ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
КАФЕДРАЭКОНОМИКИ
Контрольнаяработа
подисциплине: «Экономика предприятия»
Выполнил: ст.гр. АСУ-08-2
Филимонова Н.А.
Чита 2009
Содержание
1. Экономическая эффективностьпроизводственной деятельности
2. Производственная мощностьпромышленного предприятия
3. Производственное планирование ибизнес-планирование предприятия
4. Задачи
Списокиспользованных источников
1. Экономическаяэффективность производственной деятельности
Экономическаяэффективность предприятия – эффективность обновления, когда выявляются факторы, влияющие на работупредприятия и способность к обновлению, т. е. определяется способностьпредприятия к освоению в текущем периоде новых изделий, требуемых рынком впоследующие периоды. Для оценки эффективной деятельности предприятия используютформулу:
Ra = Йп*О*фР=(ЧП/ РП)*{РП/А)*(А/СА) = ЧП/СА
где R — рентабельностьсобственных средств, представляющая собой произведение рентабельности продаж,оборачиваемости активов и финансового рычага.
Применение данной формулыпозволяет определить экономическую эффективность с помощью оценки:
1) прибыльности(рентабельности) предприятия, используя показатель рентабельности продаж:
ЙП=ЧП/РП.
Зная объем продаж иполучаемую при этом прибыль, мы с помощью данной формулы можем прогнозироватьрентабельность продаж и, конечно, вырабатывать ценовую стратегию во взаимосвязис объемом производства для гибкого развития в момент сильных внешних возмущенийсреды;
2) активности предприятияна рынке, используя показатель оборачиваемости активов:
О-РП/Л.
3) прибыльности(рентабельности) активов предприятия, используя синтетический показательрентабельности активов. Произведение показателей R и О определяетрентабельность и прибыльность активов предприятия Ra:
Ra= Rn*О=(4n/ РП){РП/А)=ЧП/ А,
4) платежеспособностипредприятия, используя показатель финансового рычага:
Н = ПО/ ЧП,
где ПО — чистая прибыль, направляемая на финансирование новойпродукции.
Чем выше значение Н, тем эффективней будет работа предприятия по сравнениюс другим, имеющим значение Н ниже при равных Rn, О, ФР.
Формула модели оценкиэффективности предприятия:
Г = f(yобC) = f(ЧП/РП)*(РП/А)*(А I СА)*(ПО/ ЧП),
(Топ/ Тп) = f (Rп*О*ФР*Н),
(Ко* П) = Т (Уоб*N),
где Г- показатель оценкиэффективности предприятия;
Уоб = {Rn*О*ФР*Н).- эффективность предприятия к обновлению (экономический потенциал);
Rn = ЧП / РП — рентабельность продаж;
0= РП/ А- оборачиваемость активов;
ФР = А / СА — финансовый рычаг;
Я = ПО / ЧП — норма прибыли на обновление;
ЧП- чистая прибыль;
РП — реализованная продукция;
А — активы;
СА — собственные активы;
ПО — прибыль на обновление;
С = Кn= N- способностьпредприятия к обновлению (расчетное число изделий, находящихся в освоении);
К = Топ/ Тп — коэффициент обновления.
Оценка эффективностихозяйственной деятельности включает анализ:
1) предварительный;
2) финансовойустойчивости;
3) ликвидности баланса;
4) финансовыхкоэффициентов;
5) финансовыхрезультатов;
6) коэффициентоврентабельности и деловой активности.
Анализ проводится наоснове ряда экономических показателей. Набор экономических показателей,характеризующих финансовое положение предприятия и его эффективность, зависитот глубины исследования, однако большинство методик анализа финансовогоположения и эффективной деятельности предполагают расчет следующих группиндикаторов: финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности,рентабельности. Результат предварительного анализа – общая оценка финансовогосостояния, определение платежеспособности и удовлетворительной структурыбаланса предприятия. Для выявления причин сложившейся финансовой ситуации,перспектив и конкретных путей выхода из нее проводится детальный и комплексныйанализ деятельности предприятия. Анализируются динамика валюты баланса,структура пассивов, источники формирования оборотных средств и их структура,основные средства и прочие внеоборотные активы, результаты финансовойдеятельности предприятия. При анализе структуры пассивов реализуются следующиецели:
1) определяетсясоотношение между заемными и собственными источниками средств предприятия;
2) выявляетсяобеспеченность запасов и затрат предприятия собственными источниками, а также сучетом долгосрочного, а затем и краткосрочного кредитов; этот анализ даетнаиболее полное представление об обеспеченности запасов и затрат собственнымиисточниками финансирования;
3) рассматриваютсяпричины образования кредиторской задолженности, ее удельный вес вобязательствах предприятия, динамика, структура, доля просроченнойзадолженности.
По типу финансовойустойчивости и его изменению можно судить о надежности предприятия с точкизрения платежеспособности. В соответствии с показателем обеспеченности запасови затрат собственными и заемнымиисточниками выделяют типы финансовой устойчивости:
1) абсолютнаяустойчивость финансового состояния: собственные оборотные средства полностьюобеспечивают запасы и затраты;
2) нормально устойчивоефинансовое состояние: запасы и затраты обеспечиваются суммой собственныхоборотных средств и краткосрочными заемными источниками;
3) неустойчивоефинансовое состояние: запасы и затраты обеспечиваются за счет собственныхоборотных средств, долгосрочных заемных источников и краткосрочных кредитов изаймов, т. е. за счет всех основных источников формирования запасов и затрат;
4) кризисное финансовоесостояние: запасы и затраты не обеспечиваются источниками их формирования,предприятие находится на грани банкротства. Анализ ликвидности балансапозволяет оценить кредитоспособность предприятия, т. е. способность рассчитатьсяпо своим обязательствам. Ликвидность определяется покрытием обязательствпредприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует срокупогашения обязательств.
Пути повышенияэффективности производства — комплекс конкретных мероприятий по росту эффективности производства взаданных направлениях. Основные пути повышения эффективности производства:снижение трудоемкости и повышение производительности труда, снижениематериалоемкости продукции и рациональное использование природных ресурсов,снижение фондоемкости продукции и активизация инвестиционной деятельностипредприятий.
Важным фактором повышенияэффективности деятельности предприятия является научно-технический прогресс. Всовременных условиях нужны революционные, качественные изменения, переход кпринципиально новым технологиям, к технике последующих поколений, коренноеперевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших достиженийнауки и техники.
Коренные преобразования втехнике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но иорганизационных, экономических и социальных факторов создадут предпосылки длязначительного повышения производительности труда. Предстоит обеспечиватьвнедрение новейшей техники и технологии, широко применять на производствепрогрессивные формы научной организации труда, совершенствовать егонормирование, добиваться роста культуры производства, укрепления порядка идисциплины.
Одним из важных факторовинтенсификации и повышения эффективности производства предприятий являетсярежим экономии. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источникудовлетворения растущей потребности в топливе, энергии, сырье и материалах.
Повышение эффективностипроизводства зависит от лучшего использования основных фондов. Необходимоинтенсивнее использовать созданный производственный потенциал, добиватьсяритмичности производства, максимальной загрузки оборудования, существенноповышать сменность его работы и на этой основе увеличивать съем продукции скаждой единицы оборудования, с каждого квадратного метра производственнойплощади. Результатом организации интенсивного использования производственныхмощностей является ускорение темпов прироста продукции без дополнительныхкапитальных вложений. Важноеместо в повышении эффективности производства занимаюторганизационно-экономические факторы. Особо возрастает их роль с ростоммасштабов общественного производства с усложнением хозяйственных связей.Требует дальнейшего развития и совершенствования производственная социальнаяинфраструктура, оказывающая существенное влияние на уровень эффективностипроизводства. Это совершенствование самих форм и методов управления,планирования, экономического стимулирования всего хозяйственного механизма. Вэтой же группе факторов широко применяются многообразные рычаги хозяйственногорасчета и материального поощрения, материальной ответственности и другиххозрасчетных экономических стимулов. Особое место в интенсификации экономикипредприятия, снижении удельного расхода ресурсов принадлежит повышению качествапродукции. Эта задача должна стать предметом постоянного внимания и контроля,главным фактором в оценке деятельности каждого трудового коллектива.
2.Производственная мощность промышленного предприятия
Важнейшейхарактеристикой потенциальных возможностей и степени использования основныхпроизводственных фондов является производственная мощность предприятия.
Подпроизводственной мощностью понимается максимально возможный годовой (суточный)объем выпуска продукции при заданных номенклатуре и ассортименте с учетомнаилучшего использования всех ресурсов, имеющихся на предприятии.
Производственныемощности измеряются, как правило, в тех же единицах, в которых планируетсяпроизводство данной продукции в натуральном выражении (в тоннах, штуках,метрах). Так, например, производственная мощность предприятий пищевойпромышленности измеряется в тоннах сырья, перерабатываемого в готовуюпродукцию; машиностроительных заводов – в штуках изготовляемых машин;металлургических предприятий – в тоннах выплавки металла и производствапроката.
По продукции, имеющей широкуюассортиментную шкалу, производственные мощности могут выражаться вусловно-натуральных единицах. Если предприятие выпускает несколько видовразличной продукции, то производственные мощности устанавливаются по каждомувиду отдельно.
Производственнаямощность предприятия определяется по мощности основных производственных цехов,участков или агрегатов т.е. по мощности ведущих производств. Ведущими считаютсяцех, участок или оборудование, выполняющие основные и наиболее массовыеоперации по изготовлению продукции, и в которых сосредоточена преобладающаячасть оборудования. К ведущему оборудованию относят также дорогостоящееоборудование, оборудование, на котором выполняются наиболее трудоемкие иэнергоемкие операции, и оборудование, занимающее значительные производственныеплощади. Перечень ведущего оборудования приводится в отраслевых инструкциях поопределению производственной мощности.
Приразработке производственной программы может оказаться, что отдельныепроизводства (вспомогательные или даже основные) отстают от ведущих. В такихслучаях разрабатываются организационно-технические мероприятия по ликвидации«узких мест», в частности:
• перераспределениеработ между исполнителями;
• увеличениесменности работы;
• внедрениенаучной организации труда;
• перераспределениеоборудования между цехами;
• углублениеспециализации и кооперирования;
• улучшениетехнической оснащенности производства;
• модернизацияи пополнение парка оборудования.
Основными элементами(факторами), определяющимивеличину производственной мощности предприятия, являются:
• составоборудования и его количество по видам;
• технико-экономические показателииспользования машин и оборудования (производительность оборудования);
• фондвремени работы оборудования (сменность, продолжительность одной смены,прерывное, непрерывное производство и т.п.);
• производственнаяплощадь предприятия (основных цехов);
• намечаемыеноменклатура и ассортимент, непосредственно влияющие на трудоемкость продукциипри данном составе оборудования.
В общем видепроизводственная мощность предприятия (цеха) может быть определена по формуле:
M = />,
где М — производственнаямощность, в принятых единицах измерения;
Тэ — эффективный(максимально возможный) фонд времени работы ведущего оборудования, ч;
t — трудоемкость обработки изделия на ведущем оборудовании, ч.
Приопределении состава оборудования учитывается все оборудование по видам,установленное на начало года, а также то, которое должно быть введено вэксплуатацию в плановом году. В расчет мощности не включается резервноеоборудование, а также оборудование, находящееся во вспомогательных цехах(ремонтных, инструментальных) и в ведении технических служб предприятия.
Производственная мощность цеха илиучастка, оснащенного однотипным оборудованием, может быть определена поформуле:
M = />,
где Tэ — максимально возможный(эффективный) годовой фонд времени одной машины, ч;
K — коэффициент, учитывающий уровеньиспользования производственной мощности машины (оборудования, агрегата,станка);
n — количество однотипного оборудования(машин, станков);
t — норма времени на обработку (изготовление) единицы продукциина данном оборудовании.
Производственнаямощность цеха, оснащенного разнородным оборудованием, определяется так же, какмощность предприятия, — исходя из производительности парка ведущих группоборудования, характеризующих профиль данного подразделения. Возможная производительностьоборудования, закладываемая в расчет производственной мощности, определяется наоснове прогрессивных норм использования каждого вида этого оборудования.
Определениефонда времени работы оборудования имеет специфику для предприятий с прерывным инепрерывным процессами производства. Для предприятий с непрерывным процессомпроизводства он рассчитывается исходя из полного календарного времени работыоборудования за вычетом часов, отводимых в плане на ремонт.
Дляпредприятий с прерывным процессом производства годовой фонд времени работыоборудования определяется путем умножения числа рабочих дней в году наколичество часов работы в сутки (в соответствии с установленным режимом работы данногопредприятия), исключая ту часть рабочего времени, которая отводится впланируемом году на ремонт оборудования. Следует учесть, что при расчетевеличины производственной мощности не принимаются во внимание простоиоборудования, вызванные недостатком рабочей силы, сырья, топлива,электроэнергии или организационными неполадками, а также потери времени,связанные с ликвидацией брака продукции.
Производственнаямощность предприятия не является постоянной величиной. По мере использованияновой техники, внедрения прогрессивной технологии, материалов, развития специализациии кооперирования, совершенствования структуры производства и т.п. производственнаямощность изменяется, и подлежит периодическому пересмотру.
Дляустановления степени соответствия мощностей различных цехов определяется коэффициентсопряженности ведущего звена предприятия и остальных производственных звеньев.
Коэффициентсопряженности определяетсяотношением мощности ведущего цеха к мощности остальных цехов, в том числе кпропускной способности вспомогательных и обслуживающих производств. Этоткоэффициент позволяет выявить «узкие» места и разработать меры по ихустранению.
Для обоснования производственнойпрограммы производственными мощностями, специализации и кооперированияпроизводства, а также определения необходимой величины реальных инвестиций длянаращивания производственной мощности на каждом предприятии ежегодно долженразрабатываться баланс производственной мощности. Баланс производственноймощности включает:
• мощностьпредприятия на начало планируемого периода (Мн.г.);
• величинуприроста производственной мощности за счет различных факторов (модернизации,реконструкции, технического перевооружения и др.) (Мвв.);
• размерыуменьшения производственной мощности в результате выбытия, передачи и продажиосновных производственных фондов, изменения номенклатуры и ассортиментапродукции, изменения режима работы предприятия и других факторов (Мвыб.);
• величинувыходной производственной мощности, т.е. мощности на конец планируемого периода(Мк.г.);
• среднегодовуюпроизводственную мощность (Мср.г.) предприятия, которая может быть определенапо формуле:
Mср.год = Mн.г + /> – />,
где М1 –количество полных месяцев использования дополнительно введенных мощностей вплановом году, мес.;
М2 –количество полных месяцев с момента выбытия производственных мощностей и доконца года, мес.
Уровеньиспользования производственной мощности измеряется рядом показателей. Основной изних – коэффициент фактического (планового) использования среднегодовойпроизводственной мощности (Ки.м.). Он определяется отношением фактически (поплану) произведенной продукции за определенный период времени к среднегодовойпроизводственной мощности за тот же период и рассчитывается по формуле:
Ки.м. = />,
где Vпл(факт) — плановый или фактическийобъем выпуска продукции в натуральных или стоимостных единицах измерения;Мср.г. — среднегодовая производственная мощность в тех же единицах измерения.
Следующийпоказатель — коэффициент загрузки оборудования. Он рассчитывается как отношениефактически использованного фонда времени (в станко-часах) всего оборудованияили его групп к располагаемому фонду времени по тому же парку оборудования затот же период. Этот показатель выявляет излишнее или недостающее оборудование.
Дляустойчивой работы предприятия, а также для улучшения качества и обновлениявыпускаемой продукции необходимо иметь оптимальный резерв производственноймощности. Величина этого резерва определяется спецификой производства иколеблется от 10% до 20%.
3. Производственноепланирование и бизнес-планирование предприятия
Планирование — это разработка и установлениеруководством предприятия системы количественных и качественных показателей егоразвития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данногопредприятия как в текущем периоде, так и наперспективу. Планирование является центральным звеном всей системы хозяйственногомеханизма управления и регулирования производства. Планирование, управление иконтроль за деятельностью предприятия за рубежом определяются одним понятием — менеджмент. Существует несколько методов планирования: балансовый,расчетно-аналитический, экономико-математический, графоаналитический ипрограммно-целевой. Балансовый метод обеспечивает установление связей междупотребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделамиплана. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочеговремени, материальный, финансовый и др. Расчетно-аналитический метод используетсядля расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающихнеобходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяются базисныйуровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счетколичественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы измененияплановых показателей по сравнению с базисным уровнем. Экономико-математическиеметоды позволяют разработать экономические модели зависимости показателей наоснове выявления изменения их количественных параметров по сравнению сосновными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбратьоптимальный. Графоаналитический метод дает возможность изобразить результатыэкономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляетсяколичественная зависимость между сопряженными показателями. Сетевые графикиявляются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью моделируетсяпараллельное выполнение работ в пространстве и во времени по сложным объектам. Программно-целевыеметоды позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач имероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам.Методологические принципы планирования: 1) принцип альтернативности. Требуетпроведения многовариантных разработок планов; 2) принцип системности.Предполагает исследование количественных и качественных закономерностей,создание системы показателей, методов, моделей, которые бы позволяли построитьцелостную картину его развития; 3) принцип согласованности. Предполагаетсогласованность планов, различных по масштабу, планируемому периоду; 4) принципнепрерывности. Должна быть увязка планов по разным временным аспектам; 5)принцип комплексности. Рассмотрение всех сторон объекта исследования вовзаимосвязи с внешними процессами; 6) принцип целенаправленности иприоритетности; 7) принцип оптимальности — из всех возможных вариантов развитиядолжен выбираться оптимальный; 8) принцип сбалансированности заключается вбалансовой увязке показателей и установлении пропорций; 9) принцип сочетанияотраслевого и регионального аспектов
По срокам различаютследующие виды планирования:
1) перспективное планирование основывается на прогнозировании,его иначе называют стратегическимпланированием. С егопомощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции,товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т. д.Стратегическое планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (5 лет), или пятилетнее, планирование. Долгосрочный план (на 10-15 лет) имеет проблемно — целевой характер. Внем формулируется экономическая стратегия деятельностипредприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Числопоказателей в плане ограниченно. Целии задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном(пятилетнем) плане. Объектами среднесрочного планирования являютсяорганизационная структура, производственныемощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах,исследования и разработки, доля рынка и т. п.
В настоящее время срокиисполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера и рядпредприятий разрабатывают долгосрочные планы сроком на пять лет, среднесрочные- на 2-3 года;
2) текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе пятилетнегоплана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планированияразличаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые,бригадные;
3) оперативно-производственноепланирование уточняетзадания текущего годового плана на болеекороткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех — участок — бригада — рабочее место.Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции иравномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей — рабочих. Оперативно производственноепланирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование.Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планированияявляется сменно-суточное планирование. Вцелом перспективное, текущее и оперативно-производственное планированиевзаимосвязаны и образуют единую систему. Кроме того, планы классифицируются и по другим признакам:
1) по содержанию планов(технико-экономический, организационно технологический, социально — трудовой,финансово-инвестиционный и т. д.);
2) по уровню управления(фирменное, корпоративное, заводское плакирование);
3) по методам обоснования(рыночное, индикативное, административное или директивное планирование);
4) по сфере применения(межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное);
5) по стадиям разработки(предварительное и окончательное);
6) по степени точности(укрупненное и уточненное).
По типу составлениявыделяют целевое и поисковое планирование. Целевое планирование предполагает сперва установку желаемых целей, а затем определениенеобходимых для достижения этих целей ресурсов. Поисковое планированиепротивоположно — определяются наличные ресурсы, а затем ищутся те цели, которыхбудет возможно достичь с данными ресурсами.
Бизнес – планированиепредприятия.
Создание новых проектовпредполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности,последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемыхконечных результатов. Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам нетолько обосновать необходимость разработки того или иного инновационногопроекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.
Бизнес-план представляет собой документ,содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализациикакого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлятьего рекомендуется на 3-5 лет. Для первого и второго года показатели следуетдавать в помесячной и поквартальной разбивке, далее — в годовом разрезе.Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственногоили внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение намалых и средних предприятиях.
Бизнес-план выполняетследующие функции:
1) может быть использовандля разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развитияпредприятия;
2) может выполнятьфункцию планирования;
3) помогаетконтролировать и оценивать процесс развития предприятия;
4) необходим дляпривлечения денежных средств;
5) нужен для привлеченияинвесторов, эффективного использования инвестиций.
Разработка бизнес-планапозволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать бизнес, какэффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, вкакие максимально быстрыесроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможные риски. Жестко регламентированной структуры бизнес-плана не существует. Она может быть различной в зависимости от выполняемой функции, от опытапредпринимателя, срока работы предприятия.
Бизнес-план можетсостоять из следующих разделов:
1) резюме (возможностипредприятия);
2) виды товаров (работ,услуг);
3) рынки сбытапроизводимых товаров;
4) существующаяконкуренция на рынках сбыта;
4) маркетинговый план;
5) производственный план;
6) организационный план;
7) правовое обеспечениедеятельности фирмы;
8) оценка риска истрахование;
9) финансовый план;
10)стратегияфинансирования.
В рекомендациях некоторыхразработчиков бизнес-планов приводятся и другие разделы, напримеринвестиционный план. Бизнес-план, в отличие от внутрипроизводственногопланирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации,а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планированиянового вида деятельности или бизнес — проекта. Бизнес-план ориентируетсяглавным образом на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия,тогда как обычное планирование может включать различные виды совместной текущейи перспективной деятельности. Бизнес-планы разрабатываются непосредственно подруководством и при личном участии предпринимателя — учредителя фирмы.Отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработкибизнес-планов применительно к нашим условиях рыночных отношений.
4. Задачи
Задача № 1
Дано по вариантам: Ф0н.г.,тыс.р. – стоимость основных фондов на начало года; Ф0в.в.,тыс.р. – стоимость основных фондов вновь введенных за год; Ф0вб,тыс.р. – стоимость выбывших основных фондов; И∑к.г.,тыс.р. – накопленный износ к концу года; VТП, тыс.р. — объем товарной продукции; П, тыс.р. – прибыль загод;
Определить:
1) стоимостьосновных фондов к концу года Ф0к.г., тыс.р.;
2) изменениестоимости основных фондов к концу года ∆Ф0(тыс.р.);
3) />среднегодовую стоимость Ф0,тыс.р.;
4) коэффициентыдвижения и состояния;
5) фондоотдачуосновных фондов, фондоемкость продукции;
6) рентабельностьосновных фондов;
Таблица 1 – Данные для расчета№
Ф0н.г., тыс.р.
Ф0в.в.,
тыс.р.
Дата
ввода
Ф0вб,
тыс.р. Дата выбытия
И∑к.г.,
тыс.р.
VТП, тыс.р. П, тыс.р. 7 8234 552 1.03 358 1.10 4020 19400 430
Задача № 2
Организация приобрела транспортноесредство первоначальной стоимостью 300 тыс.р. сроком полезного использования 5лет. Предполагаемый пробег автомобиля за весь срок эксплуатации составляет 200тыс.км. Фактический пробег по годам составил: 1 год – 40 тыс.км., 2 год – 50тыс.км., 3 год – 70 тыс.км., 4 год – 20 тыс.км., 5 год – 20 тыс.км. Определитьпо годам начисленные суммы амортизации, накопленный износ и остаточнуюстоимость.
Задача № 3
Количество оборудования в цехесоставляет 160 единиц. Норма обслуживания на одного рабочего-ремонтника 40единиц оборудования. Цех работает в 2 смены. Номинальный годовой фонд рабочеговремени на одного рабочего составляет 261 день. Фактический фонд рабочеговремени составляет 234 дня. Определить плановую численность рабочих –ремонтников.
Задача № 4
Определить показатели себестоимостипродукции по статьям затрат и абсолютное изменение показателей (таблица 1)
Таблица 1№ Статьи затрат Себестоим за предыдущ год, р. Себестоим за отчетный год, р.
Измен
абс. 1 Сырье и материалы 1536 1879 2 Возвратные отходы 40 49 3 Покупные изделия и полуфабрикаты 1496 1663 4 Топливо и энергия 488 597 Итого: материальные затраты 5 Заработная плата производственных рабочих 654 689 6 Отчисления на социальные нужды (26%) 7 Расходы на подготовку и освоение производства 67 80 8 Общепроизводственные расходы 76 867 9 Общехозяйственные расходы 340 396 10 Потери от брака 22 26 11 Прочие производственные расходы 16 18 Итого: себестоимость производственная 12 Коммерческие расходы 64 71 Итого: себестоимость полная
Списокиспользованных источников
1. Горфинкель, В. Я. Экономикаорганизаций (предприятий): Учебник/Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. –4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2007. – 676 с.
2. Жиделева, В.В. Экономикапредприятия. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 133 с.
3. Семенов, В.М. Экономикапредприятия. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2005. – 384 с.
4. Васильева, Н.А. Экономикапредприятия. – М. Юрайт, 2005. – 191 с.
5. Карташова, В.Н. Экономикаорганизаций (предприятий). – М.: Приор, 2004. – 160 с.
6. Титов В.И. Экономика предприятия.- М.: ИТК «Дашков и К», 2004. – 462 с.
7. Баскакова, О.В. Экономикаорганизаций (предприятий). – М.: Дашков и К, 2004. – 272 с.