–PAGE_BREAK–Недостатки. 1. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов. 2. Рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды, т.к. его цель – только получить прибыль. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать ср-ва в пр-во экологически чистых товаров. 3. Рынок не создаёт стимула для пр-ва товаров и услуг общественного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт). 4. Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке, т.к. затраты велики, а эффект весьма неопределён, и может быть получен через значительный промежуток времени. 5. Рынок ориентирован не на производство социально значимых товаров, а на платежеспособный спрос. Функции гос-ва в рыночной экономике.Госсистема дополняет частную систему и способствует её развитию. Она действует через административное регулирование и налоговые стимулы. 1. Обеспечение экономики нужным количеством денег, т.к. рынок не может регулировать денежное обращение. 2. Контроль сфер общественной жизни, лежащих за пределами действий рыночного механизма – социальной сферы, гос. управление, правопорядок, обороноспособность страны, фундаментальные научные исследования, экология и т.д. 3. Контролировать отлаженность действия рыночного механизма, так называемые «болезни» рынка (монополизм, инфляцию, безработицу). Но вмешательство гос-ва в экономику не должно быть чрезмерным, это приводит к замедлению темпов экономического роста, лишению пр-ва стимулов к совершенствованию и т.д.
10.
Основные направления антимонопольной политики.
Во многих странах в XIXв. монополизм был квалифицирован как преступление, были приняты законы против монополизации рынка. Основанием для юридического преследования монополий является снижение пр-ва или повышение цен. Впервые антимонопльное законодательство появилось в США – был принят антитрестовский закон Шермана (1890 г.) Это закон в защиту промышленности и торговли от незаконных слияний и монополизации. Под действие закона попадала организация, использующая неэкономические методы борьбы.
Антимонопольное регулирование проводиться по таким направлениям:. 1. Ограничивается монополизация торговли. Монополизация – обладание рыночной долей более 60 %. 2. Запрещение слияния конкурирующих компаний. На практике это нередкое явление. 3. Запрещение установления монопольных цен. 4. Меры по сохранению и поддержанию конкуренции в её цивилизованных формах.
Антимонопольные меры в России: «Закон о конкуренции и ограничении монополий на рынках (1991 г.), предусмотрены меры против образования крупных компаний. Создан Госкомитет по антимонопольной политике. В 2001 г. рассмотрено более 1700 дел. Новый закон (2002 г.) внёс ряд улучшений. Дано понятие монопольно-высокой цены (устанавливается доминирующим на товарном рынке субъектом). Ограничение конкуренции признаётся злоупотреблением. Понятие недобросовестной конкуренции – любые направленные на приобретение прибыли действия фирмы, противоречащие действительному законодательству, которые могут причинить убытки. Проявляется в нашей стране в необоснованно завышенных ценах и широкой фальсификации товара.
11.
Эластичность спроса.
Каждое предприятие, планируя структуру и объём пр-ва, должно чётко себе представлять, от чего зависит спрос на его продукцию. Величина спроса зависит от многих факторов. Предприятию важно знать, как изменится спрос на его продукцию при изменении цен на товары других предприятий. Ответить на эти вопросы можно, зная эластичность. Эластичность – мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Это число, показывающее процентное изменение 1ой переменной в результате изменения другой переменной на 1 %.
Эластичность спросаот цены: насколько изменится в % величина спроса на товар при изменении его цены на 1 %. . В практике могут иметь место различные варианты ценовой эластичности спроса. Эластичный спрос – величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с эластичным спросом. Например, если цена на товар со 100 р. снизилась до 90 р., а спрос увеличился с 10 до 12 единиц, (цена на 10 %, спрос на 20 %), то это эластичный спрос. Неэластичный спрос – величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос неэластичен. Спрос с эластичностью 1 – это ситуация, при которой цена и величина спроса изменяются на одинаковое кол-во процентов.
На практике спрос может изменяться не только в результате изменения цены на этот товар, но и в результате изменения цены на другой товар. Это перекрёстная эластичность – отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному проценту изменения цены некоторого другого товара. Перекрёстная эластичность спроса связана с понятием субститутов и взаимодополняющих товаров.
12.
Положительное и отрицательное влияние внешних эффектов.
Внешние эффекты – это не учтенные в цене товаров и услуг побочные эффекты функционирования рынка, воздействующие на третьих лиц (или общество в целом), находящихся вне рыночной сделки. Они возникают, когда установленная рынком цена данного товара не отражает или реальных издержек пр-ва или его истинных достоинств с точки зрения общества. Отрицательные эффекты – это побочный эффект деятельности рыночных субъектов, не отраженный в ценах и вызывающий издержки третьих лиц. Положительный – не отраженный в ценах побочный эффект деятельности рыночных субъектов, обеспечивающий выгоды для третьих лиц .1. Отрицательные (издержками перелива) — издержки перемещаются к третьим лицам. Существуют наряду с частными издержками и Общими частными издержками (TPC) – это совокупность постоянных и переменных издержек фирмы. Общие внешние издержки (TEC) – затраты третьих лиц, связанные с устранением последствий отрицательных внешних эффектов. Общие социальные или общественные издержки (TSC) – образуются суммированием общих частных и общих внешних издержек TSC=TPC+TEC. С отрицательным внешним эффектом связаны предельные внешние издержки (MEC), возникающие с выпуском дополнительной единицы продукции. Предельные социальные изддержки (MSC) – это общая сумма дополнительных затрат, которые несет общество в результате пр-ва дополнительной единицы продукции MSC=MPC+MEC. 2. Положительные внешние эффекты называют выгодами перелива. Их наличие связано с существованием Предельной частной или индивидуальной выгоды (MPB) – выгода получаемая индивидом от потребления купленной единицы блага. Предельная внешняя выгода (MEB) – выгода от внешних эффектов третьих лиц, не являющихся ни покупателями ни продавцами. Предельная социальная выгода MSB— общая сумма дополнительных предельных частных и внешних выгод, получаемых обществом в результате увеличения пр-ва и потребления данного блага на одну единицу. В случае положительного эффекта MSB>SB. В ситуации положительных и отрицательных эффектов наблюдается потеря эффективности.
13.
Эволюция представлений о предмете экономической теории.
Экономическая теория – общественная наука. С глубокой древности развивалась экономическая мысль, одна теория сменялась другой. Уже в трудах Аристотеля и Платона содержались отдельные элементы экономических знаний. Экономия – экономия (оэкос – дом, хоз-во, номос – правило, закон). Изначально экономия – наука о домашнем хоз-ве. Аристотель в своих трудах использует термины экономия, экономика, рассматривает обмен, происхождение и сущность денег. На последующих этапах развития общества идёт становление политэкономики как науки, изучающей теоретические вопросы экономики.
Этапы развития. 1. Антуан де Монкретьен «Трактат о политической экономии» (1616 г.) ввел термин «полит. экономия», рассматривал её как свод правил хозяйственной деятельности. 2. Школа меркантелизма (сформировалась в 15-17 вв.). Представители – Томас Манн, Кольбер. Исходили из того, что источником богатства общества является торговля. Предмет исследования – отношения в области торговли. 3. Школа физеократов. Представители – Кенэ и Тюрго. Акцент исследования переносят в сферу пр-ва (ограничена сельским хоз-вом). Кенэ в «Экономических таблицах» рассматривает процесс пр-ва как непрерывно повторяющийся и возобновляющийся, т.е. как воспроизводство. Впервые обосновал необходимость соблюдения определённых пропорций в развитии пр-ва. Социальная структура общества состоит из 3х классов: производительного (сельское хоз-во), собственников (владельцы) и бесплодного (все остальные). 4. Становление классической буржуазной политэкономии (18 в.) Представители – Адам Смит, Давил Рикардо. А. Смит «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 г.) Основной объект исследования – пр-во, независимо от отраслевой особенности. Смит полагал, что каждый человек, стремясь к личному обогащению, удовлетворяет интересы общества в целом. Оснвой учения Смита был принцип свободной конкуренции. Д. Рикардо считал, что фундамент экономических отношений – закон стоимости. Капитализм – рациональная система пр-ва. 5. Теория марксизма (19 в.) Маркс, «Капитал». Разработано учение об общественных экономических формациях (первобытное, рабовладельческое, феодальное общ-во и т.д.); об элементах экономической формации – производительных силах, производственных отношениях; продолжено исследование трудовой теории стоимости А. Смита. Дан анализ эволюции форм стоимости, создана теория прибавочной стоимости. Но в той форме, в которой она сложилась в СССР, приобрела ряд негативных черт. Главной задачей была защита социалистического строя. Многие правильные экономические теории превратились в догмы, не отвечали реалиям своего времени. 6. Школа монетаризма. Мильтон Фридман, «История денежного обращения в США». Школа современной экономической мысли, акцент на изменениях в количестве денег, находящихся в обращении. Полагали, чо существует связь между темпом роста кол-ва денег и национального дохода. Инфляция – опрежения темпа роста денег темпов роста пр-ва. Деньги – главный фактор всей рыночной экономики. Для стабилизации экономики необходимо поддерживать денежную массу на уровне 3-5 % от ВНП.
Современный подход:специфика современной ЭТ – предметом анализа является рыночная экономика, в центр исследования ставится проблема эффективности, т.е. как в условиях ограниченных экономических ресурсов добиться максимальной отдачи от затрат; экономические законы, действующие в обществе. В западных странах ЭТ получила название экономикс. Предмет экономикс: (Робинс) – изучение, каким образом делают выбор в распределении редких ресурсов, чтобы производить, обменивать и потреблять товары и услуги для своих неограниченных потребностей. (Макконель и Брю, учебник «Экономикс») –исследование поведения людей в процессе производства, распределение и потребление благ в мире ограниченных ресурсов.
14.
Сущность издержек и прибыль. Экономический и бухгалтерский подход.
Любое пр-во всегда связано с вложением труда, капиталов, природных ресурсов. Стоимость их использования для пр-ва товара составляет издержки пр-ва. Их особенность в том, что все издержки измеряются и сопостовляются на основе наилучшей упущенной возможности использования затрачиваемых ресурсов. Издержки пр-ва – альтернативны. Стоимость пр-ва блага, измеряемая с точки зрения возможности заниматься другими видами деятельности, требующими тех же самых ресурсов – это альтернативная стоимость .
Виды издержек пр-ва. 1. Явные (внешние) – сумма платежей на оплату используемых факторв пр-ва, т.е. зарплата, аренда земли, затраты на основной и оборотный капитал, выплаты банкам за кредит и др. Они отражаются в денежных выплатах со счетов фирм. 2. Неявные (внутренние, вменённые) – затраты ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Они равны платежам, которые могли бы быть получены за использование ресурсов при наилучшем применении у другого производителя. Эти издержки не отражаются в бухгалтерской отчётности. Классификацию издержек также можно выполнить на основе учета мобильности факторов пр-ва: 1. Постоянные издержки (FC) – за относительно короткий срок не могут быть изменены с целью изменения обёма пр-ва. Не зависят от объёма производимой продукции. 2. Переменные издержки (VC) – быстро меняются в зависимости от изменения объёма производства (затраты на сырьё, материалы, энергию, сдельную зарплату). 3. Сумма постоянных и переменных издержек составляет общие (валовые) издержки (TC). 4.Средние издержки (ATC) – частное от деления всех издержек на кол-во произведённых фирмой единиц продукции. Закон убывающей производительности – добавление единиц переменного ресурса к фиксированной величине постоянных ресурсов неизбежно приводит к ситуации, когда каждая последующая произведённая единица начинает добавлять к валовому продукту меньше, чем предыдущая произведённая единица. 5. Предельные издержки (MC) – издержки, ведущие к увеличению выпуска продукции на 1 единицу.
Экономическая прибыль– разность между доходом и всеми издержками. Бухгалтерская прибыль – разность между доходами и явными издержками. Нормальная прибыль – уровень прибыльности, достаточный, чтобы владельцы предприятий считали выгодным продолжать заниматься этим бизнессом. Её величина тяготеет к средней обычной норме прибыльности в данном секторе экономики.
15.
Экономические объекты. Экономические блага и ресурсы.
Объектами являются экономические блага. Это средство, которое прямо или косвенно удовлетворяет потребность человека. Выделяют две группы: 1. Экономические – те, которые являются результатом хозяйственной деятельности человека. 2. Свободные или дарованные — блага созданные природой. Экономическое благо обладает полезностью (с его помощью удовлетворяются потребности людей), редкостью (оно производится в ограниченном кол-ве), ресурсоемкостью (использование факторов пр-ва и процесс их создания). С точки зрения вещественного содержания экономические блага делятся на материальные (продукты) и нематериальные (услуги, здоровье, проф мастерство и т.п.). Материальные блага бывают длительного и разового пользования. Услуги делятся на коммуникационные – транспорт, связь; распределительные – торговля, сбыт; деловые – финансовые услуги, страховые, аудита, маркетинга и т.п.; общественные – услуги органов гос власти; социальные – образование, здравоохраниние, культура и т.п… По назначению экономические блага делятся на потребительские и производственные. По характеру потребления на частные (единица может быть потреблена только одним или обменяться им по наследству) и общественные (производятся для совмествного потребления). Блага делятся на взаимозаменяемые и взаимодополняемые. Все блага делятся на нормальные (с увеличением дохода потребление их растет) и низшие (наоборот).
Ресурсы делятся на природные (земля, леса), трудовые (кол-во трудоспособного населения, которое участвует в создании благ), производственные (капитал), предпринимательские способности (способности к организации и комбинированию факторов пр-ва), информация. Все они редки, нужна экономическая эффективность. Все они взаимодополняют и замещают друг друга. Они мобильны, но степень мобильности разная. Меньше — природные, больше — трудовые.
Кругооборот ресурсов и эк благ: товары и услуги (потребляют) – домохозяйства – эк ресурсы – фирмы / товары и услуги (поставляют) – фирмы.
16.
Монополистическая конкуренция и ее признаки.
Рынок монополистической конкуренции: 1. Большое число мелких фирм (25, 50, 70 и т.д.). Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных черт, характерных для такого рынка: 1) каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, следовательно ограниченным контролем над ценами. 2) Тайный сговор об объёме пр-ва и искусственном повышении цен практически невозможен. 3) Исключает тесную взаимозависимость между ними, поэтому каждая их них проводит независимую экономическую политику. 2. Дифференциация продуктов – фирмы производят разновидности одного продукта, различные по качеству, материалу, дизайну и т.д. Отличаются условия продажи, услуги, оказываемые при продаже, послепродажное обслуживание, наличие кредита. Такой рынок предполагает, что покупатель предпочитает товар определённого вида, сорта, качества, это и есть своего рода монополия в условиях дифференциации продукции. Владельцы фирм располагают продукты вблизи от покупателя. 3. Такой рынок предполагает неценовой характер конкуренции, т.е. на основе качества продукции, товарных знаков, рекламы и т.д. 4. Относительная легкость вступления в отрасль новых фирм. Фирмы небольшие, стартовый капитал невелик. Относительность лёгкости – барьеры всё-таки существуют: более выгодное расположение торговой точки, патенты на свою продукцию.
17.
Место собственности в экономической системе. Экономические и социальные формы реализации собственности.
Основой всех производственных отношения являются отношения собственности. Характер производственных отношений определяется типом собственности. На разных этапах развития существовали разные подходы к собственности. Вначале собственность отождествлялась с юридическим, волевым отношением, рассматривалась как власть человека над вещью (Кенэ, Смит, Рикардо). Гегель в «философии и праве» рассматривал собственность как общественные отношения между людьми. Для экономической теории важен взгляд на собственность как на экономическую категорию. Марксистская школа: собственность – это присвоение благ в исторически определённых условиях. Приоритет отдается присвоению материальных благ, средств пр-ва. Присвоение благ возможно в обществе одним лицом (группой лиц) по отношению к другим лицам. Собственность – это экономические отношения, возникающие в обществе всвязи с присвоением благ. Субъект собственности – люди, вступающие в отношения между собой всвязи с присвоением благ. Объект собственности – то, по поводу чего возникают отношения между людьми. Собственность в современных условиях рассматривается ещё и с юридической точки зрения: экономические отношения между людьми всвязи с присвоением благ закрепляются государством в правовой норме (закон о частной собственности), возникают юридические отношения собственности, право пользования, владения и распоряжения собственностью.
Собственность рассматривается как «пучок прав». Согласно экономической теории не ресурс, не средство пр-ва и рабочая сила являются собственностью, а совокупность прав по использованию ресурса. Полный «пучок прав» состоит из 11 элементов: право владения, использования, управления, право на доход от использования блага, право на отчуждение, право на безопасность, право на передачу блага в наследство, на бессрочность обладания благом; запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде, право на ответственность в виде взысканий, право на остаточный характер. Здесь собственность рассматривается как реально работающий рыночный институт.
Формы реализации собственности: 1. Доходы, которые получает собственник в виде прибыли или ренты, зарплаты или процентов. 2. Система экономических интересов. 3. Конечный народно-хозяйственный результат, обеспечивающий собственность.
18.
Рынки несовершенной конкуренции: чистая монополия и монополистическая конкуренция.
Рынок монополии: 1. Фирма – единственный производитель и продавец данного товара, охватывает 100 % рынка. Фирма тождественна отрасли. 2. Продукт является уникальным, у покупателя нет альтернатив. 3. Монополия диктует цены. Фирма контролирует весь объём предложения. Монополия устанавливает уровень цены, обеспечивающий специальный доход. 4. Барьеры для вступления в отрасль новых фирм. Чистый монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. реально существуют экономические, юридические барьеры. Эти барьеры высоки и практически блокируют доступ на рынок. В ряде отраслей эффективное пр-во может быть тогда, и только тогда, когда пр-во будет достаточно крупным. Это такие отрасли, где при современном уровне технологй низкие издержки на единицу возможны только при большом объёме пр-ва. Мелкие только что пришедшие фирмы не смогут выжить на таком рынке. Вступление в отрасль может быть ограничено государством путём выдачи лицензии.
Рынок монополистической конкуренции: 1. Большое число мелких фирм (25, 50, 70 и т.д.). Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных черт, характерных для такого рынка: 1) каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, следовательно ограниченным контролем над ценами. 2) Тайный сговор об объёме пр-ва и искусственном повышении цен практически невозможен. 3) Исключает тесную взаимозависимость между ними, поэтому каждая их них проводит независимую экономическую политику. 2. Дифференциация продуктов – фирмы производят разновидности одного продукта, различные по качеству, материалу, дизайну и т.д. Отличаются условия продажи, услуги, оказываемые при продаже, послепродажное обслуживание, наличие кредита. Такой рынок предполагает, что покупатель предпочитает товар определённого вида, сорта, качества, это и есть своего рода монополия в условиях дифференциации продукции. Владельцы фирм располагают продукты вблизи от покупателя. 3. Такой рынок предполагает неценовой характер конкуренции, т.е. на основе качества продукции, товарных знаков, рекламы и т.д. 4. Относительная легкость вступления в отрасль новых фирм. Фирмы небольшие, стартовый капитал невелик. Относительность лёгкости – барьеры всё-таки существуют: более выгодное расположение торговой точки, патенты на свою продукцию.
19.
Предложение и величина предложения.
Предложением называется кол-во товаров и услуг, которые производители готовы продать по определённой цене за определённое время. Зависимость между ценой и предложением прямая: при прочих равных условиях по мере роста цен производитель предлагает большее кол-во товаров и наоборот. Предолжение отражает реакцию производителя на рост рыночной цены. Когда цена растёт, у производителя появляется стимул производить больший объём данного товара. Высокая цена стимулирует приход производителей в данную область.
Предложение также может изменяться под влиянием неценовых факторов: 1. Изменение издержек пр-ва, источников ресурса, налоговой политики. Стоимость факторов пр-ва снижается, следовательно производитель увеличивает пр-во. 2. Изменение цен на ресурсы: дороже ресурсы – меньше предложени, и наоборот. 3. Изменение цен на другие товары: если изменяются цены товаров, при пр-ве которых используются те же ресурсы, используемые в пр-ве этого товара. Перелив капитала в более выгодную отрасль. 4. Природные катастрофы, экономическая политика, войны влияют на сокращение предложения.
продолжение
–PAGE_BREAK–
20.
Спрос и предложение на рынке труда.
Развитая рыночная экономика предполагает товарный характер продуктов труда и рабочей силы. Задача – формирование и эффект использования рынка рабочей силы. На этом рынке определяется зарплата, условия труда, возможности профессионального роста, гарантия занятости. Рынок труда отражает основные тенденции занятости, её структуру, динамику безработности; множество отношений по поводу спроса и предложения рабочей силы. Отношения имеют территориальный характер, проявляют себя в рамках региона, именно там, где протекает процесс воспроизводства населения, трудовых ресурсов.
Различные экономические школы по разному трактуют рынок труда. Сторонники современной неоклассической теории рассматривают его как обычный рынок, не видят специфики, подчеркивая, что он действует на основе ценового равновесия. Спрос и предложение рабочей силы регулируется зарплатой. Инвестиции в образование и квалификацию – аналог инвестиций в машины и оборудование. Марксистская школа рассматривала рынок труда как особенный. Специфика товара рабочей сила в том, что он создаёт стоимость, а все прочие ресурсы лишь переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции. Рабочая сила как субъективный фактор пр-ва может активно влиять на спрос и предложение, на свою рыночную стоимость.
Большинство экономистов полугают, что рынок труда подчиняется законам спроса и предложения. На него влияют не только макроэкономические факторы, но и социальные. Факторы, влияющие на рынок труда: 1. Демографические факторы – уровень рождаемости в стране, половозрастная система. 2. Динамика миграционных процессов. В современных процессах в результате иммиграции растёт процент рабочих-мигрантов в рабочей силе. 3. Спрос на труд зависит от величины зарплаты: при росте зарплаты спрос на труд снижается, и наоборот.
Стоимость рабочей силы – зарплата. Под зарплатой понимают также оплату человеческого капитала (термин впервые появился у Фишера) – это тот капитал, которым располагает рабочая сила – уровень образования, профессиональной подготовки, опыт трудовой деятельности, уровень здоровья, т.е. совокупность всех производственных качеств работника. Чем выше уровень развития пр-ва, тем выше требования к работнику и зарплата. Различают номинальную и реальную зарплату. Номинальная – сумма денег, которую работник получает за свой труд. Реальная – кол-во благ, которые он может приобрести на свою зарплату. Зарплата зависит от величины номинальной зарплаты и от уровня цен (инфляции). Чем выше цена, тем ниже реальная зарплата.
21.
Экономическая система. Виды экономических систем.
Экономическая система– совокупность всех экономических процессов, которые совершаются в обществе на основе действующих преимуществ, т.е. производственных отношений и организационных форм.Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителем и потребителем благ и услуг. Элементы экономической системы: 1. Социально-эконом производственные отношения, которые сложились на основе форм собственности на эк ресурсы и результаты хозяйственной деятельности. 2.Хозяйственный механизм-способ регулирования эк деятельности на макроуровне. 3. Конкретные эконномические связи между хозяйственными субъектами. Экономическая система имеет трудовые, природные ресурсы, средства производства, науч-технич ресурсы, образовательные. В экономической системе имеется общественное разделение труда и специализация производства.
Виды экономических систем. 1. Рыночная экономика – такая форма организации хохяйства, при которой потребители и производители продукции решают свои экономиеские проблемы посредством рынка. Они сами, в основном без давления извне, принимают решения по проблемам пр-ва и реализации товаров. 2. Командно-административная система – основные экономические проблемы решаются централизованно правительством. Она предполагает: 1) Безраздельное господство госсбственности на ср-ва пр-ва, глобальную монополизацию экономики. Монополизация исключает конкуренцию в пр-ве, не способствует снижению издержек и повышению производительности. 2) Эта система предполагает жесткое централизованное руководство с помощью планирования всеми звеньями экономики, т.е. она исключает самостоятельность ппредприятий. Это исключает инициативу предприятия и поиск более эффективных решений. Эта система порождает низкую эффективность пр-ва, нерациональное использование ресурсов. Приоритет в распределении продукции принадлежит центру. Общественные интересы рассматриваются как главные, личные интересы подчиняются интересам общества, государства. Из этого следует низкий уровень оплаты труда, отсутствие материальной заинтересованности людей в результате труда. 3) Тормозила научно-технический прогресс, т.к. внедрение НТП – риск для предприятия. Не было смысла внедрять новшества, главное – выполнить план. Все недостатки проявлялись в низких темпах экономического роста (в 1980х гг. в СССР – менее 1 % в год). 3. В чистом виде ни рыночная, ни командно-административная экономика не существуют. Современная рыночная экономика является смешанной экономикой. Частная система в смешанной экономике действует через рыночный механизм, оно доминирует, но дополняет её и способствует её развитию госсистема. Она действует через административное регулирование и налоговые стимулы.
22.
Равновесие совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
Основные черты рынка совершенной конкуренции: 1. Основная черта – на рынке существует множество фирм, ни одна из них не занимает значительной доли рынка. 2. Продукция является однородной. Каждая из фирм производит и предлагает стандартизованную продукцию, поэтому при данной цене потребителю безразлично, у кого покупать продукты, т.к. на рынке продукты фрм являются аналогами. Отсутствуют условия для неценовой конкуренции. 3. Отсутствие значительного контроля отдельной фирмы над ценой товара, т.к. здесь каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объёма пр-ва, что это не оказывает влияния на цену. Отдельная фирма находится во власти рынка. 4. Свободное вступление в отрасль и выход из неё любой фирмы. Т.е. любая новая фирма имеет равные возможности производить эту продукцию наряду с существующими (с точки зрения доступа к гослицензиям, цен на ресурсы). 5. Отсутствие на рынке монополии и монопсонии, серьёзного госрегулирования.
Валовой доход – это величина продаж фирмы. Он равняется цене того, что фирма производит, умноженной на количество проданных единиц производства. Средний доход – доход на проданную единицу товара. Он равняется цене. Предельный доход – изменение валового дохода разделенное на изменение количества. Т.е., предельный доход – изменение валового дохода, являющееся результатом увеличения на единицу количества продаж. В случае совершенной конкуренции, предельный доход равняется цене и не изменяется при изменении кол-ва. Равновесие на рынке совершенной конкуренции – ситуация, когда предприятие не имеет никаких побудительных мотивов для изменения своего состояния, и любое нарушение равновесия лишь ухудшит ее положение. Равновесие фирмы в условиях, когда она выбирает оптимальный выпуск продукции, достигается, если предельный доход равен предельным издержкам… В краткосрочном периоде совершенно конкурентная фирма не всегда получает экономическую и нормальную прибыль. Она сможет работать либо с прибылью, либо с убытками, т.к. в краткосрочном периоде невозможно расширить или сократить пр-во.
23.
Теория стоимости и теория предельной полезности.
Исторически первую трактовку стоимости дали классики политэкономии Адам Смит, Давид Рикардо, развил Карл Маркс в учении о “Трудовой теории стоимости”. 1. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость, поэтому они могут приравниваться друг к другу в определённой меновой пропорции. 2. Стоимость товаров создаётся общественным трудом товаропроизводителей. Труд измеряется рабочим временем. Индивидуальное рабочее время у каждого производителя своё. Стоимость товара на рынке определяется не индивидуальными затратами труда, а общественно необходимым рабочим временем– это то время, которое требуется для пр-ва какого-либо товара при общественно нормальных условиях пр-ва и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Общественно необходимое рабочее время зависит от уровня производительности труда: чем выше производительность труда, тем меньше требуется времени на пр-во. Производительность труда – степень эффективности труда, кол-во продукции, производимой в единицу времени. Интенсивность труда – степень напряжённости труда, кол-во труда, которое человек затрачивает в единицу времени.
Австрийская школа (школа марженализма). Представители Менгер, Бен Баверг. Теория предельной полезности. Полезность – та субъективная оценка, которую даёт покупатель определённому благу с точки зрения удовлетворения личных потребностей. Ценность блага – значение потребляемой вещи для жизни человека. Сторонники этой теории считают, что если товар приобретается на рынке, эт происходит не из-за затрат труда, а потому, что данный товар для покупателей обладает полезным эффектом, имеет ценность, а ценность – понятие субъективное. Согласно теории предельной полезности, ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Трудовая стоимость – призрак, а действительная стоимость формируется лишь на рынке, и вне рынка не существует. По мере удовлетворения потребности в благе степень насыщения растёт, величина потребности падает. Каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, обладает меньшей полезностью, чем предыдущее. И существует предельный экземпляр, удовлетворяющий наименее настоятельную потребность. Полезность определённого продукта будет различной для разных людей. Определённая потребность может удовлетворяться следующими друг за другом товарами в соответствии с законом убывающей предельной полезности – это падение предельной полезности по мере приобретения потребителем единиц продукции.
Закон стоимости: пр-во и обмен товара осуществляется в соответствии с необходимыми затратами труда, т.е. стоимостью. Функции закона стоимости. 1. Стихийный регулятор пр-ва, т.е. является фактором распределения и перераспределения труда и капитала между различными отраслями пр-ва. Механизм отклонения цены от стоимости. Цена – денежное выражение стоимости. На рынке цена обычно не совпадает со стоимостью. Если цена меньше стоимости, то пр-во не выгодно, производители переводят свои капиталы в другие отрасли, в которых пр-во растёт. В отрасли, откуда уходят капиталы, пр-во сокращается, предложение падает, цена растёт, пр-во становится выгодным. 2. Способствует техническому прогрессу в обществе. Рынок функционирует на основе конкурентной борьбы. Если производитель внедряет новую технологию для сокращения издержек пр-ва, то он продает продукцию по общественно необходимым затратам, получая прибыль. Другие производители также вынуждены внедрять новшества. 3. Способствует социальной дифференциации в рыночной системе. Если не укладывается в общественные затраты – разоряется. Те, кто снижает стоимость пр-ва, обогащаются. Происходит общественное расслоение.
24.
Понятие общего, среднего и предельного продукта.
Производственная функция показывает максимальный выпуск продукции, который может произвести фирма при каждом отдельном сочетании факторов пр-ва. Это зависит от временных возможностей фирмы. Краткосрочный период – это период времени, в течение которого объем производственных мощностей отдельной фирмы и число фирм на рынке неизменны. Долгосрочный период – это период времени, достаточный для того, чтобы изменить величину ресурса и число фирм на рынке. Решения в коротком периоде – оперативные, в долгосрочном – концептуальные. Для упрощения анализа только один из ресурсов переменный, остальные неизменны. Общий продукт (ТР) – кол-во продукции, полученное от использования всего объема ресурса. Средний продукт (АР) – кол-во продукции, полученной от использования единицы фактора (АР=ТР:F). Предельный продукт (МР) – кол-во продукции, полученной от использования дополнительной единицы ресурса (МР= TP: F). Изменение этих показателей происходит в соответствии с законом убывающей отдачи – по мере увеличения вложения в пр-во какого-либо продукта одного из переменных ресурсов (при неизменности всех остальных) отдача от этого ресурса, начиная с определенного периода, падает.
25.
Товарное производство и его эволюция.
Современная рыночноая экономика – результат длительного функционирования товарного хозяйства. Товарное пр-во – это пр-во благ для продажи. Под товарным хоз-вом понимается форма ведения хоз-ва, когда продукты производятся отдельными производителями, причем каждый из них производит один продукт, поэтому для удовлетворение общественных потребностей необходима купля-продажа, в ходе чего пр-во становится товарным. Вся производимая продукция предназначена для продажи и обмена. Условия возникновения и существования. 1. Общественное разделение труда – это ограничение сферы пр-ва одного или нескольких видов продукции. Общественное разделение труда возникает на определённом этапе развитя общества (I– появление скотоводческих племён, II– появление ремесла, III– появление купцов). Товарное пр-во зародилось с появлением ремесла, т.к. ремесло порождает необходимость обмена деятельностью, человек может специализироваться на пр-ве одного продукта, если он от других получает сырьё и если он обменивает свою продукцию на продукцию других. 2. Наличие частной собственности. Только тогда, когда производитель блага становится его собственником, он обменивает свою продукцию в форме купли-продажи, пр-во обретает товарный характер.
Исторически различают простое и капиталистическое товарное пр-во. Простое – пр-во ремесленника, основанное на разделении труда, частной собственности на ср-ва пр-ва, на личном труде собственника ср-в пр-ва. Капиталистическое – высшая форма товарного пр-ва, основано на разделении труда, частной собственности, найме рабочих.
Товар – продукт, предназначенный для продажи. Он должен обладать потребительской стоимостью – это свойство товара удовлетворять какую-либо потребность покупателя; и стоимостью – это овеществлённый в товаре труд. Разные товары на рынке обмениваются в определённых пропорциях (1 ед. товара Х на 2 ед. товара Y). Эта пропорция называется меновой стоимостью – это количественное соотношение, в котором обмениваются 2 товара. В основе меновой стоимости лежат одинаковые затраты труда на пр-во 2х товаров. Меновая стоимость – внешнее проявление стоимости.
26.
Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Положительный и отрицательный эффект масштаба.
В долгосрочном временном периоде все издержки выступают как переменные. Средние издержки на единицу продукции будут разными при разных масштабах пр-ва. Положительный эффект масштаба: по мере роста размеров предприятия увеличивается возможность использования преимуществ специализации пр-ва, это ведёт к массовому выпуску продукции, что позволяет окупать внедрение более дорогостоящей техники. Крупное пр-во позволяет внедрить более современную технику, даёт больше возможностей предприятию для работы на нескольких товарных рынках. Отрицательный эффект масштаба: чрезмерное увеличение пр-ва может привести к отрицательным результатам, т.к. снижается эффективность взаимодействия между цехами.
27.
Полезность, общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.
Главным фактором потребительского выбора является полезность товара – это степень удовлетворения или исполнения запросов, которую получают люди от потребления товаров или использования услуг. То, что полезно для одного человека, для другого может быть бесполезным. Выбор зависит от альтернативы, от уровня доходов. Острота нужды в том или ином благе неодинакова. Существует иерархия потребностей. Общая полезность – это мера общего удовлетворения от потребления товаров за данный период. Предельная полезность – изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара на единицу. По мере потребления новых единиц блага полезность падает. Добавочная полезность, приносимая каждой новой единицей блага, снижается. Предельная полезность – наименьшая из всех удовлетворяемых потребностей. Закон убывающей предельной полезности: чем больше кол-во потребляемых благ, тем меньше предельная полезность каждой последующей потребляемой единицы блага.
28.
Предпринимательский доход и его составляющие.
Предприниматель берет инициативу при соединении факторов пр-ва в их наиболее оптимальном сочетании, он принимает экономические решения в ходе ведения бизнеса, в том числе нештатные, он изыскивает новые возможности хозяйственной деятельности, используя при этом свои и заемные средства, т.е. берет на себя экономический риск. Он берет на себя экономическую ответственность за возможные потери, убытки, недополучение дохода. Доход он получает в форме предпринимательского дохода, т.е. денежной реализацией экономического интереса предпринимателя. Еще одно определение предпр дохода – часть прибыли, остающейся в распоряжении у функционирующего предпринимателя после уплаты им процента за взятый в ссуду капитал. Труд предпринимателя приносит ему доход в виде нормальной прибыли, она обеспечивает доходность, безубыточность, конкурентноспособность. Нормальная прибыль – доход, который владелец фирмы может получить в наилучшем альтернативном бизнесе, это предшествующая альтернатива или вмененные, скрытые издержки и часть валовых издержек фирмы. Экономическая прибыль равняется валовому доходу за вычетом валовых издержек. Валовой доход – это величина продаж фирмы. Он равняется цене того, что фирма производит, умноженной на количество проданных единиц производства (цена Х количество). Средний доход – доход на проданную единицу товара. Он равняется цене. Предельный доход – изменение валового дохода разделенное на изменение количества. Т.е., предельный доход – изменение валового дохода, являющееся результатом увеличения на единицу количества продаж. В случае совершенной конкуренции, предельный доход равняется цене и не изменяется при изменении кол-ва.
29.
Эластичность предложения.
Каждое предприятие, планируя структуру и объём пр-ва, должно чётко себе представлять, от чего зависит спрос на его продукцию. Величина спроса зависит от многих факторов. Предприятию важно знать, как изменится спрос на его продукцию при изменении цен на товары других предприятий. Ответить на эти вопросы можно, зная эластичность. Эластичность – мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Это число, показывающее процентное изменение 1ой переменной в результате изменения другой переменной на 1 %.
Эластичность предложения по цене – это процентное изменение предложения в результате изменения цены товара на 1 %. Предложение, т.к. оно связано с изменением производственного процесса, медленне адаптируется к изменениям цены, чем спрос. Фактор времени играет важную роль в определении показателя эластичности. Различают 3 временных периода. 1. Краткосрочный – период, когда фирма не может внести изменения в объем пр-ва. Предложение неэластично. 2. Среднесрочный – период, достаточный для расширения или сокращения пр-ва на уже существующих производственных мощностях. 3. Долгосрочный – предполагает расширение или сокращение пр-ва, а также приток новых фирм в эту отрасль всвязи с увеличением спроса. Предложение эластично.
30.
Рынок земли, особенности спроса и предложения.
Земля – один из основных факторов пр-ва. Различают узкую и широкую трактовку фактора земли. Узкий смысл – собственно земельные угодья. Широкий смысл – все естественные ресурсы на данном земельном участке, т.е. все природные ресурсы, которые могут использоваться в пр-ве. Возобновлянмые природные ресурсы – по мере их расходования воспроизводятся под воздействием природных процессов или деятельности человека. Невозобновляемые – после исчерпания возобновить невозможно. Фактор земли является собственностью определённых лиц или гос-ва. Этот фактор собственник передает в пользование определённому экономическому субъекту за плату. Это земельная рента. Исходное условие для образования ренты – это аренда земли – вид землепользования, при котором собственник передаёт свой земельный участок на определённый срок другому лицу для ведения хоз-ва. Различают ренту и арендную плату. Рента – плата собственнику участка за пользование участком, т.е. это форма экономической реализации собственности на землю. Это часть арендной платы. Арендная плата кроме ренты включает в себя плату за капитальные вложения, сделанные на этом участке (здания, ирригационные сооружения и т.д.) Земельная рента бывает: 1. Дифференциальная – предполагает, что земельные участки различают по плодородию и местоположению по отношению к рынку сбыта. Равные затраты труда, приложенные к разным участкам земли, дают разный доход. На лучших участках – дополнительная прибыль. Эта прибыль – дифференциальная рента. 2. Абсолютная рента. Её получают собственники всех участков земли. Образуется в результате того, что цена на сельхозпродукцию устанавливается на уровне, которые обеспечивает не только возмещение издержек на худших землях, но и определённую прибыль.
В рыночной экономике земля является предметом купли и продажи. Но земля не создаётся трудом человека, это дар природы, следовательно она не имеет стоимости. В основе стоимости, цены земли лежит желание собственника не потерять рентный доход. Он продаёт свой участок как минимум за такую сумму, которая, будучи положена в банк, даст ему в виде % доход, равный ренте. Покупатель, прежде чем стать собственником, сравнивает ренту участка с % от денег, вложенных в банк. Цена земли – капитализированная рента, она прямопропорциональна величине ренты и обратно пропорциональна норме банковского %.
Также на цену земли оказывает влияние спрос и предложение. Предложение земли абсолютно неэластично, кол-во предлагаемой земли не может измениться от изменения цены. Решающий фактор – спрос. Современность – уменьшение предложения земли в результате урбанизации, использование земли для несельскохозяйственных нужд.
продолжение
–PAGE_BREAK–
31.
Экономические субъекты и их взаимодействие.
Экономический субъект– это субъект, выполняющий экономические функции. Простые – (чел, дом, фирмы), Комплексные – отрасли эк-ки и гос-во. Домашнее х-во получает доход, предоставляя факторы пр-ва, цель – потребление. Бизнес – цель – максимизация прибыли, увеличение масштабов пр-ва. В процессе их деятельности возникает экономическое явление. Причинно-следственные связи, возникающие между экономическими явлениями в процессе их развития, называются экономическими механизмами. Закон возвышения потребностей – экономические потребности бесконечны и не имеют предела. Потребности личные (первой необходимости и роскоши) и производственные. Форма проявления экономических потребностей – экономические интересы: личные, коллективные, общественные. Экономические стимулы – факторы, усиливающие желание получать экономическую выгоду. Конкуренция – соперничество экономических субъектов за право использования благ. Человек экономический – мах результат при minзатратах, он обладает рациональностью (полная и ограниченная) и эгоизмом (сильная, полусильная, слабая).
32.
Признаки чистой монополии. Максимизация прибыли.
Монополия («один продавец»). Признаки чистой монополии: 1. Фирма – единственный производитель и продавец данного товара, охватывает 100 % рынка. Фирма тождественна отрасли. 2. Продукт является уникальным, у покупателя нет альтернатив. 3. Монополия диктует цены. Фирма контролирует весь объём предложения. Монополия устанавливает уровень цены, обеспечивающий специальный доход. 4. Барьеры для вступления в отрасль новых фирм. Чистый монополист не имеет прямых конкурентов, т.к. реально существуют экономические, юридические барьеры. Эти барьеры высоки и практически блокируют доступ на рынок. В ряде отраслей эффективное пр-во может быть тогда, и только тогда, когда пр-во будет достаточно крупным. Это такие отрасли, где при современном уровне технологй низкие издержки на единицу возможны только при большом объёме пр-ва. Мелкие только что пришедшие фирмы не смогут выжить на таком рынке. Вступление в отрасль может быть ограничено государством путём выдачи лицензии.
Монополист, используя свой монопольное положение, может манипулировать ценой и общим объёмом пр-ва. Поэтому на первый взгляд кажется, что монополия будет устанавливать наивысшую цену, которую она может получить. Монопольная цена – цена, которая устанавливается в целях получения монопольного дохода. Механизм установления монопольной цены в том, что монополии создают зону дефицита, сокращая объём пр-ва, искусственно создают повышенный покупательский спрос и устанавливается наивысшая цена. На практике монополист стремится к максимальной совокупной прибыли – это разница между совокупным доходом и совокупными издержками. Монополист должен также учитывать динамику предельного дохода и предельных издержек. Ценовая дискриминация – фирма для получения дополнительной прибыли продаёт один и тот же товар по разным ценам на разных рынках. Условия, необходимые дя ценовой дискриминации: 1. Покупатель не должен иметь возможности перепродавать купленную продукцию. 2. Продавец должен иметь возможность разделить покупателей на группы, исхода из расчёта эластичности спроса на товар. Для неэластичного спроса – высокая цена, и наоборот. 3. Покупатели имеют разные доходы и готовы платить за один и тот же товар разную цену. За счёт дифференциации цен фирма увеличивает продажи и получает развитие пр-ва и больший доход.
В целом последствия монополизации носят отрицательный характер. 1. Ресурсы общества используются не в полном объёме, часть продукции, необходимой для общества, не производится. 2. Монополия подрывает конкуренцию, исключает возможность сопоставления эффективности пр-ва на разных предприятиях. 3. Монополия не стремится к снижению издержек пр-ва, у неё нет стимула к использованию новейших технических средств. 4. Монополя, завышая цены, усиливает неравенство доходов, снижает жизненный уровень людей.
33.
Общественные блага и их особенности.
Экономические блага делятся на частные и общественные. 1. Частные блага – каждая единица которых может быть продана по рыночной цене, и будучи потреблены одним лицом не могут быть потреблены другим. Потребители конкурируют за приобретение таких благ – это чистые частные блага. 2. Общественные блага – предоставление их одному лицу невозможно без предоставления их другим, причем без дополнительных затрат. Они делятся на: 1) Чистые общественные – потребляемые людьми коллективно, независимо от того, платят они за него или нет, оно неконкурентно в потреблении. 2) Исключаемые – не очень конкурентные, те, на которые можно назначить цену и ограничить доступ (ВУЗ). 3) Перегружаемые – могут потребляться всеми, если они имеются в достаточном кол-ве (дороги). 4) Ограниченные – не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Оптимальный Vпр-ва чистого общественного блага достигается тогда, когда предельная общественная выгода от потребления объема блага равна предельным издержкам его пр-ва MSB=MC. Если рынок не может обеспечить предложение общественных благ в соотношении с потребностью, то это делает гос-во.
34.
Рынок капиталов и его равновесие.
Капитал, являясь факторм пр-ва, также приносит определённый доход, называемый прибылью, прибавочной стоимостью или процентом. В современной экономической теории доход от капитала называют процентом. Под процентом понимают не только предпринимательский доход, но и доход от ссудного капитала. Капитал – это ценность, приносящая определённый доход. Это акции, облигации, человеческий капитал, промышленное оборудование и т.д. На рынке факторов пр-ва под капиталом понимаются производственные фонды. Капитал (Грегори Мэнкью, «Макроэкономика») – это совокупность используемого в пр-ве оборудования, зданий, сооружений и финансовые ср-ва для приобретения оборудования, зданий, сооружений. Также как и труд, капитал обладает определённой производительностью. При помощи капитала можно получить больший доход. Капитал пользуется спросом, т.к. обладает производительностью. Этот спрос предъявляет бизнесс, предприниматели. Это спрос на инвестиционные ср-ва.
Зависимость межу величиной спроса на капитал и его рентной оценкой обратная. Различие в краткосрочном и долгосрочном равновесии капитала в его предложении. Капитал не является бессрочным активом. Предложение капитала определяет то кол-во капитала, которое предлагается на рынке и зависит от периода. В краскосрочном – величина физического капитала К фиксирована. В долгосрочном может меняться. Рентная оценка капитала связана с необходимостью капиталиста: 1. Возместить затраты за износ (физический и моральный). 2. Получить доход, не меньший, чем от использования денежного эквивалента данного капитала. Общая величина рентной оценки определяется исходя из нормы амортизации и величины процентной ставки, она называется минимально приемлемой рентной оценкой. Rkmin=I(A+r), где I– инвестиции, А – норма амортизации, r– ставка процента. Минимально приемлемая рентная оценка – это тот минимальный доход, который должен получить владелец капитального актива, чтобы возместить износ и денежные затраты. Равновесие в краткосрочном периоде наступит при неизменных объемах капитальных активов, а в долгосрочном – при неизменной цене.
35.
Основные проблемы экономической организации общества. Кривая производственных (или производительных) возможностей.
Всякое пр-во требует определённых экономических ресурсов. Экономические ресурсы, или факторы пр-ва, — капитал, труд, земля, предпринимательский талант. В любом обществе они всегда ограничены. Любая страна имеет определённый технический потенциал – станочный парк, технологию, лишь определённое кол-во и качество рабочей силы, определённые природные ресурсы, определённый потенциал предпринимательской способности. Задача общества – наиболее рациональное, эффективное использование природных ресурсов. Экономика сталкивается с необходимостью выбора, альтернативного использования ресурсов. Экономика сдерживается ограниченными ресурсами. Ограниченность ресурсов означает ограниченность выпуска продукции. Общество должно определить оптимальную структуру пр-ва благ. Преимущество в одной отрасли пр-ва – сокращение в других отраслях. Эту зависимость можно выразить графиком производственных возможностей. Эта кривая производственных возможностей показывает, что, если общество будет производит 8 тыс. штук роботов, то будут использованы все имеющиеся ресурсы, а пр-во масла будет равно 0. 6 тыс. роботов – 1 тыс. тонн масла, и т.д. Таким образом все сочетания роботов и масла на кривой производственных возможностей представляют максимальное их кол-во, которое может быть получено в результате наиболее эффективного использования ресурсов. Точки, находящиеся вне кривой, недостижимы при данном кол-ве ресурсов и технологии пр-ва.
При анализе кривой исходят из определённых предположений. 1. Предполагается, что экономика функционирует в условиях полной занятости и наибольшей эффективности пр-ва. 2. Предполагается, что в обществе имеется постоянное по кол-ву и качеству число ресурсов. 3. Неизменность технологии. 4. Предполагается, что общество производит 2 продукта.
36.
Понятие краткосрочного и долгосрочного периода. Издержки фирмы в краткосрочном периоде.
Производственная функция показывает максимальный выпуск продукции, который может произвести фирма при каждом отдельном сочетании факторов пр-ва. Это зависит от временных возможностей фирмы. Краткосрочный период – это период времени, в течение которого объем производственных мощностей отдельной фирмы и число фирм на рынке неизменны. Долгосрочный период – это период времени, достаточный для того, чтобы изменить величину ресурса и число фирм на рынке. Решения в коротком периоде – оперативные, в долгосрочном – концептуальные. Виды издержек: 1. Постоянные издержки (FC) – за относительно короткий срок не могут быть изменены с целью изменения обёма пр-ва. Не зависят от объёма производимой продукции. 2. Переменные издержки (VC) – быстро меняются в зависимости от изменения объёма производства (затраты на сырьё, материалы, энергию, сдельную зарплату). 3. Сумма постоянных и переменных издержек составляет общие (валовые) издержки (TC). 4.Средние издержки (ATC) – частное от деления всех издержек на кол-во произведённых фирмой единиц продукции. 5. Предельные издержки (MC) – издержки, ведущие к увеличению выпуска продукции на 1 единицу.
37.
Экономические законы, их система и особенности действия.
Экономические законы – это сущностные устойчивые, постоянно повторяющиеся связи между экономическими явлениями или процессами. Они отличаются 2 признаками: имеют причинно-следственный характер, условны, т.к. действуют только в том случае, когда соблюдены определённые условия. Экономические законы выражают существенные, внутренние, глубинные, необходимые, повторяющиеся, причинно-следственные взаимосвязи в общественном пр-ве между процессами и явлениями, взаимодействия между людьми. Экономические законы возникают и действуют в результатете производственной деятельности людей. Экономические законы объективны (независимы от воли и сознания людей).
Различают следующие экономические законы: 1.Всеобщие – действуют во всех экономических системах (возвышающихся потребностей; общественного разделения труда; повышения производительности труда и др.) 2. Общие экономические законы – действуют при наличии общих социальноно-экономических условий (товарно-денежные отношения): а) стоимости; б) спроса и предложения; в) денеж. обращения и тд. 3. Особые ЭЗ – в тех исторических эпохах, где сохраняются условия их действия.
Экономические законы познаваемы и отражаются в системе теоретического знания и в форме законов экономической науки. Они не работают автоматически, они приводятся в действие потребностями и интересами экономических субъектов. В процессе выявления и обобщения закономерностей хозяйственной жизни экономисты выдвигают гипотезы, если она доказана, то это теория. Если на основе теорий строятся схемы их реализации, то это модели. Но они не могут использовать все сведения и базируются на допущениях. Таким образом, в результате открытия и познания экономических законов развиваются экономические теории.
38.
Олигополия и ее место в рыночной экономике.
Олигополия(«немного продавцов») – тип рынка, когда несколько фирм контролируют основную его часть. Черты олигополии: 1. Немногочисленность фирм, господствующих на рынке (3, 5 и более фирм). Важно, чтобы эти фирмы доминировали в пр-ве и сбыте продукции. 2. Ограниченность вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба, т.е. с величиной капитала, необходимого для внедрения в отрасль. Также большие расходы на рекламу, действия ведущих фирм отрасли препятствуют внедрению новых фирм. 3. Взаимозависимость господствующих в отрасли фирм. Т.к. на рынке конкурируют несколько фирм, то каждый участник олигополии следит за конкурентами и взвешивает свои действия в соответствии с этим. Олигополия существует тогда, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая должна оглядываться на осталные.
Чистая олигополия– предприятия производят однородный, стандартный продукт, идентичность определяет единую цену на него. Дифференцированная олигополия – предприятия, производящие разнообразную продукцию одного функционального назначения. Жесткая олигополия – на рынке господствуют 2-3 фирмы. Расплывчатая олигополия – 6-7 фирм делят 80 % рынка, остальные фирмы – оставшуюся часть.
Для ценообразования в условиях олигополии характерно: 1. Жесткие, негибкие цены, т.е. изменяющиеся реже, чем при монополистической конкуренции. 2. Когда олигополистические цены изменяются, все фирмы изменяют цены вместе. Наиболее простая форма тайного сговора между фирмами – картель. Это соглашение об уровне цен и о выпуске продукции, определяется единая цена между фирмами, а объём пр-ва квотируется.
39.
Капитал, его сущность и виды.
Наряду с товаром и деньгами в рыночной экономике исключительно важную роль выполняет капитал. С развитием рынка качественно меняется природа капитала. Марксистская школа: Сторонники рассматривали капитал как общественную категорию, т.е. выражающую определённые отношения между людьми. Сущность капитала – в отношениях между собственниками средств пр-ва и собственниками своей рабочей силы. В таком подходе к анализу акцент смещался на анализ классовых отношений. Вывод из природы капитализма того времени: капитализм – это эксплуататорское общество, чуждое природе человека, оно должно уйти с исторического поприща. Тогда в обществе существовало чёткое разделение на капиталистов и рабочих, существовала эксплуатация человека человеком. Капитал и капитализм как система хоз-ва возникают на определённом этапе развития хоз-ва, когда деньги превращаются в капитал (деньги сами по себе не являются капиталом). Формула денег: Т-Д-Т. Формула капитала: Д-Т-Д’. Смысл движения капитала в том, чтобы получить количественно большую сумму денег (прибавочную стоимость). Капитал – это стоимость, приносящая прибавочную стоимость, или самовырастающая стоимость.
Прирост стоимости происходит не в обращении, т.к. обмен носит эквивалентный характер, а в самих вещественных факторах этого обмена, в товаре, который владелец денег приобретает на рынке. Таким товаром, потребительская стоимость которого обладает способностью быть источником большей стоимости, является рабочая сила – это совокупность физических и духовных способностей человека, которые он использует всякий раз при изготовлении благ, т.е. это способность человека к труду. Рабочая сила становится товаром когда: 1. Её собственник, рабочий, становится юридически свободным человеком. 2. Рабочий должен быть отделён от средств пр-ва, должен быть собственником только своей рабочей силы, должен постоянно продавать её, чтобы обеспечить себе ср-ва к существованию.
Потребительская стоимость рабочей силы – в её способности создавать прибавочную стоимость. Стоимость рабочей силы: 1. Стоимость жизненных благ, необходимых для существования рабочего. 2. Стоимость жизненных благ, необходимых для семьи рабочего. 3. Расходы, связанные с приобретением и повышением квлификации. Стоимость рабочей силы постоянно растёт, т.к. растут требования к квалификации рабочего. В своей теории капитала Маркс показал, что на предприятии рабочий день делится на необходимое и прибавочное время. В необходимое время рабочий воспроизводит стоимость рабочей силы, получая зарплату. В прибавочное время он создает прибавочную стоимость, присваиваемую капиталом.
Капитал делится на постоянный и переменный. Постоянный капитал – ср-ва пр-ва, которыми капиталист снабжает рабочих (оборудование, сырьё, электроэнергия и т.д.). Эта часть капитала в процессе производства не меняет своей цены, лишь переносится на производимый продукт. Переменный капитал – стоимость рабочей силы. Рабочий не только воспроизводит стоимость своей рабочей силы, но создаёт также и прибавочную стоимость.
Сейчас нет жёсткого деления общества на капиталистов и рабочих, изменилась социальная структура общества. Увеличились уровень оплаты и уровень квалификации рабочего. Современные экономисты по иному объясняют сущность капитала. Они утверждают, что в современной рыночной экономике проблема эксплуатации отсутствует. Они полагают, что каждый фактор пр-ва вносит свой вклад, а эксплуатации человека человеком отсутствует. Сущность капитала: капитал – это всякое благо, которое используется для производства каких-то товаров. Нет деления капитала на постоянный и переменный. Капитал состоит из благ длительного пользования, созданных экономикой для пр-ва других товаров (проф. Самоэльсон, «Экономикс»).
40.
Равновесие совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
Основные черты рынка совершенной конкуренции: 1. Основная черта – на рынке существует множество фирм, ни одна из них не занимает значительной доли рынка. 2. Продукция является однородной. Каждая из фирм производит и предлагает стандартизованную продукцию, поэтому при данной цене потребителю безразлично, у кого покупать продукты, т.к. на рынке продукты фрм являются аналогами. Отсутствуют условия для неценовой конкуренции. 3. Отсутствие значительного контроля отдельной фирмы над ценой товара, т.к. здесь каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объёма пр-ва, что это не оказывает влияния на цену. Отдельная фирма находится во власти рынка. 4. Свободное вступление в отрасль и выход из неё любой фирмы. Т.е. любая новая фирма имеет равные возможности производить эту продукцию наряду с существующими (с точки зрения доступа к гослицензиям, цен на ресурсы). 5. Отсутствие на рынке монополии и монопсонии, серьёзного госрегулирования.
Долгосрочный период отличается тем, что производитель может увеличить свои возможности, и число фирм может измениться. В долгосрочном периоде решение фирмы об объёме пр-ва будет приниматься по-другому (не так, как в краткосрочном). Число издержек может увеличиться или сократиться. Равновесие на рынке будет достигнуто, когда для фирм не будет стимула для входа и выхода из отрасли.
41.
Деньги: сущность и функции. Особенности современных денег.
Деньги – одна из важнейших категорий рыночной экономики. Происхождение денег: Маркс связывает происхождение денег с развитием форм стоимости: 1. Простая, или случайная – в обмене только 2 товара, обмен носил случайный характер. Но уже здесь видна роль денег, т.к. один товар явялся эквивалентом другого товара. 2. Полная, или развёрнутая – ряд эквивалентов для обмена развёрнут, степень эквивалентности более точная. Недостаток- множество эквивалентов, возникала необходимость многократного обмена. 3. Всеобщая форма- рынок стихийно выталкивает из своей среды товар, который активно берут в обмен, появляется всеобщий эквивалент – главный продукт для данной области. Недостаток: в качестве всеобщего эквивалента выступали товары, качественно не делимые на части, эта стоимость носила локальный характер. 4. Денежная форма – легко делима на качественно равные части, в небольшом объёме содержит эквивалент большого кол-ва труда, транспортабелен, хорошо храним (золото и серебро). Деньги – это особый товар, за которым прочно закрепляется роль всеобщего эквивалента. Марксистская школа обосновала товарную природу денег: они имеют и стоимость и потребительскую стоимость.
Функции денег: 1. Мера стоимости — с их помощью измеряется стоимость различных товаров. 2. Средство обращения. Роль денег – посредник товарного обращения (Т-Д-Т). Поскольку обмен денег носит мимолётный характер, в процессе обмена монеты стираются, из реальное содержание отклоняется от номинала. Следовательно, средством обмена могут быть заместители золота. Постепенно происходит замена денег из золота и серебра на бумажные деньги. Впервые бумажные деньги были введены в Китае, в России – в середине 18 в. Бумажные деньги вне обращения не имеют никакой стоимости. 3. Средство платежа – деньги обслуживают сделки, совершённый ранее. 4. Средство накопления и сбережения сокровищ (только полноценные деньги). 5. Функция мировых денег.
За 1,5 века, прошедших с того времени, когда Маркс создавал свою теорию, рынок существенно изменился, изменилась и сущность денег. Золото престало выполнять роль денег, в качестве денег повсеместно обращаются бумажные деньги. Они не являются товаром, т.к. не имеют стоимости. Современные экономисты по другому определяют сущность денег, отрицают их товарную природу. Они считают, что: 1. Деньги – это такое благо, которое обладает абсолютной ликвидностью, следовательно, отличительная черта денег – их ликвидность. Деньги – легко реализуемое имущество. Чем более ликвидно благо, тем больше оно похоже на вещь. В абсолютно ликвидном благе это сходство достигает высшей точки. Абсолютно ликвидное имущество – имущество, издержки обмена которого на любое другое имущество равны 0. Абсолютно неликвидное имущество – имущество, которое нельзя обменять на другие блага. 2. Деньги абсолютно ликвидны, т.к. это общепризнанное средство обмена. 3. Деньги декретированы гос-вом как деньги, т.е. любой субъект рынка обязан принимать к оплате деньги. Деньги – это совокупность активов, используемых при совершении сделок. Функции денег (современные): 1. Средство обращения (Т-Д-Т). 2. Мера стоимости – деньги – единица счёта для цен и услуг. 3. Средство сбережения.
продолжение
–PAGE_BREAK–