Работа журналиста в прямом эфире на примере программ "Город сегодня" и "Как жить будем"

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
ОмскийГосударственный Технический Университет
Кафедра«Философии и социальной коммуникации»

КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:
«Работажурналиста в прямом эфире на примере программ «Город сегодня» и «Как житьбудем»
По дисциплине «Теорияи практика массовой информации»
Шифр работы СО-17 — 05
Студент
Цеценко Е.В.
Руководитель
канд. филос. наук
Федотова М.Г.

Омск – 2008

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Прямойэфир как актуальный инструмент журналистского творчества
1.1 Особенности работы журналиста нателевидении
1.2 Специфика прямого эфира
1.3 Жанры телевизионной информации впрямом эфире
Глава 2.Сопоставительный анализ работы журналиста в выпуске новостей «Город сегодня» ипрограмме «Как жить будем»
2.1 Особенности работы журналиста в выпускеновостей «Город сегодня»
2.2 Особенности работы журналиста впрограмме «Как жить будем»
2.3 Особенности работы журналиста впередаче «Город сегодня» и программе «Как жить будем»: сравнение и обобщение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографическийсписок

ВВЕДЕНИЕ
Прямой эфир – этодоходчиво и живо поданная картина происходящего (звуковая и зрительная),донесение ситуации до аудитории. Работа в прямом эфире, позволяющая,использовать все возможности телевидения, очень трудна и многогранна. Онапредполагает специфические особенности работы журналиста в различных жанрахтелевизионной журналистики.
Актуальность даннойтемызаключается в рассмотрении особенностей работы журналиста в прямом эфире напримере омской новостной передачи «Город сегодня» (Антенна-7) и программы «Какжить будем» (ГТРК «Иртыш»).
Цель данной работы:выявление особенностей журналистского творчества в области прямоготелевизионного вещания на примере омской новостной передачи «Город сегодня»(Антенна-7) и программы «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш»).
Для достижения даннойцели ставятся следующие задачи:
1)        Датьопределение и раскрыть содержание понятий: «прямой эфир» > «жанрытелевизионной информации» > «работа журналиста в прямом эфире в различныхжанрах телевизионной информации»;
2)        Выяснитьособенности работы журналиста в прямом эфире в теории и практике современнойжурналистики;
3)        Выявитькритерии, по которым будет рассматриваться работа журналистов.
4)        Проанализироватьвыпуски региональных программ «Город сегодня» (Антенна-7) и «Как жить будем»(ГТРК «Иртыш») на выявление особенностей работы журналиста в прямом эфире,обобщить результат;
5)        Сделатьсопоставительный анализ работы тележурналиста в прямом эфире в программах«Город сегодня» (Антенна-7) и «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш») для выявленияособенностей работы журналиста в разных жанрах прямого эфира.
Объектомданного исследования является работа телевизионного журналиста впрямомэфире.
Предмет исследования:является особенности работы телевизионного журналиста в среде прямого эфира напримере омских СМИ («Город сегодня» (Антенна-7) и «Как жить будем» (ГТРК«Иртыш»)).
Методами исследованияпослужили изучение и анализ учебной и специальной литературы по журналистике;изучение и обобщение разработанности данной темы; наблюдение; сопоставительныйанализ работы тележурналиста в прямом эфире в программах «Город сегодня»(Антенна-7) и «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш»).
Степень разработанноститемы:При работе над материалом были использованы труды российских авторов –исследователей тележурналистики: А.Я. Юровского о природе телевидения и прямогоэфира, Зверевой Н.Е. о особенностях работы регионального тележурналиста,Муратова С., Багирова Э.Г. и труды др. авторов.

Глава1. Прямой эфир как актуальный инструмент журналистского творчества
 
1.1 Особенности работыжурналиста на телевидении
 
О светломбудущем заботятся политики, О светлом прошлом – историки, О светлом настоящем –журналисты.
ЖаркоПетан
Телевидение обладаетзначительно большей эффективностью воздействия, чем пресса и радио. Важнаяособенность телевидения – личностный, доверительно — интимный характертелевизионного общения. Телевидение выступает в качестве мощногокоммуникационного фактора, воздействующего на психологию людей разноговозраста, формирующего их мировоззрение. В рабочий материал тележурналиставходят устное и письменное слово, изображение, шумы, музыка. Все этопредопределяет и особенности телевизионных жанров. Телевидение позволяетаудитории воочию наблюдать событие, дополнить изображение звуками (музыкой,шумами, дикторским текстом и т.п.), прочитать текст (специально выведенный наэкран или демонстрируемый в виде документа), услышать живой голос героя иреальное звуковое сопровождение события. Это предполагает наличие у журналистаспособностей режиссера и оператора, навыков и умений работы с аппаратурой.Особые требования предъявляются к телеведущему, выполняющему сложный комплексфункций.Телевизионное общение с массовой аудиторией, потенциальными телезрителями ипотребителями информации, строится на основе имиджа телеведущего. Нателеведущего возлагается большая ответственность перед той аудиторией, котораяего смотрит и слушает. Все сказанные им слова оказывают большое воздействие наум и сознание телезрителей. На сегодняшний день большое внимание на телевиденииуделяется образу телеведущего, его харизме и узнаваемости. При всехсоставляющих успешной телевизионной программы (жанровое разнообразие,возможность творческого воплощения самых невероятных проектов, наличие большогоколичества выразительных средств, нестандартный подход к оформлению студии),основополагающим фактором, способным вызвать интерес у аудитории, являетсяличность тележурналиста. Многие современные телеведущие при съемках той илииной программы выступают в кадре не только как журналисты, но и используют своиартистические данные, стараются «играть» в кадре, сделать общение с гостем и созрителем более интересным и занимательным. Конечно, это удается далеко не всем.[3, с.56]
Журналист (отфр. journal – дневник, jour – день; восходит к лат. diurna – ежедневный) –сотрудник СМИ, обязанности которого состоят в том, чтобы оперативно собрать,обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию. Связь междужурналистом и аудиторией осуществляется посредством информационного канала(печатные СМИ, телевидение, радио, Интернет), в зависимости от котороговыделяют журналистские специализации:
·          сотрудникипечатных изданий (газет, журналов, справочников);
·          журналистыэлектронных СМИ (телевидение, радио, Интернет);
·          фотокорреспонденты.
Специальной литературойвыделяются следующие профессии на телевидении: [13, с.150]
1. Телерепортер(корреспондент).
2. Комментатор.
3. Обозреватель.
4. Интервьюер (мастербольших интервью, аналитик или «портретист»).
5. Ведущий (дискуссииили иной диалогической передачи; за рубежом именуется модератор).
6. Ведущий ток-шоу.
7. Ведущийинформационной программы.
Квалификационные данныетележурналиста:
1.   Внешняяпривлекательность.
Среди важных факторов внешней привлекательностиспециалисты выделяют следующие:
• Здоровый вид. Это первое по значимостикачество внешне привлекательного образа телеведущего. Его внешний вид долженизлучать здоровье и оптимизм. Здоровые люди наиболее работоспособны,предрасположены к творчеству, им свойственны общительность и чувство юмора.
• Гармония черт лица.Это качество имеет особое значение для всех телеведущих, но особенно дляработающих в информационных программах, выпусках новостей, где поза статична инеподвижна и основное внимание телезрителей приковано к лицу. Что касаетсяведущих авторских, шоу и других программ, то здесь обязательное условие –отсутствие явно выраженных недостатков на лице.
• Стройная и пропорциональная фигура. Наличиестройной и пропорциональной фигуры желательное, но не категоричное требование кработе телеведущего.
• Белые, ровные зубы.Если у телеведущего больные дёсны, а зубы не здоровы, это обязательно будетвидно на экране, особенно если передача идёт крупным планом. Белые ровные зубыдают возможность телеведущему красиво улыбаться.
• Приятно звучащий голос.Вокал – это главнейшее вербальное средство телеведущего. Голос телеведущегодолжен обладать приятным тембром, быть гибким, пластичным, нагруженнымэмоциональной теплотой. Следует всегда помнить, что люди воспринимают весьмачувствительно его тембровые оттенки, индивидуальность того лица, котороепроизносит речь. Выразительная речь телеведущего предполагает основательнуюотработку дикции и специально поставленное дыхание.
• Выразительность жестов.Жесты – это необходимый коммуникативный инструмент телеведущего, а потому владетьтехникой жеста – обязательное требование к работе таких профессионалов.Специфика телевидения требует особой технологичности использования жестов вработе телеведущих. Главное в использовании жестов – это безгласноеподчёркивание и образное подкрепление речи, поэтому надо остерегаться отвлекатьвнимание зрителей от того, что говорится с телеэкрана, чрезмернымжестикулированием.
• Доверительность. Это качествобесценно для телевизионного общения. Ведущий призван демонстрировать своёискреннее отношение к тому, о чём он рассказывает с экрана. Важно, чтобы он былуважительным по отношению к своему собеседнику по телепередаче, тактичновоспринимал его мнения и переживания.
2.   Особыекачества личности.
Профессиятележурналиста, а особенно телеведущего требует от человека соблюдениясоответствия многим факторам и критериям.
Зверева Н.В.выделяет[5,с.100] следующиекачества личности тележурналиста:
1.   Интереск людям и природная любознательность.
2.   Умениеслушать.
3.   Умениеобщаться.
4.   Эрудиция.
5.   Уверенностьв себе.
6.   Амбиции.
7.   Фанатизм.
8.   Искренность.
9.   Умениеудивлять и удивляться.
Ведущий прямого эфирадолжен иметь приятный голос, интересную внешность и умение общаться «сквозь» камеру.Необходимобыть коммуникабельным и открытым человеком, сохранять самообладание при большомколичестве людей, уметь держать на себе внимание большинства, всегда оставатьсяв хорошем настроении и расположении духа.
3.   Определеннаяподача материала.
4.   Психологическаястойкость.
Работу тележурналистаможно рассматривать с нескольких аспектов:
1.Творческий (виды,формы и жанры вещания); 2. Профессионально — личностный (ведущий, режиссер,оператор, интервьюируемый и др.);
3. Психологический(стресс)
4. Творческо–технологический(приемы, методики, планирование, программирование);
5. Социологический(интерактивность, исследование аудитории);
6. Технический (работасо специализированным студийным и внестудийным оборудованием, мобильными испутниковыми средствами связи для передачи звуковых и видеосигналов) [1, с.78]
В данной курсовойработе будут рассмотрены два аспекта в работе тележурналиста в прямом эфире — это творческий (репортаж в прямом эфире и программа в прямом эфире) и профессионально– личностный (репортер прямого эфира и ведущий прямого эфира).
1.2 Специфика прямогоэфира
В научной и специальнойлитературе, касающейся телевизионной журналистики, чаще встречаетсяупотребление термина «прямой эфир», как заблаговременно спланированное иреализованное распространение (показ, трансляция) для сведения аудиториисоциально-значимой информации в виде изображения, а также звуковогосопровождения, осуществленное одновременно с реально происходящим событием илидействием, включая специально организованную структуру (передача, программа) икоммуникативную деятельность ведущего. [12, с.100]
Прямой эфир можнорассматривать в трех аспектах:
1.        Средствоповышения оперативности в доставке аудитории актуальной телевизионнойинформации;
2.        Технологическаясоставляющая телевизионных проектов, рассчитанных на интерактивность;
3.        Специфическиеособенности работы журналиста в различных жанрах телевизионной журналистики.
Прямой эфир нателевидении, показ (трансляция) осуществляется исключительно специальнымисъемочными и вещательными телевизионными комплексами, находящимися всобственности средств массовой информации (или арендованными), которые обладаютдействующими государственными лицензиями установленного образца, а такженеобходимым творческим и техническим персоналом. В рамках телевизионныхпроектов разных жанров во время прямого эфира могут быть протранслированыизображение и звуковое сопровождение не одного, а нескольких событий,происходящих одновременно на разных площадках, являющихся элементами единойсценарной структуры (в том числе и с участием ведущих или гостей), а также заранеезаснятые и смонтированные материалы (хроника, видеосюжеты и т.д.), так илииначе связанные с транслируемым событием (предметом, темой эфира). В связи сэтим характер содержания прямого эфира можно определять не только какрепортажный (ретранслирующий), но и документально, публицистически илихудожественно постановочный (многокомпонентно и тематически организованный).Можно выделить четыре основных составляющих прямого эфира:
1.        Способпередачи информации;
2.  Емкостьи оперативность информации;
3.  Использованиепрямого эфира делает зрителей прямыми участниками программ;
4.        Внешняяпривлекательность и профессионализм телеведущего;
Работа в прямом эфире,позволяющая, действительно, использовать все возможности телевидения, должнапредусматривать некое равенство между ведущим и аудиторией. Успех передачиопределяется не только емкостью и оперативностью информации, ее оценкойзрителями, признанием правоты журналиста или, по крайней мере, попыткой понятьего точку зрения, прислушаться к ней, но и умением ведущего найти формуискреннего разговора и желанием выслушать оппонента. Этот настрой на общение –решающее качество, которое вырабатывает в себе ведущий прямого эфира, Прямойэфир – это доходчиво и живо поданная картина происходящего (звуковая изрительная), донесение ситуации до аудитории. Зритель вместе с ведущим еще незнает, что произойдет в следующую минуту. Поэтому и особое обостренное вниманиеаудитории, которая как бы «входит» в атмосферу происходящего в реальном времении становится его непосредственным свидетелем, более того, участником, думающими решающим самостоятельно. [10, с.154]
Таким образом, прямойэфир – это всегда фиксация мгновения, описание ситуации ведущим — журналистом.
 
1.3 Жанры телевизионнойинформации в прямом эфире
Выделяют следующиежанры телевизионной информации в прямом эфире:
1.        Жанрыинформационной публицистики.
2.        Жанрыаналитической публицистики.
3.        Жанрыхудожественной публицистики.
В нашей курсовой работев первой главе мы рассмотрим два жанра телевизионной информации в прямом эфире(жанры телевизионной публицистики и жанры аналитической публицистики). [13,с.130]
·         Жанры информационной публицистики.
Жанры телевизионнойпублицистики, в которых основным изобразительно-выразительным средствомвыступает слово, живая человеческая речь, а формой существования – диалог(общение), имеют особое значение для телевидения, поскольку коммуникативныйпроцесс, выраженный преимущественно речью с дополнением мимики и пантомимики,представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы, впрямуюсоответствуя природе экрана.
Среди жанровтелевизионной информации можно выделить следующие, наиболее часто использующиесяв прямом эфире:
1.        Информационное сообщение (видеосюжет).
Заметка– информационный жанр журналистики, краткое сообщение, в котором излагаетсякакой-либо факт. На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение ивидеозаметка. />
2.        Отчет.
Тематическая основаотчета, как правило, официальное событие значительного социального, нередкогосударственного значения. Этим и объясняется необходимость «протокольной»фиксации, детального и длительного показа.
Отчет может выйти вэфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когданеобходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события. Скажем, тоили иное мероприятие полностью записывают на видеомагнитофон, затем показываютего в удобное для зрителей время в сокращенном виде.
3.        Выступление (монолог в кадре).
Любое обращениечеловека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек являетсяосновным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре.Выступление может сопровождаться показом кинокадров, фотографий, графическихматериалов, документов; если выступление происходит за пределами студии, можетбыть использован показ окружающей обстановки, ландшафта, однако основнымсодержанием выступления всегда служит монолог человека, который стремитсядонести до телезрителей не только конкретную информацию, но и свое отношение кней.
4.        Интервью.
Интервью для журналиста– это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственногообщения с человеком, владеющим этой информацией; а с другой – публицистическийжанр в форме беседы, диалога, в котором журналист на экране с помощью системывопросов помогает интервьюируемому (источнику информации) как можно полнее,логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе телевизионнойпередачи.
Интервью как жанрзанимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей,где бы журналисты ни задавали вопросов компетентным людям, ни обращались кучастникам различных событий, ни интересовались мнением окружающих о тех илииных важных событиях. Интервью – непременный элемент многих сложныхтелевизионных форм. Реже оно используется для создания самостоятельнойпередачи.
В зависимости отзадачи, поставленной журналистом, различают интервью-мнение(высказывание по какому-либо поводу) и интервью-факт (сообщение очем-либо известном данному лицу).
Используют жанринтервью лишь тогда, когда интервьюируемый может сказать больше, чем журналист,или когда интервьюируемый своим выступлением поддерживает некую общественнуюкампанию, если данный вопрос стоит в центре внимания множества людей итребуется выяснить их взгляды. Интервьюируемые традиционно делятся на трикатегории:
1) политические игосударственные деятели, специалисты и другие люди, обладающие специфическимизнаниями в какой-то конкретной области; их интервьюируют, чтобы узнать очем-нибудь;
2) знаменитости,которых интервьюируют для того, чтобы подробности их жизни и деятельности сталидостоянием широкой публики;
3) обыкновенные люди, скоторыми мы встречаемся дома, на улице, на службе; у них берут интервью, чтобывыяснить общественное мнение о том или ином событии.
5.        Репортаж – наиболеераспространенный, действенный, ведущий жанр тележурналистики. Термин «репортаж»происходит от фр. reportageи англ. report, что означаетсообщать.
Репортаж– жанр журналистики, оперативно сообщающий для телевидения о каком-либособытии, очевидцем или участником которого является корреспондент. В репортажена первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактовавтором репортажа.
Описательная функция– главная в творческой работе репортера. Репортер смотрит на событие глазами телезрителя(точнее, телезрители видят события глазами оператора и репортера). А посколькуописательная функция осуществляется камерами, репортеру остаются закадровыепояснения, рассказ о неочевидных обстоятельствах происходящего.
Нет никакогопротиворечия в том, что, с одной стороны, телерепортаж отражает жизнь в формахсамой жизни, т.е. максимально приближен к реальной действительности, объективенпо сути своей, а с другой стороны, сущностным свойством жанра становится то,что субъективное восприятие события репортером выходит на первый план,журналист в большинстве случаев выступает свидетелем, а иногда и участникомотражаемого действия. По способу трансляции различают прямой репортаж ификсированный. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершениядействия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС).Невозможность показать событие в момент его свершения или в его реальномвременном объеме требует его фиксации.
К типологическимособенностям репортажей относится и деление их на событийные, тематические ипостановочные. В первом случае речь идет о показе реального события,протекающего независимо от репортера, задача которого – по возможности точно идостаточно подробно проинформировать об этом. В тематическом репортаже автор-журналистподбирает объект показа и происходящие на нем события в соответствии сизбранной темой, заданной идеей телевизионного произведения. Наконец, в условноназываемом постановочном репортаже журналист откровенно выступает организаторомсобытия. Подобная организация может быть интересной и полезной, а может –вредной и непрофессиональной.
Некомментированныйрепортаж (или трансляция) используется в прямом эфире при показе важнейшихобщественно-политических или культурных событий, где интерес для зрителейпредставляет все происходящее, без каких бы то ни было исключений. [7,с.55]
В комментированномрепортаже активно действующей фигурой наряду с операторами, режиссером,звуковиками становится репортер. И хотя, как правило, на протяжении всейпередачи он остается за кадром, а само событие нередко предстает перед ним наэкране монитора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителяименно репортер как очевидец события наиболее осведомлен в том, что происходитпо ту сторону экрана. Репортер – это «гид» телезрителя, своим живым, образнымсловом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением ксобытию помогающий понять суть экранного действия.
В событийном репортажеопределяющим является само событие, последовательность его развития. Словорепортера не организует, не ведет действие, но следует за ним. Работарепортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Он не имеетвозможности, подобно газетчику, размышлять над каждым словом, каждой фразой,затем перечитать свой материал, отредактировать, «выправить» его. Ведя передачу«по живому», он часто сталкивается с неожиданными ситуациями, находясь нередков том же положении, что и зритель: так же изумляясь, так же «болея», как исидящие у телевизора. Подготовка к репортажу сводится к сбору предварительныхсведений о предстоящем событии, к написанию «заготовок», где были бы и яркий,запоминающийся образ, и остроумная фраза. Событие неприкосновенно. На негоможно смотреть, в него можно вглядываться, но изменить, адресуя его зрителю,нельзя. Подчиняясь лишь своей логике, в реальном времени и пространстве, онотечет перед объективами и микрофонами телевизионной техники. Но за кадром идетнапряженная, четко слаженная работа, мало зависящая от того, идут ли кадры вэфир непосредственно или фиксируются на магнитную пленку. Оператор у камеры,режиссер, ведущий монтаж, выделяют какие-то детали, убирают «лишнее» – с тем,чтобы зритель, в конечном счете увидел своеобразную зрелищно-звуковуюинтерпретацию события.
Тематический (егоназывают также «обозренческий», в других случаях «проблемный») репортаж связанчаще всего с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия.Событием можно считать сам приезд телегруппы на объект, сам факт показабудничной жизни широкому зрителю.
Такой репортаж требуетосновательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия ипоследовательности показа. Слово репортера здесь ведет за собой режиссуру (вслучае прямого эфира); репортер становится участником действия.
Роль репортера – облечьвсю информацию в популярную, увлекательную форму. Репортаж не должен бытьказенным. Хорошего репортера отличает нестандартный взгляд на происходящее,умение подметить в нем интересные для всех подробности.
 Тележурналист можетсам смоделировать событие. Этот метод получил название «спровоцированнаяситуация».
Поскольку событийныйрепортаж выполняет информационную функцию, а тематический (проблемный) – чащевсего культурно-просветительскую и социально-педагогическую, исследуя жизнь вразличных ее проявлениях, жанр репортажа является переходным и может решатьзадачи, свойственные аналитической публицистике. Работа репортера– это проникновение телевидения в реальную жизнь. Репортер – беспристрастный иточный посредник между зрителем и реальностью. Суть профессиональногомастерства репортера сводится к трем компонентам:
1) оказаться вместе сосъемочной техникой там и тогда, где и когда происходит нечто общеинтересное,общезначимое.
2) вместе с операторомвыбрать, зафиксировать, выстроить ряд кадров, который бы дал яркоепредставление о происходящем.
3) сопроводить кадрылаконичным рассказом, вскрывающим суть видимых событий.
Выезжая на съемку, репортер уже представляетэкранный материал, поскольку съемка и монтаж всегда подчинены определенным закономерностям,оставляющим, впрочем, достаточный простор для репортерской изобретательности иоператорского творчества. Для сложных форм репортажного телевидения (прямойэфир, двусторонняя связь с ведущим) необходима не только специальнаяподготовка, но и профессиональный уровень. Свое понимание, видение будущихсобытий и желаемого их отображения репортер должен еще до съемок передатьоператору. С одного и того же объекта два оператора могут привезти совершенноразные кадры. Поэтому так важны для репортера знание возможностей камеры иполное взаимопонимание с оператором, владеющим средствами экраннойвыразительности.
Репортаж в прямом эфиревключает несколько этапов:
1.        Интервью.
2.        Комментарий.
3.        Репортажс места события.
Репортерство – наиболее универсальная работа наэкране, включающая в себя умение произнести краткий монолог, сценарно выстроитьсюжет, взять краткое информационное интервью, не нарушающее этой выстроенности.Теперь всякий раз репортер должен решать для себя: действительно ли интервьюнеобходимо, может ли собеседник дополнить сообщаемое репортером? Зритель видитв репортере подобного себе человека, имеющего свое суждение обо всем на свете. [6,с. 64]
Особенности репортажа:
Ø  эффектприсутствия
Ø  стопроцентнаядостоверность
Ø  деталидолжны быть точны, правдивы.
Ø  фактографичность
Ø  элементрасследования
Ø  оценкажурналиста
Ø  фотос места события
Ø  мнениеэкспертов
Ø  данныедокументов
Ø  сведенияочевидцев
Ø  вывод,подведение итогов, анализ информации.
Репортаж по следам события близок журналистскомурасследованию, тут уже следует упомянуть о целом направлениителедокументалистики, именуемом «репортерский фильм», где в непринужденномобщении журналиста с собеседниками, в показе сегодняшней жизни переплетаютсяпрошлое и настоящее. Репортер переходит от драматургии эпизода к драматургиипротяженного во времени, разнообразного по приемам, но единого по стилюэкранного произведения, где сам он, репортер, выступает как связующее звено;как человек, добывающий интересные свидетельства и факты, но не слишкомпретендующий на их обобщение.
·         Жанры аналитической публицистики.
1.   Комментарий
Телевизионныйкомментарий – это чаще всего разновидность выступления в кадре. Впрочем, всешире используется закадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобраннымивидеокадрами.
Комментарий относится каналитической публицистике потому, что при достаточно широком охвате событийкомментатор, следуя своей главной цели, освещает, прежде всего,причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствияхпроисходящего. Основу комментария как жанра составляет открытая авторскаяоценка, анализ.
2.   Обозрение
Во-первых, оно строгофактологично, причем факты отбираются и группируются в соответствии сопределенной авторской целью; во-вторых, обозреватель рассматривает факты в ихвзаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает вединичном общее; в-третьих, обозрение отличается широтой исследования материалав отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт илисобытие; в-четвертых, материал обозрения ограничен нередко хронологическимирамками.
Предмет данного жанра –общественные события, а цель – предъявление зрителям причинно-следственныхсвязей.
3.   Беседа
Беседа,пресс-конференция и дискуссия носят диалогический характер и ведут своюродословную от интервьюбеседа – это специфический телевизионный жанраналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения.Широко представлен в программах. Посвящен темам, представляющим общественныйинтерес: политическим, экономическим, социальным, морально-этическим, научным ит. д. Нередко перерастает в дискуссию.
Наличие конфликта,столкновения различных точек зрения, развитие мысли, движущейся, однако, позаранее намеченному сценарию (сценарному плану), а в результате – разрешениеконфликта путем выбора наиболее убедительных аргументов, значительностьпроблематики, занимательность – все эти качества обусловливают действенность ипопулярность таких передач, а вместе с тем и сложность их осуществления.
4.        Дискуссия
Дискуссия(от лат. discussio – исследование,рассмотрение, обсуждение) – жанр, притягательный для телеэкрана, ибодемонстрирует процесс живой мысли, ее рождение, развитие и движение к цели,происходящее на глазах у зрителей. Столкновение различных мнений включаеттелеаудиторию в процесс исследования, активизируя интеллектуальнуюдеятельность, преодолевая пассивность, характерную для восприятия готовыхистин. Отсюда высокий познавательный потенциал жанра.
5.        Ток-шоу
В переводе санглийского дословно – разговорное зрелище, разговорное представление. Ток-шоу,сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокругличности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Такомувзаимовлиянию, взаимодействию формы и ее создателя в первую очередьспособствуют необходимые личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор,умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Существенны такжеи внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность,т. е. регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение всознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи».
6.        Пресс-конференция
Пресс-конференция– разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одномуили нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам.
Краткий инструктаж дляжурналистов, ориентирующий их в программе того или иного важного (официального)события и желаемых аспектах его освещения, называется брифингом. Однаконе следует понимать брифинг только как попытку представителейправительственного учреждения (например, отдела печати МИД) повлиять на ходосвещения той или иной кампании, акции или встречи глав государств.
7.        Корреспонденция («передача»)
Подобно другим жанраманалитической публицистики, корреспонденция пришла на телевидение из газеты ирадиовещания. Но этот термин не прижился на ТВ. Вместо «корреспонденция»принято говорить просто: «передача»» Не будем спорить с профессиональнымжаргоном. Важнее понять специфику этого едва ли не самого распространенногожанра. Не претендуя на художественную образность, присущую очерку, простая«передача», подобно газетной корреспонденции, сообщает факты, причем фактыпроанализированные, обобщенные. Это жанр аналитический, разрабатывающий наконкретном материале ту или иную актуальную проблему, взятую в достаточноограниченном масштабе. Тематика корреспонденции практически безгранична:сельское хозяйство, искусство, бизнес, изобретательство, события международнойжизни и т.д. [3, с.75]
Таким образом, прямаяпередача может широко использовать как элементы жанров информационнойпублицистики, так и аналитической публицистики, и вбирает в себя ихэмоциональную ценность, становится более живой, интересной и яркой.

Глава2. Сопоставительный анализ работы журналиста в новостной передаче «Город сегодня»и программе «Как жить будем»
 
2.1 Особенности работыжурналиста в передаче «Город сегодня»
В первом параграфенашего исследовании будет рассмотрен репортаж в прямом эфире и особенностиработы репортера в прямом эфире в новостной передаче «Город сегодня», выходящемна канале «Антенна-7». Для анализа были взяты 2 выпуска новостей «Городсегодня», вышедшие 10.04.08 и 9.05.08. Будут рассмотрены два ситуативныхрепортажа в прямом эфире.
Телекомпания «Антенна –7» является самым молодым телеканалом г. Омска. Она создана в1995 году. Это информационно – развлекательный канал.
«Город сегодня» — этослужба новостей. В последнее время прямые включения становятся неотъемлемойчастью выпусков новостей многих телекомпаний.
Главную роль втворческой работе репортера играет описательная функция. Репортерсмотрит на событие глазами телезрителя. А поскольку описательная функцияосуществляется камерами, репортеру остаются закадровые пояснения, рассказ обобстоятельствах происходящего.
Прямой эфир в формепрямого репортажа, – это доходчиво и живо поданная звуковая картинапроисходящего, донесение существа ситуации до аудитории.
Репортаж Алексея Шаневав прямом эфире от 9.05.08 г., посвященный параду победы,который состоялся на главной площади Омска – Соборной.
«Собравшиеся на площадиомичи могут оценить не только строевую подготовку действующих войск омскогогарнизона, но и услышать в их исполнении строевые песни…».
Исходя из приведенных впервой главе разновидностях репортажа можно сказать, что данный репортажявляется комментированным и ситуативным. В соответствии с этим мы можемвыделить некоторые особенности репортажа и особенности работы журналиста вкадре. Следует выделить информационный повод репортажа в прямом эфире – этопервый парад победы в г. Омске.
Особенности репортажаот 9.05.08:
ü  Прямоевключение с элементами записанного заранее интервью.
ü  Эффектприсутствия репортера в кадре.
ü   Достоверностьинформации.
ü  Образность.
ü  Репортерчетко передавал детали происходящего события.
ü  Врепортаже использовалось интервью очевидцев ВОВ, присутствующих на параде.
ü  Эмоциональностьпропитывала весь комментарий события.
К особенностям работыжурналиста Алексея Шанева можно отнести следующее:
На основе наблюдения заработой журналиста были выявлены следующие личностные и профессиональныехарактеристики:
·          Внешняя привлекательность(приятно звучащий голос, хорошая дикция)
·         Особые качества личности.
Личностныехарактеристики:
1.   Уверенностьв себе.
2.   Эрудиция.
3.        Эмоциональность.
·         Определенная подача материала.
Профессиональныехарактеристики:
·    Четкоеизложение материала.
·    Подаваемаяинформация является актуальной и интересной.
·    Комментарийпо ходу события освещает, прежде всего, причинно-следственные связи междусобытиями.
·     Психологическаясторона.
1.        Субъективное восприятие события.
Репортер – это «гид»телезрителя, своим живым, образным словом, всесторонним знанием материала,своим эмоциональным отношением к событию помогающий понять суть экранногодействия. Субъективное восприятие события репортером выходит на первый план,журналист в большинстве случаев выступает свидетелем, а иногда и участникомотражаемого действия.
Прямой репортаж транслируетсяв эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижнойтелевизионной станции.
Обычно на прямой эфир сместа события информационная программа выделяет не более 2–3 минут и эторождает стремление к точности, выразительности, а главное – к емкости речи.
Работа репортера,ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Он не имеет возможностиразмышлять над каждым словом, каждой фразой, затем перечитать свой материал,отредактировать, «выправить» его. Ведя передачу в прямом эфире, он частосталкивается с неожиданными ситуациями, находясь нередко в том же положении,что и зритель: так же изумляясь, так же «болея», как и сидящие у телевизора.
Репортаж ОльгиКочкуровой в прямом эфире от 10.04.08 основан на интервьюначальника УВД Омской области В. Камерцеля о похищении вСоветском административном округе города Омска одиннадцатилетней девочки ДашиНекрасовой.
Данный репортажявляется ситуативным, прямым и
Интервью предполагаетопределенный подход в построении репортажа. Особенности репортажа от10.04.08:
ü  Четкои логично прозвучали вопросы.
ü  Информацияполучена от должностного лица, который компетентен в данной области.
ü   Краткоеописание ситуации.
ü  Закадровыйкомментарий.
ü  Анализполученной информации.
К особенностям работыжурналиста Ольги Кочкуровой можно отнести следующее:
На основе наблюдения заэфиром журналистки были выявлены следующие личностные и профессиональныехарактеристики:
·         Внешняя привлекательность(стройная фигура, приятно звучащий голос, хорошая дикция)
·         Особые качества личности.
Личностныехарактеристики:
1.  Умениеслушать.
2.  Умениеобщаться.
3.  Эрудиция.
4.  Уверенностьв себе.
·         Определенная подача материала.
Профессиональныехарактеристики:
1.  Четкоепостроение задаваемых вопросов.
2.  Емкостьречи (наличие эмоционально – окрашенной лексики).
3.  Подаваемаяинформация является актуальной и интересной.
4.        Благодарябеседе журналист помогает с помощью системы вопросов интервьюируемому как можнополнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе репортажа.
·         Психологическая сторона.
1.        Субъективноевосприятие ситуации.
2.        Анализситуации журналистом.
Подготовка к репортажусводится к сбору предварительных сведений о предстоящем событии, к написанию«заготовок», где были бы и яркий, запоминающийся образ, и остроумная фраза.Событие неприкосновенно. На него можно смотреть, в него можно вглядываться, ноизменить, адресуя его зрителю, нельзя. Подчиняясь лишь своей логике, в реальномвремени и пространстве, оно течет перед объективами и микрофонами телевизионнойтехники. Но за кадром идет напряженная, четко слаженная работа, мало зависящаяот того, идут ли кадры в эфир непосредственно или фиксируются на магнитнуюпленку.
Слово репортера здесьведет за собой режиссуру. Он является одновременно пытливым экскурсантом (наобъекте) и отчасти экскурсоводом (для зрителей), не подменяя, однако, тех, ктоработает здесь постоянно и может дать более глубокие и интересные сведения.
Рассмотренные репортаживключают следующие параметры:
1)        Содержатинформацию, имеющую для зрителя прикладной, утилитарный смысл, т. е. зритель,скорректирует свои дальнейшие действия в зависимости от полученных сведений;
2)        Содержатинформацию, удовлетворяющую любознательность зрительность;
3)        Вызываютсопереживание зрителя;
4)        Вызываютсоучастие в ситуации;
5)        Имеютэстетическую ценность.
На основе предложенныхпараметров репортажа можно выделить особенности работы репортера:
1)        Репортерна месте события делает какие-то оценки и выводы, которые в дальнейшем каким –либо образом повлияют на действия зрителей.
2)         Огромнуюроль в репортаже играет журналист, который обличает информацию в популярную,увлекательную форму.
3)        Репортерв прямом эфире является участником события. От его эмоционального состояния, отего подачи материала зависит то, как зритель погрузится в освещаемую ситуацию.
Можно сделать следующиевыводы:
1.        Ведениерепортажа в прямом эфире несет описательную функцию.
Задача журналиста здесьне только описывать происходящее, но и предусматривать возможную реакциюслушателя, мгновенно реагировать на ход его мыслей.
2.        Благодаряличностным и профессиональным характеристикам журналиста информация получает популярную,увлекательную форму.
3.        Особенностьюработы в прямом эфире с психологической точки зрения является личностныйхарактер воздействия на аудиторию.
4.        Репортерв закадровом тексте рассказывает о подробностях события — причинах ипоследствиях, проводит аналогии, ищет связь с другими событиями. Отзакадрового слова репортера зависит построение репортажа в прямом эфире.
5.        Репортер- участник действия.
6.        Репортер,ведущий прямой эфир должен иметь высокую степень информированности,умение быстро ориентироваться на месте события, добывать информацию и выражатьее четко.
2.2 Особенности работыжурналиста в программе «Как жить будем»
 
Во втором параграфеданной курсовой работы будет рассмотрена программа «Как жить будем», выходящаяв прямом эфире на ГТРК «Иртыш» и особенности работы ведущего программы СергеяКорабельникова.
Каждую последнюю субботу месяцана ГТРК «Иртыш» выходит программа «Как жить будем» – программа в прямом эфире стелефонами обратной связи по самым актуальным социальным проблемам, в которойна вопросы телезрителей отвечают руководители областных и городских ведомств иорганизаций. «Как жить будем» — это совместный проект ГТРК «Иртыш» и городскойадминистрации.
Прямой эфир говорит о тесномсотрудничестве телекомпании со своей аудиторией. Для участия в прямом эфиреприглашаются люди, занимающие определённые посты, известные, интересные рядовымгражданам. Постоянными участниками проекта также являются ведущие журналистырегиона. Тема эфира устанавливается и сообщается заранее через СМИ.
Изучение специальной литературыи наблюдение за программой «Как жить будем» позволило выделить некоторыекритерии прямого эфира:
·         Прямой эфир в программе предполагает:
1.         Живоеобщение героя программы со зрителями.
2.        Обсуждениеактуальных и злободневных вопросов руководителями областных и городскихведомств со зрителями.
3.        Наличиеобратной связи.
4.        Особенностив работе ведущего прямого эфира.
К особенностям работыведущего прямой эфир можно отнести:
1)        Наведущем программы лежит огромная ответственность за происходящее в студии вовремя прямого эфира, т.к. проходит живое общение.
2)        Дляведущего прямого эфира очень важны харизма и внешняя привлекательность.
3)        Ведущийпрямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умениебыстро ориентироваться на месте события. Знание проблем – важнейшееусловие работы ведущего.
4)        Натележурналисте, работающем в прямом эфире, также лежит обязанность не толькоинтервьюировать собеседника, но и смотреть на ситуацию с точки зрениярежиссёра.
5)        Ведущийследит за временем выступления.
На основе наблюдения заэфиром Сергея Корабельникова были выявлены следующие личностные и профессиональныехарактеристики:
·         Внешняя привлекательность(хорошая внешность, приятно звучащий голос, хорошая дикция)
·         Особые качества личности.
Личностныехарактеристики:
1.  Умениеслушать.
2.  Умениеобщаться.
3.  Эрудиция.
4.  Уверенностьв себе.
5.   Определеннаяподача материала.
Профессиональныехарактеристики:
1.  Четкостьи емкость речи.
2.  Подаваемаяинформация является актуальной и интересной.
3.        Благодарябеседе с руководителем и зрителем, журналист помогает как можно полнее,логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе эфира.
4.        Психологическая сторона.
3.        Являетсяучастником происходящего в студии.
4.        Умеетснимать всплески психологического дискомфорта, что говорит о егопрофессиональных качествах.
Можно сделать следующиевыводы:
1)        Ведущийэфира – участник действия, беседы.
2)        Наведущем программы лежит огромная ответственность за происходящее встудии во время прямого эфира, т.к. проходит живое общение.
3)        Благодаряличностным и профессиональным характеристикам ведущего атмосфера в студии вбольшинстве случаев сохраняется дружелюбная.
4)        Ведущийпрямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умениебыстро ориентироваться на месте события.
5)        Ведущийпрямого эфира должен смотреть на ситуацию с точки зрения режиссера.
2.3 Особенности работыжурналиста в новостной передаче «Город сегодня» и программе «Как жить будем»:сравнение и обобщение
Для данногоисследования были взяты новостная передача «Город сегодня» и программа «Какжить будем», выбор на которые пал не случайно. Выпуск новостей «Город сегодня»относится к информационным жанрам, а программу «Как жить будем» можно отнести каналитическим. Из новостной программы были взяты для анализа два прямыхрепортажа на основе которых выявлялись особенности работы репортера. А в передаче«Как жить будем» анализу подверглось поведение ведущего в прямом эфире, еголичностные и профессиональные характеристики, на основе которых можно выделитьособенности работы ведущего в прямом эфире.
Сравнивая двеспециализации в журналистике, работающих в прямом эфире — ведущий и репортер,можно выделить общие моменты:
1)        Обепрофессии предполагают журналистам быть участниками событий, происходящих вреальном времени.
2)        Прямойэфир предполагает высококвалифицированную подготовку журналистов.
3)        Отжурналиста зависит эмоциональная составляющая эфира.
Сравнивая личностные ипрофессиональные характеристики Алексея Шанева, Ольги Кочкуровой и СергеяКорабельникова можно составить общую характеристику тележурналиста, работающегов прямом эфире:
·         Внешняя привлекательность(хорошая внешность, приятно звучащий голос, хорошая дикция)
·         Особые качества личности.
Личностныехарактеристики:
1.  Умениеслушать.
2.  Умениеобщаться.
3.  Эрудиция.
4.  Уверенностьв себе.
·    Определенная подача материала.
Профессиональныехарактеристики:
1.  Четкостьи емкость речи.
2.  Подаваемаяинформация должна быть актуальной и интересной.
·         Психологическая сторона.
1.        Являетсяучастником происходящего события.
2.        Оказываетличностный характер воздействия на аудиторию.
В параграфе первомвторой главы нашего исследования, основанного на анализе репортажей новостнойпередачи «Город сегодня» были сделаны следующие выводы:
1)        Ведениерепортажа в прямом эфире несет описательную функцию.
Задача журналиста здесьне только описывать происходящее, но и предусматривать возможную реакциюслушателя, мгновенно реагировать на ход его мыслей.
2)        Благодаряличностным и профессиональным характеристикам журналиста информация получает популярную,увлекательную форму.
3)        Особенностьюработы в прямом эфире с психологической точки зрения является личностныйхарактер воздействия на аудиторию.
4)        Репортерв закадровом тексте рассказывает о подробностях события — причинах ипоследствиях, проводит аналогии, ищет связь с другими событиями. Отзакадрового слова репортера зависит построение репортажа в прямом эфире.
5)        Репортер- участник действия.
6)        Репортер,ведущий прямой эфир должен иметь высокую степень информированности,умение быстро ориентироваться на месте события, добывать информацию и выражатьее четко.
В параграфе второмвторой главы нашего исследования, основанного на анализе личности ведущегопрямого эфира программы «Как жить будем» были сделаны следующие выводы:
1)        Ведущийэфира – участник действия, беседы.
2)        Наведущем программы лежит огромная ответственность за происходящее встудии во время прямого эфира, т.к. проходит живое общение.
3)        Благодаряличностным и профессиональным характеристикам ведущего атмосфера в студии вбольшинстве случаев сохраняется дружелюбная.
4)        Ведущийпрямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умениебыстро ориентироваться на месте события.
5)        Ведущийпрямого эфира должен смотреть на ситуацию с точки зрения режиссера.
Исходя из всего вышеизложенного в обобщении выводов по главкам можно выявить особенности работы впрямом эфире:
1)        Тележурналистявляется непосредственным участником действия и от этого зависит личностныйхарактер воздействия на аудиторию.
2)        Работав прямом эфире предполагает ответственность за происходящее в студии – дляведущего программ, и за подачу информации – для репортера.
3)        Личностныеи профессиональные характеристики тележурналиста являются основополагающим вработе в прямом эфире (определенная подача информации, психологическийдискомфорт в студии).
4)        Ведущийпрямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умение быстроориентироваться на месте события.
5)        Тележурналист,работающий как репортер и как, ведущий прямого эфира должен смотреть наситуацию с точки зрения режиссера.

Заключение
Сделав общий обзорпрямого эфира, выяснив особенности работы журналиста в прямом эфире в теории ипрактике современной журналистики, проанализировав различную литературу,проанализировав выпуски региональных программ «Город сегодня» (Антенна-7) и «Какжить будем» (ГТРК «Иртыш») на выявление особенностей работы журналиста в прямомэфире мы сделали следующие выводы:
1)        Тележурналистявляется непосредственным участником действия и от этого зависит личностныйхарактер воздействия на аудиторию.
2)        Работав прямом эфире предполагает ответственность за происходящее в студии – дляведущего программ, и за подачу информации – для репортера.
3)        Личностныеи профессиональные характеристики тележурналиста являются основополагающим вработе в прямом эфире (определенная подача информации, психологическийдискомфорт в студии).
4)        Ведущийпрямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умение быстроориентироваться на месте события.
5)        Тележурналист,работающий как репортер и как, ведущий прямого эфира должен смотреть наситуацию с точки зрения режиссера.

Библиографическийсписок
 
1.     БагировЭ.Г. «Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды».-М., 1976.
2.     БережнаяМ.А. Телевизионный ведущий в контактной передаче. СПб., 1989.
3.     ГороховВ.М. Основы журналистского мастерства. — М., 1984.
4.     ЗвереваН. Школа регионального тележурналиста. М., 2004.
5.     КузнецовГ.В. Журналист на экране. — М., 1985.
6.     КопыловаР.Д. Диалогическая природа телевидения (От театра к телевизионному зрелищу):Автореф. дис… д-ра.филол. наук. — Л., 1988.
7.     МельникГ.С. Психология профессионального общения в журналистике, ч.1. — СПб., 2001.
8.      МуратовС. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2003.
9.      ПоберезниковаЕ. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения; М., 2004.
10.    СвитичЛ.Г. Профессия: журналист. – М., 2003.
11.   Телевизионнаяжурналистика, М., 2005, Уханов А. Новая волна. Владимир, 2003.
12.   Телевизионнаяжурналистика: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное /Редколлегия:Г.В. Кузнецов, ВЛ. Цвик. А.Я. Юровский. — М: Изд-во МГУ; Высшая школа, 2002.