Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена. Излишки и дефицит

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава 1: Основы функционирования рынка. 4
1.Спрос, предложение, рыночное равновесие. 4
1.1. Спрос. 4
1.2. Предложение. 7
1.3. Рыночное равновесие цен спроса и предложения. 9
2.Модели макроэкономического равновесия. 10
2.1. Классическая модель. 11
2.2. Кейсианская модель. 11
3.Равновесная цена. 12
3.1. Устойчивость и неустойчивость равновесия. 12
3.2. Дефицит и излишки. 14
4.Сдвигрыночного равновесия. 16
4.1. Сдвиг рыночного равновесия, вызванный изменениемспроса. 16
4.2. Сдвиг рыночного равновесия, вызванный изменениемпредложения. 17
Глава 2: Проблемы формирования ифункционирования отечественного рынка  19
1.Функции и проблемы рынка. 19
2.Государственное регулирование. 21
2.1. Контроль над ценами. 21
2.2. Налог и равновесная рыночная цена. 23
3.Эластичность, показатель ценовой эластичности. 24
3.1. Варианты эластичности спроса. 25
3.2. Эластичность предложения. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 31
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса ипредложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху вистории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий,именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночнойэкономикой: дело в том, что через эту модель быть описаны все экономическиепроцессы.
В данной работе я попытаюсь объединить все существующиезнания о двух взаимосвязанных категориях – «спрос» и «предложение», рыночноеравновесие цен спроса и предложения, а также к чему приводят нарушениярыночного равновесия цен.
Участниками рынка являются покупатели (потребители) ипродавцы (производители). Покупателями и продавцами могут быть как отдельныелюди, так и целые фирмы, предприятия. Например, на рынке грузовых автомобилейпокупателями могут выступать: фермеры, приобретающие грузовые автомобили длятого, чтобы перевозить свою продукцию; отдельные фирмы, занимающиеся перевозкойтоваров и покупающие автомобили для своей деятельности. На рынке сельскохозяйственнойпродукции продавцами могут быть отдельные фермеры, крупные фермерскиехозяйства, магазины, реализующие сельскохозяйственную продукцию.
Потребители, выходя нарынок какого-либо товара, предъявляют спрос на этот товар, а производителиэтого товара образуют предложение товара.
На рынке покупатели ипродавцы заключают между собой сделки, т. е. покупают и продают товары поопределенным ценам. Таким образом, происходит взаимодействие спроса ипредложения, а результатом такого взаимодействия являются цены, по которымучастники рынка заключают свои сделки.
Продавец, представ­ляющийинтересы производителя товаров и свои собственные, стремится повысить цену,руководствуясь затратным подходом и желанием получить весомую прибыль. Покупатель,потребитель, исходя из «полезностного» подхода и желания снизить свои расходына единицу полезного эффекта, стремится к «своей» цене, которую можно назватьжелаемой ценой покупки. Потребителю в его стремлениях помогает конку­ренциямежду производителями (в предположении, что она существует, а существо­ватьв нормальной экономике она должна заведомо). Производителю, продавцу по­могаютконкуренция между потребителями и непрерывное возвышение их потребностей.
В этой сложной многофакторной картине акт купли-продажи по взаимоприем­лемымценам может иметь место только в условиях, когда цена устанавливается на основевыравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сто­ронами,интересы которых столкнулись на свободном рынке.
Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен(этот процесс А.Смит назвал механизмом «невидимой руки»). Превышениецены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов впользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуютоб относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и темсамым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Так как равновеснаяцена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых нижесредних, то она способствует перераспределению ресурсов от худшихпроизводителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальнойэкономики в целом. 
В данной работе рассмотрены и два основных подхода к анализуустановления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.
Глава1: Основы функционирования рынка. 1. Спрос,предложение, рыночное равновесие 1.1.Спрос
Впервые понятия спроса ипредложения в экономической науке исследовал в своих работах английскийэкономист Альфред Маршалл (1842 – 1924).
Спрос на какой-либо товарили услугу – это желание и возможность потребителя купить определенноеколичество этого товара или услуги по определенной цене в определенный периодвремени, т. е. спрос – форма выражения потребности.
Важно заметить, что спросхарактеризует не просто желание покупателя иметь этот товар, но и егоспособность заплатить за этот товар (т. е. возможность купить товар).Важнейшими характеристиками спроса являются объем спроса и цена спроса.
Объем спроса накакой-либо товар или услугу – это количество товара или услуги, котороепотребители согласны купить по определенной цене в течение определенногопериода времени.
Цена спроса на какой-либотовар или услугу – это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить заопределенное количество товара или услуги.
Спрос – это одна изсторон многомерного процесса рыночного ценообразования. Характерные для негопричинно-следственные зависимости имеют вид устойчиво действующих экономическихзаконов.
В западной экономическойлитературе спросом называют то, что связывает покупаемые блага стеми «жертвами», которые приходится делать дляприобретения этих благ. Поэтому разница между потребно­стямии спросом такая же, как между желаниями и возможностями. То естьжелание на рынке должно быть подкреплено возможностью — день­гамипокупателя. Иначе говоря, спрос — это планы или намерения по­купателяотносительно покупки товара.
Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальныйспрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме.Совокупный спрос — это платежеспособная потребность общест­ва в целом, т.е.государства, предприятий и населения.
Рыночный спрос определяется путемсуммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разныхценах. Он обознача­ется буквой D (отангл. demand — спрос).
Между объемом спроса иценой спроса существует определенная зависимость, которая выражается в законеспроса.[9]
Закон спроса: чем вышецена товара, тем меньше величина спроса на него; и наоборот, чем ниже ценатовара, тем больше величина спроса на него.[1]
В частности закон спросавыражает:
— обратную зависимостьмежду ценой и покупаемым количеством товаров;
— постепенное убываниеспроса на данный товар или услугу.
Согласно закону спроса,при прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит отуровня их цен. При этом, чем выше цена и отчетливей тенденция к ее росту, темменьше количество товаров или услуг будет куплено потребителями. По рис.1видно, что если цена товара возрастает, то объем продаж товара, в соответствиис падением спроса, снижается. И наоборот, если цена снижается, то объем продажданного товара или услуги возрастает. Зависимости подобного характеравозникают, например, в следующих ситуациях: когда рынки дефицитны, т. е.очевидна нехватка каких-либо товаров или услуг, то цены на эти товары и услугинеизбежно будут расти. Напротив, когда на рынок поступает больше товаров иуслуг данного вида, то их реализация, т. е. продажа, возможна лишь при условииснижения цен.
Закон спроса отражает идругой важный процесс: постепенное убывание спроса. Снижение количества продажданного товара или услуги происходит не только вследствие роста их цены, но ивследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса происходитпотому, что каждая последующая покупка одного и того же товара или услугиприносит потребителю сравнительно меньшую ползу, выгоду, удовлетворение.[3]
Кроме цены самого товарана спрос оказывает влияние множество других факторов. Учесть их всех оченьтрудно. Однако возможно выделить наиболее существенные:
— цены натовары-заменители;
— цены на дополняющиетовары;
— доходы покупателей;
— мода, вкусы ипредпочтения покупателей;
— реклама;
— сезонные изменения вспросе;
— ожидания покупателей.
Изменение неценовыхфакторов спроса вызывает перемещение и изменение конфигурации, наклона кривойспроса, выражая изменение количества проданных товаров по той же цене. Спрос небывает статичен, он постоянно меняется под воздействием неценовых факторов, очем свидетельствует то или иное смещение кривой спроса.[9]
Увеличение спроса подвоздействием неценовых факторов (рис.1) – это смещение всей кривой вправо ивверх, что означает увеличение объема продаж по той же, неизменяющейся, цене.
При уменьшении спроса(рис.2)  кривая смещается влево и вниз. Это уменьшение спроса также вызванонеценовыми факторами и выражается в снижении объема продаж при неизменяющейсяцене за единицу товара.
1.2. Предложение
Изменения спроса натовары вызывает адекватную реакцию со стороны рыночного предложения этихтоваров.
Предложение какого-либотовара или услуги – это готовность производителей продать определенноеколичество этого товара или услуги по определенной цене за определенный периодвремени. Иначе, предложение -это желание и способность продавцовпоставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.
Объем предложения – токоличество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определеннойцене в течение определенного периода времени.
Цена предложения –минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара или услуги.
Зависимость между объемоми ценой предложения выражается в законе предложения.[9]
Закон предложения: чемвыше цена товара, тем больше величина его предложения; чем ниже цена товара,тем меньше величина его предложения.[1]
Закон предложенияпоказывает, что существует прямая зависимость между ценой и объемомпредложения. Тот факт, что объем предлагаемых товаров увеличивается с ростомцены на него, объясняется стремлением производителей увеличить свою прибыль.Чем выше цена, тем больше у них стимулов для производства и продажи своеготовара.[9]
Основным,ведущим фактором в законе предложения выступает цена. Для продавца цена — побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить ипродавать свой товар на рынке. Для потребителя цены — сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количествотовара.
 По каждому из великогомножества товаров цена свидетельствует о необходимости либо сокращения еговыпуска, если спрос снизился, либо наращивания его производства, если спросстабилен или повышается. От уровня цен предлагаемых товаров выручка, доход,прибыль. Чем они выше, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, инаоборот. В этом смысле предложение товаров на рынке – это сложный процесс,требующий соответствующего вознаграждения организации, собственно выпуска или,при необходимости, переориентации производства товаров в соответствии с потребностями.Рыночное предложение товаров имеет смысл только тогда, когда это подтверждаютудовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к ихснижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по переориентацииресурсов, изменению технологий, объемов выпуска и продажи товаров.[3]
Предложение товаров имеетвид кривой с положительным наклоном, отражающей прямую зависимость между двумяпеременными – ценой товара и его количеством, или объемом для продажи на рынке(рис.2) .
Согласно законупредложения — при прочих равных условиях, чем выше цена товаров, тем большее ихколичество может быть произведено и представлено к продаже на рынках.
 Количество и объемтоваров изменяются в соответствии с изменением их цены, не смещая кривую предложениятоваров. Понятие «изменяющееся предложение товаров» подразумевает смещениекривой в ту или иную сторону. Смещение кривых (рис.4), означающее изменениепредложения товаров на рынках, происходит под воздействием следующих условий:
— изменение цен нафакторы производства;
— технический прогресс;
— сезонные изменения;
— налоги и субсидии;
— увеличение спроса надругие товары;
— цены на товары,
— которые производятсясовместно с рассматриваемым товаром;
— ожиданияпроизводителей;
— реклама, маркетинг
Все перечисленные факторывлияют на издержки производства данного товара, что оказывает решающее влияниена изменения в предложении этого товара на рынке.[9] 1.3.Рыночное равновесие цен спроса и предложения
Рыночным процессом ценообразованияуправляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходитна рынке под влиянием тенденций и специфических особенностей как спроса, так ипредложения. Они проиллюстрированы на соответствующих графиках рис.1 и рис.2 спомощью кривых. Однако рыночные силы намного богаче тех моделей, которые былипредставлены.
Совместим на одномграфике линии спроса и предложения.
Как видно из рис.5, линииспроса и предложения пересекаются в одной точке (точка Е). В этой точке цен, покоторой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене,по которой производители готовы продать это же количество товара. Точкапересечения линий S и D – точка Е, называется точкойравновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраиваеткак покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения.Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.
Объем продаж в этой точкеназывается равновесным объемом рынка (QE).
QE=QS=QD
Цена в этой точкеназывается равновесной (рыночной) ценой (PE).
PE=PS=PD
Таким образом, рыночноеравновесие – это состояние рынка, при котором объем спроса равен объемупредложения.
Различают частичное иобщее равновесие.
Частичное равновесие –равновесие  на отдельно взятом рынке товаров и услуг факторов производства.
Общим экономическимравновесием называется такое состояние национальной экономики, при котором навсех рынках одновременно обеспечивается равенство спроса и предложения, и ниодин из этих экономических агентов не заинтересован в изменении объема своихзакупок и продаж.[9]
Понятие общего равновесияразработано Вальрасом. В его трактовке, это состояние, при котором эффективноепредложения и эффективный спрос уравнивается на рынке услуг. [2]
Равновесие всейэкономической системы в целом называется экономическим равновесием ипроявляется в виде пропорциональности:
— между производствомпродукции и его потреблением;
— между вовлеченным воборот ресурсами и их использованием;
— между предложениемтовара и их спросом;
— между материально-вещественнымии финансовыми потоками.
Согласованность данныхпропорциональностей общественного производства приводит к сбалансированномуразвитию экономической системы в целом. Однако каждая производственная единицаобладает известной автономностью, поэтому пропорциональность в национальномхозяйстве прокладывает себе дорогу как тенденцию и предполагает отклонение отравновесия, которое по-разному тактируется в разных экономических школах.
2. Модели макроэкономического равновесия
Согласно рис. 5:
1. Горизонтальный(кейсианский) отрезок
2. Промежуточныйотрезок
3. Вертикальный(классический) отрезок
Такой подход впервыесформулировал А. Смит. Его последователи экономисты неоклассики исходят изтого, что рыночная система обеспечивает полное использование ресурсов, причемвозникающая иногда диспропорция разрешается на основе автоматическогосаморегулирования. Благодаря Смиту в экономике всегда достигается уровеньпроизводства при полной занятости на классическом отрезке.
Различают подходы двухэкономических школ. 2.1.Классическая модель
Классической точке зрениясоответствует вертикальный отрезок. В основе этой модели лежит идея о том, чтоизменение совокупного предложения порождает точно такой же совокупный спрос(закон Сея). Но тогда возникает вопрос: что произойдет, если часть дохода уйдетв сбережения? Классики считают, что это не страшно, т. к. что было сбережено,то будет израсходовано в виде инвестиций, а если сбережений окажется много, тоупадут процентные ставки, что в свою очередь будет стимулировать использованиесбережений в виде инвестиций.
Таким образом, равновесиесбережений и инвестиций – главное условие саморегулирующейся экономики внеоклассической модели.
2.2. Кейсианская модель
Экономический кризис 20 –30-ых годов XX века похоронил иллюзиюсамокорректирующейся экономики. Было признано, что если в период кризиса нетдостаточного спроса, то даже самые низкие ставки не будут стимулировать нужногоуровня инвестиций и тем самым увеличивать спрос.
Кейсианская концепцияотвергла то положение классической теории, согласно которому предложениесоздает собственный спрос. Если совокупный спрос недостаточен, то и объемпроизводства не будет равен потенциальному. Если объем предложения или реальныйобъем производства определяется спросом, то можно утверждать, что снижениесовокупного спроса приведет к уменьшению реального объема производства. В такойситуации совокупный спрос и совокупное предложение будут уравновешены на уровнедалекого от потенциального объема, т. е. не полного уровня занятости ресурсов.
 Такая система можетсохраниться и сама по себе не измениться. Избежать больших потерь и длительнойбезработицы можно только через активную макроэкономическую политику государства,направленную на стимулирование совокупного спроса.
Кейнс считал, чтогосударство должно способствовать выводу экономики из кризиса. Кейсианскаяполитика явилась теоретическим обоснованием нового подхода к роли государства врыночной экономике. В этой модели доказана необходимость координирующеговмешательства в государство (регулирование таможенных тарифов).[6]   
 3. Равновесная цена
Равновесная рыночная цена– это цена, при которой величины спроса и предложения товара совпадают. Онаявляется относительно устойчивой; при ней по каждому данному товару на рынкенет ни излишка, ни дефицита.[1]
Спрос и предложение уравновешиваются под влияниемконкурентной среды рынка, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночномравновесии. В любом случае на конкурентном рынке равновесная цена исоответствующее ей количество  товара определяются рыночным спросом ипредложением. При прочих равных условиях равновесная рыночная ценаустанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количествотоваров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству,которое производители предлагают на рынке. При этом на рынке отсутствуюттенденции изменения цен и количества товаров.
Точка пересечения кривых спроса и предложения Есоответствует определенному уровню цены РЕ, отмеченной на осиординат, и количеству, или объему товара QЕ,продаваемому по этой равновесной цене (отмечено на оси абсцисс) рис.5.[8] 3.1.Устойчивость и неустойчивость равновесия
Рыночное равновесие называется устойчивым, если приотклонении от равновесного состояния вступают в действие рыночные силы,восстанавливающие его. В противном случае равновесие неустойчиво. Чтобыпроверить, является ли равновесие, изображенное на рисунке, устойчивым,допустим, что цена повысилась с P0до P1. В результате нарынке образуется избыток в размере Q2 – Q1. По поводутого, что вслед за этим произойдет, существуют две версии – Л. Вальраса иА. Маршалла.
/>/>/>СогласноЛ. Вальрасу, при избытке возникает конкуренция между продавцами. Дляпривлечения покупателей продавцы начнут снижать цену. По мере снижения ценыобъем спроса будет возрастать, а объем предложения снижаться до тех пор, покане восстановится исходное равновесие. В случае отклонения цены вниз от своегоравновесного значения спрос будет превышать предложение. Между покупателяминачнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам болеевысокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться довозвращения цены к равновесному уровню P0. Следовательно, поВальрасу комбинация P0, Q0представляет устойчивоерыночное равновесие.[2]
По-иному рассуждал А. Маршалл. Если ценавозрастет до P1, то объем спроса сократится до Q1. Такоеколичество продукции предприниматели согласны предложить по цене P2.Поскольку цена спроса (P1) превышает цену предложения (P2),то фирмы получают большой объем прибыли, что стимулирует расширениепроизводства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0,тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет и объемпроизводства стабилизируется. В случае превышения равновесного объемапредложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуациипредприниматели несут убытки, что приведет к сокращению производства доравновесного безубыточного объема. Следовательно, и по Маршаллу точкапересечения кривых спроса и предложения на рисунке  представляет устойчивоерыночное равновесие.
По версии Вальраса, в условиях дефицита активнойстороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка – продавцы.
Согласно версии Маршалла, доминирующей силой вформировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.
Расхождения при описании механизма функционированиярынка проистекают из того, что, по мнению первого, рыночные цены совершенногибки и мгновенно реагируют на любые изменения конъюнктуры, а по мнениювторого, цены недостаточно гибки, и в результате при возникновении диспропорциймежду спросом и предложением объемы рыночных сделок быстрее реагируют на этудиспропорцию, чем цены. Поэтому интерпретация процесса установления рыночногоравновесия по Вальрасу соответствует условиям совершенной конкуренции, а поМаршаллу – условиям несовершенной конкуренции в коротком периоде.[6] 3.2.Дефицит и излишки
Рыночноеравновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени.В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться какнекоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товарапо этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. норыночное равновесие – это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такогосостояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояниеравновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек (избыток) товаров нарынке (QD
Таким образом,избыток возникает, если при некоторой ценевеличина предложения товара превысит величину спроса на него.
Товар дефицитный, если величина спроса  на товарбольше величины его предложения.
Потребителидалеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, чтонесовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает какнесовершенство системы цен. Общественное недовольство существующимиравновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательствав рыночное ценообразование. На практике это выливается в установлениемаксимальных или минимальных цен. Если установленная государством максимальнаяцена («потолок цены») находится ниже равновесного уровня, тообразуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены вышеравновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек.Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации. В условиях,когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается,к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные. Последниесвязаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. — все они являютсяомертвленными затратами (deadweight cost), которые не служат расширениюпроизводства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитноготовара, и не доходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен«подрезает” излишек производителей и тем самым снижает стимулы к егопроизводству на тех предприятиях, у которых издержки производства данноготовара минимальны. Поэтому дефицит не убывает. Наоборот, те кто продает (илираспределяет) дефицитный товар заинтересованы в его сохранении, так как онстановится источником их доходов (так как увеличивает размеры неденежныхзатрат). Поэтому они всячески будут пропагандировать государственноерегулирование цен под различными „благовидными” предлогами.
В случаях,когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительныхмер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократитьразрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случаерыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условияхсовершенной конкуренции. [9]
Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулируетрост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживаяпредложение. По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынкаявляются покупатели, а в условиях избытка – продавцы. Согласно версии Маршалла,доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являютсяпредприниматели.
 Как показано на рис.5, любой избыток товара, т.е.товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любойтоварный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, кточке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установитсяравновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QEтоваров на рынке.
Теперь рассмотрим, чтопроизойдет на рынке, если изменится спрос или предложение.
4.Сдвиг рыночного равновесия 4.1.Сдвиг рыночного равновесия, вызванный изменением спроса
Представим, что произошло увеличение спроса натовар.
Уравновешивающую функцию выполняет цена, котораястимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок отизлишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, т.е. при неизменномпредложении товаров происходит смещение всей кривой спроса вправо вверх, тоустанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, большийобъем количества продаж товаров. И наоборот, снижение спроса, когда вся криваяспроса смещается влево вниз  при неизменном предложении, ведет к установлениюболее низкого уровня равновесной цены и меньшего объема товарных продаж. Этаситуация представлена на рис.6а.
Первоначальную ситуациюна рынке отражают линии спроса D и предложения S, точка равновесия E,равновесные объем и цена, соответственно, QE и  PE.
Теперь представим, чтоповысилась цена на товар-заменитель. В этом случае спрос на наш товарувеличится, а линия спроса сдвинется из положения D в положение D2. При цене PE и новом спросе D2. На рынке образуется дефицит в размере QE – Q3. Появление дефицита на рынке вызовет повышение цены. По меретого как цена будет расти, будет увеличиваться и объем предложения. Цена нарынке будет повышаться до тех пор, пока не установится новое рыночноеравновесие (точка Е2), где QD2=QS.
Новый равновесный объембудет равен Q2, а новая равновесная цена P2.
Таким образом, при прочихравных условиях рост спроса вызовет увеличение равновесной цены (P2>PE) и равновесного объема продаж (Q2>QE).
Теперь представим, чтонаш товар сократился.
Представим, что снизилисьдоходы населения. Новая линия спроса займет положение D1. При цене PE  и новом спросе D1 на рынке появится избыток товаров,равный Q – QE. Цена и объем предложения будутснижаться до тех пор, пока QS= QD1, то есть доустановления нового равновесия (точка Е2), при котором Р1
Как видим, уменьшениеспроса на товар при прочих равных условиях вызовет снижение равновесной цены исокращение равновесного объема продаж.[3] 4.2.Сдвиг рыночного равновесия, вызванный изменением предложения
Рассмотрим, что произойдет на рынке, если изменитсяпредложение товара.
При изменяющемся предложении и неизменном спросе также будет устанавливаться иной уровень рыночного равновесия. Так, ростпредложения, означающий смещение всей его кривой вправо, даст новую точку болеенизкой равновесной цены при возрастающем количестве продаж товара. Снижениепредложения, т.е. смещение всей кривой влево, установит более высокуюравновесную цену и меньшее количество продаж товара .
Такая ситуацияпредставлена на рис. 6б, где линии D и S – первоначальные линии спроса ипредложения, точка E – точкаравновесия, QE  и PE – первоначальные равновесные объем ицена.
Представим, чтоувеличилось предложение товара. Тогда линия предложения S сдвинется в положение S1.
По старой цене (PE) производители будут предлагать кпродаже уже большее количество товара (Q3), а так как спрос остался неизменным при этой цене, на рынкеобразуется избыток товара, равный QE– Q3. В результате продавцы начнутснижать цену на свою продукцию; по мере того как цена на рынке будет снижаться,покупатели будут увеличивать объем спроса на товар. Снижение цены и увеличениеобъема спроса будет происходить до тех пор, пока на рынке не установится новоеравновесие в точке E1, и равновесные цена и объем будутравны соответственно P1 и Q1.
Таким образом, при прочихравных условиях увеличение предложения вызовет снижение равновесной цены иувеличения равновесного объема.
В результате уменьшенияпредложения линия предложения Sсдвинется в положение S2. При первоначальной цене равновесия(PE) на рынке образуется дефицит, равныйQ – QE. На рынке произойдет повышение ценыи снижение объема спроса. Новое равновесие установится в точке E2 при цене P2>PE  и объеме продаж Q2>QE .
Таким образом, при прочих равных условиях уменьшениепредложения вызовет повышение рыночной цены и сокращение равновесного объемапродаж.
На конкурентном рынке любого товара равновесиеспроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие – закондля каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке,поддерживается равновесие экономической системы в целом.[3]
Глава2: Проблемы формирования и функционирования отечественного рынка 1. Функциии проблемы рынка
Воздействие рынка наповышение эффективности развития экономики проявляется во многих направлениях:
1.  Конкуренция заставляет минимизироватьиздержки, так как в этом случае возможно увеличение массы прибыли.Следовательно, рынок выполняет функцию стимулирования экономики используемыхресурсов, направляя производство на наибольшую ресурсную отдачу.
2.  Фирмы, участвующие в производстве,выпускают продукцию, нужную потребителям. Только в этом случае фирма сохраняетконкурентоспособность. Поэтому рынок заставляет быстро адаптироваться к спросу,менять ассортимент и повышать качество выпускаемой продукции. Это функцияадаптации производства к меняющемуся спросу.
3.  Отсталые и морально устаревшиепроизводства в условиях рынка не могут победить в конкуренции и неизбежноразоряются. Это санирующая функция рынка. Она улучшает производственнуюструктуру, выравнивая ее, делая способной к выполнению более сложных задач, таккак ее теперь представляют более эффективные производители.
4.  Рынок выполняет и информационнуюфункцию. Она дает возможность производителям на основе рыночных сигналов,таких, как цены, ставки за кредит и др., принимать хозяйственные решения,выводящие бизнес на уровень изменившихся рыночных требований.
Рынок – достаточноэффективная система. Однако возможности его не безграничны. Это заставляетотменить несовершенства рынка.
1. Рынок не можетрегулировать бумажное денежное обращение, согласуя его с товарной массой.Поскольку в этом процессе присутствие частного интереса абсолютно исключено,выпуск денег и контроль за денежным обращением должно выполнять государство.
2. Рынок в состоянииудовлетворить только те потребности, которые выражаются через индивидуальныйспрос. Но, кроме них, имеются некоммерческие потребности общества. Это расходына государственное управление, правопорядок, национальную оборону, системукоммуникаций. Такие блага называют общественными товарами. В них заинтересованообщество в целом, и толко оно может обеспечить их удовлетворение.
3. Следуя жесткимправилам конкурентной борьбы, рынок стимулирует внедрение новых технологий иповышение качества товаров. Но при этом бизнес стремится финансировать проекты,имеющие, как правило, небольшие сроки окупаемости и достаточные гарантииприбыльности в перспективе. В финансировании фундаментальной науки идорогостоящих наукоемких проектов бизнес участвует очень не охотно инедостаточно. А именно эти направления развития общества сегодня определяютвозможности экономического роста в будущем и уровень конкурентоспособностистраны на мировых рынках.
4. Частные интересыотдельных производителей в рыночной экономике могут противоречить интересамобщества. Так наносится вред окружающей среде или здоровью людей в результатеиспользования несовершенных технологий. Рыночный механизм в этом случае вовсене стимулирует владельцев предприятий к изменению производства и снижению еговредных последствий, так как затраты увеличивают издержки производства иуменьшают прибыль.
5. Рынок, отбираятолько сильных производителей и квалифицированную рабочую силу, остаетсябезжалостен к слабым и социально незащищенным слоям населения, приводя ксоциальному расслоению общества и к социальной напряженности, которую он вкраткосрочной перспективе не способен сгладить.[11]2. Государственное регулирование 2.1.Контроль над ценами
Ценовое вмешательство,или контроль над ценами, осуществляет государство на законодательной основе, ноего способны осуществлять и другие монопольные структуры. Вмешательства такогорода способны блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования на основеравновесия спроса и предложения. Любой контроль над ценами не только нарушает,но и разрушает механизм рыночного ценообразования на основе законов спроса ипредложения. Примером этого является командная модель экономики, а также любыеспособы принудительного установления цены, принимаемые монопольными силами состороны государства ил отдельных, явных или скрытых, экономических структур.
Государственноевмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительномуустановлению цены на уровне ниже рыночного равновесия. Мотивацией такоговмешательства выступают, как правило, социальные проблемы: различная для техили иных групп населения степень доступа к ресурсам или потребительским благам;неравенство в доходах и т.д. Однако еще никогда не удавалось решить хотя быодну из этих проблем методом вмешательства в механизм ценообразования.Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, какправило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Последствияконтроля над ценами или любого  вмешательства в рыночное конкурентноеравновесие обнаружат себя в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстветоваров, что отрицательно скажется на всем обществе из-за недопотребления.Решена ли проблема низкодоходных групп общества, которых правительство пыталосьзащитить, установив принудительно низкие цены? Нет, не решена, посколькунедопроизводство и дефицитность «уводят» даже имеющиеся товары в теневыеспекулятивные сферы. Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаютсяпо ценам еще более высоким, чем прежняя равновесная рыночная цена, посколькутеперь эта цена включает в себя еще и спекулятивную надбавку. Низкодоходнымгруппам общества эти товары и цены стали еще более недоступны, а числонеплатежеспособных граждан возросло.
Государственноевмешательство, контроль над ценами приводит также к таким экономическимпоследствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики вразличных сферах. Как известно, особенностью теневых структур экономикиявляется то, что они «неуловимы», в особенности для официального,государственного налогообложения. Следовательно, они сокращают реальныевозможности для социальной защиты низкодоходных групп и слоев общества,поскольку не платят налоги в бюджет.
Нетрудно предвидеть, чтов подобной ситуации усилятся криминогенные, мафиозные компонентысоциально-экономической среды общества.
Внешними, наиболееочевидными последствиями разрушенного равновесия рыночного ценообразованиястанут очереди потребителей за товарами, социальная напряженность и всеобщеенедовольство. Потребуются такие правительственные мера, как нормирование,рационирование потребления недостающих, дефицитных товаров, их распределение впродажу по карточкам, талонам и другим административным «регуляторам»общественного потребления.
На рис. 8. показана схема государственного вмешательства врыночный ценовой механизм, или контроль над ценами, с его основнымиотрицательными последствиями.
Принудительное установление цены Р1 науровне ниже рыночной смещает кривую спроса до уровня низкодоходных группнаселения. Пересечение кривой предложения S со сместившейся кривой спроса D1дает точку нового рыночного равновесия Е1, расположенную на болеенизком уровне. Нарушение законов спроса и предложения произошло, прежде всего,из-за того, что совокупный спрос не ограничивается спросом низкодоходных слоевнаселения, к которому принудительно «приведен» уровень цены Р1.Однако этот искусственно смещенный спрос вызвал «понижательную» тенденцию впредложении товаров из-за их принудительно низких цен. Производители незаинтересованы выпускать и поставлять на рынок товары по сниженным, невозмещающим издержки ценам Р1. Происходит снижение объемов производства QEQ1,отмеченное вдоль соответствующей оси. Однако еще более болезненным дляобщества будет размер товарного дефицита. [3,4] 2.2.Налог и равновесная рыночная цена
Налогообложение является прерогативой государства,применяющего множество разновидностей прямых и косвенных налогов. Последствияналогообложения отрицательно сказываются как на потребителях, так и напроизводителях товаров. Эти последствия выражаются в увеличении цены товара, содной стороны, и в сокращении объемов производства товаров – с другой.Возросшая цена, как известно, вызывает сокращение потребительского спроса,вследствие чего неизбежно сокращение объема продаж товаров, попавших подналогообложение. Производители отреагируют на такую ситуацию однозначно: онисократят производство и представление на рынок товаров, спрос на которыеснизился.
Нарушение законов спроса и предложения не произошло,так как налог лишь создал предпосылки для перемещения точки равновесия спроса ипредложения на новый, более высокий уровень (рис. 7.)
При налогообложении кривая спроса не смещается так,как спрос не изменился. Но точка рыночного равновесия Е перемещается на новый,более высокий уровень вследствие смещения вверх кривой предложения товаров.Равновесие спроса и предложения теперь находится в точке Е1, а новаяравновесная цена равняется Р1, так как продавец включает налог вцену предлагаемых к продаже товаров. Снижение объема продаж, которое произошловследствие повышения цены, вызвало падение объемов производства товаров,поскольку их продажи снизились. Направления движения цены и объемы производстваи продаж товаров показаны стрелками, расположенными вдоль соответствующих осей(рис.7.). Налог непосредственно платит производитель (продавец) товаров, однакобольшую часть перекладывает на покупателя путем увеличения цены (Р1Е1ЕРЕ).Размер уплачиваемого налога равняется заштрихованной на графике области АЕРЕРА.Это вычет из торговой выручки от продаваемых товаров и вычет из доходовпокупателей. Но главный отрицательный эффект – общее снижение производства инедопотребление обществом товаров.[3]
3. Эластичность, показатель ценовой эластичности
В каком направлении изменяется равновесная цена припереходе к новому равновесию, зависит от масштаба изменения и эластичностиспроса и предложения. Зная коэффициенты прямой эластичности спроса ипредложения, можно спрогнозировать новое значение равновесной цены принебольших изменениях спроса и предложения. В хозяйственной практике анализэластичности позволяет определять размеры производства отдельных товаров иуслуг, изучать поведение потребителей, планировать ценовую политику фирмы, фор­мироватьстратегию фирм в краткосрочном и долгосрочном периоде для максимизации прибылии минимизации убытков, прогнозировать изме­нения в расходах потребителей и вдоходах производителей в связи с изменением цен на товары и услуги.
Термин «эластичность», пришедший в экономику изфизики, используется для измерения соотношения взаимообуславливающихсяпеременных: цен и количества, или объема, проданных товаров. Например, еслицена автомобиля возросла на 10%, насколько изменится количество их продаж затот или иной интервал времени? Или: как изменится спрос на автомобили, еслидоходы населения возрастут на 12% в месяц, в год?
Наиболее удобной, унифицированной единицей измеренияэластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степеньизменения любой экономической переменной, независимо от того, какими былиисходные единицы измерения – в деньгах, в тоннах, метрах, штуках и т.д. впредпринимательской практике чаще всего используют процентное изменение однойпеременной в результате 1%-ного изменения другой.
Измерение ценовой эластичности спроса осуществляетсядля того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж товароввследствие 1%-ного изменения цены за единицу данных товаров. Методика такогоизмерения проста и представляет собой определение частного от деленияпроцентного изменения величины спроса на 1% изменения цены.[3] 3.1.Варианты эластичности спроса
В практике могут иметь место, по меньшей мере, пятьразличных вариантов ценовой эластичности спроса:
1.спрос эластичный, когда принезначительных повышениях цены объем продаж существенно возрастает;
2.спрос имеет единичную эластичность,когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж товаров;
3.спрос неэластичен, если при весьмасущественных снижениях цены объем продаж изменяется неэластично;
4.спрос бесконечно эластичен, когдаимеет только одна цена, по которой потребители покупают товар (например,инсулин для больных диабетом);
5.спрос совершенно неэластичен, когдапотребители приобретают фиксированное количество товаров, независимо от егоцены.
Все варианты эластичности спроса могут быть показанына графиках рис.9.
Каждый вариант, представленный на рис. 9, имеет свойкоэффициент эластичности:
— коэффициент не эластичности спроса меньше единицы;
— при эластичном спросе, когда 1% снижения ценывызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности большеединицы;
— наконец, при единичной эластичности коэффициентравен единице.
Например, если увеличение цены товара на 100%приводит к сокращению продаж на 50%, то эластичность спроса равна 50%, поделивкоторые на 100%, получаем коэффициент 0,5.
В строгом математическом смысле этот коэффициент сознаком «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположномнаправлении (обратная зависимость переменных). Но для простоты анализакоэффициентов эластичности рассматривается как положительная величина, темболее что реальную значимость эта величина приобретает в показателе объемавыручки от продаж товаров, т.е. денежной торговой выручки.
Следовательно, когда процент снижения цены вызываеттакое увеличение процента продаж, что общая торговая выручка (произведение ценына количество проданного товара) возрастает, то эластичность спроса приобретаетпрактический смысл положительного коэффициента.
При единичной эластичности, когда коэффициент равенединице, снижение в точности компенсируется таким объемом продаж, который неменяет торговую выручку.
В случае неэластичного спроса снижение цены вызываетнастолько незначительное увеличение продаж товара, что общая торговая выручкаснижается.[3] 3.2.Эластичность предложения
Применимы ли понятия «эластичность» и «коэффициентэластичности» к предложению товаров? Да, применимы.
Понятие эластичностипредложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и ихколичества, предлагаемого к продаже. Интенсивность этих изменений  такжеразлична, и на практике могут иметь место следующие ситуации:
— эластичногопредложения;
— предложения единичнойэластичности;
— неэластичногопредложения.
Ценовая эластичности предложения выступает как прямаялинейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентноеизменение цены и вызываемое им то или иное процентное изменение объемапредлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обуславливаются положениемкривых эластичности предложения, изображенных на рис. 10.
При единичнойэластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения ихпредложения для продажи на рынке. В этом случае имеет место равновеликоеизменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равенединице.
В случае эластичногопредложения, 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количествапредлагаемых к продаже товаров, значительно превышающее 1%. Коэффициентэластичности здесь больше единицы.
При эластичномпредложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличениеколичества предлагаемых к продаже товаров.
Теоретически можнопредусмотреть и другой крайний случай: бесконечное эластичное предложение,которое на графике имеет вид абсолютно горизонтальной линии. Бесконечноэластичное предложение – это увеличение  поставок  товаров на рынок при крайненезначительном увеличении цен на эти товары.
Показатели эластичностипредложения подтверждают весьма важную закономерность: в течение длительногопериода времени, когда спрос уже приспособился к возросшей цене, эластичностьпредложения способствует установлению так называемой нормальной цены равновесия(в отличие от цен мгновенного и краткосрочного равновесия).[3]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей курсовой работе япостаралась раскрыть понятия спроса, предложения, равновесие спроса ипредложения, равновесной цены, излишков и дефицита, а также показала какоевлияние тех или иных факторов оказывает на спрос и предложение при рыночнойэкономике. Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена –«спрос» и «предложение», величины которых определяют объем сделок и уровень ценна рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, тодобиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (доходапотребителей) и величину предложения (прибыль производителей). В данной работе ятакже выделила функции и проблемы отечественного рынка.
Итак, в результатевзаимодействия рыночного спроса с рыночным предложением устанавливается ценаравновесия, обеспечивающая максимально возможный при сложившихся планахпотребителей и производителей объем продаж на данном рынке. Только рыночнаяцена приводит к тому, что на рынке нет ни излишка продукта, ни его нехватки.Любая цена выше равновесной побуждает продавцов производить большее количествопродукта. Но эта высокая цена отбивает у потребителей желание купитьпредлагаемое количество продукта. На рынке возникает избыточное предложение,превышающее спрос. Избыточное предложение приводит к снижению цен до уровняравновесных. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехваткипродукта. На рынке возникает неудовлетворенный спрос, превышающий предложение.А он в свою очередь ведет к повышению цен, которое будет продолжаться, покаспрос не станет равным предложению.
Цены будут расти или падать, пока продавцам ипокупателям не удастся прояснить ситуацию на рынке, т.е. достичь уровня цены,при котором объемы спроса и предложения на продукт точно совпадают. Приосуществлении сделок по равновесной цене сумма излишков потребителей ипроизводителей достигает максимума. Установившееся рыночное равновесиенарушается при изменении спроса или предложения, и начинается процессприспособления к новому равновесию. В зависимости от того, что быстреереагирует на диспропорцию между объемом спроса и объемом предложения – цена иликоличество, – различают механизм приспособления по Вальрасу и по Маршаллу.
 Рыночное равновесиеможно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждыйпоследующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некотороеновое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этойцене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д.
В конкурентной системе равенство спроса ипредложения приводит к равновесию на всех рынках. И все же равновесная ценаможет изменяться (точка равновесия смещается в ту или иную сторону). Некоторыевоздействия на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние другихучесть трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушаязаконов спроса и предложения. К числу последних воздействий относится,например, налогообложение. Через систему налогообложения и дотаций государствовоздействует на процесс рыночного ценообразования и значение равновесной цены.Введение акциза повышает цену равновесия и уменьшает равновесное количество, аустановление дотации на единицу проданной продукции снижает равновесную цену иувеличивает равновесный объем продаж. Однако в том и другом случае возникаютчистые потери общества, так как при введении налога сокращение суммарногоизлишка потребителей и производителей превышает сумму налоговых поступлений, апри введении дотаций сумма последних превышает приращение суммарных излишковучастников рыночных сделок.
Новейшие исследования в области равновесия позволяютсделать ряд существенных дополнений к работам Вальраса. Экономическая теорияимеет дело не со стабильным равновесием, а с постоянным его нарушением, чтообразно названо «равновесие – неравновесие». Из этого следует 3 существенныхвывода:
1. Равновесиеследует рассматривать как абстрактный модельный идеал. Его никогда не было и неможет быть, но с него нужно всегда начинать исследование.
2. Равновесие– динамическое, оптимальное неравновесие, т. е. оно представляет собойотклонение цен от стоимости, результатов от затрат.
3. Равновесиекак неравновесие играет разрушительную роль, понуждая экономических агентовдействовать как вопреки их глубинным интересам, так и интересам общества вцелом.
Итак, функции свободногорынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем общества, вкоторых  рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не толькоконтролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действиярынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок,обороноспособность страны, фундаментальные научные исследования и т.д.), но иследить за работой рыночного механизма.
Государство причрезмерном вторжении в экономику может деформировать действие рыночногомеханизма и лишить производство стимулов к совершенствованию. [11]
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автономов В. С.Введение в экономику. – М., 2002.
2. Гальперин В. М.,Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. – СПб., 1998.
3. Камаев В. Д.Учебник по основам экономической теории. – М., 1992.
4. Курс экономики. /Под ред. Райзберга Б. А. – М. 2000.
5. Макконнелл К.,Брю С. Экономикс 1 том. – М., 1992.
6. Макконнелл К.,Брю С. Экономикс 2 том. – М., 1992.
7. Мамедов О.Современная экономика. Общедоступный курс. – Ростов-на-Дону, 1996.
8. Райзберг Б. А.Рыночная экономика. – М. 1991.
9. Рябикина А. А.,Быкова Т. В. Основы микроэкономики. Спрос и предложение.– СПб,1997.
10. Стенлейк Дж. Ф.Экономикс для начинающих. – М., 1994.
11. Экономическаятеория. / Под ред. Николаевой И. П. – М., 2000.
12. Шишкин А.Экономическая теория, учебник для студентов экономических специальностей высшихучебных заведений. – М., 1996.