1. Организация расчетных операций.
2. Система безналичных расчетов, ее элементы.
3. Формы безналичных расчетов.
4. Межбанковские расчеты.
1. Расчетные операции между экономическими субъектами осуществляются, как правило, в безналичном порядке, т.е. путем перечисления денег со счета плательщика на счет получателя.
Для проведения расчетных операций и хранения денежных средств клиентов любому банку с момента регистрации, т.е. выдачи лицензии на осуществление банковской деятельности, открывается корреспондентский счет (расчетный счет коммерческого банка). Первые суммы, зачисленные на корр.счет – это взносы учредителей в УК в момент его образования. Взаимоотношения между к.б. и ЦБ (представителем которого является РКЦ) при открытии корр.счета оформляются договором.
Для открытия корр.счета в РКЦ предоставляются следующие документы:
– заявление на открытие счета;
– карточку с образцами подписей.
Каждому банку может быть открыт только один корр.счет в одном РКЦ. Платежи с корр.счета осуществляются в пределах остатка на нем. При недостатке средств банк в 5-ти дневный срок обязан его пополнить, в противном случае- санкции, вплоть до отзыва лицензии. РКЦ ежедневно отчитывается перед банком выпиской о состоянии корр.счета.
Между банком и клиентом также возникают договорные отношения по поводу расчетного обслуживания. Банк осуществляет расчеты по требованию клиента, когда последний выступает или получателем, или плательщиком. Он несет ответственность за наличие всех реквизитов в расчетных документах и идентичность их заполнения во всех экземплярах. О состоянии расчетного счета банк информирует клиента выпиской. Если денежная сумма зачислена (либо списана) на счет ошибочно, то клиент в 10-дневный срок должен сообщить об этом банку, в противном случае, обороты и остаток по счету считается подтвержденными.
При проведении расчетов клиент вправе самостоятельно выбрать ту форму расчетов, которая ему подходит (Положением № 14 «О безналичных расчетах» предусмотрены расчеты платежными требованиями, требованиями-поручениями, платежными поручениями, чеками, аккредитивами). Поступившие в банк платежные требования и требования-поручения оплачиваются в порядке предварительного акцепта.
См. виды акцепта!!!
· Положительный (плательщик по любому расчетному документу, содержащему требования оплаты, обязан заявить в письменной форме согласие на платеж, либо отказ);
· Отрицательный (плательщик письменно уведомляет банк об отказе от акцепта. Не заявленный в срок отказ свидетельствует о согласии на оплату – молчаливый акцепт);
· Последующий (немедленная оплата расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня. При этом за плательщиком сохраняется право заявления последующего отказа в течение 3-х дней.)
Срок акцепта 3 дня, т.е. плательщик должен дать свое согласие на оплату до списания средств со счета.
2. Система безналичных расчетов включает участников, объекты, место проведения расчетов, принципы, формы, наличие посредников в расчетах, риски, очередность платежей.
1) участники: банк (какова его роль в безналичных расчетах?)
– хранение денежных средств предприятия
– зачисление сумм, поступающих на счет
– выполнение распоряжений предприятия об их
перечислении и выдаче со счета
– выполнение других банковских операций
клиент
– направляет расчетные документы на списание
денежных средств, перечисление, зачисление
получатель
– безналичные расчеты охватывают множество
субъектов, и если получатель денег – клиент
банка, то происходит перечисление средств
со счета одного клиента на счет другого;
если получатель- клиент другого банка, то
происходит перечисление средств со счета
плательщика на корр.счет банка, в котором он
обслуживается, а затем на корр.счет КО, в
которой обслуживается получатель
2) объекты : товарные – движение денег в оплату товара;
бестоварные – деньги перечисляются на основе каких-
либо финансовых обязательств,
например, погашение кредитов, оплата
ценных бумаг.
3) место проведения : в зависимости от охвата территории:
одногородние расчеты (и плательщик, и полу-
чатель денег находятся в пределах одного
населенного пункта)
иногородние и международные
4) принципы организации безналичных расчетов :
1. Все расчеты осуществляются а)только через банк б)под контролем всех его участников.
А) через банк потому что государство, таким образом, контролирует объем денег в обращении Как известно, денежная масса может быть как в наличной, так и в безналичной форме. Принуждая предприятия держать средства в безналичном виде, государство получает возможность контролировать больший объем денег (наличность практически бесконтрольна).
Б) под контролем всех участников, чтобы исключить возможность ошибки и разбазаривания денег.
2. Платежи со счета осуществляются по распоряжению владельцев, и это право клиента не может быть ограничено (исключение: деньги могут быть списаны по решению суда). Если денег на счете достаточно, чтобы удовлетворить все требования, предъявленные к счету, то списание средств осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента на списание (календарная очередность). Если же денег не достаточно, то списание происходит в очередности согласно Гражданскому Кодексу. При недостатке средств для оплаты расчетных документов, банк, в редких случаях (если клиент первоклассный, а недостаток денег – явление краткосрочное) может предоставить кредит, т.е. оплатить документы за счет собственных ресурсов, а при поступлении денег на счет, взыскать эту сумму.
3. Срочность платежей. Соблюдение этого принципа позволяет субъектам безналичных расчетов более рационально построить свой денежный оборот, точно определить потребность в заемных средствах и, таким образом, управлять ликвидностью своего баланса. Различают:
– досрочный платеж (предоплата, аванс) – платеж до отгрузки товаров;
– платеж после отгрузки товаров;
– пролонгированный (отсроченный) – платеж осуществляется через определенный срок после завершения торговой операции;
– просроченный (при отсутствии у плательщика средств).
4. Обеспеченность платежей, т.е. наличие у плательщика ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем. Различают:
a. оперативную обеспеченность, т.е. наличие достаточной для платежа суммы ликвидных средств 1-го класса (денежные средства);
b. перспективную обеспеченность – это оценка платеже- и кредитоспособности плательщика.
5) Наличие посредников : прямые и транзитные (через корр.счет)
6) Риски : – операционные (ошибка в оформлении расчетов);
– мошенничества (недобросовестность работника банка, которые знают номера счетов клиентов и могут этим воспользоваться в своих интересах);
– задержки платежа;
– Делькредере (неплатежа).
7) Очередность. При наличии денег на счете действует календарная очередность, при недостаточности средств – в соответствии со ст. 855 ГК РФ: См. порядок очередности!!!
1) осуществляется списание по исполнительным документам денег для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, взыскание алиментов;
2) по исполнительным листам для расчетов по выплате выходных пособий, оплате труда, вознаграждения по авторскому договору;
3) по платежным документам по оплате труда, отчисления во Внебюджетные Фонды (Фонд социального страхования, ПФ, Фонд занятости);
4) платежи в бюджет и Внебюджетные фонды;
5) удовлетворение других денежных требований по исполнительным документам;
6) списание по платежным документам в порядке календарной очередности.
3. Форма безналичных расчета – совокупность взаимосвязанных элементов, включая схему документооборота, платежный документ и способ платежа (порядок перевода денежных средств). В соответствии с классификацией БМР (г. Базель) способ платежа может быть либо а) кредитовым, либо б) дебетовым.
А) Кредитовый перевод характеризуется тем, что деньги сначала списываются со счета плательщика, а затем перечисляются на счет получателя. При этом инициатива платежа принадлежит плательщику (дебитору), который дает распоряжение банку кредитовать счет получателя средств. Кредитовый перевод занимает почти 90% платежного оборота. В качестве расчетного документа в российской практике могут использоваться платежные поручения или требования-поручения, акцептованные плательщиком.
Б) Дебетовый перевод: сначала деньги зачисляются на счет получателя, а потом происходит их списание со счета плательщика. Инициатива начала перевода принадлежит кредитору, который направляет платежный документ, подтверждающий долг дебитора. В качестве платежного документа может выступать вексель, требование, чек, инкассовое поручение на безакцептное списание средств, аккредитив.
Эффективность отдельных форм безналичных расчетов определяется следующими показателями:
– сближение моментов получения товара и его оплаты;
– трудоемкость расчетной операции;
– возможность осуществления контроля всеми участниками расчетов.
Формы безналичных расчетов:
1) Акцептная форма расчетов (инкассовая форма, расчеты платежными требованиями).
1
Поставщик Плательщик
2 8 4 5
Банк 3 Банк
Поставщика плательщика
7 6
1 – отгрузка товара 5 – возвращение документов
2 – предъявление платежного с акцептом
требования на инкассо 6 – списание денег со счета
3 – рамбурсное требование плательщика
оплаты 7 – кредитовый перевод
4 – предъявление документов (кредитовое авизо)
для акцепта
Преимущества данной формы расчетов: отвечает требованиям поставщика и покупателя: поставщик не задерживает отгрузку продукции и не подвергается риску несвоевременного представления платежных документов в банк; покупатель не отвлекает средств в расчеты и обладает возможностью проверить условия договора, создаются условия для контроля всеми участниками.
Недостатки: нет гарантии платежа, двойной документооборот (повышенные издержки), значительный разрыв во времени между получением товара и его оплатой, существует возможность необоснованных отказов от оплаты.
2) Расчеты платежными поручениями
1
Поставщик Плательщик
5 2
Банк 4 Банк
Поставщика плательщика 3
1 – отгрузка товара 4 – кредитовый перевод
2 – платежное поручение 5 – зачисление денег на
на списание денег в счет поставщика
оплату товара
3 – списание денег со счета
Преимущества: позволяет ускорить оборачиваемость средств в расчетах, снижает трансакционные издержки, сближаются моменты получения и оплаты.
Недостатки: нет гарантии платежа, возможны случаи задержки предоставления документов к оплате.
3) Аккредитивная форма расчетов – поручение покупателя банку осуществить оплату на условиях, которые определены в аккредитивном заявлении.
Схема покрытого аккредитива (в России не работает)
6
Поставщик Плательщик
7 5 8 1
Банк 3 Банк
Поставщика плательщика
2
1 – заявление на открытие 5 – извещение поставщика
аккредитива об открытии аккредитива
2, 3 – списание и перечисление 6 – отгрузка товара
денег с расчетного счета 7 – документы, свидетель-
плательщика (кредитовое ствующие об отгрузке
авизо)
4 – открытие аккредитивного счета 8 – зачисление денег
с зачислением на него перечис- на счет поставщика
ленных денег
Схема непокрытого аккредитива
4
Поставщик Плательщик
5 6 3 1
7
Банк Банк
Поставщика плательщика
9 2 8
1 – заявление на открытие
аккредитива 5 – денежные документы для
2 – бронирование средств оплаты
на счете плательщика 6 – зачисление денег в оплату
(перевод с расчетного отгруженного товара на
счета, внесение налич- на счет поставщика
ных денег) 7 – рамбурсное требование
3 – извещение поставщика о перечислении денег
об открытии аккредитива 8 – списание денег
4 – отгрузка товара 9 – дебетовый перевод
Преимущества аккредитивной формы расчетов: гарантия платежа, возможность получить деньги в кратчайшее время (по покрытому аккредитиву).
Недостатки: отвлечение денег из оборота плательщика, аккредитив не способствует равномерной отгрузке товара (нужно ждать пополнения аккредитивного счета). Необходимым условием использования непокрытого аккредитива является доверие между банками.
4) Чековая форма расчетов. Чек – это письменное распоряжение чекодателя банку заплатить чекодержателю сумму, указанную в чеке.
Схема чековой формы расчетов (в России не работает)
4
Поставщик Плательщик
6 7 5 1 3
8
Банк Банк
Поставщика плательщика
10 2 9
1 – заявление на открытие 6 – чек на инкассо
чекового депозита 7 – зачисление денег на счет
(с внесением денег) поставщика в оплату чека
2, 3 – открытие счета и 8 – рамбурсное требование
выдача чековой книжки оплаты
4 – отгрузка товара 9 – списание денег с чекового
5 – получение поставщиком депозита
чека на сумму поставки 10 – дебетовый перевод
Преимущества данной формы: гарантия платежа, возможность использования чека для расчетов с любыми партнерами, сближение моментов получения и оплаты товара.
Недостатки: отвлечение денежных средств из оборота плательщика (этот недостаток устраняется через авалирование, либо акцептование документа).
Расчеты чеками в российской практике имеют свои специфические особенности:
4
Поставщик Плательщик
6 10 5 1 3
7
Банк Банк
Поставщика плательщика
9 2 8
1 – заявление на открытие 6 – предъявление чека
чекового депозита в банк к оплате
(с внесением денег) 7 – чек для оплаты
2, 3 – открытие счета и 8, 9 – списание и перевод
выдача чековой книжки денег в оплату чека
4 – отгрузка товара (кредитовое авизо)
5 – выдача чека 10 – зачисление денег на
счет поставщика
4. Для осуществления межбанковских расчетов нужно установить корреспондентские отношения (это совокупность возможных форм сотрудничества, возникающих между банками). Необходимость межбанковских корр. отношений возникает по ряду причин:
c. банк не может оказать какие-либо услуги своим клиентам по причине отсутствия лицензии;
d. банк-корреспондент может оказать услуги клиенту лучше, быстрее и дешевле;
e. в целях проведения расчетов между клиентами, счета которых открыты в других банках.
Существует несколько способов открытия корреспондентских счетов:
1) корр. счет на балансах банков-корреспондентов (прямые межбанковские расчеты).
Банк 1 Банк 2
Преимущества прямых расчетов:
· отвечают интересам клиентов, имеющих устойчивые отношения с клиентами других банков;
· ускорение расчетов;
· появляются благоприятные условия для проведения взаимозачетов;
· расширяются возможности для активной работы на рынке.
Недостаток: распыление средств.
2) корр. счета банков-корреспондентов на балансе третьего банка (как правило, в ЦБ). Последний выступает контролирующим органом за
системой расчетов, организатором процедуры перевода средств.
Банк 1 Банк 2
Банк 3
3) клиринговый корр. счет – счет, основанный на зачете взаимных требований и обязательств. Процесс взаимозачета обязательств участников клиринга называют клиринговым сеансом. Он проводится несколько раз в течение дня в заранее установленное время. Существует 2 варианта окончательных расчетов при многостороннем клиринге:
а) классический – каждому участнику открывается транзитный счет, на котором учитываются обязательства и требования, выводится сальдо, которое и передается на основной корр. счет в ЦБ;
б) авансовый – при клиринговой палате открывается счет, куда авансом переводится определенная сумма с корр. счета. Если возникает дебетовое сальдо, то клиринговая палата может предоставить кредит.
Для открытия корр. счета банком предоставляются заявление, карточка с образцами подписей уполномоченных лиц и оттиском печати, переводной телеграфный ключ и список филиалов, которым предоставляется право осуществлять операции по корр. счету.
По мере развития межбанковских расчетов коммерческие банки стали получать право на пользование овердрафтом (краткосрочным кредитом). В России их количество неуклонно снижается по причинам высокой задолженности по овердрафту (из-за нарушений при проведении внутрибанковских платежей, несвоевременного зачисления средств, невозврата кредитов клиентами банков).