Контрольная работа
По предмету «Антикризисное управление»
Подготовил студент.
Группа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Подведомственность дел арбитражным судам
2 Процедуры, применяемые в процессе банкротства
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Тема контрольной работы — «Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде».
Арбитражные суды, действующие в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях.
Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях административно-командной системы арбитражами, стало невозможным. Поэтому арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражно-процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере предпринимателям, приватизированным предприятиям, государственным предприятиям, другим организациям и учреждениям.
Цель контрольной работы — рассмотреть, как разбирается банкротство в арбитражном суде. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
· дать понятие банкротству;
· описать подведомственность дел арбитражным судам;
· изучить процедуры, применяемые в процессе банкротства.
Можно уверенно сказать, что банкротство — это правовой процесс. Основная цель — ликвидация активов предприятия. Исторически во всех странах целями банкротства было не только финансовое наказание должника, а реорганизация несостоятельного предприятия в иную организационно-правовую форму. Юридические лица и граждане вступают в многочисленные отношения друг с другом, с государственными, в том числе налоговыми органами, банками и другими организациями. В этих отношениях возникают денежные обязательства, определенные законом или договорами.
В тех случаях, когда денежный размер этих обязательств превышает определенный предел и очевидна невозможность погашения обязательства из стоимости имущества должника, такие лица могут быть объявлены несостоятельными (банкротами). Тогда их коммерческая деятельность прекращается, имущество реализуется для удовлетворения требований кредиторов, остальные требования считаются погашенными. Таким образом, банкротство является той гранью, которая предполагает прекращение конкретной коммерческой или иной деятельности должника.
Однако признание должника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга других лиц его работников, партнеров, кредиторов и других, порождает во многих случаях значительные социальные издержки. Поэтому законодательство предусматривает комплекс мер по восстановлению платежеспособности должника, направленных на предотвращение массовых банкротств.
1 ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ
В настоящее время в соответствии с Законом «Об арбитражных судах», арбитражные суды в РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.
«Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между следующими субъектами: юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя» Баглай, М. В. «Конституционное право РФ». / — М., 1999г. — С.8..
Наиболее типичными экономическими спорами, разрешаемыми арбитражными судами, являются следующие:
· о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;
· об изменении условий или о расторжении договоров;
· о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
· о признании права собственности;
· о защите чести, достоинства и деловой репутации;
· о признании не подлежащих исполнению исполнительного, или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
· о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания.
Разрешая дела, арбитражные суды руководствуются Конституцией РФ, федеральным законодательством, законодательством субъектов Федерации, международными договорами. В соответствии с законом или договором арбитражные суды могут применять нормы иностранного и международного права.
В системе арбитражных судов имеется три звена:
1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (низшее звено)
2. Федеральные арбитражные суды округов (среднее звено);
3. Высший арбитражный суд Российской Федерации (высшее звено)
Дело в том, что в соответствии со ст.9.1 и 9.2. Закона для возбуждения процесса банкротства в отношении неплатежеспособного должника требуется наличие следующих минимальных размеров долга:
1) если требования к должнику одного или нескольких кредиторов в сумме составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда;
2) если требование к должнику кредитора — физического лица, включая индивидуального предпринимателя, составляет не менее пяти минимальных размеров оплаты труда;
3) если требования к должнику-банку составляют не менее одного минимального размера оплаты труда, независимо от того, является ли кредитор физическим или юридическим лицом.
Данное положение введено по модели стран с развитой рыночной экономикой и является действенным механизмом воздействия на платежную дисциплину хозяйствующих субъектов.
«Под несостоятельностью понимается удостоверенная судом абсолютная неплатежеспособность должника. Очень часто в качестве синонима термина «несостоятельность» употребляется слово итальянского происхождения «банкротство» Баренбойм П. Правовые основы банкротства. — / М., 1995. — С.66..
В гражданском обороте часто возникают ситуации, в которых отдельные участники оказываются не в состоянии исполнить свои обязательства, и особенно обязательства денежного характера.
Когда коммерческое предприятие принимает решение о том, что оно больше не может продолжать свою деятельность и оплачивать свои задолженности по финансовым выплатам, оно может подать прошение о предоставлении защиты в соответствии с законодательством о банкротстве. После этого назначается поверенный, который обязан действовать в интересах кредиторов.
Поверенный организует сбор всех денежных средств или иной собственности, принадлежащей должнику, справедливо и пропорционально распределяет их между всеми кредиторами, имеющими схожий правовой статус.
2 ПРОЦЕДУРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ БАНКРОТСТВА
Под процессом банкротства понимается регламентируемый Закон КР «О банкротстве», деятельность государства в лице уполномоченных органов, судов, специально назначенных в установленном законом порядке администраторов (временных администраторов, специальных администраторов, консерваторов, внешних управляющих), кредиторов Национального банка КР, имеющих целью удовлетворение требований кредиторов должника, а также восстановление платежеспособности должника либо его деятельности.
Процесс банкротства является средством удовлетворения требований кредиторов неплатежеспособного должника. После возбуждения процесса банкротства или в процессе банкротства должника могут применяться следующие процедуры:
1)санация,
2)реабилитация,
3)мировое соглашение,
4)консервация (в отношении банков).
В результате проведения банкротства хозяйствующий субъект либо прекращает свою деятельность (то есть ликвидируется) либо происходит его реорганизация.
Как было уже выше отмечено, предприятия попадают под процесс банкротства в большинстве случаев не в силу превышения пассивов над активами, а в силу того, что предприятия не в состоянии выплатить долги в срок. Их основная проблема заключается в тяжелом бремени долгов и недостаточной ликвидности средств.
1. Специальное администрирование
В процессе специального администрирования назначается специальный администратор, отвечающий квалификационным требованиям, установленным Законом, а также имеющий лицензию на осуществление такой деятельности, который занимается продажей (отчуждением) активов должника третьим лицам в интересах кредиторов и прекращением деятельности юридического лица или предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя. Процедура спец. администрирования может проводиться с участием и без участия суда.
Все неправомерно отчужденные активы подлежат возврату путем признания сделок недействительными, за исключением случаев добросовестного приобретателя.
Для обеспечения гарантий всех лиц от неправомерных действий со стороны должника, администратор извещает государственный орган регистрации о том, что в отношении данного лица возбуждена процедура специального администрирования, кроме того, вся исходящая документация от этого лица должна содержать сведения о том, что в отношении него возбуждена данная процедура.
Именно на стадии возбуждения процедуры срабатывает защитный механизм процедуры банкротства в отношении должника, который позволяет в рамках закона мобилизовать средства для производства расчетов с его должниками, а позволяет добиться ровного обращения с кредиторами.
Этот механизм выражается в следующем:
· сроки погашения всех долговых обязательств должника считаются наступившими, если они не наступили ранее;
· прекращается начисление неустойки (штрафа, пени) и процентов по всем долговым обязательствам должника;
· неустойка и проценты, начисленные на момент начала процедуры специального администрирования, подлежат выплате в соответствии с установленной законодательством КР очередностью;
· сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;
· совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам допускается исключительно в рамках установленных законом;
· действия, направленные на исполнение судебных и иных решений по погашению долгов должника и арест его активов, а также на принудительное исполнение обязательств должника прекращаются;
· все требования имущественного характера могут быть предъявлены к должнику только в рамках процедуры специального администрирования.
Согласно ст.8 Закона администратором не могут быть назначены:
-кредитор, дебитор, сторона по сделке, участник, руководитель неплатежеспособного должника;
-лицо, которое являлось участником или руководителем должника в течение года до начала процесса банкротства;
-близкий родственник лиц, указанных выше;
-лицо, работающее в органах государственной власти и управления (за исключением сотрудников государственного органа по делам о банкротстве и Нацбанка КР), местного самоуправления и в судебных органах КР.
-лицо, в отношении которого имеется ограничение на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц;
-лицо, имеющее непогашенную судимость.
Кроме того, полномочия администратора могут быть ограничены судом, который может обязать воздержаться от конкретных действий в отношении должника или его активов.
Основной задачей специального администрирования является охрана и отчуждение активов должника в интересах кредиторов и распределение средств в соответствии с установленной очередностью, после удовлетворения обеспеченных залогом кредиторов и возмещения расходов процесса банкротства, в связи с чем все полномочия по управлению активами переходят к нему и он становится единственным законным представителем должника, однако ответственность по обязательствам несет должник.
В своей деятельности спец. администратор подотчетен суду и собранию кредиторов.
Специальный администратор прекращает свою деятельность после уведомления регистрирующего органа. Специальное администрирование может осуществляться с участием, так и без участия суда.
Реабилитация-процедура, применяемая в процессе банкротства, с участием суда в отношении индивидуального предпринимателя. Предусматривает восстановление платежеспособности должника.
«Реструктуризация-метод процедуры специального администрирования, которая предусматривает создание одного нового или нескольких новых юридических лиц на базе активов должника для последующей продажи в интересах кредиторов и ликвидацию должника-юридического лица» Белых В.С. Правовые основы банкротства юридических лиц. — / — Учеб.пособие. — Екатеринбург, 1996. — С. 22.
Санация-процедура, применяемая в процессе банкротства, предусматривающая хозяйственное оздоровление должника с применением мер финансового, экономического или организационного характера. Предусматривает удовлетворение требований всех кредиторов в течение установленного настоящим Законом срока.
Мировое соглашение-процедура, применяемая в процессе банкротства, предусматривающее соглашение между должником и кредиторами об исполнении обязательств должника, которое является обязательным для исполнения другими кредиторами после одобрения судом.
Начало процесса банкротства — момент принятия решения судом, собранием кредиторов, Национальным банком КР о признании (объявлении) должника банкротом и проведении процедуры специального администрирования с назначением специального администратора.
«Специальное администрирование (СА) — процедура процесса банкротства, применяемая в отношении должника. СА в отношении должника — юридического лица может проводиться в судебном или внесудебном порядке, в отношении должника — индивидуального предпринимателя — только в судебном порядке» Витрянский В.Д. Банкротство: ожидания и реальность. / — Экономика и жизнь, 1994. — №49. — С. 6…
Методами СА является ликвидация или реструктуризация юридического лица и банкротство индивидуального предпринимателя.
Предусматривает назначение специального администратора, продажу (отчуждение) активов должника, включенных в ликвидационную массу, третьим лицам в интересах кредиторов и прекращение юридического лица или предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя.
Закон о банкротстве значительно сократил сроки рассмотрения дел, сократив до одного месяца со дня принятия дела к производству, при этом судья имеет право продлить его по мотивированному определению еще на 1 месяц.
При наличии бесспорных требований суд обязан вынести решение о признании должника банкротом и о начале процедуры специального администрирования должника в течение 7 календарных дней со дня вынесения определения судом о принятии заявления к рассмотрению и назначить специального администратора.
Действующее законодательство предоставляет суду право отсрочить принятие решения о начале специального администрирования должника, если должник согласился удовлетворить требования заявителя в полном объеме после возбуждения производства по делу. В этом случае суд выносит определение о приостановлении производства по делу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, арбитражная юстиция представляет собой отдельную форму судебной власти. Она известна государствам СНГ, но сравнительно редко встречается в других странах, в которых экономические споры рассматривают суды общей юрисдикции.
Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, федеральным конституционным законом «Об Арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. и другими федеральными конституционными законами.
Общими задачами всех арбитражных судов являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства; содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.
Для решения задач арбитражные суды выполняют органично связанные между собой функции:
а) разрешают возникающие в процессе предпринимательской деятельности споры;
б) предупреждают нарушения законодательства;
в) ведут статистический учет и осуществляют анализ статистических данных о своей деятельности;
г) осуществляют международные связи в установленном порядке.
По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает Регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации (п. З ст. 10 Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации).
Во всех арбитражных судах имеется аппарат, который обеспечивает деятельность этих судов. Работники аппарата являются государственными служащими. Производство во всех арбитражных судах ведется только на русском языке.