Р А С Х О Д Ы
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
на 2003 год.Реферат Карасева Алексея Михайловича
студента 41 гр. IVкурса
Преподаватель: Зыкова Г.М.
Екатеринбург
2003
П Л А Н:
Стр.
1. Федеральный бюджет на 2003год.
Расходы федерального бюджета.
2. Оценка политиков офедеральном бюджете на 2003 г.
Различные мнения о расходахфедерального бюджета на 2003 год.
3. Сравнение структуры расходовфедерального бюджета
с прошлым годом.
4. Оценка и различные мнения поисполнению расходной части
бюджета за Iквартал 2003 года.
5. Заключение.
6. Литература
I. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ НА 2003 ГОД.
Формированиепроектировок федерального бюджета на 2003 год осуществлялось под воздействиемряда факторов, оказавших определяющее влияние на структуру расходов федеральногобюджета. К их числу следует отнести:
— большие, чемв 2002 году объемы платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга и, какследствие, необходимость формирования максимального в 2002 году объемафинансового резерва, а также достаточного уровня профицита федерального бюджетана 2003 год, позволяющего обеспечить сбалансированность федерального бюджета поисточникам его финансирования;
— самоекрупное, за все предыдущие периоды, изменение в структуре доходовконсолидированного бюджета Российской Федерации — отмена с 1 января 2003 годаналога на пользователей автомобильных дорог — с соответствующей компенсацией,позволяющей сохранить сбалансированность бюджетов субъектов РоссийскойФедерации в 2003 году и достаточный уровень финансирования дорожного хозяйствав стране;
— стабильный,с некоторым снижением в среднесрочном периоде, как доли в ВВП, уровеньнепроцентных расходов расширенного Правительства, как гарантия сбалансированнойбюджетной политики;
— обеспечениеобъявленных приоритетов в финансировании отдельных расходов федеральногобюджета: судебной реформы, обороны и безопасности государства, науки иобразования.
При этом всерешения, которые реализованы в параметрах проекта федерального бюджета на 2003год, требовали взвешенной сбалансированной оценки с тем, чтобы не вызыватьдиспропорций в структуре расходов как федерального бюджета, так и бюджетовсубъектов Российской Федерации.
Основныепараметры проекта федерального бюджета сформировались по доходам в сумме 2417,8млрд. рублей, или 18,5% к ВВП, по расходам — в сумме 2345,6 млрд. рублей, или18% к ВВП, профицит федерального бюджета определился на уровне 0,6% к ВВП.
РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА.
Объем расходовфедерального бюджета на 2003 год сформирован в сумме 2345,6 млрд. рублей, изкоторых 365,64 млрд. рублей — средства передаваемые Пенсионному фондуРоссийской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии, 277,5 млрд.рублей — процентные расходы и 1702,5 млрд. рублей — непроцентные расходыфедерального бюджета.
В числе приоритетовнепроцентных расходов федерального бюджета на 2003 год: судебная реформа,оборона и безопасность государства, наука и образование. Проектировки расходовпо этим разделам функциональной структуры расходов федерального бюджета на 2003год обеспечены с ростом ассигнований по сравнению с утвержденным уровнем 2002года (в сопоставимых условиях) по разделу «Судебная власть» — в 1,33раза, по разделу «Национальная оборона» — в 1,26 раза, по разделу«Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасностигосударства» — в 1,46 раза, по разделу «Фундаментальные исследованияи содействие научно-техническому прогрессу» — в 1,22 раза, по разделу«Образование» — в 1,22 раза.
Экономическаяструктура расходов федерального бюджета также претерпела существенныеизменения: возросла доля расходов федерального бюджета, направляемая на выплатуденежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 6,4% в 2002году до 9,3% в 2003 году в связи с введением новых условий выплаты денежногодовольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 1 июля 2002 года, и какследствие этого в структуре расходов федерального бюджета увеличилась доляассигнований, направляемых на выплату пенсий уволенным из числа военных иприравненных к ним пенсионеров, — с 3,4% в 2002 году до 5,5% в 2003 году. Долярасходов, направляемых на финансирование оплаты коммунальных услуг в общихрасходах федерального бюджета осталась неизменной и составляет 3,4 процента,при этом в абсолютном выражении возрастает в 1,2 раза.
Проектрасходов федерального бюджета на 2003 год предполагает также и измененияфункциональной структуры расходов.
II. ОЦЕНКАПОЛИТИКОВ О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ
НА 2003 ГОД.
Наиболее полно и ясно федеральный бюджет на 2003 годоценивает фракция «ЯБЛОКО».
«ЯБЛОКО» считает, что начался экономический прорыв инаконец появляется прозрачность бюджетной политики, которая необходима любомугосударству.
Важнейшим показателем ответственности при проведении бюджетной политикислужит степень контроля представительной власти в отношении содержания иисполнения бюджета. Прозрачность бюджета означает, что народ и егопредставители в парламенте могут увидеть, на что пошел каждый рубльналогоплательщика.
Для «ЯБЛОКА» неприятие проводимой в стране с 1991 г.экономической политики означало в первую очередь отказ голосовать заправительственные бюджеты, которые привели к «черному вторнику» 1994г., кризису 17 августа 1998 г., накоплению огромного внешнего долга, иколоссальной растрате государственных средств. В этом, они считают, и есть принципиальноеотличие от «оппозиционности» КПРФ и ЛДПР, бросающихся радикальнымилозунгами на митингах, но последовательно голосовавших за все правительственныебюджеты 1994-2000 гг.
«ЯБЛОКОМ» был разработан Бюджетный кодекс, благодаря которомубюджеты всех уровней стали на порядок прозрачнее, а возможности нецелевогоиспользования средств на порядок уменьшились. Кроме того, фракция ежегодноначиная с 1999 г. разрабатывает Альтернативные бюджеты, многие положениякоторых учитываются Правительством: увеличение доходов бюджета на 2000-2002 гг.на 30-125 млрд. руб., выделение этих средств на военную реформу,компьютеризацию школ, трансферты регионам.
Принципиальными особенностями «ЯБЛОЧНЫХ» проектов бюджетаявляются:
-бездефицитность и сокращение государственного долга;
-приоритет бюджетных расходов по разделам «Образование»,«Судебная власть», «Национальная оборона»;
-придание бюджету открытости и прозрачности.
А для дальнейшего усиления прозрачности и предсказуемости бюджетнойполитики «ЯБЛОКО» предлагало:
-завершить перевод бюджетов всех уровней на казначейское исполнение,обязательность публикации бюджетной отчетности;
-принять разработанный «ЯБЛОКОМ» закон «О среднесрочномбюджетном планировании»;
-включить в бюджет перспективный финансовый план на 5 лет для приданиястабильности бюджетному процессу;
-ужесточить требования к раскрытию информации по видам доходов ирасходов бюджета;
-принять разработанный «ЯБЛОКОМ» закон «Обобязательности публичной оферты при привлечении заемных средств федеральным бюджетом»,что будет способствовать гласности и открытости процедуры привлечения заёмныхсредств бюджетом;
-принять разработанный «ЯБЛОКОМ» закон «Об операциях наоткрытых рынках, совершаемых за счет средств бюджета РФ», который вводитоперативный контроль со стороны Счетной палаты за всеми операциями,совершаемыми Правительством на открытых рынках;
-ввести исчерпывающий перечень расходов из резервных фондов бюджетоввсех уровней, упразднить резервный фонд Президента (ввиду его функциональнойнеопределенности), запретить создание резервных фондов депутатов;
-ужесточить условия перераспределения бюджетных ассигнованийраспорядителями бюджетных средств между конечными получателями;
-сократить возможности правительства по манипулированию дополнительнымидоходами.
-увеличить доходы от государственной собственности, а также платежейпри пользовании природными ресурсами страны.
На некоторые особенности «ЯБЛОЧНЫХ» проектов бюджета законодателиобратили внимание и включили в проект Федерального Закона «О федеральномбюджете на 2003 год».
РАЗЛИЧНЫЕ МНЕНИЯ ОРАСХОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2003 ГОД.
Послание ПрезидентаРФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике на 2003 год» в целомориентировано на продолжение курса 2001-2002 гг. Его основная целевая установка- обеспечение текущих платежей по государственному долгу. Президент отметил рядуспехов Правительства в упорядочении бюджетного процесса. В 2000 и 2001 гг.федеральный бюджет был исполнен, а на 2002 год — сформирован с профицитом.Создан финансовый резерв для обеспечения безусловного выполнения обязательствпо обслуживанию государственного долга.
Не менее важнымифакторами развития бюджетного процесса являются упорядочение налоговой системы,которая должна стать своеобразным стимулом развития малого и среднегопредпринимательства, а также роста реальных доходов населения. Также усилениебюджетной дисциплины, повышение эффективности казначейского контроля заиспользованием государственных средств. Отмечено также повышение уровняконцентрации бюджетных расходов на приоритетных направлениях, в том числе врамках федеральных целевых программ, Программы развития бюджетного федерализмана период до 2005 г.
Проектировкифедерального бюджета на 2003 год формировались Правительством РФ в руслецелевых установок профицитной бюджетной политики, ориентированной нанеобходимость выполнения обязательств по обслуживанию государственного долга,пик платежей по которому приходится именно на предстоящий год.
Министерствофинансов РФ в этом году добилось по стабилизации бюджетного процесса в ходеформирования казначейской системы исполнения федерального бюджета, по расшивкебюджетных неплатежей и задолженностей, в том числе и по выплате заработнойплаты работникам бюджетной сферы.
Начиная с 2000 г.бюджетная система России функционирует в режиме профицитного бюджета.Правительство считает, что лучшей экономической оценкой данной политикиявляется определенная финансовая стабилизация в России.
Финансовые отношенияхозяйствующих субъектов в условиях рынка ориентированы не на государственныефинансы, а прежде всего на рыночное равновесие, которое достигаетсябалансированием спроса и предложения. Государственные финансы (в том числе и бюджетные отношения)сконцентрированы на задачах регулирования движения централизованных финансовыхпотоков, определения вектора движения всех финансовых потоков в стране,соответствующего приоритетам и целям государственной экономической политики.
Решение задачи впараметрах федерального бюджета на 2003 год выглядит следующим образом. Объемрасходов федерального бюджета на указанный год сформирован в сумме 2328,6 млрд.руб., из которых 277,5 млрд. _ процентные расходы и 1693,0 млрд. руб. _непроцентные расходы федерального бюджета. Объем расходов в 2003 г. в реальномвыражении (с учетом индекса дефлятора ВВП) сохранится на уровне ожидаемогоисполнения в текущем году. При этом объем непроцентных расходов (без учета ЕСН)в реальном выражении составит 99,3% от ожидаемой оценки этих расходов в текущемгоду при росте ВВП на 4,4%. Уровень непроцентных расходов консолидирован ногобюджета в 2003 г. в сопоставимых условиях также будет снижаться и составит24,7% ВВП против ожидаемых 25,3% в 2002 г., в федеральном бюджете эта доляснижается с 13,7 до 13,0 % ВВП.
Прежде чеманализировать сложившуюся динамику, необходимо отметить, что сам термин«процентные и непроцентные расходы» в том смысле, в каком онупотребляется в материалах Министерства финансов РФ, в российских реалиях ненесет сколько-нибудь существенного экономического содержания. Точнее было быговорить о государственных расходах на решение социально-экономических проблемстраны и о тех государственных расходах, которые исключены из движенияфинансовых потоков в рамках экономической системы государства. Но в такомслучае расходы федерального бюджета (за исключением разделов по обслуживаниюгосударственного долга и внешнеэкономической деятельности) необходимосопоставлять не только с процентными расходами, но и с теми расходами, которыенаправляются на погашение государственного долга, включая и весь финансовыйрезерв.
При такомподходе расходы центрального Правительства на развитие экономики странысоставят всего 1587,9 млрд. руб., или 12,2% ВВП, а отвлечение финансовыхресурсов на нужды неэкономического характера _ 857,1 млрд. руб., или 6,6% ВВП.Это _ не просто сокращение бюджетных расходов. Это _ свидетельство крайненеэффективного (если не сказать больше) использования мобилизуемых на уровнефедерального бюджета финансовых ресурсов. Следовательно, при разумномрешении средства центрального Правительства, направляемые в экономику страны,могут быть существенно увеличены за счет как рационального распределенияфинансовых ресурсов, так и эффективного управления государственнойсобственностью.
Государственныйсектор в российской экономике продолжает занимать ведущие позиции в отрасляхоборонно-промышленного комплекса, естественных монополий, в социальной сфере. Омасштабах государственного сектора экономики Российской Федерации можно судитьпо числу входящих в него организаций, численности занятых, доле продукции вобщем объеме производства. По данным Госкомстата России, на 1 января 2002 г.число организаций государственного сектора экономики составило 4,5% их общегоколичества, из них 57% находится в государственной собственности федеральногоуровня. При этом доля работников организаций государственного сектора всреднесписочной численности работников _ 23,6% (11,83 млн. человек). Наосновные производственные отрасли приходится около 38% численности работающих ворганизациях государственного сектора.
В 2003 г. долягосударственного сектора в общем объеме произведенной промышленной продукциисохранится на уровне 14,4%, при этом в нем прогнозируется увеличение объемовпромышленной продукции на 3% по сравнению с текущим годом (весь рост промышленной продукции прогнозируется на 3,2%). Следовательно, масштабы участиягосударства в экономике все еще достаточно весомы. Это тот материально-вещественныйи финансовый ресурс в руках государства, за счет которого можно напрямуюобеспечить рост экономического потенциала страны.
Но не известно,способно ли государство управлять ростом не только собственногопроизводственного потенциала, но и совокупного экономического потенциаластраны. Если Правительство реализует бюджетную политику, направленную намаксимизацию изъятия ресурсов в бюджет и минимизацию бюджетных расходов,поддерживающих воспроизводственные возможности государственной собственности,то ответ будет отрицательным. Если же приоритеты бюджетной политики сместятся всторону активизации ее инвестиционной составляющей, прежде всего за счетдополнительных инвестиций в государственную собственность, обеспечивая ихконцентрацию в эффективных технологиях и отраслях (создавая тем самым исходныйимпульс для межотраслевого перелива капитала в целом), то решение задачиэкономического роста можно существенно ускорить.
Современнаябюджетная политика ориентирована на сокращение государственных расходов вэкономику прежде всего за счет инвестиционной составляющей. Основнымнаправлением повышения эффективности деятельности и совершенствования структурыгосударственного сектора экономики, по мнению Правительства, являетсяпостепенный переход от административных к корпоративным принципам управления вгосударственном секторе. Решение задачи видится, таким образом, только в управленческомаспекте.
Рост инвестиций восновной капитал в государственном секторе экономики в 2001 г. составил 112,5%.По оценке, в 2002 г. и по прогнозу в 2003 г. наблюдается снижение роста: в 2002г. — 106,6 %, в 2003 г. — 105,5%. В целом в экономике страны, напротив, ростинвестиций в основной капитал нарастает: в 2002 г. — 104,5 %, в 2003 г. — 107,5%.
Можно сделатьвывод: Правительство РФ, реализуя профицитную политику (прежде всего за счетограничения государственных вложений в собственную экономику), конечная целькоторой — выплаты по государственному долгу, объективно обеспечиваетроссийскими финансовыми ресурсами развитие не собственной экономики, аэкономики стран-кредиторов. Такая бюджетная политика ведет к дальнейшемуразбалансированию не только бюджетной системы, но и всех государственныхфинансов в целом.
Основнойстратегической задачей бюджетной политики России должно быть не сокращениевнутренних бюджетных расходов, что предусматривается долгосрочнойправительственной политикой, а их наращивание до параметров, соответствующихпотребностям современной высокотехнологичной рыночной экономики и высокомууровню социальных расходов, достигнутому развитыми странами.
Таким образом,целевые ориентировки бюджета-2003, если посмотреть на них с позициистимулирования экономического роста, столь необходимого современной России,становятся весьма уязвимыми. Я полагаю, что целевым критерием бюджетнойполитики должен стать рост объемов производства. Основа этого роста — структурные изменения в пропорциях накопления и потребления в ВВП, повышениереальных доходов населения, а не просто финансовая стабилизация в отрыве отпроцессов, происходящих в реальном секторе.
Это означает, чтофинансовая политика государства должна быть подчинена увеличению совокупного общественногоспроса, защите позиций России на внутреннем и мировом рынках, формированиюединой системы управления государственным долгом. В области проведениябюджетной политики необходимо достижение долгосрочного равновесия междуобязательствами властей в социально-экономической сфере и возможностями ихобеспечения за счет текущей и будущей мобилизации финансовых ресурсов общества.Именно решение этой задачи должно стать основой базовых параметров федеральногобюджета на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
III. СРАВНЕНИЕСТРУКТУРЫ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА С ПРОШЛЫМ ГОДОМ.Структура доходов и расходов на 2002 год
Доходы, млн. руб.
Расходы, млн. руб.
ВВП, млрд. руб
Инфляция, % (декабрь 2002 к декабрю 2001)
2125718,2
1947386,3
10950
12,0 Структура доходов и расходов на 2003 год
Доходы, млн. руб.
Расходы, млн. руб.
ВВП, млрд. руб
Инфляция, % (декабрь 2003 к декабрю 2002)
2417791,8
2345641,4
13050,0
10-12
Разница междудоходами и расходами в 2002 году составляет: 178331,9 млн. рублей, а в 2003году составляет всего 72150,4 млн. рублей. Это на 106181,5 млн. рублей меньше,чем в 2002 году.
Доходы в 2003году в сравнении с 2002 годом хотя и увеличились на 292073,6 млн. рублей, норасходы в 2003 году увеличились больше, на 398255,1 млн. рублей. Это значит,что в 2003 году меньше денег уйдет на другие нужды государства.
Структура расходов в федеральномбюджете на 2002 год
Структура расходов в федеральномбюджете на 2003 год
Если сравнитьструктуру расходов в федеральном бюджете за 2002 и 2003 год, то в 2003 году вструктуре расходов на 1 месте стоит финансовая помощь другим бюджетам бюджетнойсистемы. Она составляет 30,37, хотя в 2002 году на этом месте была социальнаяполитика – 22,06, финансовая помощь бюджетам других уровней была всего13,61. Получается, что в 2003 годубольше финансов уйдет на помощь бюджетам других уровней. Эта цифра составляетна 16,76 больше, чем в 2002году.
На второмместе в структуре расходов в 2003 году стоит национальная оборона. Онасоставляет 14,64 в 2003 г., а в прошлом году эта цифра была 14,57. Еслисравнить эти показатели, то в этом году практически столько же финансов уйдетна оборону. Разница составляет всего0,07.
На третьем месте находится обслуживаниегосударственного и муниципального долга. Этот показатель составляет 11,79 в2003 г., хотя в 2002 году он составлял 14,61. Это больше в 2002 году на 2,82.Значит в 2003 году меньше финансов уйдет на обслуживание нашего долга.
На четвертомместе в 2003 году находится правоохранительная деятельность и обеспечениебезопасности государства – 10,40. В 2002 году этот показатель был 8,91.
Социальнаяполитика в 2003 году опустилась на 5 место – этот показатель 6,40. Он меньше на15,66 в 2003году, чем в 2002 году, а ведь в том году он стоял на 1 месте.Значит социальные вопросы в 2003 годуотошли на второй план.
Далеесравнивая показатели 2002 и 2003 года сильных различий в уменьшении расходнойчасти федерального бюджета не наблюдается.
IV. ОЦЕНКА И РАЗЛИЧНЫЕ МНЕНИЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮРАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ЗА IКВАРТАЛ 2003 ГОДА.
Основополагающимпринципом при составлении проекта бюджета 2003 г. остаётся приоритетмаксимального сокращения внешнего государственного долга. При этом величинунепроцентных расходов планируется удержать на существующем уровне (порядка13,0% ВВП1) при изменении еёструктуры. Приоритетными направлениями расходов федерального бюджета в2003 г. заявлены: судебная реформа, оборона и безопасность государства,наука и образование. Тем не менее, основной рост ассигнований по сравнению с2002 г. идет по силовому блоку, тогда как расходы на науку, образование икультуру, хотя и повышаются опережающими темпов, имеют значительно меньшийудельный вес.
В целом,непроцентные расходы, как планируется, должны снизиться до 13,1%. Этаинерционность не может удовлетворить ни тех, кто видит в их “высоких размерах”препятствие для экономического роста, ни тех, кто, напротив, рассматривает ихкак недостаточные, с точки зрения модернизации общественного сектора истимулирования неустойчивого экономического роста. Таким образом, налицосохранение статус-кво при маневрировании малыми объемами и отсутствииреформирования самого бюджетного процесса, недостатки которого проявляются вхронически избыточных остатках в казначейской системе в начале и в серединебюджетного года.
По предварительной оценке главного управленияфедерального казначейства от 05 марта 2003 года и на основании данных офинансировании (Данные о финансированиипредставляются на основе отчетных данных по доходам (обороты по счету 40102 с 1по 31 января) и выписок по расходнымсчетам ГУФК Минфина. Кассовый отчетоб исполнении бюджета составляется наосновании отчетов территориальных органов федерального казначейства иотчетов министерств (не переведенных на казначейское обслуживание). Разницамежду финансированием и кассовым расходом должна соответствовать объему остаткана лицевых счетах бюджетополучателей. Данные об исполнении бюджета на основекассового исполнения становятся известны не ранее чем через 25 дней послеотчетного периода.), федеральный бюджетза январь-февраль 2003 года исполнен:
по доходам — в сумме366,1 млрд. рублей, или на 66,7% к утвержденной бюджетной росписи напервый квартал 2003 года.
по расходам — всумме 365,2 млрд. рублей, или на 61,9% к утвержденной бюджетной росписина 1 квартал 2003 года.
По предварительной оценке федеральный бюджетв январе-феврале 2003 года исполнен с профицитом в сумме 0,9 млрд.рублей, что составляет 0,3% от суммы произведенных расходов, или 0,1% отпрогнозного объема ВВП на январь-февраль.
Первичный профицитсоставляет 53,4 млрд. рублей, или 3,1% от прогнозного объема ВВП наянварь-февраль 2003 года.
Остатки средств на счетахпо учету средств федерального бюджета (без учета остатков на лицевыхсчетах бюджетополучателей с начала года (по состоянию на 1 марта) попредварительной оценке увеличились на 29,4 млрд. рублей.
Основные параметры исполнения федерального бюджета в январе-феврале2003 года характеризуются следующими данными:
Погашениевнутреннего госдолга составило 303,6 млрд. рублей.
На погашение государственных долговых товарных обязательств в отчетномпериоде было направлено 107,9 млн. рублей, на выплату предварительнойкомпенсации по вкладам (взносам) граждан перечислено 1624,5 млн. рублей, в томчисле: по вкладам в учреждениях Сбербанка России – 1600,17 млн. рублей, вучреждениях Росгосстраха – 24,4 млн. рублей.Финансированиерасходов федерального бюджета
Финансирование основных направлений расходов федерального бюджета заянварь-февраль 2003 года, произведено Министерством финансов РоссийскойФедерации в соответствии с документами, представленными главнымираспорядителями и иными прямыми получателями средств федерального бюджета:
млн.рублей
Утвержденная бюджетная роспись на 1 квартал 2003 года
Финансирование расходов
Отклонение от росписи
% выполнения
Расходы, всего
589795,1
365189,1
-224606,0
61,9
из них:
Государственное управление и местное самоуправление
16376,1
10343,4
-6032,7
63,2
Судебная власть
6152,7
4133,3
-2019,4
67,2
Международная деятельность
11897,8
1416,2
-10481,6
расходы на силовой блок («Национальная оборона», «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства», «Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий», «Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров», «Мобилизационная подготовка экономики», «Исследование и использование космического пространства», «Военная реформа»)
165181,6
104878,5
-60303,1
63,5
расходы на социальные нужды («Фундаментальные исследования и содействие НТП», «Образование», «Культура, искусство и кинематография», «Средства массовой информации», «Здравоохранение и физическая культура», «Социальная политика»)
83902,5
53424,3
-30478,2
63,7
Обслуживание государственного и муниципального долга
90485,0
52460,1
-38024,9
58,0
Финансовая помощь бюджетам других уровней
170907,3
115420,3
-55487,0
67,5
В целом выполнение объемов финансированиярасходов федерального бюджета в январе-феврале т.г. по предварительной оценкесложилось на уровне 365,2 млрд. рублей и составило 61,9% от бюджетнойросписи на 1 квартал 2003 года.
При этом в феврале практически в полномобъеме профинансированы следующие разделы: “Государственное управление иместное самоуправление”, “Судебная власть”, “Фундаментальные исследования исодействие научно-техническому прогрессу”, “Предупреждение и ликвидацияпоследствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий”, социальные разделы –“Образование”, “Культура, искусство и кинематография”, “Средства массовойинформации”, “Здравоохранение и физическая культура”, “Социальная политика”,также разделы “Пополнение государственных запасов и резервов”, “Финансоваяпомощь бюджетам других уровней”, “Мобилизационная подготовка экономики”,“Исследование и использование космического пространства” и “Дорожноехозяйство”.
Недофинансирование по отдельным разделам сложилось по следующимпричинам:
по разделам “Национальная оборона” и “Правоохранительнаядеятельность и обеспечение безопасностигосударства” расходы профинансированы соответственно на 95,0% и 95,7%(отклонение от уточненного задания на январь составило 1,8 млрд. рублей и 1,0млрд. рублей соответственно). В целях надлежащего исполнения постановленияПравительства Российской Федерации от 22.02.01 №143 и приказа Минфина России от15.05.01 №36-н, в феврале 2003 года Минфин России повторно уведомил 24 министерствао необходимости в ближайшее время представить реестры финансирования расходовдля исполнения требований, содержащихся в исполнительных листах, либо документысогласно пункта 24 Правил. Так как реестры представлены не были, руководствомМинфина России было принято решение о приостановлении финансирования на суммунеоплаченных исков.
по разделу “Промышленность, энергетика и строительство”расходы профинансированы на 66,7% от уточненного объема на месяц(отклонение составило 1,6 млрд. рублей). Недофинансирование объясняетсяследующими причинами:
по подразделу “Строительство, архитектура”
Государственные жилищные сертификаты финансируются по мере предъявленияк оплате, точно спланировать данные расходы не представляется возможным;
Главные распорядители бюджетных средств своевременно не отказались отизлишних объемов финансирования на февраль, хотя договора с заказчиками изастройщиками не были заключены;
Не поступила информация от заказчиков-застройщиков о фактическивыполненных объемах работ и услуг.
по подразделу “Воспроизводство минерально-сырьевой базы” — всвязи с тем, что не утвержден пообъектный план работ Минприроды России на 2003год.
по разделу “Сельское хозяйство и рыболовство”расходы были профинансированы на 84,6% отуточненного объема на февраль. Недофинансирование в связано:
с отсутствием информации с мест о заключенных кредитных договорах посубсидированию процентных ставок;
с уточнением соглашений по вновь принятым организациям, которые ранеефинансировались из бюджетов субъектов федерации, по текущему содержаниюподведомственных структур.
по разделу “Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов,гидрометеорология, картография и геодезия”расходы профинансированы на 90,4% отустановленного объема. Недофинансирование составило 97,3 млн. рублей иобъясняется непредставлением Министерством природных ресурсов РоссийскойФедерации документов для осуществления платежей.
по разделу “Транспорт, связь и информатика”расходы профинансированы на 91,3%.Недофинансирование в сумме 79,0 млн. рублей произошло:
по подразделу “Автомобильный транспорт” – в связи с тем, что г.Санкт-Петербург не закончил работу по определению автотранспортных организаций,участвующих в проведении мероприятий по 300-летию города.
по подразделу “Воздушный транспорт” – в связи с непредставлениемМинистерством транспорта Российской Федерации в срок документов дляосуществления платежей по северным аэропортам.
по подразделу “Связь” – в связи с тем, что по программе “ЭлектроннаяРоссия” Минэкономразвития России не представил документы для осуществленияплатежей на сумму 24,0 млн. рублей.
по разделу “Обслуживание государственного и муниципального долга”финансирование в феврале произведено вполном объеме к уточненным объемам финансирования на февраль, но при этомфактические расходы по обслуживанию государственного и муниципального внутреннегодолга в феврале составили 3,8 млрд. рублей и сложилисьна 377,5 млн.рублей ниже утвержденных лимитов бюджетных обязательств на месяц.
Финансирование указанных расходов за январь-февраль составило 5,25млрд. рублей, или 45,8% к утвержденной бюджетной росписи на I квартал 2003года.
по разделу “Финансовая помощь бюджетам других уровней”расходы профинансированы на 105,7% отзапланированных объемов на февраль текущего года.
млн. рублей
Код бюджет. классиф.
Направление расходов
Уточненный объем на февраль
Финансирование за февраль
% выполнения объема
2100
Финансовая помощь бюджетам других уровней – всего
61 451,90
64 929,30
105,7%
2101
Финансовая помощь бюджетам других