Разработка двух уроков английского языка для средней школы

Целью приведенных ниже вариантов уроковявляется отработка обучения учащихся средних школ видо-временной системеанглийского глагола на основе коммуникативной методики и на материале группынастоящих и прошедшего неопределенного времен. Представляется целесообразнымотведение двух академических часов (2х45 мин.) на каждый из уроков для болеетщательного изучения материала. В тексте использованы сокращения: T=учитель (teacher),  P=pupil (ученик).
 
Урок 1
 
Тема урока: изучение особенностей The Present Continuous Tense,  The Present Indefinite Tense.
План урока:
1)    Организационнаячасть (2-3 мин.)
2)    Краткийобзор пройденного материала (около 10 мин.)
3)    Изучениенового материала и практические упражнения:
3.1.) ThePresent Continuous Tense (около 35 мин.)
3.2.) ThePresent Indefinite Tense  (около 35 мин.)
4) Домашнее задание (4-5 мин.)
Примерное содержание частей урока, варианты упражнений ирекомендации преподавателю по ведению урока:
 
The Present Continuous Tense
            Введение в The Present Continuous Tense можно осуще­ствить следующим образом:
а)  в форме вводной беседы:
           «Нам часто приходится рассказывать о действиях или событиях, происходящих вмомент разговора. Однако в одних случаях мы выпол­няем эти действия на самомделе в момент речи, а в других — мы их не выполняем, но говорим о них как обобычных, постоянных действиях. Внимательно прослушайте следующие ситуации:
Аллузовут к телефону.
—   Пойдем в кино,— приглашает ее подруга.
— Ну, что ты, я мою полы. Ты же знаешь, что я мою полы по пятницам.
           Мы видим, что одна и та же форма настоящего времени в русском языке выражаетдве совершенно разные ситуации, которые по-английски передаются двумяграмматическими временными формами. В первом случае употребляется настоящеепродолженное (Present Continuous) время, во втором — настоящее неопределенное (Present Indefinite).
           Некоторые глаголы в русском языке, выражающие движение, также имеют две формынастоящего времени, подобно английским Present Continuous и Present Indefinite:
Мыидем, едем, летим, плывем — сейчас, в данный момент (Present Continuous).
Мыходим, ездим, летаем, плаваем — обычно, часто, охотно (Pre­sentIndefinite)»;
б)  посредством выполнения физических действий и их ком­ментирования учителем наанглийском языке:
           Указывая на себя, учитель говорит: «I’m standing», а когда са­дится, он говорит: «I’m sitting», и т.д. Таким образом, комментируя свои действия, он несколько раз повторяет речевыеобразцы в Present Continuous и просит учащихся выполнять действия (откры­вать,закрывать, писать, читать), а сам описывает их.
           Контроль сформированности нового грамматического понятия осуществляется спомощью условного перевода:
           Какую временную форму употребили бы англичане в выделенных в диалоге глаголах?
— Что ты делаешь, Бекки?
— Я учусь шить.
           Ознакомление с формой Present Continuous проводится с помощью грамматической таблицы. Затем учительделает резюме:
            «Чтобы передатьнезаконченное действие, происходящее в момент речи, в английском языкеупотребляется настоящее продолженное время The Present Continuous Tense. Оно образуется с помощью личной формы глагола to be и причастия настоящего времени».
           Тренировка The Present Continuous Tense в устной речи учащихся осуществляется посредствомвыполнения серии упражнений:
1. Скажите, правильно ли я называю выполняемое мною действие, употребляя приэтом Yes или No. (Учительпишет на доске и говорит, например: I am cleaning the blackboard.)
2. Повторяйте за мной  следующие  предложения  и  выполняйте соответствующиедействия:
I am taking a book. Am I taking a book? Yes, I am.
3. Прослушайте предложения, которые я сейчас произнесу, и ска­жите, что выделаете то же самое.
Образец: I am sitting.— I am sitting too.
4. Выполняйте действие и комментируйте его: Open yourbook,please.— I am openingmy book.
5. Попросите своего товарища прокомментировать то, что я сделаю.
6. А сейчас попросим А. (ученика) побыть «Фомой рассеянным». Фома долженвыполнить несколько действий и одновременно описать их.  Если он перепутаетчто-либо, мы все вместе поможем ему сказать, что он делает.
You  are  going to  the teacher’s table.   Go  to your desk,  please.
7. Представьте себе, что вы не услышали мое предложение. Пере­спроситеменя.
Образец: Т.: I am counting the books.
P.: Are youcounting the books? etc.
8. Закончите следующие предложения.
1) Look at Kate and Ann! They… (clean) the blackboard. 2)Look at my little brothers! They… (read) a book.
9. Исправьте меня, если я не прав. Образец: Т.: You are speaking Russian now.
P.: No, Iam speaking English now.
10. Представьте, что вы выполняете действия, изображенные на картинках. Опишитеих.
11. Выразите удивление по поводу того, что вы слышите (работа в парах).
Образец:
— I am writing.
— Are you writing?
12.Опровергните следующие высказывания, если они не соответ­ствуютдействительности, и дополните их (работа в парах).
Образец:
— I am reading.
— You are not reading. You’re writing.
13. Прослушайте ситуации и скажите, что Джон и Джейн делают в указанное (вскобках) время:
a)   It is half past nine (9.30.). Jane is having breakfastand liste­ning to some music on the radio.
John  isn’t  at  home.   He  is  in   the  factory.   He is  working  now;
b)   It is half past eleven (11.30).  Jane and her friendare not having lunch. They are having «morning coffee». They are talking abouta new film.
John is eating in the factory canteen. He is having lunchwith his friends. They are talking about a football match this evening.
14.  Прослушайте диалог: Скажите, что делают друзья в момент разговора.
— Is that you, Peter?
—   Yes,who is speaking?
—   Hello, it’s me, Tom. What are you doing?
—   I am copying the text.
—  And where are your sisters?
—  They are at the library.  They are prep-literature.
15. Представьте, что вы находитесь дома и (другу), чтобы узнать, что она (он)делает в настоящее время. Составьте соответствующий диалог.
16. Скажите, чем сейчас занимаются члены вашей семьи.
17. Скажите, чем не занимаются ваши друзья в настоящее время и почему.
18. Опишите действия, изображенные на картинках.
19. Прочитайте  сообщение  о  происшествии.   Обсудите  со  своим товарищем, гдемальчик прячется, чем он занимается в данное время и собирается ли онвозвращаться домой.
            It is six o’clock on a very cold winter evening.All over England people are sitting down in their living-rooms and watching thenews on TV or are listening to it on the radio. There is one very importantpiece of news this evening. It is this.
            In Dublin, this evening, hundreds of policemenare looking for a boy. The boy’s name is Arthur White. He is ten. He has blackhair and blue eyes. He is having a green suit on. It is cold. It is snowing.The parents do not know where he is hiding. The police ask for a help.
 The Present Indefinite Tense
           Введение основного значения Present Indefinite можно начать с беседы учителя и знакомства со следующейтаблицей:Present Continuous Present Indefinite
                            Now
                I am running now
      Always, usually, often, every day
                   I run every day
            Затем   учитель   может   предложить  учащимся   выполнение физических действий, комментируя их и сопоставляя употреб­ление Present Continuous с PresentIndefinite:
Nick, sit down with Kate, please.
Look, Nick is sitting with Kate now. But he usually sitswith Pete. He always sits with Pete. Does Nick usually sit with Kate? No, hedoes not. He usually sits with Pete. But now he is sitting with Kate. And whodoes Kate usually sit with? Kate usually sits with Ann.
           Целесообразно проиллюстрировать употребление Present In­definiteупотреблением его в тексте. Можно предложить уча­щимся выполнить такоеупражнение:
Прослушайте рассказ о рабочем дне Алека и объясните, почемуупотребляется форма Present Indefinite.
            «Alec usually gets up at 7 o’clock. He opensthe window and does his morning exercises. He washes his face and hands. Thenhe dresses and has his breakfast. After breakfast he puts his books into hisbag. At half past seven he goes to school.»
           Затем учащимся предлагаются упражнения на различение случаев употреблениянастоящего неопределенного и настояще­го продолженного времен в английскойречи:
1. Прослушайте описание ситуаций на русском языке и скажите, какое  время — Present  Indefinite или  Present   Continuous — употре­бил бы в них англичанин:
1).Петя очень хорошо плавает. Вот он плывет по третьей дорожке)
2). —Как  мы   высоко  летим! — воскликнула   маленькая   Наташа, выглянув виллюминатор.
—Да, наши самолеты летают высоко,— ответил папа.
2. Прослушайте два  предложения  и  скажите,   в  каком  из  них действиепроисходит в момент речи.
Образец: I speak English at English lessons. Now I amspeaking English too.
3. Прослушайте пары  английских предложений  и  повторите  те, перевод которыхдан на карточках.
Образец: My brother draws well.
My brother is drawing now.
4. Объясните  употребление  времен  в  следующих  предложениях. Образец:  She swims well.  But  she isn’t  swimmingnow, etc.
           Учитель делает резюме:
«Длятого, чтобы выразить действие, происходящее обычно, еже­дневно, необходимоупотребить настоящее неопределенное время The Present Indefinite Tense.»
Длятренировки Present Indefinite в устной речи учащихся можно использовать следующую сериюупражнений:
1. Повторите следующие предложения, обращая внимание на инто­нацию общего испециального вопросов.
2. Составьте  как  можно  больше  вопросов,   используя   таблицу, ответьте наних, обращая внимание на порядок слов в вопросительном и повествовательномпредложениях.
3.  Спросите у своего соседа, нравится ли его товарищу эаниматься…
Образец: Does your friend like to read?
4. Расскажите,   чем  обычно  занимаются   члены   вашей   семьи   в рабочие  (выходные)   дни,   используя   приведенную   подстановочную таблицу.
5. Скажите, что вы делаете утром, после школы и вечером, исполь­зуя началопредложений.
Образец: In the morning I get up…. I open…. I wash…. Idress…. I have breakfast ….
6. Узнайте у товарища, любит ли он играть в… хорошо ли он играет, когда(где) он играет.
Образец: Do you like to play hockey? Do you play hockeywell? When do you play hockey? Where do you play hockey?
7. Согласитесь со мной, если я прав.
Образец: Т.:   They  often   listen   to   interesting stories   at   the English lessons. P.: We often listen to interestingstories too.
8. Возразите товарищи, если вы не согласны с его утверждением. Образец: Т.: You skate in autumn.
P.: No, Idon’t skate in autumn.  I skate in winter.
9. Прочитайте следующие ситуации и обсудите их:
     a)   Julia Frost works in a large office. Work startsat 9 but she often gets there late. She is five minutes late today. It is 5past 9(9.05). Two girls are talking about her.
«Does the manager know she often comes late?» «No, hedoesn’t. He often comes late too!»
1).  Ask where Julia works.
2).  What does she often do?
3).  Why doesn’t the manager know she often comes late?
     b)   Frank Martin does not work in an office. He worksat school. He is a teacher. He never comes late. Work starts at 8 but he alwaysgets there early. He is fifteen minutes earlier today.
1).  Make sentences about Frank with these words: in anoffice                atschool                start
late                            a teacher               earlier
2).  Ask when work starts and what Frank is.
     c)   Charles  Kay is a famous actor.  He acts inhorror films.  He never watches horror films. He does not like them. He is akind man. He likes children and animals and they like him. He lives in a smallhouse in the country.
1).  Ask what Charles does.
2).  Make sentences about him.
in horror films                                     watches
doesn’t like                                          a kind man
children and animals                           house
10. Иностранный гость хочет узнать о Катиной школе и ее классе. Скажите,ориентируясь по ответам Кати, какие вопросы он ей задаст:
Guest:…? Kate: I go to school. Guest: …?
Kate: Thereare 30 pupils in our class. Guest: …?
Kate: In myclass there are 18 girls and 12 boys. Guest: …?
Kate:  We  have  6  lessons a  day  from  Monday  to Friday  and 5 on Saturday.Урок 2
Тема урока: изучение особенностей The Present Perfect Tense,  The Past Indefinite Tense.
План урока:
4)    Организационнаячасть (2-3 мин.)
5)    Краткийобзор урока 1 (около 10 мин.)
6)    Изучениенового материала и практические упражнения:
3.1.) ThePresent Perfect Tense (около 30 мин.)
3.2.) The PastIndefinite Tense  (около 30 мин.)
4) Обобщение пройденногоматериала и домашнее задание (10-15 мин.)
Примерное содержание частей урока, варианты упражнений ирекомендации преподавателю по ведению урока:The Present Perfect Tense
           Ознакомление с видо-временной формой The Present Perfect Tense учитель начинает с беседы:
           «Сегодня мы будем говорить о событиях, происшедших до настоя­щего момента ввашей жизни, жизни вашего класса и школы. Но для этого необходимо изучить новуюдля вас грамматическую форму The Present Perfect Tense…»
           Создав необходимую мотивационную готовность к усвоению данной грамматическойструктуры, учитель демонстрирует ее употребление в различных высказыванияхтипа:
            This is Ann’s exercise-book. She has writtenthe test without any mistakes. Ann has learned the topic well. She has workedat English hard. She has got an excellent mark. Here it is.
And look at this picture, please. Can you guess who hasdrawn it? Yes, Sasha has drawn the picture. It’s really nice. Sasha has learnedto draw well. He can become an artist.
           Контроль понимания значения Present Perfect осущест­вляется учителем в ходе формулирования правила спомощью наводящих вопросов:
1. Какие события, совершившиеся к моменту речи или вообще в прошлом, передаетформа Present Perfect?
2. С какой целью употребляется Present Perfect: чтобы обратить внимание собеседника на возможность самогособытия или на время его совершения?
           Форму Present Perfect следует раскрывать как систему значимых единиц, элементовязыкового сообщения посредством сопоставления и противопоставленияформообразования Pre­sent Indefinite, Present Continuous, Present Perfect.
           Вопросительная и отрицательная формы вводятся методом сравнения.
Сравнитеследующие предложения и скажите, как образуются вопросительная и отрицательнаяформы настоящего совершенного времени:
1.  They  have finished  their work. Have  they  finished  their work?  Yes,  they have. No,   they have not. What have  they  finished?
2.  Nick    has   explained   a new rule  to Ann. Has  Nick  explained  a new rule to Ann? What     has  Nick explained to Ann? What  has  Nick  done? Who  has    explained  a new rule  to Ann?
           После фонетической отработки форм глагола to have и PastParticiple, необходимых для урока правильных и неправильных глаголов,следует перейти к языковым и условно-речевым упражнениям со зрительной опоройна грамматическую таблицу.
           Для закрепления Present Perfect в устной речи уча­щихся используется серия упражнений:
1.  Mr. Brown has mixed up some places of interest inour country. Correct his mistakes.
e.g.: I have been to the Pushkin Museum in Minsk.
2.  Ask your friend what places of interest he/she hasbeen to. e.g.: Have you been to the Kremlin?
3.  Say  what you have done today.  Follow  the  model,please. e.g.: I have read an interesting story today.
4.  Complete the following situations:
e.g.: Lena  is cleaning  the  table.   Now  the  table  is clean. Ann …  (Ann has cleaned the table).
5.  Say what interesting event has taken place in yourlife  (at school) this year.
e.g.: My parents have presented me with a watch, etc.
6.  Respond the statements and make them real by adding«already», «just», «not yet».
e.g.: P1.: Ihave finished school.
P2.: I haven’t finished school yet.
7.  Express your surprise:
e.g. Т.: John has read all the books by Jack London?
P.: Has he really read all the books by Jack London.
8.  Ask your friend if he has done these actions. e.g.:Т.: We havecleaned our desks. And Peter?
P1.: Peter, have you cleaned your desk? P2.: Yes, I have.
9.  Say  what you or anybody else haven’t  doneyet  and  why? e.g.: I haven’t seen the film because I have no time.
10.  Ask and answer the following situations. e.g.:My sister is out. Where… (to go)?
11.  Guess  what your classmate has just done outsidethe door.
12.  Complete  the  sentences  and decide  whether you  must  add «for» or «since»:
e.g.: Kate (play the piano)… 1985.
Thomas (collect stamps)… three years.
13.  Listen   to  the  dialogue.   Then  make  up  your own dialogues on analogy.
A.: Hello, Kate. What are you doing?
К..: I’m cleaning the room.
A.: I havealready cleaned my room and I can come and help you. K.: Don’t trouble.I have already cleaned the carpet, dusted the sideboard, the piano and thechairs. Now I am going to wash the floor. See you later. A: So long!
14. Criticize the statement and offer some moreinformation. e.g.: T: Pete has won the first prize in the schoolcompetition.
P: Petehasn’t won the first prize. He hasn’t taken
part in it. He is ill.
15.  Answer the following questions, using PresentIndefinite. Pre­sent Continuous and Present Perfect.
e.g.: What are you doing at the English lesson? Do youstudy English at school? Have you learned many English words?
16. Ask your deskmate if he / she has ever donethe action you are doing-now.
e.g.: P1: I am writing a letter to my friend in England.Have you ever written a letter to England? P2.: No, I haven’t. I have apen-friend in Poland.
17.  Make up a few sentences about sports competitionsthat have taken place in the last few months.
18. Make short episodes on your going shopping using thefollowing
e.g.: Where have you bought this nice hat? I like it verymuch, etc.
19.  Look at the picture and speak about:
a)  what the boy has done before going to bed;
b)   what the mother has done before inviting the family totable, etc.
20. Imagine that today is your birthday. You’ve laid thetable and now you тегеtelling your friend what you’ve done to be surenothing is wrong.
21. Tell your classmate what interesting and usefulthings you’ve done- this month (week, year).The Past Indefinite Tense
           Ознакомление с Past Indefinite Tense необходимо начи­нать с раскрытия его инвариантногозначения в сопоставлении с прошедшим временем русского глагола и Present Perfect. Для этого во вводной беседе с учащимися повторяется формаThe Present Perfect Tense и предъявляются речевые ситуации, с помощью которыхраскрывается основное значение The Past Indefinite Tense. Завершается ознакомление с новой временной формойсравнением случаев употребления Present Perfect и Past Indefinite:
            I see, you are good pupils. You have got readyfor the lessons to­day. You have done your homework, haven’t you? Have you brought your books, exercise-books and vocabularies? Now,let’s discuss what useful things we have done this week and we are going to do.As for me, I have read the English book «Key to the Door» by A. Sillitoe and Iam going to read his other books. And what about you?
Now listen to the following situations and try tounderstand what I say.
a)   Look  at  the  picture  and   listen  to  what John     did   yesterday morning:  John  often  gets  up early  and   he  got up early  yesterday. He opened the window, did his morning exercises, made hisbed, washed his face and hands. He had breakfast. He did not wash all the dishes.He washed only some of them. He did not have very much time this morning.
b)   P., stand up, please. Come to the blackboard, take a piece of chalk, write a word, and go to your seat. Sit down, please… Someseconds ago Peter stood up, came to the blackboard, took a piece of chalk,wrote a word and then went to his seat.
           Для того чтобы не было ложной ассоциации с Present Perfect,последнее действие (Не sat down) не комментируется совсем.
c)  And now listen to what I did yesterday morning.
Yesterday I got up at 7 o’clock. I did my morningexercises. After that I went to the bathroom. There I brushed my teeth andwashed my face and hands.
Did I get up at 7 o’clock? Yes, I did.
Did I get up at 9 o’clock? No, I didn’t.
I got up at 7 o’clock, didn’t I?
Did I get up at 7 or 9 o’clock?
I got up at 7 o’clock.
Чтобысопоставление было убедительным, целесообразно об­ратиться к таблице:Present Perfect Past Indefinite
        I have cleaned  my room
         The room is clean now
              I cleaned my room
                It was yesterday
     
       Ознакомив учащихся с таблицей, можно предложить им про­читать предложения изтаблицы и перевести их; прослушать пары предложений и указать те, в которыхговорится о действии, имевшем место в прошлом, и предложения, в которых речьидет о действии, совершившемся к моменту речи, и т. д.
        Когда упражнения выполнены учащимися, учитель делает ре­зюме:
«Такимобразом, если нужно рассказать о событиях, которые уже совершились,   и   при  этом   необходимо подчеркнуть их важность, ванглийском языке используется форма Present Perfect; если же говорящего больше интересует само событие и времяего совершения, то употребляется форма Past Indefinite.»
        Для тренировки Past Indefinite в речи учащимся мож­но предложить упражнения типа:
1.  Form Past Indefinite from the followingverbs: bring, begin, do, go, meet, read, write, speak, tell, say.
2.  Agree with me if you did the actionyesterday.
e.g.: Yesterday I wanted to go to the park but I couldn’t,etc.
3.  Expand the following statements. Use thewords given in brackets. e.g.: Pete brought flowers last week (beautiful,for Mary,
etc).
4.  Say what you or anybody else did it yesterday. e.g.:Every day I begin lessons at 3 o’clock.
Yesterday I began lessons at 2 o’clock.
5.  Say what you usually do in the morning (inthe afternoon, at night).
6.  Say what you did yesterday (last morning, lastafternoon, last night).
7.     Listen to the situation. Ask and answer questionsabout Ar­thur:
Arthur is back from London. He went therethis morning. Julia is at the station to meet him. «Did you have a good time inLondon?» she asks. «Yes, I did, and I met an old friend on the train thismorning».
«Did the train get into London on time?»
«No, it didn’t. It was late again!»
a)  When / London             d) Where
b)  a good time                   e) train on time
c)  When / old friend
8.  Read the following questions and select the properanswer from the given four.
9.  Listen to the dialogue and practise it: A. Didyou stay at home last night?
В.: Yes, I did.
A.: Whatdid you do?
В.:   Iwatched TV.
10. Arrange the following the last day of Lena’sholidays.
sentences so as to have a story about
11.Speak about your winter holidays. Use thegiven word-com­binations as a guide:
to go to the forest, to skate and ski, etc.
           Автоматизация навыка употребления Present Perfect и Past Indefinite должна проходить на основе их противо­поставления. Речевойграмматический навык совершенствуется путем активизации в учебном разговореформ Present Perfect и Past Indefinite в составе диалогических и монологических вы­сказываний:
1.  Read the following conversation. Observe wherePresent Perfect and Past Indefinite are used.
A.: Haveyou ever seen that film?
В.: Yes, I have.
A.: Whendid you see it?
В.: I saw it last week.
2.  Listen to the English sentences and practise theones transla­ted on your cards. (Используетсяраздаточный материал.)
1).  Tom has opened the window, and it is cold now.
2).  During the break Tom opened the window.
3.   Look  at  the picture  and  say  which  sentenceis  right.   Why? (Используетсярисунок, на котором изображена дочь, встречающая от­ца с работы.)
1).  Father has come home from work.
2).  Father came home from work at 7 o’clock yesterday,etc.
4.  Select the proper tense-form of the verb:
—  Where isJack?                                     went
—  He (to go) to the library.                        has gone
—  When… he (to go) there?
—   He (to go) there 10 minutes ago.
5.  Agree or disagree using «I’ve just done it» or «Idid it yester­day»:
6.   Listen and answer, using the words in  brackets asa guide: Т.: Robert was in London two years ago. And Alice (never).
P1.: Alicehas never been to London. Т.: And Jack? (last year). P2 Jack was there last year.
7.  Do and say: a) what you did some minutes ago; b)what you have just done.
8.  Tell your deskmate what you have finished to do, lethim ask you when you did it.
9. Answer the questions. Note the difference between PastInde­finite and Present Perfect:
1).  Have you had breakfast?
2).  Did you have breakfast at 9 o’clock?
3). When did you havebreakfast?
10.  Answer the questions and add some more information.eg.: — It rained yesterday, didn’t it?
— No, it didn’t. It has just rained andit is very wet in the streets.
11.  Say what you  (your friend)  did a year  (a week, amonth) ago and haven’t (hasn’t) done it since.
12.  Make sure of alt the details making use of PresentPerfect or Past Indefinite.
e.g.: T: I have been to the theatre.
P1: What theatre have you been to?
P2: Who has been to the theatre?
P3: When were you at the theatre? etc.
13.  Makeup dialogues on the following situations:
            You meet your friend in the school library. Hehas already taken a book. You want to leave the book you’ve read and takeanother one. Ask your friend for a good piece of advice.
14.  Let’s talk on your being on duty:
a) Who’s on duty today? Would you tell us what you’ve doneto prepare the classroom for the lesson?
b) Who was on duty yesterday? Would you tell us about yourlast being on duty?
c) Please, tell us what the pupil on duty usually does toprepare the classroom for the lesson.Обобщение пройденного материала
           В результате изучения темы учащиеся должны понимать свя­зи и отношения между Present Indefinite и Present Continuous, Present Continuous и Present Perfect, Present Perfect и Past Indefinite в системе видо-временных форм английского глагола и уметьчетко выделять инвариантные и дифференциальные при­знаки данных форм.
            Обобщение материалапроводится с использованием таблиц, схем, речевых ситуаций и завершается поусмотрению учителя формулировкой грамматических правил или выполнени­емграмматического теста.