Расчетные операции коммерческих банков (лекция)

1. Организация расчетных операций.
2. Система безналичных расчетов, ее элементы.
3. Формы безналичных расчетов.
4. Межбанковские расчеты.
1. Расчетные операции между экономическими субъектами осуществляются, как правило, в безналичном порядке, т.е. путем перечисления денег со счета плательщика на счет получателя.
Для проведения расчетных операций и хранения денежных средств клиентов любому банку с момента регистрации, т.е. выдачи лицензии на осуществление банковской деятельности, открывается корреспондентский счет (расчетный счет коммерческого банка). Первые суммы, зачисленные на корр.счет – это взносы учредителей в УК в момент его образования. Взаимоотношения между к.б. и ЦБ (представителем которого является РКЦ) при открытии корр.счета оформляются договором.
Для открытия корр.счета в РКЦ предоставляются следующие документы:
– заявление на открытие счета;
– карточку с образцами подписей.
Каждому банку может быть открыт только один корр.счет в одном РКЦ. Платежи с корр.счета осуществляются в пределах остатка на нем. При недостатке средств банк в 5-ти дневный срок обязан его пополнить, в противном случае- санкции, вплоть до отзыва лицензии. РКЦ ежедневно отчитывается перед банком выпиской о состоянии корр.счета.
Между банком и клиентом также возникают договорные отношения по поводу расчетного обслуживания. Банк осуществляет расчеты по требованию клиента, когда последний выступает или получателем, или плательщиком. Он несет ответственность за наличие всех реквизитов в расчетных документах и идентичность их заполнения во всех экземплярах. О состоянии расчетного счета банк информирует клиента выпиской. Если денежная сумма зачислена (либо списана) на счет ошибочно, то клиент в 10-дневный срок должен сообщить об этом банку, в противном случае, обороты и остаток по счету считается подтвержденными.
При проведении расчетов клиент вправе самостоятельно выбрать ту форму расчетов, которая ему подходит (Положением № 14 «О безналичных расчетах» предусмотрены расчеты платежными требованиями, требованиями-поручениями, платежными поручениями, чеками, аккредитивами). Поступившие в банк платежные требования и требования-поручения оплачиваются в порядке предварительного акцепта.
См. виды акцепта!!!
· Положительный (плательщик по любому расчетному документу, содержащему требования оплаты, обязан заявить в письменной форме согласие на платеж, либо отказ);
· Отрицательный (плательщик письменно уведомляет банк об отказе от акцепта. Не заявленный в срок отказ свидетельствует о согласии на оплату – молчаливый акцепт);
· Последующий (немедленная оплата расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня. При этом за плательщиком сохраняется право заявления последующего отказа в течение 3-х дней.)
Срок акцепта 3 дня, т.е. плательщик должен дать свое согласие на оплату до списания средств со счета.
2. Система безналичных расчетов включает участников, объекты, место проведения расчетов, принципы, формы, наличие посредников в расчетах, риски, очередность платежей.
1) участники: банк (какова его роль в безналичных расчетах?)
– хранение денежных средств предприятия
– зачисление сумм, поступающих на счет
– выполнение распоряжений предприятия об их
перечислении и выдаче со счета
– выполнение других банковских операций
клиент
– направляет расчетные документы на списание
денежных средств, перечисление, зачисление
получатель
– безналичные расчеты охватывают множество
субъектов, и если получатель денег – клиент
банка, то происходит перечисление средств
со счета одного клиента на счет другого;
если получатель- клиент другого банка, то
происходит перечисление средств со счета
плательщика на корр.счет банка, в котором он
обслуживается, а затем на корр.счет КО, в
которой обслуживается получатель
2) объекты : товарные – движение денег в оплату товара;
бестоварные – деньги перечисляются на основе каких-
либо финансовых обязательств,
например, погашение кредитов, оплата
ценных бумаг.
3) место проведения : в зависимости от охвата территории:
одногородние расчеты (и плательщик, и полу-
чатель денег находятся в пределах одного
населенного пункта)
иногородние и международные
4) принципы организации безналичных расчетов :
1. Все расчеты осуществляются а)только через банк б)под контролем всех его участников.
А) через банк потому что государство, таким образом, контролирует объем денег в обращении Как известно, денежная масса может быть как в наличной, так и в безналичной форме. Принуждая предприятия держать средства в безналичном виде, государство получает возможность контролировать больший объем денег (наличность практически бесконтрольна).
Б) под контролем всех участников, чтобы исключить возможность ошибки и разбазаривания денег.
2. Платежи со счета осуществляются по распоряжению владельцев, и это право клиента не может быть ограничено (исключение: деньги могут быть списаны по решению суда). Если денег на счете достаточно, чтобы удовлетворить все требования, предъявленные к счету, то списание средств осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента на списание (календарная очередность). Если же денег не достаточно, то списание происходит в очередности согласно Гражданскому Кодексу. При недостатке средств для оплаты расчетных документов, банк, в редких случаях (если клиент первоклассный, а недостаток денег – явление краткосрочное) может предоставить кредит, т.е. оплатить документы за счет собственных ресурсов, а при поступлении денег на счет, взыскать эту сумму.
3. Срочность платежей. Соблюдение этого принципа позволяет субъектам безналичных расчетов более рационально построить свой денежный оборот, точно определить потребность в заемных средствах и, таким образом, управлять ликвидностью своего баланса. Различают:
– досрочный платеж (предоплата, аванс) – платеж до отгрузки товаров;
– платеж после отгрузки товаров;
– пролонгированный (отсроченный) – платеж осуществляется через определенный срок после завершения торговой операции;
– просроченный (при отсутствии у плательщика средств).
4. Обеспеченность платежей, т.е. наличие у плательщика ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем. Различают:
a. оперативную обеспеченность, т.е. наличие достаточной для платежа суммы ликвидных средств 1-го класса (денежные средства);
b. перспективную обеспеченность – это оценка платеже- и кредитоспособности плательщика.
5) Наличие посредников : прямые и транзитные (через корр.счет)
6) Риски : – операционные (ошибка в оформлении расчетов);
– мошенничества (недобросовестность работника банка, которые знают номера счетов клиентов и могут этим воспользоваться в своих интересах);
– задержки платежа;
– Делькредере (неплатежа).
7) Очередность. При наличии денег на счете действует календарная очередность, при недостаточности средств – в соответствии со ст. 855 ГК РФ: См. порядок очередности!!!
1) осуществляется списание по исполнительным документам денег для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, взыскание алиментов;
2) по исполнительным листам для расчетов по выплате выходных пособий, оплате труда, вознаграждения по авторскому договору;
3) по платежным документам по оплате труда, отчисления во Внебюджетные Фонды (Фонд социального страхования, ПФ, Фонд занятости);
4) платежи в бюджет и Внебюджетные фонды;
5) удовлетворение других денежных требований по исполнительным документам;
6) списание по платежным документам в порядке календарной очередности.
3. Форма безналичных расчета – совокупность взаимосвязанных элементов, включая схему документооборота, платежный документ и способ платежа (порядок перевода денежных средств). В соответствии с классификацией БМР (г. Базель) способ платежа может быть либо а) кредитовым, либо б) дебетовым.
А) Кредитовый перевод характеризуется тем, что деньги сначала списываются со счета плательщика, а затем перечисляются на счет получателя. При этом инициатива платежа принадлежит плательщику (дебитору), который дает распоряжение банку кредитовать счет получателя средств. Кредитовый перевод занимает почти 90% платежного оборота. В качестве расчетного документа в российской практике могут использоваться платежные поручения или требования-поручения, акцептованные плательщиком.
Б) Дебетовый перевод: сначала деньги зачисляются на счет получателя, а потом происходит их списание со счета плательщика. Инициатива начала перевода принадлежит кредитору, который направляет платежный документ, подтверждающий долг дебитора. В качестве платежного документа может выступать вексель, требование, чек, инкассовое поручение на безакцептное списание средств, аккредитив.
Эффективность отдельных форм безналичных расчетов определяется следующими показателями:
– сближение моментов получения товара и его оплаты;
– трудоемкость расчетной операции;
– возможность осуществления контроля всеми участниками расчетов.
Формы безналичных расчетов:
1) Акцептная форма расчетов (инкассовая форма, расчеты платежными требованиями).
1
Поставщик Плательщик

2 8 4 5
Банк 3 Банк
Поставщика плательщика
7 6
1 – отгрузка товара 5 – возвращение документов
2 – предъявление платежного с акцептом
требования на инкассо 6 – списание денег со счета
3 – рамбурсное требование плательщика
оплаты 7 – кредитовый перевод
4 – предъявление документов (кредитовое авизо)
для акцепта
Преимущества данной формы расчетов: отвечает требованиям поставщика и покупателя: поставщик не задерживает отгрузку продукции и не подвергается риску несвоевременного представления платежных документов в банк; покупатель не отвлекает средств в расчеты и обладает возможностью проверить условия договора, создаются условия для контроля всеми участниками.
Недостатки: нет гарантии платежа, двойной документооборот (повышенные издержки), значительный разрыв во времени между получением товара и его оплатой, существует возможность необоснованных отказов от оплаты.
2) Расчеты платежными поручениями
1
Поставщик Плательщик

5 2
Банк 4 Банк
Поставщика плательщика 3
1 – отгрузка товара 4 – кредитовый перевод
2 – платежное поручение 5 – зачисление денег на
на списание денег в счет поставщика
оплату товара
3 – списание денег со счета
Преимущества: позволяет ускорить оборачиваемость средств в расчетах, снижает трансакционные издержки, сближаются моменты получения и оплаты.
Недостатки: нет гарантии платежа, возможны случаи задержки предоставления документов к оплате.
3) Аккредитивная форма расчетов – поручение покупателя банку осуществить оплату на условиях, которые определены в аккредитивном заявлении.
Схема покрытого аккредитива (в России не работает)
6
Поставщик Плательщик

7 5 8 1
Банк 3 Банк
Поставщика плательщика
2
1 – заявление на открытие 5 – извещение поставщика
аккредитива об открытии аккредитива
2, 3 – списание и перечисление 6 – отгрузка товара
денег с расчетного счета 7 – документы, свидетель-
плательщика (кредитовое ствующие об отгрузке
авизо)
4 – открытие аккредитивного счета 8 – зачисление денег
с зачислением на него перечис- на счет поставщика
ленных денег
Схема непокрытого аккредитива
4
Поставщик Плательщик

5 6 3 1
7
Банк Банк
Поставщика плательщика
9 2 8
1 – заявление на открытие
аккредитива 5 – денежные документы для
2 – бронирование средств оплаты
на счете плательщика 6 – зачисление денег в оплату
(перевод с расчетного отгруженного товара на
счета, внесение налич- на счет поставщика
ных денег) 7 – рамбурсное требование
3 – извещение поставщика о перечислении денег
об открытии аккредитива 8 – списание денег
4 – отгрузка товара 9 – дебетовый перевод
Преимущества аккредитивной формы расчетов: гарантия платежа, возможность получить деньги в кратчайшее время (по покрытому аккредитиву).
Недостатки: отвлечение денег из оборота плательщика, аккредитив не способствует равномерной отгрузке товара (нужно ждать пополнения аккредитивного счета). Необходимым условием использования непокрытого аккредитива является доверие между банками.
4) Чековая форма расчетов. Чек – это письменное распоряжение чекодателя банку заплатить чекодержателю сумму, указанную в чеке.
Схема чековой формы расчетов (в России не работает)
4
Поставщик Плательщик

6 7 5 1 3
8
Банк Банк
Поставщика плательщика
10 2 9
1 – заявление на открытие 6 – чек на инкассо
чекового депозита 7 – зачисление денег на счет
(с внесением денег) поставщика в оплату чека
2, 3 – открытие счета и 8 – рамбурсное требование
выдача чековой книжки оплаты
4 – отгрузка товара 9 – списание денег с чекового
5 – получение поставщиком депозита
чека на сумму поставки 10 – дебетовый перевод
Преимущества данной формы: гарантия платежа, возможность использования чека для расчетов с любыми партнерами, сближение моментов получения и оплаты товара.
Недостатки: отвлечение денежных средств из оборота плательщика (этот недостаток устраняется через авалирование, либо акцептование документа).
Расчеты чеками в российской практике имеют свои специфические особенности:
4
Поставщик Плательщик

6 10 5 1 3
7
Банк Банк
Поставщика плательщика
9 2 8
1 – заявление на открытие 6 – предъявление чека
чекового депозита в банк к оплате
(с внесением денег) 7 – чек для оплаты
2, 3 – открытие счета и 8, 9 – списание и перевод
выдача чековой книжки денег в оплату чека
4 – отгрузка товара (кредитовое авизо)
5 – выдача чека 10 – зачисление денег на
счет поставщика
4. Для осуществления межбанковских расчетов нужно установить корреспондентские отношения (это совокупность возможных форм сотрудничества, возникающих между банками). Необходимость межбанковских корр. отношений возникает по ряду причин:
c. банк не может оказать какие-либо услуги своим клиентам по причине отсутствия лицензии;
d. банк-корреспондент может оказать услуги клиенту лучше, быстрее и дешевле;
e. в целях проведения расчетов между клиентами, счета которых открыты в других банках.
Существует несколько способов открытия корреспондентских счетов:
1) корр. счет на балансах банков-корреспондентов (прямые межбанковские расчеты).
Банк 1 Банк 2

Преимущества прямых расчетов:
· отвечают интересам клиентов, имеющих устойчивые отношения с клиентами других банков;
· ускорение расчетов;
· появляются благоприятные условия для проведения взаимозачетов;
· расширяются возможности для активной работы на рынке.
Недостаток: распыление средств.
2) корр. счета банков-корреспондентов на балансе третьего банка (как правило, в ЦБ). Последний выступает контролирующим органом за
системой расчетов, организатором процедуры перевода средств.
Банк 1 Банк 2
Банк 3
3) клиринговый корр. счет – счет, основанный на зачете взаимных требований и обязательств. Процесс взаимозачета обязательств участников клиринга называют клиринговым сеансом. Он проводится несколько раз в течение дня в заранее установленное время. Существует 2 варианта окончательных расчетов при многостороннем клиринге:
а) классический – каждому участнику открывается транзитный счет, на котором учитываются обязательства и требования, выводится сальдо, которое и передается на основной корр. счет в ЦБ;
б) авансовый – при клиринговой палате открывается счет, куда авансом переводится определенная сумма с корр. счета. Если возникает дебетовое сальдо, то клиринговая палата может предоставить кредит.
Для открытия корр. счета банком предоставляются заявление, карточка с образцами подписей уполномоченных лиц и оттиском печати, переводной телеграфный ключ и список филиалов, которым предоставляется право осуществлять операции по корр. счету.
По мере развития межбанковских расчетов коммерческие банки стали получать право на пользование овердрафтом (краткосрочным кредитом). В России их количество неуклонно снижается по причинам высокой задолженности по овердрафту (из-за нарушений при проведении внутрибанковских платежей, несвоевременного зачисления средств, невозврата кредитов клиентами банков).