Содержание
Введение
1. Сущность и основные этапы IPO
1.1 Что такое IPO
1.2 Основные этапы
А) Подготовка
Б) Размещение
2. Состояние IPO в России, сравнение с международными рынками
3. Выход на IPO ОАО «РЖД»
3.1 Общая информация об ОАО «РЖД»
3.2 Проспект ценных бумаг
3.3 Цели эмиссии
3.4 Размещение
3.5 Риски
3.6 Размещение облигаций, на примере11 серии
3.7 Финансовое состояниеОАО «РЖД» на сегодняшний день
3.8 Размещение ценных бумаг(еврооблигаций) в 2010 г
Выводы
Литература
Введение
Рынок ценных бумаг (илиРынок капиталов Capitalmarket) – это составная часть финансовогорынка, на котором осуществляются операции купли-продажи ценных бумаг. Онпредставляет собой сложную организационную и экономическую систему с высокимуровнем целостности и законченности технологических циклов. Рынок ценных бумагявляется неотъемлемой частью рыночных отношений.
Возникновение иобращение капитала, представленного в ценных бумагах, тесно связанно сфункционированием рынка реальных активов, то есть рынка, на котором происходиткупля-продажа материальных ресурсов. С появлением ценных бумаг (фондовыхактивов) происходит раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальныйкапитал, представленный производственными фондами, с другой – его отражение вценных бумагах.
Рынок ценных бумаг вРоссии в большой степени уже сформирован: есть эмитенты ценных бумаг,многочисленные компании и предприятия, а также государство и муниципальныеобразования, есть инвесторы, заинтересованные в наилучшем для себя размещениисредств. Очевидным становится необходимость существования структур, которыепозволяли бы с обоюдной выгодой для себя, безопасностью и удобством двумзаинтересованным сторонам проводить операции с ценными бумагами.
Поскольку управлятьэкономикой может только тот, кто владеет собственностью, то и рынок ценныхбумаг приобретает особую экономическую и историческую значимость. Во всех развитых странах рынок ценных бумаг является наиболеединамичным сектором экономики. Его значение определяется той ролью, которую ониграет в инвестиционном процессе. Посредством рынка осуществляется миграциякапитала, необходимого для эффективного функционирования экономики страны.
Ценныебумаги играют огромную роль в процессе инвестирования денежных средств. С помощью ценныхбумаг денежные средства граждан и юридических лиц превращаются в определенныематериальные объекты, научно-технические достижения. Ценные бумаги являютсянеотъемлемой частью рыночной экономики и способствуют интенсивному развитиюфинансового рынка, а следовательно и социально-экономическому развитиюгосударства в целом. В ходе экономических реформ в России произошло возрождениерынка ценных бумаг. Появилось огромное множество их видов. Принят ряднормативных актов, регулирующих выпуск и обращение ценных бумаг, а также правилаповедения участников фондового рынка. Рынок ценных бумаг можно разделить напервичный и вторичный, в зависимости от времени и способа поступления ценныхбумаг на рынок. Впервые ценные бумаги появляются на первичном рынке, гдеосуществляется продажа их первым владельцам (инвесторам). Обязательнымиучастниками первичного рынка являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы.Процесс купли-продажи может осуществляться как с помощью, так и без помощипосредников. Именно на первичном рынке эмитенты путем продажи ценных бумагпривлекают средства инвесторов, которые используются для реализации намеченныхкоммерческих целей. Все последующие операции с ценными бумагами осуществляютсяна вторичном рынке. Но отличие вторичного рынка ценных бумаг от первичногозаключается не только в том, что первичный рынок предшествует вторичному, иценные бумаги не могут появиться на вторичном рынке, минуя первичный. Напервичном и вторичном рынках происходят разные по своей сущности процессы. Напервичном рынке капиталы инвесторов путем купли-продажи ценных бумаг попадают вруки эмитента. На вторичном же рынке происходит переход ценных бумаг от однихинвесторов к другим, а деньги за проданные ценные бумаги поступают бывшимвладельцам ценных бумаг. То есть операции на вторичном рынке происходят безучастия эмитента и не оказывают непосредственного влияния на положение делэмитента. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг выполняют разные функции.Функция первичного рынка состоит в том, чтобы дать возможность эмитентамаккумулировать необходимые для осуществления определенных инвестиционныхпрограмм средства путем выпуска долевых или долговых ценных бумаг. Функция жевторичного рынка состоит, прежде всего, в том, чтобы обеспечить ликвидностьвыпускаемых ценных бумаг, то есть возможность продажи их владельцами в случаенеобходимости. Рынок ценных бумаг можно подразделить также по месту оборотаценных бумаг. В этом случае выделяется биржевой и внебиржевой рынок. Первичнаяэмиссия ценных бумаг осуществляется по каналам внебиржевого рынка. Вторичнаяпродажа ценных бумаг может происходить как на биржевом, так и внебиржевомрынке.
Инвесторыи собственники бизнеса научились работать с российскими бумагами, оценивать иуправлять рисками российского фондового рынка в целом и рискам на рынке акций вчастности, получая хорошую прибыль на этом рынке и готовы к оценке бумаг натаком уровне, который более или менее соответствует ожиданиям собственниковбизнеса. Пришло время для стабилизации и дальнейшего расширения рынка первичныхразмещений акций, то есть IPO.
1. Сущность иосновные этапы IPO
1.1 Что такое IPO
IPO – (сокращение отанглийского «initial public offering»), сделанное впервые, публичноепредложение инвесторам стать акционерами компании или публичная продажа акций –это сложный комплекс организационных, юридических и финансовых процедур, вкотором кроме самой компании и потенциальных инвесторов задействованы множествопосредников. IPO включает процедуру подготовки компании и осуществлениепубличного размещения акций. Ключевой особенностью IPO являетсяструктурирование сделки, в ходе которого проводится подготовка и оценкаэмитента, определяются параметры и порядок проведения эмиссии, а такжевыбираются рынки капитала для размещения акций. IPO позволяет эмитенту получитьнеобходимые финансовые ресурсы для развития бизнеса, но в то же время оносвязано с многочисленными юридическими рисками. Средиосновных целей и задач IPO можно выделить следующие:
· привлечение новыхинвестиций в компанию без уплаты процентов за пользование капиталом;
· эффективныйспособ «выйти из бизнеса» для прежних владельцев;
· мотивацияменеджмента;
· установлениерыночной стоимости бизнеса как оценки его эффективности;
· рост узнаваемостибрэнда;
· подтверждениенадежности компании;
· выход на западныерынки.
Цели основных участников IPO не всегда совпадают, каждый из них впроцессе подготовки и проведения IPOсталкивается со своими проблемами и решает свои задачи, тем не менее, все онизаинтересованы друг в друге, заинтересованы в том, чтобы IPO состоялось. Поэтому весь комплекспроблем IPO должен рассматриваться с разныхточек зрения — компании-эмитента, инвесторов, посредников.
Актуальность проблематикиIPO для эмитента в основномсосредоточена в вопросах выбора схемы IPO, выбора торговой площадки (страны), на которой будет проводитьсяразмещение, выбора андеррайтера, проведения комплекса мер по реструктуризациикомпании, по раскрытию информации о компании как во время проведения IPO, так и после него. Главные целикомпании в IPO – привлечение долгосрочныхфинансовых ресурсов в максимальном объеме, создание и поддержание статусапубличной компании. Немаловажным моментом является минимизация издержек наподготовку и проведение IPO.
Главная цельпотенциального инвестора – получение максимального дохода в будущем приминимальном риске, диверсификация инвестиционного портфеля. Поэтому во времяподготовки и проведения IPOдля инвестора наиболее важным является круг проблем, связанных с точной оценкойперспектив компании, рыночных рисков, связанных с ее деятельностью, испецифических рисков, связанных с проведением сделок при IPO – как финансовых, так и юридических.
Основной посредник междукомпанией и инвесторами — андеррайтер. Главная цель андеррайтера – проведениеуспешного IPO, результаты которого удовлетворилибы как самого эмитента, так и инвесторов, получивших новые акции. Основныезадачи андеррайтера – выбор схемы IPO, анализ эмитента, подготовка и осуществление всех юридических процедур,информационное сопровождение, привлечение инвесторов, организация работы другихпосредников, помогающих в процессе подготовки и проведения IPO. Ключевой момент в деятельностиандеррайтера – определение цены предложения акций. Почти для любого посредникафинансовый результат при IPOпредопределен, поэтому зачастую основным результатом для любого посредникастановится репутация надежного партнера.
Возможностьвзаимодействия этих основных групп участников во многом определяетсянормативно-законодательной базой, деятельностью регуляторов, уровнем развитиярыночной инфраструктуры. И от того, насколько успешно будут взаимодействоватьмежду собой эти группы участников, во многом зависит развитие финансового рынкав стране и экономики в целом.
1.2Основные этапы
У компании, принявшейрешение об IPO, есть возможность размещать своиакции либо в России (на биржах ММВБ, РТС, СПВБ), либо за рубежом (чаще всегоэто LSE, NYSE, NASDAQ).
Многие российскиекомпании вполне обоснованно опасаются, что российский рынок из-за недостаткаинвесторов не способен аккумулировать большие средства для покупкипредлагающихся акций по «справедливой» цене, без большой премии за размерразмещения. Результат IPO вэтом случае будет слишком сильно зависеть от рыночной конъюнктуры и требуетсябольшое искусство, чтобы угадать благоприятный момент для размещения. Крометого, слабость российского рынка заставляет некоторые компании опасатьсявозможности недружественного «поглощения» при IPO в России. С другой стороны, вверяя свои акциииностранным акционерам, компания принимает на себя страновые риски – в случаепотери доверия к стране, иностранные акционеры будут избавляться и от акцийкомпании, что может резко снизить ее капитализацию.
Называются и другиефакторы, влияющие на процесс выбора страны размещения – долгосрочные целистратегического развития компании, отраслевая принадлежность, страна (регион)основной деятельности, вопросы престижа и т.п. Кроме того, любая компаниязаинтересована в высокой ликвидности вторичного рынка своих акций, это такженемаловажно при выборе площадки для IPO.
Ядром команды поразмещению является сама компания – действующие акционеры, которые и принимаютрешения об IPO, а также топ-менеджмент, отвечающийза подготовку информации о компании и непосредственно взаимодействующий состальными участниками команды. Однако ведущая роль в команде принадлежитлид-менеджеру (андеррайтеру), в качестве которого обычно выступает крупныйинвестиционный банк. Андеррайтер готовит аналитические материалы, разрабатываетплан и схему IPO, координирует работу всех членовкоманды, взаимодействует с регулирующими органами, формирует книгу заявок,гарантирует размещение, поддерживает рынок после IPO и т.д. Правильный выбор андеррайтера во многомопределяет успех IPO. Функцииорганизатора размещения столь многогранны, что зачастую он не может справитьсяс ними в одиночку. Поэтому функции распределяются среди несколькихинвестиционных банков, образующих своеобразный синдикат с определенными зонамиответственности. Главный в синдикате — Лид- менеджер размещения- инвестиционныйбанк, который курирует весь процесс IPO, привлекает для расширения круга инвесторов соорганизаторов, задачакоторых заключается в обеспечении информацией своих клиентов- потенциальныхинвесторов, сборе заявок на акции, поддержании интереса к акциям на вторичномрынке. Кроме того, может быть сформирована группа дилеров для болееэффективного распространения акций.
Формирование синдикатаандеррайтеров сопровождается подписанием ряда договоров, где ключевым моментомявляется заключение соглашения об андеррайтинге, который эмитент заключает слид-менеджером, и который определяет способ размещения акций при IPO.
Отдельный вопрос — определение стоимости услуг андеррайтинга и структура распределения затратвнутри синдиката андеррайтеров. Вознаграждение андеррайтера может бытьфиксированным или зависеть от привлеченного в процессе IPO капитала.
Публичный статус компанииподразумевает формирование всестороннего объективного представления о компании(due diligence), это необходимое условие успешногопроведения IPO. Процедура формирования объективногопредставления требует усилий, прежде всего от самого эмитента.
Прежде всего, в качественеобходимых условий публичности имеют в виду прозрачность юридической структурыкомпании. Для привлечения потенциальных инвесторов необходимо раскрыть иобосновать необходимость и взаимосвязь всех структур, входящих в компанию. Возможно,потребуется провести ее реструктуризацию – создать компанию с ясными связями иконсолидированной отчетностью.
Непременным условиемпубличности является составление консолидированной финансовой отчетностикомпании по российским и международным стандартам и ее аудит. Роль аудитораноминально сводится к подтверждению достоверности финансовой отчетностиэмитента в информационном меморандуме и проспекте эмиссии. Несмотря наноминальную роль аудитора, от уровня доверия инвесторов к аудиту во многомзависит успех IPO. От публичной компании, выходящей нарынок, требуется следование определенным нормам деловой этики в отношении сакционерами — «стандартам наилучшей практики корпоративного управления» (КУ).Эти стандарты компания принимает добровольно, они определяются не столькозаконодательством, сколько особенностями бизнес-культуры той страны, в которойпривлекаются инвестиции.
Российскоезаконодательство в области корпоративного управления ограничиваетсятребованиями, предъявляемыми к компании для включения в котировальные листыфондовой биржи (обычно это следующий этап после IPO). С другой стороны, понятие корпоративного управленияне устанавливает какого-либо исчерпывающего перечня мероприятий. Однакосчитается, что эффективное функционирование Совета директоров и еговзаимодействие с исполнительными органами компании, соблюдение прав акционеров,информационная прозрачность компании — являются необходимыми условиями длявыхода на IPO.
В последние годыинвесторы во всем мире более внимательно относятся к активам компании,предлагающей свои акции. Компания будет стремиться к удовлетворительнымпоказателям доходности, ликвидности, структуры активов и пассивов. Большоевнимание уделяется топ-менеджменту – иногда компании, выходящие на IPO, специально вводят в состависполнительного руководства менеджеров, уже проводивших успешные IPO. Важным фактором является наличие укомпании перспектив в том секторе экономики, где она действует. Маркетинговый анализдеятельности, проводимый силами самой компании или привлеченными специалистами,может привести к необходимости изменений продуктового ряда и принятию решений овыводе на рынок новых продуктов или услуг, изменений в структуре поставщиков ипотребителей, созданию новых подразделений в структуре компании.
В ходе подготовкипубличного предложения лид-менеджер организует оценку бизнеса компании, чтобыустановить начальный диапазон цены предложения акций. Для российских компанийоценка затруднена тем, что отечественный рынок является развивающимся, и этозаметно усложняет составление надежных прогнозов по доходу и рискам. Поэтомудля оценки компании наряду с методом дисконтирования денежных потоков можетиспользоваться метод сравнения с компаниями-аналогами, действующими как вРоссии, так и за рубежом.
А) ПОДГОТОВКА
Выход компании на рынокявляется законодательно регулируемым процессом. Необходимо выполнить рядусловий и подготовить целый ряд необходимых документов, требуемых органами,регулирующими деятельность рынка ценных бумаг, организатором торгов, а внекоторых случаях и саморегулируемыми организациями. Подготовка документов — сложныйюридический процесс. Зачастую в юридическом сопровождении IPO участвует специально приглашеннаяюридическая фирма.
Наиболее важными этапамиюридического сопровождения процесса окончательной подготовки к IPO являются выработка схемы размещенияи составление проспекта эмиссии. Российское законодательство значительноусложняет процесс первичного размещения, поэтому лид-менеджер может предложитьэмитенту и инвесторам такие схемы размещения, которые позволяют оптимизироватьпроцедуры, связанные с наличием некоторых неудобных законодательныхограничений, например, преимущественное право существующих акционеров наполучение акций в рамках новой эмиссии, определение цены акций, регистрацияотчета. Очевидно, что подобная оптимизация должна быть тщательно юридическивыверена. При IPO за рубежом роль юридическихконсультантов для российских компаний еще более важна. Например, в США необходиморегистрировать выпуск в соответствии с законом о ценных бумагах того штата, гдекомпания намеревается проводить операции.
Поскольку лид-менеджерыиспользуют сложные схемы первичного размещения, процесс перехода правсобственности к новым акционерам и денежных средств от инвесторов к компанииможет состоять из множества этапов, каждый из которых должен быть юридическичистым. При завершении IPOюридические консультанты, как со стороны эмитента, так и со стороныандеррайтера готовят заключения, конкретизирующие процедуру перехода правсобственности, а независимый аудитор дает заключение, что все сделки проведеныкорректно с финансовой точки зрения.
Б) РАЗМЕЩЕНИЕ
Основная задачаинвестиционных банков, участвующих в первичном размещении, заключается в привлеченииширокого круга инвесторов. Это можно сделать, только предоставив максимуминформации о компании с тем, чтобы инвесторы могли в полной мере оценитьожидаемые доходы и риски инвестирования. Информационное обеспечениепотенциальных инвесторов имеет ряд особенностей – распространение информации оважных событиях потенциального эмитента должно вестись практически в режимереального времени, должно быть обеспечено широкое территориальноераспространение информации — как в России, так и в мировых финансовых центрах,информационная активность должна быть очень высокой, особенно непосредственноперед IPO.
Наиболее важнойсоставляющей частью информационного сопровождения выхода на IPO, является подготовка информационногомеморандума, в котором представлена исчерпывающая информация о бизнесе компаниии отрасли в целом, структуре компании, акционерах, органах управления,корпоративной политике, финансовом состоянии, факторах риска и т.д. Компании,ориентирующиеся на иностранных включают в информационный меморандум информациюо российском фондовом рынке и др. Хотя круг вопросов, раскрываемый в документепрактически не меняется от компании к компании, тем не менее, каждыйандеррайтер подходит к составлению меморандума с учетом как индивидуальныхособенностей компании, так и того круга инвесторов, которым будут предлагатьсяакции.
Сам процессинформационного сопровождения выхода на IPO начинается с премаркетинга — поиска кругапотенциальных инвесторов, выявление заинтересованности инвесторов в акцияхкомпании. Результаты премаркетинга должны быть максимально объективны идостоверны, в этом заинтересованы как сама компания, так и синдикатандеррайтеров.
Следующий этап — организация road-show. Это наиболее яркий этап, который каждая компаниярешает по- своему. Основное отличие этого этапа от премаркетинга — составучастников — участвуют первые лица компании. лид-менеджер составляетинформационный меморандум для инвесторов. В нем подробно описываются самакомпания, ее положение на рынке, владельцы, другой бизнес владельцев,перспективы, а также все риски, с которыми могут столкнуться приобретателиакций. Это своего рода визитная карточка компании, которую лид-менеджерпредставляет на встрече с потенциальными покупателями. Успех road- show определяет количество инвесторов и поданных имизаявок, и в конечном счете сильно влияет на окончательную цену размещения.Составление книги заявок заканчивает информационный процесс подготовки к IPO, в результате чего в инвестиционноммеморандуме появляются точные цены предложения акций.
Заявки от покупателейсобираются в специальную книгу. Ее ведет букранер (book runner). Им может быть как сам лид-менеджер, так и специально приглашеннаяфирма. Инвесторы, сделавшие лучшие заявки, получают акции.
После размещениялид-менеджер, как правило, стабилизирует курс бумаг около месяца. Он получаетопцион на покупку у эмитента дополнительного пакета бумаг по фиксированной ценеи пользуется им в случае резкого изменения котировок. Когда вброс акций или,напротив, их вывод с рынка способны «успокоить ситуацию».
О стоимости своих услугинвестбанкиры предпочитают не распространяться. Эксперты оценивают ее в среднемв 3% от суммы размещения. Остальные расходы эмитента (прохождение листинга,услуги юристов, аудиторов и т.д.) примерно составляют $0,6-1,5 млн. в России и$1,5-2,5 млн. на западных площадках.
Эмитенту важно принятьрешение о выборе биржевой площадки. Сегодня есть возможность размещать своиакции в России (в РТС или на ММВБ), но пока большинство останавливается назарубежных торговых площадках, как правило, Лондона или Нью-Йорка. Выбориностранной биржи эмитенты объясняют особенностями российскогозаконодательства, которое делает IPO наотечественных торговых площадках юридически сложным и длительным процессом. Нонекоторые представители отечественного фондового рынка считают, что такаяпозиция нередко навязана зарубежными организаторами торгов, которые не хотяттерять свои доходы, ведь издержки эмитента при размещении в России намногониже, чем при размещении за границей. Хотя многие российские компании,остановившие свой выбор на зарубежных биржах, опасаются, что российский рынокиз-за недостатка инвесторов не способен аккумулировать большие средства дляпокупки предлагающихся акций по «справедливой» цене.
Нельзя считать, что сокончанием IPO и успешным размещением акцийинформационная деятельность компании может быть свернута. Публичность компанииналагает на нее определенные обязательства по раскрытию информации. Однакоболее важно то, что капитализация компании теперь сильно зависит от доверияинвесторов, которое нужно постоянно завоевывать вновь и вновь. Желательно,чтобы у компании уже была публичная история, которая формируется за счетвыпуска векселей, кредитных нот, еврооблигаций и т.д.
Проведение IPO стоит немалых денег, и длявыполнения всех процедур необходимо много времени. Так что принятьокончательное решение о проведении IPO – ответственный шаг, требующий взвешенного подхода.
2. Состояние IPO в России, сравнение с международными рынками
Устойчивый рост числароссийских компаний, использовавших IPO в качестве привлечения инвестиций вразвитие бизнеса, свидетельствует о наличии потенциала, кадрового,интеллектуального, технологического у российской промышленности, с другой — отом, что российские компании сами стремятся встраиваться в глобальные рынки.Решение вопроса о необходимости и целесообразности первичного размещения ценныхбумаг на иностранной фондовой бирже (при помощи АДР третьего уровня) зависит отмногих факторов. К числу основных факторов, влияющих на успешность проведенияIPO, относятся следующие:
· наличие укомпании, проводящей IPO, устойчивых темпов роста;
· общие темпы ростаотрасли, в которой работает компания;
· наличие укомпании, проводящей IPO, уверенной позиции на рынке, узнаваемых товаров услуг;
· наличие у компании,проводящей IPO, устойчивых темпов роста рентабельности;
· наличие укомпании, проводящей IPO, четкой стратегии;
· общая динамикацен акций компании, которые провели свои IPO незадолго до планируемого даннойкомпанией размещения своих акций;
· наличие укомпании, проводящей IPO, понятной и эффективной системы менеджмента икорпоративного управления.
Возросшая активностьпервичного предложения своих акций на рынке позволяет говорить о следующихгруппах потенциальных эмитентов, которые могут выйти на этот рынок в ближайшиегоды. Первая группа — крупные российские компании, в основном сырьевогосектора, уже имеющие солидную кредитную историю. Большинство из них ужеторгуются на российском фондовом рынке и могут пройти IPO лишь на внешнихрынках в форме ADR. Однако благоприятная конъюнктура на сырьевые товары ивозможность дешевых заимствований на рынке еврозаймов (обусловленная высокимикредитными рейтингами) снижает заинтересованность основных собственников этихкомпаний в проведении IPO на западных рынках.
Вторая группа – быстрорастущие компании, ориентированные на внутреннего потребителя, довольнодинамично развивающиеся и нуждающиеся в крупных инвестициях. Выход на рынокеврооблигаций для них дорог, а внутренний рынок корпоративных облигаций не можетполностью удовлетворить их потребности. Представители именно этой группыкомпаний представляются наиболее вероятными кандидатами на проведение IPO вРоссии.
Третья группа — небольшиеинновационные компании, нынешние основные собственники которых изначальноориентированы на IPO. Таких компаний в России пока очень немного. В будущем онимогут стать основными участниками публичных размещений на фондовом рынкеРоссии, лишь при поддержке венчурного бизнеса.
В целом, IPO призванообеспечить компаниям-эмитентам ликвидные рынки собственных акций. Это позволиткомпаниям-эмитентам приобретать новые активы, внедрять инновационные технологиина производстве. IPO выводит компании на качественно новый уровень – ониприобретают публичный статус. Компании, планирующие IPO готовы к открытости ибольшей ответственности при управлении бизнесом. С IPO неразрывно связаноусиление брэндинга компании. IPO повышает качество корпоративного управлениякомпаний-эмитентов. ПроцедуруIPO осуществили крупные российские компании, имеющие высокий уровенькапитализации. Для примера хочу привести статистику привлечения IPO, в данное время она не очень свежа,но нам важна динамика соотношения нашей российской компании по отношению кзападным.
На рис. представленыкомпании, привлекшие за всю историю до 2007г наибольший объем средств в ходе IPO.
/>
Рис.1 — Компании,привлекшие наибольший объем средств в ходе IPO
Российские компаний, удовлетворяющих условиям выходабизнеса на открытые (публичные) размещения и условиям успешного размещениясвоих акций на фондовом рынке. У каждого из российских компаний,удовлетворяющих условиям выхода бизнеса на открытые (публичные) размещения иусловиям успешного размещения своих акций на фондовом рынке, четкая стратегияразвития бизнеса, высокие темпы роста, устойчивая позиция на рынке,рентабельность не ниже средней по отрасли или выше, современная организацияуправления, финансовая отчетность подготовленная по международнымстандартам/американским составления бухгалтерской отчетности (IAS-/GAAP). Еслисравнивать наши российские компании, то можно выявить лидеров. К сожалению,нашла полную и развернутую статистику за 2006 год. Возможно, из-за кризиса2009г рынок замер, судя по разнообразной информации, представленной по 2006году, было бурное развитие компаний и массовый выход на IPO.Перейдем к российскому рынку.
/>
Рис. 2 — Структура top100по капитализации крупнейших компаний в 2006г.
Крупнейшие IPO в 2006году представлены в табл.1.
Таблица 1. Крупнейшие IPO в 2006 году № Эмитент Дата размещения Объем IPO (млн. долл.) Процент IPO Площадка 1 Роснефть 14 июля 10 400,00 14,8 ММВБ, РТС, LSE 2 ТМК 31 октября 1 070,00 23 РТС/LSE 3 Северсталь 08 ноября 1 063,00 9,1 LSE 4 Комстар-ОТС 07 февраля 1 060,00 35 LSE 5 ОГК-5 31 октября 459 14,4 ММВБ, РТС 6 Система-Галс 03 ноября 420 18 LSE 7 Магнит 28 апреля 368 19 РТС 8 СТС-Медиа 01 июня 346 16,4 NASDAQ 9 Распадская 10 ноября 316,7 33 ММВБ, РТС 10 Челябинский ЦК 07 ноября 281 18 РТС,LSE 11 Группа Черкизово 10 мая 251 27,8 ММВБ, РТС, LSE 12 RGI International Ltd. 11 декабря 192 31,5 LSE (AIM) 13 Группа Разгуляй 06 марта 144 25 ММВБ, РТС 14 Верофарм 25 апреля 140 49,9 РТС 15 Центр международной торговли 05 декабря 105,3 18 РТС 16 Белон 05 июня 57 25 РТС
Самымкрупным в 2006 году стало публичное первичное размещение акций нефтянойкомпании «Роснефть», которую мы сравнивали наряду с мировыми компаниями, в ходекоторого инвесторами были приобретены акции компании на сумму свыше 10,4 млрд.долл., что составляет почти 60% от общей суммы, которые привлекли российскиеэмитенты за год. Доля стратегических инвесторов составила 21% от общего объемазаявок, иностранных (США, Европа и Азия) — 36%, российских — 39%, при этомфизические лица в России подали свыше 115 тысяч заявок, что составляет примерно4%. Второе место в рейтинге крупнейших IPO 2006 года занимает «ТрубнаяМеталлургическая Компания» (ТМК) с показателем 1 070 млн. долл. В ходепроведенного IPO ТМК разместила 180 млн. акций по цене 5.40 долл. или 21.60долл. за GDR. Установленная цена размещения находилась на верхней границеценового диапазона (4.6-5.4 долл. за акцию и 18.4-21.6 долл. за GDR), при этомобщий объем заявок по цене размещения превысил предложение более чем в 19 раз.На третьем месте — другая компания металлургической отрасли России –«Северсталь» (1063 млн. долл.). По словам аналитиков Quote.ru, компания былавынуждена сократить объем продаваемых бумаг по невысокой цене размещения.Причиной послужили проходившие практически одновременно с IPO «Северстали»размещения других российских компаний. В рамках проведенного IPO «Северсталь»разместила 85 млн. акций по цене 12.5 долл. за акцию и GDR. Общее количество размещенныхакций составило около 9.1% акционерного капитала компании.
IPOстановится актуальным и для средних российских предприятий. Между теморганизация эффективной площадки для развивающихся компаний на российскоморганизованном рынке ценных бумаг, требует чуткой и тонкой работы погармонизации интересов всех потенциальных участников процесса подготовки,организации выхода и обращения акций молодых российских компаний на местномбиржевом рынке. Перспективы отечественных площадок — ММВБ (ЗАО «Московская межбанковскаявалютная биржа») и РТС (ОАО «Фондовая биржа «Российская Торговая Система»)представляются позитивными. В настоящее время выход на биржу в России обходитсяраза в 1,5 дешевле, чем аналогичная операция в Лондоне. ММВБ занимает достойноеместо среди ведущих бирж мира, она является крупнейшей биржей в России, странахСНГ и Восточной Европы. Рост объема биржевых сделок по корпоративным ценнымбумагам позволил Фондовой бирже ММВБ войти в первую 20-ку ведущих фондовых биржмира, что дает ей возможность играть роль центра формирования ликвидности нароссийские активы, основной фондовой площадки для международных инвестиций вакции и облигации ведущих российских компаний. ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» —ведущая фондовая площадка, на которой ежедневно идут торги по ценным бумагам,около 780 российских эмитентов, в том числе по акциям свыше 230 компаний,включая крупнейших эмитентов – ОАО «Газпром», ОАО«Ростелеком», ОАО «Сбербанк России», ОАО«Лукойл», ОАО «НК „Роснефть“ и другие с общейкапитализацией порядка 10 трлн. руб. (около 300 млрд. долл.). В составучастников торгов Фондовой биржи ММВБ входят более 670 организаций –профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиентами которых являютсяпорядка 600 тысяч инвесторов – юридических и физических лиц.
В 2008 году на бирже было размещено 130выпусков корпоративных облигаций на общую сумму 515 млрд. руб.и 9 выпусков региональных облигаций на 10 млрд. руб., а также прошли первыеразмещения биржевых облигаций (15 выпусков на сумму 17 млрд. руб.). Объем торговоблигациями в 2008 г. вырос на 17% и составил 15 трлн. руб. В настоящее времяна бирже проходят торги по 750 выпускам облигаций свыше 500 российскихэмитентов. На Фондовой бирже ММВБ проходят также торги паями 306 паевых инвестиционныхфондов, стимулируя развитие институтов коллективного инвестирования. Фондоваябиржа ММВБ оказывает широкий спектр услуг эмитентам, включая вывод на биржусуществующих акций, листинг и первичное размещение. На бирже продолжаетработать специально созданный для компаний малой и средней капитализации Секторинновационных и растущих компаний. Эта информация по ММВБ доступна насегодняшний 2010 год.
3. Выход на IPO ОАО «РЖД»
3.1 Общая информация обОАО «РЖД»
Рассмотрим на примере ОАО«РЖД» процедуру выхода на IPO. Сначаларассмотрим саму компанию. ОАО «РЖД» было создано путем приватизации имуществафедерального железнодорожного транспорта, осуществленной в соответствии сзаконодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей,установленных Федеральным законом №29-ФЗ от 27 февраля 2003 года «Обособенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта».В процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта былсоздан единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организацийфедерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капиталединого хозяйствующего субъекта (ОАО «РЖД»). Учредителем единого хозяйствующегосубъекта выступила Российская Федерация, решение об учреждении единогохозяйствующего субъекта было принято Правительством Российской Федерации. 100%акций ОАО «РЖД» принадлежит Российской Федерации. Уставный капитал сформированпутем внесения в него имущества предприятий железнодорожного транспорта, подлежавшихреорганизации.
МиссияОАО «РЖД»: состоит в эффективном удовлетворении рыночного спроса натранспортные услуги, повышении конкурентоспособности, достижении финансовойустойчивости и социальной ответственности бизнеса.
Главнымицелями деятельности являются обеспечение потребностей государства, юридическихи физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах,осуществляемых (оказываемых) Обществом, а также извлечение прибыли.
Основнымизадачами в соответствии с его уставом являются:
1)расширение комплекса и объема осуществляемых обществом работ и оказываемыхуслуг, повышение их качества;
2)сохранение единой сетевой производственной инфраструктуры железных дорог ицентрализованного диспетчерского управления;
3)обеспечение развития производственных мощностей общества, привлечение для этогонеобходимых инвестиций;
4)повышение эффективности управления активами общества;
5)обеспечение недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктурежелезнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей обществу;
6)обеспечение безопасности движения поездов, в том числе при перевозках опасныхгрузов по инфраструктуре, принадлежащей обществу;
7)обеспечение сохранности перевозимых грузов;
8)выполнение перевозок для государственных нужд, в том числе для обеспеченияобороноспособности и национальной безопасности государства;
9)проведение единой технической политики в обществе;
10)обеспечение прозрачности финансовых операций общества;
11)участие в реализации мероприятий по осуществлению структурной реформы нажелезнодорожном транспорте;
12)обеспечение защиты государственной тайны;
13)организация и проведение мероприятий по мобилизационной подготовке игражданской обороне;
14)повышение уровня социальной защиты работников общества.
3.2 Проспект ценных бумаг
В свободном доступе наинтернет ресурсах находится Проспект ценных бумаг ОАО «РЖД» от 30.04.2008г. Этообъемный документ, состоящий из 1752 страниц.
В проспекте эмиссииоговаривается выпуск неконвертируемых процентных документарных облигаций напредъявителя пяти серий 08, 09, 10, 11, 12,номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая, но с разными сроками погашения:серия 08- в 1 092-й день, серия 09- в 1820-й день, серия 10- в 1820-й день,серия 11- в 2548-й день, серия 12- в 3640-й день. Более подробно процедурарасписана в 10 разделах проспекта, который состоит из:
Остановимся на некоторыхразделах. Во введении сжато дана информация по размещаемым сериям ценных бумаг.Кратко дана информация по ценным бумагам во II разделе и более подробно в IX.
Описаны цели эмиссии.
3.3 ЦелиЭмиссии
Основнымицелями эмиссии являются:
— Использование альтернативных по отношению к банковским кредитам источниковпривлечения средств
— Привлечение ресурсов по рыночным ставкам, применяемых для первоклассныхзаемщиков – естественных монополий
— Реструктуризация кредиторской задолженности с целью увеличения сроковзаимствования
Крометого, использование части средств, полученных в результате эмиссии, планируетсяосуществлять в рамках общей инвестиционной программы ОАО «РЖД» — планы поприобретению или замене основных средств.
Цельпрограммы – достижение целей и решение задач Программы структурной реформы нажелезнодорожном транспорте, определяющей целевые приоритеты отрасли:
-продолжениемассового обновления подвижного состава и оборудования путем закупок новыхлокомотивов и вагонов, а также расширения работ по модернизации устаревающего подвижногосостава;
-обновлениеи модернизация инфраструктуры на наиболее напряженных участках, подходах ккрупным транспортным узлам и портам;
-развитиеавтоматизированных системы управления перевозочным процессом и безопасностьюперевозок;
-развитиена территории России международных транспортных коридоров.
Размещениеоблигаций не осуществляется с целью финансирования определенной сделки(взаимосвязанных сделок).
Настоящийпроспект ценных бумаг содержит оценки и прогнозы уполномоченных органовуправления эмитента касательно будущих событий и/или действий, перспективразвития отрасли, экономики, в которой эмитент осуществляет основную деятельность,и результатов деятельности эмитента, в том числе планов эмитента, вероятностинаступления определенных событий и совершения определенных действий. Инвесторыне должны полностью полагаться на оценки и прогнозы органов управленияэмитента, так как фактические результаты деятельности эмитента в будущем могутотличаться от прогнозируемых результатов по многим причинам. Приобретениеценных бумаг эмитента связано с рисками, описанными в настоящем проспектеценных бумаг.
3.4Размещение
РазмещениеОблигаций проводится путём заключения сделок купли-продажи по Цене размещенияОблигаций, указанной в п. 8.4 Решения о выпуске и п. 2.4 Проспекта ценныхбумаг.
Сделкипри размещении Облигаций заключаются в Закрытом акционерном обществе»Фондовая биржа ММВБ” (далее — Биржа) путём удовлетворения адресныхзаявок на покупку Облигаций, поданных с использованием системы торгов Биржи всоответствии с Правилами проведения торгов по ценным бумагам в ЗАО «ФБ ММВБ»(далее – Правила торгов Биржи, Правила Биржи).
Организацией,оказывающей Эмитенту услуги по размещению Облигаций и по организации размещенияОблигаций, является Андеррайтер (Посредник при размещении), действующий попоручению и за счёт Эмитента. Андеррайтером выпуска Облигаций является:Открытое Акционерное Общество «ТрансКредитБанк». Торги проводятся всоответствии с правилами Биржи, зарегистрированными в установленном порядкефедеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приэтом размещение облигаций может происходить в форме Конкурса по определениюставки купона на первый купонный период либо путем сбора адресных заявок состороны покупателей на приобретение Облигаций по фиксированной цене и ставкекупона на первый купонный период, заранее определенной Эмитентом в порядке и наусловиях, предусмотренных Решением о выпуске и Проспектом ценных бумаг.
3.5 Риски
Приводитсяподробный анализ факторов риска, связанных с приобретением размещаемыхэмиссионных ценных бумаг, в частности:
отраслевыериски;
страновыеи региональные риски;
финансовыериски;
правовыериски;
риски,связанные с деятельностью эмитента.
Сущностьполитики управления рисками ОАО «РЖД» заключается в существовании методологии вчасти идентификации и оценки рисков, разработке мер реагирования на риски иудержания их в допустимых пределах, осуществлении постоянного мониторинга задинамикой факторов риска, обеспечении эффективности контрольных мер имероприятий.
Критические,по мнению эмитента, значения инфляции, которые могут повлиять на выплаты пооблигациям эмитента – 25-30% годовых. Достижение инфляцией критического уровняэмитент считает очень маловероятным.
3.6 Размещение облигацийна примере 11 серии
Приведу для примера серию 11:
а)основные сведения о размещаемых эмитентом ценных бумагах, в отношении которых осуществляетсярегистрация проспекта.
1.Вид ценных бумаг: облигации на предъявителя
Категория(тип): для облигаций не указывается
Серия:11
Иныеидентификационные признаки выпуска: неконвертируемые процентные документарные облигациина предъявителя с обязательным централизованным хранением (далее – Облигации) cвозможностью досрочного погашения по желанию владельцев и по усмотрениюЭмитента
Срокпогашения:
Датаначала:
2548-йдень с даты начала размещения Облигаций выпуска
Датаокончания:
Датыначала и окончания погашения Облигаций выпуска совпадают.
формаразмещаемых ценных бумаг: документарные на предъявителя с обязательным централизованнымхранением
количестворазмещаемых ценных бумаг: 15 000 000 штук
номинальнаястоимость (в случае, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательствомРоссийской Федерации): 1 000 (Одна тысяча) рублей
объемразмещаемых ценных бумаг по номинальной стоимости: 15 000 000 000 (Пятнадцатьмиллиардов) рублей
порядоки сроки размещения (дата начала, дата окончания размещения или порядок ихопределения):
РазмещениеОблигаций начинается не ранее, чем через две недели с даты публикации Эмитентомсообщения о государственной регистрации выпуска с указанием порядка доступалюбых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в Проспекте ценных бумагв соответствии с требованиями Федерального закона «О рынке ценныхбумаг» и нормативных правовых актов федерального органа исполнительнойвласти по рынку ценных бумаг в порядке, предусмотренном п. 11 Решения о выпускеи п. 2.9 Проспекта ценных бумаг. При этом указанный двухнедельный срок исчисляетсяс даты опубликования сообщения о государственной регистрации выпуска Облигацийв газете «Ведомости».
Датаначала размещения Облигаций устанавливается уполномоченным органом Эмитента. Вслучае если на момент наступления события, о котором Эмитент должен раскрыть информациюв соответствии с действующими федеральными законами, а также нормативными правовымиактами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг,установлен иной порядок и сроки раскрытия информации о таком событии, нежелипорядок и сроки, предусмотренные Решением о выпуске ценных бумаг и Проспектомценных бумаг, информация о таком событии раскрывается в порядке и сроки,предусмотренные федеральными законами, а также нормативными правовыми актамифедерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, действующимина момент наступления события.
Сообщениео дате начала размещения Облигаций публикуется Эмитентом в соответствии с требованиямиПоложения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденногоПриказом ФСФР от 10.10.2006 № 06-117/пз-н в следующие сроки:
— влентах новостей информационных агентств «АКМ» и«Интерфакс», а также иных информационных агентств, уполномоченныхфедеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на раскрытиеинформации на рынке ценных бумаг — не позднее, чем за 5 дней
додаты начала размещения ценных бумаг;
— насайте Эмитента в сети Интернет по адресу: www.rzd.ru — не позднее, чемза 4 дня
додаты начала размещения ценных бумаг.
Датаначала размещения Облигаций, определенная уполномоченным органом управленияЭмитента, может быть изменена решением того же органа управления Эмитента, приусловии соблюдения требований к порядку раскрытия информации об изменении датыначала размещения Облигаций, определенному законодательством РФ, Решением овыпуске и Проспектом ценных бумаг.
Датаокончания размещения, или порядок ее определения:
Датойокончания размещения Облигаций является более ранняя из следующих дат: а) 10-й рабочийдень с даты начала размещения Облигаций; б) дата размещения последней Облигациивыпуска.
Приэтом дата окончания размещения не может быть позднее, чем через один год с датыгосударственной регистрации выпуска Облигаций.
Выпускоблигаций не предполагается размещать траншами.
Иныесущественные условия размещения Облигаций см. в п. 8.3. Решения о выпускеценных бумаг, п. 2.7. и п. 9.1. Проспекта ценных бумаг. цена размещения илипорядок ее определения:
Ценаразмещения Облигаций устанавливается равной 1000 (одна тысяча) рублей заОблигацию
(100%от номинальной стоимости).
Начинаясо второго дня размещения Облигаций выпуска, покупатель при совершении сделкикупли-продажи Облигаций также уплачивает накопленный купонный доход поОблигациям (НКД),
определяемыйпо следующей формуле:
НКД =Nom * C * ((T — T0) / 365)/ 100%, где
НКД — накопленный купонный доход, руб.
Nom — номинальная стоимость одной Облигации, руб.;
С — размер процентной ставки первого купонного периода, проценты годовых;
T — дата размещения Облигаций;
T0 — дата начала размещения Облигаций.
Величинанакопленного купонного дохода в расчете на одну Облигацию определяется сточностью до одной копейки (округление производится по правилам математическогоокругления. При этом под правилом математического округления следует пониматьметод округления, при котором значение целой копейки (целых копеек) неизменяется, если первая за округляемой цифра равна от 0 до 4, и изменяется,увеличиваясь на единицу, если первая за округляемой цифра равна 5 — 9).
условияобеспечения (для облигаций с обеспечением): по Облигациям настоящего выпуска обеспечениене предусмотрено условия конвертации (для конвертируемых ценных бумаг):Облигации не являются конвертируемыми
Теперьпосмотрим на статистику сегодняшнего дня по размещению 11 серии:Эмитент, номер эмиссии: РЖД, 11 Вид долговых обязательств: Облигации Статус эмиссии: В обращении Вид размещения: Публичное Номинал, валюта: 1000, RUR Объем эмиссии: 15 000 000 000 Дата регистрации: 17.06.2008 Гос. Регистрационный номер: 4-11-65045-D код ISIN: RU000A0JQ177 Дата начала размещения: 26.11.2008 Дата окончания размещения: 26.11.2008 Цена первичного размещения: 100 Ставка купона: 1-3 купоны — 13,5% годовых. 4-14 купоны — 7,8% годовых Периодичность выплаты купона: 2 раз(а) в год Дата начала начисления купонов: 26.11.2008 Дата погашения: 18.11.2015 Агент по размещению облигаций: ТрансКредитБанк Торговая площадка: ММВБ (Б)
Еслиучитывать среднестатистическую ставку инфляции за 2008 год- 13,3%, а за 2009год – 8,8%, то несложно заметить, что данные облигации доходны.
3.7 Финансовоесостояние ОАО «РЖД» на сегодняшний день
Но ксожалению, на самой компании выход на рынок ценных бумаг и привлечениедополнительных денежных средств носило временный характер. О чемсвидетельствует ситуация сегодняшнего дня.
Тарифы РЖД на грузовыеперевозки с 1 июля 2009г. индексированы на 5,7%. Напомним, с 1 января тарифыуже были повышены на 5%.
С учетом предполагаемойиндексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на 5,7% с 1 июля этогогода чистый убыток компании по итогам 2009 г. оценивается в размере около 100 млрд.рублей. ОАО «РЖД» заявляло, что для выхода компании на безубыточныйуровень требуется провести дополнительную индексацию тарифов на грузовыеперевозки в размере 7,6% или выделить дополнительную субсидию в размере 29,6 млрд.рублей.
«Тарифы могутвнепланово вырасти на десятки процентов. Возможное повышение цен обусловлено нетолько высокой стоимостью топлива, инфляцией и общекризисными издержками, атакже тем, что РЖД может понести существенные убытки по причине некорректнойфинансовой деятельности некоторых своих контрагентов. Вполне возможно, чтосредства РЖД без ведома высшего руководства размещались рискованнымиспособами», — отметил источник.
Информация, что у РЖДдела идут плохо именно из-за некорректного управления ресурсами — в СМИпросачивается регулярно. Однако пока что это никаким образом не касалось«священной коровы»: социальной роли желдора. Но слухи о том, чтогрядет ощутимое — до 40% — подорожание билетов заставляют волноватьсяэкспертов. Отстроенные турникеты могут не выдержать напора народных масс иуродливые, но ржавые заборы, которым желдор ограждает платформы отбезбилетников — дадут трещину.
Если ценовой скачок будетстоль резким, то он вызовет сильнейшее недовольство — впрочем, вполнезакономерное. По оценкам экспертов, повышение цен на 10% — 15% — вполнедостаточно и могло бы покрыть издержки Российской железной дороги, связанные синфляцией и ценами на топливо. Увы, в ведомстве Якунина, по-видимому, считаютиначе.
Повышение тарифов — практически единственный способ для РЖД избежать больших убытков. Как известно,в апреле РЖД сообщала, что по итогам 2009 г. может получить чистый убыток вразмере 49,7 млрд. рублей. Уже по итогам первого квартала 2009 г. выручка ОАО«РЖД» сократилась на 11,4% — до 230 млрд. руб., чистый убытоксоставил 26,8 млрд. рублей. Так, в январе — мае компания снизила грузоперевозкина 26% — до 473,9 млн. т по сравнению с тем же периодом 2008 года. Снижениенаблюдалось по всем направлениям, в частности, внутренние перевозки сократилисьна 30,5%, международные — на 17,6%.
При этом снижение объемовперевозок пассажиров в текущем году ожидается от 10% до 15%. Таким образом, пословам вице-президента компании Михаила Акулова, РЖД планируют перевезти около40,5 миллиона человек, что на 10% ниже уровня прошлого года. Люди отказываютсяездить на старых ржавых поездах, переплачивать за билеты.
Нехватка средствзаставляет РЖД их занимать. Сбербанк в конце мая предоставил РЖД кредит на 10,8млрд. рублей. Через неделю после этого монополия получила от Сбербанка еще 4 млрд.рублей. В июле — августе текущего года компания хочет привлечь кредит у ЕБРР на$500 млн. сроком на 10 — 15 лет. Кроме того, РЖД ведет переговоры справительством о выпуске инфраструктурных облигаций объемом до 150 млрд. рублей.
3.8 Размещение ценныхбумаг (еврооблигаций) в 2010 году
На прошлой неделе (29.03.2010г) ОАОРЖД завершило размещение дебютного выпуска еврооблигаций объемом $1,5 млрд.Выход транспортной монополии на рынок валютного долга вызвал ажиотаж средиинвесторов. Спрос на бумаги превысил предложение более чем в шесть раз, адоходность по ним оказалась ниже 5,7% годовых. Это лучший результат среди всехроссийских корпоративных заемщиков, включая «Газпром», отмечают эксперты.
В пятницу ОАО РЖД разместилодебютный выпуск семилетних еврооблигаций объемом $1,5 млрд. Организаторамиразмещения выступили инвестбанки JP Morgan, Barclays Capital и «ВТБ Капитал».Как рассказал «Ъ» руководитель управления рынков заемных капиталов «ВТБКапитала» Андрей Соловьев, всего от инвесторов поступило заявок на $10 млрд.Высокий спрос позволил увеличить объем заимствования: изначальнопредполагалось, что РЖД займет лишь $1 млрд. «Наибольший объем – 35% выпуска –выкупили инвесторы из Великобритании, на континентальную Европу пришлось 25%выпуска, на Азию и США – по 12%»,– пояснил господин Соловьев. Еще 15% выпускавыкупили инвесторы из России и других стран, пишет «Коммерсантъ». Высокий спросна еврооблигации РЖД позволил компании дважды понижать ориентир доходности. Врезультате ставка купона по размещенным облигациям составила 5,739% годовых:• Вид долговых обязательств: Еврооблигации-LPN • Статус эмиссии: В обращении • Номинал, валюта: 100000, USD • Объем эмиссии: 1 500 000 000 • код ISIN: XS0499245180 • Дата окончания размещения: 26.03.2010 • Цена первичного размещения: 100 • Доходность первичного размещения: 5.739% • Ставка купона: 5.739% • Периодичность выплаты купона: 2 раз(а) в год • Дата начала начисления купонов: 03.04.2010 • Дата погашения: 03.04.2017 • Условия досрочного выкупа: Опцион-пут по цене номинала в случае, если Российская Федерация перестанет владеть или контролировать (прямо или опосредованно) не менее чем 66,67% выпущенных и находящихся в обращении голосующих акций заемщика или перестанет иметь право назначать или отстранять от должности большинство членов Совета директоров заемщика, либо если лицо или группа лиц, действующих совместно, получит возможность контролировать (прямо или опосредованно) более 25% капитала заемщика. • Агент по размещению облигаций: Ведущие организаторы: Barclays Capital, JP Morgan, ВТБ Капитал Со-организатор: Транскредитбанк • Торговая площадка, котировальный лист: Irish S.E. • Рейтинги эмиссии: (история рейтингов) Standard&Poor’s BBB Межд. шкала в ин. вал. 20.04.2010 Moody’s Investors Service Baa1 Межд. шкала в ин. вал. 01.04.2010 Fitch Ratings BBB Межд. шкала в ин. вал. 29.03.2010 • Дополнительная информация: SPV: RZD Capital Limited Спред: MS + 245 bps, UST 3.25% 3/17 + 241 bps Книга заявок — $10 млрд от 425 инвесторов Размещение было проведено по правилу RegS География размещения: Великобритания — 37%, Германия — 17%, другие страны Европы — 19%, Россия — 10%, оффшоры США — 8%, Азия — 7%, прочие — 2% Тип инвесторов: управляющие активами — 48%, банки — 25%, частные инвесторы — 13%, хедж-фонды — 10%, страховые компании и пенсионные фонды — 3%, прочие — 1% • Файлы: Prospectus • Инвестиционные банки: Организатор: Barclays Capital JP Morgan ВТБ Капитал Со-организатор: ТрансКредитБанк a) График выплат по бумаге: Дата окончания купона Ставка купона, % годовых Сумма купона, USD Погашение номинала, USD Прим. 03.10.2010 5.739 2869.5 03.04.2011 5.739 2869.5 03.10.2011 5.739 2869.5 03.04.2012 5.739 2869.5 03.10.2012 5.739 2869.5 03.04.2013 5.739 2869.5 03.10.2013 5.739 2869.5 03.04.2014 5.739 2869.5 03.10.2014 5.739 2869.5 03.04.2015 5.739 2869.5 03.10.2015 5.739 2869.5 03.04.2016 5.739 2869.5 03.10.2016 5.739 2869.5 03.04.2017 5.739 2869.5 100000
Ранее глава РЖД Владимир Якунинпредполагал, что доходность по бумагам будет на уровне еврооблигаций«Газпрома», однако доходность оказалась даже ниже. В пятницу аналогичные попараметрам РЖД еврооблигации «Газпрома» (18-й выпуск) торговались с доходностью6,04%. При этом после окончания размещения инвесторы, чьи заявки былиудовлетворены не полностью, начали скупать бумаги РЖД на внебиржевом рынке, врезультате чего к концу дня доходность еврооблигаций снизилась до 5,58%. Первыйдень расчетов с бумагами – 1 апреля. Аналитик «Ренессанс Капитала» НиколайПодгузов отмечает, что размещение РЖД можно назвать самым успешным среди российскихкорпоративных заемщиков. Последние размещения еврооблигаций российскихквазисуверенных эмитентов проходили по более высоким ставкам, чем у РЖД. Так, вконце февраля ВТБ разместил пятилетние еврооблигации в объеме $1,25 млрд. поставке 6,465% годовых, а Россельхозбанк – трехлетние рублевые евробонды объемом30 млрд. руб. по ставке 7,5% годовых.
Ажиотажный спрос инвесторов надебютный выпуск еврооблигаций РЖД превысил ожидания организаторов выпуска,говорит исполнительный директор JP Morgan в России Альберт Сагирян. По егомнению, успех размещения обусловлен в первую очередь тем, что РЖД – этосистемообразующая компания, причем полностью принадлежащая государству иимеющая рейтинг, аналогичный суверенному. «Это размещение было уникальным хотябы потому, что РЖД еще ни разу не выпускала еврооблигации, в то время каквалютных бумаг «Газпрома» в избытке»,– отмечает аналитик «Тройки Диалог»Александр Кудрин. Накануне закрытия книги заявок в ходе телеконференции РЖДпредставители компании заявили о том, что в течение 2010-2011 годов выходкомпании с новыми бумагами на рынок внешних заимствований маловероятен.Господин Кудрин добавляет, что на российском рынке представлено не так многоотраслей и покупка облигаций РЖД – это хорошая возможность диверсифицироватьпортфель.
Впрочем, основной фактор успехаразмещения ОАО РЖД – потенциальное включение его облигаций в международныеиндексы, считают эксперты. «Основное преимущество РЖД перед «Газпромом» не вкредитном качестве, так как по кредитным характеристикам газовая монополиявыглядит несколько лучше. Главный фактор успеха заключается в том, чтоеврооблигации РЖД, скорее всего, будут включены в международные индексыоблигаций, в частности EMBI+»,– указывает господин Подгузов. Индекс EMBI+,рассчитываемый банком JP Morgan, является основным индикатором облигацийразвивающихся стран. В него включаются только суверенные бумаги и облигацииэмитентов, на 100% принадлежащих государству. Помимо суверенных российскихеврооблигаций сегодня в него входят лишь еврооблигации РСХБ. «Очень многиемеждународные инвестиционные фонды формируют свои портфели по аналогии соструктурой таких индексов. Это позволяет существенно расширить базу инвесторови добиться наилучших параметров при первичном размещении»,– говорит господин Кудрин.
Результаты размещения РЖД еще раздоказывают повышенный интерес западных инвесторов к российскому рынку валютногодолга, убеждены эксперты. «Сделка создает очень хороший фон для последующихразмещений»,– считает господин Соловьев. В первую очередь это касаетсясуверенных еврооблигаций, выпуск которых Минфин запланировал на апрель-май,объем первого транша может составить $3-5 млрд. «Итоги размещения РЖД позволяютпредположить, что размещение суверенных облигаций будет еще более агрессивным,особенно если учитывать то, что эти бумаги могут быть зарегистрированы вКомиссии по ценным бумагам США, о чем уже упоминал Минфин, и тогда они могутбыть включены в еще большее количество индексов»,– говорит господин Подгузов.По его мнению, доходность по суверенным еврооблигациям может составить 4,5%годовых, а возможно, и ниже.
Выводы:
После завершения IPO, с выходом акций на вторичный рынокпоявляется возможность оценить, насколько успешным оно оказалось. Для эмитентаочевидным признаком успеха является тот интерес, который акции вызвали уинвесторов – объем спроса, зафиксированный в книге андеррайтера.
На рынке ценных бумаг в условиях недавно прошедшегопик кризиса, наблюдалась негативная тенденция к обесцениванию акций. При этомобесценивание ценных бумаг коснулось всех эмитентов, невзирая на их объёмы.Аналитики рынка ценных бумаг называли несколько основных причин негативноговлияния кризиса на данный финансовый инструмент. Во-первых, нежеланиеинвесторов вкладывать деньги в дешёвые акции, боясь не получить желаемуюприбыль от операции. Во-вторых, тотальное избавление держателей ценных бумаг отданных активов, что связанно с боязнью большего падения стоимости акций.В-третьих, низкий спрос и высочайший уровень предложений на рынке ценных бумаги являлись основной причиной рецессии всего рынка и уменьшения стоимости данныхактивов. Но аналитики отмечали одно, но весьма весомое преимущество последствийфинансового кризиса для рынка ценных бумаг – это возможность дёшево приобрестиактивы (ценные бумаги) весьма перспективных компаний. Ведь кризис рано илипоздно закончится, и тогда цена на данные активы возрастёт в несколько или дажев несколько десятков раз. Говоря другими словами, кризис даёт шанс выгодновложить деньги. Действительно, рынок ценных бумаг оживился.
Как видим, результатыразмещения ОАО «РЖД» еврооблигаций еще раз доказывают повышенный интересзападных инвесторов к российскому рынку валютного долга, убеждены эксперты. Впервую очередь это касается суверенных еврооблигаций, выпуск которых Минфинзапланировал на апрель-май, объем первого транша может составить $3-5 млрд.«Итоги размещения РЖД позволяют предположить, что размещение суверенныхоблигаций будет еще более агрессивным, особенно если учитывать то, что этибумаги могут быть зарегистрированы в Комиссии по ценным бумагам США, о чем ужеупоминал Минфин, и тогда они могут быть включены в еще большее количествоиндексов.
Литература
1. Ю. Бригхем, Л. Гапенски «Финансовыйменеджмент», С-П, 2004г
2. Я.М. Миркин «Ценные бумаги и фондовыйрынок», М, 1995г
3. Ж-л «Эксперт- Урал», 2008г
4. НЭП, 08, 2010г. Ежедневныеэкономические вести
5. Г-та «Корпоративные стратегии», 2008г
6. Интернет сайты:
uecs.mcnip.ru/
www.micex.ru/