ОАО РЖД
Иркутский государственный университет путей сообщения
РГР по Экономике
Расчет экономической эффективности устройств СЦБ
Вариант 57
Иркутск 2008
Содержание:
1. Введение
2. Задание на РГР
3. Расчет эксплуатационных расходов
4. Расчет фондов оплаты труда работникам хозяйств
5. Расчет отчислений на социальные нужды
6. Расчет материальных затрат
7. Расчет амортизационных отчислений
8. Расчет расходов, связанных с простоем поездов на промежуточныхстанциях
9. Расчет расходов, связанных с остановками поездов на промежуточныхстанциях
10. Расчет прочих расходов
11. Выводы по результатам расчетов
1. Введение
В расчетно-графической работе приводится расчет эксплуатационныхрасходов в зависимости от типа устройств СЦБ, применяемых на данном участкежелезной дороги:
ПАБ с ЭЦ, АБ с ЭЦ или ДЦ. Для удобства расчетов используются пакетыпрограмм MathCad и MicroSoft Excel.
2. Задание на РГР
Кол-во разделительных Пунктов на уч-ке /> ед 18
Кол-во стрелок с ЭЦ на участке /> стр 240
Число пар груз поездов в сутки Nгр пара поездов 29
Число пар пасс поездов в сутки Nпасс пара поездов 3
Средняя ходовая скорость гр поездов Vx км/ч 63 средний состав гр поезда m вагон 57 Серия локомотива ВЛ-10р
Расходы на один разгон и замедление/>рз руб 0,116 Длина участка L км 240 Кап. Вложения, млн. руб ПАБ с ЭЦ 501 АБ с ЭЦ 360 ДЦ 203 Кол-во поездо-часов простоя в год ПАБ с ЭЦ 84,2 АБ с ЭЦ 45,6 тыс. п-ч ДЦ 38,6 Коэф-т участковой скорости ПАБ с ЭЦ 0,486 АБ с ЭЦ 0,526 ДЦ 0,611
3. Расчет эксплуатационных расходов
Эксплуатационные расходы, зависящие от устройств СЦБ и связи, рассчитываютсядля каждого варианта. Тип устройств СЦБ определяет затраты на их ремонт иамортизацию, содержание штата, занятого управлением стрелками и сигналами(сигналистов, дежурных по станции). Кроме того, тип устройств СЦБ влияет нарасходы, связанные с простоями поездов на промежуточных станциях при обгонах искрещениях, а также с разгонами и замедлениями поездов.
Эксплуатационные расходы по каждому варианту можно подсчитать поформуле
Э = Этдп +Эш+Эс+Эм+Эам+ЭNt+Эост+Эпр,
где Этдп — фонд оплаты труда работникам хозяйств:локомотивного, движения и пути;
Эш — фонд оплаты труда работникам хозяйствасигнализации и связи;
Эс — отчисления на социальные нужды работникам хозяйств:
локомотивного, движения и пути, сигнализации и связи;
Эм — материальные затраты;
Эам — амортизационные отчисления от стоимости устройствавтоматики и связи;
ЭNt — расходы, связанные с простоями поездов напромежуточных станциях
Эост — расходы, связанные с остановками поездов напромежуточных станциях;
Эпр – прочие расходы.
4. Расчет фондов оплаты труда работникам хозяйств
С введением новых устройств автоматики и связи изменяется штатработников не только в хозяйстве сигнализации и связи, но и в другиххозяйствах. Следовательно, изменятся и расходы на содержание эксплуатационногоштата. При более совершенных устройствах СЦБ уменьшается штат работниковхозяйств локомотивного и движения, но при этом несколько увеличивается штатработников хозяйства сигнализации и связи и требуется дополнительное количествомонтеров по очистке стрелок. Поэтому при определении экономическойэффективности необходимо рассчитывать штат работников хозяйств: локомотивного,движения и пути сигнализации и связи, а также фонд оплаты труда по каждомуварианту.
Годовой фонд оплаты труда можно определить по формуле:
Этдп или Эш/>
Чi – явочная численность работников каждой должности
Ti – тарифная ставка первого разряда, Ti=2008
кi – тарифный коэффициент 1-ro разряда работникакаждой должности (см. табл. 1)
К1i – доля премий и доплат за работу в ночное время,праздничные дни и др. (см. табл. 2);
К2i – доля дополнительной заработной платы (в основномоплата отпусков) от всей начисленной основной заработной платы (см. табл. 2);
К3 – коэффициент, учитывающий отдаленность (северныйи районный), К3=1,5.
Тарифные коэффициенты Таблица 1Категории Коэффициенты 5 6 7 8 9 10 11 Специалисты предприятий 2,06 2,33 2,64 2,99 3,36 3,82 4,3
Коэффициенты премий, доплат и дополнительной заработной платы Таблица2Хозяйства
К1i
К2i Локомотивное 0,126 0,036 Движения и пути 0,098 0,017 Сигнализации и связи 0,118 0,020
Численность работников локомотивных бригад, зависящая от вводимыхустройств автоматики на заданном участке:
/>
где Nt- бригадо-часы локомотивных бригад (принимаются равнымипоездо-часам простоя);
Тм — среднемесячная норма рабочего времени, ч.;
Тг — среднегодовая норма рабочего времени, ч.; Тг=2004
2 — состав локомотивной бригады, чел.
Локомотивные бригады
/>
ПАБ с ЭЦ
/>
АБс ЭЦ
/>
ДЦ
Служба движения
Штат по службе движения рассчитывается по каждому варианту сучетом наличия на участке двух станций III класса, пяти станций IV класса, аостальные — V класса. На каждой станции принимаются два стрелочных поста. Нормыобслуживания на станциях приведены в табл. 3.
Нормы обслуживания на станциях Таблица 3Устройство СЦБ Класс станции Норма обслуживания Полуавтоматическая блокировка III Один начальник станции, четыре дежурных по станции IV V Один начальник (с дежурством в смене), три дежурных по станции Автоматическая блокировка III Один начальник станции, четыре дежурных по станции IV V Один начальник (с дежурством в смене), три дежурных по станции Электрическая централизация III, IV, V Один монтер по очистке стрелок на один стрелочный пост Диспетчерская централизация III Один начальник станции IV V
Количество станции согласно заданию: III – 2, IV – 5, V – 10.
ПАБ с ЭЦ
Согласно нормам обслуживания на станции требуется следующий штатработников:
Начальник станции: 11 разряда – 2чел.
10 разряда – 5 чел.
9 разряда – 10 чел.
Дежурный по станции: 10разряда – 8 чел.
9 разряда – 20 чел.
8 разряда – 30 чел.
Монтер 5 разряд – 34 чел.
АБ с ЭЦ
Так как штат сотрудников службы Д аналогичен таковому для вариантас ПАБ, то можно сделать вывод, что и фонды оплаты работы сотрудников равны.
ДЦ
Согласно нормам обслуживания на станции требуется следующий штатработников:
Начальник станции: 11 разряда – 2чел.
10 разряда – 5 чел.
9 разряда – 10 чел.
Служба Ш
Штат работников, обслуживающих устройства СЦБ и связи на участке,рассчитывается по данным табл. 4.
Таблица 4 Устройство СЦБ Единица измерения Объект обслуживания Расчетный штат на единицу измерителя Полуавтоматическая блокировка 45 стр. (ключевой зависим.) Устройства ПАБ на участке Один электромеханик 9 разряда 70стр. Один электромонтер 5 разряда Автоблокировка 32км Устройства АБ на однопутном участке Один электромеханик 9 разряда 60км Один электромонтер 6 разряда Диспетчерская централизация 32 км Устройства ДЦ на однопутном участке Один электромеханик 9 разряда 60км Один электромонтер 6 разряда Электрическая централизация 30стр. ЭЦ на промежуточных станциях Один электромеханик 8 разряда 37стр. Один электромонтер 5 разряда
Кроме указанного штата дополнительно принимается для каждых шестиэлектромехаников один старший электромеханик 10 разряда.
ПАБ с ЭЦ
Штат сотрудников: Электромеханик 9 разряда – 6
Электромонтер 5 разряда – 11
Электромеханик 8 разряда – 8
Старший электромеханик 10 разряда – 3
АБ с ЭЦ
Штат сотрудников: Электромеханик 9 разряда – 8
Электромонтер 6 разряда – 4
Электромеханик 8 разряда – 8
Электромонтер 5 разряда – 7
Старший электромеханик 10 разряда – 3
ДЦ
Штат сотрудников: Электромеханик 9 разряда – 8
Электромонтер 6 разряда – 4
Старший электромеханик 10 разряда – 2
Расчет фонда оплаты труда сводится в табл. 5(ПАБ), 6(АБ), 7(ДЦ)
ПАБ с ЭЦ Таблица 5Должность Класс станции Разряд Численность Мест. тар. ст. ФЗП мес. Служба Т (локомотивная) Машинист 10 42 7670,56 322163,52 Помощник машиниста 8 42 6003,92 252164,64 Итого тарифная заработная плата 574328,16
Премии и доплаты (К1i) 72365,35 Итого основная заработная плата 646693,51
Дополнительная заработная плата (К2i) 23280,97 Итого ФЗП: — месячный 669974,47 — годовой 8039693,69 Всего ФЗП 12059540,5
(с учетом районного коэффициента К3) Службы Д и П (движения, пути) Начальник станции III 11 2 8634,4 17268,8 IV 10 5 7670,56 38352,8 V 9 10 6746,88 67468,8 Дежурный по станции III 10 8 7670,56 61364,48 IV 9 20 6746,88 134937,6 V 8 30 6003,92 180117,6 Монтер пути 5 34 4136,48 140640,32 Итого тарифная заработная плата 640150,4
Премии и доплаты (К1i) 62734,7392 Итого основная заработная плата 702885,139
Дополнительная заработная плата (К2i) 11949,0474 Итого ФЗП: — месячный 714834,187 — годовой 8578010,24 Всего ФЗП 12867015,4
(с учетом районного коэффициента К3) Служба Ш (автоматики сигнализации и связи) Ст. электромеханик 10 3 7670,56 23011,68 Электромеханик 9 6 6746,88 40481,28 8 8 6003,92 48031,36 Электромонтер 6 4678,64 5 11 4136,48 45501,28 Итого тарифная заработная плата 157025,6
Премии и доплаты (К1i) 18529,0208 Итого основная заработная плата 175554,621
Дополнительная заработная плата К2i) 3511,09242 Итого ФЗП: — месячный 179065,713 — годовой 2148788,56 Всего ФЗП 3223182,84
(с учетом районного коэффициента К3) Численность и ФЗП по всем хозяйствам 221 28149738,7
АБ с ЭЦ. Таблица 6Должность Класс станции Разряд Численность Мест. тар. ст. ФЗП мес. Служба Т (локомотивная) Машинист 10 23 7670,56 176422,88 Помощник машиниста 8 23 6003,92 138090,16 Итого тарифная заработная плата 314513,04
Премии и доплаты (К1i) 39628,64 Итого основная заработная плата 354141,68
Дополнительная заработная плата (К2i) 12749,10 Итого ФЗП: — месячный 366890,78 — годовой 4402689,4
Всего ФЗП
(с учетом районного коэффициента К3) 6604034,11 Службы Д и П (движения, пути) Начальник станции III 11 2 8634,4 17268,8 IV 10 5 7670,56 38352,8 V 9 10 6746,88 67468,8 Дежурный по станции III 10 8 7670,56 61364,48 IV 9 20 6746,88 134937,6 V 8 30 6003,92 180117,6 Монтер пути 5 34 4136,48 140640,32 Итого тарифная заработная плата 640150,4
Премии и доплаты (К1i) 62734,7392 Итого основная заработная плата 702885,139
Дополнительная заработная плата (К2i) 11949,0474 Итого ФЗП: — месячный 714834,187 — годовой 8578010,24
Всего ФЗП
(с учетом районного коэффициента К3) 12867015,4 Служба Ш (автоматики сигнализации и связи) Ст. электромеханик 10 3 7670,56 23011,68 Электромеханик 9 8 6746,88 53975,04 8 8 6003,92 48031,36 Электромонтер 6 4 4678,64 18714,56 5 7 4136,48 28955,36 Итого тарифная заработная плата 172688
Премии и доплаты (К1i) 20377,184 Итого основная заработная плата 193065,184
Дополнительная заработная плата К2i) 3861,30368 Итого ФЗП: — месячный 196926,488 — годовой 2363117,85
Всего ФЗП
(с учетом районного коэффициента К3) 3544676,78 Численность и ФЗП по всем хозяйствам 185 23015726,2
ДЦ Таблица 7Должность Класс станции Разряд Численность Мест. тар. ст. ФЗП мес. Служба Т (локомотивная) Машинист 10 19 7670,56 145740,64 Помощник машиниста 8 19 6003,92 114074,48 Итого тарифная заработная плата 259815,12
Премии и доплаты (К1i) 32736,71 Итого основная заработная плата 292551,83
Дополнительная заработная плата (К2i) 10531,87 Итого ФЗП: — месячный 303083,69 — годовой 3637004,29 Всего ФЗП 5455506,43
(с учетом районного коэффициента К3) Службы Д и П (движения, пути) Начальник станции III 11 2 8634,4 17268,8 IV 10 5 7670,56 38352,8 V 9 10 6746,88 67468,8 Дежурный по станции III 10 7670,56 IV 9 6746,88 V 8 6003,92 Монтер пути 5 4136,48 Итого тарифная заработная плата 123090,4
Премии и доплаты (К1i) 12062,8592 Итого основная заработная плата 135153,259
Дополнительная заработная плата (К2i) 2297,60541 Итого ФЗП: — месячный 137450,865 — годовой 1649410,38 Всего ФЗП 2474115,56
(с учетом районного коэффициента К3) Служба Ш (автоматики сигнализации и связи) Ст. электромеханик 10 2 7670,56 15341,12 Электромеханик 9 8 6746,88 53975,04 8 6003,92 Электромонтер 6 4 4678,64 18714,56 5 4136,48 Итого тарифная заработная плата 88030,72
Премии и доплаты (К1i) 10387,625 Итого основная заработная плата 98418,345
Дополнительная заработная плата К2i) 1968,3669 Итого ФЗП: — месячный 100386,712 — годовой 1204640,54 Всего ФЗП 1806960,81
(с учетом районного коэффициента К3) Численность и ФЗП по всем хозяйствам 69 9736582,81
5. Расчет отчислений на социальные нужды
Расчет отчислении на социальное страхование берется в размере35,8% от годового фонда оплаты труда.
/>
ПАБ с ЭЦ
Эс=0,358(2,4926∙107+0,3223∙107)
ЭС=10,0776∙106руб.
АБ с ЭЦ
Эс=0,358(1,9471∙107+0,3544∙107)
ЭС=8,2396∙106руб
ДЦ
Эс=0,358(7,9296∙106+1,8069∙106)
ЭС=3,4856∙106руб
6. Расчет материальных затрат
Материальные затратыскладываются из расходов на материалы и запасные части, расходов наэлектроэнергию и прочих материальных затрат.
Расходы на материалы и запасныечасти в курсовой работе принимаются в размере 1,5 % от стоимости вводимых устройствСЦБ.
Расходы на электроэнергиюопределяются по формуле:
/>
где Цэ/э — цена 1кВт*ч силовой электроэнергии; Цэ/э=0,32
1,2 — коэффициент,учитывающий потери электроэнергии в сети;
Ксп — средний коэффициентспроса, Ксп=0,3;
Руст — суммарнаяустановленная мощность оборудования, Руст= 200 кВт;
Fоб — годовойфонд рабочего времени оборудования в одну смену; Fоб=3
Мсм — число сменработы оборудования; Мсм=3
К3 — коэффициентзагрузки оборудования, К3=0,7.
Прочие материальные расходы Эод (по обновлению техническойдокументации, командировочные, оплату различных услуг и др.) принимаются вразмере 3 % от расходов на заработную плату работников хозяйства сигнализации исвязи.
ПАБ с ЭЦ
Эзип=0,015∙Куст=0,015∙501∙106=7,515∙106руб.
Ээ/э=9.6962∙104 руб.
Эод=0,03∙ЭШ=0,03∙3,2233∙106=96,695∙103руб.
Эм= Эзип+ Ээ/э+ Эод=7,7086∙106руб.
АБ с ЭЦ
Эзип=0,015∙Куст=0,015∙360∙106=5,4∙106руб.
Ээ/э=9.6962∙104 руб.
Эод=0,03∙ЭШ=0,03∙3,5446∙106=106,34∙103руб.
Эм= Эзип+ Ээ/э+ Эод=5,60330∙106руб.
ДЦ
Эзип=0,015∙Куст=0,015∙203∙106=3,045∙106руб.
Ээ/э=9.6962∙104 руб.
Эод=0,03∙ЭШ=0,03∙1,8069∙106=54,209∙103руб.
Эм= Эзип+ Ээ/э+ Эод=3,1961∙106руб.
7. Расчет амортизационных отчислений
Расходы на амортизационные отчисления рассчитываются какпроизведение стоимости вводимых устройств СЦБ на установленную нормуамортизации nам:
/>
Нормы амортизационных отчислений для устройств СЦБ приведены втабл. 8. Устройства СЦБ Нормы амортизационных отчислений от стоимости устройств, % Полуавтоматическая блокировка 4,0 Автоблокировка 5,0 Диспетчерская централизация 5,0 Электрическая централизация 5,0
ПАБ с ЭЦ
Эам=/>= 20,04∙106руб.
АБ с ЭЦ
Эам=/>= 25,05∙106руб.
ДЦ
Эам=/>= 25,05∙106руб.
8. Расчет расходов, связанных с простоем поездов на промежуточныхстанциях
Эксплуатационные расходы ЭNtопределяются как произведение поездо-часов простоя на укрупненную расходную ставку:
/>
гдеENt — укрупненнаярасходная ставка на 1 поездо-ч, которая рассчитывается по схеме, приведенной втабл. 9; Измеритель
Ед. расходные ставки
на изм-ль, руб
Затраты изм-ля
на 1 п-час
Расходы
на 1 п-час 1 2 3 4 Вагоно-часы 2,1804 60 130,824 Локомотиво-часы 92,2296 1 92,229 Локомотиво-км усл. Пробега 32,0422 1 32,042 Киловатт-часы эл-энерг 0,186 125 23,25 ИТОГО 278,345
ЭNtПАБ=278,345∙84,2∙103=2,3446∙107руб.
ЭNtАБ=278,345∙45,6∙103=1,2692∙107руб
ЭNtДЦ=278,345∙38,6∙103=1,0744∙107руб
9. Расчет расходов, связанных с остановками поездов напромежуточных станциях
Более совершенные устройстваСЦБ снижают количество остановок. Следовательно, кроме экономииэксплуатационных расходов, необходимо учесть снижение расходов наэлектроэнергию или топливо, на ремонт подвижного состава и пути, связанных суменьшением числа разгонов и замедлений.
Количество остановок пары грузовых поездов на участке определим поформуле:
/>
Тогда эксплуатационные расходы, связанные с разгоном изамедлением, определятся:
/>
ПАБ с ЭЦ
Эост=365∙30∙19,893∙0,116=25,2676∙103руб.
АБ с ЭЦ
Эост=365∙30∙18,889∙0,116=23,9936∙103руб.
ДЦ
Эост=365∙30∙16,122∙0,116=20,4781∙103руб.
10. Расчет прочих расходов
Прочие расходы в курсовомпроекте принимаются равными 10 % от фонда оплаты труда:
/>
ПАБ с ЭЦ
Эпр=0,1(2,4926∙107+0,3223∙107)=2,8149∙106руб.
АБ с ЭЦ
Эпр=0,1(1,9471∙107+0,3544∙107)=2,3015∙106 руб.
ДЦ
Эпр=0,1(7,9296∙106+1,8069∙106)=0,9736∙106 руб.
Результаты расчета эксплуатационных расходов сведем в таблицу 10Показатель Эксплуатационные расходы, тыс. руб. ПАБиЭЦ АБиЭЦ ДЦ
Фонд оплаты труда работников всех хозяйств (Эдтп, Эш)
28149,738
23015,73
9736,582
Отчисления на социальные нужды, Эс
10077,606
8239,63
3485,697
Материальные затраты, Эм
7708,657
5603,301
3196,17
Амортизационные отчисления, Эам
20040
25050
25050
Расходы, связанные с простоем поездов, ЭNt
23436,716
12692,57
10744,15
Расходы, связанные с остановками поездов, Эост
25,267
23,993
20,478
Прочие расходы, Эпр
2814,9738
2301,573
973,6582 Итого:
92252,958
76926,79
53206,73
11. Выводы по результатам расчетов
Проведем расчет сравнительной экономической эффективности.
Для определения экономически выгодного варианта воспользуемсякритерием «приведенные затраты».
/>
Где Эпр – приведенные затраты;
Эi – эксплуатационные расходы i-го варианта;
Ен =0,125;
Кi – капитальные вложения i-го варианта.
ПАБ с ЭЦ
Эпр=92252,958+0,125∙501=154,8780 млн. руб.
АБ с ЭЦ
Эпр=76926,79+0,125∙360=121,9268 млн. руб.
ДЦ
Эпр=53206,73+0,125∙203=78,5817 млн. руб. – MIN
Таким образом можно сделать вывод, что экономически выгоднымявляется использование системы ДЦ.