Федеральное агентство по образованию (Рособразование)
Архангельский государственный технический университет
Технической эксплуатации автомобилей и машин лесного комплекса э
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей.
На тему: Расчет производственной программы сервисного обслуживания и выбор планировочного решения СТО. (наименование темы)
Отметка о зачете.
Руководитель.
Архангельск 2009
Оглавление
1. Технологический расчет
2. Определение количества рабочих постов
3. Расчет персонала станции
4. Расчет площади производственно-складских и административно-бытовых помещений
5. Определение потребности в оборудовании
6. Технологические процессы то и р
Список использованных источников
1. Технологический расчет
1.1 Корректирование удельной трудоемкости ТО и Р, />в зависимости от климатических условий, чел. ч. /1000 км.
/>, (1)
где, /> — нормативная трудоемкость ТО и Р легковых автомобилей i-го класса, чел. ч.; [1]
/> — коэффициент, учитывающий климатические условия; [2]
Особо малый класс: tор1 = 2*1= 2 чел. ч. /1000 км
Малого класса: tор2 = 2,3*1 = 2,3 чел. ч. /1000км
Среднего класса: tор3 = 2,7*1 = 2,7 чел. ч. /1000км.
1.2 Определение средневзвешенного значения откорректированной удельной трудоемкости ТО и Р, tор. ср, чел. ч. /1000км.
/>, (2)
где, АСТОi — количество автомобилей i — го класса, шт; АСТО — общее количество автомобилей, пользующихся услугами СТО, шт.
tор. ср =
= 2.3 чел. ч. /1000км
1.3 Определение ориентировочного значения годовой трудоемкости ТО и Р автомобилей T’ор,чел. час.
/>, (3)
где, Lг — годовой пробег одного автомобиля, км; [2]
Т’ор =
= 22962 чел. час
1.4 Определение ориентировочного количества рабочих постов, />
/>, (4)
где, 0,75 — доля постовых работ;
Кнп — коэффициент неравномерности поступления автомобилей на постах, Кнп=1,15…1,2;
Фя — годовой фонд явочного рабочего, ч; Фя =2008 ч.;
С — количество рабочих смен в сутки; С= 1,5 [2]
Рп — количество рабочих на одном посту, чел., Рп=1,5. .2;
/> — коэффициент использования поста; /> = 0,95.
n’о
=
= 3,33
1.5 Корректирование удельной трудоемкости />в зависимости от количества постов
/>, (5)
где, /> — коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТО и Р в зависимости от количества постов; Кразм= 1,05 [2]
Особо малый класс: t’ор1 = 2*1,05 = 2,1 чел. ч. /1000 км
Малого класса: t’ор2 = 2,3*1,05 = 2,4 чел. ч. /1000км
Среднего класса: t’ор3 = 2.7*1,05 = 2.8 чел. ч. /1000км.
1.6 Определение годовой трудоемкости ТО и Р автомобилей каждого класса, чел. ч.
/>, (6)
Особо малый класс: Тор1 =
= 2205 чел. ч.
Малого класса: Тор2 =
= 15120 чел. ч.
Среднего класса: Тор3 =
= 6664 чел. ч
1.7 Определение суммарной годовой трудоемкости ТО и Р, Тор, чел. ч.
/>, (7), Тор = 2205+15120+6664 =23989 чел. ч.
1.8 Распределение суммарной годовой трудоемкости ТО и Р по видам работ и месту их выполнения.
Таблица 1 — Распределение трудоемкости по видам работ и месту их выполнения
Виды работ
Распределение трудоемкости ТО и Р по видам работ
Распределение трудоемкости ТО и Р по месту их выполнения
на постах, Тпi
На участках, Тучi
%
чел. ч
%
чел. ч
%
чел. ч
Контрольно-диагностические
6
1439,34
100
1439,34
–
–
Техническое обслуживание в полном объеме
35
8396,15
100
8396,15
–
–
Смазочные работы
5
1199,45
100
1199,45
–
–
Регулировка углов управляемых колес
10
2398,9
100
2398,9
–
–
Ремонт и регулировка тормозов
10
2398,9
100
2398,9
–
–
Электротехнические работы
5
1199,45
80
959,56
20
239,8
Работы по системе питания
5
1199,45
70
839,61
30–PAGE_BREAK–
359,83
Аккумуляторные работы
1
239,89
10
23,989
90
215,9
Шиномонтажные работы
7
1679,23
30
503,7
70
1175,4
Ремонт узлов, систем и агрегатов
16
3838,24
50
1919,12
50
1919,12
Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие, сварочные)
–
–
75
–
25
–
Окрасочные и противокоррозийные работы
–
–
100
–
–
–
Обойные работы
–
–
50
–
50
–
Слесарно-механические работы
–
–
–
–
100
–
Итого:
100
23989
–
–
–
–
1.9 Определение годовой трудоемкости уборочно-моечных работ
Уборочно-моечные работы на СТО выполняются непосредственно перед ТО и Р или как самостоятельный вид услуг.
В первом случае годовая трудоемкость /> определяется по формуле, чел. ч.
/> (8)
где, /> — количество заездов автомобиля в год на пост моечно-уборочных работ перед ТО и Р;
= = 2 [2]
/> — удельная трудоемкость уборочно-моечных работ, чел. ч.; tумр= 0,5 чел. ч. для всех классов легковых автомобилей [2].
= (75*2*0,5) + (450*2*0,5) + (170*2*0,5) = 695 чел. ч.
Во втором случае годовая трудоемкость уборочно-моечных работ /> определится по формуле, чел. ч:
/> (9)
где, 1000 — периодичность заезда 1 автомобиля на пост мойки, как самостоятельный вид услуг, км.
= (75*10000*0,5/1000) + (450*10000*0,5/1000) + (170*10000*0,5/1000) = 4865 чел. ч.
Суммарная годовая трудоемкость уборочно-моечных работ по СТО определяется:
/> (10)
Тум = 695+4865= 5560 чел. ч.
1.10 Определение годовой трудоемкости работ по приемке и выдаче автомобилей, Тпв
/>, (11)
где, /> — количество заездов одного автомобиля в год на пост приемки и выдачи,
= />= 2 [2]
/> — трудоемкость приемки и выдачи 1 автомобиля, чел. ч.; выбирается согласно [2]
ТПВ = (75*2*0,15) + (450*2*0,2) + (170*2*0,25) = 287,5 чел. ч.
1.11 Общий годовой объем работ, чел. ч.
Тсто = Тор+Тум+Тпв,
Тсто = 23989+5560+287,5 = 29836,5 чел. ч.
1.12 Определение годовой трудоемкости вспомогательных работ и распределение ее по отдельным видам
Кроме вышеперечисленных работ на СТО выполняются вспомогательные, в состав которых входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, содержанию инженерных сетей и коммуникаций, хранение и выдача материальных ценностей и т.п., />, чел. ч.
Твсп = 0,12*Тсто, (12)
Твсп = 0,12*29836,5 = 3580,38 чел. ч.
Таблица 2 — Распределение трудоемкости вспомогательных работ по отдельным видам
Виды вспомогательных работ
Доля работ в%
Чел. ч.
Ремонт и обслуживание технологического оборудования
25
895,12
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования
20
716,1
Прием, хранение и выдача материальных ценностей
20
716,1
Перегон подвижного состава
10
358,05
Обслуживание компрессорного оборудования
10
358,05
Уборка производственных помещений
7
250,62
Уборка территории
8
286,44
ИТОГО
100
3580,38
2. Определение количества рабочих постов продолжение
–PAGE_BREAK–
Рабочим постом называется автомобиле-место, оснащенное специальным оборудованием и предназначенное для проведения работ по ТО и Р непосредственно на автомобиле. К ним относятся посты полнокомплектного обслуживания автомобилей, текущего ремонта, смазочно-заправочных, окрасочных, кузовных, уборочно-моечных и диагностических работ, а также противокоррозионной обработки кузова и предпродажной подготовки автомобилей.
2.1 Определение количества рабочих постов ТО и Р по каждому виду работ.
/>, (13)
где, />-трудоемкость i-х работ, выполняемых на постах, чел. ч (таблица 1);
/>-коэффициент неравномерности поступления автомобиля на пост,
/> = 1,15;
/>-количество рабочих на i-м посту принимаем для технического обслуживания в полном объеме 2 человека, для остальных видов работ 1 человек; [2]
/> — коэффициент использования поста: /> = 0,95.
Результаты расчета сводим в таблицу. В соответствии с методическими указаниями совмещаем следующие виды работ на одном посту: Контрольно-диагностические, регулировка углов управляемых колес, ремонт и регулировка тормозов — 1 пост (работают 2 человека); техническое обслуживание в полном объеме, смазочные работы — 2 поста (работают 4 человека); электротехнические работы, работы по системе питания, аккумуляторные работы — 1 пост (работает 1 человек); шиномонтажные работы, ремонт узлов, систем и агрегатов — 1 пост (работает 1 человек).
Таблица 3 — Результаты расчета количества постов
№
Виды работ
на постах, Тпi
чел. ч
Число рабочих постов
расчетное
принятое
1
Техническое обслуживание в полном объеме
8396,15
1.6
2
2
Смазочные работы
1199,45
0,24
3
Контрольно-диагностические
1439,34
0,57
1
4
Регулировка углов управляемых колес
2398,9
0,8
5
Ремонт и регулировка тормозов
2398,9
0,8
6
Электротехнические работы
959,56
0,38
1
7
Работы по системе питания
839,61
0,3
8
Аккумуляторные работы
23,989
0,01
9
Шиномонтажные работы
503,7
0,2
1
10
Ремонт узлов, систем и агрегатов
1919,12
0,7
11
Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие, сварочные)
–
–
–
12
Окрасочные и противокоррозийные работы
–
–
–
13
Обойные работы
–
–
–
14
Слесарно-механические работы
–
–
–
15
Итого:
19625,18
–
5
2.2 Определение количества уборочно-моечных постов, nум
/>, (14)
где, /> — количество рабочих на одном посту в зоне уборочно-моечных работ, чел. />=1 чел.;
Кнп = 1,3. .1,5 для СТО до 10 постов и 1,2…1,3 для СТО более 10 постов.
nум =
= 2,7 принимаем 3 поста.
2.3 Определение общего количество рабочих постов СТО, nрп
nрп = nор + nум, (15)
nрп = 5+3 = 8
2.4 Определение количества вспомогательных постов
К вспомогательным постам относятся автомобиле-места, оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологические вспомогательные операции (приемка и выдача автомобилей, подготовка к окраске и сушка автомобилей после окраски и мойки).
2.3.1 Количество постов приемки и выдачи автомобилей, nпв
/>, (16)
где, Kнп = 1,15; />=1 чел.
nпв = = 0,1
Поскольку nпв менее 0,8, следовательно работы по приемке и выдаче автомобилей целесообразно выполнять на постах ТО и Р.
2.5 Расчет числа автомобиле-мест ожидания и хранения.
В зависимости от конкретных условий могут быть запроектированы автомобиле-места ожидания и хранения, размещаемые как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках продолжение
–PAGE_BREAK–
2.5 1 Количество автомобиле-мест ожидания автомобилей перед остановкой на посты ТО и Р определяют по формуле:
/> (17)
nож = 0.5*5 = 2,5 принимаем 3 места.
Данные автомобиле-места предусматриваются в помещении ТО и Р в зонах с очень холодным, холодным и умеренно -холодным климатов. В прочих климатических условиях эти места можно располагать на открытых площадках.
2.5.2 Количество автомобиле-мест хранения автомобилей, прошедших ТО и Р, n хр
/>, (18)
nхр = 3*5 = 15
Количество автомобиле-мест стоянки автомобилей клиентов и персонала СТО вне территории n’хр следует принимать из расчета (0,7…1) место на один рабочий пост.
n’хр= (0,7…1) *∙nрп, (19)
n’хр= 0,8*8 = 6,4
принимаем 7 автомобиле-мест.
3. Расчет персонала станции
3.1 Явочное количество рабочих в зоне постовых работ ТО и Р, />, чел.
/>, (20)
= 2*2+1*2+1*1+1*1 = 8 чел.
где, /> — количество постов для проведения i-х работ; /> — принятое количество рабочих на i-ом посту, чел.
3.2 Явочное количество рабочих в производственных участках />определяется с учетом технологически совместимых работ
/>, (21)
где, /> — годовая трудоемкость i — го вида работ, выполняемая на i-м участке, чел. ч. (табл.1.6)
Объединяем участковые работы согласно таблице 1.10
Участок электротехнических работ, работ по системе питания, аккумуляторных работ:
= = 0,27 чел.
Принимаем 1 человека.
Участок шиномонтажных работ, участок по ремонту узлов систем и агрегатов:
= = 1.02 чел.
Принимаем 1 человека.
3.3 Общее число явочных рабочих, работающих на производственных участках, чел.
/>, (22)
= 1+1 = 2 чел.
3.4 Количество вспомогательных рабочих по отдельным видам работ, />, чел.
/> (23)
где, /> — годовая трудоемкость i-х вспомогательных работ, чел. ч.
Ремонт и обслуживание технологического оборудования:
= = 0,25 чел.
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования:
= = 0,2 чел.
прием и выдача материальных ценностей:
= = 0,2 чел.
перегон подвижного состава:
= = 0,1 чел.
обслуживание компрессорного оборудования:
= = 0,1 чел.
уборка производственных помещений:
= = 0,08 чел.
уборка территории:
= = 0,09 чел.
3.5 Общее количество вспомогательных рабочих, />, чел.
/>, (24)
= 1,02 чел.
Принимаем 1 человека.
3.6 Общее количество ремонтных рабочих, />, чел.
/>, (25)
= 8+2+1 = 11 чел.
Численность персонала инженерно-технических работников и служащих станции (Ра) в зависимости от размера СТО следует принимать по данным табл.1.11 [2];
Таблица 4 — Состав и численность административно обслуживающего персонала
Наименование функции управления, персонала
Численность персонала
Общее руководство
1
Технико-экономическое планирование, организация труда и зарплаты
–
Бухгалтерский учет и финансовая деятельность
1
Комплектование и подготовка кадров, общее делопроизводство
–
Материально-техническое снабжение
–
Производственно-техническая служба
4
Младший обслуживающий персонал
1
Итого
7
4. Расчет площади производственно-складских и административно-бытовых помещений
4.1 Площадь зоны постовых работ ТО и Р, FЗ. ОР,м2
/>, (26)
где, /> — площадь горизонтальной проекции автомобиля, м2; Принимаем площадь автомобиля ваз-2107 — 6,9 м2
/> — количество постов ТО и Р, расположенных в зоне постовых работ;
/> — коэффициент плотности расстановки автомобилей на
рабочих постах;
Кп=6…7 при одностороннем расположении постов относительно оси проезда и Кп=4…5 — при двухстороннем (более экономичном) расположении постов.
/> — коэффициент плотности расстановки автомобилей на постах ожидания; />=2,5;
Fз, ор = 6,9 (5*5+3*2,5) = 224,25 м2
4.2 Площадь уборочно-моечного участков />, м2
/>, (27)
где,/> — количество рабочих постов i-го участка;
/> — количество вспомогательных постов i-го участка;
/> = 4…5.
Fуч = 6,9*2*4 = 55,2 м2.
4.3 Площадь агрегатно-механического и др. участков,
Определяем по удельной площади на одного работающего, м2
/>, (28)
где, /> — удельная площадь на первого рабочего, м2;
/> — удельная площадь на последующего рабочего, м2;
p’ — количество рабочих, работающих в первую смену, чел.
Значения /> и /> приведены в [3, табл.16].
Участок электротехнических работ, работ по системе питания, аккумуляторных работ:
Fуч1 = (15+14+21) = 50 м2
Участок шиномонтажных работ, участок по ремонту узлов систем и агрегатов:
Fуч2 = (18+22) = 40 м2
Общая площадь участков Fуч = 50+40 = 90 м2
4.4 Общая площадь производственных помещений, />, м2
/>, (29)
где, /> — суммарная площадь производственных участков, м2;
FПР = 224,25+55,2+90 = 369,45 м2
4.5 Площадь складских помещений
На СТО легковых автомобилей площадь складских помещений определяется произведением удельных нормативов, приведенных в табл.5 [2] на каждые 1000 комплексно обслуживаемых условных автомобилей.
Таблица 5 — Удельные площади складских помещений
Наименование запасных частей и материалов
Площадь складских помещений на 1000 комплексно обслуживаемых условных автомобилей, м2
Фактически принятая площадь на 695 обслуживаемых автомобилей, м2
Запасные части и детали
32
19,7
Двигатели, агрегаты и узлы
12
7,4
Эксплуатационные материалы
6 продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
1
Нагрузочная вилка
1
Верстак
1
Шкаф зарядный
1
Тележка
1
Для ремонта электрооборудования
Стенд контрольно-испытаельный для генераторов и стартеров
1
Прибор проверки якорей
1
Комплект приборов для очистки и проверки свечей зажигания
1
Станок настольно-сверлильный
1
Стенд проверки системы зажигания
1
Комплект инструментов электрика
1
Диагностическое
Стенд проверки и регулировки управляемых колес
1
Стенд проверки тормозов
1
Газоанализатор
1
Прибор проверки фар
1
Люфтомер
1
Стенд проверки амортизаторов (непосредственно на автомобиле)
1
Для ремонта приборов топливной системы
Прибор для проверки топливных насосов и карбюраторов
1
Верстак для ремонта приборов
1
Стенд для проверки и очистки бензиновых форсунок
1
Шкаф для инструментов
1
Таблица 7 — оборудование участка шиномонтажных работ, работ по ремонту узлов систем и агрегатов
№
Поз.
Наименование оборудования
Тип,
модель
Кол-во
Габаритные размеры, мм
Мощность, кВт
1
Шиномонтажный стенд
Giuliano S110
1
1080х94х1700h
380в/0,5 кВт
2
Стенд для балансировки колес
Cemb
1
630х104х113
0,5кВт
3
Стенд для разборки-сборки двигателей
Р-500
1
1130х830х960
4
Пресс гидравлический
PR10B
1
500х860х1220h
10т
5
Компрессор
АВ 335
1
1150х490х860
2,2 кВт
6
Станок настольно-сверлильный
Р-175М
1
550х330х680
0,37 кВт
7
Вулканизатор
1
,4 кВт
8
Шкаф с инструментами
ШМИ-251
1
800х550х1820h
9
Ванна для проверки шин и камер
–
1
120х400х800
10
Верстак
–
2
1200х600х850h
6. Технологические процессы то и р
На СТО в технологические процессы включен целый ряд технологических маршрутов, выбор которых определяется как заказчиком так и СТО. В большинстве случаев они включают в себя следующие работы:
а) оформление заказ-наряда;
б) приемка автомобиля (Пр);
в) уборочно -моечные (УМ);
г) технические обслуживание автомобиля в полном объеме (ТО);
д) отдельные виды ТО:
крепежные (кр)
регулировочные (рег)
электротехнические (эл)
топливные (топл)
аккумуляторные (ак)
шиноремонтные (ш)
смазочные (см)
контрольно-диагностические (кд)
е) диагностические (Д);
ж) текущий ремонт на постах (ТР);
з) агрегатно-механические работы (Агр);
и) прочие работы (ПР);
к) выдача автомобиля (В).
1. Сервисное обслуживание в полном объеме по талону СК или ТО по положению:
2. Выполнение выборочных работ ТО по заявке клиента:
3. Текущий ремонт:
Рисунок 1 — Схемы технологических процессов
Список использованных источников
1. ОНТП-01-91 Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. — М.: Гипроавтотранс, 1991. — 184с.
2. Методические указания к выполнению контрольной работы и дипломных проектов по дисциплине: ” Автосервис и фирменное обслуживание”., Б.И. Пугин., Архангельск 2006 г.
3. www.engtech.ru