Введение
Когда я выбирала тему длякурсовой, я пыталась выбрать такую, которая была бы мне максимально интересна,а также такую, которая раскрывает вопросы, являющиеся важнейшими для введениябухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Все субъекты, действующие на территории Республики Казахстан, обязанывести бухгалтерский учет. В организации бухгалтерского учета важную роль играютобщепринятые принципы, выражающие основные положения изучаемой теории. Онимогут быть закреплены в законодательном порядке или сформулированы ирекомендованы профессиональными бухгалтерскими организациями на основаниитеории и практики учета, правовых прецедентов и хозяйственных традиций.
Принципы служат основой общей концепции бухгалтерского учета, помогаютразрабатывать его стандарты в интересах пользователей финансовой отчетности. Материально-техническоеобеспечение предприятия осуществляется с целью его эффективной и ритмичнойработы с учетом экономного использования материальных ресурсов при минимальнонеобходимом уровне производственных запасов. Обеспечение производится всоответствии с прогнозами экономического и социального развития предприятия.Предприятия заключают договора с предприятиями-производителями или посредническимиорганизациями на комплексное обеспечение, либо производят закупки на биржечерез своих брокеров. Хозяйственные связи — необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечиваютбесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства исвоевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляютсяхозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступаетпоставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое — ихпокупателем, потребителем, а значит, и плательщиком. Четкаяорганизация расчетов между поставщиками и покупателями оказываетнепосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств исвоевременное поступление денежных средств. Целью курсовой работы является раскрыть расчеты и учет споставщиками и подрядчиками на предприятии. Задачи: — рассмотреть теоретические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками:понятие и порядок отражения, нормативно-правовое регулирование, раскрытьучетную политику предприятия; — исследоватьучет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Глава I. Бухгалтерский учет расчетов споставщиками и подрядчиками
1.1 Понятияучета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Поставщиками и подрядчиками торговой организации являются организации ипредприятия, поставляющие товарно-материальные запасы (промышленные,сельскохозяйственные и другие предприятия) или оказывающие различные услуги(транспортные, коммунальные услуги, услуги связи и др.).
Для бесперебойного удовлетворения потребности покупателя в товарахнародного потребления торговые организации заключают договоры с поставщиками иподрядчиками на поставку товарно-материальных запасов и оказание услуг, вкоторых предусматривается порядок расчетов между ними. Расчеты между торговымиорганизациями и поставщиками осуществляются, в основном, безналичным путемчерез учреждения банка в виде перечисления денежных средств со счетаплательщика на счет получателя.
Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученныетоварно-материальные запасы, потребленные транспортные и коммунальные услуги иуслуги связи предназначен счет 3310 «Краткосрочная задолженность поставщикам иподрядчикам». На этом счете торговые организации также учитывают расчеты сорганами транспорта за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты понедоборам и переборам тарифа (фрахта), а также расчеты за все виды услугисвязи.
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные товарно-материальныезапасы и потребленные услуги, находят отражение на указанном счете, независимоот того, одновременно или предварительно производилась оплата предъявленногосчета.
Составляется следующая корреспонденция при приобретении от них каких-либоценностей или услуг:
1. Отражаются суммы поставленных поставщиками материальных ценностей,оказанных услуг, выполненных работ:
Дебет – 1310 (поступление сырья и материалов)
Кредит – 3310 (поставка поставщиков или подрядчиков); 2. Перечисляютсясредства в оплату поставленных материальных ценностей, оказанных услуг,выполненных работ:
Дебет – 3350 (поставщики и подрядчики)
Кредит – 1010 / 1030 (расчеты с кассы или же с расчетного банковскогосчета)
1.2 Задачиучета расчетов с поставщиками и подрядчиками
К поставщикам и подрядчикам относятся организации, поставляющие различныетоварно-материальные ценности (готовую продукцию, товары, сырье), оказывающиеуслуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы(строительные, ремонтные, модернизирующие). Расчетыс поставщиками и подрядчиками производятся в основном в безналичной форме; внастоящее время они сами выбирают форму расчетов при заключении договоров. Дляучета расчетов организации с поставщиками и подрядчиками за приобретенноесырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также запотребленные услуги и работы в системе счетов бухгалтерского учета используютсамостоятельный синтетический счет 3310 «Краткосрочная кредиторскаязадолженность поставщикам и подрядчикам». Этот счет предназначен для обобщенияинформации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за: — полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы ипотребленные услуги, по доставке и переработке материальных ценностей,расчетные документы на которые подлежат оплате через банк; — товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документыот поставщиков или подрядчиков не поступили; — излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке; — полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам переборамтарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др. Счет3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учетутоварно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учетаэтих ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностейили счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальныхценностей, а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета3310 производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов,товаров, затрат на производство и т.п. Независимоот оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 3310 всинтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Когдасчет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке насклад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостачасверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, атакже если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счетбыл акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, атакже арифметические ошибки, счет расчетов с поставщиками и подрядчикамикредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 3390 «Прочаякредиторская задолженность» (субсчет “Расчеты по претензиям”) Занеотфактурованные поставки счет 3310 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены иусловий, предусмотренных в договорах. Счет3310 дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включаяавансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежныхсредств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываютсяобособленно. Суммы задолженности поставщиками и подрядчиками, обеспеченныевыданными организацией векселями, не списываются со счета 3310, а учитываютсяобособленно в аналитическом учете. Аналитическийучет ведут в хронологическом порядке по каждому предъявленному счету, арасчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику или подрядчику,причем он должен быть организован так, чтобы сведения можно было получатьсгруппированными по срокам оплаты (долгосрочная или краткосрочная); расчетнымдокументам, срок оплаты которых еще не наступил; не оплаченным в срок расчетнымдокументам; выданным неоплаченным и просроченным векселям; неотфактурованнымпоставкам и т.д. Подействующему законодательству налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальнымценностям или услугам, стоимость которых списывается на затраты организации,после погашения обязательств перед поставщиками предъявляется бюджету, т.е. насумму налога, уплаченного поставщикам, уменьшаются обязательства организации передбюджетом по уплате НДС. Еслисчет поставщика был акцептован и оплачен до поступления товарно-материальныхценностей, а при приемке их на склад обнаружилась недостача, или припоследующей проверке счета было обнаружено несоответствие цен условиям договораили арифметические ошибки, до выяснения их причин делают следующиебухгалтерские записи: Д-т 3390«Прочая кредиторская задолженность», субсчет «Расчеты по претензиям» К-т 3310«Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Припоступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетныедокументы поставщиков, по кредиту счета 3310 отражается стоимость ценностей,исходя из цены и других условий, предусмотренных договором. Если цена неуказана и не может быть установлена исходя их условий договора, то дляопределения величины кредиторской задолженности принимается цена, по которой всравнимых обстоятельствах организация обычно определяет цену в отношениианалогичных ценностей. Счет3310 дебетуется на суммы исполнения обязательств, включая авансы ипредварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств,расчетов с покупателями и заказчиками, иными организациями. Возвращенныепоставщиком неиспользованные суммы аванса отражают по дебету учета денежныхсредств и кредиту счета 3310. Ранее выданные, но не востребованные авансысписываются. Схемыбухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками иподрядчиками зависят от применяемых форм расчетов. Еслизадолженность погашается кредитами банка, то делается запись: Д-т 3310«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т 3010«Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 2010«Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Но вовремя совершения расчетов организация может и сама выступать поставщиком илиподрядчиком, т.е. сама продавать покупателям и заказчикам ТМЦ, выполнять работыили оказывать услуги. Покупателии заказчики – это организации, приобретающие произведенную продукцию, товары,прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы. Учетрасчетов с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию (работы, услуги)отражается на синтетическом счете 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженностьпокупателей и заказчиков». Этотсчет дебетуется в корреспонденции со счетами, 6280 «Прочие доходы и расходы» насуммы, на которые предъявлены расчетные документы, кредитуется вкорреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммыпоступивших платежей (включая суммы полученных авансов). При этом суммыполученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. К этомусинтетическому счету открывается несколько субсчетов по видам расчетов.Аналитический учет ведется в хронологическом порядке по каждому предъявленномупокупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами — по каждомупокупателю или заказчику. При этом построение аналитического учета должнообеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям изаказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансамполученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежныесредства не поступили в срок. По мереотгрузки продукции и оказания услуг к оплате предъявляются расчетные документы,в которых величина выручки от их реализации (по договорной цене с налогом надобавленную стоимость) отражается Организации могут получатьавансы (предварительную оплату) под поставку материальных ценностей либо подвыполнение работ или при частичной оплате продукции и услуг, производимых длязаказчиков. На счетах бухгалтерского учета это отражается записью: Д-т1030«Расчетные счета», 1060 «Валютные счета» и др. К-т 1210«Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет«Авансы полученные». При зачете сумм ранее полученных авансов припредъявлении покупателям счетов за полностью произведенные работы, проданныеизделия делается совершается корреспонденция счетов:
Д-т 1210 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет«Авансы полученные»
К-т 1210 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Еслирасчеты производятся при совершении товарообменной операции, то по соглашениюсторон может производиться взаимный зачет задолженностей. Такая операция можетотражаться по: Д-т 3310«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т 1210«Расчеты с покупателями и заказчиками».
1.3 Корреспонденция счетов по учетурасчетов с поставщиками и покупателями
На суммы предъявленных на оплату счетов поставщиков за поставленныеценности, оказанные услуги (работы) или фактически поступившие товары иматериалы, потребленные услуги и работы составляется бухгалтерская запись: Д-т 1310«Материалы», 1330«Товары», 7210«Административные расходы», К-т 3310«Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сумманалога на добавленную стоимость включается поставщиками и подрядчиками в счетана оплату и отражается у покупателя записью: Д-т 3130«Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально — производственнымзапасам» К-т 3310 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками». Оплатасчетов поставщиков, т.е. погашение задолженности перед ними, отражается насчетах следующей записью: Д-т 3310«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» -т 1030«Расчетные счета», 1060«Валютные счета», 1050«Специальные счета в банках», 3390«Расчеты с подотчетными лицами».
1.4 Нормативноерегулирование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в Казахстанеосуществляется Правительством Республики Казахстан и Министерством Финансов РК.В Казахстане нормативно-правовое регулирование представлено четырьмя уровнями.
К основным документам, регулирующим расчеты с поставщиками иподрядчиками, можно отнести:
1. Гражданскийкодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (с изменениями идополнениями на 05.07.2008 год);
2. Кодекс РеспубликиКазахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря2008 года № 99-IV (по состоянию на 10 сентября 2010 года);
3. ЗаконРеспублики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от28февраля 2007 года №243-III(по состоянию 19.03.2010 год);
4.Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);
5. Плансчетов бухгалтерского учета от 23 мая 2007 года;
6. Уставорганизации;
7. Учетнаяполитика самого предприятия;
и другие.
Глава II. Действующая практика учета расчетовс поставщиками и подрядчиками
2.1 Особенностидокументального оформления расчетов с поставщиками и подрядчиками
Поступление материальных ценностей отпоставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производится на основаниизаключённых между заказчиками (покупателями) и подрядчиками (поставщиками)хозяйственных договоров. В договорах оговариваются: виды поставляемыхматериальных ценностей, выполняемых работ и услуг, коммерческие условияпоставки, количественные и стоимостные показатели материальных ценностей илиуслуг, порядок расчётов (условия платежей).
Порядок расчётов на территории Р.К. междупокупателями и поставщиками определяется в соответствие с Положением обезналичных расчёте, а по экспортно-экспортным поставкам – в соответствие справилами международных расчётов.
Условия поставок формируются всоответствие с принятыми в стране условиями определяющими юридические права иобязанности продавцов и покупателей по отношению к товару.
Условия экспортно-импортных поставокформируются на основе международных торговых условий «Инкотермо», установленныхМеждународной торговой палатой. В соответствие с этими условиями чёткоопределяется, кто организует и оплачивает перевозку товара от продавца кпокупателю, несёт риск и ответственность при осуществлении этих функций и пригибели или порче товара. Приобретение материальных ценностей на стороне можетосуществляться только двумя вариантами. При первом варианте для приобретенияматериальных ценностей на стороне предприятие назначает своего поверенного. Емувыдают подотчёт наличные деньги с правами получения ценностей и немедленнойоплаты за них, либо доверенность, по которой можно получить материальныеценности, в счёт договоренности, имеющей место между предприятиями в видедоговора поставок или гарантийного письма с визой руководителя поставщика(независимо, оплачены материальные ценности предварительно или нет). Доставкаматериальных ценностей в таких случаях осуществляется само вывозом, независимоот географического расположения покупателя и поставщика.
При втором варианте (отдаленностьпоставщика от покупателя, и/или постоянство поставок) поставки осуществляетпосредник – транспортное предприятие.
Для выполнения, каких-либо операций пополучению материальных ценностей на стороне поверенному лицу предприятия(экспедитору) выдаётся доверенность. Все доверенности в момент выдачи вспециальном журнале. Доверенность выписывается только бухгалтером на конкретноефизическое лицо с указанием срока действия и наименования ценностей,предполагаемых к получению. На доверенности имеется роспись экспедитора,которая должна быть заверена подписями бухгалтера и руководителя с наложениемоттиска печати предприятия.
Поступление сырья, материалов,оборудования на предприятие по второму варианту может осуществлятьсяжелезнодорожным, автомобильным, морским и другими видами транспорта. Поставкачерез посредника может осуществляться только при наличии договора – контракта опоставке. Оплата за такие поставки может быть осуществлена в виде предоплаты,аккредитивом, чеком, наличными либо на бартерной основе до момента полученияматериальных ценностей либо после. Это зависит от условий договора (контракта).
По предъявлении доверенности и квитанции,поступившей от отправителя груза, экспедитор может получить груз в багажномотделении железной дороги, в речном порту, в аэропорту или раскредитовать(получить право на вскрытие вагона, выгрузку и приём груза).
Принимая груз, экспедитор должен проверить,нет ли на таре и упаковке следов боя, порчи, а также соответствует ликоличество мест поступивших грузов данным, указанным в транспортной накладной.Если при приёмке груза возникнут сомнения в его сохранности (например, будутобнаружены повреждения вагонов, контейнеров, упаковки, отсутствие пломб и т.п.)экспедитор должен потребовать проверки всего груза с целью выяснения егосохранности совместно с представителем (весовщиком) транспортной организации. бухгалтерский учет поставщик подрядчик
При обнаружении недостачи сырья иматериалов, боя, повреждённой тары, составляется коммерческий акт в двухэкземплярах (один забирает экспедитор), который служит основанием дляпредъявления претензий к транспортной организации. В её адрес направляетсяпретензионное письмо с приложением документов (акт, накладная, квитанция идругие) и предложением возместить сумму убытка. Для предъявления претензий ктранспортным организациям законом установлен шестимесячный срок. Транспортныеорганизации в течении трёх месяцев обязаны рассмотреть претензию и уведомитьзаявителя о своём решении. Если отклонена или оставлена без ответа, заявительимеет право предъявить иск в арбитражный суд в двухмесячный срок со времениполучения отказа или времени, когда истекли сроки для ответа на претензионноеписьмо.
По договорённости (после согласованияспособа оплаты) экспедитор может получить груз непосредственно у поставщика свыпиской одновременно отгрузочных документов (счёт-фактура).
Полученный груз с сопроводительнымидокументами экспедитор доставляет на склад своего предприятия.
При доставке автотранспортом, водительавтохозяйства является представителем поставщика и вместе с грузом вручаеткладовщику один экземпляр товарно-транспортной накладной.
Вместе с поступившим грузом в адреспокупателя поступают сопроводительные документы. При отсутствие таковых (или вслучае поступления груза с нарушением договорных условий, или не по назначению)груз принимается на ответственное хранение на забалансовый счет, с сообщениемотправителю, если имеются его реквизиты.
На этом счёте материалы, принятые наответственное хранение, учитываются до тех пор, пока от поставщика не поступятдокументы или распоряжение о возврате материалов, об их отгрузке в другой адресили реализации на месте.
За нарушение условий договоров поставщикии покупатели несут взаимную материальную ответственность в виде неустойки,штрафов и пени за невыполнение договорных условий, за задержку оплаты расчётныхдокументов и за необоснованный отказ.
Независимо от оплаты и доставки, порядокоприходования материальных ценностей должен отвечать определённым требованиям.При любом варианте получения материальных ценностей у поставщика и любомварианте доставки, их предъявляют кладовщику для оприходования. Приёмка наскладе производится методом прямого счёта, взвешивания, обмера и внешнегоосмотра, с целью выявления соответствия данным сопроводительных документов. Вслучае несоответствия количества и качества поступивших материалов даннымсопроводительных документов, составляется приёмный акт. Акт составляют иподписывают члены специальной комиссии, назначенной руководителем предприятия,кладовщик и представитель поставщика. В дальнейшем на основе акта к поставщикумогут быть предъявлены соответствующие претензии. Если не обнаружено никакихрасхождений с документами, кладовщик выписывает приходный ордер или приёмнуюфактуру в двух экземплярах. Вместо выписки приходных ордеров кладовщик можетпоставить на сопроводительный документ штамп, удостоверяющий получение.
Экспедитор все документы, по доставленнымна склад материальным ценностям с отметкой кладовщика в их приёмке, сдаёт вбухгалтерию для списания с него выданной ранее доверенности. Для отчёта заполученные наличные средства, экспедитор составляет авансовый отчёт сприложением документов, подтверждающих как факт приобретения материальныхценностей, так и факт сдачи их на склад, либо передачи в производство(требование). Материальные ценности хранятся на складах под наблюдениемматериально – ответственных лиц, с которыми заключают договор о материальнойответственности. Материалы на складах учитываются в карточках складского учёта,открываемых на каждое отдельное наименование материала. В карточках указываютсянаименования материала, номенклатурный номер, размер, сорт, место хранения,единица измерения, учётная цена, балансовый счёт, норма запаса и другие данные.
2.2 Синтетическийи аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Учёт расчётов с поставщиками материальныхценностей и услуг организуется на счёте 3310 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками».Счёт по отношению к балансу – пассивный. По кредиту счёта 3310 «Расчёт споставщиками и подрядчиками» отражается задолженность с поставщиками, по дебету– уменьшение этой задолженности.
Сальдо кредитовое свидетельствует о суммахзадолженности предприятия поставщикам и подрядчикам. В некоторых случаях сальдопо счёту 3310 может быть и дебетовым, это означает, что сумма за материальныеценности поставщиком оплачена, но на конец месяца эти материальные ценности непоступили, числятся как товары в пути.
Счёт 3310 предназначен для обобщенияинформации о расчётах с поставщиками и подрядчиками за:
– полученныематериальные ценности, принятые выполненные
работы и потреблённые услуги, включая предоставление энергии,газа, пара, воды, а также по доставке или переработке материальных ценностей,расчёты, документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
– материальныеценности, работы и услуги, расчёты по которым производятся в порядке плановыхплатежей;
– материальныеценности, работы и услуги, на которые расчётные документы от поставщиков илиподрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
– излишкиматериальных ценностей, выявленные при их приёмке;
– полученные услугипо перевозкам, в том числе расчёты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), атакже за все виды услуги связи.
Все операции, связанные с расчётами за приобретённые материальныеценности, принятые работы или потреблённые услуги, проводят по счёту 3310независимо от времени оплаты предъявленного счёта.
Счёт 3310 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками»корреспондирует со счетами:
1. Оприходованиепатентов, лицензий и других нематериальных активов.
Дебет счёта 2710 «Нематериальные активы»
Кредит счёта 3310 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками».
2. Оприходованиематериальных ценностей, начисление стоимостных услуг по их доставке.
Дебет счёта 2410 «Оборудование к установке».
Дебет счёта 1310 «Материалы».
Дебет счёта 1330 «Товары».
Кредит счёта 3310.
3. Начислениезадолженности на приобретение машин и оборудования, за выполнение строительныхработ и оказание услуги.
Дебет счёта 5030 «Капитальные вложения».
Кредит счёта 3310.
4. Начисление куплате стоимости выполняемых работ и услуг.
Дебет счёта 8110 «Основное производство».
Дебет счёта 8310 «Вспомогательные производства».
Дебет счёта 7210 «Обще-административные расходы».
Дебет счёта 2920 «Расходы будущих периодов».
Кредит счёта 3310.
5. Возврат излишнеперечисленных сумм.
Дебет счёта 1030 «Расчётный счёт».
Дебет счёта 1022 «Валютный счёт».
Кредит счёта 3310.
6. Отражениезадолженности по расчётам между поставщиком (подрядчиком) и покупателем(заказчиком), когда предприятие является и тем и другим.
Дебет счёта 1210 «Расчёт с покупателями и заказчиками».
Кредит счёта 3310.
7. Предъявлениепретензий поставщикам, по выявленной при проверке их счетов, разнице.
Дебет счёта «Расчёты по претензиям».
Кредит счёта 3310.
8. Принятые к оплате счета поставщиков иподрядчиков за поставленные ими материальные ценности и услуги для дочернихпредприятий и внутренних подразделений, имеющих отдельные балансы.
Дебет счёта 1220 «Расчёты с дочерними предприятиями.
Дебет счёта 7210 «Административные расходы».
Кредит счёта 3310.
11. Отражение убытков от списания дебиторской задолженности спросроченными сроками исковой давности, начисление штрафов, неустоек и другихсанкций, присуждённых судом или признанных предприятием к уплате.
Дебет счёта 5610 «Прибыли и убытки».
Кредит счёта 3310.
12. При поступленииразличных материальных ценностей обнаружена их недостача (до оприходования) впределах норм естественной убыли или принятая по вине предприятия, егоработников.
Дебет счёта 7410 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Кредит счёта 3310.
13. Отнесениестоимости ремонта, принятого техническим обменным пунктом, за счёт созданного резерва.
Дебет счёта 5410 «Резервы предстоящих расходов и платежей».
Кредит счёта 3310.
1. Списаниевозвращённых поставщику ранее оприходованных на склад материальных ценностейпри обнаружении дефектов.
Дебет счёта 3310 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Кредит счёта 2410 «Оборудование к установке».
Кредит счёта 1310 «Материалы».
2. Отнесение сумм,начисления поставщикам и подрядчикам за оказание им услуги по транспортировке,отгрузке, реализации продукции.
Дебет счёта 3310.
Кредит счёта 7110 «Реализация продукции».
3. Оплата счетовпоставщиков.
Дебет счёта 3310.
Кредит счёта 1010 «Касса».
Кредит счёта 1030 «Расчётный счёт».
Кредит счёта 1022 «Валютный счёт».
Кредит счёта 1040 «Специальные счета в банках».
4. При оплате счетовфактур произведён зачёт по предварительно выданным авансам.
Дебет счёта 3310.
Кредит счёта 1610 «Расчёты по авансам выданным».
5. Погашениезадолженности перед поставщиками дочерними предприятиями.
Дебет счёта 3310.
Кредит счёта 1220 «Расчёты с дочерними предприятиями».
6. Штрафы, пени,неустойки, полученные за нарушение условий хозяйственных договоров,присуждённые или признанные должником. Зачисление в доходы невостребованнойкредиторской задолженности с просроченными сроками исковой давности.
Дебет счёта 3310.
Кредит счёта 5610 «Прибыли и убытки».
7. Оплата счетовпоставщиков и подрядчиков за счёт краткосрочных кредитов.
Дебет счёта 3310.
Кредит счёта 4010 «Долгосрочные кредиты банков».
Счёт 3310 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» имеет семьсубсчетов.
1-й субсчёт «Расчёты с поставщиками и подрядчиками поплатёжным требованиям.
На данном субсчёте учитываются расчёты с поставщиками,осуществляемые платёжными требованиями поручениями, чеками, когда расчётныедокументы сдают в банк на оплату конкретных счетов-фактур, счетов-аккредитивов.На стоимость поступивших от поставщиков ценностей или услуг производитсязапись:
Дебет счёта 2410 «Оборудование к установке».
Дебет счёта 1030 «Товары».
Кредит счёта 3310 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»субсчёт 1-й «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по платёжным требованиям».
Одновременно дебет счёта 1420 «Налог на добавленную стоимостьпо приобретённым ценностям».
Кредит счёта 3310 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»субсчёт 1-й «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по платёжным требованиям».
При выявлении недостачи, порчи товара по вине поставщика, арифметическихошибок, завышение цен и их несоответствие договору, покупатель на сумму разницыпредъявляет претензию.
В случае недостач, потерь товаров, по вине материально – ответственноголица предприятие покупателя на сумму недостающих ценностей согласно акта обустановленном расхождении до его утверждения, руководитель предприятия делаетследующую запись:
2-й субсчёт «Расчёты с поставщиками и подрядчиками поплановым платежам».
Данный субсчёт применяется при расчётах с поставщиками попостоянным и равномерным поставкам товаров и оказании услуг (при расчётах междусахарным заводом и колхозами). Договором между покупателем и поставщикомустанавливается постоянная плановая стоимость продукции, оплата оформляетсяплатёжным требованием – поручением, платёжными поручениями. На сумму плановогоплатежа согласно расчётным документам производится запись:
Дебет счёта 3310 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»субсчёт 2 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по плановым платежам».
Кредит счёта 1030 «Расчётный счёт». На стоимость поступившихматериальных ценностей.
Дебет счёта 1330 «Товары».
Кредит счёта 3310 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»субсчёт 2 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по плановым платежам».
3-й субсчёт «Расчёты с подрядчиками по капитальным вложениями ремонту».
4-й субсчёт «Расчёты с поставщиками и подрядчиками понеотфактурованным поставкам».
Неотфактурованные поставки – это поставки материальныхценностей, на которые отсутствуют документы. При этом составляется приёмный актна товар, поступивший без счёта поставщика. Согласно приёмного акта на условнуюстоимость материальных ценностей производится следующая бухгалтерская запись:
Дебет счёта 2410 «Оборудование к установке».
Дебет счёта 1310 «Материалы».
Дебет счёта 1310 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы».
Дебет счёта 1330 «Товары».
Кредит счёта 3310 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»субсчёт 4 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по неотфактурованнымпоставкам».
При поступлении товарных документов от поставщика и приусловии расхождения в стоимости материальных ценностей 1-я запись по учётунеотфактурованных поставок сторнируется.
Дебет счёта 2410 «Оборудование к установке».
Дебет счёта 1310 «Материалы».
Дебет счёта 1330 «Товары».
Кредит счёта 3310 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»субсчёт 4 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по неотфактурованнымпоставкам».
На стоимость материальных ценностей, указанных в документепоставщика даётся обычная проводка.
Дебет счёта 2410 «Оборудование к установке».
Дебет счёта 1310 «Материалы».
Дебет счёта 41 «Товары».
Кредит счёта 3310 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»субсчёт 1 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками по платёжным требованиям».
Одновременно по приобретённым товарам, материалам, сырью,даётся проводка на налог на добавленную стоимость.
Дебет счёта 1420 «Налог на добавленную стоимость поприобретённым ценностям».
Кредит счёта 3310 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
5-й субсчёт «Расчёты со сдатчиками сельскохозяйственных продуктови сырья».
6-й субсчёт «Расчёт с поставщиками по прочим расчётам».
Учитываются расчёты с поставщиками за товары и услуги, неотражённыена выше перечисленных субъектах:
– расчёты попредварительной оплате за материальные ценности;
– операции наоснове бартерных сделок.
Операции по предварительной оплате счетов поставщиков на данномсубсчёте отражаются следующим образом:
1. Оплата счетовпоставщиков на основании платёжных поручений:
Дебет счёта 3310 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»субсчёт 6 «Расчёты с поставщиками по прочим расчётам».
Кредит счёта 1030 «Расчётный счёт».
Кредит счёта 1022 «Валютный счёт».
Кредит счёта 1040 «Специальные счета в банках» – на стоимостьматериальных ценностей, включая налог на добавочную стоимость.
2. Оприходованиематериальных ценностей от поставщика:
Дебет счёта 2410 «Оборудование к установке».
Дебет счёта 1310 «Материалы».
Дебет счёта 1330 «Товары».
Кредит счёта 3310 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»субсчёт 6 «Расчёты с поставщиками по прочим расчётам».
7-й субсчёт «Векселя выданные».
Применяется при расчётах за поставленные товары и оказанныеуслуги с отсрочкой платежа на время установленное по взаимной договорённости наоснове векселя.
Данная форма расчёта применяется с целью укрепленияфинансового состояния предприятия.
Аналитический учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками.
Для учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками применяютжурнал-ордер формы №6 и приложение к нему «Реестр операций по расчётам с поставщикамии подрядчиками» формы №6.
Журнал-ордер №6 открывается на квартал, полугодие или год сиспользованием вкладных листов. На данном предприятии при значительномколичестве расчётных операций необходимые данные по отдельным поставщикампредварительно накапливаются в Реестре операций по расчётам с поставщиками,открываемом на тот же период, что и журнал – ордер, на каждого поставщика.
В реестрах журнально-ордерной формы учёт расчётов споставщиками ведут позиционным способом по каждому документу.
Учёт расчётов в целом в разрезе поставщиков (подрядчиков) сотражением движения и выявления остатка ведут только в случаях, когда этирасчёты осуществляются в порядке плановых платежей. Независимо от величинысуммы по расчётному документу и формы расчётов (аккредитивы, инкассо, плановыеплатежи), все расчёты за отгруженные поставщиками материальные ценности, товарыи принятые от подрядчиков работы, должны найти отражение на счёте 3310 «Расчётыс поставщиками и подрядчиками». Если к моменту поступления ценностей и товаровна склад получателя или оформления приёмки работ, расчётные документы ужеоплачены, то в этих случаях записи также должны производиться в корреспонденциисо счётом 3310 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Записи по Кредиту счёта 3310 «Расчёты с поставщиками иподрядчиками» (левая сторона журнала-ордера) производятся по графам вкорреспонденции с дебетуемыми счетами по учёту материальных ценностей, затратна производство, капитальных вложений. При этом по отдельным графам отражаютсясуммы налога на добавленную стоимость.
Правая сторона журнала-ордера предназначена для отраженийопераций по Дебету счёта 3310 счёты с поставщиками и подрядчиками», то естьзаписей об оплате поставщикам и подрядчикам, за поставленные материальныеценности и товары, выполненные работы и услуги. При записях по Дебету счётауказываются кредитуемые счета (счета по учёту денежных средств).
В случае продления срока погашения соответствующихобязательств, эти суммы записываются в отдельные графы в конце журнала-ордера.
Отдельные графы в журнале-ордере выделены для записи датысовершения операций, номеров документов, наименований поставщиков иподрядчиков, а также сальдо на начало и конец месяца.
Итоги левой части журнала-ордера по окончании месяцапереносится в Главную книгу, итоги правой части используются для сверкиоборотов с другими журналами-ордерами.
2.3 Автоматизациябухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Бухгалтерский учет напредприятиях на сегодняшний момент ведется с использованием средств вычислительнойтехники на базе электронной версии «1С: Бухгалтерия Проф. 7.7, 8.0, 8.1.»под Windows. Это универсальная бухгалтерская программа.
Электронная версия 1: СБухгалтерия ориентирована на обычного бухгалтера, обладающего азамикомпьютерной грамоты. Программа настраивается на особенности бухгалтерскогоучета на предприятии, на изменения в законодательстве и формах отчетности.Подобные изменения могут осуществляться самим пользователем.
Основные особенностиэлектронной бухгалтерии “1: С”:
· ведение синтетическогои аналитического учета применительно к потребностям предприятия;
· получение всейнеобходимой отчетности и разнообразных документов по синтетическому ианалитическому учету;
· полнаянастраиваемость с возможностью изменять и дополнять план счетов, системутиповых проводок, систему аналитического учета, формы первичных документов;
· возможностьпечати первичных документов при вводе проводок.
Исходными данными дляпрограммы являются проводки, вносимые в журнал операций. При помощи электроннойбухгалтерии, вместе с вводом проводок, формируются первичные документы.Программа дает возможность составлять отчетность и различные вспомогательныедокументы, в частности:
· оборотно — сальдовые ведомости по счетам и/или субсчетам;
· анализы счетов,содержащих итоги по корреспонденциям конкретных счетов со всеми счетами;
· сводные проводки- итоги по всем используемым корреспонденциям;
· анализы счета податам — остатки, обороты и корреспонденции с другими счетами за каждую датуотчетного периода;
· журналы ордера — выборка проводок из журнала операций по определенным счетам, корреспонденциям идругим признакам; карточки счетов — все проводки с данным счетом;
· отчетыпроизвольной формы разработанной пользователем для детального изученияхозяйственных процессов.
Организацияаналитического учета позволяет в электронной бухгалтерии “1: С”, отслеживатьрасчеты с конкретными покупателями и поставщиками, учитывать наличие и движениетоварно-материальных ценностей, выполнение договоров, расчеты по заработнойплате и с подотчетными лицами и т.д.
Помимо «1С: БухгалтерияПроф. 7.7, 8.0, 8.1.» используются и такие прикладные программы как «1С‑Торговля»,«1С‑Склад». С помощью программы 1С‑Торговля отслеживается движениетоваров и продажи.
Информация о каждом имеющемсяв на складе товаре занесена в базу данных. По запросу компьютер анализирует:
· количествооставшегося товара;
· правила егоналогообложения;
· юридическиеограничения на его продажу и др.
Одновременно с подачейсведений о проданном товаре компьютер производит соответствующую коррекцию(уточнение) товарной ведомости.
Обычно программноеобеспечение устроено так, что сводная информация о наличии товаров выдается кконцу рабочего дня. Вместе с тем имеется возможность обновлять данные обизменении цен и поступлении новых партий товаров.
1С‑Складконтролирует наличие товаров на складе, формирует заказ на приобретение новыхтоваров. 1С‑Бухгалтерия осуществляет все бухгалтерские операции, включаяначисление зарплаты и формирование бухгалтерских отчетов. Автоматизация работысредствами 1С позволила выявить наличие товаров, которые реализуются быстро имедленно и составить рейтинг продажи товаров. Без программных средств этазадача была невыполнима, учитывая большую номенклатуру, с которой работает компания.
На предприятии установлена такжесправочная компьютерная система “Консультант-бухгалтер”. Справочная система“Консультант Бухгалтер” — это мощное и в то же время простое и удобное средствопо работе с правовой информацией. Справочная система “Консультант Бухгалтер”представляет собой удобное справочное средство для работы с текстовойинформацией. Информационный Банк системы включает в себя нормативные акты,регламентирующие бухучет и налогообложение, а также консультацииквалифицированных специалистов по наиболее часто встречающимся в практикебухгалтеров вопросам налогообложения и бухучета. Информационный Банк системыпостоянно пополняется новыми нормативными актами и консультациями, чтопозволяет пользователям Справочная Система “Консультант Бухгалтер” незаниматься утомительной работой по сбору необходимой им в работе информации.Весь Информационный Банк разбит на две независимые базы. В первую (Нормативныедокументы) включены документы, представляющие собой нормативные акты различныхведомств, регламентирующие бухгалтерский учет и налогообложение. Во вторую(Вопросы и ответы) — материал, содержащий ответы квалифицированных специалистовна вопросы, часто встречающиеся в бухгалтерской практике.
Информационный Банкподдерживается в актуализированном виде, т.е. в нем отражаются все изменения внормативных актах (как непосредственно их текстов, так и реквизитов). Этопозволяет пользователю при необходимости работать только с последнимиредакциями всех документов. Многоуровневый рубрикатор, базирующийся на Общеправовомклассификаторе отраслей законодательства, облегчает поиск документов вИнформационном Банке.
Режим гипертекста илиперекрестных ссылок между документами помогает отслеживать их юридическуювзаимосвязь. Папки документов позволяют длительно хранить сформированныеподборки документов по некоторым тематикам.
Использовании средстввычислительной техники на базе электронной бухгалтерии “1: С” и справочнойсистемы “Консультант Бухгалтер” позволяет добиться в работе бухгалтериисвоевременного и качественного составления финансовой отчетности предприятия;строить работу на актуализированной правовой информации и тем самым избежатьсерьезных ошибок. При использовании средств вычислительной техники экономитсяогромное количество времени необходимое для рутинных операций и бухгалтер можетбольше времени уделять аналитической работе
Мероприятия поулучшению учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Каждое предприятие имеет свою собственность, то есть обособленноеимущество, отражаемое на его самостоятельном балансе. Предприятиеимеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществлениялюбых видов деятельности, не запрещенных законом. Ведениебухгалтерского учета на предприятиях осуществляется в соответствии снормативными документами, имеющими разный статус, МСФО, НСФО, Постановлениями иПоложениями Правительства РК, Уставом предприятия и его учетной политикой. Однииз них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете и финансовойотчетности», положения по бухгалтерскому учету), другие носятрекомендательный характер (типовой план счетов, методические указания,комментарии). Большинствопредприятии применяет автоматизированную форму учета, созданную на базеиспользования ЭВМ, то есть 1С Бухгалтерия. В прошлом применялосьручное оформление документов, что приводило к большому количеству ошибок исоответственно исправлений, но с использованием специализированных компьютерныхпрограмм, количество нерационального использования труда работников бухгалтериисократилось. Таким образом, для улучшения учета с поставщиками иподрядчиками необходимо совершенствования НТР и различных профессиональныхпрограмм.
Заключение
При написании данной курсовой работы я изучила основные особенности и проблемы в организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Изучила предназначение счёта 3310 “Краткосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам” и его кредитование. Выяснила правильность заключения договоров с поставщиками и подрядчиками. Привела примеры отражения на счетах операций по учёту расчётов с поставщиками.
Многое затрудняет деятельность бухгалтеров: трудность перехода к современной системе и работы в условиях развивающихся рыночных отношений, недостаточность опыта работы в таких условиях, отсутствие положительных примеров, несовершенство и противоречивость подзаконных актов. С другой стороны, для себя я рассматривала проблему учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Законодательные органы стараются помочь предприятиям в учете расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Я думаю, что совершенствование системы расчета будет продолжено и в дальнейшем. Насколько это возможно в рамках курсовой работы, я постаралась предложить пути такого совершенствования системы в целом.
Таким образом, я закрепила знания,полученные при изучении курса “Бухгалтерский учет”.
Список использованной литературы
1. Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от28 февраля 2007г. за №237-III.
2. Лашун Л.Г. Бухучет на практике, Центральный дом бухгалтера –Алматы 2005.
3. Назарова В. Л. Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов –Алматы: Каржы- Каражат, 2003
4. Нурсеитов Э.О. Особенности национального учета и МСФО, БИКО –Алматы 2004.
5. Гражданский кодекс Республики Казахстан //Казахстанскаяправда от 13 июля 1999 г.
6. Радостовец В.К., Радостовец В.В. Шмидт О.И. Бухгалтерскийучет на предприятии: Изд. 3. доп и переработ.- Алматы: Центраудит-Казахстан,2002.
7. Козлова Е.П., Бухгалтерский учет в организации / КозловаЕ.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. — М.: «Финансы и статистика» 2006г
8. Методические рекомендации по применению типового планасчетов: Бюллетень бухгалтера – Алматы, 2004.
9. СейдахметоваФ. С. Бухгалтерский учет в современных условиях, Ф.С Сейдахметова Ф. С. –Алматы. 2001г.-48 с. — (современный бух. учет).;
10. Бухгалтерскийучет: Учебник для вузов/ под ред. проф. Ю.А Бабаева.- М: ЮНИТИ – ДАНД. Алматы2003г.;
11. АбдиманаповА.А., Юсупжанов А. К. Бухгалтерский учет и аудит №1. Алматы 2002г.;
12. Бухгалтерскийучет и налоговый учет в Казахстане, Собственный капитал и долгосрочные активы,Алматы 2004г., выпуск 1.
13. МадиеваК.С.»Бухгалтерский учет и аудит «: Учебное пособие 2008.
14. Ержанов М. С., Ержанова А.М. «Основыбухгалтерского учета и новая корреспонденция счетов». А лматы: Ержанов и К. 2003 г.