Ранний гуманизм в Италии

Реферат
 
натему: Ранний гуманизм в Италии

Мировоззренческойосновой Возрождения стал гуманизм. Идейное содержание ренессансной культурывыразилось в научных, литературных, философских, педагогических и иных воззрениях,которые поставили в центр мира человека. Родиной гуманизма (как и Возрождения)стала Италия. В первой половине ХVв.итальянский ученый и писатель Леонардо Бруни назвал новую светскую науку очеловеке, его месте в мире и поведении в обществе термином “humanitas”(человеческая природа, духовная культура), от латинского слова “humanus”“человеческий”. Поэтому весьма часто “гуманизм” трактуют как синоним слова“человечный”,”человеколюбие”.
Сами гуманисты(Ф.Петрарка, Лоренцо Валла, Леонардо Бруни) употребляли этот термин в томсмысле, который вкладывали в это слово во времена Цицерона — самим Цицероном иего современниками. Например, Авлом Гелием, римским ритором IIв. н.э. По Авлу Гелию термин «humanitas” означал не только” проявлениечеловечности”, сколько “человеческую натуру”. Авл Гелий писал, что “гуманизмозначает не … доброе отношение и благожелательство ко всем людям без разбора”,а называет гуманизмом – “эрудицию и осведомленность в науке и искусствах”.Итак, гуманизм – это “эрудиция и осведомленность в науке и искусствах”, в такомзначении этот термин и употребляли сами гуманисты. Одним словом, в Италии ХV-ХVIвв. термин “humanitas“ означал светскую образованность. Светские науки(studiahumana) были противопоставлены науке церковной (studiadivina).Впротивовес studiadivinitatis – познанию божественного (наукам о божественном,составившим основу схоластической системы знания) – гуманисты выдвинули новыйкомплекс гуманитарных знаний – studiahumanitatis, куда входила грамматика,риторика (традиционные для средневековой системы образования), филология(преимущественно занималась сопоставлением и выверкой текстов античных авторов),история (должна была осмыслить деятельность сильных личностей и великих мирасего, а также изучать достижения культуры и усилия общества), педагогика(должна была сформировать гармонически – духовно и физически – совершеннуюличность), поэтика (занималась осмыслением как античной, так и современнойпоэзии), этика (последняя стала стержнем всего этого комплекса). Этот новыйкомплекс гуманитарных наук основывался на изучении древнегреческого илатинского (классического) языков. В центр всей системы гуманитарных знанийбыла поставлена моральная философия, в которой особое место было отведеносветской этике, которая разрабатывала проблему достоинства человека,основанного на личных качествах и способностях, а не богатстве и знатности.Оттермина «studiahumanitatis» ведут начало термины »гуманист» (знаток иприверженец studiahumanitatis) и гуманизм.
Окончательно термин«ренессансный гуманизм» (или «гуманизм эпохи Возрожджения») сложился в научнойлитературе ХIХ в. на основе двухпонятий «humanitas” (в значении – приущая человеку духовная высоконравственнаякультура) и “studiahumanitatis” (т.е. термин, обозначивший новый комплексгуманитарных дисциплин). Профессионально изучением комплекса наук“studiahumanitatis” занимался новый слой людей — главным образом светскойинтеллигенции (кстати, весьма разнородный по своему происхождению. Среди еепредставителей можно было встретить выходцев из самых в общем-то полярных слоевобщества – от представителей купеческой среды и потомственных аристократов досыновей крестьян и ремесленников) — гуманисты.
Впервые слово«гуманист» встречается в 1490 г. В середине ХУ1 в. оно прочно вошло в обиходученых. Так стали называть знатоков и преподавателей философии, риторики,истории, поэтики, читавших дисциплины комплекса studiahumanitatis на младшихартистических факультетах университетов. Хотя в то же время следует сказать,что термин «гуманист» не имел строго профессионального звучания. Скорее он былпризнанием определенных качеств или (что особенно важно!) степениобразованности в науке и искусстве. Безусловно, в Италии ранее всеговыработалось представление о гуманисте как об образованном человеке, владеющемдревними языками, знающем историю, древнюю литературу, философию, поэзию и т.д.
Итальянский гуманизмзахватил три столетия – с ХIVв. до начала ХVII столетия (в странахСеверного Возрождения – Германии, Франции и др. – гуманизм начал развиватьсязначительно позже – только в конце ХУ в. и достиг своего расцвета, а затем ипережил упадок в течение ХVIстолетия). По мнению профессора МГУ Лидии Михайловны Брагиной – крупнейшегоспециалиста в области изучения итальянского гуманизма – последний имел 5 стадий(или периодов) своего развития: 1. Период раннего гуманизма (в Италии) продолжалсясо второй половины ХIV в. до начала ХVстолетия; 2. Следующий период захватил начало ХVви длился до середины 40-х гг. ХVв.; 3. Третий период – это 40-е—90-е гг. ХVв.; 4.Четвертый – продолжался до 20-30-х г. ХVIв и, наконец, 5 период – охватывал 40-е—90-е гг. ХVIв. (либо начало ХVII в.), особенностипервых трех (что объясняется хронологическими рамками лекциионной темы) мырассмотрим несколько ниже.
Программа становленияновой гуманистической культуры в основных чертах была намечена великим поэтомитальянского Возрождения Франческо Петраркой (1304—1374), а ее разработкузавершили его последователи и друзья – Боккаччо (1313—1375) и Салютати(1331—1406), чье творчество пришлось на период Раннего гуманизма, охватившего вИталии более 60 лет и закончившегося с уходом Салютати.
Заметим, однако, чтоитальянцы со времен Ренессанса считают, что начало итальянской литературеВозрождения положили три флорентийских светоча: предтеча Возрождения,“последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени” (переходная фигураот средних веков к Ренессансу) Данте, Франческо Петрарка и Боккаччо. Впрочем,на наш взгляд, более справедливой представляется позиция тех исследователей,которые считают основателем Возрождения Петрарку. И с его творчеством связываютначало итальянского гуманизма.
Великий поэт имыслитель, первый гуманист и первый человек Возрождения Франческо Петрарка(1304-1374) родился вдали от родного города Флоренции в г.Ареццо, поскольку егоотец состоятельный флорентийский нотариус, принадлежавший к партии белыхгвельфов, в 1302 г. был изгнан из Флоренции и вынужден был искать приют начужбине. В 1312 г. Петрарка с семьей попал в Прованс и поселился вблизиАвиньона, который, как известно, в то время был папской столицей (см.”Авиньонскоепленение пап”). Случилось так, что сам Петрарка провел в Авиньоне лучшие годыжизни и переселился на родину в Италию лишь в ее конце. Учился Петрарка в двухуниверситетах – в Монпелье и в Болонье, где изучал право, но юристомстановиться не собирался. Еще в юности у него появился покровитель –представитель влиятельного рода Колонна – кардинал Джованни Колонна, при дворекоторого он прожил ряд лет.Тогда же (в молодые годы) он решил принять духовныйсан. Это и позволило Петрарке, получая церковные бенефиции (пусть и оченьскромный, но постоянный доход), вести достаточно независимый образ жизни, азатем всецело заняться любимым творчеством.
Долгие годы Петраркапровел на юге Франции (в Авиньоне (с 1326 г.) и Воклюзе (живописная долинаоколо Авиньона, где в полном уединении, предавясь чтению древних авторов, онпровел 4 года.Воклюз – время расцвета его творчества, здесь были написаны либозадуманы и начаты почти все его сочинения, такие, например, как “Жизньзнаменитых мужей” – биографии героев Античности, начиная с Ромула; латинскаяпоэма “Африка”, посвященная Сципиону Африканскому Старшему, за которую 8 апреля1341 г. на Капитолийском холме он был объявлен “великим поэтом и историкомИталии”, а его голова была увенчана лавровым венком); много путешествовал (хотяэти путешествия не были деловыми, что было обычным делом для человекаСредневековья:“истинной причиной” путешествий было “желание видеть многое”, аэто было новым явлением для ХIVв.), бывал в Германии, Фландрии, северных городах Франции, а последние двадцатьлет жизни жил в Милане (с 1353 г. у архиепископа Джованни Висконти), Венеции (с1361 г.), Падуе, Акве (вблизи Падуи с семьей своей незаконной дочери Франчески,где и умер, как он мечтал, внезапно, за столом, склонившись над древнейрукописью, не дожив 2 дня до своего 70-летия).
Наследие Петраркиогромно. Его имя обессмертила лирическая поэзия на вольгаре (народныйитальянский язык), собранная в “Книге песен” (“Канцоньере”, 366 стихотворений,из которых 317 — сонеты) и посвященная Лауре. Благодаря Петрарке этаавиньонская женщина стала бессмертной. Лауру Петрарка встретил в 1327 г. вАвиньоне, и с первого взгляда полюбил, любил всю жизнь, и своими стихами в еечесть обессмертил. Впрочем, нельзя не признать, что до сих пор существуютисследователи сомневающиеся в реальном существовании этой особы, но столь лиэто существенно? Как равно и то, что, вероятнее всего, она была не юной ивосторженой поклонницей поэта, а женой дворянина, матерью семейства и скореевсего особой весьма равнодушной к сонетам Петрарки. Важнее другое: этакрасавица смогла вдохновить 23-летнего поэта на утонченную любовную лирику,которая до сих пор считается эталоном любовной поэзии Ренессанса и одной извершин мировой поэзии вообще. Ведь, с “Канцоньере”, в сущности, начинается всяренессансная поэзия, воспевающая красоту вполне обычной земной женщины. Главнымсодержанием любовной поэзии Петрарки (в отличие от абстрактной любви поэтовпредшествующего времени) было глубоко индивидуальное чувство к городскойженщине. Любовные сонеты Петрарки обнажили особый внутренний мир автора иглубину его переживаний.
Часть “Канцоньере” (иэто, думается, нельзя не отметить) составляли стихи гражданского звучания:политические канцоны, сонеты против авиньонской курии и т.д. Пожалуй, лучшейполитической канцоной считается “Моя Италия”, где Петрарка призвал к единствустраны и прекращению междоусобиц.
Помимо “Книги песен” наитальянском языке была создана и аллегорическая поэма “Триумфы”. Большинство жесочинений Петрарки написано на классической латыни. Подчеркнутое предпочтениелатинского языка было вызвано увлеченностью поэта древностью. На латынинаписаны поэма “Африка” (о героических деяниях победителя карфагенян СципионаАфриканского), эклоги “Буколических песен”, произведение биографичесого жанра“О знаменитых людях”, исповедь “Моя тайна”; ряд трактатов: “Об уединеннойжизни”, “О невежестве своем собственном и многих других людей”, “О средствахпротив всякой Фортуны” и др. Обширный пласт латинских сочинений Петракисоставляют его эпистолярные циклы – “Стихотворные послания”, “Старческиеписьма”, “Письма без адреса” и др. Здесь подняты мировоззренческие и научныепроблемы, волновавшие поэта, — философские, этические, религиозные,политические и мн.др.
Идейной доминантойтворчества Петрарки стала “любовь к древним”, Петрарка был лучшим среди своихсовременников знатоком античной литературы, поэзии, философии, истории имифологии. Он стремился уподобить свою жизнь античному образцу, считал себяпреемником поэтов древности и, находя свой век испорченным, искал убежище вАнтичности. Занятия античностью поглощали львиную долю его времени: оннеутомимо разыскивал рукописи (этим также были продиктованы многие его поездкии путешествия), нашел не известные в средние века 2 речи и письмо Цицерона,трактат о красноречии римского писателя Квинтилиана и др. Ему удалось собрать весьмаценную библиотеку античных рукописей (она включала множество сочинений более 30древних авторов), он же был их первым текстологом и комментатором и смогзаложить основы ренессансной классической филологии.В целом, усилия Петраркиположили начало характерному для культуры Возрождения процессу восстановленияпреемственных связей с Античностью.
Писатели Античности дляПетраки были живыми людьми, он писал им письма и мысленно общался с ними.Первым из гуманистов Петрарка очень высоко оценил Платона и, очистив идеиантичных авторов от позднейших искажений, использовал их под новым угломзрения. Первым он начал осознавать необходимость критического отношения кдревним авторам. И, обратившись к классической латыни, он открыл ее силу иизящество.
Свое увлечениеАнтичностью Петрарка не противопоставлял христианским идеалам, они у него непротиворечат друг другу. Мало того, на протяжении всей жизни он пыталсяпримирить языческую Античность и христианство, т.е. Христа с Цицероном. Исчитал, что светская образованность, знание античной философии, поэзии непротиворечит принципам христианства, а скорее наоборот, наследие древних иязыческая мудрость (например, языческой поэзии) способны обогатить мирхристианства.
Петрарка первым (чем иобъясняется сила его воздействия на умы современников) выразил основныепринципы гуманизма (В его произведениях содержались в неразвернутом виде все теидеи, которые его преемники развили и затем превратили в стройную систему) ипервым почти полностью подчинил свою жизнь занятиям литературой и философией. Всущности, Петрарку можно рассматривать как первого интеллигента в узком смыслеслова, поскольку он занимался исключительно умственным трудом.
Главным содержанием егопроизведений – трактатов и писем – является нравственная философия, рассматривающаяэти проблемы. В трактате “Об уединенной жизни”он утверждал, что для того, чтобыиметь возможность погрузиться в науку, нужны уединение и деятельный досуг (всочетании с науками уединение и есть (по Петрарке) свобода и наслаждение).
Он считал необходимымобращение всей системы знаний к проблемам человека. Главными средиобразовательных дисциплин ему представлялись филология, риторика, поэзия иособенно моральная философия. Он заложил основы новой гуманистической этики,главным принципом которой было достижение нравственного идеала путемсамопознания, а также образования, смысл которого Петрарка видел в широкомовладении культурным опытом человечества.В его этике одним из основных понятийстал термин “humanitas” (т.е., как мы уже говорили, дословно “человеческаяприрода”, “духовная культура”). Именно он лег в основу построения новойгуманистической культуры, которая в свою очередь дала толчок для развитиякомплекса studiahumanitatis. Петрарка считал, что главное достоинство,возвышающее человека над толпой, это не его знатное происхождение, а высокаяобразованность, занятия науками, поэзией, которая придает человеку его«человечность». В одном из писем он писал, что «Многое весьма удивительноесоздал Господь… но самое удивительное из всего созданного им на земле –человек». Эта мысль о человеке, владеющем могущественным разумом, и легла воснову гуманизма. Далекий от душевной гармонии, человек беспокойной натуры,Петрарка был снедаем внутренними сомнениями и противоречиями (чем вопределенной степени также объясняется его страсть к частой перемене мест).Наиболее яркое воплощение колебания Петрарки нашли в трактате “Моя тайна”,написанном в почти 40-летнем возрасте. Это большое прозаическое произведение –исповедь мятущегося в поисках истины человека. В этом сочинении были заложеныпочти все этические идеи и основные черты мировоззрения Петрарки. Трактатпредставляет собой диалог Августина и Франциска (т.е. Петрарки). Это спор междудвумя сторонами сознания поэта.
Петрарка автормногочисленных писем, основные из которых были собраны в 2 сборника: “Книгуписем о делах повседневных” (350 писем) и “Старческие письма” (125писем)(последний сборник он предполагал закончить автобиографией “Письмом кпотомкам”), в которых он делится своими размышлениями, обращенными ко всемобразованным людям (в большей степени к людям будущего, поскольку он несомневался, что его занятия, история его жизни, склонности и т.д. принесутпользу и последующим поколениям). В его произведениях частенько звучит мотив (характерный, впрочем,для дальнейшего развития гуманизма) о том, что мудростью и разумом наделенылишь немногие образованные люди, остальные же – “глупцы”, “стада лишенныхразума животных”, лишь внешне сохранивших облик человека.Он противопоставляетузкий круг достойных уважения – «народу»”(под которым подразумеваетлюдей неученых), свою ученость – “толпе жаждущих низменных прибылей” и ееневежеству. “Образованных всегда мало, а в наше время – чрезвычайно мало…,” — писал Петрарка, и эти слова великого поэта как ни странно не потеряли своегосмысла и сейчас.
Еще при жизни слава оФранческо Петрарке перешагнула границы Италии. Для гуманистов он сталклассиком: его переводили на языки разных стран Европы, ему подражали, егосочинения комментировали, его яркой индивидуальностью восхищались.Особенносильным влияние Петрарки оказалось в поэзии – его”Книга песен” дала импульсобщеевропейскому явлению петраркизма.
Младшим другом Петраркибыл итальянский писатель Джованни Боккаччо (1313—1375). Уроженец Флоренции,купеческий сын, Джованни Боккаччо свои лучшие юные годы провел в Неаполе. Здесьон изучал каноническое право и коммерцию, но главным его увлечением была поэзия(сочинения Вергилия, Овидия, Данте) и рыцарская литература. Боккаччо – автормногих поэтических и прозаических произведений, написанных на народномитальянском языке — вольгаре. Первые, наиболее ранние его сочинения – стихи,воспевающие Фьямметту, роман “Филоколо” (начат в 1336 г.), поэма “Филострато”(1338). В 1340 г.Боккаччо вернулся во Флоренцию, где пробовал свои силы напоприще дипломатии и торговли, занимался литературной деятельностью.
В это время он(обратившись к новым жанрам) написал роман в прозе и стихах “Амето, или Комедияфлорентийских нимф”, начало ренессансной пасторали; роман-исповедь о любви “ЭлегияМадонны Фьямметты”; и возвеличивающую человека лирическую поэму “Фьезоланскиенимфы”.
Самым известным изначительным произведением Боккаччо, вершиной его творчества является сборникновелл “Декамерон”( в переводе на русский язык означает “Десятиднев”; греческоеназвание этого сочинения в сущности было данью греческому языку, которымБоккаччо овладел одним из первых среди гуманистов), созданный в конце40-х-начале 50-х гг. Х1У в. “Декамерон” состоял из 100 новелл, рассказанных втечение 10 дней поочередно, уединившимися от чумы в предместья Флоренции,девушками и юношами из благородных семей. Новеллы были популярны средисовременников, имели колоссальный успех. В своих новеллах Джованни Боккаччо выступилсо смелой светской концепцией человека и высказал ряд чисто гуманистическихидей (Например, благородство человека, по мнению Джованни, коренится не взнатности и богатстве, а в нравственном совершенстве и доблести).
Кроме того, в своихновеллах автор с необычайной проницательностью раскрыл пестроту окружавшей егореальной жизни с богатством людских характеров и обстоятельств. Герои новелл –это представители разных общественных слоев (купцы, врачи, школяры,ремесленники, судьи и т.д., являвшиеся этим разнообразным итальянским обществом эпохиТреченто), но вместе с тем люди, ценящие земные, плотские радости иудовольствия (кстати, считавшиеся церковью низменными, так что в данном смыслеавтор фактически выступил против церковного аскетизма.И недаром официальнаяримская церковь с неприязнью отнеслась к “Декамерону”, осудив его какпроизведение безнравственное, и настаивала на отречении автора от своегосочинения).
Вклад Боккаччо всоздание литературы Возрождения, безусловно, огромен. Его считают подлиннымноватором городской новеллы Ренессанса, жанр которой он довел до совершенства,открыл путь всей новеллистике эпохи Возрождения.
В “Декамероне” и другихсвоих произведениях Боккаччо выступил со смелой светской концепцией человека, среалистическим изображением нравов своего времени.
“Декамерон” имелогромную популярность в Италии, где Боккаччо имел немало продолжателей(Например, Франко Саккетти, Мазуччо и др.). В Х1У в. его сборник новелл былпереведен на французский и английский языки. Сюжеты “Декамерона” в дальнейшемчасто заимствовались в писателями-гуманистами других стран Европы (Например, вХУ1 в. во Франции в подражание “Декамерону” появился ”Гептамерон” МаргаритыНаваррской).
Боккаччо был известен икак ученый-филолог. Важным вкладом Боккаччо в формирование культуры Ренессансастало его латинское сочинение “Генеалогия языческих богов” – филологическийтруд, явившийся своеобразным сводом античных мифов, в котором автор выстроилсвоеобразный пантеон богов и героев античной мифологии. В целом,“Генеалогия”Боккаччо стала началом гуманистического осмысления античной мифологии с позицийновой филологии.
Дело основателей новойкультуры продолжил их младший современник и последователь КолюччоСалютати(1331—1406). Представитель старинного тосканского рыцарского рода, юрист пообразованию (он закончил юридический факультет в Болонье), Салютати, начиная с1375 г. и до конца своих дней (т.е. до 1406 г.) занимал должность канцлераФлорентийской республики (Впрочем, до этого он попробовал себя в качествесудьи, нотария и канцлера коммун Тоди, Лукки и Стиньяно).
В своих сочинениях –многочисленных трактатах, речах и письмах – он развивал программу ренессанснойкультуры. Он считал, что путь к истинному знанию открывает не схоластика, аантичная мудрость, заключенная в поэзии, философии, мифологии, а также враннехристианском учении.В своих трактатах (“О роке, судьбе и случайности”, “Оподвигах Геракла”,“О жизни в миру и монашестве” и др.), публицистическихписьмах, инвективах, посвященных проблемам морали, он (в противовес аскетизмуцерковной морали) отстаивал идеал активной гражданской жизни, доказывалглавенствующую роль этики ссистеме гуманитарных знаний.
Основная заслугаСалютати состоит в утверждении гуманистической образованности как основыразвития новой культуры. В своем творчестве Салютати дал широкое обоснованиекомплекса гуманистических дисциплин –studiahumanitatis – включая в нихграмматику, филологию, историю, поэзию, риторику, диалектику и педагогику(выдвинув их на первый план), но главное место отводил этике. Особый смысл и значениеон придавал понятию humanitas (человечность, духовная культура), трактуя егокак цель новой образованности (в ней должны были сочетаться высокий уровеньзнания, основанного на классическом наследии и разносторонний опыт, активнаясозидательная деятельность личности). Он считал, что новая образованностьпоможет глубже проникнуть в смысл Священного Писания, хотя до конца своих днейон не мог примириться с аскетизмом церковной морали. Канцлер Флоренции К.Салютати,ратовавший за распространение гуманистических идей, открыл свой дом для занятийкружка молодежи, из которого вышли в дальнейшем очень известные гуманистыИталии Леонардо БруниАретино, ПоджоБраччолини, Пьетро Паоло Верджерио.
В сущности,деятельностью Салютатив начале ХУ в. завершается шестидесятилетний этап раннегогуманизма в Италии. На этом этапе была выдвинута программа построения новойкультуры на основе комплекса гуманистических дисциплин studiahumanitatis. Его главнымиитогами были переориентация знания и образования на проблемы земного бытиячеловека, реабилитация наследия Античности и зарождение ренессанснойлитературы. Выдвинутую же в этот период гуманистическую программу претворили вжизнь люди Кватроченто (т.е. ХVвека.).
На ХVвек приходятся соответственно второй и третий периоды итальянского гуманизма.

Список источников литературы
1. БаткинЛ. М… Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука, 1978.Изд. на ит. яз. 1990.
2. БаткинЛ. М. Итальянское возрождение: Проблемы и люди. М.: Изд-во РГГУ, 1995.
3. БрагинаЛ. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М.,2002
4. ГорфункельА. Х. Гум/>анизм и натурфилософия итальянского Возрождения,М., 1977
5. КорелинМ. С. Ранний итальянский гуманизм и его историография, т.1-4, СПб, 1914
6. КудрявцевО. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991
7. РевякинаН. В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV—XV вв. Иваново, 1993
8. РевякинаН. В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново, 2000