Работа социального педагога с неблагополучными семьями в общеобразовательном учреждении

–PAGE_BREAK–
Конфликтные семьи.Среди явно неблагополучных семей выделяется большая группа семей с нарушениями общения. В них десоциализирующее влияние на детей проявляется не прямо, не через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в алкоголь­ных семьях, а косвенно, из-за отсутствия уважения и понима­ния между супругами, эмоционального отчуждения между ни­ми, частых конфликтов.

Конфликтной семья становится не сразу. В каждом отдель­ном случае есть свои причины, породившие психологическое напряжение и дестабилизирующие семейную обстановку. Од­нако не все семьи разрушаются, многим удается не только ус­тоять, но сделать более прочными семейные узы. Все зависит от того, чем обусловлено появление конфликтной ситуации в семье и каково отношение к ней каждого из супругов, от их ориентированности на конструктивный или деструктивный путь разрешения семейного конфликта.

Поэтому следует разграничивать такие понятия, как «се­мейные конфликты» и «конфликтные семьи»,так как кон­фликт в семье, пусть и достаточно бурный, еще не означает, что это конфликтная семья, и не всегда свидетельствует о ее неустойчивости.

В становлении и развитии любой семьи возникают опреде­ленные сложности, трудности и противоречия, которые могут либо конструктивно разрешаться, либо приводить к усилению разногласий, спорам, ссорам и конфликтам. Ведь каждая семья является некоторой системой, содержащей в себе разли­чия и, прежде всего различия между супругами. Различными могут быть уровни образования, нравственные представления, отношения к обязанностям на работе, к домашним делам, ду­ховные и материальные потребности, представления о жела­емых формах проведения досуга и др. Может быть множество самых различных расхождений между мужем, женой и их детьми. Эти различия сталкиваются, и возникают конфлик­ты. Конструктивное разрешение конфликта ведет к развитию семьи, к достижению ею нового уровня общения, к формирова­нию общего «мы» вместо эгоистического Я. Так достигается стабильность семьи. Но не надолго. Неизбежно назревает но­вый конфликт, и он снова разрешается.

Если оба супруга стремятся избежать или предотвратить конфликт, а в случае его возникновения — найти разумное решение, то семья может благополучно дожить до своего есте­ственного конца. Совсем иначе складывается семейная атмо­сфера там, где супруги даже по мелочным причинам затевают споры и ссоры, которые протекают бурно, со взаимными обви­нениями и оскорблениями, криками и бранью, что приводит к разрастанию конфликта, который приобретает затяжной, хронический характер и становится единственным средством разрешения семейных разногласий.

Конфликтными называются такие семьи, в которых по­стоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, на­мерения, желания всех или нескольких членов семьи(супру­гов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи друг к другу. Деструктивный конфликт — хро­ническое состояние такой семьи.

Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандаль­ными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и тихими, где супру­жеские отношения отличаются полным отчуждением, стрем­лением избегать всякого взаимодействия. Однако во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на форми­рование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющихся форм пове­дения.

В конфликтных союзах психоло­гическое напряжение не только не находит своего разрешения, но и имеет тенденцию к нарастанию, затрагивая сферу отно­шений как внутри семьи, так и вне ее. Рано или поздно эти семьи распадаются или приобретают черты псевдосемьи — ви­димости брачных отношений, когда каждый из супругов живет в своем замкнутом и закамуфлированном от другого внутрен­нем мире. На первый план в таких семьях выступают отрица­тельные черты характера супругов, которые не умеют, да и не хотят представить себя в положении другого, понять мотивы его поведения, душевное состояние, эмоционально отклик­нуться на его переживания и страдания и поддержать в труд­ной жизненной ситуации. Душевная черствость и эгоизм живущих вместе людей становятся источником конфликтов и могут способствовать распаду семьи. Даже если такая семья продолжает существовать, в ней ограничены возможности раз­вития супругов, социализация и воспитание детей дефор­мированы, возникают серьезные опасности для психического здоровья всех членов семьи, и особенно детей, так как все дос­тигается в противоборстве, все взвинчены, никто не свободен в своих действиях и поступках. Но и эта социально и психиче­ски нездоровая семья может существовать довольно длитель­ное время. И если конфликтные отношения в ней не угасают, а наоборот, разгораются с новой силой, супругам не мешает  задуматься о том, стоит ли им оставаться вместе лишь для того, чтобы повседневными взаимными упреками, оскорблениями, спорами и ссорами разрушать не только семейный очаг, но и хрупкий душевный мир своих детей.

Следует заметить, что подлинные причины острых противо­речий супругов в конфликтной семье весьма трудно обнаружить.

Во-первых, в любом конфликте рациональное начало, как пра­вило, ослаблено остротой переживаемых эмоций.

Во-вторых, подлинные причины конфликта могут быть на­дежно скрыты и психологически защищены в глубине подсоз­нания и проявляются только в виде приемлемых для Я — концепции мотивировок.

В-третьих, причины конфликтов могут быть неуловимыми из-за так называемого закона круговой при­чинности семейных отношений, который сполна проявляет­ся и в супружеских конфликтах.

В конфликтных семьях супруги часто бывают лишены мо­ральной, психологической поддержки. В семье возникает ат­мосфера недоверия, супруги начинают обвинять друг друга в неоткровенности, замкнутости, скрытности, а иногда и во враждебности. Все это затрудняет процесс гармонизации семей­ных отношений, выполнение повседневных обязанностей и от­рицательно сказывается на принятии ответственных решений. Характерной особенностью конфликтных семей является также нарушение общения между ее членами. Как правило, за неразрешенным, затяжным конфликтом или ссорой скрыва­ется неумение общаться.

Нет иного способа разрешить семейную проблему, кон­фликтную ситуацию, избавиться от обиды, кроме конструк­тивного диалога супругов. Поэтому умение общаться, владение коммуникативными навыками, развитая культура общения играют особенно важную роль в этом процессе, способствуют успешному разрешению конфликтов, что определяет жизне­способность и стабильность семьи.

Дезорганизованные семьи.Дезорганизация семьи — невыполнение семьей ее функций, нарушение ее структуры.

Известный американский социолог У.Дж. Гуд определил се­мейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства, нару­шение структуры социальных ролей, когда один или более чле­нов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности».

Главные формы семейной дезорганизации по У.Дж. Гуду:

— неполная семейная группа, незаконнорожденность. В данном случае семья никогда не существовала. А потенциальные отец-мать никогда не выполняли своих функций;

— распад семьи из-за намеренного ухода одного из супругов: аннулирование брака, разделение, развод, когда индивид дли­тельное время находится вне дома, ссылаясь на работу;

— семья как «пустая оболочка», когда родители живут вместе, но не выполняют своих обязанностей в области эмоциональной поддержки друг друга, не имеют физической близости;

— семейный кризис, когда длительно ненамеренно отсутствует один из супругов (болезнь, смерть, заключение в тюрьму, катас­трофы, войны, землетрясения, депрессии);

— внутренние катастрофы, связанные с ненамеренным невы­полнением главной роли члена семьи из-за умственной, эмоцио­нальной или физической патологии.

Факторы, скрепляющие семью:

— эмоциональная близость;

— физическая близость;

— совместное проживание, ведение домашнего хозяйства и вос­питание детей;

— юридическая фиксация брака;

 -духовная близость и освещение брака церковью.
Наиболее хрупкой является семья как «пустая оболочка».

Она отмечается у 60 % всех семей, когда сохраняется общее хозяйство, вместе воспитываются дети, но родители не имеют ни физиче­ской, ни эмоциональной близости.

Семья «группы риска»является одной из разновидностью дезорганизованных семей. Под семьей «группы риска» Л.И. Захарова понимает наличие в семье на­рушения взаимоотношений, затрудняющего нормальное психи­ческое развитие членов семьи. В это понятие мы вкладываем и раз­ные характеристики осложненного поведения членов семьи, ко­торые порождают трудности адаптации в обществе, создавая социальный риск.

Семья «группы риска» — это неблагополучная семья, в которой существует два вида риска. Первый вид риска связан с опасностью для общества. Такая семья представляет опасность для общества своими ценностями, нормами, правилами, особым направлением воспитания детей, чаще всего асоциальным. Второй вид риска свя­зан с трудностями социализации членов семьи, особенно детей, которые не могут развиваться нормально, так как в семье отсутст­вуют условия для нормального психического и физического разви­тия ребенка. В таком случае сама семья и специалисты, работающие с ней, справиться с ее социализацией не могут. В результате ребенок из семьи изымается, а родителей лишают родительских прав по отношению к детям. При наличии одного вида риска в семье, при своевременном оказании помощи можно преодолеть ситуацию семейного неблагополучия и семья социализируется.

Как утверждает, В.М. Целуйко вторую группу составляют внешне респектабельные семьи, однако ценностные установки и поведение родителей является антиобщественным с точки зрения морали. К ним относятся:

«Недоверчивая семья»: характерная черта такой семьи — повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям этой семьи приходится общаться). Члены «недоверчивой семьи заведомо считают всех недоброжелательными или равнодушными, а их намерения — враждебными. Даже в обычном поступке отыскиваются некий умысел, угроза, корысть. Такая семья, как правило, слабо поддерживает контакты с соседями, а отношения членов семьи с родственниками и сослуживцами нередко приобретают остроконфликтный характер. Чаще всего это связано с мнимыми ущемлениями интересов кого-то из членов этой семьи.

В «недоверчивой» семье, если ребенок совершает проступок или вступает в конфликт с товарищами или учителями, во всех случаях родители считают правым его или, по крайней мере, большую часть вины возлагают на других… Даже если родители не могут отрицать прямую вину своего сына или дочери, в разговоре они главное внимание уделяют не вине, а своим педагогическим усилиям, которые оказались бесполезными из-за отсутствия поддержки или даже неблагожелательного отношения окружающих. Такая  позиция родителей формирует у ребенка тоже недоверчиво-враждебное отношение к людям. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками. В школе ребенок из такой семьи начинает конфликтовать с учителями и воспитателями, никогда не признает своих ошибок и отрицает свою вину, а родители встают на его сторону. Получается замкнутый круг: конфликты эти, с одной стороны, порождаются взглядами, воспринятыми ребенком в семье, с другой — еще больше усиливают недоверчивость самой семьи, обостренность ее отношений с социальным окружением. довольно часто конфликты ребенка со сверстниками или школьными учителями становятся главным содержанием жизни членов «недоверчивой семьи», основной темой бесконечных разговоров родителей о том, какие все плохие.

«Легкомысленная семья»отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить исключительно сегодняшним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у них, как правило, неопределенны даже если кто-то и выражает неудовлетворенность настоящим и желание жить иначе, то не задумывается всерьез о том, как это можно сделать. В такой семье не любят рассуждать о том, что и как следовало бы изменить в своем быту, больше склонны притерпеться к любым обстоятельствам, не способны и не желают преодолевать трудности. Семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-либо изменить. Даже при хорошем заработке родителей мебель старая и случайная, не хватает многих нужных вещей, покупка которых все время откладывается. Квартира нуждается в ремонте, но этим как-то все некогда заняться. Выбор места работы или учебы членов семьи нередко довольно случаен: пошел, куда приняли, поступил туда, где был меньше конкурс. Здесь, как правило, не умеют, да и не стремятся интересно организовать свой досуг. Предпочтение отдается занятиям, не требующим каких-либо усилий. Главные развлечения – телевизор, вечеринки, застолье. Выпивка как наиболее легкое и доступное средство для получения сиюминутного удовольствия легко приживается в семьях такого типа.

В «хитрой семье» в качестве важных черт, прежде всего, ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Законы и нравственные нормы для них нечто относительное, то, что при умении можно обойти. Члены семьи могут заниматься различными видами деятельности сомнительной законности.

Еще одна характерная особенность такой семьи — стремление использовать окружающих в своих целях. Эта семья умеет произвести впечатление на нужного человека, и озабочена тем, как создать себе широкий круг полезных знакомых.

К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. Считается, что качества эти нужны лишь тем, кто не умеет жить, кто недостаточно умен, энергичен и, следовательно, вынужден идти к цели самым длинным путем. Эту особенность психологии семьи легче всего заметить, когда речь заходит о трудовой деятельности взрослых членов семьи, о планах на будущее для детей. Вот и выискиваются кратчайшие пути и нужные знакомства. «Хитрые» родители и у детей своих пробуждают дух авантюризма. Нравственные оценки поступков детей в такой семье, как правило, сдвину ты. Если ребенок нарушил правила поведения или правовые нормы, родители склонны осуждать не само нарушение, а его последствия в результате такого воспитательного отношения у ребенка формируется та же установка: главное — не попадаться.

Конечно, этим перечнем не исчерпывается типология внутренне неблагополучных семей. Существует множество разновидностей семейного уклада, где эти признаки сглажены и последствия неправильного воспитания не так заметны. Но все же эти последствия есть. Пожалуй, одно из самых заметных — это душевное одиночество детей в таких семьях.

Итак, резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере породили число неблагополучных семейных союзов. Возрос уровень семей, в которых падает ее педагогический потенциал, разрушается семейный быт, растет число разводов,  ухудшается состояние членов семьи, особенно детей. Эти и другие причины дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современной семьи и увеличении количества неблагополучных семей.

Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, к тому же в каждой семье они приобретают свой особый характер. Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях.

1.3  
Общие концептуальные основы  работы социального педагога с неблагополучной семьей

Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог — это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия)

Цель его работы — создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.

Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей.

Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально — педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую. ( см. приложение 1 )

Образовательнаясоставляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучениинаправлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитаниипроводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально — педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально — психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержканаправлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностныхотношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно — психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально — педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организациинаправлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок — продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координациинаправлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информированиинаправлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советник— информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант— консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник— защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Одна из форм работы социального педагога с семьей — социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно — реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронажможет проводиться со следующими целями:

— диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

— контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

— адаптационно — реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
    продолжение
–PAGE_BREAK–
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседыкак одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини — тренинги и пр.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) — тренинги.

Социально — психологический тренингопределяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Еще одна форма работы социального педагога с семьей — социально — педагогический мониторинг семьи — это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально — педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Сущность социально — педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)

Важную роль в осуществлении социально — педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них.

Поскольку семья — это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.

Родительская подсистема(мать — отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать — дети, отец — дети, стиль родительского отношения.

Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и влияние семьи на ребенка.

Подсистема «братья — сестры».Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями — сестрами.

Отношения между детьми в семье — незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина». Моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).

Подсистема «родители — дети».Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой.

Социально — педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей

1       этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью

2       этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи

3       этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни

4       этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод

5       этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций

6       этап: изучение личностных особенностей членов семьи

7       этап: составле6ние карты семьи

8       этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

9       этап: составление программы работы с неблагополучной семьей

10   этап: текущие и контрольные посещения семьи

11   этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей

Изучив исследования Мудрика А. В. и Галагузовой М. А. по вопросам социально — педагогической помощи различным типам семей и проанализировав алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей, разработаны Гончаровой Т., мы выделили следующие этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей, реализуемые непосредственно через школу и представили в виде схемы ( см. приложение 2) .

Таким образом, социальный педагог начинает работу с неблагополучной семьёй с изучения причин неблагополучия в семье, т.е. её особенностей, целей, ценностных ориентиров, а так же обследование жилищных условий неблагополучной семьи. После изучения составляется карта семьи, в которую входит Ф.И.О. родителей и родственников, проживающих вместе, место работы родителей и должность, уровень материального обеспечения. Знания о семье получены, теперь социальный педагог составляет программу работы с неблагополучной семьей, реализует её с помощью работы с родителями и детьми, проводит консультирование семьи. Так же социальный педагог привлекает для помощи в работе других специалистов и если проведённая работа дала положительный результат, семью снимают с социально-педагогического учёта.

Глава 2. Изучение практики социально – педагогической деятельности школы с неблагополучными семьями

2.1. Анализ работы социального педагога школы с неблагополучными семьями

На базе МОУ СОШ №10 г. Шадринск нами было проведено исследование с целью изучения специфики работы социального педагога с неблагополучными семьями. Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, семьи с алкогольной зависимостью, т.е. социально неблагополучные семьи являются непосредственными объектами социального педагога школы.

В работе были использованы следующие методы исследования: беседа с детьми из неблагополучных семей (см. приложение 3), анализ документации, беседа с социальным педагогом школы.

Целью беседы с учащимися было выяснить взаимоотношение в семье.

Нами было опрошено 7 человек, в ходе анализа беседы мы выявили следующее.

На вопрос, ходите ли Вы с родителями на прогулки или в театр, дети отвечали отрицательно.

Так же мы установили, что родители практически не помогают детям в выполнении домашнего задания.

На вопрос, запрещают ли родители гулять Вам до позднего вечера, практически все ответили положительно.

Мы установили, что социальным педагогом в школе проводятся мероприятия и различные беседы с детьми и их родителями на тему успеваемости и взаимоотношений в семье и классе. Так же проводится индивидуальная социально-педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей.

Для определения функций и обязанностей социального педагога школы в МОУ СОШ №10 нами была изучена и проанализирована документация данного учреждения (должностная инструкция, планы работ социального педагога школы, Положение «О социально-педагогической работе с неблагополучными семьями », и др.)

Так, согласно должностным инструкциям, обязанности социального педагога состоят в следующем:

1.                           Социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию разви­тию и социальной защите личности в ОУ и по месту жительства.

2.                           Контролирует все участки по охране прав детей в микрорайоне школы.

3.                           Выявляет родителей из числа неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учете, в отношении которых следует ставить вопрос о лише­нии родительских прав.

4.                           Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.

5.                           Привлекает к работе по охране прав детей классных руководителей, роди­тельский комитет, если считает это необходимым.

6.                           Взаимодействует со специалистами социальных служб, семейных и моло­дежных служб занятости, с благотворительными организациями по оказа­нию помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ог­раниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

Должностная инструкция социального педагога определяет перечень  следующих функций:

1.     Организация социальной помощи и поддержки обучающихся.

2.     Создание социально комфортной обстановки и безопасности обучающихся.

3.     Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся.

В течение учебного года проводилось:

1.     изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи.

2.     осуществление посредничества между личностью обучающегося и школой, семьей, специалистами внешкольных социальных служб и административных органов.

3.     взаимодействие с учителями, родителями, лицами, их заменяющими, специалистами внешкольных социальных служб в оказании помощи обучающимся.

4.     Организация и ведение работы с многодетными и малообеспеченными семьями.

5.     выявление случаев жестокого обращения с детьми.

В течение учебного года было проведено 46 посещений семей, находящихся в социально-опасном положении, проведено 4 заседания Совета профилактики, проведены индивидуальные беседы социальным педагогом; индивидуально-коррекционные занятия педагогом-психологом.

Мы выявили, что в школе социально – педагогическая работа с неблагополучными семьями является спланированной. В плане работы социального педагога на год отражена деятельность с неблагополучными семьями.

Таким образом, проведенное исследование показало, что среди учащихся есть дети из неблагополучных семей, родители которым не уделяют нужного внимания. Поэтому необходима работа социального педагога в школе  с неблагополучными семьями. Основываясь на результатах исследования, можно сделать вывод о том, что такая работа проводится социальным педагогом с учениками.

2.2 Профилактическая и коррекционная работа социального педагога школы с неблагополучными семьями

Неблагополучная семья — это семья, в которой условия проживания детей далеки от нормальных, которая утра­тила всякую веру и желания в самоисцеление и продолжает дегради­ровать.

Чтобы работать с неблагополучной семьей, убедительно вести с ними диалог, необходимо знать типы и проблемы семей, на основе которых классифицируются неблагополучные семьи, какая это семья конфликтнаяилиаморальная семья, педагогически несостоятельная или асоциальная семья. Необходимо помнить о том, что любой тип семейной дезорганизации приводит к возникновению психотравмирующих ситуаций для ребенка и формирует личностные и поведенческие отклонения у детей. В работе социального педагога важно опреде­лить тип семейного неблагополучия, выяснить характер отрицательных свойств семьи, установить причинно-следственные связи между конкретными нарушени­ями в семье и нарушениями поведения ребенка. Это можно сделать с помощью метода наблюдения, посещение семьи на дому, сбор информации о семье путем взаимодействия с детской поликлиникой, участковыми уполномоченными, создание единой базы данных о семьях, заполнения социально­го паспорта семьи. Так же педагог должен планировать работу с семьей на основе индивидуального подхода, возможно вместе с членами семьи. Здесь необходимо установить контакт с членами семьи, пробудить к себе доверие, определить пути вывода семьи из сложной ситуации, кого полезно привлечь к разрешению семейных проблем, каким может быть «вмешательство» в семью, кто и каким образом может помочь семье в первоочередном порядке, выявить собственные ресурсы семьи, стимулировать к самопомощи. План должен иметь четкую перспективу, включать краткосрочные и долгосрочные зада­чи. Большое значение имеют краткосрочные задачи, позволяющие де­монстрировать способность семьи к достижению положительных резуль­татов. Реализовать намеченный план можно с помощью привлечения специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно. Возможны такие варианты помощи семье как:

-помощь в решении медико-социальных проблем членов семьи, например   побуждение родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации, оздоровление детей;

-содействие родителям в восстановлении социального статуса, трудоустройство, помощь в профессиональном самоопределении, укрепление родительского статуса;

— правовая поддержка, предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении;

— содействие в создании более благоприятных условий для жизни и развития детей, помещение в социально-реабилитационный центр, различные виды материально-бытовой помощи и т.д.;

— психологическое оздоровление семьи, коррекция внутрисемейных отношений, преодоление проблем членов семьи в общении.

После проделанной работы, социальный педагог должен провести анализ этой работы, восстановился контакт в семье с её окружающими или нет, снизилось ли употребление алкоголя в семье, улучшилась посещаемость ребенка в школе или нет, разрешены ли другие специфические проблемы.

Эффективность работы с семьей зависит от использования социальным педагогом возможностей окружающего социума, различных государственных и общественных структур, направленных на поддержку семьи и ребенка.

В ходе исследования, проведенного нами на базе МОУ «СОШ №10», мы выяснили, что работа, проводимая социальным педагогом  в школе, включает в себя различные мероприятия, направленные на неблагополучные семьи. Ввиду того, что данное направление деятельности социального педагога является необходимым, мы предлагаем в рамках школы проводить следующие мероприятия:

1.         Проводить информационно-профилактическую работу;

2.         Организовывать походы в кинотеатр, театр;

3.         Организовать экскурсии по кружкам, секциям города;

4.         Создание в  школе  микрогрупп специалистов, занимающихся привлечением родителей  к работе  с неблагополучными семьями;

5.         Оказание помощи неблагополучным семьям специалистами района и школы;

6.         Вовлечение родителей во внеурочную деятельность.

Основным направлением работы социального педагога с неблагополучной семьей является комплексный подход, т.к. помощь, направленная лишь на один фрагмент не решает проблемы, а ведёт к ее сдвигу в другую сторону.

Заключение

Семья – важнейший социальный институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Она является объектом изучения очень многих общественных наук.

Проблемы семейного неблагополучия для нашей страны очень актуальны. На сегодняшний день нет четких статистических данных  о том, сколько детей воспитывается в семьях находящихся в социально опасном состоянии.

Проанализировав педагогическую, психологическую и социологическую литературу, мы попытались в своем исследовании определить основные причины неблагополучия семьи, какая работа ведется с данными семьями в общеобразовательном учреждении.

Так, на базе МОУ СОШ №10 нами была проведена беседа, целью которой было выяснение взаимоотношений в семье. В ходе работы мы сделали анализ документации по работе с неблагополучными семьями, наблюдение за деятельностью социального педагога, беседа с детьми из неблагополучных семей, мы изучили основную специфику работы с данными семьями.

Кроме этого, нами был собран материал о деятельности социального педагога с неблагополучными семьями.

За 2009г. Социальным педагогом СОШ №10 было проведено 46 посещений семей, находящихся в социально-опасном положении, проведено 4 заседания Совета профилактики, проведены индивидуальные беседы социальным педагогом; индивидуально-коррекционные занятия педагогом-психологом.

Так же в течение учебного года проводилось:

1.     изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи.

2.     осуществление посредничества между личностью обучающегося и школой, семьей, специалистами внешкольных социальных служб и административных органов.

3.     взаимодействие с учителями, родителями, лицами, их заменяющими, специалистами внешкольных социальных служб в оказании помощи обучающимся.

4.     Организация и ведение работы с многодетными и малообеспеченными семьями.

5.     выявление случаев жестокого обращения с детьми.

Итак мы выяснили, что среди учащихся есть дети из неблагополучных семей, родители которым не уделяют нужного внимания. Взаимоотношения в семье- один из главных факторов воспитания детей, задача социального педагога изучить семью, её проблемы и помочь своевременно преодолеть проблемы не только своими силами, но и привлечением квалифицированных специалистов: социальных работников, юристов, психологов, педагогов и т.д. Лишь только в таком случае семья останется единой, полной и благополучной.

Используемая литература:
1.     Абрамова Г.В. Практическая психология. – М: «Академия», 1996г.

2.     Ананьев Г. Сиротство. // Социальная защита. – 2000г. — № 2.С. 24

3.     Антонов А. И. Социология семьи / Под. ред. А.И. Антонова, В. М. Медкова, – М.: «NotaBene» 1998г. С. 360

4.     Бурдина Г.С. Новая модель работы с семьей //Социальная работа.-2007.№4. С.44-45

5.     Буянов М, И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра. –М.: «Просвещение»1988г. С.234

6.     Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М: «Просвещение», 1988г. С.47

7.     Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., Изд.центр «Академия», 2001г. С.43

8.     Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общеобразовательного воспитания  // Педагогика.- М., 1992.

9.     Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. – 1991. — №4

10.Гуслякова Л.Г. Основы теории социальной работы. – М.: 1997г. С.25

11.Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями и подростками. Конспект лекций.- Ростов на Дону, 2005.

12.Медведев Г.П. Этика социальной работы. – М., 1999г. С.38

13.Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М., 2002.

14.Методика и технологии работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева.Под. ред. М.А. Галагузовой. 2-е изд., стереотип. – М.: «Академия» 2004г.С.116

15.Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под. ред. Н.Ф. Басова.- М.: «Академия», 2004г. С.57

16.Основы социальной работы: Учеб. Пособие/ Под. ред. Е.В. Ханжина. – М.: «Академия» 2001г. С.144

17.Шакурова М.В.Методика  и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. – М.: «Академия» 2002г. С.66

18.Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М.: ВАКО, 2005г. С.115

19.Шнайдер Л. Б. Основы семейной психологии. – М.: «Академия», 2003г.С.128

20.Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие   / Т. И. Шульга.– М.: Дрофа, 2005г. С.12

    продолжение
–PAGE_BREAK–