Осуществляется нетолько замена, но и обновление основного капитала. Моральный износ техники идинамика научно-технического прогресса таковы, что делают это обновлениенесинхронным применительно к масштабам всей экономики. Дополнительнуюнеравномерность придаёт массовому обновлению основного капитала изменчивостьконъектуры. Поэтому реальный циклический процесс предстаёт сложным явлением,обусловливаемым связанными между собою факторами — оборотом основного капитала,научно-техническим прогрессом, динамикой конъюнктуры. Соответственно дляпонимания данного цикла и должны изучаться все эти факторы в их конкретныхзначениях и динамике.
Глава 3. Мероприятия по минимизации кризисныхпоследствий3.1 Политические меры минимизации кризисныхпоследствий
1. Необходимо сформулировать масштабный план государственнойподдержки жилищного строительства как отрасли, формирующей максимальныемультипликативные эффекты для экономики, с выходом на объем инвестиций не менее500 млрд руб. в год. При этом упор должен делаться на комплексное освоениетерриторий и малоэтажное строительство с применением современныхэнергосберегающих решений, с бесплатным предоставлением в собственность жителямновых поселений земельных участков. В комбинации инструментов господдержкиследует учитывать: субсидирование ставок по ипотечным кредитам, государственныйзаказ на жилье для бюджетников, увольняемых в запас военнослужащих, отселяемыхжителей моногородов, бесплатное предоставление обустроенных земельных участковпод застройку компаниям, государственные гарантии застройщикам, субсидированиеставок по кредитам застройщикам.
2. Правительство должно определить и объявить приоритетытехнологического перевооружения российской экономики с предоставлением существенныхналоговых преференций инвесторам. В частности, следует отменить импортныепошлины на ввоз технологического оборудования и предоставлять налоговыеканикулы по уплате НДС на ввозимое оборудование, отложив уплату налога доначала деятельности. В ряде секторов следует поддержать государственнымиденьгами лизинговые компании.
3. Правительство должно разработать и осуществитькомплексный план по поддержке въездного туризма как отрасли, формирующейзначительный мультипликативный эффект для экономики. Для этого необходимолиберализовать процедуры визового регулирования и пограничного контроля.
4. Приоритетными направлениями антикризисной политики должныстать обеспечение макроэкономической стабильности и борьба с растущей инфляцией.Необходимо объявление 12-18-месячной паузы на изменение тарифов естественныхмонополий с одновременным активным применением методов публичного контроля заих издержками для определения внутренних источников повышения эффективности.
5. Необходимо в ближайшее время начать публичное обсуждениеновой налоговой реформы, которая, среди прочих, сможет решить проблемыдолгосрочной сбалансированности пенсионной системы одновременно со снижениемналогообложения труда и проблемы стимулирования нефтяных компаний к расширениюдобычи в сложных условиях и созданию новых перерабатывающих мощностей.
6. Правительство должно сформулировать и добиться реализациисреднесрочной инвестиционной программы, направленной на развитие каналовширокополосного доступа в интернет по технологии ADSL в регионах России с цельюобеспечения такой возможности в течение 3 лет во всех региональных центрах игородах с населением свыше 300 000 человек, а в течение 5 лет — во всех городахс населением свыше 50 000 человек.
7. Поскольку в течение нескольких ближайших лет приреализации мер антикризисной политики государство может стать собственникомпакетов акций российских компаний, то необходимо уже сейчас определиться спринципами и целями использования этих активов. В качестве возможнойальтернативы следует рассмотреть возможность передачи сформированныхгосударственных пакетов акций в собственность Пенсионного фонда как института,наиболее полно отражающего материальные интересы общества в целом.
8. Серьезным вызовом для властей и общества может статьситуация в моногородах России. В связи с этим правительству во взаимодействии сбизнесом необходимо выработать стратегический план их реструктуризации,нацеленный на создание новых рабочих мест в центрах прогнозируемойдеиндустриализации или на переселение жителей моногородов на вновь осваиваемыетерритории.
9. Необходимо оказание государственной поддержки отдельнымкрупным инвестиционным проектам, находящимся в завершающей стадиистроительства, путем предоставления государственных гарантий.
10. Необходимо увеличить государственные инвестиции вподдержку процесса модернизации образования, стимулировать новыеобразовательные стандарты и организационные формы.
11. Необходимо завершить реформу технического регулирования,являющегося сегодня значительным препятствием для инвестирования.
12. Государство должно быть готово к решению проблем «плохихдолгов» банковской системы через создание «плохого банка». Вместес тем рекомендуется привлечь к формированию и управлению деятельностью такойструктуры частных инвесторов. Одновременно правительство не должно заставлятьбанки, находящиеся под его контролем, кредитовать нежизнеспособные предприятияв условиях кризиса, поскольку это будет вести к наращиванию «плохих долгов»,превращая системообразующие банки в «плохие банки».
13. Власть должна пойти на открытый и публичный диалог сбизнесом и обществом с целью выработки наиболее адекватных решений в областиантикризисной политики и экономического развития.
14. Власти следует изменить политику освещения текущейситуации в государственных СМИ, нацелив их на адекватное и открытое обсуждениереальных проблем в экономике для аккуратного снижения градуса завышенныхобщественных ожиданий.
15. Ввести процедуру парламентского контроля задеятельностью госкомпаний и госкорпораций с обязательным публичным раскрытиеминформации об их деятельности.
16. Осуществить «перезагрузку» системынациональных проектов, нацелив их а) на мероприятия по снижению социальныхпоследствий кризиса; б) на мероприятия по модернизации общественнойинфраструктуры по время кризиса.
17. Правительство должно изменить принципы возврата НДС длядобросовестных налогоплательщиков.
18. Следует перейти к принципу «единого окна» присдаче отчетности в налоговые органы и внебюджетные фонды, к предоставлению всейналоговой (и аналогичной) отчетности по электронной почте.
19. Правительство должно разработать и реализовать новуюпрограмму дебюрократизации отношений между бизнесом и властью, ориентированнуюна облегчение процедур создания и регистрации бизнеса, замену государственноголицензирования страховыми платежами или регистрацией в саморегулируемыхорганизациях бизнеса.
20. Необходимо предусмотреть финансирование за счет средствфедерального бюджета расходов регионов, направленных на возврат авансов поналогу на прибыль, полученных в 2008 г.3.2 Пути выхода экономики из финансового кризиса
1. Следует экстренно начать вывод российских финансовыхсредств из американских банков, для того чтобы в декабре 2008 года выплатитькорпоративные долги российских государственных корпораций.
Очень важно также в этой связи поставить перед международнымсообществом вопрос о том, что следует начать процесс заключения контрактов напоставки российских энергоресурсов в страны СНГ и ЕС за рубли. Начать намзаключение контрактов следует с Беларуси и Украины.
2. Кризис доверия и негативные ожидания инвесторов, 70% изкоторых иностранные (категории информационно-психологические) приводят к обвалуна российском фондовом рынке с середины сентября 2008 года. Поэтому необходимычастно-государственные информационно-пропагандистские меры по восстановлениюДоверия.
3. Информация о деятельности Специальной рабочей группы пореагированию на мировой финансовый кризис при президенте и правительстве РФ, должнабыть оперативной и открытой. Однако пока информации о ее составе и действиях нет.Должно быть определено должностное лицо, отвечающее заинформационно-пропагандистское обеспечение ее деятельности. Работавышеупомянутого должностного лица должна начаться с пресс-конференции порезультатам работы спецгруппы в ближайшее время.
4. Целесообразно создание Федерального Центраинформационного противоборства в финансовой сфере, включающего представителейфинансово-экономических и информационно-аналитических правительственных ибизнес-структур, руководителей крупнейших государственных и частных СМИ.
5. Авторская идея (1998 года) о возможности распада США в2010 году становится все более возможной. Но одновременно возрастает угроза идля России. Целесообразно проведение открытых Парламентских слушаний по проблемампреодоления мирового финансового кризиса, который приобретает все болееугрожающий характер для России. Ведь постепенно финансовые проблемы фондовогорынка ведут к росту инфляции. Начались сокращения в корпорациях и банках (от 10до 25%). Все это может уже в 2009 году создать нестабильнуюсоциально-экономическую обстановку в стране, чреватую социальными потрясениями.
6. Целесообразно также Совместное заседание руководствакрупнейших политических партий для разработки путей выхода из кризиса. А затемследует провести специальный семинар-дискуссию с руководителями крупнейшихроссийских СМИ.
7. Необходимо проведение специальных семинаров-тренингов длявысшей управленческой элиты о действиях в условиях кризисных ситуациях,преодолению депрессивных психических состояний.
Заключение
Финансовый кризис является отражением серьезных изменений вмировой экономике. Если обратиться к долгосрочным тенденциям, то можно увидеть,что традиционные пути развития экономики ведущих стран мира исчерпали себя. Наданный момент необходим переход к новому технологическому укладу. Все этипроцессы всегда в мировой истории сопровождались финансовыми пузырями. Этивсплески — это признаки перехода к новым технологическим процессам в экономике.Очень важно в этот момент иметь долгосрочное видение и понимать, куда двинетсяэкономика ведущих стран мира.
Капитал, который высвобождается из устаревающих производств,не может в одночасье быть востребован новейшими технологиями. Именно поэтому,когда мировая экономика испытывает структурную трансформацию в связи сзамещением доминирующих технологических укладов, всегда возникают финансовыепузыри и спекулятивные турбулентные движения финансового рынка. Происходит этоиз-за того, что деньги, высвобождаемые из устаревающих производств, длительноевремя работают на рынке до тех пор, пока новое производство не проявит спрос нафинансовые ресурсы. Этот процесс, судя по тому, что цены на энергоносителипошли вниз, в развитых странах подходит к завершению. Пройдет еще два-три года,и они войдут в новую длинную волну экономического роста — пойдет новыйдолгосрочный подъем на базе новых технологий в мировой экономике. При этомструктура экономики будет принципиальным образом меняться.
В России, к сожалению, в принятии решений по антикризиснойпрограмме превалируют интересы банков. В антикризисную комиссию надо включитьпредставителей промышленности — реального сектора экономики и ученых. Потомучто те решения, которые принимаются, выгодны исключительно банковскому сектору,который получает колоссальные деньги без какой-либо ответственности за ихконечное использование. Этот перекос может опрокинуть всю экономическую систему.
Нужно начинать с производственной сферы, потому что именноот ее состояния зависит вся наша экономическая ситуация. Если бы так поступили,это означало бы создание каналов кредитования коммерческих банков под деньги состороны производственных предприятий.
Итак, главной причиной обрушения российского финансовогорынка является его высокая зависимость от мировой конъюнктуры вследствие полнойоткрытости и привязки денежной эмиссии к приобретению иностранной валюты ввалютный резерв Банка России. Сущностью проводимой политики денежногопредложения является формирование денежной массы под приток иностранной валюты,что предопределяет соответствующую специализацию российской экономики подпотребности мирового рынка. Ее следствием стали характерные для российскойэкономики диспропорции, заключающиеся в ее сырьевой специализации.
Список литературы
1. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы/ Учебник для ВУЗов, — 4-е изд., перераб. М.: Дашков и К, 2005. 526 с.
2. Фетисов В.Д. Финансы / Учеб. пособиедля вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
3. Горелов Н.А. Антикризисноеуправление: Учебник для вузов. — СПб,. 2000.
4. Управление персоналом: Учебникдля вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,2002.
5. Антикризисное управление: Учебник/под ред.Э.М. Короткова. — М.: ИНФРА — М, 2001.
6. Митин А.Н. Причины и последствиякризиса персонала // Основы управления в условиях критических изменений: Учеб. Пособие.- Екатеринбург: УрАГС, 2000.
7. Кутузов М. «Государствоокажет поддержку. Но не всем» // Риановости
8. Румянцев А.В. Финансовый контроль.Курс Лекций. / www.lib. mabico.ru
9. www.a-crisis.ru/main-consequence-fin-crisis-part-1
10. revolution./economy/00043538_0.html
11. www.yabloko.ru/resheniya_politkomiteta/2009/03/02_0
12. http://www.expert.ru/printissues/ expert/ 2008/ 17/ politicheskie_posledstviya_finansovogo_krizisa
13. edinros.er.ru/er/text. shtml? 69672/100026
14. www.yabloko.ru/resheniya_politkomiteta/2009/03/02_1
15. www.mirkrizis.ru/krizis-v-rossii-prichiny-i-posledstviya/
16. www.vedomosti.ru/newspaper/article.
shtml? 2009/03/25/187841
17. www.kremlin.ru/text/docs/2009/04/214938.
shtml
18. www.prime-tass.ru/news/show.
asp? id=825427&ct=news
19. www.panarin.com/comment/997