Введение.
Современный периодразвития российской экономики характеризуется глубокими изменениями ворганизации и ведении предпринимательской деятельности на уровне конкретныххозяйствующих субъектов. Эти изменения обуславливают необходимость качественноновых подходов к постижению основ и правил экономического поведения торговыхпредприятий в рыночной среде. В условиях рыночных отношений возросла деловаяактивность тех отраслей, в которые выгоднее вкладывать деньги, где можнополучить максимальную прибыль, при минимальном по времени обороте средств:торговля, общественное питание, торговое посредничество, кредитно-финансоваясфера и страхование. Большинство образованных субъектов рынка, в отличие от предприятийкооперативной торговли, ориентировано в своей стратегии на расширение масштабовдеятельности и направляет усилия на обеспечение лидирующих рыночных позицийвзамен получения текущей прибыли.
Улучшение показателейдеятельности предприятий торговли во многом зависит от масштаба предприятия ирынка его функционирования. При этом эффективный (оптимальный) масштабпредприятия является объектом пристального внимания, как практическихработников, так и ученых – экономистов. Отдельные вопросы оптимального размерапредприятия и влияния масштаба на финансовые результаты деятельностирассматривались в работах отечественных ученых (Булатов А.С., Горфинкель В.Я.,Гальперин А.С., Максимова В.Ф, Райзберг Б.А.), а так же в зарубежнойэкономической литературе – Тюнен.Й., Чендлер А., Саймон Г., Кембелл Р.Макконел, Стенли Л.Брю, Ревентлоу П., Фишер С., Хорн В. и др. Экономисты вбольшинстве работ сосредоточили свое внимание на выявлении положительного иотрицательного эффектов от роста объемов деятельности и выявлении оптимальногоразмера предприятий сферы производства. При этом основным показателям размерапредприятия выступает объем выпуска или реализации продукции. Цельюисследований показателей масштаба другими экономистами является распределениепредприятий по размеру: малые, средние и крупные. Комплексный подход куправлению масштабами торговых предприятий в целом, и в торговле в частности,полностью не реализован. Структурная перестройка базовых отраслей отечественногопроизводства предполагает выработку критериев оптимизации масштабов современныхпредприятий, обеспечивающих их адаптацию к рыночным условиям. Деформацияосновных структурно-воспроизводственных пропорций в результате поспешногоперехода к рынку явилась препятствием на пути оптимального развертыванияпроизводственных систем, реализации их преимуществ. В условиях экономическойнестабильности необходимость разработки новых подходов к экономическомууправлению масштабами предприятий торговли, исследование закономерностей,лежащих в основе формирования оптимальных размеров предприятий определяет актуальностьработы.
Целью курсовой работыявляется раскрытие и систематизация факторов и условий, влияющих на оптимальныйразмер предприятия в структуре рыночной экономики. В соответствии с целью вработе решались следующие задачи:
— конкретизироватьсодержание категории «размер предприятия» и уточнить показатели его измерения;
— определить позитивные инегативные последствия наращивания масштаба предприятия;
— определить характервлияния внешней среды на внутреннюю структуру предприятия и его размер;
— оценить взаимосвязьмасштаба и финансовых результатов.
Предметом исследованияявляются отношения и факторы, лежащие в основе процесса оптимизации размеровпредприятий в современных условиях. В процессе анализа и обобщения информацииприменялись различные методы: сравнительный анализ, статистические группировки,ранжирование, индексный метод и другие. Диалектический подход позволилпроанализировать взаимозависимость основных критериев оптимизации размеровпредприятий, а так же взаимообусловленность внутренних и внешних факторов,определяющих оптимальный размер.
1. Экономическая сущность масштабапредприятия
Важнейшая цельсовременного этапа развития торговли – создание благоприятных условий дляэффективной деятельности торговых предприятий. Достижение этой целипредполагает, с одной стороны, совершенствование законодательной, финансовой,налоговой среды, в которой функционируют торговое предприятие (ТП), а с другой– требует серьезного улучшения работы самих предприятий в условиях рыночныхотношений. Нестабильность требует от предприятий высокой степени адаптивности.Зачастую на изменение условий деятельности предприятие вынуждено реагироватьизменением своего масштаба.
Термин «масштаб» (нем. Mа.Bstab) в экономическом значении в Малом экономическомсловаре трактуется как «размах, значение, охват, размеры» чего-либо. При этом«масштаб» и «размер» рассматриваются как слова синонимы. Так, В.Даль в«Толковом словаре русского языка» определяет «масштаб» как «мерило, мерник», а«размер» — как «мера». В отечественной и зарубежной экономической литературеразными авторами предлагались такие варианты раскрытия понятия размерапредприятия (организации), как, «масштабность операций» (the scаles of operations) или «пределы организации(организационной структуры) и ее ответственности (задач)» (the scope of an оrganization and its responsibilities»). Чаще всего экономисты определяютмасштаб предприятия как объем его деятельности. Ш.Майталь трактует масштаб фирмы,как «объем продаж». По нашему мнению, следует различать понятия «масштабдеятельности» и «масштаб предприятия». Показатели масштаба предприятия вомногом определяют масштаб деятельности предприятия и наоборот. Под масштабомдеятельности следует понимать размеры предприятия, измеренные объемом выпускаили реализации продукции или же долю предприятия на товарном рынке. Термин «масштабпредприятия» имеет более широкое значение, т.к. подразумевает не толькопоказатели деятельности, но и его имущественное состояние, его активы. Такимобразом, масштаб предприятия характеризуется объемом деятельности предприятия,долей завоеванного им рынка, капиталом или используемыми ресурсами.[1]
2. Основные направленияисследовательских концепций
Действующие в торговлепредприятия достаточно разнообразны с точки зрения выполняемых функций, организационно-правовогоустройства, масштабов, профиля деятельности. С позиции количественных критериевторговые предприятия можно рассматривать как крупные, средние и малые.Основными параметрами при этом выступают численность работников, годовой обороткапитала, величина товарооборота, размеры торговой площади, количествопосадочных мест, пропускная способность торгового зала.
Размер предприятия – это его величина, степеньразвития. Величина предприятия оказывает определяющее влияние на егодеятельность, в связи, с чем необходимо учитывать основныеорганизационно-экономические преимущества и недостатки различных по размерупредприятий, а так же иметь в виду взаимосвязь развития предпринимательства ивыработки эффективной рыночной стратегии ТП, исходя из масштабов егофункционирования.
Крупные торговыепредприятия сэкономической точки зрения наиболее сильны, так как имеют мощныйфинансово-экономический и имущественный потенциал, высокий уровеньконкурентоспособности, относительно низкие издержки обращения. Они могутпроводить маркетинговые исследования, рекламные кампании, осуществлятьсобственную ценовую политику, иметь широкую торговую сеть для реализациитоваров и прямые контакты с производителями. Однако такие фирмы не всегда динамичныв предпринимательской среде, они инертны в развитии экономической стратегии,имеют громоздкую управленческую структуру, а материальные стимулы инициативныхработников и предприятия в целом мало связаны с конечным результатом работы.
Средние торговые предприятия действуют, как правило, в пределахузкого сегмента рынка и удовлетворяют специфические запросы по реализациитоваров определенного ассортимента. Они обладают отличительными особенностямиторгово-технологического процесса, их товары имеют уникальные характеристики иориентированы на постоянных потребителей. Все это защищает такие предприятия отконкурентов, позволяет поддерживать достаточно высокие цены и обеспечиваетфинансовую стабильность. Предпринимательская активность у них выше, чем накрупных, поскольку требуется постоянный поиск новых идей, совершенствованиеторгово-технологического процесса, однако при этом отсутствует широкийассортимент и возможность переключать деятельность на другие товары. Существуетриск потери ноу-хау, а так же зависимость от определенного поставщика исложившегося контингента покупателей.
Термин «малоепредприятие», используемый в нормативной документации, характеризует ТП исходяиз численности работающих (ТП – до 100 человек, микро предприятия – до 15человек), но не дает представления о месте ТП на рынке товаров и услуг. Подсубъектами малого предпринимательства понимаются так же физические лица,ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Малые торговые предприятиянаилучшим образом приспособлены к удовлетворению тех потребностей, которые немогут в полном объеме обеспечить крупные и средние. Для них характерны простотав организации в организации товародвижения и учета, работа на местный рынок,высокая гибкость, вплоть до полной смены вида деятельности, профиля,ассортимента товаров, более экономное использование ресурсов, низкиеуправленческие расходы, повышенная скорость оборота капитала,заинтересованность каждого работника в конечных результатах труда и другиефакторы, обеспечивающие конкурентоспособность. Но именно небольшие предприятияв максимальной степени не защищены от внешних, не зависящих от них от нихфакторов. Им труднее получить кредит, наладить рекламу; больше средствтребуется на изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-техническойинформации; невозможно проводить независимую ценовую политику. Без помощигосударства такие предприятия не смогут существовать и конкурировать с крупнымиторговыми фирмами, которые свободно действуют на рынке, устанавливая контрольнад ценами, качеством и ассортиментом продукции, порой в ущерб потребителям. ВРоссии по мере расширения сферы частного предпринимательства и укреплениярыночных отношений постепенно формируется законодательная база по развитию иподдержке малых предприятий, предоставлению им налоговых льгот. [2]
На проблему оптимальногоразмера предприятия можно выделить три основных направления развитияисследовательских концепций: технологическое, институциональное истратегическое.
В технологическомнаправлении(классическая, неоклассическая теория фирмы) оптимальный размер предприятиярассматривается в виде производственной функции, выражающей технологическую иэкономическую зависимость результатов производства от используемых факторов.Критерием оптимальности является минимально эффективный размер предприятия –это чисто технологический критерий, выражающей поведение издержек производства.Оптимальный размер предприятия определяется сопоставлением положительного иотрицательного эффективного масштаба производства. Планирование розничноготоварооборота ТП, особенно нового, целесообразно начинать с определенияминимального объема товарооборота, ориентированного на обеспечение безубыточнойработы. В процессе хозяйственной деятельности ТП несет определенные расходыпостоянные (аренда, амортизация, расходы на содержание зданий и т.д.) ипеременные (затраты, связанные с покупкой товаров, их транспортировкой,хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, реализацией). Темп изменениясовокупных затрат отклоняется от темпа изменения объема товарооборота. Врезультате объем товарооборота в своей критической точке позволяет покрытьпостоянные и переменные затраты. При этом минимально необходимый объемтоварооборота позволяет обеспечить предприятию безубыточную работу.
В центре институциональнойтеории находится объяснение существования многообразных форм предприятий,анализ пределов их роста с позиции эффективности, где теоретическиминструментарием являются трансакционные издержки. Экономическую природутрансакционных издержек Р.Коуз определяет как издержки по осуществлению деловыхопераций. Ф.Найт считает, что трансакционные издержки связаны с ситуацияминеопределенности в окружающей экономической среде. Их определяют какоперационные издержки сверх основных затрат на производство и обращение товаровили как стоимость ресурсов, используемых для нахождения торговых партнеров,проведения переговоров об условиях торговли, составления контрактов и обеспеченияправ собственности, получаемых посредством конкретных операций. Они имеютособое значение при организации новых предприятий, особенно при формированиифинансово-промышленных групп, которое сопровождается значительными затратами напроработку организационных проектов и их согласования с участниками группыразличными ведомствами
Таким образом,трансакционные издержки справедливо трактуются как отличные от производственныхиздержек и представляющие собой затраты на управление предприятием или издержкиего эксплуатации. [3]
В институциональнойтеории так же признается, что оптимальный размер предприятия достигается засчет минимизации издержек, но они рассматриваются шире, не только связанные стехнологическими, но и управленческими затратами.
В стратегическомнаправлении оптимальности размера предприятия (теория игр, «концепцияграниц») указывается, что применительно к сложным рынкам современной экономики,не всегда однозначно можно определить оптимальный размер предприятия. Рынкидинамичны по своей природе. Можно указать только границы допустимых рыночныхисходов, учитывая стратегические факторы роста фирмы.
Вопросу оптимальногоразмера предприятия уделялось большое внимание в постсоветской России.Особенностью советской экономики было преобладание крупных предприятий при явнозаниженной по сравнению с развитыми рыночными экономиками доле мелких исредних, т.к. отечественные ученые видели преимущества только крупногопроизводства и считали его оптимальным из-за реализации эффекта масштаба иудобства централизованного управления.
Предприятие всоциалистической экономике являлось исполнителем народнохозяйственных планов,задача которых сводилась к организации текущего выпуска продукции в строгомсоответствии с планом. Все те стратегические функции, которые фирма имеет врыночной экономике, были вынесены за пределы предприятия и выполнялись органамигосударственного управления.
Это объясняет отличие подходаотечественных ученых от мирового к определению оптимального размера предприятияна основе исключительно технологических аспектов производства и отсутствиеисследований по данной проблеме в институциональном и стратегическомнаправлениях.
В современной России спереходом на рыночные отношения оптимальный размер предприятия рассматриваетсяв связи с реструктуризацией функционирующих предприятий. В работах И.В.Ивнина,М.Я. Краковской, А.А.Ноздрина, Ф.Репке указывается, что одной из основных задачаналитического обеспечения реструктуризации является определение рациональныхграниц предприятия и исследование факторов, влияющих на положение этих границ.
При разукрупнениипредприятий или их интеграции необходимо учитывать следующие факторы, которыемогут снизить стратегический потенциал деструктурируемого предприятия:экономическая эффективность, восприимчивость к рыночным сигналам, управляемостьпредприятия, его целенаправленность, научно-технический уровень производства,концентрация информации и производственного опыта. Таким образом, можносказать, что оптимальный размер предприятия характеризуется многокритериальнойсистемой, которую необходимо рассматривать в технологическом, институциональноми стратегическом аспектах с учетом развития рынка.[4]
3. Критерии оптимального размераторговых предприятий
Показатели масштабапредприятия одновременно являются критериями его измерения. В зависимости откритерия измерения можно выделить количественный, качественный и комбинированныйподходы к определению масштаба предприятия. Наиболее часть висследовательских целях используется количественный подход, основанный наиспользовании показателей объем продаж (годовой оборот), число занятых,балансовая стоимость активов или основных фондов. Главным достоинствомколичественных определений является удобство их использования.
Качественные варианты определения масштаба предприятияпредусматривают использование качественных критериев. Преимуществомкачественного подхода является учет широкого спектра присущих разнымпредприятиям критериев, таких как, система менеджмента, система контроляпроизводительности, система мотивации и т.д. Основным недостатком этого подходаявляется сложность его применения, обусловленная трудностью доступа квнутрифирменной информации для определения подобных характеристик. Возможнотакже дополнение качественного определения количественными показателями. Вкачестве примера такого подхода можно отнести определение масштабанидерландского экономиста Ван Хорна, который критерием определения размерапредприятия считает:
— количествопроизведенных (реализованных) товаров, услуг;
— мощность ресурсов(капитала, человеческих ресурсов и т.д.);
— уровень системыуправления, административных процедур и технология;
— систематичностьменеджмента;
— уровень соотношенияуправленческих должностей и собственности.
Таким образом, кпоказателям, наиболее часто используемых при характеристике размеровпредприятия можно отнести: объем продаж, численность занятых, стоимость активов,доля рынка. Для более детального изучения масштабов можно использовать ряд частныхи производных показателей. Например: стоимость основного капитала, количество истоимость отдельных видов продукции, количество предприятий и ихтерриториальное размещение, удельные веса предложенных показателей на местном,национальном, отраслевом и международном уровне, а также уровень менеджмента,уровень организации труда и научно-технического потенциала и другие показатели.Следует отметить, что для отдельных отраслей экономики система показателейимеет свои особенности, т.к. отражает специфику деятельности этих отраслей.Так, в торговой отрасли к показателям следует относить торговую площадьмагазина, количество обсуживаемого населения, степень охвата товарооборотом денежныхдоходов или покупательных фондов населения и другие. Из вышеизложенногоследует, что масштабы предприятия или отрасли свидетельствуют о значимостиагентов на рынке, в отрасли, в экономике страны. По данным Федеральной службыгосударственной статистики основные показатели деятельности предприятийторговли представлены в таблице 1[5].
таблица 1 Организации, осуществляющие торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт Организации оптовой торговли (включая торговлю через агентов), кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами Организации розничной торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, и по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования 2005 2006 2005 2006 2005 2006
Всего
Число организаций1) (на конец года), тыс. 44,0 52,1 398,6 460,0 133,3 182,5 Среднегодовая численность работников, тыс. человек 397,4 420,5 2265,0 2413,8 1808,4 1872,5 Оборот организаций, млрд.руб. 1211,7 1837,4 10251,7 14651,9 2659,7 3127,3
нвестиции в основной капитал2), млн.руб. 11000 16221 71381 84285 38124 58704 Валовая прибыль, млрд. руб. 129,4 208,6 2032,4 3029,2 330,9 480,1 Коммерческие и управленческие расходы, млрд.руб. 85,6 135,8 1286,8 1952,9 265,1 385,5
Крупные и средние организации
Число организаций1) (на конец года), тыс. 2,4 2,4 19,6 19,2 15,5 14,8 Среднегодовая численность работников, тыс. человек 143,5 157,3 522,5 549,9 950,5 1041,8 Оборот организаций, млрд.руб. 596,6 919,3 4710,2 6308,4 1048,9 1388,4
Инвестиции в основной капитал (3), млн.руб. 8425 12457 55216 68237 34243 55741 Валовая прибыль, млрд.руб. 76,0 122,9 1459,6 2271,2 223,7 335,3 Коммерческие и управленческие расходы, млрд.руб. 48,6 74,9 887,7 1378,3 183,3 279,5
Малые предприятия4) Число предприятий (на конец года), тыс. 32,8 38,6 316,7 321,5 99,3 104,5 Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. чел. 217,2 252,3 1604,9 1739,9 683,6 749,6 Оборот организаций, млрд.руб. 968,9 784,3 5633,5 7233,3 603,5 703,7 Инвестиции в основной капитал, млн.руб. 2575,3 3764,1 16164,6 16047,8 3881,0 2962,9
1) Данные приведены на основеСтатистического регистра хозяйствующих субъектов, включающего фактическидействовавшие юридические лица.2) Без параметров скрытой инеформальной деятельности.3) Включая организации, средняячисленность работников которых не превышает 15 человек, не относящихся ксубъектам малого предпринимательства.4) По результатампроведенных выборочных обследований.
4. Направления роста и развитияторгового предприятия
Все ТП независимо отформы собственности, масштабов и видов деятельности – розничная, оптоваяторговля, общественное питание — организуют торгово-технологический процесс наплановой основе. Планирование направлено на разработку и обоснование экономическогоразвития предприятия и его структурных звеньев на определенный период всоответствии с целью его функционирования и уровнем ресурсного обеспечения. Назначениепланирования состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешниефакторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия. Переходпредприятий к рыночным условиям хозяйствования сместил акценты в сферепланирования. Рост и развитие ТП не однозначные понятия. Рост масштабов можетпроисходить с развитием или при его отсутствии. Рост — это увеличениеколичественных объемов деятельности предприятия (увеличение товарооборота,расширение торговой площади, открытие новых мест реализации и т.п. Многие,особенно мелкие ТП и предприятия общественного питания (ПОП), рассчитанные наопределенный контингент потребителей, имеют ограниченные возможности роста вотличие от крупных фирм, которые могут планировать увеличение своей доли на рынке,открывать новые предприятия, перепрофилировать действующие и т.п. БольшинствоТП в целях повышения конкурентоспособности при планировании своей деятельностиосновное внимание должны уделять вопросам развития, связанным с качествомработы предприятия. Развитие – это постоянный процесс повышенияэффективности хозяйственно-финансовой деятельности, улучшение использованияимущественного и трудового потенциала, совершенствования форм и методов продажитоваров, повышения уровня обслуживания покупателей и т.п. Возможностипланирования на ТП ограничены рядом объективных и субъективных причин. Кнаиболее важным из них относят: неопределенность рыночной среды, затраты на планирование,масштабы деятельности ТП. Последний фактор способен как ограничивать, так ирасширять возможности планирования. Крупные фирмы имеют определенныепреимущества, поскольку обладают финансовыми возможностями, информационнымматериалом, результатами исследований рынка, специалистами. Небольшим ТП сложнопроводить масштабную плановую работу, осуществлять дорогостоящее стратегическоепланирование. Однако они могут интенсивно применять готовые модели стратегий,адаптируя к своей специфике. Более простая внутренняя среда небольшого ТПпозволяет объединить людей для наилучшего достижения поставленных целей.
Любое ТП выбирает свое стратегическоенаправление, основанное на одной из базисных. Стратегия стабильностипредполагает сосредоточение на существующих направлениях деятельности и ихподдержку. Стратегия роста применяется динамично развивающимисяпредприятиями с быстро меняющимися условиями деятельности. Для нее характерноежегодное превышение уровня развития по сравнению с предшествующим годом. Стратегияограниченного роста применяют ТП со стабильным рынком реализации,сложившимся контингентом потребителей. Стратегия сокращения используетсяпредприятиями достаточно редко. К ней прибегают вынужденно, когда показателидеятельности приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры немогут ее изменить. Комбинированная стратегия представляет собой сочетаниерассмотренных альтернатив – ограниченного роста, роста и сокращения. Этойстратегии придерживаются крупные фирмы с разветвленной торговой сетью илифункционирующие в различных сферах.
Важнейшим условиемуспешного функционирования ТП в конкурентной среде является выбор того илииного направления стратегического роста. Наиболее распространенные направления– интенсивный, интеграционный и диверсификационный рост.
При интенсивном ростевыявляются все возможности, которыми может воспользоваться предприятие присложившихся масштабах деятельности. Интенсивное направление роста оправдано,когда ТП не в полной мере использовало возможности на действующем рынке, незаполнило до конца избранную рыночную нишу. Выделяют следующие разновидностиинтенсивного роста:
— глубокое внедрение нарынок, которое заключается в поиске возможностей увеличения объема продажитоваров на освоенном, но еще не насыщенном рынке с помощью более активныхмаркетинговых действий;
— расширение границрынка, заключающееся в стремлении увеличить товарооборот за счет освоениядополнительных мест реализации;
— совершенствованиепродукции, товара, которое выражается в попытках увеличить товарооборот за счетпродажи новых видов товаров или совершенствования качества товаров сложившегосяассортимента.
При интеграционномросте выявляются возможности взаимопроникновения и взаимосвязи с другимиэлементами системы маркетинга. Интеграционный рост на уровне ТП оправдан, когдау него сложились прочные финансовые позиции и оно может получить дополнительныевыгоды за счет перемещения капитала в рамках своей или близкой к ней сферыдеятельности. Выделяют следующие виды интеграционного роста:
— горизонтальнаяинтеграция – стремление предприятия овладеть или осуществить жесткий контрольнад предприятиями конкурентами, действующими на аналогичном товарном рынке. Какправило, это проявляется в расширении сети магазинов, контролируемых однойфирмой;
— регрессивная интеграция– попытки получить во владение или поставить под контроль своих поставщиков;
— прогрессивнаяинтеграция – стремление предприятия овладеть или осуществить контроль над всейсистемой товародвижения, распределения и продажи товаров.
Диверсификационный вариант роста целесообразноиспользовать в тех случаях, когда освоенная сфера деятельности исчерпанаполностью и нет возможности для дальнейшего прогресса. Или же когда возможностиболее привлекательны за пределами данной отрасли. При этом предприятие должновыявить у себя то направление деятельности, где накопленный им опыт работы будетиспользован с наибольшей пользой.
Конкурентная стратегияторгового предприятия нацелена на достижение конкурентных преимуществ:
— преимущество виздержках (то есть оптимизации затрат);
— дифференциация товара (тоесть наличие уникального товара или услуги, чаще всего закрепленного торговоймаркой);
— фокусирование продаж(то есть сосредоточение усилий на определенном сегменте рынка, группепокупателей, географическом секторе).
По мере воплощенияпоставленных целей предприятие меняет размер и масштаб деятельности.
Товарооборот – один изважнейших синтетических показателей развития, как на уровне предприятия, так ина уровне региона, страны в целом. Главной целью ТП является получениемаксимальной прибыли, а товарооборот выступает в качестве необходимого иважнейшего условия, без которого не может быть достигнута эта цель. ПосколькуТП получает определенную сумму дохода с каждого рубля от реализации товаров, томаксимизация прибыли требует постоянного увеличения объема товарооборота какосновного фактора роста доходов и прибыли, а также относительного сниженияиздержек обращения и расходов на оплату труда. На объем товарооборота ТПоказывает влияние большое число факторов. Их подразделяют на три группы:
— факторы, связанные стоварными ресурсами;
— факторы, связанные счисленностью работников и производительностью их труда;
— факторы, связанные сналичием и эффективностью использования основных фондов торгового предприятия ирежимом его работы;
— платежеспособный спроснаселения.
В современнойэкономической литературе разрабатываются некоторые теории оптимизациидеятельности предприятия с точки зрения максимизации прибыли или минимизации затрат.Большинство экономистов, что только прибыль определяет поведение агентов нарынке. При этом исходят из следующего: прибыль исключительно важна для любогопредприятия и если в основу теории положено предположение о том, что стремлениедобиться максимизации прибыли является единственным побудительным мотивомдействия предприятия. В настоящее время разрабатываются также теорииоптимизации деятельности предприятия, в основе которых не заложен принципмаксимизации прибыли. По мнению некоторых исследователей, цель, предприятияявляется максимизация не прибыли, а объема продаж. Так как, это расширяетмасштаб и отражается на престиже предприятия и, кроме того, на положении изаработке его работников. Согласно теории «удовлетворения»предприятие стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее непредпринимает усилий ее максимизировать. Г.Саймон пишет по этому поводу:”… цель фирмы не максимизация прибыли, а достижение определенного уровняили нормы прибыли, удержание определенной доли на рынке и определенного уровняпродаж”. Эта теория наиболее близка стратегическому положению организацийи предприятий торговли. Согласно «эволюционной теории» предприятиястремятся, но могут не достигать максимальной прибыли или достигают ее числослучайно, так как в постоянно меняющихся условиях предприятие не можетадекватно реагировать. Сторонники эволюционной теории подкрепляют свои выводыматериалами из практики, которые свидетельствуют о том, что предприятия главнымобразом направляют свои усилия на то, чтобы добиться определенной доли на рынкеи удержать ее. Несмотря на то, что в выше указанных теориях целью предприятия ине является максимизация прибыли, но последняя все же сохраняет свою функцию — бытьдвижущей силой в экономике. Поэтому, определяя эффективный масштаб предприятиянеобходимо иметь такое соотношение всех его показателей, при котором будетдостигаться критерий оптимальности. Только в этом случае следует говорить обоптимальном размере предприятия. В зарубежной экономической литературе вместоконцепции оптимального размера предприятия используется концепция минимальногоэффективного размера (МЭР). МЭР деятельности, при котором фирма можетминимизировать свои долгосрочные средние издержки. Применительно к торговойотрасли, МЭР — уровень реализации товаров, начиная с которого прекращаетсядействие эффекта экономии, обусловленной ростом масштаба. Улучшение финансовыхпоказателей деятельности во многом зависит от масштаба предприятия, а также отразмеров рынка, субъектом которого является данное предприятие. Влияние фактораэкономии, обусловленного масштабами, означает, что расширение размеровпредприятия и рынка сбыта, позволяет внедрять более эффективные методыдеятельности, что в свою очередь, ведет к росту производительности труда иулучшению финансовых показателей деятельности. В связи с этим многиепредприятия и даже целые отрасли принимают решение о расширении своей деятельности.Основными причинами расширения предприятий являются: сокращение среднихиздержек; расширение доли рынка: обеспечение стабильности работы и другие.Масштабы торговых предприятий могут увеличиваться за счет объединений(концентрации) или за счет внутренних источников — увеличения доли рынкаимеющегося товара и расширения ассортимента реализуемых товаров. Объединение(интеграция) между предприятиями имеет место тогда, когда в результате егосвершения две или более компании получают какие-либо взаимные выгоды. В целомпроцесс объединения может происходить по одному из двух путей: слияния илипоглощения. Когда происходит слияние предприятий, функционирующие отдельнопредприятия осуществляют передачу своих активов и пассивов новой компании,специально создаваемой для этого, и при этом перестают существовать какотдельные самостоятельные единицы. Поглощение (приобретение) имеет место в томслучае, когда одна компания приобретает контроль над другой (становитсяхолдинговой компанией) путем прямой скупки ее акций.
Так, в периодстановления рыночных отношений потребительский рынок нашей страны развивается внаправлении стремительного расширения торгового сектора экономики. В настоящеевремя усиливаются интеграционные процессы между торговыми предприятиями, а такжес товаропроизводителями и банками. Возникают торгово-промышленные, оптово-розничныегруппы, совместные предприятия, имеющие, в большинстве своем, конгломератнуюоснову. Преимущества объединения предприятие состоит, во-первых, экономией,обусловленной ростом масштабов деятельности. Так как масштабы объединенногопредприятия будут гораздо больше, чем у любой из фирм до интеграции ипоявляется возможность улучшения управления за счет лучшей координации ицентрализации функций, более рациональных капиталовложений, приобретения ииспользования ценных ноу-хау, патентов, репутации торговой марки, возможностиболее рациональных продаж и широкой торговой рекламы; во-вторых, контролю надрынком, так как интеграция предприятий, безусловно, уменьшает количество конкурентови позволяет предприятию «диктовать» свои условия на рынке. Однако,кроме достоинств объединения существуют и недостатки:
— сусложнением структурной организации предприятия функция управления можетоказаться недостаточно оперативной, сложной;
— проблемы,связанные с осуществлением интеграции, могут оказаться весьма трудными длярешения (разрушение сложившихся отношений между сотрудниками);
— возможностьпотери торгового имени и необходимость согласования двух или более сторон — участников интеграции.
Выводы
Извышеизложенного следует, что прежде чем принять решение о расширении масштаба,предприятие должно оценить положительные и негативные стороны этого увеличения.Увеличение масштаба предприятия за счет роста объемов продаж имеющихся товаровили расширения ассортимента реализуемых изделий и услуг можно осуществить либоизменением нескольких используемых ресурсов при постоянстве остальных, либоизменением одновременно всех используемых ресурсов. Стратегия роста торговогопредприятия во многом определяется его финансовыми возможностями. Как правило,в краткосрочном периоде предприятие пытается извлечь максимальную выгоду отразличия между переменными и постоянными затратами, которое является основойдля разграничения двух временных интервалов: краткосрочным и долгосрочным. Расширениеразмеров предприятия при увеличении некоторых затрат по отношению к другим,неизменным затратам происходит в краткосрочном периоде. При этом общееколичество реализуемой продукции, как правило, увеличивается. Наращиваниеобъемов деятельности предприятия в краткосрочном периоде приводит к снижениюиздержек на единицу реализуемой продукции, что связано с различной динамикойпостоянной и переменной части затрат. Однако после определенного момента врезультате прибавления дополнительных затрат получаемый прирост розничноготоварооборота постепенно уменьшается, то есть, начинает действовать законубывающей доходности или отдачи. Причиной уменьшения дополнительной доходностиявляется уменьшение количества фиксированных ресурсов по отношению к новым«порциям» изменяющихся ресурсов. Таким образом, закон убывающейдоходности, утверждает, что при непрерывном увеличении количества определенногофактора производства (при прочих неизменных условиях) прирост предельногодохода вначале увеличивается, а затем уменьшается.
С цельюмаксимизации прибыли торговое предприятие должно выбирать такую технологию,которая минимизировала бы издержки обращения любого выбранного им объема.Хозяйственная деятельность предприятия торговли считается эффективной лишь втом случае, когда его объем продаж является максимально возможным прииспользовании точно определенных объемов ресурсов. Каждое предприятие и дажецелые отрасли при любой экономической системе стремятся к достижениюоптимальных размеров, используя при этом знание объективных экономическихзакономерностей и применяя их на практике.