Содержание
1. Оценка радиационной обстановки
2. Законодательство в области ГО и ЧС
Список литературы
1. Оценка радиационной обстановки
Радиоактивность — способностьнестабильных ядер элементов (радиоактивных изотопов, радионуклидов) ксамопроизвольному распаду. Следствием ядерного распада является ионизирующаярадиация в виде потока альфа- и бета-частиц, гамма-квантов и нейтронов.Радиоактивность измеряется специальными счетчиками.
Действие радиации зависит от энергиичастиц и силы излучения, то есть числа частиц, вылетающих в единицу времени.Сила излучения измеряется в беккерелях (1 Бк = 1 распад в секунду) или кюри (1Ки = 3,7 * 1010 Бк). Дозу излучения, поражающую организм, находятпутем измерения количества поглощенной им энергии. В качестве единицрадиоактивности используют также: Кл/кг (1 Кл/кг = 3,9 * 103рентген); грей (1 Гр = 100 рад); зиверт (1 Зв = 100 бэр). Максимальные дозы, непричиняющие вреда организму человека, в случае их многократного действия равны3 10-3 Гр (0,3 рад) в неделю и в случае единовременного действия — 0,25 Гр (25 рад). Доза естественного облучения зависит от высоты над уровнемморя и природы подстилающих почву пород.
Радиоактивное излучение являетсяканцерогенным (вызывает раковые заболевания) и мутагенным (увеличивает частотумутаций) фактором.
На процесс поглощения и накоплениярадиоактивных изотопов живыми организмами влияют многие факторы.
1. Природа радиоактивных элементов.Наибольшее значение имеют изотопы с длинным периодом полураспада и особенно те,которые накапливаются в тканях: Sr90 в костях и I132в щитовидной железе.
2. Очень высокая специфичностькоэффициента концентрации, который представляет отношение элемента в организмек его количеству в окружающей среде. Этот коэффициент изменяется в оченьшироких пределах, от 1 до 200, а иногда и значительно больше. Поэтому некоторыеорганизмы благодаря извлечению радиоактивных элементов из окружающей среды самистановятся токсичными.
3. Содержание в окружающей средеэлементов-антагонистов. Отмечено, что в пищевых цепях радиоизотопы способнывступать в конкурентные отношения с другими химическими элементами. Чем меньшесодержание соответствующих элементов в окружающей среде, тем большее значениеприобретают изотопы. Так живущие в бедной среде организмы загрязняются быстрее,чем обитающие в богатой. Овцы, пасущиеся на бедных кислых торфянистых почвах(рН 4,3), имеют коэффициент концентрации в костях Sr90, равный 714,против 115 на бурой пустынно-степной почве с рН 6,8.
4. Вид и возраст организмов. Радиочувствительностьразных организмов весьма различна. Установлено, что микроорганизмы болеечувствительны к α- и β-лучам, а крупные организмы — к γ-лучам.По степени устойчивости к радиации живые организмы образуют ряд: бактерии >насекомые > млекопитающие. Молодые особи обладают большейрадиочувствительностью и большей интенсивностью поглощения радионуклидов, чемстарые.
Различают естественную и искусственнуюрадиоактивность.
Естественная радиоактивность вызываетсяестественными радиоактивными изотопами, которые всегда в тех или иныхколичествах присутствуют в биосфере.
Искусственная радиоактивность обусловленапоступлением в биосферу радиоактивных изотопов, образующихся в результатеатомных и термоядерных взрывов, в виде отходов атомной промышленности или врезультате аварий на атомных предприятиях. Образование изотопов в почвах можетпроисходить вследствие наводящей радиации. Наиболее часто искусственноерадиоактивное загрязнение объектов биосферы вызывают изотопы 235U, 238U,239Pu, 129I, 131I 144Се, 140Ва,106Ru, 90Sr, 137Cs и т.д.
Экологические последствия радиоактивногозагрязнения заключаются в следующем. Включаясь в биологический круговорот,радионуклиды через растительную и животную пищу попадают в организм человека и,накапливаясь в нем, вызывают радиоактивное облучение. Радионуклиды, подобномногим другим загрязняющим веществам, постепенно концентрируются в пищевыхцепях.
В экологическом отношении наибольшуюопасность представляют 90Sr и 137Cs. Это обусловленодлительным периодом полураспада (28 лет 90Sr и 33 года 137Cs),высокой энергией излучения и способностью легко включаться в биологическийкруговорот, в цепи питания. Стронций по химическим свойствам близок к кальцию ивходит в состав костных тканей, а цезий близок калию и включается во многиереакции живых организмов.
Искусственные радионуклиды закрепляютсяв основном (до 80-90 %) в верхнем слое почвы: на целине — в слое 0-10 см, напашне — в пахотном горизонте.
Наибольшей сорбцией обладают почвы свысоким содержанием гумуса, тяжелым гранулометрическим составом, богатыемонтмориллонитом и гидрослюдами, с непромывным типом водного режима. В такихпочвах радионуклиды способны к миграции в незначительной степени.
По степени подвижности в почвахрадионуклиды образуют ряд 90Sr > 106Ru>137Cs > 144Се > 1291 > 239Pu.Скорость самоочищения биосферы от радиоизотопов зависит от скоростей ихрадиоактивного распада. В таблице 1 приведены основные характеристики наиболееважных радиоактивных веществ. Таблица 1
Таблица 1 — Характеристика радиоактивныхвеществ (Орлов и др., 1991)Элемент Период полураспада Вид излучения Элемент Период полураспада Вид излучения
14C 5568 лет
90Sr 28 лет
42К 12,4 часа
137Cs 33 года
65Zn 250 суток
239Pu
2,4*104 лет
131I 8 суток
60Со 5,27 лет
В таблице 2 представлены основныеисточники облучения человека и средние индивидуальные дозы облучения населения.
Таблица 2 — Средние индивидуальные дозыоблучения населения СССР в 1980-1981 гг. от различных источников (Ядернаяэнергетика, человек и окружающая среда, 1984. Цит. по Ковде, Розанову, 1988)Источник облучения
Эффективная эквивалентная доза, мк3в/год Источник облучения Эффективная эквивалентная доза, мк3в/год Природные источники 1000 Угольные электростанции 2 Стройматериалы (здания) 1050 Атомные электростанции 0,17 Рентгендиагностика 1400 Удобрения 0,14 Глобальные выпадения от ядерных испытаний 23 Остальные 1,6 Сумма воздействий 3500
В настоящее время четко проявляетсятенденция увеличения роли локального антропогенного радиационного фактора посравнению с глобальным радиационным фоном.
В 1986 г. произошла авария наЧернобыльской АЭС. По своим глобальным последствиям она является крупнейшейэкологической катастрофой в истории человечества. Искусственными радионуклидамибыли загрязнены значительные территории Украины, Белоруссии, России, Польши,Румынии, Финляндии, Швеции, Венгрии и других европейских государств. В радиусе30 км от реактора полностью прекращена деятельность человека. В этой зонезначительно пострадали хвойные леса. Произошло загрязнение радионуклидамибассейна Днепра, а также бассейнов Дуная, Днестра, Волги, Дона и других речныхсистем. В пострадавших районах резко повысилась заболеваемость анемией,сердечно-сосудистыми болезнями, раковыми заболеваниями, участились вспышкиинфекций, резко уменьшились показатели рождаемости и пр.
Нормирование качества окружающейсреды — установление показателей и пределов, в которых допускаетсяизменение этих показателей (для воздуха, воды, почвы и т.д.).
Цель нормирования — установлениепредельно допустимых норм воздействия человека на окружающую среду. Соблюдениеэкологических нормативов должно обеспечить экологическую безопасностьнаселения, сохранение генетического фонда человека, растений и животных,рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.
Нормативы предельно допустимых вредныхвоздействий, а также методы их определения, носят временный характер и могутсовершенствоваться по мере развития науки и техники с учетом международныхстандартов.
Основные экологические нормативыкачества окружающей среды и воздействия на нее следующие:
1. предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ;
2. предельно допустимый уровень (ПДУ) вредных физических воздействий:радиации, шума, вибрации, магнитных полей и др.
Предельно допустимый уровень (ПДУ) — это максимальный уровень воздействия радиации, шума, вибрации, магнитныхполей и иных вредных физических воздействий, который не представляет опасностидля здоровья человека, состояния животных, растений, их генетического фонда.ПДУ — это то же, что ПДК, но для физических воздействий.
В тех случаях, когда ПДК или ПДУ неопределены и находятся только на стадии разработки, используют такиепоказатели, как ОДК — ориентировочно допустимая концентрация, или ОДУ- ориентировочно допустимый уровень, соответственно.
Необходимо отметить, что существует дваподхода к нормированию загрязнения окружающей среды. С одной стороны, можнонормировать содержание загрязняющих веществ в объектах окружающей среды, сдругой стороны/- степень трансформации окружающей среды в результате еезагрязнения. В последнее время, все чаще обращают внимание на недостаткипервого подхода, в частности применения ПДК для почв. Однако подход кнормированию качества среды по показателям ее трансформации практически неразвит. По-видимому, лучше использовать оба подхода в сочетании друг с другом.
Мониторинг окружающей среды(экологический мониторинг) — система наблюдения, оценки и прогнозированиясостояния окружающей человека природной среды. Конечная цель экологическогомониторинга — оптимизация отношений человека с природой, экологическаяориентация хозяйственной деятельности.
Экологический мониторинг включает триосновных направления деятельности:
1. наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;
2. оценку фактического состояния среды;
3. прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемогосостояния.
Следует различать понятия «экологическимониторинг» и «экологический контроль». Система мониторинга не включаетдеятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимойдля принятия экологически значимых решений информации. В отношениидеятельности, предполагающей принятие активных регулирующих мер следуетупотреблять понятие «экологический контроль».
Экологическая экспертиза — оценкауровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и инойдеятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей.То есть оценка хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствиятребованиям экологической безопасности и системе рациональногоприродопользования. В России работы по экологической экспертизе основываются наФедеральном законе «Об экологической экспертизе» (1995 г.).
Объектами экологической экспертизыявляются:
1. проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства иэксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия;
2. нормативно-техническая документация на создание новой техники,технологий, материалов, а также на работающее оборудование;
3. проекты нормативных и административных актов и действующеезаконодательство.
Субъектами экологической экспертизыявляются:
1. законодательные и исполнительные органы государственной власти, а такжесуды различных уровней;
2. специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии,министерства);
3. специализированные неправительственные организации (частные,общественные).2. Законодательство в области ГО иЧС
Источниками права, образующимиэкологическое законодательство Российской Федерации, являются следующиеправовые документы:
1. Конституция РФ;
2. законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в областиприродопользования и охраны окружающей среды;
3. указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ;
4. нормативные акты министерств и ведомств;
5. нормативные решения органов местного самоуправления.
1. Конституция Российской Федерациипровозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, наблагоприятную окружающую среду (экологическую безопасность), на возмещениеущерба, причиненного его здоровью, на участие в экологических организациях иобщественных движениях, на получение информации о состояние окружающейприродной среды и мерах по ее охране. Одновременно Конституция РФ устанавливаетобязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства,принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знанийо природе и экологическую культуру. Конституция РФ также определяеторганизационные и контрольные функции высших и местных органов власти порациональному использованию и охране природных ресурсов.
2. Законы и иные нормативные акты РФи субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей природнойсреды.
Федеральный закон «Об охране окружающейсреды» (2002 г.) охватывает все аспекты природопользования и охраны окружающейсреды и нормы других законов в области охраны окружающей среды не должныпротиворечить Конституции РФ и Федеральному закону РФ «Об охране окружающейсреды».
Федеральный закон «Об экологическойэкспертизе» (1995 г.) регулирует отношения в области экологической экспертизы,направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации наблагоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативныхвоздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду ипредусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектовРоссийской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросовохраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Федеральный закон «Об особо охраняемыхприродных территориях» (1995г.) регулирует отношения в области организации,охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохраненияуникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательныхприродных образований, объектов растительного и животного мира, ихгенетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля заизменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха»(1999 г.) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха.Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природнойсреды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна названы установлениенормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимыхвыбросов (ПДВ), а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.
Закон РФ «О радиационной безопасностинаселения» (1995г.) определяет правовые основы обеспечения радиационнойбезопасности населения в целях охраны его здоровья. Он провозглашает принципприоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическомиспользовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. В случаерадиационной аварии Закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществуграждан. Законом устанавливается также компенсация за повышенный риск,связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в видеулучшения социально-бытовых условий населения и др.
Закон РФ «Об отходах производства ипотребления» (1998 г.) определяет правовые основы обращения с отходамипроизводства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия наздоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения такихотходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Основы законодательства РоссийскойФедерации об охране здоровья (1993г.) регулируют отношения граждан, органовгосударственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектовгосударственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в областиохраны здоровья граждан.
Закон РФ «О недрах» (1992г.) регулируетправовые отношения при изучении, использовании и охране недр. Закон направлен, впервую очередь, на рациональное использование недр и их загрязнение.
Земельный кодекс РФ (2001 г.)регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможноговредного воздействия при использовании земли. Основными правовыми функциями охраныземель являются сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фондасельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча,загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажуземель, и совершение других земельных сделок.
Водный кодекс РФ (1995г.) регулируетправовые отношения в области использования и охраны водных объектов. Законнаправлен на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.
3. Указы и распоряжения Президента РФи постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологическихвопросов. Например, Указ о федеральных природных ресурсах (1993 г.) или Указ оконцепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 г.).
4. Нормативные акты природоохранительныхминистерств и ведомств издаются по вопросам рационального использования иохраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов ит.д. Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических июридических лиц.
5. Нормативные решения органовместного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют иконкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающейприродной среды.
Список литературы
1. Конституция РФ. –М.: АСТ: Астрель, 2005.
2. Безопасностьжизнедеятельности. / Под ред. проф. Арустамова Э.А. – М.: Дашков и К, 2000.
3. Колесников С.И.Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
4. Общая экология:Учебник для вузов / Автор-составитель А.С. Степановских. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
5. Петров К.М.Общаяэкология: Взаимодействие общества и природы: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд.СПб: Химия, 1998.