План:
Введение.
1. Содержание состав и структура расходов государственного бюджета РБ.
2. Расходы бюджета на развитие народного хозяйства.
3. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Здоровье или болезненность государственного бюджета ощущает на себе каждый из нас: по тому, какую и насколько регулярно он получает заработную плату; по уровню развития образования, культуры, охраны правопорядка и многих других сфер, напрямую питаемых из государственной казны. В России, например, имеют место многомесячные задержки таких выплат учителям, ученым, врачам, студентам и т.д. В Беларуси же работники бюджетной сферы получают зарплату, пусть относительно скромную, регулярно. Уже это говорит о жизнеспособности бюджета страны.
При написании работы преследовались следующие цели:
¨ Рассмотреть содержание, состав, и структуру расходной части гос- бюджета РБ.
¨ Акцентировать внимание на расходах госбюджета на развитие народного хозяйства.
¨ Отдельным пунктом рассмотреть расходы госбюджета на социально-культурные мероприятия.
Для написания работы были задействованы многочисленные периодические издания, такие как: Национальная Экономическая газета, БДГ, Советская Белоруссия, Республика, Аргументы и факты, Белорусский рынок, и другие. Подробный список использованной литературы находится в конце работы.
1. Содержание состав и структура расходов государственного бюджета РБ.
12 октября бюджет 2001 года был одобрен парламентом во втором чтении (48 парламентариев проголосовали “за”, двое — “против” и двое воздержались). Как и его предшественники, он имеет отчетливую социальную ориентацию. Половина всех расходов пойдет именно на это. Тем не менее некоторые особенности есть:
Объем бюджета-2001 — 5,7 триллиона рублей, что в два раза больше бюджета текущего года. Две главные цифры проекта закона “О бюджете” – его доходы и расходы. Расходы республиканского госбюджета запланированы в размере немного более 450 трлн BLR, доходы – 416,52 трлн. BLR. Бюджет на 2001 год основан на вполне реалистичном прогнозе макроэкономических показателей: прирост ВВП – 103 – 104 процента, производства промышленной продукции – 105 – 106, сельскохозяйственной – 104 – 105, рост потребительских цен в 1,7 раза при среднегодовом курсе доллара 1.400 рублей. Учитывая, что в 2001 году предполагается проведение еще более жесткой денежно-кредитной политики, то главный финансовый документ вполне укладывается в формулу: жить по средствам.
2001 год проходит под знаком существенного увеличения заработной платы во всех отраслях, в том числе и в бюджетной сфере. Создаваемые для этой цели специальные стабилизационные фонды требуют дополнительно порядка 680 млрд. рублей. И это несмотря на то, что ассигнования на зарплату бюджетникам в бюджете нынешнего года уже увеличены почти вдвое.
Николай Корбут сообщает, что на формирование стабилизационных фондов пойдет порядка 280 млрд. рублей за счет дополнительных доходов бюджета, обусловленных главным образом ростом ВВП темпами, превышающими утвержденный ранее прогноз. Остальные средства будут поступать за счет сокращения расходов бюджета. По каким конкретно статьям, министр пока говорить не стал, поскольку работа по их определению еще ведется.
На минимизацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС планируется затратить 240 миллиардов рублей. Как пояснил заместитель министра финансов Иван Заяш, это в 1,5 раза выше, чем расходы на оборону. Объем расходов “на Чернобыль” в консолидированном бюджете-2001 составит 6,5–6,6 процента против 6,1 процента в бюджете текущего года. Более 150 миллиардов рублей пойдет на льготы и компенсации населению, проживающему на загрязненных территориях. Основной приоритет — оздоровление чернобыльцев (расходы на него утраиваются).
Иван Заяш сообщил, что в бюджете 2001 года предусмотрено увеличение средств на жилищное строительство в 1,7 раза. Бюджетная кредитная линия на строительство ЖСК и покупку жилья составит 110 миллиардов рублей (в 2000 году — 64 миллиарда рублей). Предполагается, что в 2001 году в жилищный инвестиционный фонд поступит около 100 миллиардов рублей.
Начальник Бюджетного управления Министерства финансов Владимир Амарин обратил внимание на то, что в бюджете-2001 значительно увеличены расходы на здравоохранение, они составят 5 процентов от ВВП (прирост по сравнению с 2000 годом — 0,5 процента ВВП). Будет продолжена политика поддержки экспорта, на эти цели предполагается направить 10 миллиардов рублей против нынешних 8,5 миллиарда.
По словам начальника бюджетного управления Министерства финансов РБ, объем финансовых средств, который правительство планирует выделить на проведение президентских выборов, составляет Byb 12 млрд. Для сравнения будет уместным привести тот факт, что на парламентскую избирательную кампанию из бюджета государства было выделено всего Byb 4 млрд.
Нельзя не отметить еще одно, весьма существенное изменение бюджетной сетки расходов. Возможно, и вправду, финансовое состояние государственных средств массовой информации на данный момент достигло своей критической отметки. Странное совпадение: именно в бюджет 2001 года, когда пройдут президентские выборы, дотации на содержание государственных mass-media возросли настолько, что не могут не обратить на себя внимание. Судите сами. К примеру, расходы на Национальную телерадиокомпанию: в 1999 году этот объем составил Byb 3.627.931,2 тыс., в 2000-м – Byb 8.437.988,9 тыс., а уже в 2001 году – Byb 21.167.410 тыс. Аналогична ситуация и с периодическими изданиями: в 1999 году – Byb 1.775.948,2 тыс., в 2000-м – 6.013.351,2. На будущий год эти расходы запланированы из расчета суммы в Byb 11.711.734,8 тыс. Представители Минфина объяснили столь значительное увеличение объема дотаций на государственные СМИ ростом инфляции и расходами на услуги связи.
Еще один важный для каждого гражданина параметр бюджета – расходы на оплату жилья. Здесь есть две новости. Хорошая: льготы сохранятся, и население будет платить за услуги жилищно-коммунального хозяйства не более 20% их реальной стоимости. Плохая новость: сейчас мы платим около 15% .
Из других полезных вещей, почерпнутых из бюджета на 2001 год, можно также отметить данные о сумме, выделяемой на компенсации по вкладам граждан. Она увеличится по сравнению с нынешним годом в два раза и составит в абсолютном исчислении 12,6 млн. рублей. Но учитывая масштабы дореформенных вкладов на сберкнижках, ничего кроме горькой усмешки эта цифра не вызывает.
Закон о бюджете – это два толстых тома журнального формата. В них цифры, цифры, цифры. Однако иногда попадаются и данные, любопытные сами по себе. Например, статья “Канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных нужд”, которая присутствует в расходах всех министерств и ведомств. В ней вы можете найти ответ на вопрос, сколько за год все наши чиновники изводят скрепок и бумаги – почти на 850 млн. рублей (да и то без учета почему-то оказавшихся секретными данных по правоохранительным органам). Для сравнения: на благоустройство городов в 2001 году планируется истратить денег примерно в 4 раза меньше.
2. Расходы бюджета на развитие народного хозяйства.
В бюджете-2001 сохранена поддержка реального сектора экономики, прежде всего АПК. Заместитель министра финансов Анатолий Радкевич сообщил, что на развитие предприятий АПК в следующем году предполагается направить примерно 10 процентов всех расходов консолидированного бюджета — 577 миллиардов рублей, или 3,59 процента ВВП. В целевой бюджетный фонд финансовой поддержки производителей сельхозпродукции поступит 386 миллиардов рублей. Половина этих средств будет направлена на обновление парка сельхозтехники. На поддержку плодородия земли планируется выделить 131 миллиард рублей. Сельхозпроизводителей также поддержат и через налоговые льготы. Поддержка хозяйств, пояснил Анатолий Радкевич, будет адресной — через доплаты за сданную продукцию, и целевой — через десять государственных программ.
Из ассигнований на народное хозяйство львиная доля будет традиционно истрачена на поддержку агропромышленного комплекса: порядка 577 млрд. рублей, или почти 10 процентов всех расходов консолидированного бюджета. Плюс 386 млрд. рублей из целевого фонда поддержки сельхозпроизводителей. Однако, по словам заместителя министра финансов Анатолия Радкевича, в 2001 году повальной раздачи денег не будет. Государственная поддержка увязывается с уровнем производства продукции. Выполнил госзаказ – получи помощь из бюджета.
Обнадеживают, прежде всего, макроэкономические параметры проекта бюджета на 2001 год. Сегодня нет у государства более важной задачи, чем укрепление финансовой системы. Первый шаг уже сделан – это единый валютный курс. Кроме того, две последние сельскохозяйственные кампании – посевная и уборочная – прошли без традиционной подпитки. Проще говоря, без включения печатного станка. В зиму мы входили с запасами топлива и смогли обойтись без печатания пустых денег. Укрепление финансовой системы означает стабилизацию цен, снижение инфляции, что подтверждается и расчетами Минфина.
3. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия.
Бюджет 2001г., года выборов, носит ярко выраженную социальную направленность.
Около 3 триллионов рублей, или половину объема бюджета 2001 года, планируется направить на социальные нужды.
Среди них финансирование образования, культуры и здравоохранения, субсидии жилищно-коммунальному хозяйству, кредиты на жилищное строительство, компенсации пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. По предварительным подсчетам специалистов, расходы на социальные нужды в нынешнем году превысят прошлогодние в среднем на 2 процента. В частности, уже в январе отдельным категориям малообеспеченных семей и одиноким гражданам будет оказываться адресная помощь. Возможные расходы государства на эти цели составят порядка 40 миллиардов рублей. Около 41 миллиарда рублей планируется выделить на питание учащихся в загрязненных радионуклидами районах.
В наиболее полном объеме будут обеспечены финансовые потребности социально-культурной сферы. Наряду с бюджетным финансированием в проекте бюджета для ее учреждений и организаций сохранены налоговые льготы по оказываемым профильным услугам, а также другим видам деятельности”, – не без удовольствия докладывал министр, заостряя внимание то на процентной доле в общей сумме бюджетных расходов, то сравнивая финансирование по той или иной статье с бюджетом нынешнего года – в зависимости от того, что было убедительнее.
Например, на финансирование здравоохранения планируется направить 16% от общего объема расходов против 14,7% по ожидаемому исполнению бюджета в 2000 году (всего 800 млрд. руб.) и что вдвое возрастут расходы консолидированного бюджета на образование (918,7 млрд. руб.). Доля расходов на капвложения сократится с нынешних 24,3 до 21%, зато на зарплату будет направлено 1,4 трлн. руб. (23,8% запланированных расходов). Пообещал Корбут и адресную социальную помощь тем категориям семей и одиноким, совокупный годовой среднедушевой доход которых за три месяца, предшествующих обращению за помощью, не превышает 50% утвержденного в установленном порядке и действующего на дату обращения бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. “Сохранятся льготные тарифы по оплате населением коммунальных услуг и проезду в общественном транспорте. В 2001 году оплата гражданами услуг ЖКХ будет обеспечивать 20% затрат от стоимости оказанных услуг, – живописал министр. – В целом такие расходы составят 2,9 трлн. руб., или 49,3% к общему объему бюджета” (на 2% больше, чем в бюджете-2000). По словам Корбута, расходы на осуществление социальной политики в 2001г. в консолидированным бюджете увеличиваются в 2,5 раза и составляют 340,3 млрд. руб. А еще полным ходом будут реализовываться президентские программы “Дети Беларуси” и “Бытовая электроника”, на что предусмотрено выделение 14,5 млрд. руб., в то время как на правительственные социальные программы – 3,1 млрд. Кроме того, правительство вновь планирует выполнить пожелания президента и обеспечить ввод 2,7-3 млн. кв. метров жилья. При этом, конечно, немного госслужащих (расходы на содержание органов госуправления уменьшаются на 1%), но, как говорится, этих жертв требует жесткая предвыборная борьба.
Запланировано увеличение ассигнований в основные социальные сферы – здравоохранения (рост на 31 процент в сравнении с нынешним годом) и образования (“плюс” составит 15,5 процента).
Что это означает? Прежде всего то, что в следующем году вырастет заработная плата учителей и медицинских работников. Из этого следует, что промышленность стала работать значительно лучше и наконец-то у правительства появилась возможность перераспределить средства в пользу интеллигенции. Что в высшей степени справедливо – за это депутаты ратовали не только на заседаниях, посвященных работе над проектом бюджета, но и во время многочисленных встреч с членами правительства, на парламентских слушаниях.
Еще одна особенность законопроекта, которую депутаты безоговорочно поддержали: увеличение ассигнований на армию. Речь идет в первую очередь о продовольственном и вещевом довольствии военнослужащих. От того, как питаются наши дети, во что одеты-обуты солдаты срочной службы, зависит не только боевой дух армии, но и социальная стабильность всего общества. Одним словом, матери должны быть спокойны за своих сыновей.
Заключение.
Среди сотен законов, декретов, указов, постановлений и распоряжений есть один законодательный акт, который принимается из года в год и определяет жизнь большинства из нас на ближайшие 12 месяцев. Который так или иначе касается каждого из нас, но с которым мало кто удосуживается ознакомиться.
Это закон о бюджете – главный финансовый документ страны. И при внимательном прочтении он помогает сделать удивительные открытия: кто и насколько будет жить лучше/хуже в ближайшем будущем.
Подытоживая материал, изложенный в работе можно отметить, что в 2001 году расходная часть бюджета Беларуси составит 5,7 трлн. рублей. Половина этой суммы пойдет на социальные нужды. В условиях инфляции сама по себе эта цифра мало о чем говорит. Чтобы представить ее масштаб, нужно разделить ее на 1.400 – именно такой среднегодовой курс американского доллара к белорусскому рублю закладывает в свои расчеты правительство. Получаем чуть больше $4 млрд. в рублевом эквиваленте – такой пирог государство планируется поделить в 2001 году среди 10 миллионов белорусов.
Список литературы.
1. “ .А социальной защиты больше” Советская Белоруссия /№1 от 04.01.2001
2. “БЮДЖЕТ ДЛЯ ЛУКАШЕНКО” Белорусская газета/№255 от 09.10.2000.
3. “Об утверждении бюджета Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты на 1999 год” Национальная экономическая газета/№17 от 28.04.1999.
4. “От бюджета до бюджета” Советская Белоруссия/№1 от 04.01.2001.
5. “Парламент: Личный взгляд на государственное дело” Советская Белоруссия/№254 от 11.10.2000.
6. “Почти единогласно, хоть и с недоработками” Белорусский рынок/№44 от 08.11.2000.
7. ВАЛЬКОВСКИЙ М.”Финансы” Рэспубліка/№242 от 26.10.2000.
8. КАРПОВИЧ А.”Любят у нас милицию” Белорусский рынок/№43 от 30.10.2000.
9. КРЯТ Д. “ФИНАНСЫ: Бюджет умеренных амбиций” Советская Белоруссия/№266 от 25.10.2000
10. МАХОВСКИЙ А. ”БЮДЖЕТ: РАБОТА НАД ОШИБКАМИ” Белорусская деловая газета/№5 от 17.08.1998.
11. НЕЗВАНОВ А.“БЮДЖЕТ: Сколько стоит белорусский президент?” Белорусская деловая газета/№860 от 26.10.2000.
12. РАКОВСКАЯ Л.“Приоритет – социальная сфера” Советская Белоруссия/№240 от 26.09.2000.
13. ЧУЯСОВ В. “В 2001 ГОДУ ЧИНОВНИКИ ПОТРАТЯТ НА СКРЕПКИ СВЫШЕ 850 МЛН. РУБЛЕЙ: Гадание на бюджетной гуще” Аргументы и факты в Беларуси/№41 от 10.10.2000.