Конспект
В.Г.Белинский, разделениепоэзии на роды и виды (1841)
выполниластудентка
217 группы
ТреногинаДарья
Поэзия – высший родискусства. Всякое другое искусство стеснено и ограниченно в своей творческойдеятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется. Произведенияархитектуры – это еще только переход от условного символизма к абсолютномуискусству; это еще не мысль, воплотившаяся в художественную форму, нохудожественная форма, только намекающая на мысль. Сфера творческой деятельностискульптуры не простирается на всего человека, а ограничивается только внешнимиформами его тела. Живописи доступен и внутренний мир человека, но и живописьограничивается схватыванием одного момента явления. Выражаемые музыкой идеинеотделимы от звуков, а звуки, много говоря душе, ничего не выговаривают ясно иопределенно уму. Поэзия выражается в свободном человеком слове, которое и естьзвук, и картина, и ясное представление. Поэзия представляет собой целостьискусства, всю его организацию. поэтический сочинениеэпос лирика драма
1. Эпическая поэзия.
Всё внутреннее глубоко уходит здесь во внешнее, и обе этистороны — внутреннее и внешнее — не видны отдельно одна от другой, но в непосредственнойсовокупности представляют замкнутую в самой себе реальность — событие. Здесь невидно поэта; мир развивается сам собою, и поэт является только простымповествователем.
2. Лирическая поэзия
Поэзия проникает вовнутреннюю сторону события, во внутренность этих сил, из которых развиваетсявнешняя реальность, события и действие. Это царство субъективности, мирвнутренний. Здесь личность поэта на первом плане и мы через нее все понимаем.
3. Драматическаяпоэзия
Высший род поэзии и венецискусства.
· Внутреннее(субъективное) становится внешним, реальным (объективным).
· Развиваетсяопределенное, реальное действие, выходящее из различных субъективных иобъективных сил.
· Здесь мы видимсамый процесс начала и возникновения действия из индивидуальных воль ихарактеров.
Эпическая и лирическаяпоэзия – две отвлеченные крайности мира, одна другой противоположные.Драматическая поэзия – слияние этих крайностей в живое и самостоятельноетретье.
Различия эпоса илирики.
В эпической поэзиивыражается созерцание мира и жизни, как сущих по себе и пребывающих вравнодушии к самим себе и созерцающему их поэту или читателю.
Лирическая поэзия,напротив, поэзия субъективная, внутренняя, выражение самого поэта.
В эпосе субъект поглощенпредметом, в лирике он проникает его собою, но и изводит из внутренней глубинывсе те ощущения, которые пробудило в нем столкновение с предметом. Лирикадробна: отдельный человек в различные моменты полон различным содержанием.
Различие эпоса и драмы.
Несмотря на то, что вдраме, как и в эпосе есть событие, драма и эпопея диаметрально противоположныедруг другу. В эпопее господствует событие, а в драме – человек. Герой эпоса –происшествие; герой драмы – личность человека. В драме жизнь не только по себе,но и для себя. В драме сила и важность события дает себя знать, как «Коллизия»,или та ошибка, то столкновение между естественным влечением сердца героя и егопонятием о долге.
Хотя все 3 рода поэзиисуществуют отдельно один от другого, но они не всегда отличаются резкимиграницами. Эпическое произведение не только ничего не теряет, когда в неговходит драматический элемент, но еще и много выигрывает. (Повесть Гоголя «Тарас Бульба»)
Точно так же, как бываетдрама в эпосе, бывает и эпопея в драме. Герой греческой трагедии не человек, асобытие. В своих героях греческие трагики олицетворяли общие силы и стихиинародной и общественной жизни (Софокл «Антигона»).
В новейшем искусствеэпическим характером отличаются иногда драмы исторического содержания, основнаяидея которых берется из сферы высшей государственной жизни («Макбет»Шекспир).
Лирические произведенияпринимают иногда эпический характер. От драмы они заимствуют только форму,которая способствует сильнейшему выражению жизни («Поэт и Чернь»Пушкина).
Эпическая поэзия .
Эпос, слово, сказаниепередает предмет в его внешней видимости и вообще развивает предмет, что онесть и как он есть. Содержание эпопеи должны составлять сущность жизни,субстанциальные силы, состояние и быт народа, еще не отделившегося отиндивидуального источника своей жизни. Народность – одно из основных условийэпической поэмы: сам поэт смотрит на события глазами своего народа, не отделяяот этого события своей личности.
Субстанциальная жизньнарода должна выразиться в событии, чтобы дать содержание для эпопеи. Троянскаявойна дала богатый материал для «Илиады» и «Одиссеи».Действующие лица эпопеи должны быть полными представителями национального духа(Ахиллес Гомера).
Эпопея нашего времени –есть роман.
· Он возник изновейшей цивилизации христианских народов
· Содержаниемромана может служить частная жизнь, которая никак не могла служить содержаниемгреческой эпопеи
· Для романа жизньявляется в человеке, то есть не нужно, чтобы Ревека была царица, нужно только,чтобы она была женщина.
Повесть – тот же роман,только в меньшем объеме, который условливается сущностью и объемом самогосодержания.
Хотя новейшие стихотворныепоэмы, образцы которых представляют поэмы Байрона и Пушкина и которые в эпоху своегопоявления назывались романтическими поэмами, — хотя они, по явному присутствию вних лирического элемента, и должны называться лирическими поэмами, но, тем неменее, они принадлежат к эпическому роду, т.к. основание каждой из них –событие; эпическая форма.
Впрочем, это уже эпопеянашего времени, смешанная эпопея.
К эпическому родуотносится еще идиллия или эклога, из которой XVIII век сделал особый род поэзии– поэзию пастушескую, или буколическую.
· Приторная,сладенькая сентиментальность, гнилое чувство любви, лишенное всякой энергии
· Ее выдумали,чтобы показать, как нелепа клевета на древних, и чтобы дать истинное понятие обидиллии.
Эпической поэзиипринадлежат аполог и басня – практическая и обиходная мудрость житейская. Этотрод поэзии достиг высшего развития только в двух новейших литературах:французской и русской.
Лирическая поэзия.
Виды лирической поэзиизависят от отношений субъекта и общему содержанию. Если субъект погружается вэлемент общего созерцания и теряет в нем свою индивидуальность, то являются:гимн, дифирамб, псальмы, пеаны.
Субъективность поэта,сознав уже себя, свободно берет и объемлет собою какой-либо интересующий еепредмет: тогда является ода.
Предмет оды сам по себеимеет субстанциальный интерес (различные сферы жизни, действительности,сознания). Ода – средний род между гимном или дифирамбом и песнею, тоже малосвойствен нашему времени. В о де больше внешнего и объективного.
В посланиях и сатирахвзгляд поэта на предметы преобладает над ощущением. Поэтому стихотворения этогорода могут превосходить объемом песню и другие лирические произведения.
Элегия – песня грустногосодержания, но в нашей литературе возник особый род исторической или эпическойэлегии.
· Поэт вводитсобытие под формою воспоминания, проникнутого грустью.
· Объем обширнееобычных лирических произведений.
В балладе эпический поэтберет какое-нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретаетсобытие в этом роде. Но в ней главное не событие, а ощущение и дума, на которуюоно наводит читателя.
Драматическая поэзия.
Драма представляетсовершившееся событие как бы совершающееся в настоящем времени, перед глазамичитателя или зрителя.
Трагедия – высший роддрамы. Ее сущность заключается в коллизии, т.е. в столкновении, сшибкеестественного влечения сердца с нравственным долгом. С идеею трагедии соединяетсяидея ужасного, мрачного события, роковой развязки. Немцы называют трагедию –печальным зрелищем. Случайность, не имеющая прямого отношения к основной идеепроизведения, не может иметь место в трагедии (смерть Дездемоны есть следствиеревности Отелло, а не дело случая).
Драматическая поэзия –высшая ступень развития поэзии и венец искусства, а трагедия есть высшаяступень драматической поэзии, трагедия заключает в себе всю сущностьдраматической поэзии в нее входит комический элемент.
Сущность комедии –противоречие явлений жизни с сущностью и назначением жизни. В этом смысле жизньявляется в комедии как отрицание самой себя. В основании комедии лежитглубочайший юмор. Личность поэта в ней не видно только по наружности, но егосубъективное созерцание жизни непосредственно есть в ней («Ревизор»Гоголь).
Драма — особый виддраматической поэзии, занимающий середину между трагедией и комедией.
· Ведет начало отмелодрамы, которая дала оппозицию надутой и неестественной тогдашней трагедии.
Эпические драмы
· Есть характеры исобытия
· Развязка почтивсегда счастливая
· Герой драмы – этосама жизнь (Шекспир, Гете)
Низшая комедия
· Может возвышатьсядо художественности созданием оригинальных характеров, верным изображениемнравов
· В основании неюмор, а комическая веселость
· Может относитьсяи к искусству, и к беллетристике
Например, «Недоросль»Фонвизина.
В литературе прошлоговека существовало еще несколько родов поэзии, особую важность имелдидактический или поучительный. В огромных поэмах учили земледелию, скотоводству,астрономии, арифметике.…Этот род возник в упаде искусства. Образцомдидактической поэзии мы считаем поэтические афоризмы Жан-Поля Рихтера.