Рассмотрение основ и выделение особенностей социальной политики государства в интересах детей

Содержание
Введение
Глава IГосударственная социальная политика в интересах детей
1.1Социальная политика: сущность, направления
1.2 Реализациясоциальной политики в Российской федерации в интересах детей.
Глава II Особенности социальной политики в интересах детей нарегиональном уровне
2.1 Социальнаязащита семьи и детей
2.2Государственная социальная политика в интересах детей на региональном уровне(Забайкальский край)
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложение

Введение
Глобальные преобразования в России в конце XX –начале XXI веков привели к серьезному обострениюсоциально-экономических проблем, к усилению социальной дифференциации,изоляции, исключению (эксклюзии) или ограничению доступа социально незащищенныхгрупп населения к полноправному участию в реальной общественной жизни. Дети, всилу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического,умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались и будутнуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти иместного самоуправления — в социальной помощи, содействии. Поэтому содержаниедетей, удовлетворение их разумных потребностей защита от невзгод и опасностейвсегда были и остаются естественной потребностью и обязанностью человека,общности людей человеческого общества, государства. Возникнув в качествемощного инстинкта продолжения человеческого рода, элементарные составляющиезаботы о детях постепенно развиваются, обогащаются, совершенствуются искладываются в многоплановую, многоуровневую, многоаспектную систему социальнойзащиты детства. Сегодня в России насчитывается около 30 миллионов детей, и практическивсе они в разной степени, в разных аспектах нуждаются в социальной защите.Обусловливается это многими факторами. Ежегодно численность населения Россиисокращается на 600-800 тысяч человек, в значительной степени — за счетпревышения смертности над рождаемостью населения. Расходы на рождениесодержание, обучение и воспитание детей все более превышают материальныевозможности родителей и все больше влияют на планирование семьи [8, с. 121].
600 тысяч российских детей — сироты. Из них 90 процентов— социальные сироты, то есть дети, лишенные родительского попечения при живыхродителях. Ежегодно более 30 тысяч родителей решением судов лишаютсяродительских прав. Другие отказываются от своих детей, подкидывают их илипросто бросают на произвол судьбы.
Многие дети живут, и воспитывается в неблагополучныхсемьях — у родителей, которые ведут асоциальный образ жизни: пьянствуют,воруют, не работают, бродяжничают и т.п. Отношение родителей к детям в такихсемьях зачастую потребительское — эксплуатируется детский труд, государственнаязабота о детях и т.п., либо безразличное — к содержанию, образованию ивоспитанию детей.
Два миллиона российских детей считаются беспризорными;они не учатся и не работают. Более 800 тысяч детей считаются без вестипропавшими. Количество сирот, беспризорников и без вести пропавших могло быбыть меньше при более активной политике усыновления обделенных родительскойзаботой детей. Но в очереди на усыновление стоят более 6 тысяч российскихсемей, в то время как только во второй половине 90-х годов из России вывезены вдругие государства для усыновления 16 тысяч российских детей.
Нередки случаи жестокого обращения взрослых с детьми,попрание их прав и законных интересов, унижения достоинства детей, физическогои психического насилия над ними, что влечет за собой побеги из семей и детскихучреждений, а порой и суициды.
Дети и подростки часто вовлекаются в криминогенную сферуи организованную преступность. Примерно третья часть виновных в кражах,грабежах, изнасилованиях и убийствах — подростки. Полтора миллионанесовершеннолетних россиян содержатся в следственных изоляторах, а 21 тысяча — в колониях для несовершеннолетних.
К числу промышляющих на городских улицах педагогическизапущенных детей в последние годы присоединились тысячи подростков в возрасте14-18 лет из-за ограничения приема в 9-11-е классы. На рынке труда онинеконкурентоспособны. Более половины из них хотели бы получить профессиональныезнания и навыки, позволяющие достойно содержать себя и будущую семью, новероятность получения таких знаний и навыков бесплатно весьма проблематична [5,с. 6].
Объект исследования: Государственная социальная политика.
Предметисследования: особенности социальная политика государства в интересах детей.
Целью работы является рассмотрение основ и выделение особенностейсоциальной политики государства в интересах детей.
Исходя из цели,объекта, предмета были определены следующие задачи исследования:
1. Изучит социологическую литературу по проблеме исследования;
2. Определить основные понятия социальной политики государства в интересахдетей;
3. Изучить сущность, содержание и значение социальной защиты детей вРоссии;
4. Выявить основные направления социальной защиты семьи и детей;
5. Определить приоритетные направления государственной социальной политикив интересах детей в Забайкальском крае.
В работеиспользовались следующие методы исследования:
1. Анализ методической, социологической, психолого-педагогической и другойлитературы;
2. Метод  наблюдения;
3. Обобщение.

Глава I Государственная социальная политика винтересах детей
1.1 Социальная политика: сущность, направления
Понятие социальной политикиотносится к числу таких категорий, которые широкоиспользуются в практике государственного строительства, употребляются вофициальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметомдостаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание уразличных исследователей значительно отличаются.
Это обусловлено тем, что социальная политикаявляется наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшейчастью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшимобразом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующейментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит обществоперед собой в своем социальном развитии [2, с. 79].
Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политическийхарактер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп,классов и связано с использованием государственной власти.
Социальная политика – это составная часть внутренней политикигосударства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующаяотношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальныхгрупп населения [2, с. 79].
Любые социальные программы являются лишь декларацией, если не подкрепленыматериально, не обеспечены экономически. В этом смысле социальная политикавторична относительно экономики как по содержанию, так и по задачам,предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния наход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.
В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической,хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способностьудовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находитотражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем онасильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смыслнаправленности общественного развития [16, с. 49].
Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизацияинновационного творческого начала в деятельности человека как главного ицентрального элемента производительных сил общественного развития,хозяйственных успехов.
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характертребований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
· гуманизм, социальная справедливость;
· системность, непрерывность, преемственность;
· сбалансированность целей и возможностей реализации социальнойполитики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
· открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоевобщества по вопросам социальной политики – наличие «обратной связи» органовуправления с массами);
· демократизм выработки и реализации социальной политики (открытоеобсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннеевыявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
· действенный контроль общества над реализацией социальнойполитики;
· адресность мер по социальной защите населения, усилениесоциальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения [2,с. 83].
Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системефункций – относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политическойдеятельности. Важнейшими из них являются:
· выражение, защита, согласование интересов социальных групп ислоев общества, отдельных его членов;
· оптимальное разрешение общественных противоречий в социальнойсфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
· интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов,поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
· прогностическая;
· социальная защита населения;
· управление социальными процессами и др. [2, с. 80].
С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики –гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальнымразвитием общества.
В направлениях социальной политики выделяют два относительносамостоятельных блока:
а) социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения имероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, включая обеспечениепоследних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочимиместами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальнойбазы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру,создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;
б) собственно социальная политика (ее элементами являются политика вобласти социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежнаяполитика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов) [17, с.345].
Также, по мнению В. В. Колкова, на основе анализа деятельностисовременных государств можно выделить следующие структурообразующие элементысоциальной политики: социальное обеспечение, социальная помощь, социальнаязащита, социальная работа [19, с. 235]. А, В.М. Капицин, к числу ее основныхнаправлений относит: 1) здравоохранение и обязательное медицинское страхование;2) поддержку семьи, материнства, детства и отцовства; 3) жилищную политику,коммунальное, бытовое обслуживание населения; 4) поддержку престарелых иинвалидов; 5) социальное обслуживание населения; 6) охрану окружающей природнойсреды; 7) федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов,особенно беженцев и вынужденных переселенцев [19, с. 234].
Итак, смыслом социальной политики государства является поддержаниеотношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечениеусловий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, созданиесоциальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия вобщественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политикагосударства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимыхгосударством в целях регулирования условий общественного производства в целом,тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране [2, с. 35].
Однако социальная политика не может рассматриваться как исключительноэкономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своегоисследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономическихмеханизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся,прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.
Таким образом, говоря о социальной политике государства, подразумеваетсяпрежде всего действия правительства, направленные на распределение иперераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можноопределить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле,социальная политика — это одно из направлений макроэкономическогорегулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества исоздать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всехграждан страны.
Государственная социальная политика – это целенаправленная деятельностьгосударства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчениепротиворечий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальныхконфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мергосударства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных назащиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д. Посредствомгосударственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принципсоциальной справедливости, предполагающий определенную меру выравниванияположения граждан, создание системы социальных гарантий для всех слоевнаселения.
Основными принципамипроведения государственной социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации приповышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечениеполитики социального страхования, установление минимальной заработной платы;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном засчет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечениеквалификации.
Социальнаяполитика государства реализуется через механизм государственных программсоциального обеспечения и системы социальных услуг [24, с. 121].

1.2 Реализация социальной политики в Российской федерации в
интересах детей.
Сегодня в России существует огромное количество социальных проблем,возникших вследствие сложного процесса социально-исторического развития нашегогосударства, и ныне требующих безотлагательных решений. Это различного родапроблемы в области охраны труда, в области образования, здравоохранения;специфические проблемы различных категорий населения, слоев, классов; проблемыдемографического характера и т.д. Все это крайне неблагоприятно сказывается насостоянии общества в целом, каждого его отдельного члена, а значит и на уровнеразвития государства в мировом масштабе, на его положении в мире.
Поэтому, необходимо обеспечить социальную стабильность общества исоздать, на сколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всехграждан страны. Прежде всего, — это задача государства, которая должнаосуществляться различными усилиями в рамках социальной политики [10, с. 48].
Внастоящее время в нашем обществе наиболее животрепещущими являются проблемыдетей. Общеизвестен тезис о том, что отношение к детям показатель социального инравственного здоровья общества. Государство в период реформирования оказалосьне готовым гарантировать реализацию основных жизненных прав и интересов более,чем 38 миллионам детей России.
Становлениерыночных отношений, экономический кризис, возрастающая дифференциация доходов вобществе и весь спектр изменений реальной жизни привели к существенномуизменению положения детей. Процесс их адаптации к новым условиям протекает сеще большими трудностями, чем у взрослого населения. Социализация детей сегодняпроисходит в условиях смены системы ценностей, ориентации и предпочтений. Этоставит перед обществом новые, и совершенно особые, задачи «встраивания» детей врыночные структуры [17, с. 23].
Необходимостьзащиты детей обусловлена и тем, что их появление в семье приводит кзначительному росту материальных потребностей и снижению доходов. Семья невсегда в состоянии самостоятельно решить все проблемы воспитания детей.Оптимальная модель организации материальных условии обеспечения подрастающегопоколения включает два элемента: во-первых, уровень оплаты труда работника(даже минимальный) должен включать компоненту воспроизводства не только самогоработника, но и его потомства: во-вторых, в условиях существенного отклоненияструктуры семьи (многодетность или неполные семьи) государство должноосуществлять защиту детей от «анормальных» условий — жизни, обеспечивая имнеобходимые условия жизни и социализации. Государство не может, не должно неучитывать реальные возможности отдельных семей по обеспечению нормальныхусловий развития детей. Речь идет о сохранении нации и ее будущем [19, с. 23].
Вэтих условиях перспективы развития детей будут зависеть от того, насколькоуспешно будет проводиться работа по их защите и поддержке.
Целямигосударственной политики в интересах детей являются:
· осуществлениеправ детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение ихдискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, атакже восстановление их прав в случаях нарушений;
· формированиеправовых основ гарантий прав ребенка;
· содействиефизическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственномуразвитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализацииличности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащимиКонституции Российской Федерации и федеральному законодательству традицияминародов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
Государственнаяполитика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органовгосударственной власти Российской Федерации и основана на следующих принципах:
· законодательноеобеспечение прав ребенка;
· государственнаяподдержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты ихправ, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
· установлениеи соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основныхпоказателей качества жизни детей с учетом региональных различий данныхпоказателей;
· ответственностьдолжностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка,причинение ему вреда;
· государственнаяподдержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иныхорганизаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересовребенка [24, с. 78].
Государствомпроводится большая работа в данной области. С сентября 1993 г. действует иреализуется федеральная программа «Дети России», включающая к настоящемувремени 13 подпрограмм, таких как «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Планированиесемьи», «Дети Чернобыля», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних», «Развитие индустрии детского питания»,«Дети Севера» и др. С 1994 г. в РФ реализуется федеральная целевая программа«Вакцинопрофилактика», действие которой постановлением Правительства РФпродлено на период до 2005 года. За счет средств программы осуществлялосьфинансирование производства вакцины, централизованное обеспечение ею всехтерриторий России для иммунизации детского населения, транспортировка ихранение препаратов для вакцинопрофилактики; начата реконструкция предприятийпо производству иммунобиологических препаратов.
Всентябре 1995 г. вступили в действие «Основные направления государственнойсоциальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерация до 2000года (Национальный план действий в интересах детей)», определяющие приоритетныенаправления в области развития, охраны детей, укрепление правовой защиты:детей, поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей: питание детей:обеспечение воспитания, образования и развития детей; поддержка детей,находящихся в особо трудных обстоятельствах. В законодательной деятельностиРоссийской Федерации значительное место отводится решению проблемсоциально-правовой защиты детства в условиях социально-экономическихпреобразований в стране в период перехода к рыночной экономике. За это времябыло принято более 30 нормативных актов: федеральных законов, Указов Президентаи постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на защиту прави интересов детей и посвященных регулированию вопросов, касающихся личных иимущественных прав детей в семье, реализации гарантий прав детей в семье,реализации гарантий прав детей, находящихся в особо трудных условиях, на охрануздоровья детей, осуществления мер по их социальному обеспечению и образованию,по трудовым правам несовершеннолетних [4, с. 23].
Приоритетностьинтересов детей подтверждена в «Основных направлениях» государственной семейнойполитики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14.05.1996, №712.
Смарта 1996 г. вступил в силу Семейный кодекс РФ. Принят ряд нормативныхправовых актов, развивающих и конкретизирующих отдельные статьи и положенияСемейного кодекса в полном объеме.
В1996 г. был принят новый Уголовный кодекс РФ и введен в действие с 1 января1997 г. В сравнении с ранее действующим УК РСФСР в нем выделены всамостоятельный раздел «Особенности уголовной ответственности и наказаниянесовершеннолетних». В Кодекс включена новая глава (гл. 20) — «Преступленияпротив семьи и несовершеннолетних». В нее вошли нормы уголовной ответственностиза нарушение законодательства об усыновлении за злостную неуплату алиментов иновая норма — об уголовной ответственности за неисполнение обязанностей повоспитанию несовершеннолетнего родителем или лицом, его заменяющим, а равнопедагогом, работником образовательного или другого учреждения, обязаннымосуществлять за ним надзор, если это деяние соединено с жестоким обращением снесовершеннолетним [10, с. 31].
Всвязи с принятием нового УК РФ, законом от 21.12.96 г. № 160-ФЗ внесенысоответствующие изменения и дополнения в Уголовный процессуальный кодекс, вглаву «Производство по делам несовершеннолетних», а также вИсправительно-трудовой кодекс, в статьи, касающиеся режима содержаниянесовершеннолетних в воспитательных колониях [2, с. 96].
Проблема достойного обеспечения детства является важной исверхприоритетной для России, где кризис коснулся буквально каждой семьи. Детине получают достаточного питания, их нечем лечить, и нередко не в чемотправлять в школу. Поэтому выполнение Федеральной целевой программы «ДетиРоссии» — это сегодня одна из главнейших обязанностей всех органовгосударственной власти. 
Впервые, программа «Дети России» была утверждена Правительством РФ в 1993году. А в 1994 программе придан статус президентской. Это решение еще разсвидетельствовало, что в трудных условиях социально-экономического переходаобщество и его властные структуры последовательно и четко осознают и в рамкахимеющихся ресурсов проводят линию на приоритетную поддержку детства, защитуправ и жизненно важных интересов детей. Поскольку решение стратегических задачулучшения положения детей носит долговременный характер, действие программы«Дети России» со времени первого ее утверждения (1993) несколько разпродлевалось [4, с. 35].
Так, в 1993г. первоначально в программу входило только 5 федеральныхцелевых программ: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера». «Планированиесемьи», «Дети Чернобыля. В 1994г. в программу включена федеральная целеваяпрограмма «Развитие индустрии детского питания». В 1995г. Указом ПрезидентаРоссийской Федерации Правительству поручено включить в состав президентскойпрограммы «Дети России» федеральные целевые программы «Одаренные дети»,«Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденныхпереселенцев», которые и реализуются в составе президентской программы с 1996г.
В 1996г. в состав программы также были включены федеральные целевыепрограммы «Безопасное материнство» и «Развитие Всероссийских детских центров«Орленок» и «Океан» в 1996 — 2000 г.г.», «Развитие социального обслуживаниясемьи и детей» и «Профилактика безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних [4, с. 36].
Основной целью президентской программы «Дети России» является созданиеблагоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей, обеспечение ихсоциальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ, втом числе от последствий межнациональных конфликтов и экологических бедствий.
В ряду приоритетов программы:
— обеспечение безопасного материнства и охрана здоровья детей, в томчисле проживающих в крайне неблагоприятных природно-климатических иэкологических условиях, а также новорожденных детей;
— профилактика врожденной инвалидности детей и меры по медико-социальнойреабилитации детей-инвалидов, интеграции их в общество;
— обеспечение физиологических потребностей детей раннего возраста в специальныхи лечебных продуктах питания;
— охрана репродуктивного здоровья, рождение только желанных и здоровыхдетей;
— улучшение условий обучения и развития детей, в том числе с недостаткамив развитии, проживающих в отдаленных районах Севера, в зоне Чернобыльскойкатастрофы, создание благоприятных условий для развития одаренных детей
— предупреждение социального сиротства, развитие механизмов, позволяющихобеспечить воспитание детей-сирот в семейных условиях, совершенствованиепроцесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— создание условий для нормального физического, психологического,образовательного и культурного развития детей из семей беженцев и вынужденныхпереселенцев;
— развитие и оптимизация сети учреждений, предоставляющих разнообразныесоциальные услуги семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
— формирование основ комплексного решения проблем профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации;уменьшение масштабов беспризорности детей и создание механизмов возвращенияэтих детей в общество [4, с. 54].
Одним из основных направлений программы является создание исовершенствование нормативно-правовой базы профилактики безнадзорности: ФЗ «Обосновах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихв Российской Федерации»; ФЗ «Об основах деятельности комиссий по деламнесовершеннолетних, защите их прав», который в установленном порядке направленна рассмотрение в субъекты Российской Федерации; «О медико-социальнойреабилитации хронических наркоманов и алкоголиков»; Правительством РоссийскойФедерации утверждено типовое положение об образовательном учреждении — центрепсихолого-педагогической и медико-социальной помощи детям.
Подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации: Концепциягосударственной системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних в современных условиях; рекомендации по повышениюэффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних; проект докладаПравительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации о принятиимер по решению проблем детской безнадзорности [2, с. 41].
Все вышесказанное свидетельствует о сохранении в ближайшей перспективеактуальности президентской программы «Дети России», эффективности решениястоящих проблем на программно-целевой основе.
Таким образом, в результате реализации программы удалось в сложныхсоциально-экономических условиях не только смягчить переход к рынку длянаиболее уязвимых групп детей, но и создать новые, адекватные рыночнойэкономике и демократическому общественному устройству механизмы защиты правдетей, закрепить их законодательно и приступить к созданию новых социальныхтехнологий в защите прав детей, в том числе наиболее социально уязвимых группдетей, на жизнь и развитие, сформировать необходимую для их обеспечения сетьспециальных учреждений, прежде всего учреждений социального обслуживания семьии детей.
В РФ существует Среднесрочная программа социально-экономического развитияРоссийской Федерации определяет ключевые направления деятельности ПравительстваРоссийской Федерации на 2006-2008 годы, обеспечивающие достижениестратегических целей развития страны: повышение благосостояния населения иуменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста, втом числе и обеспечение воспитания, образования и развития подрастающегопоколения.
Важной стороной этой программы является необходимость реформированиясистемы образования, начиная с дошкольного, заканчивая высшим и послевузовскимпрофессиональным образованием, путем усовершенствования образовательныхпрограмм и стандартов.
В последнее десятилетие состояние здоровья населения России заметноухудшилось. Высокими по сравнению со среднеевропейскими показателями остаются уровниматеринской, младенческой и детской смертности. Только треть детей в возрастедо 18 лет здоровы. Среднесрочная программа предусматривает разработать меры,направленные на повышение качества оказания медицинской помощи подрастающемупоколению.
Фонд поддержки детей, находящихся в труднойжизненной ситуации, создан по инициативе Владимира Путина. Соответствующий Указподписан 26 марта 2008 года.
Учредителем Фонда выступило Министерствоздравоохранения и социального развития Российской Федерации. Основная цельдеятельности Фонда – поддержка социальных программ и проектов, направленных нарешение проблем детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Приоритетныенаправления деятельности Фонда на 2008-2010 годы:
• профилактика семейного неблагополучия и социальногосиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейнойсреды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей;
• социальная поддержка семей сдетьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей вусловиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельнойжизни и интеграции в общество;
• социальная реабилитация детей, находящихся вконфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления, осужденных засовершенные преступления, в том числе условно осужденных, закончивших отбыватьнаказание), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступностинесовершеннолетних, в том числе рецидивной.
Особенности Фонда:
• содействие развитию межведомственнойкоординации решения проблем детского неблагополучия как на федеральном уровне,так и на уровне субъектов Российской Федерации, выработка успешных моделейпостроения такой работы на местном;
• выявление, распространение и поддержка лучшихпрактик работы;
• продвижение программно-целевого подхода врешении задач по улучшению положения детей;
• целенаправленное содействие инфраструктурнымизменениям, необходимым для сокращения распространенности детскогонеблагополучия;
• содействие сокращению разрыва междутерриториями в организации социальной работы с детьми, находящимися в труднойжизненной ситуации;
• поддержка профессиональных сообществспециалистов, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Основной принципдеятельности Фонда — софинансирование программ субъектов Российской Федерации,а также программ муниципальных образований и некоммерческих организаций понаправлениям работы Фонда.
Итак, реализация различного рода социальных программ является одним из важнейшихмеханизмов достижения целей социально политики государства, в приоритетахкоторой, безусловно и прежде всего, должны стоять социальная справедливость вобществе, социальная защищенность всех граждан, принцип всеобщегоблагосостояния [1, с. 78].

Глава II Особенности социальной политики винтересах детей на
региональном уровне
2.1 Социальная защита семьи и детей
Социальнаязащита семьи и детей, как одна из основных задач, направленных на защиту детей,сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами,происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статусасложившихся ранее социальных категорий населения. Сегодня семьи, имеющие детей,как правило, находятся на самой низкой ступени по уровню реальных доходов,принадлежат к бедным слоям общества [1, с. 121].
Формированиесети учреждений социального обслуживания семьи и детей началось в 1993-1994годах в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г.№ 543 «О мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания,защиты и развития детей в 90 годы», в котором органам исполнительной властисубъектов Российской Федерации рекомендовалось «содействовать созданию иукреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семьеи детям».
Такимиучреждениями нового типа стали центры социальной помощи семье и детям, центрыпсихолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологическойпомощи по телефону, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних,социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся безпопечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков сограниченными возможностями. В других учреждениях социального обслуживаниянаселения открываются отделения по работе с семьей и детьми.
На1 января 2005 года количество учреждений социального обслуживания семьи идетей, действующих в ведении органов социальной защиты населения 89 субъектовРоссийской Федерации, по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 142 исоставило 3371. По информации органов социальной защиты населения субъектовРоссийской Федерации в ближайшей перспективе планируется создание свыше 300учреждений социального обслуживания семьи и детей различного типа.
Учреждениямисоциального обслуживания семьи и детей предоставляются различные виды услуг:социально-педагогические, социально-медицинские, социально-бытовые,социально-экономические, социально-психологические, социально-правовые. Работасоциальных служб в числе прочего направлена на профилактику безнадзорностидетей и подростков, социальную реабилитацию несовершеннолетних, восстановлениеих связей с семьей.
Анализпоказателей жизнеустройства детей и подростков, находившихся в течение прошлогогода в приютах и стационарных отделениях для несовершеннолетних и в другихучреждениях социального обслуживания населения, показал следующее.
Численностьдетей, направленных на усыновление, под опеку, на попечение в 2004 году,составила 5669 человек; 97618 детей и подростков вернулись в родные семьи. Вгосударственные интернатные учреждения определено 23614 детей (на 28,4% больше,чем в 2003 году). При этом более 102 тыс. детей находились в учреждениях,имеющих стационарные отделения, до 3 месяцев, свыше 30 тыс. детей – до 6месяцев, более 24 тыс. несовершеннолетних – от 6 месяцев до 1 года.
В2004 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили3,3 млн. семей (в 2003 году – 2,9 млн.), в том числе:
·  1540,1тыс. малообеспеченных семей;
·  874,1тыс. неполных семей;
·  436,1тыс. многодетных семьи;
·  401,05тыс. семей с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
·  9,6тыс. семей беженцев и вынужденных переселенцев и др.
На социальном патронаже по состоянию на начало 2004 года находилось более532 тыс. семей.
В числе учреждений социального обслуживания семьи и детей:
·  550социальный приют для детей и подростков;
·  582центров социальной помощи семье и детям;
·  689социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
·  322реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями и др.В приложении приводим статистику численностиобслуженных клиентов в учреждениях социального обслуживания семьи и детей вучреждениях социального обслуживания семьи и детей с 1995 по 2004 год.
Анализсистемы пособий, льгот и компенсационных выплат семье позволяет констатировать,что их роль в уровне материального благосостояния, уровне социальной иэкономической эффективности защиты семьи невелика. Уровень жизнималообеспеченных семей с детьми не претерпевает качественных изменений,несмотря на то, что в доходах этих семей пособия на детей составляютзначительную долю. В высокодоходных группах семей тем более эти пособия ильготы не играют никакой роли в определении уровня их жизни. Это подтверждаеттезис о том, что в сложившихся в переходный период условиях жизни проблемасоциальной защиты семей приобретает принципиально важное значение [8, с. 87].
Формысоциальной помощи, кроме традиционно сложившихся, обусловлены поддержаниемнеобходимого уровня обеспеченности семей жизненно важными продуктами питания,одеждой, обувью, необходимыми услугами: включая недостающие средства на покупкужилья, получение образования, детского отдыха, спорта, здоровья. Роль этих формсоциальной помощи семье с детьми по мере становления рыночной экономики встране, развития рынка жилья, страховой медицины и платных услугздравоохранения, а также коммерциализации образования, будет возрастать [16, с.27].
Сегоднясемье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства — не разовая,а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализациягосударственной семейной политики, в том числе система организациитерриториальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям, что вцелом составляет социальное обслуживание семьи [3, с. 41].
Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является впервую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего одинтрудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить напособие по безработице либо на детские пособия). Доход от алиментов, если детиимеют на них право и получают их, как; правило, покрывает не более половиныстоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всемнеполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чемсоциально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере имежличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.
Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственнойнеполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей.Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми,нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать,одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь недопустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми изблагополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-засверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания.Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распадесемьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случаеблагоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большаясложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентациидетей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения,руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередьродители.
Недавностала распространенной новая категория неполных семей — неполные расширенныесемьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальнойкатастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме,лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынуждаетпоколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание [4, с. 102].
Многодетные семьи в настоящее время устойчиво составляют весьманезначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетностьявляется не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождениеребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силусостояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности). Многодетныесемьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную смногодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками изпреобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, имприсущи неадекватные представления о собственной значимости, что можетотрицательно сказаться на всей их последующей судьбе.
Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванныераспадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на трудеинвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Инвалидывообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности. Внедрению программ,направленных на приспособление общества к потребностям и возможностяминвалидов, препятствуют недостаток средств и организационные трудности.
Семьи,воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные синвалидностью (малообеспеченность, ограничения жизнедеятельности и т.д.), нозачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами,отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией вспециализированный интернат. Подобное решение, разумеется, заслуживаетодобрения, но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайновелики: учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, покаочень мало; уход за ребенком — инвалидом с детства нередко не совместим сдругой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает вынуждена оставитьработу или перейти на другую работу, более свободную по графику, расположеннуюближе к дому, но нижеоплачиваемую [4, с. 102].
Полнаямалодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейногонеблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждатьсяв помощи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработицавлияют как на материальное положение, так и на социально-психологическоесамочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социальногостатуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мираотрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести касоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой моментсемье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ейсохранить стабильность — в противном случае семья может перейти в категориюнеблагополучных [4, с. 102].
Однойиз социальных проблем нашего общества является проблема жестокости. Формыжестокого обращения не сводятся к физическому насилию — это любоенасильственное посягательство на личность члена семьи, на его правораспоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями — например, запрет общаться с друзьями или соседями, воспрепятствованиевнедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации,насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты ипсихологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членамисемьи, их психосоматическое здоровье [1, с. 122].
Физическоеи сексуальное насилие в семье наиболее опасно для личности, ее здоровья ижизни. Физическим насилием считаются побои, попытки удушения, нанесениеранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также умышленное использованиеотравляющих или прихотропных веществ и т.д. Нередко для принуждения детей кразвратным действиям используется и физическое насилие. Однако порой эмоциональноотверженные и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсыдля «подкупа» взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту. Подобноеспецифическое сексуализированное поведение с трудом поддается коррекции [4, с.102].
Защитадетей от жестокого обращения в семье — одна из важнейших задач социальногоработника. Порой дети, подвергаемые жестокому обращению, запуганы или не всостоянии рассказать о том, что с ними происходит, в силу непонимания,малолетства, интеллектуально-психических ограничений или по иным объективнымпричинам. Как правило, такой вид поведения скрыт от глаз окружающих. Проявлениежестокости по отношению к детям, некорригируемое поведение взрослых могутслужить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав илиуголовного преследования виновного в жестоком обращении [4, с. 102].
Работас «трудными» детьми и подростками предусматривает диагностику семейной ишкольной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязательныйанализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса. Наоснове полученных данных составляется программа работы с семьей ребенка,разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятнуюсоциальную сеть. Такая программа выполняется командой специалистов, включающейсоциального работника, социального педагога, психолога, иногда юриста, свозможным привлечением правоохранительных органов, культурных и спортивныхцентров. В ходе такой работы параллельно проводятся социально-психологическоеконсультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивныхвидов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях;социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать инаучиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, впервую очередь с образовательной системой; педагогическое консультирование, атакже педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьныхтрудностей ребенка (детей) [3, с. 87].
Таким образом,социальная работа с семьей и технологии коррекции семейных взаимоотношениймногочисленны; выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальнойситуации, включая характерологические черты семей, так и личностными качествамисамого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями [19, с.102].
2.2 Государственная социальная политика в интересах детей на
региональном уровне (Забайкальский край)
Читинская региональная общественная организация«Читинский правозащитный центр» создана 30 июля 2004 года. Деятельностьорганизации является гласной, а информация о ее деятельности открытой.
Целями Читинского правозащитного центраявляются:
— оказание правовой помощи жителям Читинскойобласти, чьи права нарушены сотрудниками правоохранительных органов и иныхгосударственных структур;
— содействие повышению правового сознаниянаселения Читинской области;
— реализация информационных и просветительскихпрограмм на правовую тематику;
— осуществление общественного контроля задеятельностью правоохранительных органов и иных госструктур, призванныхнеукоснительно соблюдать права человека;
Основным принципом работы Читинскогоправозащитного центра является принцип открытости.
Читинский правозащитный центр оказываетправовую и информационную поддержку в деле восстановления прав граждан иорганизаций, нарушенных правоохранительными органами.
Содействует правоохранительным органам впредупреждении и пресечении нарушений прав и свобод человека.
Важным направлением деятельности Центраявляется развитие и сотрудничество с другими региональными правозащитнымиорганизациями.  Центр занимается просветительской и аналитическойдеятельностью, способствует продвижению международных стандартов прав и свободчеловека в Читинской области, а также содействует эффективному использованию нанациональном уровне международных механизмов защиты прав и свобод человека.
В Законе Забайкальского края от 17.02.2009 №125-ЗЗК «Устав Забайкальскогокрая» (принят Законодательным Собранием Забайкальского края от 11.02.2009 вглаве 13 «Социальная политика» в статьях 91, 92, 93 указывается, что в краеосуществляются меры по обеспечению защиты семьи и детства. Органыгосударственной власти края и органы местного самоуправления способствуютукреплению семьи и выполнению ею воспитательных задач, осуществляя меры поохране нравственности, здоровья детей, по профилактической работе снеблагополучными семьями, профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних.В Забайкальском крае гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного,начального общего, основного общего, среднего (полного) и начальногопрофессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатностьсреднего профессионального, высшего профессионального и послевузовскогопрофессионального образования в государственных и муниципальных образовательныхучреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, еслиобразование данного уровня гражданин получает впервые. Органами государственнойвласти края обеспечивается предоставление:
1) общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основногообщего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательнымпрограммам в общеобразовательных учреждениях, находящихся в соответствии сфедеральным законом в ведении Забайкальского края;
2) дополнительного образования детям в учреждениях региональногозначения.
ПравительствоЗабайкальского края выступило против жестокого обращения с детьми, а такжеприняло проект краевой целевой программы «Воспитать добром!»
Краевая долгосрочная целевая Программа«Воспитать добром!» (2010-2012 годы) (утверждена постановлением ПравительстваЗабайкальского края от 22 декабря 2009 г. № 471)
В последние годы проблема жестокого обращения,насилия в семье и преступных посягательств в отношении несовершеннолетнихприобрела особую остроту и актуальность. Все чаще дети и подростки становятсяжертвами насилия не только со стороны преступников, но и родителей или лиц, ихзаменяющих. Насилие, перенесенное в детстве, является основной причинойнарушения психического и социального развития личности ребенка и влечет засобой возникновение детской безнадзорности, наркомании, преступности. Поколичеству завершенных детских суицидов Забайкальский край занимает одно изпервых мест в Сибирском федеральном округе.
Социально-экономические изменения последних летпривели к утрате семейно-нравственных традиций, разрушению традиционного укладасемьи, ослаблению ее воспитательной функции. На 01 января 2009 года вЗабайкальском крае количество несовершеннолетних составляло более 270 тыс., изних около 4 тыс. детей проживало в детских домах, 2250 детей находилось всоциально опасном положении, почти 5 тыс. несовершеннолетних воспитывалось всемейных воспитательных группах и опекунских семьях.
С 2006 года в крае действует Концепция base.garant.ru/19907632.htm- 1000государственной семейной политики, которая отражает современные подходы крешению вопросов социальной защиты и социальной помощи, охраны здоровья, образованияи досуга семей и детей. Ее приоритетными направлениями являются повышение ролисемейного воспитания, развитие института приемной семьи. Ежегодно в краепроводятся слеты опекунских семей, семейных воспитательных групп, которыенаправлены на привлечение внимания общественности к вопросам обеспечения защитыправ и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Закон Забайкальского края «О защитенравственности и здоровья детей» установил меры по обеспечению здоровья,физической, интеллектуальной, нравственной и психической безопасности детей вЗабайкальском крае.
Результаты социологических исследований,проведенных в 2009 году студентами-волонтерами ЗабГГПУ, показали, что в семьях,находящихся в социально опасном положении, постоянно наблюдаются оскорбления,угрозы со стороны родителей и пренебрежение интересами и нуждами ребенка. Внастоящее время на территории края сохраняются устойчивые неблагоприятныефакторы, способствующие увеличению таких семей (разводы, лишение родительскихправ, рождение детей вне брака, ухудшение психологического климата в семьях ит.д.). Динамика количества семей в Забайкальском крае, находящихся в социальноопасном положении.
Ежегодно увеличивается количество лиц, лишенныхродительских прав в связи с невыполнением родителями обязанностей повоспитанию, обучению, содержанию детей. Динамика количества лиц в Забайкальскомкрае, лишенных судом родительских прав.
Остается высоким число зарегистрированных натерритории Забайкальского края преступлений в отношении жизни, здоровья иполовой неприкосновенности несовершеннолетних (в 2007 году — 839, в 2008 году — 1038). Динамика преступлений на территории Забайкальского края, совершенных вотношении несовершеннолетних.
Создание служб экстренного реагирования в структурегосударственных учреждений социального обслуживания, службы уполномоченного поправам ребенка, телефонов доверия позволит сократить число случаев жестокогообращения, преступных посягательств в отношении несовершеннолетних.
Одной из эффективных форм работы попрофилактике жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнихявляется создание служб сопровождения для раннего выявления семейногонеблагополучия, восстановления утраченных эмоциональных связей в семье икоррекции детско-родительских отношений.
Неисполнение или ненадлежащее исполнениеобязанностей по содержанию, воспитанию ребенка, отказ матери от ребенкаявляются проявлениями жестокого обращения в отношении детей. В государственномучреждении здравоохранения «Краевой специализированный дом ребенка № 1»дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют 79,1 % (поРоссийской Федерации — 74,5%). Анализ состояния здоровья детей, поступивших вдом ребенка, показывает: 61 % имели с рождения перинатальную патологию, 22,3 % — врожденную патологию развития, 81 % детей родились от матерей, злоупотребляющихалкоголем, курящих, ведущих аморальный образ жизни. Для созданиясоответствующих условий нервно-психического и физического развития детейнеобходимо дальнейшее развитие технологий оздоровления детей, что в своюочередь будет содействовать обретению ребенком новой семьи и сокращениюинвалидизации детей.
Причинами насилия и жестокого обращения снесовершеннолетними являются их правовая неграмотность и недостаток информациио вопросах злоупотреблений в отношении детей, возможностях разрешения ситуациис помощью профессиональных сообществ и широких кругов общественности.Необходимо проведение информационно-просветительской работы среди населения натему недопустимости насилия в отношении детей, правил безопасного поведения,ответственности родителей за воспитание детей, возможности получения помощи вслучае насилия или преступных посягательств с целью повышения уровня правовойграмотности несовершеннолетних и педагогической компетентности родителей испециалистов по проблемам жестокого обращения и насилия в отношении детей.
Поставленные проблемы могут быть решены врамках настоящей программы, которая предполагает реализацию комплексногоподхода к оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от насилия ипреступных посягательств.
Реализация программы запланирована на период с января 2010 по декабрь2012 года. Согласно точке зрения авторов программы, в последние годы дети всечаще становятся жертвами жестокого обращения и насилия со стороны взрослых.
Социально-экономические изменения последних лет привели к утратесемейно-нравственных традиций, разрушению традиционного уклада семьи,ослаблению ее воспитательной функции.
Одной из наиболее эффективных профилактических мер является созданиеслужб сопровождения для раннего выявления семейного неблагополучия, службэкстренного реагирования и телефонов доверия позволит сократить число случаевжестокого обращения.
Реализация мероприятий региональной программы «Воспитать добром!» натерритории Забайкальского края, согласно точке зрения ее авторов, позволитобеспечить защиту прав и законных интересов 300 несовершеннолетних. Поможетоказать правовую, психологическую и педагогическую помощь 280 детям, попавшим втрудную жизненную ситуацию, которая имеет связь с жестоким обращением.Планируется ежегодно оказывать экстренную психологическую помощь 480подросткам, подвергшимся насилию и провести оздоровительно-спортивныемероприятия в учреждениях социального обслуживания для 1500 несовершеннолетнихи прочее.
В рамкахреализации программы будет создана эффективная система, представляющая комплекссоциально-корректирующих, медицинских, психолого-реабилитационных механизмов,которые направлены на обеспечение благополучия несовершеннолетнего в обществе,а также реализующихся в рамках деятельности служб и учреждений различныхведомств.
Министерство социальной защиты населенияРеспублики Бурятия и Министерство социальной защиты Забайкальского края признаваясферу социальной защиты населения областью межрегионального сотрудничестваорганов государственной власти и исходя из целесообразности объединения усилийдля обеспечения эффективного решения проблем социальной защиты пожилых граждан,ветеранов, инвалидов, многодетных семей, семей с детьми-инвалидами и другихмалообеспеченных категорий населения Республики Бурятия и Забайкальского края,заключили настоящее Соглашение. В данном Соглашении в статье 4 указано:
Стороны содействуют установлению и развитиюпрямых долговременных связей между государственными бюджетными и автономнымиподведомственными учреждениями по вопросам, входящим в их компетенцию, в томчисле в области создания единого реабилитационного пространства длядетей-инвалидов между Реабилитационным центром для детей с ограниченнымивозможностями государственного учреждения социального обслуживания РеспубликиБурятия «Дом-интернат для умственно отсталых детей в г.Улан-Удэ» игосударственным учреждением социального обслуживания Забайкальского края«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями«Спасатель».
Стороны организуют информационный обмен опытомработы по установлению и выполнению государственных заданий государственнымиавтономными учреждениями социального обслуживания населения.
Также Стороны способствуют сотрудничеству междуобщественными организациями, действующими в сфере социальной защиты населения.
В декабре 2008г. состоялась Межрегиональнаянаучно-практическая конференция «Жизненные силы семьи: проблемыформирования, реабилитации и поддержки».
Участники конференцииединодушны в оценке семьи как основы общества, первичной группы по отношению кличности, первого из социальных институтов, хранящего и передающего новомупоколению традиции культуры и нравственности, что обеспечивает благополучноеразвитие государства, физическое и духовное здоровье его граждан.
Именно поэтому внастоящее время становится важным определение истоков формирования, сохраненияи воспроизводства жизненных сил семьи. В связи с этим особое значение вразвитии современной семьи приобретают те инновации, которые оптимизируютфизические, психологические силы семьи; определяют государственную семейнуюполитику; формируют активную гражданскую позицию подрастающего поколения иинтерес у позитивной социальной деятельности.
Выступления, обсуждение и дискуссия развивались вследующих направлениях:
— оптимизацияфизических, психологических, социальных сил семьи;
— воспитательныйпотенциал современной семьи и школы;
— семья какобъект социальной работы;
— основныенаправления государственной семейной политики по оптимизации жизненных силсемьи;
— этническиеособенности семейного стиля воспитания.
По мнению социологов, большинство социальных проблем современногообщества являются следствием разрушения семьи. Для преодоления этих проблемнужно восстановление идеала, ценности семьи. Было предложено принять за основу приоритетных направлений деятельностиследующие концептуальные позиции:
— семья должна стать предметомпостоянного внимания и главным объектом государственной социальной политики;
— семейная политика вгражданском обществе должна формироваться на принципе взаимодействия трехсубъектов социальной политики: 1) семьи как малой социальной группы; 2)разнообразных социальных и территориальных общностей и объединений; 3)государства;
— любые инновации в социальнойсфере – здравоохранении, образовании, торговле, быте, жилищном строительстве ит.д. должны соотноситься с последствиями их влияния на семью;
— для повышения эффективностигосударственной семейной политики должны быть усовершенствованы, с однойстороны, материально-техническое обеспечение ее реализации, а с другой –процесс подготовки специалистов в области социальной поддержки семьи;
— региональная семейная политикадолжна быть ориентирована на активизацию потенциала семьи;
— при разработке социальных программ необходимо учитывать не толькоуровень социально-экономического развития региона, но и спецификунационально-этнических традиций поддержания жизненных сил населения,социально-национальную и социально-региональную специфику организации различныхвидов и форм социальной практики;
— критерием успешного развитияэкономики края должна быть не нуждающаяся, а трудоспособная семья, котораяможет не только самостоятельно выжить, но и служить поддержкой государству иобществу, стать определяющим фактором национального возрождения России;
— деятелямкультуры, образования и общественным организациям объединить усилия в поднятииавторитета многодетной семьи, как традиционной для России.

Заключение
В данной курсовой работе мы рассмотрели особенностигосударственной социальной политики в интересах детей на региональном уровне.
 Ценностью любого современного государства,если оно, конечно, заинтересовано сохранить свой народ и заботится о егобудущем, традиционно считается семья, а главной ценностью семейной жизни –дети.
Принятие Конвенции ООН «Оправах ребенка» повлекло за собой установление для нашего государстваопределенных обязательств, в первую очередь приведение национальногозаконодательства в соответствие с положениями Конвенции. Государства –участники Конвенции несут за свои действия в отношении детей юридическуюответственность, а государства – нарушители Конвенции могут быть подвергнутымировому осуждению.
Приняв, таким образом,определенные обязательства не только перед мировым сообществом, но и переднаселением страны, Российская Федерация приступила к формированию политики вобласти защиты детства.
Вдетском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основныекачества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный иинтеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно вначальном периоде своей жизни, наиболее важные и наиболее прочные; изменить ихв последующем достаточно сложно, а в ряде случаев — практически невозможно.Успешное становление ребенка, а в последующем молодого человека как личности,определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение им своейниши, но, в конечном счете, прогресс общества, его устойчивое развитие. Однакороль детей этим не ограничивается. Их ценность для человечества, общества,семьи в том, что они — есть. Осознание и понимание этого предопределяетогромную ответственность государства в решении социально-экономических проблем,требующих максимального учета интересов детей. Именно потому так важно создатьблагоприятную среду обитания, обеспечить нормальные условия жизни для будущихграждан, для развития и социализации каждой личности и усиления роли родителей.
Президентскаяпрограмма «Дети России» ориентирована на наиболее острые проблемы в положениидетей, сложность и необходимость комплексного подхода для их решения в условияхмасштабных социально-экономических трансформаций обусловили последовательноерасширение охватываемых программой задач и направлений деятельности. При этомопределяющим являлось своевременное реагирование на развитие негативныхтенденций жизнедеятельности семьи и возникающих новых социально-значимыхпроблем положения детей, профилактическая и реабилитационная направленностьпрограмм.
Проблемадостойного обеспечения детства является важной и сверхприоритетной для России,где кризис коснулся буквально каждой семьи. Дети не получают достаточногопитания, их нечем лечить, и нередко не в чем отправлять в школу. Поэтомувыполнение Федеральной целевой программы «Дети России» — это сегодня одна изглавнейших обязанностей всех органов государственной власти. 
В Законе Забайкальского края от 17.02.2009 №125-ЗЗК «Устав Забайкальскогокрая» указывается, что в крае осуществляются меры по обеспечению защиты семьи идетства. Правительство Забайкальского края выступило против жестокого обращенияс детьми, а также приняло проект краевой целевой программы «Воспитать добром!»
С 2006 года в крае действует Концепция base.garant.ru/19907632.htm- 1000государственной семейной политики, которая отражает современные подходы крешению вопросов социальной защиты и социальной помощи, охраны здоровья,образования и досуга семей и детей. Закон Забайкальского края «О защитенравственности и здоровья детей» установил меры по обеспечению здоровья,физической, интеллектуальной, нравственной и психической безопасности детей вЗабайкальском крае.

Список использованной литературы
Нормативныедокументы
1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 ГенеральнойАссамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990г.
2. Закон Читинской области от 11.07.1996 № 56-ЗЧО«О детях — сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» (в последнейредакции Закона Читинской области от 09.11.2007 № 1021-ЗЧО).
3. Закон Забайкальского края от 16.10.2008 №57-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов игородских округов государственным полномочием по организации и осуществлениюдеятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними».
4. Закон Забайкальского края от 29.12.2008 №101-ЗЗК «О ежемесячном пособии на ребенка в Забайкальском крае» (в редакцииЗакона Забайкальского края от 18.02.2009 № 135-ЗЗК).
5. Закон Забайкальского края от 29.12.2008 №107-ЗЗК «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Забайкальском крае».
6. Закон Забайкальского края от 17.02.2009 №125-ЗЗК «Устав Забайкальского края» (принят Законодательным СобраниемЗабайкальского края от 11.02.2009)
7. Постановлении Правительства Забайкальского края от 22 декабря 2009 г.№471 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Воспитать добром!»(2010-2012 годы).
8. Постановление Правительства Забайкальского края от 28.12.2009 N 486 «Обутверждении Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи вЗабайкальском крае».
9. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантияхправ ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля1998 г., одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 г.
1. Варывдин В.А. Управление социальной защитой детства: Учебное пособие /В.А. Варывдин, И.П. Клеманович. – М.: Педагогическое общество России, 2004. — 191с.
2. Волгин, Н.А. Социальная политика / Н.А. Волгин. – М.: Академия, 2003. –272 с.
3. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками.Конспект лекций / Н.Ф. Дивицына. — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 288 с.
4. Карелова Г.Н. Президентская программа «Дети России»: проблемы реализации/ Г.Н. Карелова // Аналитический вестник ФС РФ. – 1999. — №11. – С.19-29.
5.  Клемантович И.П. Социальная защита детей в России / И.П. Клемантович. — М.: Просвещение, 1998. – 148 с.
6. Кравченко А.И. Социология / А.И. Кравченко. – М.: Наука, 2002. – 264 с.
7. Кузьмин К.В. История социальной работы / К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин. –М.: Социс, 2002. – 186 с.
8. Курбатов В.И. Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. — Ростов н/Д:Феникс, 2003. – 480 с.
9. Лазарев В.В. Комментарий к КонституцииРоссийской Федерации / Под общ. ред. В.В. Лазарева. — М.: Просвещение, 2002. —548 с.
10. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т.В.Лодкина. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
11. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Жизненныесилы семьи: проблемы формирования, реабилитации и поддержки» от 11 декабря 2008года / — Чита, ЗабГГПУ. – 2008.
12. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентовпедагогических вузов /Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд. испр. и доп. – М.:Академия, 2005. – 198 с.
13. Никитин В.А. Социальная педагогика/ Под.ред. В.А. Никитина, М.: Дашков иК, 2000. – 326 с.
14. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад 2002 г.- М.: 2002.
15. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д.Павленок. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003. – 394 с.
16. Пивоварова Н.И. Комплексная помощь семьям и детям / Н.И. Пивоварова //Социальная работа. – 2003. — №3. – С. 26-31.
17. Ралон Ш. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред.Ш. Ралон, пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. — М.: Аспект Пресс, 1997. – 128 с.
18. Савинов А.Н. Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты /А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. — М.: Академия развития, 2001. – 176 с.
19. Смирнов С.С., Исаев Н. А. Социальная политика. Новый курс // Вопросыэкономики. — 1999. — №2. – С. 21 – 29.
20. Тетерский, И. О. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – 4-е  изд./ И.В. Тетерский. – М.: Академический проект, 2004.- 496 с.
21. Фирсов М.В. Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. — М.: Владос, 2001- 438 с.
22. Ханжин Е.В. Основы социальной работы / Под ред Е.В. Ханжина – М:Академия, 2001. –144 с.
23. Холостова Е.И. Социальная работа / Е.И. Холостова. — М.: Просвещение, 2004.– 548 с.
24. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа / Е.И. Холостова.- М.: ИТК Дашков и К, 2007. – 268 с.
25. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика / Под ред. Е.И.Холостовой — М.: КАРО, 2001. – 236 с.