Район Коломенский

РайонКоломенский Семнадцатое столетие было временеминтенсивного развития архитектурного ансамбля Коломенского в 1640-1660-х годах здесь возводятся каменныеКазанский храм и Водовзводная башня, снабжавшая водой обширную царскуюрезиденцию. Наибольший размах строительство в Коломенском приобретает приАлексее Михайловиче. В этот период здесь обновляется все дворцовое хозяйство,возводятся служебные постройки,
но главным было создание обширного дворцаАлексея Михайловича. Ансамбль Коломенского второй половины17-го столетия выделяется среди дворцовых комплексов своего времени. Центромэтого необычно обширного и живописного ансамбля был великолепный деревянныйдворец царя Алексея Михайловича, вокруг располагались все остальные постройки,и среди них важнейшую роль вертикальной архитектурной доминанты игралвеличественный шатровый храм
Вознесения. Дворец, соединенный крытым переходом спридворной Казанской церковью, занимал обширный участок, обнесенный каменнойоградой с двумя парадными воротами – Передними и Задними.Восточный, парадный фасад дворца былобращен к Москве – реке, к храму Вознесения, расположенному на главной площадиперед дворцом, куда выводили и Передние ворота. На этой площади проводилисьпарадные церемонии, встречи иноземных послов, здесь же царь
Алексей Михайловичпринимал депутацию от народа во времена Медного бунта. В Коломенском искусно сочеталисьживописная подмосковная природа и прекрасные шедевры зодчества, созданные талантливыминародными мастерами. В таком сочетании исключительное значение приобретал общийкомпозиционный замысел пространственного решения обширного ансамбля. ВКоломенском периода его рассвета имелось все – и широкий захватывающий обзорокрестностей с высокого холма, и изумительный вид на ансамбль с Москвы – реки когда он возникал перед взором, постепенно раскрываясь при приближении к немупо воде , и окаймленные прекрасной архитектурой парадные площади, и бесконечныев своем разнообразии перспективы, возникавшие при обходе дворца.Вид, который открывается при выходена бывшую парадную площадь через арку Передних ворот, до сих пор сохраняетбольшую силу эстетического воздействия.
Архитектура и пространство – это двеосновные категории, художественное сочетание которых всегда разрешалось зодчимикак важнейшая и вместе с тем наиболеесложная проблема. От того, насколькополноценно использовано зодчими окружающее пространство в созданииархитектурного образа, зависит сила и глубина его художественно – эмоциональноговоздействия. Храм Вознесения можно считатьпрекрасным пересказом архитектурной мечты деревянного зодчества русскогосевера,
гениально воплощенным в камне. Весь архитектурный слой памятниканацелен на деревянное дело подобные объемные композиции – почтибуквальные прототипы этого храма – стоят в северных селах, не оставляя сомненияв общности их композиций, одновременно объясняя истоки национальнойсамобытности церкви Вознесения. На мощном, крестообразном в плане основаниипутем своеобразно выполненных переходов вырастает восьмерик, которыйзавершается шатром, уникальным по изысканности силуэта.
Гармоническая формашатра прекрасно выражает устремление архитектурных масс памятника вверх иодновременно созда т их уравновешенность, придавая композиционному строю храманеобходимое свойство спокойствияв движении .Композицияпамятника наполнена стремительностью как бы оправдывая посвящение храмаВознесению создают это движение композиции, вертикали пилястр, раскреповок, ноформа завершающего шатра прида т общему построению покой в достигнутойгармонии противоположностей заключена удивительная сила эстетическоговоздействия этого памятника, не оставляющего никого равнодушным.И ещ одна особенность свойственнаэтому храму, взметнувшемуся ввысь более чем на 60 метров, венчающему высокийбереговой холм Москвы – реки непревзойд нное единство целого зодчий лепитархитектурный объ м столпа, не разрушая его общей формы кристалла. Своеобразен,например, художественный при м перехода от основания к восьмерику, выполненныйпоясом из тр х расположенных один над другим килевидных кокошников.
При миспользования диагональной кривой в переходных элементах архитектурнойкомпозиции распростран н в зодчествемногих стран, но здесь мастер тр хкратным повторением формы кокошника созда тудивительный рисунок этого перехода, который снизу представляется слегкавыпуклым, упругим, усиливающим впечатление динамики архитектурных масс.Одновременно такой при м обеспечил неразрывность, слитность объединяемых архитектурныхформ столпа храма. Выше та же форма наклонной, диагональной кривой использованав венце
кокошников, аналогично декорируя переход от восьмерика к шатру. Основой выразительности храма служитгеометрически чистая форма гигантского кристалла, состоящая из основания,восьмерика и шатра, скомпонованных слитно и неделимо все вспомогательныедекоративные элементы нигде не нарушают эту основную форму, лишь способствуявпечатлению е целостности. Есть ещ одна интересная общая закономерность композициипамятника, в значительной мере способствующая
созданию органичности его облика в построении храма ч тко прослеживается пирамидальность и одновременно с нейпостепенное – с высотой – упрощение объ мных архитектурных форм. Действительно,самый нижний ярус представляет собой обширную, усложн нную в плане аркадуоснования, несущую террасу – гульбище с широко раскинувшимися, ниспадающимилестницами – входами. Вторым ярусом служит крестообразный в плане объ м смногочисленными уступами раскреповок это достаточно сложная объ мная форма,однако заметно проще сложного и пространственно развитого нижнего яруса храма.Третий ярус – восьмерик имеет ещ более простую форму, лишь незначительнообогащ нную выступающими на его гранях пилястрами, а завершающий шат р выполненв геометрической форме. Подобная композиция прекрасноувязывается с земл й, прида т построению храма убедительную органичность -естественный рост вверх, а наиболее простые геометрические формы верхних ярусовпрекрасно читаются с
более отдал нных точек обозрения. Поразительно художественноесовершенство храма Вознесения можно ещ и ещ раз вникать в сложный языкархитектурной выразительности и открывать новые и новые закономерности итонкости мастерства, позволившие этому памятнику занять достойное место средишедевров мирового зодчества.