КСРпо предмету «Экономическая и социальная география западных стран»
Тема:«Экономико-социальныеособенности народонаселения мира. Размещение населения. Проблемы урбанизации»
Подготовилстудент 1 курса, 2-й группы МО ФМО
Николаев Василий
Минск,2006
Рассматривая такую тему как «Размещениенаселения», следует отметить, что из множества исторических, географических,политических и других факторов, наиболее серьёзное неоспоримое влияние нагеографию населения мира оказывают следующие:
1. Природный фактор,
2. Социально-экономический,
3. Общеисторический,
4. Демографический,
5. Случайный.
Далее мы будем рассматривать каждый из факторовв отдельности.
Природный (географический) фактор. По мнению современныхучёных, родина людей – остров Ява. Наши пращуры были, предположительно,низкорослы и темнокожи. Они освоили внушительные пространства суши. В процессеадаптации к местным условиям люди разделились на расы. Тем не менее, несмотряна всю универсальность человека, его ареал обитания не охватывает всейповерхности Земли: Полярье и Заполярье, горы, пустыни и тропические джунглиостаются наиболее незаселёнными областями планеты. К примеру, в низменностяхживёт до 56% всех землян, 25% обитает на высоте от 200 до 500 метров, авыше 1000 метров – только 8%. Соответственно и средняя высота, на которойпредпочитают селиться люди – 320 метров, а средняя высота всей суши (кроме зон,расположенных за Полярным кругом) – 725 метров. К тому же наибольшая плотностьнаселения наблюдается в субэкваторе и субтропиках планеты.
Социально-экономический фактор. Существует зависимостьв размещении по удалённости от побережья, наиболее благоприятной зоной дляразвития хозяйства. Выделяют зоны непосредственного прибрежного расселения(до 50 км от моря; 30% населения мира и 40% всех горожан), опосредованного(от 50 до 200 км; 25% населения Земли) и независимые зоны (от 200кмот моря; 45% поселений). Итого до половины всех людей планеты живут менее чем в200-х километрах от побережья Мирового океана!
Общеисторический фактор. Наступление и сходледников, массовые миграции животных и племён (которые часто двигались вслед заними), набеги кочевников и многочисленные войны и эпидемии не могли не оставитьсвой отпечаток на географию размещения человеческих поселений. Особенно в этомплане интересны Великое переселение народов (раннее средневековье), эпохаВеликих географических открытий (интенсивное заселение Северо-востока США иширокий вывоз рабов из стран Африки).
Демографический фактор. Представляет собойматематическую зависимость естественного прироста населения и миграций отплотности заселённости территории. Особенно сильно в наше время на показательестественного прироста влияет демографическая политика государства.Наибольшая плотность населения наблюдается в высокоиндустриальных странахЕвропы (в основном из-за небольшой территории), а также в некоторых странахАзии и Африки. К примеру, в Великобритании плотность населения составляет 243 чел/кв.км, а в Бангладеш доходит до 970 чел/кв. км!
Случайный фактор. Является по существунаиболее непонятным из основных факторов, влияющих на размещение людей наЗемле. Полностью основан на теории вероятности и оттого не подлежит какому-либодостоверному анализу…
Из особенностей размещения населения стоитотметить соотношение «Запад – Восток» (20 и 80% соответственно), «Север– Юг» (90 и 10%), разницу плотности населения по частям света (Азия – 130чел./кв. км; Европа – 105 чел./кв. км; Африка – 30 чел./кв. км; обе Америки –20 и Австралия с Океанией – 4).
Проблемы урбанизации
С экономическим развитием современногогосударства тесно связаны процессы урбанизации как естественного средствауменьшения затратности хозяйства путём максимальной концентрации производства. Издавнаэта функция была возложена на города. Урбанизация как таковая шла всегда, нотолько с новейшего времени, когда до 48% всего населения мира стало житьв городе, проявились недостатки этого явления. За последние 50 лет рост числабольших (более 100 тысяч человек) городов по сравнению с 1900 годом составил 1000%!Выделяют до трёх этапов мировой урбанизации:
— начальный (XIX в., Европа и Америка);
— ускоренный (первая половина ХХ века, почтивсе регионы мира);
— современный/глобальный этап (наше время, весьмир).
Современный этап прозвали «городским взрывом»из-за весьма быстрого прироста городского населения (%). Его характернымичертами являются:
а) ускорение темпов роста горожан;
б) рост числа больших городов;
в) рост городских агломераций иагломераций-«миллионеров» (до 400);
г) т.н. «гиперурбанизация» (города от 8 млн.человек, всего около 20).
В наши дни города являются главным факторомнегативного человеческого воздействия на окружающую среду, так как именно в нихсосредоточены основные производственные мощности любой страны мира. Вследствиероста агломераций появляются целые области и даже регионы с неблагоприятнойэкологической обстановкой. Экологи уже ввели такие термины, как «урбосистема»(совокупность географических, биологических и технологических систем, когдафлора и фауна живой природы вынуждена существовать в условиях плотной городскойзастройки в самом разнообразном климате и экологической ситуации), т.н.«городская экосистема» (смесь природной и антропогенной подсистем).
Интересная особенность связана с урбанизацией вразвивающихся странах: город растёт не только вверх, но и начинает всё быстреезанимать новые пространства, образуя крупнейшие в мире агломерации (Мехико,Дели, Калькутта, Бомбей, Сан-Паулу, Шанхай и др.).
Много проблем связано и с влиянием на литосферуЗемли: при строительстве модифицируется рельеф, осушаются небольшие водоёмы иречки, возникают оползни и овраги, нередко грунтовые воды подтапливаютпостройки (из-за изменения уровня подземных вод в черте города). Низкаяэкологическая культура человека ведёт к образованию незапланированных властямисвалок бытовых отходов, промышленные предприятия также вносят посильный вклад взагрязнение земли токсичными отходами производства.
Гидросфера тоже страдает от огромного (в десяткираз большего в сравнении с сельским населением) личного потребления воды (до400 л/сут.), сточных вод, воздействия транспорта и др.
Состав атмосферы над крупнымиагломерациями изменяется не в лучшую сторону из-за летучих газообразныхотходов, дисперсной пыли, дыма фабрик и заводов в черте города. Особенноуязвима атмосфера к негативному воздействию транспорта. Шум от тысяч моторовтакже можно отнести к подвиду загрязнения воздушной среды.
Но, пожалуй, самое разрушительное воздействиегород, как не странно, оказывает на каждого из нас, его жителей. Потериотчасти сглаживаются более качественными, чем на селе, продуктами питания,преимуществами в медицинском обслуживании и др.
Возможное улучшение ситуации мне видится вследующих шагах:
— максимально широкое озеленение улиц,дворов, аллей;
— создание городских садов и парков сводоёмами, животными и птицами;
— создание реальной возможности(введением экономических, социальных и законодательных норм) частого ирегулярного (не менее 1 раза в месяц) выезда на природу;
— введение ограничений на загрязнениеотдельными видами отходов для каждого города в отдельности с целью болееполного контроля за общей экологической ситуацией.
Вряд ли в следующие полвека-век кардинальноизменится тип производства и люди перестанут так сильно зависеть от городов.Пока же городской населённый пункт – это зло, с которым приходится мириться.Идеи «экополисов» так же популярны, как и неисполнимы, а значит, нам ещё долгопредстоит терпеть шум, смог и непрекращающуюся суету Большого Города.
Список литературы
Максаковский, В. П. Географическаякартина мира: в 2 кн. / В. П. Максаковский. М., 2003. Кн.1: Общаяхарактеристика мира.
Алисов, Н. В. Экономическая исоциальная география мира (общий обзор): учеб. для вузов /Н. В. Алисов, Б. С. Хорев. М., 2001.
Любимов И. М.Общая политическая,экономическая и социальная география: Учебное пособие. – М.: Гелиос, 2001.
Перцик Е. Н. Города мира. География мировойурбанизации: Учебник для вузов. – М.: МО, 1999.
Пивоваров Ю. Л. Основы геоурбанистики:Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999.