Работники прокуратуры и предъявляемые к ним требования

Федеральное агентство по образованию
Южно-Уральский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
Допущено к защите
Зав. кафедрой
________________________
« ___ « ___________ 2008 г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Работники прокуратуры и предъявляемые к ним требования
Специальность 030501 «Юриспруденция»
Выполнил: СтудентI курса очного отделения
группы Ю-101 ФилипповСергей Васильевич
Научныйруководитель: доцент, к. ю. н.
Дмитриева А.А.
г. Челябинск, 2008 г. –
содержание
введение. 3
§1. Общее понятие о прокуратуре. 5
§2. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым надолжность прокурора  9
§3. Ограничения и обязанности, связанные со службой впрокуратуре. 12
§4. Психологические аспекты работы прокурора. 14
§5. Порядок привлечения прокуроров к ответственности. 26
заключение. 36
библиография. 38
введение
Статья 129Конституции Российской Федерации оговаривает наличие в системе государственныхинститутов власти в Российской Федерации такой системы, как прокуратураРоссийской Федерации.
Так что жетакое прокуратура?
Всоответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от17 января 1992 года № 2202-1-ФЗ «Прокуратура РоссийскойФедерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющихот имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РоссийскойФедерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В настоящеевремя тема, затронутой мной в работе, становится особенно актуальной. Этосвязано, прежде всего, с тем, что мы стоим на пороге новой судебной ипрокурорской реформ, которые не могут не затронуть и системы органовпрокуратуры. Именно поэтому тема моей работы в настоящее время так актуальна.
Тем более,что данная тема недостаточно освещена в статьях и публикациях, хотя ипредставляет огромный интерес для изучения. Мне удалось найти весьмаограниченное количество информации, поэтому моя работа построена в основном назаконодательных актах и их анализе.
Помимоанализа нормативно-правовых актов и изучения формальной стороны вопросадеятельности работников прокуратуры, в курсовой также освещен такойнемаловажный момент, как психологический аспект работы прокурора.
Цель работы:
Особеннотщательно изучить современные правовые аспекты деятельности работниковпрокуратуры и выявить возможную перспективу их развития.
Задачи:
Изучитьисторию развития прокуратуры в порядке обзора
Изучитьтребования, предъявляемые работникам прокуратуры в соответствии сзаконодательством Российской Федерации
Изучить ограниченияи обязанности, связанные со службой в прокуратуре
Изучить психологическиеаспекты работы прокурора
Изучить порядокпривлечения прокуроров к ответственности
Выявитьвозможные тенденции и перспективы развития
§1. Общее понятие о прокуратуре
Историческаясправка.
Прокуратуракак государственный институт впервые возникла во Франции 25 марта 1302 г. А 12января 1722 г. своим Указом Петр I повелел «быть при Сенате генерал-прокурору иобер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должнырапортовать генерал-прокурору». Суть должности была выражена следующими словами:«Сей чин яки око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежитверно поступать, ибо перво на нем взыскано будет». Последующими указами былиучреждены прокуроры в провинциях, при надворных судах и прокурор при СвятейшемСиноде. (в ред. Федерального закона от 10.02. 1999 № 31-ФЗ)
Прокуратураосуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами,государственными комитетами, службами и иными федеральными органамиисполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительнымиорганами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами,органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций,и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; а также за соблюдениемправ и свобод человека и гражданина федеральными министерствами,государственными комитетами, службами и иными федеральными органамиисполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительнымиорганами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, атакже органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческихорганизаций. [1]
Прокуратураявляет собой особый вид органа государственной власти, не относящегося ни кодной из трёх ветвей власти: ни к законодательной, поскольку она не занимаетсятакой деятельностью, как принятие законодательных актов; ни к исполнительной,так как прокуратура не входит в состав Правительства Российской Федерации; ни ксудебной, так как прокуратура не осуществляет деятельность, связанную сотправлением правосудия. Она занимает особое место в системе государственногоустройства, являясь независимым правоохранительным органом, обеспечивающимсоблюдение законности в Российской Федерации[2]
Служба ворганах и учреждениях прокуратуры также регламентируется Федеральным законом «Опрокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года№ 2202-1-ФЗ, разделом V «Службав органах и учреждениях прокуратуры. Кадры органов и учреждений прокуратуры», атакже иными нормативно правовыми актами в зависимости от специфики отраслипрокурорского надзора и т.п. Статья 40 вышеуказанного Закона оговариваетосновные положения, касающиеся работы в органах прокуратуры России:
Даннаяслужба представляет собой вид федеральной государственной службы
Трудовыеотношения работников прокуратуры регулируются трудовым законодательством изаконодательством о государственной службе Российской Федерации с учётомнекоторых особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуреРоссийской Федерации»: В соответствии с Законом контракт на замещение должностифедерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры можетзаключаться с гражданином на неопределённый срок, на определенный срок и насрок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и наопределенный срок государственной службы после его окончания. При приемевыдвигаются ряд требований к образованию, к стажу государственной гражданскойслужбы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности, кзнаниям, навыкам и умениям. На государственных гражданских служащих имуниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов,содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями,предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектовРоссийской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальнойслужбе. [3]
Порядокпрохождения службы военными прокурорами и следователями органов военнойпрокуратуры регулируется Федеральным законом «О прокуратуре РоссийскойФедерации», Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» иФедеральным законом «О статусе военнослужащих» Военные прокуроры и следователиподпадают под действие ряда специальных нормативных правовых актов, в том числеони поощряются и несут ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставомВооруженных Сил Российской Федерации. Однако и здесь право поощрения иналожения взыскания имеют только вышестоящие прокуроры. Военнослужащие проходятвоенную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии сФедеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности ивоенной службе». Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дняего подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением опорядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключениявоеннослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключениявоеннослужащего из списков воинской части. Офицерский состав, прапорщики,мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы военных прокуратур состоят надействительной военной службе, на них распространяются воинские уставы иположения, определяющие порядок прохождения военной службы. Военные прокуроры,как военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина снекоторыми ограничениями, установленными Федеральным законом от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами ифедеральными законами. Воинские звания военнослужащим присваиваются: высшихофицеров — Президентом РФ, до полковника или капитана I ранга включительно — должностнымилицами в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы. Срокивоенной службы в воинских званиях и порядок их присвоения определяютсяПоложением о порядке прохождения военной службы. Военные прокуроры иследователи входят в единую систему органов прокуратуры, но несутдисциплинарную ответственность по правилам Дисциплинарного устава ВооруженныхСил. Правом наложения на них дисциплинарных взысканий за нарушения воинскойдисциплины и служебные проступки обладают только вышестоящий военный прокурор иГенеральный прокурор РФ. Увольнение с действительной военной службы лицофицерского состава военных прокуратур производится в соответствии с законом попредставлению Главного военного прокурора.
Работникивправе обжаловать вышестоящему руководителю и/или в суд решения руководителейорганов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы. Подача ирассмотрение жалоб по трудовым вопросам вышестоящими прокурорами, а также принаправлении в суд осуществляются в установленном законодательством порядке. Основнымиспособами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работникамитрудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работниковпрофессиональными союзами; государственный надзор и контроль за соблюдениемтрудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормытрудового права; судебная защита. Это отражено в разделе XIII ТК РФ «Защитатрудовых прав и свобод». По отдельным трудовым вопросам имеются специальныеуказания в нормативных правовых актах о порядке подачи и рассмотрения жалоб. СогласноПоложению об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ,утвержденному Приказом Генеральной прокуратуры РФ № 74 от 30 октября 1998 г.,аттестуемый работник вправе подать в аттестационную комиссию заявление о своемнесогласии с аттестацией, желании присутствовать на заседании комиссии и датьсвои пояснения.
Такимобразом, служба в органах прокуратуры является очень ответственным занятием,налагающим на служащего особые, довольно жёсткие требования и ограничения. §2. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемымна должность прокурора
Данныетребования чётко оговорены в статье 40.1 Федерального закона от17 января 1992 года № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре РоссийскойФедерации»:
Прокурорамии следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшееюридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшегопрофессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающиенеобходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состояниюздоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. На должностипомощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненныхк ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиесяпо юридической специальности в образовательных учреждениях высшегопрофессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, иокончившие третий курс указанных образовательных учреждений. Подтверждениемналичия высшего юридического образования является документ (диплом об окончанииобразовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющегогосударственную аккредитацию). Имеющими высшее образование считаются лица,окончившие учреждение высшего профессионального образования (высшее учебноезаведение) и прошедшие итоговую аттестацию.
Лицо неможет быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться науказанной службе, если оно:
Имеетгражданство иностранного государства, т. к. статья 19 Конституции РоссийскойФедерации закрепляет положения о всеобщем равенстве перед законом и судом; огарантии государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимоот пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного идолжностного положения и других обстоятельств; о запрете любых форм ограниченияправ граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой илирелигиозной принадлежности. Однако права иностранных граждан в нашей стране могутбыть ограничены в целях защиты конституционного строя, нравственности,здоровья, прав и законных интересов российских граждан, а также для обеспеченияобороны и безопасности государства. Данный тезис подтверждают принятые в Россиисоответствующие нормативные правовые акты, например Постановления ПравительстваРФ от 11.10. 2002 № 755 «Об утверждении Перечня объектов и организаций, вкоторые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу» и от 11.10.2002 № 754 «Об утверждении Перечня территорий, организаций и объектов, длявъезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение». Непредоставлениеиностранным гражданам и лицам без гражданства ряда прав обусловлено тем, чтофункции обеспечения безопасности, правопорядка, государственной власти — прерогативаисключительно граждан нашей страны;
Признанорешением суда недееспособным или ограниченно дееспособным. Недееспособный илиограниченно дееспособный гражданин подлежит опеке согласно ст.29 и 30 ГК РФ. Такимобразом, он не может быть принят на госслужбу, в том числе и в органыпрокуратуры;
Лишенорешением суда права занимать государственные должности государственной службы втечение определенного срока, имело или имеет судимость;
Имеетзаболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнениюим служебных обязанностей;
Состоит вблизком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а такжебратья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учрежденияпрокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью илиподконтрольностью одного из них другому;
Отказываетсяот прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющимгосударственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, накоторую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
Лицапринимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудовогодоговора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.
Лица,обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшегопрофессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратуройРоссийской Федерации, а также прокурорские работники, обучающиеся в очнойаспирантуре с сохранением денежного содержания, предусмотренного абзацем вторымпункта 3 статьи 43.4. Федерального закона от 17 января 1992 года№ 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», обязаны в соответствии сзаключенными с ними договорами проработать в органах или учрежденияхпрокуратуры не менее пяти лет. Такая обязанность возникает только при наличиисоответствующего договора с данным лицом.
Приувольнении из органов или учреждений прокуратуры до истечения указанного срока,за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом надействительную военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьмилет, в связи с ликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращениемчисленности или штата работников (далее — организационно-штатные мероприятия),указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение, за исключениемслучаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на действительнуювоенную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи сликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращением численности илиштата работников.
На должностипрокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица немоложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органахпрокуратуры не менее трех лет. На должности прокуроров субъектов РоссийскойФедерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет,имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менеепяти лет. Генеральный прокурор Российской Федерации вправе в исключительныхслучаях назначать на должности прокуроров субъектов Российской Федерации,прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированныхпрокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящихдолжностях в органах государственной власти. §3. Ограничения и обязанности, связанные со службойв прокуратуре
Данныеограничения регламентированы статьей 11 Федерального закона «Об основахгосударственной службы Российской Федерации». Она гласит, что прокурорскийработник как государственный служащий не вправе:
заниматьсядругой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и инойтворческой деятельности;
бытьдепутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных(представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;
заниматьсяпредпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
состоятьчленом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотренофедеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом изаконами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этойорганизацией;
бытьповеренным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, вкотором он состоит на государственной службе либо который непосредственноподчинен или непосредственно подконтролен ему;
использоватьв неслужебных целях средства материально-технического, финансового иинформационного обеспечения, другое государственное имущество и служебнуюинформацию;
получатьгонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
получать отфизических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение,ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иныевознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числеи после выхода на пенсию;
приниматьбез разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранныхгосударств, международных и иностранных организаций;
выезжать вслужебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, заисключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии смеждународными договорами РФ или на взаимной основе по договоренностифедеральных органов государственной власти и органов государственной властисубъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международнымии иностранными организациями;
приниматьучастие в забастовках;
использоватьсвое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в томчисле религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. Вгосударственных органах не могут образовываться структуры политических партий,религиозных и общественных объединений. Исключение составляют профессиональныесоюзы.
Как видно, восновном данные ограничения нацелены на то, чтобы исключить возможность подкупаработника прокуратуры каким-либо косвенным путём, а также не допуститьиспользования его статуса и социального положения в целях, не являющихся целямипрокурорской деятельности (т.е. удовлетворения чьих-либо частных интересов, втом числе и своих собственных). §4. Психологические аспекты работы прокурора
Многиезадачи, встающие перед прокурорами при выполнении ими служебных функций, неимеют простого, однозначного решения, достигаемого на основе стандартногоалгоритма действий. Они требуют творческого подхода, наличия у представителейданной профессии таких качеств, как развитое воображение, интуиция,эвристичность мышления. Таким образом, необходимо отметить одну крайне важную сточки зрения психологического анализа особенность труда прокуроров — еготворческий характер.
Профессиональнаядеятельность прокурора характеризуется также большим количеством контактов сразличными людьми, с которыми ему по долгу службы приходится вступать вовзаимодействие. Прием жалоб и заявлений у граждан, общение с лицами, вызваннымидля дачи объяснений в ходе прокурорских проверок нарушений законности,взаимодействие с должностными лицами различных органов государственной власти иуправления, личное участие прокурора в различных следственных действиях прируководстве расследованием преступлений, в судебном разбирательстве в качествегосударственного обвинителя — все это различные типы ситуаций, в которыхосуществляется коммуникативная деятельность прокурора, протекающая в формепроцессуального или непроцессуального общения.
Анализируякоммуникативный аспект труда прокурора, можно выделить два различных классаситуаций и соответствующие им два психологических механизма взаимодействия, врамках которых осуществляется общение. Во-первых, это межличностноевзаимодействие (например, при приеме жалоб у граждан); во-вторых, публичноевыступление перед аудиторией (например, в судебном заседании). Каждая из этихситуаций требует от прокурора специфических навыков, особых психологическихсвойств. Так, в первом случае необходимы хорошее владение средствамимежличностного познания — механизмами рефлексии, идентификации, умение слушатьпартнера по диалогу, способность правильно понимать и интерпретировать егоневербальные проявления, мотивы и механизмы поведения, уметь дифференцироватьправдивые и ложные показания. Во второй ситуации наиболее важно мастерствопубличного выступления, развитая культура речи, ее четкость, понятность,правильность, убедительность, выразительность и образность, хорошее владениемеханизмами коммуникативного воздействия на слушателей.
Порядоквыполнения прокурором своих функций подробно регламентирован в Уголовно-процессуальномкодексе Российской Федерации, иных законодательных актах и в подзаконныхнормативных материалах, конкретизирующих требования законодательства. Всовокупности данные нормативные документы детально регулируют сроки, порядок ииные аспекты выполнения прокурором своих должностных обязанностей (формыреагирования на нарушения законов применительно к различным сферампрокурорского надзора, порядок участия прокурора в судебном разбирательстве,опротестования приговоров в кассационной инстанции, подачи исков и жалоб и др.).Таким образом, с позиций психологического анализа регламентации подлежат нетолько цели, задачи, основные направления и виды, но и операциональный составдеятельности прокурора, структура отдельных действий, что также являетсяхарактерной чертой его труда.
Дляэффективного выполнения должностных обязанностей закон наделяет прокуроровшироким кругом властных полномочий. Использование этих полномочий,принудительный характер их применения в случае необходимости предопределяютвысокий уровень персональной ответственности прокурора за свои действия,принимаемые решения, их результаты и последствия.
Еще однойхарактерной особенностью деятельности прокурора является его правоваясамостоятельность и независимость от влияний, исходящих из любых органовгосударственной власти и от любых должностных лиц. Никто не вправе заставитьпрокурора действовать вопреки его внутренним убеждениям. Так, согласно ст.4 Федеральногозакона № «О прокуратуре РФ», «органы прокуратуры осуществляют полномочиянезависимо от федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления, общественных объединений… ».
«1. Воздействиев какой-либо форме федеральных органов государственной власти… а такжедолжностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое имрешение или воспрепятствования в какой-либо форме его деятельности влечет засобой установленную законом ответственность.
2. Прокурори следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся вих производстве дел и материалов» (Ст.5).
Стольвысокий уровень процессуальной независимости прокурора, его подчиненность иподотчетность только лишь прокурору более высокого звена задают также крайневысокие требования к степени личной ответственности за работу, объективности ибеспристрастности.
Некоторыепсихологические особенности труда прокуроров связаны с организационнымипринципами строения органов прокуратуры. Так, согласно положению ст.4 Закона № 2202-1«О прокуратуре Российской Федерации», «Прокуратура Российской Федерациисоставляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений идействует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим иГенеральному прокурору Российской Федерации».
Таким образом,система органов прокуратуры представляет собой жестко иерархизированную ицентрализованную структуру, основанную на принципе единоначалия. Впсихологическом плане такая организация задает специфику стиля руководства иуправления органами прокуратуры. Так, индивидуально-психологическиехарактеристики руководителя и стилевые особенности его взаимодействия сподчиненными в условиях жесткого единоначалия во многом определяют стиль работыподчиненных, состояние психологического климата в подразделении и другиефакторы, влияющие на эффективность работы данного органа прокуратуры.
Некоторыепсихологические аспекты работы с кадрами. По результатам проведенныхисследований в Генеральной прокуратуре РФ была разработана групповаяпрофессиограмма труда прокурорско-следственных работников органов прокуратуры,включающая четыре блока — ведущие подструктуры деятельности: познавательную,коммуникативную, организационно-управленческую и воспитательную. Составнойчастью данной профессиограммы является психограмма — системное описаниетребований, предъявляемых профессией к психическим процессам, свойствам исостояниям исполнителей. Она включает пять комплексов взаимосвязанныхпрофессионально значимых психологических особенностей — факторовпрофессиональной пригодности: высокий уровень социализации личности,познавательные способности, эмоционально-волевую устойчивость, коммуникативнуюкомпетентность, организаторские способности прокурорского работника. [4]
Говоря обособенности деятельности прокурора, невозможно указать какой-то один признак,принципиально отличающий ее от всех других профессий. Лишь совокупностьопределенных признаков, их специфическое сочетание придают работе прокурорахарактер специальности. Работа в прокуратуре – это, прежде всего, видгосударственной службы. Особый характер выполняемых прокурором функцийпредопределяет специфику в подготовке и подборе кадров, в порядке назначения ихна должность и освобождения от нее, в регулировании ответственности и порядкапрохождения службы. Деятельность прокурора в решении указанных задач отличаетсяот других видов деятельности прежде всего своим правовым характером, которыйпредопределяет ее психологическое своеобразие. Правовой характер прокурорскойдеятельности выражается: во-первых, в том, что объектом этой деятельности,предметом расследования чаще всего служат деяния людей, нарушившихправоохраняемый порядок. Прокурор имеет дело, главным образом, с правонарушениямиили событиями, которые могут быть ими, с правонарушителями или лицами, которые,может быть, являются таковыми. В результате осуществления надзора зазаконностью он должен решить вопрос о наличии события, предусмотренного нормамиуголовного права, и о совершении противоправного деяния определенным лицом; во-вторых,в том, что эта деятельность составляет его право и обязанность. Она связана снепрерывным возникновением и прекращением весьма многообразных правоотношений счрезвычайно широким кругом лиц. Каждое действие прокурора влечет за собойсерьезные правовые последствия, что отличает его работу от большинства другихпрофессий, придает ей особую общественную значимость; в-третьих, в том, что вседействия, из которых слагается эта деятельность, либо непосредственнорегулируются законом, либо, будучи основанными на законе, предопределяются им восновных чертах. Пожалуй, кроме как в профессии следователя или лица,производящего дознание, нет такой детальной регламентации всего трудовогопроцесса и самого содержания рабочих действий и операций, как в профессиипрокурора. Неисполнение или ненадлежащее исполнение прокурором своих служебныхобязанностей всегда является нарушением того или иного закона. Ряд статей Уголовногокодекса Российской Федерации (ст.299, 300, 301, 302, 303), непосредственноадресованные представителям государства в процессе расследованияпредусматривают строгое наказание за бездействие, злоупотребление, превышение идискредитацию власти, незаконный арест и так далее. Все это порождаетповышенную ответственность прокурора за каждое свое действие и диктуетнеобходимость соотносить каждый шаг с указаниями уголовно-процессуальногозакона и подзаконных нормативных актов. Глубокое знание права — обязательноетребование его профессии и именно потому высшее юридическое образование, опытработы, есть непременные условия назначения на должность прокурора. Закон нетолько регламентирует отдельные следственные действия, устанавливаетопределенный порядок всего расследования, регулирует отношения следователя,лица, производящего дознание, с участниками уголовного процесса, определяетпоследовательность выполнения различных действий, очередность решенияпромежуточных задач расследования, обязывает к определенному комплексу действийна том или ином его этапе, ограничивает деятельность предварительногорасследования определенными сроками, но и указывает на необходимость надзора завышеперечисленным. Это придает работе прокурора ярко выраженный нормативныйхарактер. В психологическом анализе профессии прокурора многое сходно с научнойработой. Несомненно, прокурор — всегда исследователь. Однако осуществлениенадзора за законностью в процессе расследования представляет собой исследованиеособого рода, специфичное не только по своему предмету и правовой форме, но ипо условиям, в которых оно обычно протекает. Ученый, как правило, действует вобстановке общего благоприятствования. Люди большей частью заинтересованы в егоуспехе. В иной обстановке проходит расследование. Если граждане,заинтересованные в раскрытии преступления и наказании преступника, готовыоказать следователю, прокурорскому работнику необходимое содействие, то оченьчасто остается определенная группа людей, сочувственно относящихся к лицу,совершившему преступление, заинтересованных в неудаче расследования и готовыхпринять зависящие от них меры, чтобы деятельность государственных служащих порасследованию преступления оказалась безуспешной. Наиболее заинтересован в этомсам преступник, который, как правило, всеми силами активно противодействуетпроцессу расследования. На какие только ухищрения не пускается он: хитрость,шантаж, ложь, обман, клевета, фальсификация, подкуп — арсенал его средствфактически не ограничен ничем. Прокурор же вправе действовать только законнымии безупречными в нравственном отношении средствами. Успех расследования ипредставления обвинения в суде таит в себе угрозу жизненному благополучиювиновного, что придает ему максимум энергии и изобретательности. Прокурор небывает столь сильно заинтересован в деле и может противопоставить этому лишьвысокое сознание своего служебного долга и профессиональное мастерство. Неравенствов положении прокурора и заинтересованных лиц связано еще и с тем, что последниезнают, какие обстоятельства желательно скрыть, тогда как прокурор сплошь ирядом имеет весьма неполное представление о том, что именно должно и может бытьустановлено по делу. Лицо, производящее расследование, двигаясь по следампреступления, всегда оказывается «в хвосте событий». Преступник же имеетнеизбежный выигрыш во времени и инициативе. Необходимость преодоления опасныхситуаций, устранения препятствий, которые специально создаются на путипрокурора, вызывает у него различные эмоциональные реакции, требует постоянныхволевых напряжений и активной умственной деятельности. Мысль прокурора впроцессе работы должна не только отражать и направлять его собственныедействия, но и (чтобы обеспечить успех этих действий) постоянно соотноситься синтеллектуальной деятельностью всех участников дела и причастных к делу лиц. Онобязан думать и за себя, и за других, понимать ход психических процессов,предвидеть решения и поступки участвующих в деле лиц, регулировать и направлятьих и с учетом этого корректировать свое собственное поведение. В этомвзаимодействии сходятся представители различных интересов, далеко не всегдасовпадающих, а иногда и вовсе противоположных: следователь и подследственный,допрашивающий и допрашиваемый, обыскивающий и обыскиваемый, разыскивающий иразыскиваемый. Несовпадение, противоречие и столкновение человеческих интересовв процессе расследования и обусловливает необходимость полного и всестороннегонадзора за деятельностью лиц, в нем участвующих. Тактика деятельности прокурорас психологической стороны в значительной части представляет собой противоборстваинтеллекта, воли, характера, нравственных принципов прокурора и участвующих вделе лиц. Другой психологический аспект данной тактики представляет проблемупсихологического контакта прокурора с лицами, оказавшимися в сферерасследования, индивидуально-психологического подхода к каждому из них,побуждая гражданина к нужному поведению, добросовестному выполнениюгражданского долга и процессуальных обязанностей Таким образом, зачастуюпрокурор выступает в качестве психологического агента, воздействующего напсихическую жизнь людей в желательном для него направлении. Это еще разподчеркивает значение для прокурора психологических познаний, необходимостьпонимания человеческой психики, проникновения в духовный мир людей. Между тем,как отмечается в специальной литературе, сложность профессии прокурора приработе с людьми состоит в том, что он, в отличие от представителей другихпрофессий, лишен возможности черпать некоторые важные данные непосредственно изличного опыта. Учитель сам был когда-то учеником и способен войти в егоположение. Врач, даже если он и не болел той болезнью, которую лечит, все жебывал больным и может понять пациента, основываясь на собственных переживаниях.Прокурор же не бывал в положении лица, совершившего преступление, не переживалареста или предъявления обвинения, состояния человека, скрывающегося отследствия, и тому подобное. И это, конечно, затрудняет понимание психическихявлений, лежащих в основе поведения участников уголовного судопроизводства,предъявляет дополнительные требования к теоретическим знаниям и психологическойпроницательности прокурора. С возможностью противодействия заинтересованных лицтесно связана другая психологическая особенность деятельности прокурора — еевластный характер. Наличие властных полномочий ставит прокурора в особоеположение среди представителей других профессий. Основанные на законеволеизъявления прокурора обязательны для исполнения всеми гражданами,должностными лицами, государственными и общественными учреждениями ипредприятиями. Прокурор действует от имени государства, его поддерживаетавторитет и принудительная сила власти, в его руках возможность примененияразличных санкций. В интересах правосудия прокурору предоставлено право внеобходимых случаях вторгаться в личную жизнь людей, выяснять обстоятельства,которые нередко стараются скрыть от окружающих, отвлекать граждан от обычныхзанятий, входить в их жилище, знакомиться с их корреспонденцией, изыматьимущество, ограничивать в необходимых случаях свободу отдельных граждан и дажелишать их этой свободы. Неудивительно, что в глазах окружающих прокурор — этолицо, облеченное особой властью. Ведь от него в значительной степени зависятчесть, безопасность, благополучие и спокойствие граждан. Умение разумно,законно пользоваться этой властью — важнейшее профессиональное требование,предъявляемое к прокурору. Давно известно, что обладание властью таит опасностьзлоупотребления ею. Основной гарантией правильного использования власти служитвся совокупность общественных отношений, режим законности, регламентацияосновных форм деятельности прокурора, система контроля за его работой. Но взначительной степени правомерность и целесообразность использования властизависят и от его личных качеств. Доминирование мотивации власти в структуреличностных свойств приводит к формированию некоторых своеобразных чертхарактера негативно отражающихся на профессиональной деятельности работника. Привыкшийк своей работе, прокурор подчас принимает свои властные полномочия как нечтосамо собой разумеющееся, не осознает в полной мере той ответственности, которуюони на него налагают. Власть, то есть возможность одностороннего изъявления иисполнения своей воли, предполагает не только и не столько непосредственноепринуждение, а, прежде всего возможность убеждения тех, кого это касается, вбезусловной необходимости выполнить предъявляемые к ним требования. Некоторыепрокурорские работники, не понимая этого, порой чрезмерно увлекаютсяприменением средств принуждения, полагая, что разъяснения, аргументация,корректная форма могут умалить их авторитет, лишить их распоряженияимперативного характера. Нередко возникают такие ситуации, при которых прокурорможет использовать различные средства, избрать разные варианты поведения, вбольшей или меньшей степени связанные с использованием своей власти. Формальноон будет прав и в том, и в другом случае, но по существу правильным будет тотобраз действий, при котором вся полнота власти используется лишь, тогда когданужных результатов нельзя достичь иными средствами. Прокурор должен избегать невызываемых необходимостью вторжения в личную жизнь и служебную деятельностьграждан, отвлечения их от обычных занятий, применения мер принуждения. Вместе стем опасность противодействия заинтересованных лиц и иные трудности работыпрокурора постоянно требуют умения выполнять свой долг, невзирая ни на какиепомехи, неуклонно проводить в жизнь свои замыслы. Ежедневно сталкиваясь сжизненными трагедиями, прокурор должен обладать исключительной стойкостью иубежденностью, чтобы вид человеческих страданий, хотя бы заслуженных инеизбежных, не привел к надлому его личности. Только осознание справедливостисвоих действий и собственной правоты способно дать силы для такой работы. Деятельностьпрокурора отличается высокой степенью эмоциональной насыщенности. Чаще всего онимеет дело с тяжкими нарушениями общественных интересов, личных интересов иправ граждан, каждодневно видит порок, стяжательство, жестокость, эгоизм — всесамое низменное, в самых худших и опасных его проявлениях. Вид зверскиизуродованного трупа или рассказ ребенка об учиненном над ним надругательствене могут не затрагивать его чувств. Однако каким бы ни было эмоциональноеотношение прокурора к происходящему, он обязан сохранить полную объективность,чтобы не допустить ошибки. Ни сочувствие, ни возмущение не должны влиять на еговыводы. Одним из наиболее ярких отличий профессии прокурора от других профессийслужит исключительное многообразие жизненных явлений, человеческих действий, ихпоследствий и причин, разнообразие задач, с которыми сталкивается прокурор всвоей работе. Предметом расследования становятся события, связанные со всемисторонами общественной и личной жизни людей. Приходится разбираться в ихслужебной деятельности и личных отношениях, вникать в работу предприятий иучреждений, оценивать человеческое поведение во всевозможных ситуациях. Прокуроросуществляет надзор за законностью расследования разнообразных деяний по своейюридической природе, по объекту преступного посягательства, способу совершенияпреступления, по фактической стороне того или иного расследуемого события. Сходныев некоторых существенных чертах преступления во многом индивидуальны и требуюткаждый раз новых приемов и методов расследования, новых знаний, навыков иумений. Даже дела одной и той же категории ставят перед прокурором самыеразнохарактерные вопросы. Каждый день прокурор имеет дело с представителямимногих профессий, специалистами различных областей науки, техники, культуры,ремесла, людьми разного общественного положения и культурного уровня и долженвсегда быть на уровне тех требований, которые диктует работа со всеми этимилюдьми. Постоянный переход от одного дела к другому, процесс переключения содного круга вопросов на другой, иногда не имеющий ничего общего с первым,частая смена лиц, с которыми приходится работать прокурору, — все это связано спреодолением серьезных психологических трудностей. Нужны немалые усилия длятого, чтобы «войти» в новое дело, настроить себя на выполнение нового действия,мобилизовать и пополнить прошлые опыт и знания, приспособить к новым условиямпрежние умения и навыки. Выполнение каждого из действий связано сиспользованием множества разнообразных приемов, выработанных практикой, а также криминалистической наукой. Одна и та же задача может быть решена различнымиприемами и средствами, одно и то же обстоятельство установлено разными путями. Чембольшим запасом приемов и средств владеет прокурор, тем выше егопрофессиональное мастерство, продуктивнее его работа. Но имеющиеся знания необеспечивают прокурора всем необходимым на все случаи его многостороннейдеятельности. Жизнь заставляет его постоянно искать новые приемы и способыдействия, что придает его работе ярко выраженный творческий характер. Ксказанному нужно добавить, что значительную часть времени и усилий прокурораотнимают рутинная работа и сравнительно мелкие, заурядные дела. Необходимостькаждодневно заниматься такой работой порождает порой определенную небрежность,которая, войдя в привычку, тоже самым роковым образом сказаться на болеесерьезных делах. Преодоление этих и многих других трудностей всегда сопряжено свнутренней борьбой и напряжением воли. [5]§5. Порядок привлечения прокуроров кответственности
В связи стем, что служба в органах и учреждения прокуратуры является особым видомгосударственной службы, к служащим по которой предъявляются особые требования,также оговорен особый порядок привлечения вышеуказанных лиц ко всем видамответственности — дисциплинарной, административной и уголовной. Этот порядокрегулируется 41.7. и 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерациисоответственно.
Прокурорскиеработники несут дисциплинарную ответственность за совершение дисциплинарногопроступка. Дисциплинарный проступок проявляется в виновном противоправномдействии или бездействии работника. Противоправность действий или бездействияозначает, что они совершены вопреки требованиям законов, иных нормативныхправовых актов, в том числе должностного регламента, служебного распорядка(правил служебного распорядка), а также служебного контракта. Иными словами,дисциплинарный проступок нарушает установленный служебный распорядок. Это можетпроявляться:
внеисполнении или ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей(нарушение сроков представления документов, небрежное их оформление, ошибки ипр);
в нарушенииустановленного режима труда и отдыха (прогул, опоздание, отсутствие на рабочемместе в течение служебного дня и т.п.);
в нарушенииобязанностей по соблюдению государственной и служебной тайны; в неисполнениитребований по охране труда.
Занеисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностейи совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководителиорганов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующиедисциплинарные взыскания:
замечание;
выговор;
строгийвыговор;
понижение вклассном чине;
лишениенагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;
лишениенагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»;
предупреждениео неполном служебном соответствии;
увольнениеиз органов прокуратуры.
Генеральныйпрокурор Российской Федерации имеет право налагать дисциплинарные взыскания вполном объеме. Генеральный прокурор Российской Федерации определяет полномочиясоответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственностиработников, назначаемых на должность Генеральным прокурором РоссийскойФедерации. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ могутналагать дисциплинарные взыскания на работников органов и учрежденийпрокуратуры РФ (кроме прокуроров субъектов РФ, директоров (ректоров) научных иобразовательных учреждений), за исключением понижения их в классном чине,лишения нагрудных знаков «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», «Забезупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», а также увольнения изорганов прокуратуры работников, назначенных на должность Генеральным прокуроромРФ.
Прокурорысубъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры и директора(ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры имеют право налагатьдисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, заисключением лишения нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры РоссийскойФедерации».
Прокурорыгородов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагатьдисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а такжеувольнения работников, назначаемых ими на должность.
Наложениедисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников,награжденных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры РоссийскойФедерации», может быть применено только с согласия Генерального прокурораРоссийской Федерации.
Дисциплинарноевзыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднееодного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника илипребывания его в отпуске.
Дисциплинарноевзыскание не может быть наложено во время болезни работника либо в период егопребывания в отпуске.
Дисциплинарноевзыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершенияпроступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственнойдеятельности — двух лет со дня его совершения.
Работник,совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) дорешения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности ссохранением денежного содержания. Отстранение от должности производится пораспоряжению руководителя органа или учреждения прокуратуры, имеющего правоназначать работника на соответствующую должность. За время отстранения отдолжности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностногооклада, доплат за классный чин и выслугу лет.
О порядкепривлечения тех же лиц к уголовной ответственности.
Настоящий ФЗ(ст.17), гл.52 УПК РФ, Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 29 июля 2002 г. №46 «О порядке проверки сообщений о правонарушениях прокуроров и следователей» сучетом особого правового статуса прокурорских работников устанавливают особыйпорядок проверки сообщений о правонарушениях, возбуждения уголовного дела,применения мер принуждения, направления в суд и судебного рассмотрения вотношении прокуроров и следователей органов прокуратуры. Законодательствомпредусмотрен и особый порядок привлечения их к административной и уголовнойответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенногопрокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против нихуголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следовательзастигнут при совершении преступления), производство расследования являютсяисключительной компетенцией органов прокуратуры. Прокурорской проверке подлежатзаявления (сообщения) граждан, органов государственной власти и органовместного самоуправления, сообщения средств массовой информации и иныхисточников о совершенном или готовящемся преступлении, административномправонарушении со стороны прокуроров и следователей. Обстоятельствам,содержащимся в сообщениях и заявлениях о правонарушениях, обеспечиваюттщательную проверку, при этом руководствуются принципом законности, не допускаякак необоснованного наказания прокуроров и следователей, так и попыток увода ихот предусмотренной законом ответственности. В ходе данной работы пресекаютсяпопытки сбора сведений о частной жизни прокуроров и следователей, не имеющихотношения к проводимой проверке.
Проверкетакже подлежат данные о нарушении Присяги прокурора (следователя) либосовершении ими проступков, порочащих честь прокурорского работника, которыевлекут за собой применение мер дисциплинарного взыскания.
К проведениюпроверки (служебного расследования) необходимо приступать незамедлительно. Решениео проведении проверки (служебного расследования) обстоятельствадминистративного правонарушения (дисциплинарного проступка) в субъектах РФпринимает руководитель прокуратуры, к компетенции которого относится назначениена занимаемую должность прокурора, следователя, а в отношении прокуроровгородов и районов, приравненных к ним военных прокуроров гарнизонов и иныхспециализированных прокуроров — прокурору субъекта Федерации и приравненному кнему военному прокурору.
В отношениипрокуроров и следователей аппарата Генеральной прокуратуры, а также прокуроровсубъектов РФ и их заместителей проверки и служебные расследования проводятся поуказанию Генерального прокурора или его заместителей управлением кадров.
Проверки ислужебные расследования в отношении военных прокуроров округов, флотов,приравненных к ним прокуроров, а также прокуроров и следователей Главнойвоенной прокуратуры проводятся по указанию Главного военного прокурора.
При наличииустановленных УПК РФ оснований решение о возбуждении уголовного дела вотношении прокурора или следователя (в том числе когда они задержаны на местесовершения преступления) может быть принято на основании заключения судьирайонного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, вотношении следователя — прокурором, а в отношении прокурора — вышестоящимпрокурором, за исключением случаев возбуждения уголовного дела в отношенииГенерального прокурора или его заместителя.
Всоответствии с ч.1 ст.450 УПК РФ избрание прокурору или следователю,задержанному на месте преступления, меры пресечения в виде заключения подстражу осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. ст.97, 99 — 101, 108УПК РФ. В ст.448 УПК РФ отмечены особенности порядка возбуждения уголовногодела в отношении прокурора и следователя, привлечения их в качестве обвиняемых.Оно может быть возбуждено в отношении других лиц или по факту совершениядеяния, содержащего признаки преступления; принятия в ходе предварительногорасследования решения об изменении квалификации деяния, влекущей ухудшениеположения лиц. При этом полномочия прокурора по принятию процессуальных решенийносят персонифицированный характер, т.е. эти решения в предусмотренном порядкепринимает исключительно руководитель прокуратуры того уровня, который указанприменительно к конкретной норме. Решение о возбуждении уголовного дела вотношении следователя прокуратуры либо о привлечении его в качестве обвиняемогопринимает прокурор соответствующего уровня, а в отношении прокурора — вышестоящийпрокурор в следующем порядке.
Сообщение опреступлении, совершенном прокурорским работником, принятое в соответствии сост. ст.140 — 143 УПК РФ, немедленно передается в отношении следователя прокурорурайона (города), а в отношении прокурора — вышестоящему прокурору, которыйпоручает проведение проверки должностному лицу прокуратуры или проводит еелично. О принятом решении прокурор выносит мотивированное постановление. Опоступлении сообщения незамедлительно информируется прокурор субъекта РФ(приравненный к нему прокурор).
В ходерассмотрения сообщения прокурор или следователь вправе в соответствии с ч.4 ст.146,ч.4 ст.21, ст.144 производить осмотр места происшествия (в т. ч. занимаемыхпрокурором жилища и служебных помещений, используемых им личных и служебныхтранспортных средств), освидетельствование, назначать экспертизу, получатьобъяснения, требовать производства документальных проверок, ревизий ипривлекать к их участию специалистов, проводить другие проверочные действия. Приотсутствии поводов и оснований для возбуждения уголовного дела прокурор илиследователь выносит постановление об отказе в возбуждении и одновременнорассматривает вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос вотношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение опреступлении. Материалы проверки и соответствующие постановлениянезамедлительно направляются прокурору субъекта РФ.
Статья 450УПК РФ устанавливает особенности:
исполнения судебногорешения о заключении под стражу;
исполнениясудебного решения о производстве обыска;
производстваследственных и иных процессуальных действий, осуществляемых не иначе как наосновании судебного решения, в отношении лица, указанного в ч.1 ст.447, еслиуголовное дело в отношении такого лица не было возбуждено или такое лицо небыло привлечено в качестве обвиняемого.
Судебноерешение о производстве следственных действий и иных процессуальных действий вотношении следователя, прокурора принимается судьей районного суда. При этом вотношении следователя ходатайство в суд направляет прокурор соответствующегоуровня, а в отношении остальных лиц — прокурор субъекта РФ.
Порядоквозбуждения уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ либо привлеченияего в качестве обвиняемого закреплен п.2 ч.1 ст.448 УПК РФ. Проверка сообщенияо преступлении, совершенном Генеральным прокурором РФ, является исключительнойкомпетенцией органов прокуратуры и осуществляется прокурором, на которого можетбыть возложено исполнение обязанностей Генерального прокурора РФ в случаеотстранения его от должности. При установлении достаточных данных, указывающихна признаки преступления в действиях Генерального прокурора РФ, материалыпроверки представляются Президенту РФ для принятия решения. Конституционный судРФ в Постановлении от 1 декабря 1999 г. № 17-П указал, что, исходя изКонституции РФ и в отсутствие иного законодательного регулирования, акт овременном отстранении Генерального прокурора РФ от должности обязан издатьПрезидент РФ.
Прирассмотрении представления Президента РФ в судебном заседании Верховного СудаРФ вправе участвовать отстраненный от должности Генеральный прокурор РФ, атакже его защитник.
Исполняющийобязанности Генерального прокурора РФ после получения заключения ВерховногоСуда РФ о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступлениявыносит постановление о возбуждении уголовного дела и поручает предварительноерасследование следователю прокуратуры или прокурору.
Вопрос опривлечении Генерального прокурора РФ в качестве обвиняемого, если уголовноедело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния,содержащего признаки преступления, решается так же, как и при возбуждении УД вотношении самого Генерального прокурора РФ.
Надзор запроцессуальной деятельностью органов предварительного следствия по уголовнымделам, расследуемым в отношении прокуроров и следователей, осуществляется впределах компетенции прокурорами субъектов Федерации, приравненными к нимвоенными прокурорами и прокурорами иных специализированных прокуратур, а попоручению Генерального прокурора или его заместителей — также иными прокурорами.
На периодрасследования уголовного дела, возбужденного в отношении прокурора илиследователя, либо служебного расследования обстоятельств совершения проступка,порочащего честь прокурорского работника, в каждом случае необходиморассматривать вопрос о необходимости отстранения их от занимаемой должности.
При этомнужно учитывать, что сотрудник, совершивший проступок, порочащий честьпрокурорского работника, может быть отстранен от должности не более чем на одинмесяц до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания. Отстранение отдолжности оформляется приказом вышестоящего прокурора. За время отстранения отдолжности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностногооклада, доплат за классный чин и выслугу лет.
Не позднеесуток с момента завершения проверки (служебного расследования) письменнонеобходимо уведомлять прокурора или следователя, в отношении которых онопроводилось, о результатах проверки (служебного расследования), а при наличииходатайства — знакомить их со всеми проверочными материалами.
В случаепрекращения уголовного дела в отношении прокурора или следователя мотивированноезаключение о законности и обоснованности принятого решения в 10-дневный срокпредставляется соответственно в Генеральную прокуратуру и Главную военнуюпрокуратуру.
Согласно ст.449УПК РФ следователь или прокурор вправе задержать прокурорских работников всоответствии со ст.91 УПК. Происходит это только тогда, когда лицо застигнутопри совершении преступления или непосредственно после его совершения, еслипотерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо или на этом лице или его одежде,при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Задержаниена месте преступления (фактическое лишение свободы передвижения) означает, чтолицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после окончанияпреступных действий на месте их совершения либо при попытке скрыться с местапреступления. Установление личности предполагает в данном случае подтверждениесведений о том, что задержанный является должностным лицом, упомянутым вкомментируемой статье.
Проведениетаких действий обусловлено необходимостью бесспорного установления личности,обнаружения и закрепления следов преступления. Статья 449 УПК РФ содержитизъятие из правил, установленных ст.94 и предусматривающих основания и порядокосвобождения лица, задержанного по подозрению в совершении преступления. Решениео немедленном освобождении такого лица обязано принять должностное лицо,которое произвело задержание.
Недопускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотрих вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда этопредусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, атакже задержания при совершении преступления.
Должностныелица правоохранительных и контролирующих органов, правомочные проводитьдействия, указанные в п.2 ст.42 настоящего ФЗ, после фиксации их результатовнепосредственно на месте и установления личности прокурора или следователяпрокуратуры обязаны все материалы немедленно передать соответствующему иливышестоящему прокурору в установленном порядке. При применении ст.91 УПК РФ вотношении прокурора, следователя прокуратуры необходимо иметь в виду п.2 ст.42настоящего ФЗ, в соответствии с которым названные лица не могут быть задержаны,подвергнуты приводу, личному досмотру, их вещи и используемый ими транспорт неподлежат досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ дляобеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершениипреступления). Для урегулирования данного вопроса МВД РФ подготовило письмо №13/ц-72 от 18 июня 2003 г. «О направлении Методических рекомендаций». В томслучае, если указанные требования будут нарушены, возможно привлечениедолжностного лица к административной и уголовной ответственности. Так, вфеврале 2007 г. в г. Новосибирске суд приговорил к уголовной ответственностисотрудника ГИБДД за задержание и досмотр автомобиля прокурорского работника,который предъявил служебное удостоверение.
заключение
Институтпрокуратуры на протяжении всей своей истории славился малой подверженностью темизменениям, которые происходили в других социальных сферах. Прокуратураявляется системой государственных учреждений, деятельность которых строгорегламентирована установленным законодательством. Однако данноезаконодательство построено таким образом, что оно практически не сменяется вчасти обязанностей и требований к сотрудникам прокуратуры, несмотря наразличные реформы, которые в последнее время активно проектируются и проводятсязаконодательными органами Российской Федерации. Так, например, проектируемая вРоссии реформа прокуратуры может существенно ограничить круг полномочийпрокуроров, сведя его фактически лишь до представительства стороныгосударственного обвинения в судебном заседании. Как предполагает законопроект,правоохранительные органы получат право на многих этапах расследованияуголовных дел самостоятельно решать большинство принципиальных вопросов — онеобходимости и возможности возбуждения уголовных дел, их закрытия, юридическойтрактовки тех или иных событий и фактов, как именно и в каком ключерасследовать уголовное дело и т.д. А согласовывать те или иные моменты инадзирать за законностью действий простых следователей должно будет, в первуюочередь, их собственное руководство — «руководители следственных подразделений»того или иного ведомства. Но это вряд ли затронет их обязанности и требования,предъявляемые к ним в связи с особенностями службы[6].
В даннойкурсовой работе были рассмотрены основные понятия, связанные с институтомпрокуратуры и его деятельностью; основные положения и принципы деятельностипрокуратуры; требования, предъявляемые к работникам прокуратуры и учрежденийпри ней; вытекающие из вышеуказанных требований ограничения и обязанности,связанные со службой в прокуратуре; психология работы прокурора, ходы егомышления и сознания при исполнении им служебных обязанностей; а такжеособенности порядка привлечения прокурорского работника к дисциплинарной, административнойи уголовной ответственности.
Прокурорскаяслужба — это особый вид государственной службы, чётко регламентируемыйсоответствующими законами и иными нормативно-правовыми актами.
Этизаконодательные акты устанавливают довольно высокие и жёсткие требования клицам, претендующим на пост прокурора либо иного сотрудника прокуратуры, равнокак и к лицам, уже занимающим данный пост.
Такого родаслужба налагает на прокурорских работников также некоторый круг ограничений иобязанностей. Это связано с очень высокой степенью ответственности, большойрабочей и психологической нагрузкой, неразрывно связанной с прокурорскойдеятельностью, а также с высокой степенью допуска данных лиц к сведениям,составляющим государственную тайну.
Стольвысокая ответственность предполагает наличие у прокурора особого складамышления, устойчивой психики, чёткого осознания границ законного и незаконного,развитого воображения, позволяющего моделировать различные варианты ходадействий при расследовании дела.
Всёвышеуказанное логически предполагает необходимость существования особогопорядка привлечения прокурорского работника к дисциплинарной, административнойи уголовной ответственности, что тоже чётко регламентируется законодательствомРоссийской Федерации.
библиография
1.     Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»17 января 1992 года № 2202-1 (в ред. Федеральных законов от17.11. 1995 № 168-ФЗ, от 10.02. 1999 № 31-ФЗ, от 19.11. 1999 № 202-ФЗ, от 02.01.2000 № 19-ФЗ, от 29.12. 2001 № 182-ФЗ, от 28.06. 2002 № 77-ФЗ, от 25.07. 2002 №112-ФЗ, от 05.10. 2002 № 120-ФЗ, от 30.06. 2003 № 86-ФЗ, от 22.08. 2004 №122-ФЗ, от 15.07. 2005 № 85-ФЗ, от 04.11. 2005 № 138-ФЗ, от 02.03. 2007 №24-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.02. 2000№ 3-П, от 11.04. 2000 № 6-П, Федеральными законами от 27.12. 2000 № 150-ФЗ, от30.12. 2001 № 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07. 2002 №13-П, от 18.07. 2003 № 13-П)
2.     В.А. Кузьмин, Е.В. Китрова «Комментарий к Федеральному закону от 17января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
3.     Григорьева Н.В. «Прокурорский надзор: учеб. пособие» — М.: РИОР, 2004
4.     Кореневский Ю.В. «Российский прокурорский надзор: Учеб. для вузов» — М.:Норма: ИНФРА-М, 2001
5.     Басков В.И. «Курс прокурорского надзора: Учеб. для вузов» — М.: Зерцало,1998
6.     Гуценко К.Ф. «Правоохранительные органы: Учеб. для студентов юрид. вузови фак. » — М.: Зерцало-М, 2007
7.     Головина С.Ю. «Правовое регулирование труда отдельных категорийработников» — М.: Дело, 2003
8.     Авдонкин В.С. Правоохранительные органы: Сб. схем: Учеб. пособие дляюрид. вузов» — М.: Новый юрист, 1998
9.     Рыжаков А.П. «Правоохранительные органы: Учебник для вузов» — М.: Инфра-М,2004
10.   Романов В.В., Кроз М.Е. «Руководство по профессиональномупсихологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры РоссийскойФедерации: Методическое пособие». — М., 1994
11.   Романов В.В., Кроз М.В. Психологическая оценка при профессиональномотборе кадров для прокуратуры (современное состояние и перспективы). // Вопросыпсихологии. — 1994. — № 3
12.   В. Пауков, Е. Буторина, Е. Карачева «Номинальный прокурор» // «Времяновостей», 28.04.07
13.   Полиенко А.В. «Некоторые психологические аспекты деятельности прокурора»// Научный сетевой журнал «Теория и практика общественного развития»
14.   Кочетова А.В. Лекции по курсу «Суд и правоохранительные органы»