План
Введение
1. Эволюция разделения власти
2. Понятие и признакигосударственного органа
2.1 Законодательная власть: структураи порядок формирования, принципы деятельности, полномочия
2.2 Исполнительная власть: структураи порядок формирования, принципы деятельности, полномочия
2.3 Судебная власть: структура ипорядок формирования, принципы деятельности, полномочия
Заключение
Введение
Целью исследования темы«Разделение властей государственного механизма » является рассмотрение и анализроли и назначения теории разделения властей в сфере власти и управлениягосударственного устройства.
Рассматриваятеорию разделения властей как принцип демократического государства, необходимовыяснить следующие вопросы: обеспечено ли в нем народовластие, народныйсуверенитет, недопустимость ограничения прав, равноправие, равенство гражданперед законом и судом; соблюдены ли личные, политические,социально-экономические и другие права человека.
Осуществляясвои функции, государство выступает как особый и весьма сложный социальныймеханизм, действующий в определённых формах и опирающийся на определённыеметоды осуществления власти.
Сам термин «механизм»понимается как определённая система, обеспечивающая функционирование некоегоцелого. Именно в основных компонентах механизма государства наиболее отчётливопроявляется структура «внутренняя организация государства».
Как сложная социальнаясистема государство для реализации своих задач и функций не может существовать,не опираясь на определённый управленческий аппарат, способный к тому жепринуждать к исполнению принимаемых государственных решений. Государствунеобходим особо организованный и структурный аппарат публичной власти. Онсостоит из различных государственных органов, учреждений, которыевзаимодействуют между собой и в совокупности представляют целостный, сложенофункционирующий механизм. Причем, как правило, это целостная, иерархическипостроенная система государственных органов, учреждений и служб.
Организациягосударственной власти, построение государственного механизма во многомобусловлены сущностью государства, стоящим перед ним задачами и целями. Наструктуру и функционирование механизма государства влияют и формагосударственного устройства, и форма правления, и политический режим.
Нужно подчеркнуть, чтоаппарат современных государств, громоздок и сложен в организационном отношении;постоянно растёт численность чиновников, работающих в различныхадминистративных органах, ведомствах и т.п.
Роль и место каждогооргана в механизме государства непосредственно связанны с правовым статусомэтого органа, закреплённого в нормативно правовых актах, с важностью ихарактером функций государства, осуществлении которых данный орган участвует.
С точки зрения теорииразделения власти структура механизма государства включает три основныхэлемента: органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Каждый государственныйорган действует в установленном государством порядке и согласно статье 6Конституции Приднестровской Молдавской Республики, в которой написано«Государственная власть в Приднестровской Молдавской Республике осуществляетсяна основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органызаконодательной, исполнительной и судебной власти в пределах своих полномочийсамостоятельны.»
Все государственныеорганы образуются в установленном государственном порядке и представляют собойчасть единой системы органов государственной власти Приднестровской МолдавскойРеспублики.
1. Эволюция разделениявласти
XIX в. в Россиихарактеризуется развитием идей дворянских либералов, одним из видных представителейкоторых является М. М. Сперанский. его «план государственного преобразования» визвестной мере опирается на принцип разделения властных полномочий приформировании основной цели — о переходе к конституционной монархии. По мнениюМ. М. Сперанского, единая «державная власть», олицетворенная «государем»,должна находить свое проявление в трех властях: законодательной, исполнительнойи судебной. По замыслу Сперанского, «в порядке законном» Государственная думадействует как сословно-цензовый представительный орган государства, выражающий«народное мнение». Однако, при принятии решений Государственная Дума быласвязана словом монарха. «В порядке управления» действует правительство,министры, которые назначаются императором и ответственны перед законодательнойвластью. « В порядке судном» выступает Сенат, члены которого избираютсягубернскими думами и утверждаются царем. « Общее соединение всехгосударственных сил» осуществляет Государственный Совет, основным назначениемкоторого и является практическое руководство всеми другими органами.
Крупнейший представительлиберальной политической мысли второй половины XIX-начала XX в. в. Б. Н. Чичерин признавал единствогосударственной власти, и подчеркивал, что «государство составляет единоецелое, а потому задача его состоит в согласном действии всех элементов».Конституционная концепция Б. Н. Чичерина строилась на взаимодействии четырехвластей: законодательной, правительственной, судебной и власти монарха.Аристократическая верхняя палата была призвана поддерживать стабильностьобщественной жизни. Нижняя палата, составляемая из народных представителей,должна была играть активную роль в установлении общеобязательных юридическихнорм. Вся палата правительственной власти, наделенной полномочиями поуправлению государством, сосредотачивалась в руках монарха, который назначал исменял министров, ответственных перед парламентом. Назначением судебной властиявлялась охрана законности, причем судебная власть была независима от другихвластей, и в ее реализации должны были принимать участие все элементы общества.Четвертую власть представляло государственное единство, которое обеспечиваловысшее благо «целого, а не какой-либо части», являясь высшим представителемгосударства. Это власть монарха.
В марксистско-ленинскомпонимании принципиальный отказ от разделения властей в государственномустройстве, замена этого принципа на сугубо противоположное объединение —соединение властей в руках одного органа (Советов). Ф. Энгельс сводил смыслразделения властей к разделению труда в управлении государством, разделениюгосударственных функций на законодательные, исполнительные и судебные.
Советскомупериоду было свойственно полное не восприятие и непонимание конституционногоназначения принципа разделения властей. Принцип разделения властей в основномне был воспринят марксизмом, концепцией которого служила концентрациязаконодательной и исполнительной власти в руках одного государственного органа.Не понимание принципа разделения властей в России привело к возникновению «командно-административнойсистемы». В самом начале данного периода по инерции продолжало доминироватьвосприятие государственной власти в лице Советов как явления единого инеделимого. Традиционно считалось, что в плане применения теории разделениявластей к российской действительности «разделению» подлежат не сами ветвигосударственной власти, а лишь властные функции. Закрепление в КонституцииРоссии в 1992 г. положения о том, что «система государственной власти в ПриднестровскойМолдавской Республике основана на принципах разделения законодательной,исполнительной и судебной властей» свидетельствовало об официальном признанииэтой теории.
2. Понятие и признакигосударственного органа
Орган государства – этосоставная часть механизма государства, имеющая в соответствии с закономсобственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретнойсферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частямигосударственного механизма, образующими единое целое.
Основные признакигосударственного органа, отличающих его от других органов и организацийгосударства:
Во-первых – это самоеглавное- орган государства осуществляет свою деятельность от имени государства,для чего он наделяется соответствующими государственно-властными полномочиями.Выражается это в том, что орган государства наделяется правомочием на изданиенормативных правовых и индивидуальных актов.
Во-вторых – деятельностьоргана государства всегда юридически оформлена. Она осуществляется на основаниинормативно правового акта, как правило – специального «положения» огосударственном органе. В таком акте определяется правовой статус данногооргана, его полномочия, закрепляется внутренняя структура, порядок, процедураего деятельности, основы взаимоотношений с другими органами, учреждениями иорганизациями .
В-третьих — органгосударства представляет собой относительно обособленную, самостоятельнуюструктуру, которая занимает своё, строго определённое место в системегосударственных органов и осуществляет свою деятельность по реализациисоответствующей государственной функции в пределах своей компетенции, то есть вконкретных, четко определённых законодательством формах, а такжеспецифическими, присущими данному виду органов методами.
В-четвертых — дляосуществления возложенных на него функций и ресурсного обеспечениядеятельности, государственный орган наделяется определёнными финансовыми идругими материальными средствами.
В-пятых – органгосударства создаётся в учредительном порядке (правительство, министерство).
Только в совокупности всеперечисленные признаки дают представления о таком понятии, как «государственныйорган». Общие признаки, присущие всем государственным органам, не исключаюттого, что существуют специфические черты и особенности в порядке образования,структуры, характера деятельности конкретного государственного органа,обусловленные его местом и ролью в системе органов государственной власти.
«Среди авторов,занимающихся проблемами государственной власти, нет единого мнения о том, какимдолжен быть госаппарат, как должны соотносится между собой различные ветви государственнойвласти, а следовательно, и их носители – государственные органы».[1]
В ПриднестровскойМолдавской Республике принцип разделения властей как конституционный принципорганизации и осуществления государственной власти введён КонституциейПриднестровской Молдавской Республики.
Государственная власть неможет быть объединена в руках одного органа или одного лица полномочия двух илитрёх ветвей власти. Законодательная власть не может предоставляться одномулицу. Исполнительные органы государственной власти не могут быть наделеныполномочиями по изданию законов, а законодательная власть не может бытьнаделена распорядительными полномочиями по оперативному управлению органами и учреждениямиисполнительных и судебных органов государственной власти.
2.1 Законодательнаявласть: структура и порядок формирования, принципы деятельности, полномочия
Значительное место всистеме органов государственной власти отводится её законодательной ветви.Законодательная власть – это право и возможность издавать общеобязательныенормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер, тоесть устанавливать правила, определяющие основы общественно значимого поведенияи деятельности физических и юридических лиц, органов и учреждений государства,общественных объединений. Законодательная власть рассматривается как выражениеволи всего народа, его интересов, народного суверенитета. По этому законы имеютпосле конституции (основного закона) высшую юридическую силу и приоритет передактами исполнительной власти: акты президента, правительства, министерства,ведомств не могут противоречить закону. Лишь органы конституционного контролямогут лишить закон действия, в случаи, если они признают, что законпротиворечит конституции.
Законодательный органзанимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку всоответствии с принципом разделения властей законодательная власть являетсянаиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которыеисполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательнойосновой для деятельности судебной власти.
Обычно законодательнаявласть в стране осуществляется представительным государственным органом, имеющейобобщённое название «Парламент»
Парламент от французскогослова «говорить» — первоначально (в Западной Европе в ХII-XIII в.в.) торжественныесобрания, имевшие разные составы и значения (например: совещательные собраниязнатных людей); затем термин «парламент» постепенно закрепился в Англии в концеXIII века за высшимсословно-представительным собранием, во Франции за высшими судебно-административнымиучреждениями.
Проводя анализ органовзаконодательной власти, государственная власть в большей или меньшей степенизависит то формы правления. В большинстве стран закреплена президентская формаправления.
Парламенты стран Европыимеют одно или двух полатную структуру.
Конституции федеративныхгосударств устанавливают двух палатный парламент. Нижняя палата такогопарламента формируется, как правело, посредством избирания депутатов на основевсеобщего, равного и прямого избирательного права путём тайного и свободногоголосования по территориальным избирательным округам по системепропорционального представительства. Именно нижние палаты и осуществляютзаконодательную функцию парламента. В Российской Федерации в Совет Федераций(верхняя палата) направляется по два представителя от каждого СубъектаФедерации, по одному от представительного и исполнительного органа власти.
В унитарных государствахпарламент, как правило, состоит из одной палаты, депутаты которых избираются наоснове всеобщего, равного и прямого избирательного права путём тайного и всеобщегоголосования по территориальным избирательным округам, по системепропорционального представительства.
«Верховный СоветПриднестровской Молдавской Республики является представительным и единственным законодательныморганом государственной власти Приднестровской Молдавской Республики».[2]
Депутаты ВерховногоСовета избираются гражданами Республики на основе равного и прямогоизбирательного права путём голосования.
«Верховный СоветПриднестровской Молдавской Республики из своего состава избирает председателя иего заместителей. Порядок избирания председателя, заместителей председателяВерховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, определяетсярегламентом Верховного Совета».[3]
Практически всеКонституции государств, провозглашают принцип неприкосновенности депутатов,предоставляя им иммунитет от преследования в судебном или административномпорядке. Депутат так же, как правило, не может быть привлечен какой-либоответственности за голосование или мнение, высказанное в ходе осуществлениясвоих полномочий. К ответственности депутаты Верховного Совета ПриднестровскойМолдавской Республики могут быть привлечены только в случаях прямо предусмотренныхКонституцией.
«Срок полномочийпарламента различен. Более того, имеются различия в сроках полномочий верхней инижней палатах. В основном, конституция государств устанавливают четырёх летнийсрок. В отдельных государствах этот срок может составлять пять лет» [4].
Так же имеются различия всубъектах, наделённых правом законодательной инициативы в тех или иныхгосударствах, в зависимости от того, какова форма правления в государстве –президентская или парламентская. В странах с президентской или полупрезидентской формами правления законодательной инициативой наделяется ипрезидент государства.
Верховный СоветПриднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьёй 62 КонституцииПриднестровской Молдавской Республики правомочен рассматривать и решать всевопросы, отнесённые настоящей конституцией к законодательному регулированию и квыполнению его контрольных функций. Ни один акт законодательства не может бытьпринят Верховным Советом на своём заседании, если он предварительно нерассмотрен рабочим органом Верховного Совета.
«Верховный Совет ПриднестровскойМолдавской Республики по средствам принятия законодательных актов:
а) об утверждении указовПрезидента о введении военного, чрезвычайного положения.
б) об объявленииамнистий.
в) по вопросам мира ивойны.
г) об утверждениикомиссий внутренней и внешней политики, национальной безопасностиПриднестровской Молдавской Республики и её военной доктрины.
д) о проведении натерритории Приднестровской Молдавской Республики референдума или всенародногообсуждения наиболее важных вопросов государственной или общественной жизни.
е) о назначении надолжность и освобождении от должности Председателей Конституционного,Верховного и Арбитражного судов по представлению Президента ПриднестровскойМолдавской Республики, о назначении на должность и освобождении от должностидвух судей Конституционного суда.
ж) о назначении надолжность на установленный законом срок и освобождении от должности попредставлению Президента Приднестровской Молдавской Республики ПрокурораПриднестровской Молдавской Республики, Председателя центрального банкагосударства.
з) о толковании законов,правовых актов, не имеющих законодательного характера, принимаемые ВерховнымСоветом.
и) принимает иные акты ирешения, не требующие законодательного регулирования.
к) о назначенииУполномоченного по правам человека».[5]
Право законодательнойинициативы принадлежит Президенту Приднестровской Молдавской Республики,депутатам Верховного Совета, Прокурору Приднестровской Молдавской Республики,районным и городским Советам народных депутатов Приднестровской МолдавскойРеспублики.
Полномочия ВерховногоСовета прекращаются с истечением срока, в течении которого в соответствии сКонституцией он должен осуществлять свои функции. Однако полномочия могут бытьпрекращены и досрочно по средствам роспуска Верховного Совета. Иногда ВерховныйСовет может принять решение о самороспуске. Однако в Конституции предусмотреныслучаи, при которых Верховный Совет не может быть распущен. Как правило, это впериод военного или чрезвычайного положения.
В Конституции также могути не быть предусмотрены основания, по которым возможен роспуск ВерховногоСовета или парламента, а имеются только указания на такую возможность.
В своем знаменитомпроизведении «Два трактата о правлении» (1690г.) Локк писал: «Хотя вконституционном государстве, опирающемся на свой собственный базис идействующем в соответствии со своей собственной природой, то есть радисохранения общества, может быть одна верховная власть, а именнозаконодательная, которой все остальные подчиняются и должны подчиняться, все жезаконодательная власть представляет собой лишь доверенную власть, котораядолжна действовать ради определенных целей, и поэтому по-прежнему остается ународа верховная власть устранять или заменять законодательный орган…»[6].
Наряду с высшими органамивласти в каждой стране имеются местные органы. Они называются по-разному. Ноцель и назначение их сходны: осуществление государственной власти и управлениена местах.
Органы местного самоуправлениясамостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняютместный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрануобщественного порядка, а также решают вопросы местного значения.
2.2 Исполнительная власть:структура и порядок формирования, принципы деятельности, полномочия
В ПриднестровскойМолдавской Республике соблюдён принцип разделения властей, регламентирующий втекстах своей конституции организацию и функционирование исполнительной ветвивласти. Исполнительная власть представляет собой совокупность полномочий поуправлению государственными делами, внешнеполитического представительства,полномочия по осуществлению различного рода административного контроля. Иногдаи законодательные полномочия, а также систему государственных органов,осуществляющих вышеперечисленные полномочия.
Правительство – этовысший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, которыйнепосредственно осуществляет управление страной. В различных странахправительства имеют разные названия: кабинет министров, совет министров.
Высшим органом, осуществляющимуправление делами государства, является Президент и Кабинет Министров.
Президент ПриднестровскойМолдавской Республики избирается гражданами Республики на основе всеобщегоравного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Выборы ПрезидентаПриднестровской Молдавской Республики осуществляются на основе мажоритарнойизбирательной системы (относительного большинства). Одновременно с Президентоми на тот же срок избирается Вице-президент.
Срок полномочийПрезидента Приднестровской Молдавской Республики – 5 лет.
Личность Президента иВице-президента Приднестровской Молдавской Республики не прикосновенна.
Президент являетсягарантом Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики, прав исвобод человека и гражданина, обеспечивает точное исполнение Конституции изаконов. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охранесуверенитета Республики, её независимости и территориальной целостности,обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органовгосударственной власти.
Президент в соответствиис Конституцией и законами разрабатывает концепцию внутренней и внешней политикигосударства и принимает меры к её реализации.
Президент ПМР являетсяГлавнокомандующим Вооруженными силами ПМР и в силу этого самостоятельно либо посогласованию с Верховным Советом принимает любые законные меры, направленные наукрепление обороноспособности Республики.
Президент ПриднестровскойМолдавской Республики при обстоятельствах и в порядке, предусмотренномконституционным законом, вводит на территории Приднестровской МолдавскойРеспублики или в отдельных её местах чрезвычайное положение.
Президент осуществляетобщее руководство исполнительными органами власти и управления, и обеспечиваетих взаимодействие с другими органами государственной власти и управления,должностные лица возглавляющие их, подчинены Президенту.
В пределах основныхнаправлений внутренней и внешней политики и в рамках, определяемых законом,каждый министр, руководитель ведомства, глава государственной администрациисамостоятельно и под свою ответственность ведёт дела подведомственной ему сферыуправления, административной территории.
Для эффективнойреализации функций государства, установленных настоящей Конституцией, ПрезидентПриднестровской Молдавской Республики принимает решения об образовании министерств,ведомств и иных органов государственного управления.
Президент ПриднестровскойМолдавской Республики в установленном порядке определяет вопросы, отнесённые кведению министерств, ведомств и иных органов государственного управления, атакже самостоятельно определяет полномочия государственных должностных лицисполнительной власти.
«ПрезидентПриднестровской Молдавской Республики имеет право отменять либоприостанавливать правовые акты министерств и ведомств, государственныхадминистраций, иных органов государственной власти, подчиненных либоподконтрольных Президенту Приднестровской Молдавской Республики».[7]
Для осуществления своихполномочий в качестве главы исполнительной власти Президент формирует КабинетМинистров в него входят:
1. министр обороны
2. министргосударственной безопасности
3. министрвнутренних дел
4. министр юстиций
5. министрпросвещения
6. министр природныхресурсов и экологического контроля
7. министрздравоохранения и социальной защиты.
8. министрпромышленности
9. министр экономики
10. министриностранных дел
11. министр информацийи телекоммуникаций
12. министр финансов
Перечень министерств вразных странах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечиватьбезопасность страны, поддержание общественного порядка, эффективное иоптимальное управление основными наиболее важными сторонами жизни общества:экономикой, социальным строительством.
Министерства и ведомстваформируются исходя из тех конкретных задач, которые они должны решать.
«При правительстве могутбыть образованы и другие центральные ведомства (например, комитет по деламрелигии). К числу специфических органов и учреждений исполнительной властиотносятся органы охраны правопорядка (милиция), государственная автоинспекция,исправительно-трудовые учреждения; органы государственной безопасности;вооруженные силы. Они отличаются от других исполнительных органов структурой,содержанием и методами своей деятельности. При охране задач по охране законногопорядка, обеспечения безопасности государства, обороны страны от нападенияизвне могут применяться принудительные меры, в том числе с использованиембоевой техники и оружия, что не характерно для других исполнительных органов»[8].
К ведению КабинетаМинистров относятся:
а) выработка мер пореализации внутренней и внешней политики государства
б) разработка необходимыхмер, направленных на реализацию актов законодательства ПриднестровскойМолдавской Республики.
г) осуществление иныхполномочий, возложенных на Кабинет Министров Президентом ПриднестровскойМолдавской Республики. При этом Президент не вправе делегировать КабинетМинистров полномочия, отнесенные к ведению Президента ПриднестровскойМолдавской Республики настоящей Конституцией.
Все решения принимаемыеКабинетом Министров, вводятся в действие Президентом Приднестровской МолдавскойРеспублики.
Министры, руководителиведомств, иных исполнительных органов государственной власти и управления, ихзаместителей и иные должностные лица исполнительных органов государственнойвласти и управления, непосредственно подчинены Президенту, послы, иные полномочныепредставители Республики назначаются на должность и освобождаются от должностиПрезидентом за исключением случаев, оговоренных Конституцией.
Прекращение полномочийПрезидента Приднестровской Молдавской Республики влечет за собой отставкучленов Кабинета Министров и иных должностных лиц, непосредственно подчиненныхПрезиденту.
«Президент,Вице-президент Приднестровской Молдавской Республики, министры, руководителиведомств, иные государственные должностные лица исполнительных органов властине могут занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, осуществлятьпредпринимательскую и иную деятельность, за исключением научной,преподавательской и иной творческой деятельности, входить в состав руководящегооргана или наблюдательного совета коммерческой организации, быть депутатомВерховного Совета и иных представительных органов в Приднестровской МолдавскойРеспублике, а также приостанавливают членство в политических партиях и другихобщественных обледенениях, преследующих политические цели, на весь срокполномочий».[9]
«Министерства, ведомстваи иные республиканские органы управления создаются исключительно для выполненияфункций государства, их деятельность финансируется только из государственногобюджета».[10]
2.3 Судебная власть: структураи порядок ее формирования, принципы деятельности, полномочия
«Суд – это органгосударства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных,гражданских и административных дел в установленными законами данногогосударства процессуальном порядке»[11].
Существование судебнойвласти наряду с законодательной и исполнительной власти — признак демократического,правового государства. Основное назначение судебной власти – охрана членовобщества от любого произвола, причем как от произвола других граждан, так и отпроизвола самого государства, его органов и должностных лиц. Судебная властьявляется независимой и самостоятельной ветвью государственной власти. Судебнаявласть осуществляется специальными органами – судами. Основным назначениемсудов является защита прав всех субъектов, права путем разбирательства впроцессуальной форме уголовных и гражданских дел и споров.
Правосудие представляет собойвид государственной деятельности, направленное на рассмотрение и разрешениясоциальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушениемнорм права.
В системе государственныхвластей судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом,позволяющим эффективно направлять действия законодательной и исполнительнойвласти в правильные рамки.
Правосудие имеет рядспецифических признаков: оно осуществляется от имени государства специальнымигосударственными органами – судами, по средствам рассмотрения в судебныхзаседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной процессуальнойформе.
Первыммеждународно-правовым документом, включающим конституционно-правовые по своемухарактеру принципы, относящиеся к правосудию, является Всеобщая декларация правчеловека 1948 года которая закрепляет:
1. равенство всехперед законом
2. права на судебнуюзащиту
3. неприкосновенностьличности в отношениях с правоохранительными органами
4. права набеспристрастность и гласный суд
5. презумпция невиновности и принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы.
Эти принципы были развитыи дополнены Пактом о гражданских и политических правах 1966 года и Итоговымдокументом Венской встречи 1989 года
Судебная власть ПриднестровскойМолдавской Республики осуществляется судами по средствам конституционного,гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства.
Различают три ветвисудебной власти:
1. Конституционныйсуд Приднестровской Молдавской Республики – гарантирует верховенствоКонституции, обеспечивает соблюдения принципа разделения властей, гарантируетответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством.Конституционный суд состоит из 6 судей, включая председателя суда. Президент ПМР,Верховный Совет ПМР, съезд судей ПМР назначают по двое судей Конституционногосуда. Срок полномочий судей Конституционного суда – 7 лет.
2. Верховный судПриднестровской Молдавской Республики – является высшим судебным органом погражданским, уголовным, административным и иным делам. Осуществляет надзор за судамиобщей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формахсудебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебнойпрактики.
3. Арбитражный судПриднестровской Молдавской Республики – является высшим судебным органом поразрешению экономических споров и иных дел, определенных законом.
Судопроизводство вПриднестровской Молдавской Республике определяется конституционным законам всоответствии с Конституцией. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Бюджет судов долженобеспечиваться возможностью полного и не зависимого выполнения ими своихконституционных полномочий, бюджетная обеспеченность органов судебной власти неможет быть меньше бюджетной обеспеченности иных органов государственной власти.
Судьи при осуществленииправосудия независимы и подчиняются только Конституции ПриднестровскойМолдавской Республики и закону.
Какое-либо вмешательствов деятельность судей по оправлению правосудия недопустимо и влечетответственность по закону.
«Суд, установив прирассмотрении дела несоответствие нормативного акта государственного или иногооргана Конституции или закону, принимает решение в соответствии с конституциейи законом».[12]
Судьями могут быть толькограждане Приднестровской Молдавской Республики, имеющие высшее юридическоеобразование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.
Судьей Конституционногосуда, может быть гражданин Приднестровской Молдавской Республики, имеющийвысшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности неменее 10 лет.
Судья Верховного иАрбитражного суда назначаются Президентом по представлению председателей.
Мировые судьи избираютсянаселением из числа лиц, отвечающим требованиям части 1 статьи 82 КонституцииПриднестровской Молдавской Республики на основе всеобщего равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий мировых судей 5лет.
Судья занимают должностьбессрочно до достижения им возраста 65 лет, кроме судей которые назначены впервые, мировых судей и лиц, участвующих в качестве судей в отправленииправосудия в Конституционном суде.
«Первое назначение надолжность судьи осуществляется сроком на пять лет за исключением случаев,оговоренных в конституцией».[13]
В период своих полномочийсудья не могут осуществлять предпринимательскую или другую деятельность, кромепреподавательской, научной или иной творческой деятельности.
На период своихполномочий судьи не могут состоять в политических партиях, общественныхобледенениях, преследующих политические цели. Исполнение обязанностей судейнесовместимо исполнением депутатских обязанностей
В соответствии с конституцией,в которой гласит: «личность судьи не прикосновенна, судья не может бытьпривлечен к ответственности иначе как в порядке, установленным законом».
Заключение
Теория разделения властейи ее основные идеи нашли отражения во всех «писаных» конституциях государств.
Принцип разделениявластей используется в качестве конституционной основы осуществлениягосударственной власти. Суть этого в том, что государственная власть исходит отнарода, едина и не делима, самостоятельна и не зависит ни от какой другойвласти. И для того, чтобы какой либо государственный орган не смогсконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно ею пользоваться,единая государственная власть функционально делится на три ветви:
— Законодательную власть(Верховный Совет)
— Исполнительную власть(Президент, Кабинет Министров)
— Судебную власть (Конституционный,Верховный, Арбитражный суды)
Законодательная властьрассматривает и решает все вопросы, отнесенные Конституцией к законодательномурегулированию и к выполнению его контрольных функций, и ни один актзаконодательства не может быть принят, если он предварительно не рассмотренрабочим органом Верховного Совета.
Исполнительная властьиздает указы и распоряжения, являющиеся правовыми актами, имеющие подзаконныйхарактер, и которые не должны противоречить Конституции и законам. Занимаетсяреализацией мер внутренней и внешней политики государства, осуществляетзаконодательную инициативу.
Судебная властьосуществляется государственными специальными органами власти – судамиКонституционного, Верховного и Арбитражного. Особое место среди судов занимаетКонституционный суд, который осуществляет надзор за соблюдением конституциейвсех ветвей власти и граждан. Верховный суд занимается рассмотрениемгражданских, уголовных, административных и иных дел общей юрисдикции.Арбитражный суд рассматривает дела связанные с экономическими спорами междуорганизациями и предпринимателями.
Анализируя исследуемуютему можно сделать вывод, что в современных условиях существованияконституционного строя принцип разделения властей имеет большое значение. Он нацеленна то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждениеавторитаризма и диктаторского режима в обществе. Он предусматривает систему«сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможныеошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Благодаряфункционированию системы разделения властей происходит рационализация иоптимизация деятельности государства, всех его структур и на этой основеповышение эффективности всего механизма управления государственными делами.
Разделение властейпредполагает распределение властных полномочий между различными ветвямигосударственной власти, социальными группами, что служит целям развитиядемократии, законности, защите прав и свобод человека. Государственноевоздействие на общественные процессы происходит в трех организационно-правовыхформах, отличающихся порядком образования, составом, структурой, выполняемымизадачами, формами, методами деятельности, характером и видами издаваемыхправовых актов. Теория разделения властей связана с принципами верховенствазаконов, незыблемости прав и свобод человека, четкой регламентированнойдеятельности государственных органов, общественного контроля над деятельностьюгосударственного аппарата. Разделение властей является одним из важнейшихгарантов сохранения общественного права, государственной стабильности исоциального благополучия. Все системы принципов и институтов разделения властейнаправлены на то, чтобы исключить злоупотребление властью, ограничить вмешательствовластных структур в определенные сферы общественной жизни.
Поэтому на сегодняшнийдень концепция разделения властей прочно укоренилась в качестве основыгосударственного устройства в развитых странах.
Список литературы
1. КонституцияПриднестровской Молдавской Республики – Тирасполь. Издательство Литера 2000г.
2. Сравнительноправовой анализ Конституций европейских государств. Под общей редакциейГригорьева В.А… Тирасполь. 2006г.
3. Теориягосударства и права. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией ПиголкинаА.С… Москва: Издательский дом Городец. 2003г.
4. Барнашев С.С.Теория разделения властей: Становление, развитие, применение. Томск. 1988г
5. Теориягосударства и права. Хропанюк В.Н. Учебник для высших учебных вузов. (2-е издание,дополнительное, исправленное). Под редакцией Стрекозова В.Г. Москва.: ИздательствоДТД 1996г.
6. Теориягосударства и права. Хропанюк В.Н. Учебник для высших учебных заведений. (3-еиздание, дополнительное, исправленное). Под редакцией Стрекозова В.Г. Москва:Издательство Интерстиль, Омега-Л 2006г.
7. Мазутов Н. И.,Малько А. В. Теория государства и права. Москва: 1996
8. Проблемы теориигосударства и права. Под редакцией. Марченко М. Н. Москва: ИздательствоПроспект. 1999г.
9. Перевалов В.Д. иКовешников Е.М. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-хтомах. Москва: Издательство Зерцало 1998г.
10. Марченко М. Н. Разделение властей:история и современность. Москва. 1996г.