Работа социального педагога с гиперактивными детьми

Тема:
Работасоциального педагога с гиперактивными детьми

Гиперактивностьвыступает одним из проявлений целого комплекса нарушений, где основной дефектсвязан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтомуподобные нарушения более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания.
Так в последнее времягиперподвижные дети стали актуальной проблемой для родителей и педагогов. Да исо стороны ученых интерес к данной проблеме не убывает, поскольку если 8-10 летназад таких детей в классе было по одному — два, то сейчас — до пяти человек иболее. И.П. Брязгунов отмечает, что если в конце 50-х годов публикаций на этутему было порядка 30, то в 1990 году их число возросло до 7000.
В США, Франции, Италии,Бельгии и других странах проблема гиперактивности и дефицита внимания приобрелаобщенациональный статус.
Это социальнаяпроблема, так как детей с минимальной мозговой дисфункцией становится всебольше. Во Франции гиперактивных детей насчитывается уже 200 тысяч, в США — 1,5миллиона. По подробнее остановимся на общей картине России в свете даннойпроблемы, и так 9 декабря 2008 в Институте современногоразвития состоялся круглый стол: «Новые методики в лечениигиперактивности: перспективы немедикаментозной терапии». Мероприятие былоорганизовано благотворительным фондом «Кто, если не Я?», реализующем программупомощи гиперактивным детям. В обсуждении приняли участие психологи, педагоги,медики и эксперты, работающие по программам реабилитации детей с синдромомдефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Цельюмероприятия было обсудить существующие российские новаторские методики леченияСДВГ и разработка общей стратегии тиражирования успешных программ. Былипрезентованы методики в лечении гиперактивности и успехи, достигнутыенемедикаментозной терапией.
Участникиобсуждения отмечали, что проблема гиперактивности детей в России находится лишьна стадии обсуждения вопроса, которые в мировой практике уже давно решается науровне государственных органов и если не инициировать внедрение успешныхпрограмм – то ситуация в этой сфере будет безнадежно упущена в отношениинескольких поколений.
Внастоящее время диагноз СДВГ официально поставлен 7% детского населения страны,а по Москве составляет 12% с яркой выраженной симптоматикой диагноз СДВГ,заявила ведущий специалист Министерства социального развития и здравоохраненияНина Сухотина. Эти дети имеют психосоциальной расстройства, которые ведут ксоциальной деформации личности. Проблеме необходимо уделять больше внимания состороны государственных органов, педагогов, медиков, социальных работниковшкольных учреждений. Она также отметила, что в настоящее время нет четкойгосударственной программы, направленной на решение этой проблемы и все болеестановится актуальным объединение зарекомендовавших себя методик, разработанныхведущими российскими специалистами.
Участникимероприятия отмечали, что повсеместно существующая зарубежная практика медикаментознойкоррекции СДВГ не может быть приемлема как единственная эффективная метода.Проблема изучена теоретически, но в нашей стране существует практическаясоставляющая: невозможность помощи на местах – в школах и в районных областныхмедицинских учреждениях, а также непонимание проблемы со стороны родителей.Одна из основных проблем это упущение фактора времени, ведь коррекции подаютсялишь дети дошкольного и младшего школьного возраста, и несвоевременная помощьспециалистов приводит к переходу более 50% симптоматики заболевания во взрослуюжизнь. Если в одном классе находятся 2 ребенка с диагнозом СДВГ, это неминуемоприводит к дезорганизации всего учебного процесса класса, поэтому необходимообучение педагогического состава школ в организации урока и рабочегопространства для таких детей СДВГ. Ведь именно для подростков так важно иметьпсихологическое понимание проблемы и это единственный стержень для контроля егосоциального поведения.
Так,представляя свою программу, Юрий Белехов врач-психотерапевт, директорреабилитационного центра детей с СДВГ в Зеленограде заявил, что именнокомплексный подход и разработанные новаторские немедикаментозные методикипозволили достигнуть высоких результатов по реабилитации детей. Обществовыдвигает к ребенку требования выполнения норм социального поведения. А попричине особенности его развития эти нормы выполнить он не готов. Также онотметил, что одной из составляющих комплексной программы является обучениеродителей и педагогов и в рамках Зеленограда эта программа выполняется успешно.
Итогоммероприятия стала резолюция экспертного сообщества о поддержке инициативыБлаготворительного фонда «Кто, если не Я?» о создании единого Центра помощидетям с диагнозом СДВГ и их родителям, где бы объединились не толькомедикаментозная, но и нейропсихологическая, психологическая, и педагогическаяпомощь проблемным детям.
Благотворительныйфонд «Кто, если не Я?» реализует программу «Гиперактивный ребенок» — выявлениеи помощь детям с диагнозом «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью(СДВГ)». В рамках данной программы организован в Москве и оснащен современнымоборудованием психолого-медико-социальный центр «Строгино». Оборудование дляцентра приобретено в 2008 году за счет частных пожертвований. Работа попрограмме: Диагностика детей-сирот для уточнения классификации отклонения синдивидуальным подбором коррекционных мероприятий. Обучение педагогов,педагогов-психологов, социальных педагогов современным методам диагностики икоррекции в работе с детьми-сиротами. Оснащение кабинетов психологов в детскихдомах современным оборудованием для проведения коррекционных и диагностическихмероприятий. Создание условий для научных разработок новых методов коррекции идиагностики детей сирот с психоневрологическими отклонениями. Просветительскаядеятельность в средствах массовой информации по вопросам адаптации и защитыинтересов детей-сирот с психоневрологическими отклонениями.
Дефицит внимания,двигательного контроля и саморегуляции препятствует процессу социализации детейс диагнозом СДВГ, приводит к учебным трудностям и нарушениям поведения.
50% учеников первыхклассов к концу года испытывают признаки школьной дезадаптации. Имея достаточновысокие интеллектуальные способности, дети с легкой церебральной патологией нев состоянии реализовать свой потенциал из-за имеющихся проблем со здоровьем.
Образовательная системапока не может предложить новых педагогических технологий для успешного обученияэтих детей.
Родители, детям которыхпоставлен диагноз «дефицит внимания и гиперактивность», часто оказываются вбеспомощном положении, так как ни медицинские, ни образовательные учреждения немогут оказать им реальную помощь.
Не имея успехов вучебе, получая только негативные оценки и в целом испытывая много неудач вжизни, эти ребята начинают чувствовать себя никчемными и неисправимыми. Заплохим поведением учителя не видят их талантов. Поэтому они часто находятпризнание и реализуют себя в асоциальной среде.
Гиперактивный ребенокпостоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными. Он постоянноерзает на стуле, много говорит, часто не доводит начатое дело до конца,забывает о поручениях, ненавидит скучные и долгие задания и не в состоянии ихвыполнить. Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание начем-либо одном. Он перебивает собеседников в разговоре, отвечает, не дослушав.Ребенок постоянно находится в действии, не способен контролировать своеповедение. Если этот портрет вам знаком, значит, вы имеете дело с гиперактивнымребенком и вам известны все трудности, с которыми сталкиваются родителигиперактивных детей.
Но сам ребенок едва лине больше страдает от своих особенностей. Ведь в основе синдромагиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция. Поэтомунельзя относиться к таким детям, как к непослушным, капризным или упрямым. Онипросто не могут контролировать некоторые свои проявления.
Синдром дефицитавнимания – это неврологическое, поведенческо — возрастноерасстройство, которое расстраивает механизмы, несущие ответственность задиапазон внимания, умение сконцентрироваться, контроль над побуждениями.
Расстройствоопределяется как возрастное, поскольку обнаруживается в раннем детском возрасте(до семи лет) и характеризуется изменениями в течение жизни, от раннегодетского возраста до зрелости. Так анализвозрастной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выражены вдошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромомотмечается в 5—10 лет, что отличается от возраста 11—12 лет. Таким образом, пикпроявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения.
Этообусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. 5,5—7 и 9—10 лет —критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительнуюдеятельность, внимание, память. К 7 годам, как пишет Д.А. Фарбер, происходитсмена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становленияабстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.
В6—7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с замедлениемтемпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Систематическиешкольные нагрузки могут привести к срыву компенсаторныхмеханизмов центральной нервной системы и развития дезадаптационного школьногосиндрома, усугубляемого учебными трудностями. Поэтому вопрос о готовности кшколе для гиперактивных детей должен решаться в каждом конкретном случаепсихологом и наблюдающим ребенка врачом.
Всплеск гиперактивностив 12-15 лет в группе риска, а в группе с синдромом в 14 лет совпадает с периодомполового созревания. Гормональный «бум» отражается на особенностях поведения иотношении к учебе. «Трудный» подросток (а именно к этой категории относитсябольшинство детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) можетрешиться на расставание со школой.
К концу периодаполового созревания гиперактивность и эмоциональная импульсивность практическиисчезают или маскируются другими личностными чертами, повышается самоконтроль ирегуляция поведения, дефицит внимания сохраняется. Нарушение внимания — основной признак заболевания, поэтому именно он определяет дальнейшую динамикуи прогноз заболевания синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
Средимальчиков 7—12 лет признаки синдрома диагностируются в 2—3 раза чаще, чем средидевочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди 20—25-летних— 1:2 с преобладанием девушек.
Преобладаниемальчиков — это не только следствие субъективного мнения респондентов,отвечающих на вопросы анкеты. Хотя учителя чаще всего именно в мальчиках видятнарушителей порядка. Высокая частота симптомов заболевания у мальчиков можетбыть обусловлена влиянием наследственных факторов, а также более высокойуязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во времябеременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менееспециализированны, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций посравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы, согласноточке зрения Корнева А.Н.
Крометого, отмечаются половые различия в структуре и динамике поведенческихнарушений. У мальчиков симптомы гиперактивности и другие нарушения поведенияпоявляются с 3—4 лет, что заставляет родителей обращаться к врачу ещё допоступления ребёнка в школу.
Средидевочек гиперактивность встречается реже, заболевание у них чаще проявляется ввиде нарушений внимания. У девочек поведенческие отклонения проявляются болеескрыто.
Главные проявлениясиндрома дефицита внимания — нарушения внимания (дефицит внимания), признакиимпульсивности и гиперактивности. Если симптомы гиперактивности, как правило,уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения вниманияслужат благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.
К нарушениям вниманияотносятся, в частности, нелегкость его удержания (несобранность), уменьшениеизбирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыепереключения с одного дела на другое, забывчивость.
Синдром дефицитавнимания впервые был описан в 1902 году, а первый отчет о медикаментозной терапиипсихостимулирующими препаратами появился в 1937 году. Первоначально, из-за ярковыраженных неврологических признаков, нарушение получило название минимальноемозговое повреждение. В дальнейшем в понятие «минимальное мозговое повреждение»были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения вобучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи).Впоследствии статическая модель минимального мозгового повреждения уступиламесто более динамичной и более гибкой модели минимальной мозговой дисфункции.
С 1980 года названиесиндрома базируется на международной психиатрической классификации. Выделяюттри типа синдрома дефицита внимания: 1) смешанный тип (гиперактивность всочетании с нарушениями внимания, это самая распространенная форма синдромадефицита внимания); 2) невнимательный тип (превалируют нарушения внимания, этоттип наиболее сложный для диагностики); 3)гиперактивный тип (доминируетгиперактивность, это наиболее редкая форма синдрома дефицита внимания).
Для гиперактивных детейтакже характерна болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи,которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивныедети часто обладают неординарными способностями в разных областях, смышлены ипроявляют активный интерес к окружающему.
В 2002 году 85 ученыхиз США, Австралии, Канады, Израиля, Нидерландов, Норвегии и Великобританииопубликовали международное заявление по СДВГ. В нем говорится, что «международныйконсорциум ученых глубоко обеспокоен периодически появляющимися в средствахмассовой информации материалами, которые содержат неверные сведения о синдромедефицита внимания и гиперактивности. Это расстройство, с которым все мы хорошознакомы и которому многие из нас посвятили свои научные исследования, а то ивсю карьеру. Мы боимся, что истории в средствах массовой информации, ошибочноизображающие СДВГ как миф, надувательство или несерьезное состояние, могутзаставить тысячи страдающих этим расстройством отказаться от его лечения. Крометого, все это внушает обществу представление, будто СДВГ — проблема надуманная,не существующая вообще или незначительная».
Ученые считают, что этозаболевание, имеющее социальное значение как предвестник развития алкоголизма,наркомании и правонарушений, следует изображать в СМИ как можно болеереалистично и в точности так, как его описывает наука. Это подтвержденноенаучными исследованиями расстройство, которое описывает разнообразное исущественное негативное влияние на тех, кто им страдает.
В апреле 2006 года вМоскве состоялся 1-й Международный форум «Охрана здоровья детей вРоссии» с темой конференции «Синдром дефицита внимания игиперактивности». В конференции участвовали ведущие ученые, много летзанимающиеся проблемой гиперактивности, в частности, Рассел Баркли — известныйамериканский психиатр. Рассматривались следующие вопросы: СДВГ как причинаантисоциального поведения, социальная и медико-психологическая помощь детям ссиндромом и их семьям, СДВГ у взрослых, правовая защита детей и взрослых,страдающих СДВГ, учебные трудности детей с СДВГ, способы лечения и коррекции,обзор фармакологических методов лечения СДВГ за рубежом, медикаментозноелечение СДВГ в России.
В работе сгиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемыхнарушений поведения. В настоящее время этиология и патогенез синдрома дефицитавнимания выяснены недостаточно. Но большинство специалистов склоняются кпризнанию взаимодействия многих факторов, в числе которых называютсяорганические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция),перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксияноворожденного), генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, чтосиндром дефицита внимания может носить семейный характер), особенностинейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем центральнойнервной системы), пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище),приводит к ухудшению показателей внимания, социальные факторы(последовательность и систематичность воспитательных воздействий).
В основегиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД),которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половинынеуспевающих учащихся.
Все же основнымипричинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, являютсяпатология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша,генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивностидиагностируется патология беременности или родов.
«Мозг наиболеечувствителен к различным неблагоприятным факторам в критические периоды своегоразвития, когда формируются наиболее важные «функциональные ансамбли»,наблюдается интенсивная дифференциация нервной системы. Неблагоприятныевоздействия на плод в период от 3 до 10 недель развития могут быть причинамиформирования грубых пороков развития нервной системы. В том случае, еслинарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефектаможет варьироваться в разной степени: от грубого нарушения функции или ее полногоотсутствия до легкой задержки темпа развития». — Утверждает В.М. Астапов вкниге «Введение в дефектологию с основами нейро – и патопсихологии». В.М.Астапов пишет, что отклонения возникают в процессе внутриутробного,послеродового развития или в результате действия наследственных факторов. Взависимости от причин возникновения аномалий и нарушения развития ихподразделяют на врожденные и приобретенные. К первой группе относятсяпатогенные факторы, вызывающие заболевания матери в период беременности: токсикозы,интоксикация, нарушения обмена веществ, имунно-патологические состояния имногообразная акушерская патология. Определенную роль играют химическиевещества, радиоактивное излучение. Возможны различные эмбриональные мозговыепоражения вследствие резус-несовместимости крови матери и плода. Ко второйгруппе врожденных нарушений относятся наследственные генетические поражения,вызывают врожденные аномалии алкоголизм и наркомания родителей.
Приобретенные нарушениявключают разнообразные отклонения в развитии, вызванные природными ипослеродовыми поражениями организма ребенка. Послеродовыми приобретеннымианомалиями развития в основном являются последствиями перенесенных в раннемдетстве заболеваний, черепно-мозговых травм. Знание причин детских аномалий инарушений развития позволяет не только получить дополнительные данные опсихическом состоянии ребенка, но и выявить скрытые от простого наблюденияпризнаки психических нарушении.
А.Д. Столяренко в книге«Детская психодиагностика и профориентация» в разделе «Гиперактивность»утверждает, что в основе гипердинамического синдрома лежат микроорганическиепоражения головного мозга, возникающие в результате осложнений беременности иродов, истощающие соматические заболевания раннего возраста (тяжелый диатез,диспепсия), физические, психические травмы. Хотя этот синдром называютгипердинамическим, т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основнымдефектом в его структуре является дефект внимания. В настоящее время этиологияи патогенез синдромов дефицита внимания выяснены недостаточно. Но большинствоспециалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов в числекоторых:
1.        органическоепоражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);
2.        перинатальнаяпатология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);
3.        генетическийфактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания можетносить семейный характер);
4.        особенностинейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);
5.        пищевыефакторы (высокое содержание углеводов в пище приводят к ухудшению показателейвнимания);
6.        социальныефакторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий ипр.).
Исходя из этого, работас гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистовразных профилей и обязательным привлечением родителей, воспитателей, учителей,психологов и социальных педагогов.
В оказаниисоциально-педагогической помощи гиперактивным детям решающее значение имеетработа с их родителями, воспитателями, учителями. Взрослые должны понять, чтопоступки ребенка не являются умышленными и только с их помощью и поддержкой онсможет справиться с существующими трудностями.
Первые проявлениягиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данногосиндрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1-2 года, 3 года и 6-7лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличиваетсясловарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма. Проявлениясиндрома гиперактивности могут беспокоить родителей с первых дней жизниребенка: дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ковсем раздражителям (свету, шуму), плохо спят, во время бодрствования подвижны ивозбуждены. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенкасосредоточенно заниматься чем-либо, он не может спокойно слушать сказку, неспособен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носитпреимущественно хаотический характер. Особенно ярко нарушения поведения ребенкавидны в ситуациях, требующих организованного поведения: например, на занятиях иутренниках в детском саду.
Большинствоисследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицитвнимания, импульсивность, повышенная возбудимость. Р. Кэмпбелл к проявлениямгиперактивности также относит расстройство восприятия. Он считает, чтоповышенная активность способствует проявлению трудностей в учебе и трудностейпринятия любви окружающих, а проблемы восприятия проявляются в неадекватномвосприятии окружающей среды (букв, слов и т.д.) и родительской любви.
Н.Н. Заваденко отмечает,что многие дети с диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью»имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения,письма и счета, 66% — обнаруживали признаки дислексии и дисграфии, 61% — признаки дискалькулии.
Гипердинамичный ребенокимпульсивен, и никто не рискует предсказать, что он сделает в следующий миг. Незнает этого он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохогоне замышляет, и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которогостановится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла,поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок вколлективе.
Самая большая проблемагипердинамичного ребенка – его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, онзабывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но нелюбознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.
В работе сгиперактивными детьми можно выделить следующие направления:психолого-педагогическая диагностика гиперактивности, социально-педагогическаядеятельность по компенсации гиперактивности детей в образовательном учреждении (занятия,направленные на коррекцию двигательной активности, специально подобранныеигры), системная консультативная помощь родителям по работе с гиперактивнымидетьми (программа модификации поведения), мероприятия обучающего значения дляпедагогов по работе с гиперактивными детьми.
Психолого-педагогическаядиагностика гиперактивности включает три этапа. Первый этап — субъективный.Исходя из общеустановленных диагностических критериев, дается оценка поведенияребенка. Кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностяхтечения беременности и родов, перенесенных ребенком недомоганиях, егоповедении. Собирается детальный семейный анамнез.
Для выявлениягиперактивных детей также можно использовать методики на определение объемавнимания (Р.С. Немов), распределение, продуктивность, устойчивость ипереключение внимания (кольца Ландольта), определение объема кратковременнойслуховой памяти (Р.С. Немов), определение объема кратковременной зрительнойпамяти (Р.С. Немов), определение словесно-логического мышления (Р.С. Немов),определение образно-логического мышления (Р.С. Немов), определениенаглядно-действенного мышления. Нельзя исключать и наблюдение как методисследования, которое поможет получить значительно больше информации обисследуемых детях. Ведь в играх, во взаимоотношениях с окружающими, в ходевыполнения заданий у детей как раз и проявляются те качества, которые позволяютотнести их к группе детей с синдромом дефицита внимания.
Второй этаппсихолого-педагогической диагностики гиперактивности – объективный илипсихологический. По количеству погрешностей, сделанных ребенком при выполненииспециальных тестов, и по времени, которое он на это затратил, измеряютпараметры внимательности малыша. Такие исследования можно проводить у детейначиная с пяти или шестилетнего возраста.
На третьем этапепроводят электроэнцефалографическое исследование. С помощью электродов,накладывающихся на голову, фиксируют электрические потенциалы мозга и выявляютсоответствующие трансформации. Делается это для объективной оценки состояниямозга ребенка. Существуют и более современные исследования с использованиеммагнитно-резонансной томографии. Эти исследования безопасны и безболезненны. Посовокупности полученных результатов ставится диагноз.
Первые симптомысиндрома дефицита внимания обнаруживаются в возрасте до семи лет. Симптомы,появляющиеся в более позднем возрасте, обычно являются результатом воздействийдругих факторов, например кризиса переходного возраста, расстройств социальногоили эмоционального характера.
Проявления расстройствасуществуют, по меньшей мере, в двух общественных ситуациях (в образовательномучреждении, дома, во время невропсихологического обследования). Расстройствообнаруживается хотя бы один раз в течение полугода и приводит к существеннымнарушениям в выполнении академических, общественных и трудовых функций.
Специалисты утверждают,что некоторые дети с диагнозом “синдром гиперактивности” обладают достаточновысокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторныхмеханизмов необходимо наличие определенных условий. Прежде всего ребенок долженразвиваться в благоприятной обстановке без интеллектуальных перегрузок, ссоблюдением соответствующего режима, в ровной эмоциональной атмосфере.
Поведение гиперактивныхдетей может быть по виду похожим на поведение детей с повышенной тревожностью,поэтому важно знать первостепенные отличия поведения одной категории детей отдругой. Гиперактивный ребенок отличается от тревожного тем, что его поведениестабильно импульсивное. Он стабильно активен, характер движений лихорадочный ибеспорядочный. Тревожный же ребенок способен контролировать свое поведение,активен лишь в отдельных ситуациях. Поведение тревожного ребенка социально неразрушительно, а гиперактивный часто является источником всевозможныхконфликтов, драк и просто недоразумений.
Чтобы обнаружитьгиперактивного ребенка, необходимо долговременно наблюдать за ним, проводитьбеседы с родителями и воспитателями. Очень важно начать работу с таким ребенкомдо поступления в школу.
Генеральные проявлениягиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания,двигательная расторможенность и импульсивность. Учитывая особенностипсихомоторного развития детей с синдромом дефицита внимания, необходимакомплексная, системная коррекция, в которой когнитивные и двигательные методыдолжны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом ихвзаимодополняющего влияния.
Воздействие насенсорно-моторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенезаактивизирует развитие всех высших психических функций. Двигательные методы нетолько создают некоторый потенциал для будущей работы, но восстанавливают иорганизуют взаимодействия между различными уровнями и аспектами психическойдеятельности.
Актуализация изакрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне так ихпсихических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессысаморегуляции. Создается базовая предпосылка для полноценного участия этихпроцессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Последующеевключение когнитивной коррекции, также содержащей большое числотелесно-ориентированных методов, должно происходить с учетом динамикииндивидуальной или групповой работы.
«Специальныеобследования показывают, что в течение последних лет около 15-20% детей,поступающих в школу, имеют различные нарушения нервно-психического здоровья» — пишут М.М. Безруких и С.П. Ефимова в книге «Знаете ли вы своего ученика?».Нарушения нервно-психического здоровья авторы относят к категории так называемых«пограничных расстройств», т.е. находящихся на грани нормы и болезни. Ихнастолько трудно распознать в дошкольный период, тем не менее при малейшем«толчке», которым и является начало систематического обучения в школе и веськомплекс школьных нагрузок, они принимают выраженный характер, и учительсталкивается с этим раньше всех.
Несмотря на то, чтоэтой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды,психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все ещебытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, аиногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания.Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в классе излишнюю подвижность инеусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такаяпоспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдромгиперактивности – это медицинский диагноз, право, на постановку которого имееттолько специалист. При этом диагноз ставится только после проведенияспециальной диагностики, а никак не на основании фиксации излишней двигательнойактивности ребенка.
Американские психологиП. Бейкер и М. Алворд предложили свою схему выявления гиперактивности уребенка.
Выявлениедвигательной активности:
1.        ребенокпостоянно ерзает, все время в движении, даже если устал;
2.        онпроявляет признаки внутреннего беспокойства, барабанит пальцами, стучит ногами,двигается в кресле, бегает;
3.        всевремя отбегает, старается куда-нибудь залезть, забраться;
4.        спитнамного меньше, чем другие дети;
5.        очень говорлив.
Выявлениедефицита внимания:
1.        ребенокне слушает, когда к нему обращаются (смотрит поверх головы блуждающим взглядом,без фокусировки слушания);
2.        сэнтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
3.        испытывает трудности в организации;
4.        трудноудерживает внимание, непоследователен в действиях и размышлениях;
5.        легкоотвлекается на посторонние стимулы;
6.        частотеряет вещи и забывает их;
7.        избегаетскучных или требующих умственных усилий заданий.

Выявлениеимпульсивности:
1.        ребенокне способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговоры, перебиваетсобеседника;
2.        частоначинает отвечать, недослушав вопроса;
3.        плохососредоточивает внимание на каком-либо деле;
4.        неможет дождаться вознаграждения, если между действием и вознаграждением естьпауза;
5.        поведениеслабо управляется правилами, ребенок не может регулировать и контролироватьсвои действия;
6.        привыполнении заданий неодинаково ведет себя, то спокоен, то импульсивен;
7.        успеваемостьпо разным предметам часто неравномерна, при этом его интеллектуальное развитиеможет быть высоким.
Если у ребенкапостоянно наблюдается более шести признаков из предложенной схемы, то можноговорить о предположительном диагнозе. До этого времени непоседливость,быстрота реагирования, невозможность долго заниматься одним делом могут бытьособенностями возраста ребенка или его характера.
Как отмечают многиеавторы, группа детей с синдромом гиперактивности и дефицита вниманиясущественно неоднородна, что ставит проблему выбора терапевтических икоррекционных мероприятий и, кроме того, приводит к противоречивостирезультатов экспериментальных исследований. Лечение и воспитание гиперактивногоребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов:невролога, психолога, педагога и др. Но даже в этом случае помощь можетоказаться неэффективным без привлечения родителей.
Врач, наблюдающий заребенком, конечно же, в первую очередь проводит соответствующее лечение.Другая, не менее важная функция – разъяснение родителям причин возникновениягиперактивности и разработка индивидуальной программы помощи ребенку. Родители,как правило, более склонны доверять врачу, нежели педагогам и психологам.Поэтому желательно, чтобы именно медицинский специалист объяснил им, чтоповеденческие проблемы ребенка невозможно решить волевыми усилиями. Ребенокведет себя, таким образом, не потому, что хочет досадить взрослым, не назло им,а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми онне в состоянии.
Таким образом, врачпроводит разъяснительную работу с родителями и по возможности – с педагогами. Сэтой целью врача-невролога можно пригласить на родительское собрание в школуили направить родителей на индивидуальную консультацию.
Психолог, совместно спедагогом и родителями, проводит психологическую коррекцию эмоциональной сферыи поведения ребенка. Он может заниматься с ребенком как индивидуально, так и вгруппе гиперактивных детей по специально разработанной программе. Кроме того,психолог ведет разъяснительную работу с педагогами, совместно с нимиразрабатывает стратегию и тактику взаимодействия с каждым гиперактивнымребенком и составляет индивидуальную программу развития такого ребенка.
Главной задачейродителей является обеспечение общего эмоционально-нейтрального фона развития иобучения ребенка. Кроме того, родитель отслеживает эффективность проводимоголечения и сообщает о его результатах неврологу, психологу, педагогам.
Педагог, приняв ксведению рекомендации специалистов, осуществляет процесс обучения ребенка,учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейнуюобстановку. Только в случае подобного комплексного подхода происходитпоследовательное единодушное воспитание и обучение гиперактивного ребенка, чтоспособствует реализации потенциала ребенка и снижению его эмоциональногонапряжения.
В работе сгиперактивными детьми надо использовать три основных направления: во-первых, поразвитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательногоконтроля); во-вторых, по отработке конкретных навыков взаимодействия свзрослыми и сверстниками; в-третьих, при необходимости должна осуществлятьсяработа с гневом.
Работа по этимнаправлениям может осуществляться параллельно или, в зависимости от конкретногослучая, может быть выбрано одно приоритетное направление. Например, отработканавыков взаимодействия с окружающими. Рассмотрим кратко каждое направление.
При развитиидефицитарных функций необходимо руководствоваться следующими правилами.Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития однойотдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребенку трудноодновременно быть и внимательным, и спокойным, и неимпульсивным.
Когда в процессезанятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходитьк тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроляповедения. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы всетри дефицитарные функции одновременно.
Поскольку синдром детскойгиперактивности и дефицита внимания – это дефицитарность лобных отделов, торазвитие произвольной регуляции – основное направление коррекционной работы стакими детьми.
Индивидуализированнаяметодика корригирующих занятий с гиперактивными детьми направлена наформирование произвольной регуляции и предусматривает два основных принципа. Содной стороны, комплекс упражнений ориентирован на включение в работу мышечныхгрупп, которые обычно используются в развернутом двигательном акте. С другойстороны, коррекционные психомоторные упражнения соответствуют этапномувозрастному развитию ребенка и основываются на соблюдении последовательностиовладения двигательными функциями, свойственной здоровым детям.
На практике доказано,что двигательное развитие ребенка оказывает мощное влияние на его общееразвитие, в частности, на формирование речи, интеллекта и таких анализаторныхсистем, как зрительная, слуховая, тактильная. Поэтому двигательная коррекциядолжна занять одно из центральных мест в общей реабилитационной программеребенка.
Отработка конкретныхнавыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Первоначальная работа сгиперактивным ребенком должна осуществляться индивидуально. На этом этапеработы можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать – пониматьинструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правилаповедения во время занятий и правил выполнения конкретного задания. Желательнона этом этапе также выработать совместно с ребенком систему поощрений инаказаний, которая поможет ему впоследствии адаптироваться в детскомколлективе. Следующий этап – вовлечение гиперактивного ребенка в групповые видыдеятельности (во взаимодействии со сверстниками) – тоже должен проходитьпостепенно. Сначала желательно включать гиперактивного ребенка в работу и вигру с малой подгруппой детей (2-4 человека) и только после этого можноприглашать его участвовать в общегрупповых играх и занятиях. В случаенесоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбуждаться, чтоприведет, в свою очередь, к потере контроля поведения, переутомления, дефицитуактивного внимания.
М.М. Чистякова в книге«Психогимнастика» отмечает, что для таких детей полезны занятияпсихогимнастикой. Замечено, что изобразительная деятельность и музыка – этовспомогательные средства общения, благодаря которым облегчается возможностьпродуктивного контакта с гиперактивным ребенком.
Специальные занятия,проводимые с гиперактивными детьми, отличаются четкой, повторяющейсяструктурой, неизменным расположением предметов в зале, введением временноголимита на выполнение заданий, соблюдением детьми норм и правил поведения,введением системы наказаний и поощрений, соблюдением правил начала и окончаниязанятий. Начало занятия должно включать специфическое групповое приветствие, возможно,прослушивание какой-нибудь мелодичной музыки, окончание занятия – его групповоеобсуждение, выполнение тематических рисунков.
По мнению психологов,специально подобранные игры — наиболее эффективный, а порой и единственныйметод коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.Впервые игровую терапию начал применять З. Фрейд. Развивая его метод, М. Клейнстала использовать для лечения детей особый материал: игрушки небольшогоразмера, которые ребенок мог бы отождествлять с членами семьи. Она утверждала,что «в свободной игре ребенок символически выражает свои неосознаваемыенадежды, страхи, удовольствия, заботы и конфликты».
Кроме того, взрослый вигре с ребенком может открыть для себя совершенно незнакомый мир малыша, установитьс ним более доверительные отношения и понять, в какой помощи он больше всегонуждается. Именно в игре ребенок отражает то, что происходит с ним в реальнойжизни. Здесь сразу становятся заметны его конфликты с окружающим миром,проблемы контактов со сверстниками, его реакции и чувства. Играть сгиперактивным ребенком нужно много: дома, в образовательном учреждении, нолучше всего начать со специальных занятий в кабинете психолога или социальногопедагога, где бы родители вместе с ребенком научились это делать правильно.
Подбирая игры (особенноподвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие ихособенности: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, атакже неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать ивыполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. Вигре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других.Поэтому включать гиперактивных детей в коллективную работу целесообразнопоэтапно: сначала играть с ребенком индивидуально, затем привлекать его к играмв малых подгруппах и только после этого включать в коллективные игры.Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитиювнимания.
Немедикаментознаякоррекция включает в себя методы модификации поведения, психотерапию,педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку рекомендуется щадящийрежим обучения — минимальное количество детей в классе (идеально не более 12человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание ребенка напервой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания).Важным с точки зрения социальной адаптации является также целенаправленное идлительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения, так как поведениенекоторых детей носит черты асоциального. Необходима психотерапевтическаяработа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребенка как«хулиганское» и проявляли больше понимания и терпения в своих воспитательныхмероприятиях. Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так какпри этом может усиливаться гиперактивность. «Гиперактивные» дети чрезвычайновозбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие вмероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так как ребенокиспытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему только однозадание на определенный промежуток времени. Важен выбор партнеров для игр — друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.
Конечно, необходимопроводить работу и с родителями гиперактивных детей, оказывать им системнуюконсультативную помощь. Родители гиперактивных детей, как правило, испытываютмного трудностей при взаимодействии с ними. Так, некоторые стремятся жесткимимерами бороться с непослушанием сына или дочери, усиливают дисциплинарныеспособы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают замалейший проступок, вводят непреклонную систему запретов. Другие, устав отбесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стараются не обращать вниманияна его поведение или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободудействий, тем самым лишая его необходимой для него поддержки взрослых.Некоторые же родители, слыша в школе, и в других общественных местахнепрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винитьтолько себя в том, что он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают всостояние депрессии (которое, в свою очередь, негативно влияет начувствительного ребенка). Во всех этих случаях родители часто теряются привыборе линии поведения с ребенком. Поэтому с ними необходимо проводитьпланомерную разъяснительную работу. Родителям надо объяснить, что ребенок ни вкоей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия ввиде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшениюповедения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат его.
В повседневном общениис гиперактивными детьми родители должны избегать резких запретов, начинающихсясловами “нет” и “нельзя”. Гиперактивный ребенок, являясь импульсивным, скореевсего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием, либо вербальнойагрессии. В этом случае, во-первых, надо говорить с ребенком спокойно исдержанно, даже если вы что-либо ему запрещаете, а во-вторых, желательно неговорить ребенку “нет”, а дать ему возможность выбора. Например, если ребенок“носится как вихрь” по квартире, можно предложить ему на выбор 2 или 3 другихзанятия: побегать во дворе или послушать чтение взрослого. Если ребенок громкокричит, можно вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Еслиребенок швыряется подушками и вещами, можно предложить ему игры с водой.
Очень часто родителигиперактивных детей утверждают, что их дети никогда не устают, такие дети,конечно же, очень устают. И именно эта усталость проявляется в видедвигательного беспокойства, которое родители часто принимают за активность. Ониочень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и нарастаниюгиперактивности, от которой страдают и они сами, и их родители, и всеокружающие. Поэтому, чтобы не допустить перевозбуждения, родителямрекомендуется ограничит пребывание гиперактивных детей в местах скоплениябольшого количества людей.
По возможности надооградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и отпросмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональномувозбуждению.
Довольно часто родителигиперактивного ребенка, стремясь дать возможность своему чаду израсходоватьизбыточную энергию, записывают его в различные спортивные секции. К сожалению,это не всегда способствует успокоению ребенка. Кроме, того большое значениеимеет стиль преподавания взрослого. Хорошо когда ребенок занимается, например,плаванием, конным спортом.
Полезные гиперактивномуребенку и спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родителиимеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о егопроблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.
Обогатить иразнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладетьэлементарными действиями самоконтроля и таким образом несколько сгладитьпроявления повышенной двигательной активности — значит изменить взаимоотношенияего с близкими взрослыми, и прежде всего с матерью. Этому будут способствоватьлюбые действия, ситуации, события, направленные на углубление контактов, ихэмоциональное обогащение.
Важной задачейпсихологов и социальных педагогов является задача изменения отношения близкихродственников к ребенку. Матери и другим близким нужно объяснить, что улучшениесостояния малыша зависит не только от назначаемого специального лечения, дажеесли таковое нужно, но и в значительной мере от доброго, спокойного ипоследовательного отношения к нему.
При воспитаниигиперактивного ребенка родители должны избегать двух крайностей: проявлениячрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и постановки завышенныхтребований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишнейжестокостью, санкциями — с другой. Частое изменение указаний и колебаниянастроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативноевоздействие, чем на других.
Системнаяконсультативная помощь психолога и социального педагога в работе сгиперактивными детьми и их родителями необходима и самим педагогам. Преждевсего, психолог и социальный педагог должны представить воспитателю подробныесведения о природе гиперактивности, характере поведения детей сгиперактивностью в образовательном учреждении. Они должны знать, что работа стакими детьми должна строиться на индивидуальной основе. Целесообразно повозможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведениеребенка.
Во время занятий важноограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому, в частности, можетспособствовать оптимальный выбор места для гиперактивного ребенка в группе — вцентре помещения, напротив стола педагога, доски.
Ребенку должна бытьпредоставлена возможность в случае затруднения быстро обратиться за помощью кпедагогу. Его занятия необходимо строить по четко распланированному,стереотипному распорядку, используя для этого специальный календарь илидневник.
Задания, предлагаемыена занятиях, следует разъяснять ребенку отдельно, ни в коем случае несопровождая ироничными пояснениями, что делается это специально для «нашего особогомальчика (девочки)».
Задания даютсяпоследовательно. Если предстоит выполнить большое задание, оно предлагается ввиде последовательных частей. И педагог периодически контролирует ход работынад каждой из частей, внося необходимые коррективы.
В течение дняпредусматриваются возможности для двигательной разрядки: физического труда,спортивных упражнений.
Выполнение этихрекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения педагога с «трудным» ребенкоми его родителями, помогает дошкольнику достигать более высоких результатов назанятиях.
Кроме того, на нашвзгляд, психологу и социальному педагогу важно и самого ребенка познакомить сопределением и характером его собственного типа синдрома дефицита внимания.Открытое, честное описание конкретных трудностей, переживаемых ребенком, и ихсвязи с синдромом дефицита внимания вызовет обсуждение, как их преодолевать напрактике. Обеспечив ребенка перспективой и ощущением контроля, специалистыпозволяют ему собрать необходимые силы для преодоления препятствий.
Цель бесед сгиперактивными детьми в том, чтобы информировать ребенка и помочь ему поверитьв себя. Частые, короткие обсуждения всегда предпочтительнее длинных лекций.Надо поощрять детей вносить их собственные идеи, выражать беспокойство изадавать вопросы. Представленные термины и понятия должны соответствоватьуровню познаний ребенка. Взрослые должны быть осторожны, избегать слов, которыевоспринимаются как осуждающие и негативные, например, «медленный», «ленивый», «неимеющий мотивации», «безразличный». Надо помочь детям уяснить, что иметьсиндром дефицита внимания не стыдно. Свободно и открыто обсуждая эту тему сдетьми, психолог и социальный педагог дают им понять, что верят в ихвозможности.
Таким образом, вотношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многихсерьезные проблемы могут сохраняться и в подростковом возрасте. Но есликоррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво ипоследовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что с годамипроявления синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школугиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями. Ксожалению, такого ребенка считают зачастую просто непослушным и невоспитанным ипытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечныхзапретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так какнервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобнойнагрузкой и срыв следует за срывом. Особенно сокрушительно проявления синдроманачинают складываться приблизительно с 13-ти лет и старше, определяя судьбу ужевзрослого человека.
Еще раз обозначимрекомендации при работе с гиперактивными детьми, прежде всего это:
1. Обязательнооценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешносправился даже с небольшим заданием.
2. Уменьшить рабочуюнагрузку, по сравнению с другими детьми.
3. Делить работу наболее короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. В классе желательноиметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).
5. Снизить требования каккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Создаватьситуацию успеха, в которой ребенок имел бы возможность проявить свои сильныестороны. Надо научить его лучше их использовать, чтобы компенсироватьнарушенные функции за счет здоровых.
Пусть он станетотличным экспертом по отдельным областям знаний.
6. Посадить ребенка вовремя занятия, по возможности, рядом с взрослым. Оптимальное место длягиперактивного ребенка — в центре класса, напротив доски, он всегда долженнаходиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможностьбыстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
7. Использоватьфизический контакт (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятиянапряжения.
8. Направлять лишнююэнергию гиперактивных детей в полезное русло: во время урока просить их помочь- вымыть доску, раздать бумагу и т.д.
9. На определенныйотрезок времени давать лишь одно задание. Если предстоит большое задание, тоего надо предлагать в виде последовательных частей, и периодическиконтролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы.
10. Давать задания всоответствии с рабочим темпом и способностями ученика.
Важно избегатьпредъявления завышенных или заниженных требований.
11.Учить выражать своиэмоции.
12. Договариваться сребенком заранее о тех или иных действиях.
13. Давать короткие ичеткие инструкции (не более 10 слов).
14. Использовать гибкуюсистему поощрений и наказания.
15. Поощрять ребенкасразу же, не откладывая на будущее.
16. Предоставлятьребенку возможность выбора, когда это необходимо.
Следовательно, главноеусловие успеха – комплексный подход к лечению и воспитанию, при участии многихспециалистов: невролога, психолога, педагога, и родителей.

Литература
1.        АстаповВ.Н., “Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии”, М.,Международная педагогическая академия, 1994г.
2.        БезрукихМ.М., Ефимова С.П., “Знаете ли вы своего ученика”, М., Просвещение, 1996 г.
3.        БелкинА.С., “Ситуация успеха. Как ее создать”, М., Просвещение, 1991г.
4.        БехтеревВ.М., “Объективная психология”, М., Наука, 1991г.
5.        БрязгуновИ.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М.:Изд-во Ин-та психотерапии, 2001.
6.        БуяновМ.И., “Ребенок из неблагополучной семьи”, М., Просвещение, 1988г.
7.        ВолинаВ., “Как стать хорошим”, СПб., Дидактика плюс, 2001 г.
8.        Возможностипрактической психологии в образовании, под ред. Пилипко Н.В., М., 2001 г.
9.        ДробинскийА.О. Синдром гиперактивности с дефицитом //Дефектология. 1999. № 1. С. 31-36.
10.      ЗаваденкоН.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания сгиперактивность у детей // Школьный психолог. 2000. № 4. С. 2-6.
11.      ЗаваденкоН.Н., “Факторы для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей”,Мир психологии №1, М., 2000 г.
12.      КащенкоВ.П. Педагогическая коррекция. М., 2000.
13.      КрутецкияВ.А., “Основы педагогической психологии”, М., Просвещение,1972г.
14.      КэролТингей-Михаэлис, “Дети с недостатком развития”
15.      ЛебединскийВ.В. Нарушения психического развития у детей. М.,1985.
16.      МаклаковА.Г., “Общая психология”
17.      МаленковаЛ.И. Педагоги, родители, дети. М., 1994.
18.      МатвеевВ.Ф., Гройсман А.Л., “Профилактика вредных привычек школьников”, М.,Просвещение, 1987 г.
19.      МотоваЕ.К., Манина Г.Б., “Тренинг эффективного взаимодействия с детьми”,СПб, Речь,2001 г.
20.      МухинаВ.С., “Возрастная психология”, М., Академа, 2000 г.
21.      НемовР.С. Практическая психология. М.: Владос, 1999.
22.      НемовР.С., “Психология”, М., ВЛАДОС, 2000 г.
23.      НовоселоваС.Л. Игра дошкольника. М., 1989.
24.      ПетрунекВ.П., Таран Л.Н., “Младший школьник”, М., Знание 1981 г.
25.      “Психологиячеловека от рождения до смерти” под редакцией Реана А.А., СПб., Еврознак 2001г.
26.      “Психологическийсловарь” под редакцией Зинченко В.П., Сещерякова М., М., 1997 г.
27.      “Рабочаякнига школьного психолога” под редакцией Дубровиной И.В., М., Просвещение, 1991г.
28.      РоговЕ.И., “Настольная книга практического психолога”, М., Владос-пресс, 2002 г.
29.      СметанниковП.Г., “Психиатрия”, СПб, 1997 г.
30.      “Справочникпо психиатрии” под редакцией Спежневского А.В., М., Медицина, 1985 г.
31.      СтепановВ.Г. Психология трудных школьников. М., 2001.
32.      СтоляренкоА.Д., “Детская психодиагностика и профориентация”, М., Раттер, 1987 г.
33.      СтоляренкоЛ.Д., “Основы психологии”, Ростов-на-Дону, Феникс, 2002 г.
34.      ФопельК., “Как научить детей сотрудничать?”, М., 1998 г.
35.      ЧистяковаМ.М., “Психогимнастика”, М., Просвещение, 1990 г.
36.      ШиргалинБ.Ш. Работа с детьми группы риска. М., 1999.
37.      ШульгаТ.И., Олифиренко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска. М.,1997.