–PAGE_BREAK–
Рис.3. Группы банковских продуктов
В зависимости от группы банковских продуктов, расчёт рентабельности банковского продукта производится по-разному. Для первой группы продуктов, рентабельность определяется по формуле:
Рп=М-С, где (6)
Рп –рентабельности продукта, % годовых;
М– процентная маржа по i-му продукту, % годовых;
С– себестоимость операций по созданию i-го продукта, % годовых.
По итогам расчёта данной формулы, мы сможем определить целесообразность использования определённого банковского продукта на рынке услуг.
Для второй группы продуктов характерна формула расчёта рентабельности:
, где (7)
Дк–комиссионное вознаграждение банка за данный продукт в периоде;
С–себестоимость;
Оп–размер активных операций, связанных с данным продуктом.
Методы управления доходности отдельных банковских продуктов:
-совершенствование технологии создания продукта(устранение дублирования, их автоматизация, отработка кредитной документации, удешевление ресурсов и т.д.);
-отслеживание динамики себестоимости и процентной маржи;
-контроль за соответствием себестоимости и цены на рынке;
-отслеживание динамики цен на рынке;
-разработка ценовой стратегии.
При определении доходности банковских продуктов и услуг необходимо учитывать не только расходы и доходы, которые присутствуют в балансе и относятся к конкретным продуктам и услугам. Банковским продуктам свойственны издержки, которые можно рассчитать только аналитическим способом. Это относится, например, к издержкам: поддержания ликвидности; депонирования части привлеченных средств в Фонд обязательных резервов в Банке России; обеспечения платежеспособности; риска, сопутствующего проводимым операциям. Только в таком случае можно получить комплексную оценку доходности банковских продуктов и услуг.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что банк для успешного функционирования должен выбрать метод, а, возможно, и группу методов управления доходностью. Правильное решение данной задачи позволит классифицировать все банковские продукты и услуги на приносящие прибыль банку и на те, издержки по предоставлению которых не покрываются полученными от их продажи доходами; выявить и в дальнейшем оптимизировать структуру затрат на производство продуктов и услуг; оценить банковские продукты и услуги с позиции их одновременного влияния на доходность, ликвидность, платежеспособность и риски банка.
В части решения задачи определения доходности деятельности структурных подразделений банка основная трудность состоит в перераспределении доходов между подразделениями, что связано с тем, что структурные подразделения банка взаимосвязаны в рамках существующих технологических цепочек обслуживания клиентов. Кроме этого, в банках присутствуют такие подразделения, как бухгалтерия, вычислительный центр, подразделения обслуживающего персонала и др., которые не приносят банку прибыль. Определение доходности работы указанных подразделений может решаться путем введения внутреннего прейскуранта цен на их услуги для других структурных единиц банка. Методика определения доходности подразделений банка должна быть справедливой, направленной не только на увеличение доходности конкретных бизнес-единиц, но и на повышение эффективности работы всего банка. Для определения эффективности разработанных и принятых методик, коммерческий банк проводит анализ управления доходностью.
3. Анализ эффективности управления доходностью в ОАО «Белгородский промышленно-строительный банк»
В соответствии с законом РФ №208-ФЗ от 26 декабря 1995г., акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательcтва и права участников общества (акционеров).
Головной офис ОАО «Белгородский промышленно-строительный банк» (далее «Белгородпромстройбанк») расположен в центральной части города. Дополнительные офисы(4) сосредоточены не только в городе Белгороде(разных концах города, создавая тем самым удобство граждан), а так же в г. Алексеевке и г. Старом Осколе созданы филиалы, в г.Губкине – операционный офис, в г. Шебекино и пгт. Прохоровка — дополнительные офисы. Но на данных достижениях банк не собирается останавливаться и по мере увеличения масштабов своей деятельности, планирует создать ещё несколько дополнительных офисов.
Свою работу ОАО «Белгородпромстройбанк» начинал в период образования Белгородской области в 1954 году. В те годы деятельность банка была направлена на финансирование строительства новых предприятий, жилья, объектов соцкультбыта. Особенно ярко это проявлялось в 70-90 г.г., когда банк финансировал и кредитовал сооружение территориально-промышленного комплекса на базе Курской магнитной аномалии. Тогда активно шло строительство Лебединского и Стойленского горно-обогатительных комбинатов, Яковлевского подземного рудника, ОЭМК, Губкина и Старого Оскола. Кроме того, наш банк финансировал и кредитовал строительство и развитие Энергомаша, ЗМК, витаминного комбината, цементных заводов. Как акционерное общество, банк стал существовать с 24 февраля 1992 года. В декабре 2008 года в составе акционеров произошли изменения – основным собственником стал ОАО АКБ «Металлинвестбанк». Банк стал более ориентирован на удовлетворение спроса клиентов, за это непродолжительное время клиентская база банка увеличилась более чем на 3 500. В непростой период, период финансового кризиса, банк не только выстоял и сохранил свое доброе имя, но и продолжает развиваться вместе с экономикой государства. ОАО «Белгородпромстройбанк» стал надежным и стабильным партнером для бизнеса и граждан.
Благоприятная финансовая ситуация в банке основывается на правильном и своевременном анализе эффективности управления доходностью. Эффективность банковской деятельности зависит от его способности приносить доход. Для оценки способности банка приносить доход, используют, кроме анализа системы абсолютных показателей доходности, анализ системы относительных показателей доходности (рентабельности). Анализ отчета о прибылях и убытках, позволяет оценить динамику удельного веса каждого из основных элементов совокупного дохода банка. По итогам данного вида анализа можно определить основные направления банковской деятельности, которые приносят максимальных доход банку. Так же можно определить изменения происшедшие за рассматриваемый период и по заключению которого можно будет судить о доходности, либо убыточности банка, в той или иной деятельности. Используя данные банковской отчётности за 3года(приложение), позволит в таблице 1 проанализировать структуру доходов ОАО «Белгородпромстройбанк».
Таблица 1
Анализ структуры доходов ОАО «Белгородпромстройбанк»
Темп роста, %
Отклонение(+;-)
2007г.к 2009г., тыс.р.
45803
-38808
5273
-25304
-2888
-15924
2008г.к 2009г., тыс.р.
2007г.к 2008г., тыс.р.
2009
Уд. вес, %
12,3
67,5
2,3
16,2
1,7
100
тыс. руб.
48744
266705
8749
64432
6771
395401
2008
Уд. вес, %
0,17
77,1
0,6
19,7
2,7
100
тыс. руб.
892
414226
3335
105713
12780
536946
2007
Уд. вес, %
0,72
74,2
0,84
21,81
2,34
100
тыс.руб.
2941
305513
3476
89736
9659
411325
Годы
Виды доходов
Размещение средств в кредитных организациях
Ссуды предоставленные клиентам
Вложения в ценные бумаги
Комиссионные доходы
Прочие операционные доходы
Всего
Анализ динамики доходов показал, что за рассматриваемые нами отчётные периоды (2007-2009гг..), у банка присутствует нестабильная ситуация. Данное положение связано с финансовыми катаклизмами происходящие в России(и в мире) с сентября 2008 года, о чём и говорят показатели(удельный вес по многим видам доходов значительно снизился с докризисным 2007 годом). В 2007 года банк стал набирать обороты в предоставлении ссуд и значительно увеличил свои доходы, которые составили 305513тыс.руб.(74,2% от всех доходов), но уже в 2009 году данный показатель снизился на 6,7 процентных пункта(с 74,2 до 67,5) и составил 266705тыс.руб. Увеличились у банка затраты на создание резервов по кредитам и появилось приличное количество просроченных ссуд. Так же заметим значительное снижение комиссионных доходов на 5,61 процентных пункта (с 21,81% до 16,2%), свидетельствует о присутствии недоверия к банкам со стороны потребителей. Незначительно снизились прочие операционные доходы на 0,64 процентных пункта (с 2,34% до 1,7%). Зато можно отметить увеличение средств, размещённых в кредитных организациях на 11,58 процентных пункта и составили 45803тыс.руб, а так же вложение в ценные бумаги — 5273 тыс.руб, что на 1,46 процентных пункта больше, чем в 2007 году. Общее отклонение получилось отрицательным, что вовсе не свидетельствует о убыточной деятельности ОАО «Белгородпромстройбанк». В сложный период времени, банк максимально сократил свои расходы, тем самым поддерживая оптимальный уровень ликвидности. Данное значение свидетельствует о том, что во время кризиса, банк диверсифицировал свои средства, частично сделав вложения в ценные бумаги, разместив в кредитные организации, тем самым обеспечил себя в сложный период времени, пусть и незначительным, но всё же доходом.
4. Пути увеличения доходности в ОАО «Белгородпромстройбанк»
В последние несколько лет российский банковский рынок переживал период бурного роста. В условиях ажиотажного спроса на кредитные продукты со стороны бизнеса и населения, банки наступательно увеличивали объемы сделок, стремясь как можно быстрее нарастить долю рынка. Но текущие объективные экономические процессы в России и в мире потребовали от банков изменить приоритеты.
Чуть ранее было видно, что большинство крупных российских банков, в разной степени вовлеченных в кредитно-спекулятивный пузырь и в итоге получивших проблемы с доходностью и долгами, встали перед непростым выбором восстановления устойчивости.
Первый – самостоятельно рассчитываться с долгами за счет своих внутренних ресурсов. Стало очевидно, что это могут себе позволить не все, а лишь те банки, которые в период бума придерживались консервативной линии поведения на строительно-жилищном рынке и потому сумели сохранить доходность.
Второй вариант – увеличивать недостающие резервы за счет продажи иностранным финансовым группам крупной части своих активов.
Третий вариант – это поддержка со стороны государства. Но сначала у банков возникли стратегические нестыковки с правительством. Представители некоторых ведущих банков полагали, что правительство должно поддержать их долгосрочными кредитами, помогая тем самым рефинансировать долги, но взамен ничего не просить. Идея подводилась под тезис «поддержки национальной банковской системы». Но в правительстве сочли по-другому: если «спасать» банк, то в обмен на его активы, как это обычно делается в мировой практике. То есть правительство, выкупая «плохие» долги банка, соответственно, полностью или частично берет его под свой контроль. Судя по всему, такая схема не устраивает банкиров. Поэтому экспансия иностранных банков становится основным трендом финансового рынка. Но в итоге государство отказалось от участия(покупки) в активах частных банках и помогало банкам получать субординированные кредиты.
Популярность кредитных операций значительно сократилось, но возросли депозитные услуги и теперь перед банками стоит задача, восстановление первоначальный мощности и надежности. На первое место выходит качество кредитных портфелей, а также результативность банковского бизнеса в целом. Влияние кризиса на игроков российского банковского рынка, как и на их зарубежных коллег, оказалось огромным. Недостаток ликвидности лишил российские кредитные институты доступа к недорогим и длинным финансовым ресурсам западных банков, были ограничены и возможности национальных игроков фондирования на внутреннем рынке. Но самой серьезной проблемой, с которой столкнулись банки в результате кризиса, стал рост объемов «плохих» долгов. Его спровоцировал экономический спад, в результате многие заемщики начали испытывать финансовые трудности и потеряли возможность обслуживать взятые ранее кредиты. По данным ЦБ РФ, в марте 2009 года общий объем просроченных кредитов составлял порядка 4,8% общего кредитного портфеля участников российского банковского рынка, а к сентябрю 2009 года этот показатель достиг 6,7%, а уже к июлю 2010 данный показатель снизился до 2,3%.
Увеличение доходов, является основным приоритетом каждого банка. Но нам известно и то, что в операциях с большой доходностью, присутствует и большой риск. Поэтому, одной из самых важных и сложных задач, возникает в сфере финансовой деятельности перед менеджментом банка, заключается в балансировании между доходностью и риском, поиск их оптимального соотношения. Путей увеличения доходности коммерческого банка существует немало и каждый банк пытается разработать верное направление своей деятельности для получения максимального дохода. Какими бы положительными показателями доходности (рассмотрено в третьем вопросе) не обладал ОАО «Белгородпромстройбанк», мы попытаемся рассмотреть и по возможности предложить пути увеличения доходов.
Пути(способы) увеличения доходности коммерческого банка:
1. Операционные доходы.
1.1. Процентные доходы.
Данный вид дохода, как мы уже говорили, обладает наибольшим удельным весом(70%-80%) в общей сумме операционных доходов. Грамотная политика (мониторинг рынка, изучение поведения конкурентов) проведённая банком в сфере кредитования и привлечения денежных средств, является гарантом доходности. По итогам проведённых анализов, банк предпринимает меры по увеличению, либо снижению процентных ставок. Так как основная часть процентного дохода приходится на кредитные операции, то прерогатива банка – увеличение клиентов.
Если рассматривать кредитный портфель банка в целом, то ипотечное кредитование не столь популярно среди населения и причин на это несколько: высокий процент; нестабильный доход заёмщиков(особенно в период восстановления страны после мирового финансового кризиса). Поэтому наш способ(пусть на первый взгляд покажется простым) привлечения клиентов данного вида кредитования – уменьшение процентной ставки(от 13% в ОАО«Белгородпромстройбанк») по сравнению с конкурирующими банками. Данное уменьшение процентной ставки будет покрываться(а в дальнейшем приносить существенный доход) за счёт увеличения спроса, тем более, в период поддержания государством молодых семей – повышение материнского капитала, использование которого может идти на приобретение или улучшение жилищных условий, в том числе, погашение кредита(в частности, ипотечного).
Так же, для привлечения клиентов, можно усовершенствовать «контакт» между работниками банка и клиентами. Первое направление на улучшение системы управления качеством можно обозначить как один из первых этапов — консультирование, опирающееся на психологическую подготовку, методы стимулирования сотрудников, культуру общения, человеческие качества, имидж и т.д.
Следующим направлением является техника оформления и выдачи кредита, основанная на порядке взаимодействия служб, регламентирующих документах, материально-техническом и программном обеспечении, профессиональной квалификации сотрудников и т.д.
Третьим (связывающим) направлением является внедрение новых форм обслуживания. Оно включает в себя: маркетинговые подходы по изучению потребительского рынка, потребностей и предпочтений потенциальных клиентов; разработку новых и совершенствование устаревших форм обслуживания; внедрение форм и методов учета степени удовлетворенности клиентов; система предложения и согласования перспективных идей с высшими звеньями управления.
Для управления и повышения уровня качества формирующегося при консультировании клиента и приеме документов предлагается внести ряд изменений в работу сотрудников: во-первых, необходимо оптимально разграничить функции отдела кредитования по консультированию между его сотрудниками. Например, функции первых контактов и встреч с клиентами снять с консультанта операционного зала и полностью возложить на кредитных работников. Для этого целесообразно составить график консультирования (дежурства), с тем, чтобы каждый кредитный инспектор, допустим раз в неделю, имел возможность больше общаться с клиентами, находясь в фае операционного зала(в головном офисе, на ул. Народная 89), а не в кредитном отделе, где в постоянной суете нет времени и возможности для спокойной и полноценной беседы. В этом случае все сложные вопросы и запросы клиента будут напрямую адресоваться кредитному инспектору — полноценному участнику процесса оформления кредита, который сможет дать информацию «из первых рук»; во-вторых, будет полезным в рамках дополнительного образования либо повышения квалификации для кредитных инспекторов периодически организовывать курсы психологической подготовки, проводить тренинги по стрессовой разгрузке, конфликтам, обучать основам делового этикета, культуре речи и общения. Данные мероприятия просто необходимы для качественной работы с клиентом не только в процессе предоставления информации об услугах, но и на всех последующих этапах. Это смягчит характер общения при консультировании, снизит количество спорных и конфликтных ситуаций, обеспечит взаимопонимание, взаиморасположение и в целом будет способствовать формированию положительно имиджа банка, его сотрудников, а значит и услуг; в-третьих, важно создать дополнительную мотивацию кредитных работников, в форме морального и материального стимула. продолжение
–PAGE_BREAK–