Расходы федерального бюджета (2007–2009 гг.)

Расходыфедерального бюджета (2007 – 2009 гг.)

Содержание
Введение
ГлаваI. Расходы федерального бюджета
1.1Федеральный бюджет в финансовой системе РФ
1.2Состав и структура расходов федерального бюджета
ГлаваII. Анализ расходов федерального бюджета 2007 – 2009 гг.
2.1Расходы бюджета на общегосударственные вопросы
2.2Расходы бюджета на национальную оборону
2.3Расходы бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность
2.4Расходы бюджета на национальную экономику
2.5Расходы бюджета на ЖКХ
2.6Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия
2.7Охрана окружающей среды
2.8Расходы бюджета на межбюджетные трансферты
ГлаваIII. Выводы и предложения
Заключение
Списоклитературы
Приложение

Введение
Одним из основных звеньев бюджетной системы РФ является федеральныйбюджет. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Именно через негомобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего ихперераспределения и использования для целей государственного регулированияэкономического развития страны и реализации социальной политики на территориивсей России.
Расходы федерального бюджета — это денежные средства,направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовоеобеспечение задач и функций государства. Эти затраты выражают экономическиеотношения, на основе которых происходит процесс использования средствцентрализованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
На величину и структуру расходов федерального бюджетавлияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняяполитика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояниянаселения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.
Основные статьи расходов бюджета РФ – это управление,оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура,образование, а также межбюджетные трансферты.
Все вышеперечисленное и определило цель курсовой работы –рассмотреть и проанализировать расходы федерального бюджета за 2007 – 2009 гг.
В данной работе рассматривается структура статей расходовбюджетов, их классификации, состав и распределение, а также уделяется внимание динамикеи анализу изменений расходных частей федеральных бюджетов в течение 2007, 2008и 2009 гг.

Глава I. Расходы федерального бюджета
1.1 Федеральный бюджет в финансовой системе РФ
Федеральный бюджет – основное звено бюджетной системы РФ.Федеральное собрание РФ принимает федеральный бюджет как закон.
Федеральный бюджет объединяет главные доходы и расходыгосударства. Именно через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые дляпоследующего их перераспределения и использования для целей государственногорегулирования экономического развития страны и реализации социальной политикина территории всей России [6, с.49].
/>Основными функциями федерального бюджетаявляются:
— Перераспределение национального дохода и ВВП.
Федеральный бюджет является основным орудиемперераспределения национального дохода и ВВП. Бюджет широко используется длямежотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов сучетом требований наиболее рационального размещения производительных сил,подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики,края, области.
— Государственное регулирование и стимулированиеэкономики.
Бюджет способствует формированию рациональной структурыобщественного производства, улучшению пропорций, более эффективномуиспользованию государственных средств. Через расходы и налоги бюджет выступаетважным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций,повышения эффективности производства.
— Финансовое обеспечение социальной политики.
Большое значение имеет социальная направленностьбюджетных средств, в частности, на поддержку наименее защищенных слоевнаселения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а такжефункционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.
— Контроль за образованием и использованиемцентрализованного фонда денежных средств.
Государственный бюджет выполняет функцию организаторараспределительных процессов. Хотя через бюджет перераспределяется не весьчистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферыматериального производства, он влияет на размеры накоплений, определениеоптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслейхозяйства. В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджетаосуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народногохозяйства. Контрольная функция бюджета предполагает создание условий дляосуществления контроля и обуславливает возможность эффективного воздействиягосударства на все экономические процессы.
Федеральный бюджет относится к первому уровню бюджетнойсистемы Российской Федерации и является основным финансовым планом РФ. Ондоминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовыхресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства и регламентирует на текущий периодих финансовые взаимоотношения с государством.
В процессе составления основного финансового планагосударства федеральный бюджет материализуется — воплощается в централизованныйфонд денежных средств государства, в котором концентрируются денежные ресурсыпредприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и другихпоступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которыеи направляются на финансирование экономических и социальных программ и другихнамечаемых мероприятий.
Порядок составления проекта федерального бюджета,рассмотрения и утверждения федерального закона о федеральном бюджетерегламентируется Бюджетным кодексом РФ.
Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляютФедеральное собрание и Счетная палата, для которой указанный контроль являетсяфункциональной обязанностью, а также министерство финансов и другиеподведомственные Правительству федеральные органы исполнительной власти впределах их компетенции. Позитивную роль в исполнении бюджета играетказначейская система.
1.2 Состав и структура расходов федерального бюджета
Расходы федерального бюджета — это денежные средства,направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовоеобеспечение задач и функций государства.
Практически расходы федерального бюджета — это денежныесредства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затратобщегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджетена соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения,связанные с распределением и перераспределением национального дохода,используемого на общегосударственные цели.
Для уяснения роли и значения бюджетных расходов их обычноклассифицируют по определенным признакам:
1. По роли в общественном производстве.
2. Общественному назначению.
3. Отраслям производства.
4. Целевому назначению [7, с.144].
По роли в общественном производстве расходы бюджета делятна:
— Расходы на содержание и развитие материальногопроизводства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новыетехнологии и т.п.).
— Расходы на содержание и дальнейшее развитиенепроизводственной сферы (текущие затраты государства — расходы на управление,военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.).
— Расходы на создание государственных резервов (затратына формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).
С помощью этих расходов государство получает инструментырегулирования распределением денежных средств между материальным производствоми непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальнымипотребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики припомощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуруобщественного производства, достигать прогрессивных сдвигов внароднохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новыхотраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Такимобразом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера,способны играть важную роль в государственном регулировании экономики исоциальных процессов.
В соответствии с общественным назначением (экономическаягруппировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражаетвыполняемые государством функции — экономическую, социальную, оборонную и т.п.)все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
1. Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики.
2. Расходы на социально-культурные нужды.
3. Военные расходы.
4. Расходы на управление.
Структура бюджетных расходов по данным группам в течениемногих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давноустановившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная массаресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народноехозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономическойфункции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось насоциально-культурные мероприятия.
Основой отраслевой группировки расходов федеральногобюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:
1. В производственной сфере подразделяются по отраслямнародного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства,транспорта, связи и др.
2. В непроизводственной по отраслям и видам общественнойдеятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальноеобеспечение, государственное управление и т.п.
Такое деление государственных расходов (также как и пороли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетныхсредств по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужныхсдвигов в отраслевой структуре общественного производства.
Классификация расходов по целевому назначению(экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществленияфинансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджетесохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающееконкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов нанародное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации,операционные расходы и др. По учреждениям и организациям непроизводственнойсферы — затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий икапитальный ремонт и т.д.
Одновременно с экономической классификацией расходовбюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, воснове которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровнямуправления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретныхполучателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использованиевыделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретитьклассификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования,расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования(в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник,как самофинансирование).
В составе расходов бюджета в зависимости от ихэкономического содержания выделяют текущие и капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджета — это часть расходов бюджета,обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаютсястатьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) навоспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие расходы бюджета — это часть расходов бюджета,обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти,бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федеральногобюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслямэкономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.
Формирование расходов федерального бюджета осуществляетсяв соответствии с расходными обязательствами РФ, обусловленными установленнымзаконодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти.
Расходные обязательства Российской Федерации возникают врезультате:
— принятия федеральных законов и (или) нормативныхправовых актов Президента Российской Федерации и Правительства РоссийскойФедерации при осуществлении федеральными органами государственной властиполномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий попредметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочияморганов государственной власти субъектов Российской Федерации;
— заключения Российской Федерацией или от имениРоссийской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении федеральнымиорганами государственной власти полномочий по предметам ведения РоссийскойФедерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесеннымФедеральным законом «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации;
— принятия федеральных законов и (или) нормативныхправовых актов Президента Российской Федерации и Правительства РоссийскойФедерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджетамежбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетнымкодексом, в том числе:
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации наисполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи сосуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерацииполномочий, подлежащих в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципахорганизации законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации» финансовому обеспечениюза счет субвенций из федерального бюджета;
субвенций местным бюджетам на исполнение расходныхобязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местногосамоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации [4,с.75 ].
Согласно Бюджетному кодексу РФ, исключительно изфедерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
— обеспечение деятельности Президента РФ, ФедеральногоСобрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ,федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другиерасходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому приутверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовыйгод;
— функционирование федеральной судебной системы;
— осуществление международной деятельности в общефедеральныхинтересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений исоглашений с международными финансовыми организациями, международногокультурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органовисполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации,другие расходы в области международного сотрудничества);
— национальная оборона и обеспечение безопасностигосударства, осуществление конверсии оборонной промышленности;
— фундаментальные исследования и содействиенаучно-техническому прогрессу;
— государственная поддержка железнодорожного, воздушногои морского транспорта;
— государственная поддержка атомной энергетики;
— ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций истихийных бедствий федерального масштаба;
— исследование и использование космического пространства;
— содержание учреждений, находящихся в федеральнойсобственности или в ведении органов государственной власти РФ;
— формирование федеральной собственности;
— обслуживание и погашение государственного долга РФ;
— компенсация государственным внебюджетным фондамрасходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат,подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации за счет средств федерального бюджета;
— пополнение государственных запасов драгоценных металлови драгоценных камней, государственного материального резерва;
— проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
— федеральная инвестиционная программа;
— обеспечение реализации решений федеральных органовгосударственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов илиуменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
— обеспечение осуществления отдельных государственныхполномочий, передаваемых на другие уровни власти;
— финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
— официальный статистический учет;
— некоторые другие расходы [6, с.50].
Кроме того, Правительством РФ определяется порядоксогласования распределения и закрепления расходов совместного ведения РоссийскойФедерации и ее субъектов. К таким расходам относятся:
— государственная поддержка отраслей экономики (заисключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии,сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи идорожного хозяйства, метрополитенов;
— обеспечение правоохранительной деятельности;
— обеспечение противопожарной безопасности;
— научно-исследовательские, опытно-конструкторские ипроектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
— обеспечение социальной защиты населения;
— обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны ивоспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологическойдеятельности;
— обеспечение предупреждения и ликвидации последствийчрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
— развитие рыночной инфраструктуры;
— обеспечение развития федеративных и национальныхотношений;
— обеспечение деятельности избирательных комиссийсубъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;
— обеспечение деятельности средств массовой информации;
— финансовая помощь другим бюджетам;
— прочие расходы, находящиеся в совместном веденииРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальныхобразований.
Глава II. Анализ расходов федерального бюджета 2007 –2009 гг.
Данную динамику можно охарактеризовать как положительную,так как на протяжении трех лет отмечается увеличение расходов средствфедерального бюджета.
В 2007 г. расходы федерального бюджета составили 5 983млрд руб, в 2008 г. – 7566,6 млрд руб, в 2009 г. – 9 636,8 млрд руб (приложение 1).
Если рассматривать расходы федерального бюджета постатьям расходов, то можно отметить, что наибольшие расходы отмечаются по такимстатьям, как межбюджетные трансферты, национальная оборона и национальнаяэкономика (приложение 2, 3, 4).
2.1 Расходы бюджета на общегосударственные вопросы
Статья «Общегосударственные расходы» включает расходы на:
— Функционирование главы государства — ПрезидентаРоссийской Федерации.
— Функционирование законодательных (представительных)органов государственной власти и местного самоуправления.
— Функционирование Правительства Российской Федерации,высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местныхадминистраций.
— Судебная система.
— Обеспечение деятельности финансовых, налоговых итаможенных органов и органов надзора.
— Обеспечение проведения выборов и референдумов.
— Международные отношения и международное сотрудничество.
— Международная экономическая и гуманитарная помощь.
— Государственный материальный резерв.
— Фундаментальные исследования.
— Обслуживание государственного и муниципального долга.
— Резервные фонды.
— Прикладные научные исследования в областиобщегосударственных вопросов.
— Другие общегосударственные вопросы.
Расходы по статье «Общегосударственные вопросы» являютсяодними из самых весомых, однако в течение трех лет они находятся практически наодном уровне: в 2007 г. было исполнено 812,1 млрд руб, в 2008 г. – 835,2 млрд руб, в 2009 г. – 829,4 млрд руб, т.е. по сравнению с 2008 г. в 2009 г. расходы даже уменьшились примерно на 6 млрд руб (рис.2).
2.2 Расходы бюджета на национальную оборону
Национальная оборона является основным элементомбезопасности государства (наряду с правоохранительной деятельностью и предупреждениеми ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
Статья «Национальная оборона» включает расходы на:
— Вооруженные Силы Российской Федерации.
— Мобилизационная и вневойсковая подготовка.
— Мобилизационная подготовка экономики.
— Подготовка и участие в обеспечении коллективнойбезопасности и миротворческой деятельности.
— Ядерно-оружейный комплекс.
— Реализация международных обязательств в сфере военно — техническогосотрудничества.
— Прикладные научные исследования в области национальнойобороны.
— Другие вопросы в области национальной обороны.
Параметры расходов на национальную оборону, заложенные вбюджеты последних лет, отражают последовательно проводящуюся в государствеполитику укрепления его обороноспособности. В целом, бюджеты последних летпозволили стабилизировать ситуацию по финансированию Вооруженных сил и перейтиот поддержания жизнеспособности армии на минимальном уровне к модели развития.
Бюджетные ассигнования на национальную оборону стабильнорастут на протяжении последних лет. В 2007 г. они составляли всего 822 млрд. руб, в 2008 г. – уже 1040,8 млрд руб, а в 2009 г. – 1188,2 млрд руб.
Одной из причин современного роста расходов нанациональную оборону является хроническое недофинансирование и исключение изперечня приоритетных направлений развития и оказания государственной поддержкикак сектора национальной обороны, так и обеспечение государственного оборонногозаказа, наблюдавшиеся в последние десятилетия. Основными статьями расходов дляМинистерства обороны РФ всегда являлись, прежде всего, расходы на вооружение,обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки иматериально-техническое обеспечение, составляющее суммарно около 75 % всехзатрат.
Значительный объем расходов государства на национальнуюбезопасность страны в целом и на защиту отдельного гражданина в частности — вынужденная, но необходимая мера. Защита интересов страны и защита россиян — прямая обязанность государства.
2.3 Расходы бюджета на национальную безопасность и правоохранительнуюдеятельность
Статья «Национальная безопасность и правоохранительнаядеятельность» включает расходы на:
— Органы прокуратуры.
— Органы внутренних дел.
— Внутренние войска.
— Органы юстиции.
— Система исполнения наказаний.
— Органы безопасности.
— Органы пограничной службы.
— Органы по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ.
— Защита населения и территории от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера, гражданская оборона.
— Обеспечение пожарной безопасности.
— Миграционная политика.
— Прикладные научные исследования в области национальнойбезопасности и правоохранительной деятельности.
— Другие вопросы в области национальной безопасности иправоохранительной деятельности.
Деньги по данной статье идут на борьбу с преступностью итерроризмом, на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций истихийных бедствий, борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
Расходы на национальную безопасность и правоохранительнуюдеятельность в 2007 году составило 667 млрд. руб, в 2008 г. – 835,5 млрд руб, в 2009 г. – 1004,5 млрд руб (рис.4).
/>
Рис.4 Динамика расходов федерального бюджета нанациональную безопасность и правоохранительную деятельность, млрд руб
Динамика расходов на национальную безопасность иправоохранительную деятельность характеризуется стабильным ростом расходов вабсолютном выражении и незначительным изменением структуры в части увеличениядолей расходов на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуацийи стихийных бедствий, ростом доли расходов на борьбу с незаконным оборотомнаркотиков, прежде всего, за счет выделения бюджетных ассигнований на уровнеконсолидированы бюджетов субъектов РФ.

2.4 Расходы бюджета на национальную экономику
Одной из основных задач государства является создание иподдержание благоприятного делового климата за счет эффективного регулирования,создания соответствующих условий развития экономики, а также защиты и поддержкиотечественных производителей.
Статья «Национальная экономика» включает расходы на:
— Общеэкономические вопросы.
— Топливно-энергетический комплекс.
— Исследование и использование космического пространства.
— Воспроизводство минерально-сырьевой базы.
— Сельское хозяйство и рыболовство.
— Водное хозяйство.
— Лесное хозяйство.
— Транспорт.
— Дорожное хозяйство.
— Связь и информатика.
— Прикладные научные исследования в области национальнойэкономики.
— Другие вопросы в области национальной экономики.
По сравнению с 2007 и 2008 гг. в 2009 г. статья «Национальная экономика» оказалась в самом большом плюсе — расходы по ней увеличилисьболее чем на 600 млрд руб, что объясняется увеличением объемов государственногоантикризисного стимулирования в прошлом году (рис.5).
В 2009 г. по сравнению с 2007 и 2008 г. значительно выросли расходы на топливно-энергетический комплекс, развитие сельскогохозяйства, транспорт, прикладные научные исследования в области экономики и надругие вопросы в области экономики.
/>
Рис.5 Динамика расходов федерального бюджета на национальнуюэкономику, млрд руб
Сегодняшние темпы роста потребления электроэнергиизаметно превышают предусмотренные Энергетической стратегией России на период до2020 года. По сравнению с 2007 и 2008 гг. расходы на топливно-энергетическийкомплекс возросли практически в 4,5 раза: 8,3 млрд руб в 2007 г., 9,8 млрд руб в 2008 г. и 35,2 млрд руб в 2009 г. (рис.6). Это в значительной мереобусловлено ростом промышленного производства и потребления электроэнергиинаселением крупных городов.
/>
Рис.6 Динамика расходов федерального бюджета на топливо иэнергетику, млрд руб