Государственное образовательное учреждение Новгородский региональны центр развития образования. Итоговая работа по программе курсов повышения квалификации:”Активные и интерактивные методы преподавание в гражданском образовании. Автор: Игнатьева Л.М.,руководитель РМО учителей истории и обществознания Любытинского района Новгородской области. 2009г.Тема урока: «Пётр I как человек и государственный деятель»Ожидаемые результаты:Учащиеся смогут: 1) повторить, обобщить и скорректировать свои знания по теме: «Россия в эпоху Петра Великого». 2) дать оценку деятельности и личности Петра 1. 3) подвести итоги петровской эпохи. 4) проверить свои знания.^ Форма урока: работа в группах.Ход урока. I Постановка проблемы. Почти три века прошло со времени Петровских реформ-преобразований, изменивших судьбу России и её народов. Учёные до сих пор не пришли к единому мнению по многим вопросам истории этих реформ. Одни историки считали, что реформы привели к полному и бесповоротному разрыву с прошлым, что своими грубыми действиями Пётр прервал шедшую из глубины веков цепь исторической преемственности нарушил органическое развитие России. Другие, наоборот, убеждены, что Пётр Великий лишь реализовал те тенденции, которые были заложены в истории XVII в., и совершил преобразования, намеченные правительствами его предшественников. Оценивал деятельность Петра I одни исследователи считали, что император принёс России больше вреда, чем пользы. Обращалось внимание на то(славянофилами, например), что он стремился переделать страну на европейский лад, не уважая обычаи и традиции своей страны. Они подчёркивали прохладное отношение царя к православию, им не нравилось его стремление заставить российскую знать носить европейскую одежду и т.д. В то же время большинство историков не отрицало, что при всех отрицательных чертах политики Петра I, его реформы служили укреплению военной и экономической мощи России. М. В. Ломоносов сказал о Петре: Се образ изваян примудрого Героя, Что, ради подданных лишив себя покоя Последний принял чин и царствуя служил, Свои законы сам примером утвердил, Рожденны к скипетру, простер в работу руки, Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки, Когда он строил град, сносил труды в войнах, В землях далёких был и странствовал в морях, Художников сбирал и обучал солдатов, Домашних побеждал и внешних супостатов; И словом, се есть Пётр, отечества отец; Земное божество Россия почитает, И столько олтарей пред знаком сим пылает, Коль много есть ему обязанных сердец.А вот мнение Е. В. Анисимова в его работе «Время петровских реформ»: «Время петровских реформ – это время основания тоталитарного государства, яркой проповеди и внедрения в массовое сознание культа сильной личности-вождя, «отца нации», «учителя народа». Это и время запуска вечного двигателя отечественной бюрократической машины, работающей по своим внутренним и чуждым обществу законам и до сих пор. Это и все объемлющая система контроля, паспортного режима, фискальства и доносительства… Время Петра – это и…индифферентность, социальное иждивенчество, внешняя и внутренняя несвобода личности».II Учащиеся делятся на 7 групп, каждая группа заполняет определённую часть таблицы по проблеме (можно при заполнении таблицы пользоваться рабочими тетрадями, учебниками, дополнительной литературой), разделяя результаты деятельности Петра I на положительные и отрицательные. Затем переходя из группы в группу, учащихся заполняют остальные части таблицы, при этом идёт обсуждение и корректировка записей.^ Таблица Оценка деятельности Петра 1 Направления деятельности «+» «-« 1.Экономика: а/ промышленность б/сельское хозяйство в/торговляг/финансы 2.Культура и быт 3.Политика внешняя а/мирнаяб/военная 4.Управление: а/государствомб/церковью 5.Армия и флот 6. Положение сословий: а/дворянб/крестьян 7.Личная жизнь: а/женыб/дети Опираясь на данные внесение в таблицу, учащиеся делают выводы о результатах деятельности Петра I, дают оценку его преобразованиям и ему самому, как человеку и правителю. Закончить урок можно словами В. Бондаренко: Отдельно место отведём в истории Знаменитым Петровским временам Есть много разных тем теорий, Всё предстоит увидеть нам. В любую отрасль культуры, Он внёс большой, неоценимый вклад, Хотя монархом был жестоким. Об этом тоже говорят.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…