Разработка бизнес-плана новой продукции

Содержание
 
Введение 
1. Планирование финансово-экономическойдеятельности предприятий в современных условиях 
1.1. Роль планирования вфинансово-экономической деятельности предприятий 
1.2. Бизнес-план, как методосуществления финансово-экономической деятельности предприятия 
2. Разработка бизнес-плана попроизводству новой
продукции ООО «Сладкий рай 
2.1. Описание проекта (РЕЗЮМЕ 
2.2. Общая характеристикапредприятия и продукции  
2.3. Анализ рынка и основныхконкурентов 
2.4. План производства 
2.5. План маркетинговой деятельности 
2.6 Организационный план 
2.7. Финансовый план 
Заключение 
Список использованной литературы

Введение
В условияхрыночной экономики успех деятельности фирмы и даже отдельного бизнесмена взначительной степени определяется тем, насколько профессионально подходитруководство к выбору стратегии и тактики ее ведения, то есть насколько грамотнооно реализует процесс внутрифирменного планирования.
Планирование – это сложный,многогранный процесс, требующий тщательной проработки ряда вопросов. Одним изважнейших элементов процесса планирования в целом является составлениебизнес-планов. Этот термин стал достаточно широко использоваться в Россиисравнительно недавно – лишь в начале 2000-х годов, однако к настоящему временипрактически любой более или менее крупный проект предваряется разработкойдетального бизнес-плана.
В зависимости от масштаба изначимости вопросов, затронутых в конкретном бизнес-плане, его можно трактоватьи как стратегический план развития компании, и как лишь отдельный элемент болееширокого плана действий. Подобные планы нужны, прежде всего, для обоснованиянекоторого нового направления развития, т.е. нередко они носят разовый, а нерегулярный характер.
Бизнес-план– это документ,отражающий в концентрированной форме ключевые показатели, обосновывающиецелесообразность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий сутьпредполагаемого нового направления деятельности фирмы. Отсутствие такогодокумента приводит к неэффективному распределению ограниченных финансовых иматериальных ресурсов; не позволяет сконцентрировать усилия всего персонала нарешении наиболее перспективных задач; создает сложности для проведения эффективногоконтроля из-за отсутствия другого обобщающего документа, позволяющего оценитьстепень отклонения фактически достигнутых результатов от запланированных.
Можно без преувеличения сказать,что бизнес-план является одним из наиболее эффективных инструментов,находящихся в арсенале высшего руководства компании, независимо от ее размеров,сферы и масштабов деятельности. Прежде чем начать предпринимательскуюдеятельность, надо быть уверенным, что она будет приносить доход, достаточныйдля обеспечения нормальной жизни предприятия, обслуживания текущих расчетов споставщиками и кредиторами и расширения производства. Бизнес-план не толькодает возможность обосновать, сколько потребуется средств для этого, но и служитнекоторым эталоном, относительно которого оценивается деятельность даннойфирмы.
Кроме общего плана будущейдеятельности фирмы могут разрабатывать частные бизнес-планы, отражающие те илииные аспекты ее деятельности. Необходимость подобных планов определяется, вчастности, идеей диверсификации деятельности, являющейся одним из основныхспособов обеспечения стабильности функционирования компании, страхования еевладельцев от финансовых потерь в связи с возможным спадом спроса на продукциюв той или иной сфере производства. Таким образом, бизнес-план используется, каквнутренний документ, являющийся ориентиром для принятия решений на всех уровняхуправления.
Все это обуславливает актуальность исследованиятеоретических и практических аспектов планирования деятельности предприятия.
Целью исследования данной работы является планированиефинансово-экономической деятельности предприятия в современных условиях,знакомство с методикой подготовки и расчета бизнес-плана по налаживаниюпроизводства новой продукции на примере булочки домашней.
Объектом изучения является ООО «Сладкий рай». Этопредприятие пищевой промышленности, основным видом деятельности которогоявляется производство кондитерских, мучных, хлебобулочных изделий, и их дальнейшаяреализация.
Предметом изучения являются процессы составлениябизнес-плана в долгосрочной перспективе (на 2-3 года).
Впроцессе написания дипломной работы были поставлены и решены следующие задачи:
-изучение роли планирования в экономической деятельностипредприятия;
-изучение бизнес-плана, как метода осуществленияфинансово-экономической деятельности предприятия;
-разработка бизнес-плана по производству ивыдвижению на рынок новой продукции;
— обобщениерезультатов проведенной работы и написание дипломной работы.
Методыисследования и изучения, используемые в процессе работы:
1.   опрос работников предприятия;
2.  статистический метод;
3.   графические способыотображения информации;
4.   методические приемыфинансового анализа хозяйственной деятельности;
5.   анализ предлагаемойфинансовой документации;
6.   личные наблюдения в процессепрохождения преддипломной практики.
В качестве методологическойосновы изучения широкоприменялись труды и учебные пособия российских и зарубежных авторов попроблемам планирования деятельности предприятий в условиях рыночной экономики.Базой выработки основных направлений явились нормативные акты, экономико-правовыедокументы предприятия, факты и данные, опубликованные в периодической печати.
Структура данной работы – состоит из введения, 2- х глав,заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 85страницах, включает 40 таблиц,  рисунков.
/>/>1.          Планированиефинансово-экономической деятельности предприятий в современных условиях
 />/>1.1. Роль планирования в финансово-экономическойдеятельности предприятий
В настоящее время в России бурно протекает процессформирования и совершенствования работы действующих предприятий различных формсобственности. Планирование является важнейшей частью предпринимательскойдеятельности.
Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла. Первый– общеэкономический, с точки зрения общей теории предприятия, ее природы.Второй – контрольно-управленческий. Здесь планирование – одна из функцийменеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и использовать этопредвидение.
Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможностьпланирования, как конкретного вида деятельности, вытекает из природы фирмы,напрямую определяется общими условиями хозяйствования.
Как показала практика, применение планирования создает важныепреимущества:
·    делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятныхусловий;
·    проясняет возникающие проблемы;
·    стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшейработе;
·    улучшает координацию действий в организации;
·    создает предпосылки для повышения образовательной подготовкименеджеров;
·    увеличивает возможности в обеспечении фирмы информацией;
·    способствует более рациональному распределению ресурсов;
·    улучшает контроль в организации.
Можно предположить, что планирование ведет к достижениюфирмой экономического успеха, который может быть выражен в высоких величинахоборота, прибыли, роста и других впечатляющих финансовых показателях. Некоторыеспециалисты по планированию пытаются найти конкретные примеры, которые могли быподтвердить такую зависимость. Однако дальше отдельных предположений делообычно не идет. Напротив, как показывает опыт, быстрый рост и большой успехфирмы очень часто не связаны с формальным планированием, а скорее являютсяследствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного руководствафирмой. Более того, многие предприятия, в том числе и российские, начинаютприменять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этапбурного роста, когда появляются проблемы в закреплении достигнутого успеха,обеспечении стабильности.
Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся вприменении планирования[1]:
1.        Вновь созданные частные фирмы. Бурный процесс накопления капитала привелк увеличению и осложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновениюдругих факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватныхсовременному рыночному хозяйству. Главная проблема, связанная с применением планированияв этой сфере, — недоверие к формальному планированию, основанное на мнении, чтобизнес ¾ это умение «крутиться»,правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное вниманиедаже к не очень отдаленному будущему. Тем не менее, многие из крупных фирмначали создавать подразделения планирования, или, по крайней мере, ввелидолжность финансиста-плановика.
2.        Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные предприятия.Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планированияотносится в основном к периоду централизованной экономики. Отсюда планированиена этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельностьна центральном и отраслевом уровнях, и, следовательно, не предполагало серьезногоумения анализировать и предвидеть собственные цели развития.
Поэтому, как организациям первого типа, так и государственным иприватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опытвнутрифирменного планирования.
Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию.Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новыепредпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторамивозрастающей роли планирования в современных условиях являются[2]:
·    увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
·    высокая нестабильность внешних условий и факторов;
·    новый стиль руководства персоналом;
·    усиление центробежных сил в экономической организации.
Возможности планирования в экономической организации предприятияограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из нихявляются:
·    неопределенность внешней (рыночной) среды;
·    возможность слияния или поглощения другой фирмой;
·    возможность монопольного установления цены реализации продукции;
·    контрактные отношения.
Но в качестве выхода из такогоположения можно предложить развитие и более тесное активное взаимодействиеменеджеров и плановиков, как в процессе плановой деятельности, так и вобсуждении общих вопросов работы фирмы./>/>/>
Кромеобщего плана будущей деятельности фирмы могут разрабатывать частныебизнес-планы, отражающие те или иные ее аспекты (реализация определенной идеи,выдвижение на рынок конкретных видов товаров, услуг и т.д.). Необходимостьподобных планов определяется, в частности, идеей диверсификации деятельности,как известно являющейся одним из основных способов обеспечения стабильностифункционирования компании, страхования ее владельцев от финансовых потерь всвязи с возможным спадом спроса на продукцию в той или иной конкретной сферепроизводства. Таким образом, бизнес-план используется как внутренний документ,являющийся ориентиром для принятия решений на всех уровнях управления.
Объем,степень детализации и структура бизнес-плана определяются назначением испецификой хозяйственного объекта, его размерами, сферой деятельности.Бизнес-план разрабатывается на год или на более длительный период в зависимостиот масштаба целевого проекта. Чем короче планируемый период, тем болеедетальной должна быть проработка основных аспектов деятельности. В том случае,если проект рассчитан на несколько лет, ключевые показатели и ориентиры дляпервого года даются в разбивке по месяцам; для последующих лет обычноограничиваются годовыми данными.
Преждечем, приступить к планированию будущей деятельности, необходимо четкоопределить направления развития своего дела, разработать стратегические цели,сформулировать концепцию бизнеса, наметить стратегию поведения на рынке.Необходимо также решить, на кого будет рассчитана предпринимательская деятельность(массовый потребитель или отдельные группы потребителей), специализированнымили неким типовым видом деятельности будет заниматься фирма. Лишь после этогоцелесообразно приступать к составлению плана.
Заказчикомбизнес-плана могут являться и юридические, и физические лица, осуществляющиепредпринимательскую и инвестиционную деятельность.
Приэтом заказчик должен опираться на предварительный пакет документов, определяющихнаправления, условия и ограничения при формировании концепции проектного предложения.
Исходнаяинформация, предоставляемая заказчиком на разработку бизнес-плана, обычновключает[3]:
–     материалы и документы юридического иорганизационно-рекомендательного плана;
–     решения и распоряжения ПравительстваРоссийской Федерации и местных органов власти;
–     имеющиеся научно-исследовательские ипроектные данные, отражающие концепцию проекта, например, градостроительного развитиятерритории;
–     протоколы о намерениях, определяющиепозиции и интересы сторон;
–     материалы совещаний;
–     положения конкурсных комиссий,тендерных комитетов и других, отражающие факторы социального и экологическогохарактера и подлежащие учету при разработке и реализации проекта.
Разработчикамибизнес-плана могут выступать фирмы, специализирующиеся в маркетинговойдеятельности, в области соответствующего проектирования, авторские коллективы,отдельные авторы. При необходимости по согласованию с заказчиком привлекаютсяконсалтинговые фирмы и эксперты. В зарубежной практике принято, что разработкабизнес-планов осуществляется с привлечением экспертов и консультантов, но собязательным участием руководителей предприятия[4].
Посогласованию с заказчиком при разработке бизнес-плана могут подготавливаться ирассматриваться альтернативные варианты проектного предложения (два или больше)с варьированием состава, структуры, функционального назначения отдельных элементов,технических характеристик объекта, например, объемно-планировочных и конструктивных.
В этомслучае в бизнес-плане приводится сравнительная характеристика вариантов, ноокончательное содержание бизнес-плана отражает данные лишь по одному варианту,выбранному на основании анализа для реализации.
Выборокончательного варианта принадлежит заказчику бизнес-плана. Например, приограниченных возможностях привлечения инвестиций заказчик вправе выбрать дляреализации вариант с меньшим размером первоначальных (стартовых) капитальныхвложений или отдать предпочтение варианту, обеспечивающему быстрейший ввод объектав эксплуатацию и т.п.
Такимобразом, бизнес-план предстает как определенная модель деятельностипредприятия, которая использует все наработки традиционного планирования применительнок таким категориям рыночной экономики, как: бизнес, конкурентная борьба, коммерческийриск, достижение безубыточности и необходимого уровня рентабельности и т.д.[5]
Бизнес-планв нашей стране до недавнего времени рассматривался как план какого-то одногомероприятия (что также верно) или как план становления и развития небольшогопредприятия. Но опыт крупнейших зарубежных корпораций убедительно показывает,что бизнес-план применим и для управления крупным производством, регламентируявсю его деловую жизнь.
Отличиебизнес-плана от ранее применявшегося плана производства в том, что он не толькоорганизует всю внутреннюю сторону процесса производства на предприятии, но истремится увязать ее с рыночными требованиями.
1.2. Бизнес-план, как методосуществления финансово-экономической деятельности предприятия
Спозиции экономической теории бизнес-план выполняет четыре функции[6]:
*          Первая функция связана с возможностьюиспользования бизнес-плана для формирования концепции развития, т.е. разработкистратегии бизнеса. Данная функция крайне необходима в период создания фирмы, атакже при разработке принципиально новых направлений ее деятельности. В этомслучае бизнес-план используется как некое формализованное средствокачественного и количественного обоснования целесообразности и правильностивыбранного курса.
*          Вторая функция — собственнопланирование. Она служит для экономической оценки выбранного направлениядеятельности и идентификации ключевых ориентиров, а, в случае реализациибизнес-плана — для контроля за его выполнением.
*          Третья функция — привлечение займов икредитов. Для того, чтобы застраховать себя от вполне возможного невозвратапредоставляемых кредитов, банки, как правило, требуют — и их требования следуетпризнать обоснованными — не только гарантий и реального залога, но и тщательнопроработанной концепции стратегии бизнеса. Ни один солидный кредитор или банкне выдаст под новое дело кредиты, если ему не будет предоставлен убедительный иобоснованный план работы фирмы, поэтому хорошо подготовленный бизнес-планстановится одним из ключевых факторов в решении вопроса о привлеченииисточников финансирования.
*          Четвертая функция —рекламно-пропагандистская. Она необходима для привлечения к новому делупотенциальных партнеров, которые могут вложить в намечаемый проект собственныйкапитал или содействовать мобилизации иных источников. В этом случаебизнес-план может разрабатываться как документ, предназначенный для того, чтобыубедить потенциальных партнеров либо инвесторов в перспективности будущего делаи возможности личного участия в нем.
/>Планирование, бесспорно,необходимый элемент эффективной деятельности фирмы на рынке. Существуетнесколько подходов к разработке бизнес-плана. Между ними очень много общего,однако, отдельные различия все-таки существуют. Возможен, в частности, вариант,характеризуемый схемой (рис. 1.1):
                                                                    КОРРЕКТИВЫ                        
                       Сильныеи                                                                                  
                         слабые                                                                                        
                         стороны
                         проекта                                                                                                                                                                                                                     
                                                                                                                                                                                                           
                                                                                                                        
    Личные          Анализ          Главная      Стратегии           Планы,
       Цели          ситуации          цель             и тактика         задачи и
                                                   бизнеса                                подзадачи                                          
 
          Имеющиеся производственно-           Необходимые производственно-
      финансовые ресурсы                        финансовые ресурсы:
·    трудовые ресурсы;
·    финансы;
·    сырье и материалы.
 
Рис.1.1 Схема разработкибизнес-плана
На первое место в данном случае ставится определение личных целейбизнесмена. После оценки ситуации как вне, так и внутри компании определяетсяглавная цель. Затем можно перейти к разработке стратегии, которая представляетсобой процесс конкретизации главной цели, разбивку ее на задачи и подзадачи. Накаждом этапе реализации выбранной стратегии целесообразно вносить в планопределенные коррективы, которые диктует реальный ход событий. Таким образом,вырабатывается оперативный план. На основе долгосрочных тенденций иоперативного плана разрабатывается долгосрочный план.
Замысел плана всегда нуждается в тщательном обосновании и проверкена осуществимость. С этой целью его разворачивают в систему частных стратегий:товарно-рыночную, НИОКР, систему развития потенциала и финансовую систему,которая реализуется на втором этапе планирования. Стратегия НИОКР являетсяведущей. Она выявляет и формирует комплекс разработок, наиболее актуальных дляпотребителя и соответствующих научно-техническому потенциалу предприятия[7].
По итогам разработки различных вариантов стратегии уточняются, какожидаемые размеры прибыли, так и потребности в капитальных вложениях. Этаинформация поступает на вход финансовой стратегии, предназначенной дляокончательного балансирования финансовых потребностей и определения размеров иформ привлечения заемных средств.
На третьем этапе формирования стратегического плана результатныеданные по каналам обратной связи поступают на вход замысла плана с целью егокорректировки. Окончательный вариант плана вместе с результатами анализавнешней среды, а также возможностей фирм оформляются в виде глобальной стратегииразвития.
В целом можно сделать вывод, что перечисленные методикипланирования весьма сходны и в основном дополняют друг друга, рассматриваютбизнес-планирование с разных сторон и выделяют различные этапы планирования вкачестве основных.
Особую роль в формировании бизнес-плана играют планы маркетинга.Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частейбизнес-плана, поскольку в нем непосредственно говорится о характере намечаемогобизнеса и способах реализации проекта, благодаря которым можно рассчитывать науспех предприятия. Иными словами, цель этого раздела – разъяснить, какпредполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать наскладывающуюся, на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара или услуг.Предприниматель должен представить здесь свой бизнес как привлекательнуювозможность для инвестиций, как кредитный риск с заманчивыми перспективами.Маркетинг-план может быть сформирован по-разному в зависимости от вида бизнесаи сложности рынка[8].
Планы маркетинга обязательно включаютв себя описание общей стратегии маркетинга, политики ценообразования, тактикирекламы продукции, ее реализации и послепродажного обслуживания, а такжепрогнозы объемов продаж.
При изложении тактики реализации продукции, целесообразно указатьметоды реализации (собственная торговая сеть, торговые представители,посредники), которые фирма могла бы использовать в ближайшее время и вдолгосрочной перспективе, а также, любые специальные требования для реализациипродукции. В бизнес-плане должно быть указано, как будет проводитьсяреализация, включая методы, транспортировку, страхование, кредитование,таможенные сборы и др.
Немалое место в бизнес-плане отводится производственномупланированию. Нужно, прежде всего, уделить должное внимание анализу продукцииили услуг, характерных для данного бизнеса, поскольку вне зависимости отстратегических соображений бизнес не будет успешным, если не обеспечитьпривлекательность для рынка его товаров и услуг. Одна из задач этой части плана¾ характеристика в сжатой формеосновных параметров товаров и услуг, предлагаемых данной фирмой[9]. Важно,чтобы их привлекательные черты были освещены в простой и ясной форме(использование и привлекательность товаров и услуг, их разработка и развитие).Иногда бывает полезно представить список экспертов или потребителей, которыезнакомы с упомянутым товаром или услугами и могут дать о них благоприятныйотзыв. Такие сведения могут быть представлены в форме письма или отчета ивключены в виде приложения.
Основной целью производственного плана является предоставлениеинформации по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции иразработка мер по поддержанию и развитию производства. В этот раздел необходимовключить такие сведения, как местоположение предприятия, виды требуемыхпроизводственных мощностей, необходимые производственные помещения, потребностьв основных производственных фондах и рабочей силе.
В финансовом плане рассматриваются вопросы финансового обеспечениядеятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежныхсредств на основе анализа текущей финансовой информации и прогноза объемовреализации продукции на рынках в последующие периоды.
Цель финансового плана – сформулировать и представить всеобъемлющуюсистему формулировок и проектировок, отражающих финансовые результатыдеятельности компании. Этот раздел является наиболее важным для инвестора, т.к.именно из него он узнает, на какую прибыль он может рассчитывать[10]. Вфинансовый план обязательно включается оперативный план, отчет о доходах, отчето денежных потоках и балансовый отчет. Оперативный план отражает результатывзаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку заопределенный период. Совокупность показателей, предоставленная в оперативномплане, позволяет продемонстрировать руководству компании, какая доля рынказанята фирмой по каждому товару и какую предполагается завоевать в перспективе.Показатели определяются по каждому виду товара или услуги, что позволяетсравнивать их между собой по экономической эффективности. Такой прогноз обычносоставляется на три года вперед.
 

2. Разработка бизнес-плана попроизводству новой продукции ООО «Сладкий рай»
 
2.1.Описание проекта (РЕЗЮМЕ)
Натерритории Алтайского края находится более семи крупных предприятий пищевойпромышленности, выпускающих различные виды аналогичных кондитерских, мучных ихлебобулочных изделий (ООО «Рунгис», ООО «СВ-продукт», ООО «Мария-ра», ООО«Хлебокомбинат №4», ООО «Хлебокомбинат №5», ООО «АлБис» и др.).
В настоящее время все предприятия данной отрасли испытываютопределенные трудности, связанные с жесткой конкуренцией на рынке такого типа.Каждому предприятию присущи трудности в экономике: морально и физическиизношенное оборудование; нехватка финансовых ресурсов для пополнения оборотныхсредств, своевременной оплаты труда работников и тем более для обновления ирасширения производства. В то же время жесткая конкуренция побуждает всепредприятия этой отрасли предпринимать определенные шаги, позволяющие решатьперечисленные выше проблемы. Именно поэтому предприятие ООО «Сладкий рай» собираетсяосуществить выдвижение на рынок и дальнейшее продвижение нового вида продукции– булочки домашней.
ПредприятиеООО «Сладкий рай» занимается производством кондитерских, мучных и хлебобулочныхизделий более 6 лет. В начале 2000 года на предприятии была проведена серьезнаяреконструкция, в ходе которой был обустроен производственный корпус,существенно обновлен парк основного оборудования.
Основнымиконкурентами ООО «Сладкий рай» на рынке хлебобулочной продукции Алтайского краяпо выпуску булочки домашней будут ООО «Хлебокомбинат №4», ООО «Хлебокомбинат №5»и ООО «Рунгис». Остальные предприятия специализируются на кондитерскихизделиях.
Настоящий бизнес-планпредставляет предприятие ООО «Сладкий рай» (именуемое в дальнейшем Предприятие)с целью внедрения и дальнейшего продвижения на рынке нового товара – булочкидомашней (по рецептуре № 109, «Сборник рецептурмучных кондитерских и булочных изделий для предприятий общественного питания»),что позволит перейти к массовому выпуску данной продукции и получению Предприятиемдополнительной прибыли.
Предприятие «Сладкий рай»представляет собой общество с ограниченной ответственностью, основнойдеятельностью которого является – производствокондитерских, мучных ихлебобулочных изделий, и их дальнейшая реализация. Изделия ООО «Сладкий рай»отличаются высоким качеством и пользуются заслуженным спросом у населения. Руководствофирмы своей деятельностью ориентируется на изучение потребности и запросовпотребителей и в качестве одной из главных задач главным считает — повышениекачества производимой продукции.
Целью данного предприятия является максимальное удовлетворениепотребности населения в кондитерских, мучных и хлебобулочных изделиях имаксимальное насыщение рынка своей продукцией. Реализация настоящегобизнес-плана предполагает расширение производства выпускаемой продукции сиспользованием краткосрочного кредита на приобретение основных фондов сроком на2 года с полным погашением в конце 2006 года.
Первый этап расширения производства на предприятии потребует времяравное приблизительно одному году, по истечении которого процесс полного становлениярасширенного предприятия на рынке закончится. К этому времени данноепредприятие завоюет новым товаром определенную репутацию на рынке и приобрететимидж надежного делового партнера, четко выполняющего взятые на себяобязательства, как среди взаимодействующих предприятий, так и потенциальныхклиентов за счет повышенного внимания к их нуждам и потребностям.
Уверенность руководства в успешном развитии дел базируется на том,что предполагаемый уровень спроса на новую производимую продукцию в первый годсуществования превышает возможности предприятия и имеет устойчивую тенденцию кповышению, подкреплен платежеспособностью, что создает надежную перспективуфункционирования на будущее. Этапы реализации бизнес-плана:
·  Разработка производственной плановой документациипо выдвижению и внедрению товара на рынок, прогнозирование возможной прибыли отпроекта.
·  Выход производства на проектнуюмощность.
·  Ввод производства на полную мощность – 4-йквартал 2005 г.Предпосылки реализации бизнес-плана:
–     возрастающая потребность населения в хлебобулочныхизделиях;
–     меньшая материалоемкость, следовательнои меньшие затраты, а значит, возможность реализации товара по относительнонизкой цене и сохранение позиций на рынке;
–     большой опыт Предприятия по производству хлебобулочнойпродукции;
–     освоение производства нового товара насвободных площадях Предприятия сготовой инфраструктурой, а значит с наименьшими затратами времени и средств;
–     наличие опытного,высококвалифицированного персонала;
–     наличие налаженных каналов сбытапродукции.
В результате своей деятельности ООО «Сладкий рай» производитследующую продукцию:
1. Кондитерские изделия (более 20 наименований): торты; кексы;пирожные; печенье и пр.
2. Мучные изделия: рулеты, пироги, кулебяки, и пр.
3. Хлебобулочные изделия: — хлеб различных сортов и видов (более 10наименований); — булочки и сдоба (более 15 наименований).
2.2.Общая характеристика предприятия и продукции
Предприятие “Сладкий рай”представляет собой общество с ограниченной ответственностью и ведет своюдеятельность на основе Гражданского законодательства РФ и иныхнормативно-правовых актов.
ООО «Сладкий рай» являетсяюридическим лицом. Права и обязанности юридического лица ООО «Сладкий рай» приобрелос даты его регистрации и действует на основе Устава предприятия, имеетсобственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет[11].
Предприятие зарегистрированоадминистрацией г. Барнаула Алтайского края, по юридическому адресу: 656000, Алтайскийкрай г Барнаул пр. Калинина 28. ООО «Сладкий рай» создано частныминдивидуальным предприятием на основе частной собственности. Вышестоящегооргана ООО «Сладкий рай» не имеет, т.к. оно является частной собственностью.Учредителями общества являются физические лица. Учредительным документомявляется Устав, требования Устава обязательны для исполнения всеми органамипредприятия и его работниками[12].
ООО «Сладкий рай» имеет печать со своим наименованием на русскомязыке и указание на место его нахождения. Предприятие имеет штампы и бланки сосвоим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный вустановленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации,расчетные и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков.
Главной целью осуществляемой деятельности ООО «Сладкий рай» являетсяполучение прибыли. Деятельность предприятия направлена на удовлетворениеобщественных потребностей в кондитерских, мучных изделиях и хлебобулочнойпродукции.
ООО «Сладкий рай» поставляет свою продукцию в магазины г. Барнаула,а также другие города и районы Алтайского края.
Особенностью производственного процесса ООО «Сладкий рай» являетсято, что потребитель приобретая кондитерские, мучные и хлебобулочные изделия, самопределяет внешний вид и качество продукции в соответствии со своими вкусами изапросами, поэтому на рынке потребителей с высоким, низким и средним уровнемдохода предприятие не будет иметь больших проблем с конкурентами, по крайнеймере, в ближайшее время.
Предприятие находится на рынке уже более шести лет, успело себязарекомендовать, как хороший производитель кондитерских, мучных и хлебобулочныхизделий, нашло свой круг покупателей и в данный момент ООО «Сладкий рай» никакихфинансовых трудностей не испытывает, т.е. находится на высокой стадии деловойактивности и «твердо стоит на ногах».
Для реализации целейдеятельности ООО «Сладкий рай»  осуществляетследующие виды деятельности[13]:
üпроизводство и реализация кондитерских изделий;
üпроизводство и реализация мучных изделий;
üпроизводство и реализация хлебобулочной продукции;
üторгово-закупочная (в том числе и оптовая торговля);
üкоммерческая, посредническая;
üорганизация общественного питания;
üпереработка сельскохозяйственной продукции;
üтранспортные услуги;
üоказание платных услуг населению.
ООО «Сладкий рай» состоит из следующих основных и вспомогательныхцехов и участков: пекарня; склад сырья и готовой продукции; холодильник; магазин;гараж; административное здание.
В перспективе на будущее предполагаетсярасширить ассортимент выпускаемой продукции и стремиться к улучшению качествапутем изменения качества сырьевой базы. Основныепоказатели, характеризующие финансово-экономическую деятельность Предприятия и приведеныв табл. 2.1.
Таблица 2.1
Размеры производства ООО«Сладкий рай» за 2005-2007 г.г.Показатель 2005 2006 2007 2007 к 2005 % Стоимость товарной продукции, тыс. руб. (форма № 2, стр.010) 2991 4151 4627 154,7 Среднегодовая численность работников, чел. (штатное расписание) 88 105 101 114,8 Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. (Гл. книга, сч.01,02) 1783 1929 1949 109,3
Рассматривая показатели, отражающие размеры производства данного предприятияможно сказать следующее. Стоимость товарной продукции в 2007 году составила4627 тыс. руб., произошло увеличение по сравнению с базисным 2005 годом на 54,7%. Наблюдается положительная тенденция повышения выпуска товарной продукции(рис. 2.2).
Среднегодовая численность работников предприятия ООО «Сладкий рай» наконец 2007 года составила 101 чел. Это по сравнению с 2006 годом на 17,8 %больше. Среднегодовая стоимость основных фондов в 2007 году составила 1949 тыс.руб., по сравнению с базисным годом наблюдается увеличение состава основныхсредств на 9,3 %, это увеличение произошло в основном за счет приобретенияновых объектов основных средств.
В целом за данный период предприятие ООО «Сладкий рай» имееттенденцию к дальнейшему развитию – расширению размеров производства, что иследовало доказать. Об этом говорит приобретение новых объектов основныхсредств, привлечение дополнительной рабочей силы, а также выпуска и реализациитоварной продукции. На основании этих данных можно сделать вывод, что выпускновой продукции на рынок целесообразно.
Финансовое состояние предприятия — это характеристика егоплатежеспособности, кредитоспособности, финансовых результатов от реализациипродукции (табл. 2.2), использования финансовых ресурсов и капитала, выполненияобязательств перед контрагентами.

Таблица 2.2
Финансовые результаты от реализации продукции ООО «Сладкий рай»Показатель 2005 2006 2007
2007 к
2005 % Выручка от реализации продукции, тыс. руб. (форма № 2, стр.010) 2991 4151 4627 154,7 Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. (форма № 2, стр. 020) 1408 1779 2277 161,7 Валовая прибыль = Выручка — Себестоимость, тыс. руб. 1583 2372 2350 148,5
В т.ч. прибыль от реализации, тыс. руб.
(форма № 2, стр. 050). 1565 2316 2288 146,2 Рентабельность = Прибыль от реализации/ Выручку от реализации, % 52,4 55,8 49,5 X
 
Рассмотрев данные показатели, можно сделать следующие выводы.Выручка от реализации всей продукции на предприятии в 2007 г. составила 4627тыс.руб., что по сравнению с 2005 годом на 54,7 % больше. Это изменение объясняетсяувеличением объема продаж предприятия (рис.2.3).
Соответственно произошло увеличение себестоимости реализованнойпродукции предприятия. В 2007 году она составила 2277 тыс. руб., что посравнению с 2005 годом на 61,7 % больше. Это изменение произошло за счетувеличения стоимости сырья и за счет увеличения объемов производствапредприятия.
Прибыль от реализации в 2007 году составила 2288 тыс.руб. В 2005году прибыль была равна 1565 тыс.руб., а в 2006 — 2316 тыс.руб. На протяжениитрех рассматриваемых лет наблюдается положительная тенденция увеличения прибылиот продаж.
Рассматривая подробнее рентабельность продаж в целом по предприятиюможно сказать, что в 2007 г. этот показатель составил 49,5 %. На протяжениитрех лет не наблюдается значительных изменений (2005 г. – 52,4 %, 2006 – 55,8%). В целом можно сказать, что предприятие получает стабильный доход от своейдеятельности.

Таблица 2.3
Баланс ООО «Сладкий рай» за 2007 г.Статьи баланса Усл. обозначен На нач 2007 г. На кон 2007 г. Измен +,- АКТИВ 1.Основные средства и иные внеоборотные активы (ф.№1 стр.190) СВ 2439 3042 +603 2. Текущие активы: (ф.№1 стр.290) ТА 4475 5632 +1157 Денежные средства(ф.№1 стр.260) ДС 672 510 -162 Расчеты с дебиторами(ф.№1 стр.240) ДЗ 1615 2226 +611 Запасы и затраты(ф.№1 стр.210) ЗЗ 2188 2896 +708 Прочие активы ПА Баланс (ф.№1 стр.300) Б 6914 8674 +1760 ПАССИВ 1.Собственный капитал (ф.№1 стр.490) СК 6738 8382 +1644 2.Привлеченный капитал: ПК 176 292 +116 Текущие обязательства (ф.№1 стр. 690) ТО 176 292 +116 Долгосрочные обязательства ДО Баланс (ф.№1 стр.700) Б 6914 8674 +1760
Анализ финансовой устойчивости предприятия ООО «Сладкий рай» показывает,по каким конкретным направлениям следует вести работу для его улучшения,выявляет его слабые позиции на данном предприятии. Финансовая устойчивостьпредприятия определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал вделовом сотрудничестве, оценивает гарантии интересов предприятия.

Таблица 2.4
Расчет показателей финансовой устойчивости ООО «Сладкий рай»Коэффициенты
Усл.
обозн Формула расчета На нач 2007г На кон 2007г 1.Финансовой автономии (независимости) К ав СК/Б 0,97 0,97 2.Финансовой зависимости К фз ПК/Б 0,03 0,03 3.Текущей задолженности К тз ТО/Б 0,03 0,03 4.Долгосрочной финансовой независимости К д фн (СК+ДО)/Б 0,97 0,97 5.Покрытия долгов собственным капиталом К пд СК/ПК 38,3 28,7 6.Финансового риска К фр ПК/СК 0,03 0,04 7.Финансовой маневренности К м ТА/СК 0,66 0,67 8.Инвестирования К и СК/СВ 2,76 2,76 9.Обеспеченности оборотных активов собственными средствами К сс (СК-СВ)/ТА 0,96 0,95
Коэффициент финансовой автономии (или независимости) отражаетудельный вес собственного капитала предприятия в общей валюте баланса. Егонормативное значение ≥ 0,5[14].В нашем случае этот показатель составил в 2007 г. — 0,97, что свидетельствует отом, что собственный капитал предприятия занимает доминирующее место в общейвалюте баланса.
Коэффициент финансовой зависимости отражает долю заемного капиталав общей валюте баланса. Его нормативное значение ≥1. В ООО «Сладкий рай»этот показатель составил 0,03, это означает, что предприятие использует заемныесредства в незначительной форме (практически не использует).
Коэффициент текущей задолженности показывает отношениекраткосрочных финансовых обязательств к общей валюте баланса. Его значение напредприятии составило 0,03, это означает, что текущая задолженность предприятияпо краткосрочным обязательствам (займам, кредитам банка) достаточно невелика.
Коэффициент долгосрочной финансовой независимости (или финансовойустойчивости) отражает отношение собственного и долгосрочного заемного капиталак общей валюте баланса. Его нормативное значение ≥ 0,8. На предприятииэтот показатель составил 0,97, это означает, что ООО «Сладкий рай» финансовоустойчиво в долгосрочной перспективе, что является хорошей предпосылкой красширению производства и выводу на рынок нового продукта.
Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (или коэффициентплатежеспособности) показывает отношение собственного капитала к заемномукапиталу. Его нормативное значение ≥ 1[15].В нашем случае это 28,7, то есть предприятие в состоянии покрыть собственнымкапиталом и активами предприятия все свои долги.
Коэффициент финансового риска отражает отношение заемного капиталак собственному капиталу. Его нормативное значение ≤ 1. На предприятии ООО«Сладкий рай» этот показатель составил 0,04. Эта величина достаточно низкая,поэтому финансовый риск маловероятен.
Коэффициент финансовой маневренности показывает отношениесобственных оборотных средств к собственному капиталу. Его нормативное значение≥ 0,1. На предприятии этот показатель составил 0,67. Это означает, чтособственные оборотные средства очень маневренны.
Коэффициент инвестирования отражает отношение собственного капиталак внеоборотным активам предприятия. Его нормативное значение > 1. В ООО«Сладкий рай» этот показатель составил 2,76, что является положительнойтенденцией, так как предприятие в состоянии инвестировать собственным капиталомвнеоборотные активы.
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственнымисредствами отражает степень обеспеченности оборотных активов предприятиясобственными средствами. Его нормативное значение ≥ 0,1. Этот показательна предприятии составил 0,95. Достаточно высокий показатель означает, чтооборотные средства предприятия ООО «Сладкий рай» обеспечены собственнымисредствами по максимуму.
Следующим шагом в оценке финансового состояния предприятия ставитсяанализ ликвидности баланса, который дает оценку платежеспособности организации,то есть способности своевременно и полностью рассчитаться по всем своимобязательствам[16].
Ликвидность баланса определяется, как степень покрытия обязательстворганизации, ее активами, срок превращения которых в деньги, соответствуетсроку погашения обязательств.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств предприятияпо активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядкеубывания ликвидности, с обязательствами по пассиву баланса, сгруппированными посрокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков погашения[17].
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итогиприведенных групп по активу и пассиву.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если соблюдаются следующиесоотношения: А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4  ≤ П4.
Результаты проводимых расчетов по данным анализируемого предприятияпоказывают, что в этом предприятии сопоставление итогов групп по активу ипассиву имеет следующий вид:

Таблица 2.5
Анализ ликвидности баланса ООО «Сладкий рай» за 2007 г., тыс.руб.Актив На нач 2007 г На кон 2007 г Пассив На нач 2007 г На кон 2007 г Платежный излишек 1 2 3 4 5 6 7=2-5 8=3-6 А1 (ф.№1 стр. 260+250) 672 510 П1 (ф.№1 стр.620 +630 +660) 110 241 562 269 А2 (ф.№1 стр. 240+270) 1615 2226 П2 (ф.№1 стр. 610) 66 51 1549 2175
А3 (ф.№1
стр. 210 +220 +230-270) 2188 2896 П3 (ф.№1 стр. 590) – – 2188 2896
А4 (ф.№1
стр. 190) 2439 3042 П4 (ф.№1 остальн) 6738 8382 -4299 -5340
 
На начало периода в ООО «Сладкий рай» наблюдается такое соотношениеА1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 П1; А2> П2; А3 > П3; А4
Проводимый по вышеизложенной схеме анализ ликвидности баланса рассматриваемогопредприятия является приближенным, более детальный –это анализ платежеспособностипредприятия при помощи нескольких финансовых коэффициентов.

Таблица 2.6
Анализ платежеспособности ООО «Сладкий рай» в 2007 г.Показатель Формула расчета На нач 2007 г На кон 2007 г Измен +.- 1.Коэффициент абсолютной ликвидности (Ф.№1 стр 250+260)/ (Ф.№1 стр.610+620+630+660) 1,90 1,75 -0,15 2.Коэффициент быстрой ликвидности (Ф.№1 стр 250+260)/ (Ф.№1 стр.610+620) 1,90 1,75 -0,15 3.Коэффициент текущей ликвидности Ф.№1 стр 290/ Ф.№1 стр.690 25,5 19,3 -6,2
Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов)определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ковсей сумме краткосрочных долгов предприятия. Он показывает, какая частькраткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежнойналичности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов[18]. В ООО«Сладкий рай» этот показатель необычайно высок, он составляет на конецотчетного периода – 1,75. Это говорит о том, что предприятие имеет оченьмаленькую сумму краткосрочных долгов и наличием достаточного количествасобственных средств. Хотя и в динамике этот показатель снизился на 0,15.
Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности отражает отношениесовокупности денежных средств, краткосрочных финансовых вложений икраткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств.Обычно удовлетворяет соотношение ≥ 1. В ООО «Сладкий рай» этот показательсоставил на конец 2007 г. – 1,75. Это очень высокий показатель для предприятий.Объясняется тем, что предприятие имеет достаточное наличие денежных средств,краткосрочных вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, и малойсуммой краткосрочных финансовых обязательств.
Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов)– отражает отношение суммы оборотных активов, включая запасы, к суммекраткосрочных обязательств; он показывает степень покрытия оборотными активамиоборотных пассивов. На предприятии этот коэффициент составляет конец 2007 г. — 19,3. Это хороший показатель, говорит о том, что оборотные активы предприятияпокрывают оборотные пассивы полностью.
Далее можно установить сводную оценку финансового состояния ООО«Сладкий рай». Для этого составлен рейтинг предприятия.
 
Таблица 2.7
Рейтинг ООО «Сладкий рай»Коэффициенты Значение на конец 2007 г Класс по-казателя Балл 1.Коэффициент абсолютной ликвидности 1,75 I 20 2.Коэффициент быстрой ликвидности 1,75 I 18 3.Коэффициент текущей ликвидности 19,3 I 16.5 4.Финансовой автономии (независимости) 0,97 I 17 5.Обеспеченности оборотных активов собственными средствами 0,95 I 15 ИТОГО: Х I 86.5
Предприятие по результатам анализа принадлежит к предприятиям I класса. То есть, это предприятие с хорошим запасомфинансовой устойчивости, позволяющее быть уверенным в возврате заемных средств.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия представлен в форметаблицы 2.8.

Таблица 2.8
Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственногопредприятия[19]Факторы, характеризующие предприятие Преимущества Недостатки Оценка
Менеджмент предприятия
Предпринимательская культура;
Цели и формулируемые стратегии;
Система мотивации сотрудников                                                                                                                  к с
к
к

Производство
Оборудование;                                                                                                                                                                         
Гибкость производственных линий;
Качество производственного планирования и управления с
к
к с
к с
Научные исследования и Развитие
Интенсивность и результаты;
Ноу-хау;
Использование новых информационных технологий.
с
с к
с
с
с
Маркетинг
Организация сбыта;
Расположение сбытовых филиалов;
Фаза “Жизненного цикла” у важнейших продуктов
с
с
с к
с
с
с
Кадры
Возрастная структура;
Уровень образования;
Квалификация и мотивация  менеджмента.
к с
к с
к с
Финансы
 Доля собственного капитала;
Финансовый баланс;
Возможность получения кредита.
к
к
к
к
к
к
 
Примечание: «С» – собственноепредприятие, «К» – основной конкурент.
Исходя из приведенных данных таблицы 2.8., можно сделатьследующие выводы. Основными недостатками рассматриваемого предприятия ООО«Сладкий рай» являются: — недостаток практического опыта в части формулированиястратегии фирмы, гибкости производственных линий, в отличие от конкурентов, гденаиболее слабыми местами выступает внедрение в производственный процесс новыхинформационных технологий, разработки фазы “жизненного цикла” у важнейших производимыхпродуктов.
Достоинствами предприятия ООО «Сладкий рай» выступаетактивное внедрение новых технологий, достижений научно-технического прогресса всвое производство; по другим параметрам, таким как организация производства,подбор квалифицированных кадров, финансовому состоянию наблюдается паритетноесоотношение достоинств и недостатков Предприятия и основных конкурентов.
Сильными сторонами производимойпродукции выступает высокое качество продукции и экологическая чистотапроизводства, а также конкурентоспособность по качеству, цене, стимулированиюспроса и месту расположения. Маркетинговой службой предприятия ООО «Сладкийрай» разработаны методы эффективной и быстрой доставки продукции до конечных потребителейсобственным транспортом, снабженным экспедиторским персоналом, что значительнооблегчает процесс доставки.
На предприятии ООО«Сладкий рай» разрабатывается производственная идея по адекватной защитеторговой и фабричной марки производимой продукции.
К основным недостаткам производимойпродукции на предприятии можно отнести недоработанность ассортиментавыпускаемой продукции, хотя эти причины устранятся при увеличении времянахождения Предприятия на рынке.
Большое значение напредприятии уделяется и анализу сильных и слабых сторон своего товара (табл.2.9).
Таблица 2.9
Анализ сильных и слабых сторон товара[20]№ Постановка вопроса при изучении сильных и слабых сторон товара Сильные стороны Слабые стороны 1. Можете ли Вы определить тот сегмент рынка, на который ориентирована ваша продукция?
ДА
К  С 2. Изучены ли вами запросы ваших клиентов?
ДА
К  С 3. Какие преимущества предоставляет ваша продукция клиентам? С К 4. Можете ли вы эффективно довести свою продукцию до тех потребителей, на которых она рассчитана.
ДА
С К 5.
Может ли ваша продукция успешно конкурировать с продукцией других производителей в отношении:
качества, надежности, эксплуатационных и других товарных характеристик;
цены;
стимулирования спроса;
ДА
С
С К
С
К
К 6. Понимаете ли вы на какой стадии «жизненного цикла» находится ваша продукция?
ДА
С  К 7. Есть ли у вас идеи относительно новых видов продукции?
ДА
С К 8. Облаете ли вы сбалансированным ассортиментом с точки зрения разнообразия и степеней морального старения? С  К 9. Проводите ли вы модификацию продукции в соответствии с запросами клиентов?
ДА
С  К 10. Проводите ли вы политику создания новинок?
ДА
С  К 11. Возможно ли копирование вашей продукции?
ДА
С  К 12. Имеют ли ваши производственные идеи адекватную защиту торговой и фабричной марки?
ДА
С К 13. Отслеживаете ли вы жалобы покупателей?
ДА
С   К 14. Уменьшается ли количество жалоб и нареканий со стороны покупателей?
ДА
С К
 
Примечание:«С» – собственное предприятие, «К» – основной конкурент
Анализ сильных и слабых сторон товара Предприятия показывает, чтоПредприятие в состоянии самостоятельно определять тот сегмент рынка, на которыйнацелена его продукция. Это в частности рынок пищевых продуктов, кондитерскихизделий, который в настоящее время приобретает дополнительное количествопокупателей и постепенно расширяется.
Маркетинговой службой предприятия ООО «Сладкий рай» изучаютсязапросы клиентов, посредством опросов, анкетирования. По итогам этихисследований Предприятие выясняет, какими преимуществами обладает выпускаемаяпродукция, пользуется ли она спросом у населения и т.д.
Продукция Предприятия успешно находит своего покупателя, онаузнаваема, популярна, любима. То есть Предприятие довольно эффективно доводитсвою продукцию до тех потребителей, на которых она рассчитана.
Выпускаемая продукция успешно конкурирует с аналогичной продукциейдругих производителей, в частности в отношении высокого качества, доступнойцены, красочного и яркого оформления изделий, узнаваемой упаковки.
Маркетинговой службой Предприятия предпринимаются действия поповоду выпуска новых видов продукции, в частности это производство булочкидомашней (выпуск и продвижение на рынке данного продукта рассмотрено в даннойработе).
Предприятием проводится своевременная модификация выпускаемой продукциив соответствии с запросами клиентов. Политика создания новинок в ООО «Сладкийрай» — основной инструмент борьбы с конкурентами и удержания своих позиций нарынке.
Предприятием своевременно отслеживаются возможные жалобыпокупателей на качество, упаковку, внешний вид товара и принимаютсясоответствующие меры. После этого уменьшается количество жалоб и нареканий состороны покупателей.
ООО «Сладкий рай» делает все, чтобы удержаться на рынке пищевыхпродуктов.
2.3.Анализ рынка и основных конкурентов
Основнаяпотребность в данной продукции складывается из возрастающей потребности городскогонаселения в хлебобулочных изделиях, в частности разнообразии ассортимента этойпродуктовой группы.
Основнымпотребителем хлебобулочных изделий являются жители г.Барнаула. Кроме того,Предприятие планирует продавать хлебобулочную и кондитерскую продукцию на реализациюи осуществлять реализацию через имеющуюся оптовую и розничную торговую сеть в Алтайскомкрае и других близлежащих регионах.
Учитываяпотребность рынка в данном виде продукции, высокие качественные характеристикипродукции, отвечающие российским стандартам, низкие, конкурентоспособные ценыпланируемых к выпуску булочных изделий, можно полагать, что Предприятие небудет испытывать серьезных затруднений в сбыте своей продукции.
Основнымиконкурентами ООО «Сладкий рай» на рынке хлебобулочной продукции Алтайского краяпо выпуску булочки домашней будут ООО «Хлебокомбинат №4», ООО «Хлебокомбинат№5» и ООО «Рунгис». Деятельностьхозяйствующих субъектов в области сбыта продуктов питания находится в прямойзависимости от конъюнктуры рынка. Поэтому главной целью внутрифирменногопланирования является обеспечение эффективного функционирования предприятия нацелевом рынке сбыта услуг. Для этого необходимо проведение исследований,направленных на определение объема и структуры этого рынка.
Анализ будущего рынка сбыта – этоодин из важнейших этапов подготовки бизнес-планов, и на такую работу нельзяжалеть ни средств, ни сил, ни времени. Опыт показывает, что неудача большинствапровалившихся со временем коммерческих проектов, была связана именно со слабымизучением рынка и переоценкой его емкости[21].
Самыми первыми сведениями, которые могут потребоваться, являетсяинформация о:
·         потенциальных покупателях;
·         положении на рынке и его конъюнктуры.
Нет ничего ошибочней, чем полагать, что достоинства вашего товарастоль очевидны, что его захотят купить все предприятия той или иной отрасли.
Анализ необходимо начать с оценки потенциальной емкости рынка, т.е.общей стоимости товаров, которые покупатели определенного региона могут купитьза определенный период времени. Она зависит от многих факторов: социальных,национально-культурных, климатических а главное – экономических, в том числе отуровня доходов (или заработков потенциальных покупателей), структуры ихрасходов (в том числе ссуд, сбережений или инвестиций), темпов инфляции,наличия ранее купленных товаров аналогичного назначения и т.д.[22].
Вторым этапом является оценка потенциальной суммы продаж, то естьтой доли рынка, которую мы надеемся захватить, и соответственно той максимальнойсуммы реализации, на которую мы можем рассчитывать на наших возможностях.
Третий этап – это прогноз объемов продаж. На этом этапе оцениваетсяреальность продажи определенного количества товаров (в данном случае – булочкидомашней).
Прианализе рынка и основных конкурентов определяются размеры (емкость) рынка,степень насыщенности рынка, тенденции изменения этих параметров на ближайшуюперспективу, выявляются наиболее перспективные рынки сбыта и обосновываются причиныпредпочтения, производится анализ и оценка основных конкурентов. Показателиоценки рынков сбыта ООО «Сладкий рай» сгруппированы в табл. 2.10.
Таблица 2.10
Оценка рынков сбыта[23]

п/п Показатели Местонахождение предприятия Населенные пункты в радиусе 100 км Рынки, удаленные за 100 км 1. Уровень спроса высокий высокий средний 2. Степень удовлетворения спроса низкая средняя средняя 3. Уровень конкуренции средний средний высокий 4. Доля потребителей, готовых купить продукцию 25 % 10 % 3 %
Рынок сбыта ООО «Сладкий рай»ограничен населенными пунктами, находящимися в радиусе 100 км. В пределах этойзоны находится г. Барнаул, г. Алейск, г. Заринск, ряд райцентров, сел ипоселков. Наиболее высокий уровень спроса на производимую продукцию наблюдаетсяв г. Барнауле, что подтверждается размером емкости рынка 25 %. В населенныхпунктах, удаленных за 100 км уровень спроса – средний при высоком уровнеконкуренции.
Исследованиерынка является одним из решающих факторов для всех предприятий, а данный разделявляется наиболее трудным для написания. Самые гениальные технологии и продуктыоказываются бесполезными, если на них нет покупателей.
После оценкирынков сбыта приводится описание и оценка конкурентоспособного сегмента. Любойбизнес, и в частности обладающий хорошими идеями по совершенствованиюпродукции, рано или поздно столкнется с проблемой конкуренции, поэтому оченьважно определить непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны,оценить потенциальную долю рынка каждого конкурента[24].
Таблица 2.11
Анализ и оценка конкурентов ООО «Сладкий рай»

 п/п Характеристика конкурирующей продукции Основные конкуренты 1-ый 2-ой 1. Объем продаж (в нат. показателях) 40000,0 50000,0 2. Занимаемая доля рынка, % 30,8 38,5 3. Уровень цены, руб. 4,5 3,8 4. Финансовое положение (рентабельность), % 19,0 21,0 5. Уровень технологии средний средний 6. Качество продукции среднее высокое 7. Расходы на рекламу осуществл. осуществл. 8. Привлекательность внешнего вида станд. упаковка отсутствует 9. Время деятельности предприятия, лет 2 10
Исходя из представленных данных таблицы 2.11[25] основнымконкурентом ООО «Сладкий рай» является второй конкурент, т.к. он занимаетбольшую долю на рынке 38,5 % против 30,8 % — первого конкурента.
У второго конкурента продукция более конкурентоспособна по цене. Средняяцена аналогичной хлебобулочной продукции (булки, сдоба и т.д.) второгоконкурента составила 3,8 руб., что на 0,7 руб. ниже, чем у первого. При этомрентабельность второго конкурента выше первого на 3 %.
Одним из факторов, определяющих основного конкурента является времядеятельности его на рынке. С этой точки зрения предпочтение отдается такжевторому конкуренту, так как он действует на рынке уже около 10 лет против 2 летпервого конкурента.
Следует сказать, что по времени нахождения на рынке ООО «Сладкийрай» занимает второе место среди рассмотренных конкурентов – более 6 лет (1-ыйконкурент – 2 года, 2- ой конкурент – 10 лет).
2.4.План производства
Немалое место в бизнес-планеуделяется производственному планированию. Основной целью производственногоплана является предоставление информации по обеспеченности с производственнойстороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию и развитиюпроизводства.
Производственный план призван ответитьна вопрос, как фирма намерена создавать свою продукцию или услуги,охарактеризовать ее производственную деятельность. Необходимо избегать избыткатехнических подробностей, которые могут затруднить изучение плана. Бизнес-плансоставляется до того, как разработан полный ассортимент продукции и услуг. Нодаже после того, как изделия уже предлагаются рынку, фирме часто необходимопродолжать данную работу, чтобы сохранить позиции в конкурентной борьбе. Производственныйплан призван доказать эффективность организуемого производства[26].
Новое производство – производстводомашней булочки будет размещаться на свободных производственных площадях сготовой действующей инфраструктурой, на имеющемся оборудовании и по мере вводанового оборудования будет увеличиваться.
Основныефакторы, определяющие уровень затрат на производство булочки домашней:
· объем выпуска продукции;
· стоимость сырья и материалов;
· величина средств на оплатутруда;
· амортизационные отчисления.
Реализацияпроекта не окажет существенного влияния на изменение экологической обстановкина производстве и прилегающих территориях.
Таблица 2.12
Производственная программа ООО « Сладкий рай»[27]
Наименование
показателей
Г О Д Ы
2007
2005
2006 Коэффициент роста объема выпуска продукции Объем  выпуска, шт Коэффициент роста объема выпуска продукции Объем  выпуска с учетом  коэффициента роста, шт. Коэффициент роста объема выпуска продукции Объем  выпуска с учетом коэффициента роста, шт. Булочка домашняя 1,0 2190 1,05 2300 1,1 2410 Итого:
1,0
2190
1,05
2300
1,1
2410
Анализируя производственную программу предприятия, направленную на продвижениена рынке нового продукта – булочки домашней, необходимо отметить, что в 2007 г.было выпущено 2190 шт., на 2005 и 2006 гг. предполагается увеличить объемпроизводства на 5 % и 10 % соответственно, что составит 2300 шт. и 2410 шт.Более наглядно план дальнейшего производства можно увидеть на рис. 2.4.
/>
Рис. 2. 4 Производственнаяпрограмма выпуска и продвижения нового продукта ООО «Сладкий рай» в динамике
Процесс производства хлебобулочных изделий, в том числе и булочкидомашней состоит их трех стадий: подготовительной, обрабатывающей изаключительной (рис. 2. 5).
/>

Подготовительная стадия:
развес компонентов;
смешивание.
/>
 

Обрабатывающая стадия:
раскладка по формам;
подготовка к выпечке;
выпечка
/> 
 

Заключительная стадия:
выкладка из форм;
укладка на лотки (хлебобулочные);
украшение, пропитка;
фасовка
 
Рис. 2.5 Схематехнологического процесса ООО «Сладкий рай»
Основныефакторы, определяющие количественный и качественный состав оборудования, накотором будет производиться выпуск новой продукции – это высокое качествопродукции, высокая производительность оборудования и его универсальность, доступностьсервисного обслуживания, надежность и стабильность технологического процесса ит.п.
Определение потребности в основных фондах при выпуске новойпродукции будет рассчитано в табл. 2.13.
Таблица 2.13
Планирование потребности в основных фондах
 
Основные
Фонды (ОФ)
 
 
 
 
Г о д ы
2007[28]
2005
2006
Действующие, тыс.руб.
Общая потребность, тыс. руб.
Прирост ОФ, тыс. руб.
Общая потребность в ОФ, тыс. руб.
Прирост ОФ, тыс. руб.
1
2
3=2*1,05
4
5=2*1,10
6
1. Здания, сооружения производственного назначения
арендовано
арендовано

арендовано

2. Рабочие машины и оборудование
2400,0
2560,0
160,0
2720,0
320,0
3.Транспортные средства
800,0
800,0

800,0

4. Прочие





Итого:
3200,0
3360,0
160,0
3520,0
320,0
 
Коэффициент роста объемов производства 2005 года = 1,05
Коэффициент роста объемов производства 2006 года = 1,10
Рассчитав потребность в основных фондах при запуске новогопроизводства можно сказать следующее. Потребность в зданиях, сооруженияхпроизводственного назначения не потребует дополнительного вложения средств, таккак данные фонды арендованы на длительный срок и оплачиваются фиксированнойарендной платой. При коэффициенте роста в первый год = 1,05, потребность в рабочихмашинах и оборудовании измениться и станет равной 3360,0 тыс.руб. В 2006 году,при коэффициенте роста = 1,10 данная потребность увеличиться на 320,0 тыс.руб.по сравнению с базисной. Потребность в транспортных средствах не измениться засчет уплотнения графика работы водителей и экспедиторского состава.