Разработка финансового плана предприятия (на примере ЗАО "Фармакон")

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГОУ ВПО «Бурятская государственнаясельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова»
Кафедра «Финансы»

КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «РазработкаФинансового плана предприятия» (на примере ЗАО «Фармакон»)
Выполнила: студентка гр. 2733
Потехина Ю А.
Проверила: к.э.н., и.о.доцента
Баниева М.А.
Улан-Удэ 2008
 

Содержание
Введение
1. Основные виды планирования на предприятии
1.1 Краткосрочное и долгосрочное планирование
1.2 Структура финансового плана
2. Характеристика предприятия ЗАО «Фармакон»
2.1 Структура рынка российскойфармацевтической дистрибуции и перспективы роста для ЗАО «Фармакон»
3. Разработка финансового плана ЗАО «Фармакон»
3.1 Прогноз объемов реализации
3.2 Баланс денежных расходов и поступлений
3.3 План доходов и затрат
3.4 Сводный баланс активов и пассивов предприятия
3.5 Анализ планируемых финансовых показателей предприятия
Заключение
Список литературы
 

Введение
Финансовый планпредприятия — основной инструмент реализации его финансовой политики. Впроцессе формирования и выполнения финансового плана решаются задачиоптимизации структуры капитала, обеспечения финансовой устойчивостипредприятия, повышения его инвестиционной привлекательности для инвесторов икредиторов.
В процессе текущейпроизводственно-хозяйственной деятельности задачей финансового плана являетсяобеспечение денежными средствами всех направлений и функций управления — производственной, маркетинговой, инвестиционной и др.
Управление финансами может бытьреактивным или стратегическим. Реактивная система управления состоит в решениизадач по мере их возникновения. Эта система, по своему содержанию напоминающая«латание дыр», неэффективна. Однако именно она, к сожалению, являетсяна наших предприятиях преобладающей. Это объясняется сложным финансовымположением, в котором находятся многие предприятия.
С другой стороны, и многие вполнеблагополучные в финансовом отношении предприятия работают по принципупостоянного, по существу, бессистемного поиска решений «неожиданно»возникающих финансовых проблем.
Иной характер имеет стратегическаясистема финансового планирования. Она предполагает разработку финансовых плановна сравнительно длительный период (минимум на год), но суть ее не впериодичности, а в главном принципе подхода к финансовому планированию: оноподчинено решению заранее установленных задач.
Для решения каждой из нихопределяются необходимые средства и их источники. Но так как от возникновениянепредвиденных обстоятельств, особенно в условиях рыночной экономики, никто незастрахован, то система стратегического планирования предусматриваетвозможности решения вновь возникающих задач. В расчете на 2-3 года финансовыйплан имеет характер прогноза в том смысле, что некоторые его показатели могутустанавливаться в определенном диапазоне («от» и «до»).Кроме того, могут быть предусмотрены варианты решения отдельных задач. Вкачестве источников покрытия потребности в инвестициях намечена чистая прибыльпредприятия и амортизационные отчисления. Однако если амортизационныеотчисления могут быть рассчитаны с необходимой точностью, то определить с такойже точностью сумму прибыли, которая будет получена через год или два, далеко невсегда удается. Поэтому для безусловного обеспечения инвестиционной программыфинансовыми ресурсами должны быть предусмотрены также иные возможные источникисредств, в том числе различные формы заимствования.
Каков бы ни был горизонт финансовогопланирования, основным является годовой финансовый план с разбивкой покварталам, а на очередной квартал — по месяцам. Так как отклонения от заранееустановленных показателей — не аномалия, а нормальное, объективное явление, томесячные планы имеют скользящий характер в том смысле, что по ожидаемым илифактическим итогам каждого месяца уточняется финансовый план на очередноймесяц. И является он не вариантным, а однозначным и адресным.
При разработке финансового планадолжны быть соблюдены общие принципы планирования, сложившиеся как в нашей, таки в зарубежной хозяйственной практике. Являясь документом, с помощью которогорегулируется процесс формирования доходов предприятия, поступления ирасходования денежных средств, финансовый план одновременно обеспечиваетпредпосылки для осуществления предпринимательской деятельности и в то же времяотражает ее результаты. Поэтому непременными принципами финансовогопланирования должны быть:
Непрерывность, т.е. не должно бытьпериодов, когда предпринимательская деятельность осуществляется без финансовогоплана. Другое дело, что формы плана могут различаться по степени сложности — отпримитивных схем до многофакторных моделей, но финансовый план сопровождает всеэтапы предпринимательской деятельности, начиная с ее организации и формированияуставного или складочного капитала.
Гибкость и маневренность, т.е.несмотря на то, что финансовое планирование должно быть не реактивным, астратегическим, т.е. финансовый план должен быть подчинен задачам достиженияопределенных стратегических целей, он в то же время должен обладатьопределенным запасом финансовой прочности для быстрого и эффективногореагирования на изменяющиеся условия предпринимательской деятельности.
Реальность и обоснованность,соответствие возможностям и потребностям предприятия, сбалансированностькоторых как раз и достигается при разработке финансового плана. Конечно,потребности всегда превышают возможности, но в финансовом планепредусматривается удовлетворение только тех потребностей, для которых имеютсяреальные возможности.
Финансовый план — сбалансированныйдокумент. Сбалансированность проявляется в том, что все направлениярасходования средств должны быть обеспечены источниками финансирования, хотяэти источники могут быть разными: собственными, заемными, привлеченными.
Значение финансового плана напредприятиях заключается в том, что он:
1.содержит ориентиры, в соответствиис которыми предприятие будет действовать;
2. дает возможность определитьжизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
3.служит важным инструментомполучения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Финансовый план являетсянеотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщитьматериалы, изложенные в описательной части планирования для того чтобыпредставить их в стоимостном выражении.
 

1. Основные виды планированияна предприятии
 
1.1 Краткосрочное и долгосрочноепланирование
Различают краткосрочное и долгосрочноепланирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется наочень долгую перспективу. Долгосрочные планы должны представлять собой своегорода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочныепланы.
В основном на предприятияхиспользуется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом,равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, какможно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события,поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По временигодовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты(планы).
Организация планирования зависит отвеличины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделенияуправленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеютвозможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятияхработа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано.т.е. по подразделениям.
Планирование и составление бюджетовпредставляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлятькоординацию бюджетов различных подразделений.
 
1.2 Структура финансового плана
Финансовый план предприятия являетсясоставной частью бизнес-плана. Поэтому разработка финансового плана тесносвязана со всеми разделами бизнес-плана и основывается на них. Финансовый плансостоит из следующих разделов:
— Прогноз объемов реализации.
Основная задача дать представление отой доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией.Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:
первый год — данные приводятсяпомесячно
второй год — данные приводятсяпоквартально
третий год — приводится общей суммойпродаж за 12 месяцев.
Прогноз объемов реализации (плансбыта) – своего рода отправная точка при подготовке главного бюджета, посколькунамечаемый объем продаж оказывает влияние на все составные части финансовогоплана. Прогноз объемов реализации призван дать представление о доле рынка,которую предполагается завоевать своей продукцией. Обычно он основывается:
1. на оценке показателейперспективного спроса;
2. на оценке предложений со стороныдругих производителей;
3. на результатах рыночных прогнозови прогнозе доли рынка;
4. на прогнозах цен на товары;
5. поставленных руководством целей(достичь безубыточности, заработать определенную прибыль, охватить тот или инойсегмент рынка и др.).
При составлении плана реализациииспользуются данные маркетинговых исследований, результаты переговоров сзаказчиками и клиентами, другая информация (о конкурентах, долгосрочныхтенденциях на рынках, продажах в предыдущие периоды и пр.).
— Баланс денежных расходов ипоступлений.
Главная задача — проверить синхронностьпоступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидностьпредприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информацияслужит основой для определения общей стоимости всего проекта.
Баланс денежных расходов ипоступлений требует тщательной проработки его при составлении, где статьи исуммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются:
первый год — данные приводятсяпомесячно
второй год — данные приводятсяпоквартально
третий год — приводится общей суммойпродаж за 12 месяцев.
План о движении денежных средствхарактеризует формирование и отток денежной наличности, а также остаткиденежных средств фирмы в динамике.
Баланс не отражает результатовдеятельности фирмы за конкретный период времени, а представляет собой ее«мгновенный снимок», фиксирующий слабые и сильные стороны с точкизрения финансов на данный момент.
— План доходов и затрат.
Задача данного документа показать,как будет формироваться и изменяться прибыль:
первый год — данные приводятсяпомесячно
второй год — данные приводятсяпоквартально
третий год — приводится общей суммойпродаж за 12 месяцев.
Среди анализируемых показателейвыделяются:
а) доходы от продаж товаров;
б) издержки реализации товаров;
в) суммарная прибыль от продаж;
г) общепроизводственные расходы (повидам);
д) чистая прибыль .
План доходов и расходов основываетсяна следующих прогнозных оценках:
доходов от реализации;
прочих доходов;
издержек производства и реализациипродукции;
прочих издержек;
ожидаемых налоговых выплат;
выплат процентов по долгам.
— Сводный баланс активов и пассивовпредприятия.
Баланс активов и пассивов отражаетих состояние на предприятии на определенную дату. При его составлениииспользуются подготовленные ранее план доходов и расходов и баланс денежныхпоступлений и выплат. Схема баланса имеет такой вид.
Актив
Основные средства и прочиевнеоборотные активы, в том числе:
-нематериальные активы;
-основные средства.
Запасы и затраты, в том числе:
-производственные запасы;
-малоценные и быстроизнашивающиесяпредметы;
-незавершенное производство;
-расходы будущих периодов;
-готовая продукция.
Денежные средства, расчеты и прочиеактивы, в том числе:
-расчеты с дебиторами;
-расчетный счет;
-валютный счет;
-касса.
Пассив
Источники собственных средств, в томчисле:
-уставный капитал;
-добавочный капитал;
-резервный капитал;
-нераспределенная прибыль прошлыхлет.
Расчеты и прочие пассивы, в томчисле:
-Долгосрочные кредиты;
-Краткосрочные кредиты

2.Характеристика предприятия ЗАО «Фармакон»
Компания Фармакон появилась нафармацевтическом рынке в 2001 году и на данный момент входит в первую десяткукрупнейших национальных фармацевтических дистрибьюторов. Компания имеетразвитую региональную инфраструктуру — 25 филиалов, более 30 представительств.Компания работает более с чем 11,000 клиентов и 450 производителей мед.препаратов.
За последние 4 года компания ежегодноувеличивала объемы продаж на более чем 35%. В ближайшие несколько лет ЗАО «Фармакон»планирует поддерживать темпы роста на уровне свыше 30% в год.
2.1 Структура рынка российскойфармацевтической дистрибуции и перспективы роста для ЗАО «Фармакон»
 
В 2005 г вероятно сохранится близкоек приведенному соотношение сил в коммерческом сегменте и что-то подобное всегменте государственных тендеров.
Рост ведущих 5 национальныхдистрибьюторов повлечёт за собой рост их рыночной доли
— ЗАО «Фармакон» достаточно крупнаякомпания, чтобы сохранить свое влияние на ведущих производителей в условияхвстряски на рынке, обусловленной внезапными изменениями в госсекторе. Гораздосильнее пострадают мелкие дистрибьюторы.
— ЗАО «Фармакон» рассчитывает занятьдолю мелких дистрибьюторов в коммерческом и тендерном сегменте.
На 31.12.2004 г. Компания имела 21филиал и 28 представительств Ниже на рис. показано географическое расположениефилиалов Компании.
В настоящее время сбытовая сетьКомпании охватывает практически все областные центры России кроме ДальнегоВостока. В настоящее время Компания имеет в базе11 400 активных клиентов.

3. Разработкафинансового плана на 2005-2007 гг.
 
3.1 Прогноз объемов реализации
На основании статистических данных,за последние 3 года ежегодно увеличивала объемы продаж на более чем 35%. Наосновании этого в ближайшие несколько лет компания планирует поддерживать темпыроста на уровне свыше 30% (таблица 1).таблица 1
Прогноз объемов реализации (2005-2007 г.г.) Прирост планируемой выручки 33% Тыс. руб. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Январь 410 077 545,403 2,273,670 10,269,972 февраль 399 463 531,286 Март 475 818 632,838 Апрель 301 601 401,129 1,521,628 Май 277 753 369,412 Июнь 280 858 373,541 Июль 316 503 420,948 1,703,326 Август 301 647 401,190 сентябрь 344 780 458,558 октябрь 390 185 518,946 2,223,158 Ноябрь 389 410 517,915 декабрь 477 207 634,686
3.2 Баланс денежных расходов ипоступлений
В рамках баланса денежных расходов ипоступлений планируются денежный поток, который не совпадает ни с выручкой, нис прибылью предприятия. Именно поэтому вопросы движения денежных средств приходитсярассматривать отдельно. Действительно, выручка (или прибыль) отражает какденежные, так и не денежные доходы в течении определенного периода времени,причем выручка возникает в момент отгрузки товара, а деньги от реализациитовара могут поступать с опозданием (или с опережением, в порядке предоплаты).Также разница объясняется тем, что в состав выручки не входят такие денежныепоступления, как получение кредитов, займов и др., или тем, что при расчетеприбыли в составе расходов не учитываются такие оттоки денежных средств, каккапитальные затраты, выплата налогов, возврат кредитов и др. Наконец, прирасчете прибыли «амортизация» признается «затратами», хотя на осуществлениеэтих «затрат» деньги не требуются (денежных потоков нет).
Моменты фиксации выручки ипоступления денежных средств почти всегда «разнесены» во времени; что моментывыплаты расходов и «оттока» денег также «разнесены» во времени; что операции пополучению и возврату заемных средств не зависят от текущих хозяйственныхопераций и, следовательно, не влияют на размер выручки или прибыли в данномпериоде; что инвестиционная деятельность предприятия (заимствования, размещениеакций, капитальное строительство) сопровождается денежными операциями (влияетна денежный поток), но не влияет на размер выручки в данном периоде и т.д.Парадоксально, но факт: предприятие часто терпит неудачу из-за того, что у негонет в нужный момент денег, а не из-за того, что у предприятия нет прибыли.
При планировании и анализе денежныхпотоков принято выделять три вида деятельности предприятия: основную,инвестиционную, финансовую.
Поскольку основная (производственнаяили коммерческая) деятельность предприятия – главный источник прибыли(результирующего показателя работы предприятия), она, по идее, должнаформировать наибольший денежный поток. Ведь промышленное (коммерческое)предприятие создается не для работы на финансовых рынках и не для осуществленияинвестиционной деятельности. Поэтому второй и третий вид «денежной»деятельности имеют для предприятия вспомогательное значение.
Денежные поступления (притоки) отосновной деятельности включают в себя:
денежную выручку от реализации втекущем периоде;
погашение дебиторской задолженности;
выручку от продажи товаров,полученных по бартеру
авансы, полученные от покупателей.
Денежные расходы (оттоки) в рамкахосновной деятельности предприятия включают в себя:
платежи по счетам поставщиков иподрядчиков;
выплату заработной платы;
налоговые платежи и платежи вовнебюджетные фонды;
уплату процента за кредит;
отчисления на содержание социальнойсферы;
выданные авансы.
К денежным поступлениям (притокам)от инвестиционной деятельности относятся:
1. денежная выручка от продажиосновных средств и нематериальных активов предприятия;
2. дивиденды, проценты и дисконты отдолгосрочных финансовых вложений, включая участие в капитале сторонних фирм;
3. возврат финансовых вложений(беспроцентных ссуд, выручка от продажи облигаций, акций и иных ценных бумаг).
К денежным расходам (оттокам) врамках инвестиционной деятельности предприятия относятся:
1. приобретение основных средств инематериальных активов;
2. капитальные вложения, включаяфинансирование строительства;
3. долгосрочные финансовые вложения(покупка акций, облигаций ).
К денежным поступлениям (притокам)от финансовой деятельности относятся:
краткосрочные кредиты и займы;
долгосрочные кредиты и займы;
поступления от эмиссии акций,облигаций и других ценных бумаг;
средства целевого финансирования
К денежным расходам (оттокам) врамках финансовой деятельности предприятия относятся:
возврат краткосрочных кредитов изаймов;
возврат долгосрочных кредитов изаймов;
выплата дивидендов, процентов,дисконтов;
погашение облигаций, векселей идругих ценных бумаг.
В сокращенном виде баланс денежныхрасходов и поступлений может содержать «притоки» и «оттоки» денежных средствтолько от основной деятельности.
Цель прогнозирования балансаденежных расходов и поступлений состоит в расчете необходимого их объема иопределения моментов времени, когда у компании ожидается недостаток или избытокденежных средств. Это позволяет избежать кризисных явлений и рациональноиспользовать денежные средства предприятия.
Баланс движения денежных расходов ипоступлений является составной частью системы финансового планированияпредприятия и использует данные плана продаж, закупок, затрат на оплату труда идругих поступлений и расходов. Достоверность закладываемых в баланс движенияденежных расходов и поступлений показателей зависит от субъективных оценок,прогнозов и, в первую очередь, от прогноза продаж и оценки периода инкассациидебиторской и кредиторской задолженности.
На первом этапе составления балансаденежных расходов и поступлений необходимо определить поступления и расходденежных средств от основной деятельности компании, так как результатыпланирования такого денежного потока могут использоваться при планированииинвестиций и определении источников финансирования.
Баланс денежных поступлений и выплат- это документ, позволяющий оценить, сколько денег нужно вложить в проект,причем в разбивке по времени, т.е. до начала реализации и уже по ходу дела.Данный баланс строится на основе прогнозных оценок:
— объема продаж за наличные;
-уровня инкассации дебиторскойзадолженности;
-объема продаж активов, ценныхбумаг;
-платежей в счет увеличениясобственного капитала;
-дохода от инвестиций;
-объема привлечения банковских ссудили средств из других источников;
-объема материальных и трудовыхзатрат, необходимых для выполнения производственного плана;
-расходов на административные цели;
-объема выплат по ссудам, время платежейкоторых наступило;
-объема выплаты дивидендов;
-капитальных вложений в здания,сооружения, оборудование;
-объема налоговых выплат.
Определению плановых значенийпритоков денежных средств от основной деятельности предшествуют содержательныерешения по управлению дебиторской задолженностью.
Размер плановых поступлений денежныхсредств от реализации товаров можно определить на основании прогноза продаж. Вэтом случае используются так называемые коэффициенты инкассации дебиторскойзадолженности, которые можно вычислить на основании расчета взвешенногостарения дебиторской задолженности или реестра старения счетов дебиторов.Коэффициенты инкассации показывают, какая доля (в процентах) стоимостиреализуемой в данном месяце продукции оплачивается в текущем месяце, какая доля– в следующем после отгрузки месяце, какая доля – в третьем месяце и т.д.
На основе ожидаемого объема продаж ирассчитанных коэффициентов инкассации составляется план поступления денежныхсредств. Коэффициент инкассации равен отношению изменения дебиторскойзадолженности в интервале i к объему продажи j, где j – месяц отгрузки, i-период получения денег отгрузки j – го месяца. Рассчитываются средниекоэффициенты инкассации (приложение 1). В соответствии с рассчитанными среднимикоэффициентами инкассации 25% реализованных товаров оплачиваются в том жемесяце, 55%, 15% и 5% продаж оплачивается в последующие месяцы. На основанииэтого было спрогнозировано поступление денежных средств от дебиторов Отечественныеметоды учета расходов предполагают разделение затрат на переменные ипостоянные. Переменными называют затраты, размер которых меняется прямопропорционально изменениям объемов деятельности. К постоянным относят затраты,которые можно считать не зависящими от объема производства (продажи) товаров,работ, услуг. Надо сказать, что разделение затрат на постоянные и переменные вреальных условиях – достаточно кропотливая и трудоемкая работа.
Каким бы методом ни осуществлялосьразделение затрат на постоянные и переменные, оно всегда несколько условно.
Во-первых, многие издержки могутбыть условно-постоянными или условно-переменными. Так, расходы на содержание иэксплуатацию оборудования (как бы переменные) могут включать в себя расходы наплановый ремонт, производимый вне зависимости то объемов производства. Илизаработная плата некоторых категорий рабочих (рассматриваемая как переменныезатраты) может включать гарантированный минимум, т.е. постоянную (не зависящуюот объемов производства) часть.
Во вторых, постоянные затраты,например расходы на содержание аппарата управления, можно считать неизменнымидо определенного уровня производства (реализации), сверх которого онискачкообразно возрастают. Рост объемов и усложнения деятельности неизбежновлечет за собой увеличения общей суммы затрат на содержание аппаратауправления.
Расходы на хранение запасовпродукции с ростов объемов также могут изменяться. Так, до определенного уровняоборота достаточно арендовать один склад. При росте объемов реализации исоответственно увеличении запасов может возникнуть необходимость в аренде двухскладов. При этом арендная плата увеличивается. И т.д.
Так как в Компании издержки носятхарактер условно-постоянных (переменных), для прогнозирования их на будущиепериоды воспользуемся так называемым «методом процента от продаж», т.е. принаращивании объема продаж на определенное количество процентов затратыувеличиваются в среднем на столько же процентов.
При планировании расчетов скредиторами надо учитывать, что предприятие имеет несколько типов кредиторов:
1. поставщиков и подрядчиков, скоторыми предприятие рассчитывается за поставленные товары (работы, услуги);
2. собственных работников, скоторыми предприятие рассчитывается по зарплате;
3. государственный бюджет, с которымпредприятие рассчитывается по налогам;
4. государственные внебюджетныефонды, с которыми предприятие рассчитывается по единому социальному налогу;
5. кредитные учреждения или другиезаемщики, с которыми предприятие рассчитывается по кредитам и ссудам.
Соответственно целесообразносоставлять планы расчетов с каждым типом кредиторов, сведя потом полученныеданные в единый план расчетов с кредиторами.
Раздельное планирование расчетов потипам кредиторов обуславливается, в частности, характером отношений с ними поповоду возникновения и погашения обязательств. Так, расчеты с поставщиками иподрядчиками могут осуществляться с отсрочкой платежа.
Расчеты по заработной платевыполняются, как правило, два раза в месяц.
Расчеты по многим налогампроизводятся раз в квартал, а расчеты по единому социальному налогу – в моментначисления работникам заработной платы.
Расчет плана платежей по налогамприведенных показателей требует дополнительных пояснений. Прежде всего,необходимо обсудить особенности исчисления налога на добавленную стоимость(НДС). Добавленная стоимость, являющаяся объектом НДС,- это вновь созданная напредприятии стоимость, т.е. та часть продукции, которая добавляется трудом киспользованным покупным ресурсам. Численно добавленная стоимость равна сумметрех составляющих: зарплата с начислениями, стоимости амортизации и прибыли. Вдействительности же при расчете суммы НДС добавленную стоимость не исчисляют, апоступают следующим образом. Предприятие-продавец получает от покупателя НДС совсей стоимости проданной продукции по установленной ставке. Но одновременно этоже предприятие уплачивает НДС поставщикам со всей стоимости купленных у них товаров.В итоге размер обязательств предприятия перед государственным бюджетом по НДСопределяется как разность между полученных от покупателей и уплаченных поставщикамсумм НДС. Существуют два способа определения момента продаж: по отгрузке и пооплате, для которых обязательства по НДС определяются по разному. В первомслучае сумма «входящего от покупателей» НДС исчисляется от объемов продаж. Вовтором случае сумма «входящего от покупателей» НДС исчисляется от суммыпоступивших от покупателей денежных средств. В рассматриваемой Компании используетсяпервый способ исчисления «входящего» НДС, т.е. «по отгрузке». При исчислении обязательствпо налогу на имущество требуется информация о стоимости основных средств,запасов, и о размере дебиторской задолженности. Налог на имущество исчисляется поставке 2% стоимости имущества в год..
Следовательно, месячныеобязательства по этому налогу составляют (2/12)=0,17% стоимости имущества вданном месяце.
На основании Федерального закона №70-ФЗ от 20.07.04 максимальная ставка единого социального налога с 01.01.2005года снижена с 36,5% до 26%.
В соответствиис поправками, если работник получает до 280 тыс. рублей в год,работодатель обязан уплачивать ЕСН в размере 26%, при годовой зарплатеот 280 до 600 тыс. рублей — 10%, свыше 600 тыс. рублей — 2%.В федеральный фонд обязательного медицинскогострахования (ФОМС) будет отчисляться 0,8% налоговых сборов, в региональныеФОМС — 2%.
В соответствии со статьей 163 Налоговогокодекса Российской Федерации для всех плательщиков налога на добавленную стоимостьналоговый период устанавливается как календарный месяц.
Для налогоплательщиков сежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг)без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж, не превышающимиодного миллиона рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
Планирование погашения задолженностиперед поставщиками проводится аналогично расчету дебиторской задолженности сиспользованием так называемых коэффициентов инкассации кредиторскойзадолженности, которые можно вычислить на основании расчета взвешенногостарения кредиторской задолженности или реестра старения счетов кредиторов.
Коэффициенты инкассации показывают,какая доля (в процентах) стоимости полученной в данном месяце продукцииоплачивается в текущем месяце, какая доля – в следующем после отгрузки месяце,какая доля – в третьем месяце и т.д.
Другими словами, коэффициенты инкассации,определяемые на основе анализа денежных поступлений (погашения кредиторскойзадолженности) прошлых периодов, позволяет выявить, когда и в какой сумме будутпроизведены платежи закупки соответствующего периода На основе ожидаемогообъема продаж и рассчитанных коэффициентов инкассации составляется планпоступления денежных средств.
При планировании расчетов сперсоналом предполагается, что 40% зарплаты выплачивается в том же месяце, а60% — в следующем. На следующий год задолженность по ЗП не оставляется.
На основании метода «процента отпродаж», краткосрочные обязательства при наращивании объема продаж наопределенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько жепроцентов.
Это означает, что текущие активы итекущие пассивы будут составлять в плановом периоде прежний процент от выручки.Процентная ставка по краткосрочным кредитам 12% и до 24 процентов подолгосрочным кредитам сроком на пять лет.
Погашение кредита и процентов понему производится ежемесячно, равными долями.
Итоговый план расчетов с дебиторамии кредиторами представлен в виде баланса денежных расходов и поступлений
Остаток дебиторской и кредиторской задолженностина начало и на конец периода являются информационной основой для составлениясводного баланса активов и пассивов предприятия. На основании составленного планабаланса денежных расходов и поступлений можно обнаружить, что в какие — то моментыпредприятие будет испытывать дефицит денежных средств, в какие-то моменты –избыток их.
Дефицит денежных средств имеет массунеприятных последствий для компании, к числу которых можно отнести:
Задержки в выплате заработной платыработникам предприятия;
рост кредиторской задолженностипоставщикам и бюджету;
рост просроченной задолженности покредитам банков;
снижение ликвидности активовкомпании;
Причины возникновения дефицитаденежных средств можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним причинамотносятся:
падение объема продаж в результатепотери одного или более крупных потребителей или недостатков в управленииассортиментом продукции;
недостатки в системе управленияфинансами из-за отсутствия оптимальной организационной структуры финансовыхслужб, несовершенств управленческого учета и финансового планирования;
потеря контроля над затратами;
низкая квалификация кадров менеджеров.
К внешним причинам чаще всегоотносятся:
высокая стоимость заемных средств;
давление налоговогозаконодательства;
кризис неплатежей и наличие не денежныхформ расчетов;
конкуренция.
Меры по увеличению потока денежныхсредств можно разделить на краткосрочные и долгосрочные. К числу краткосрочныхмер можно отнести: действия, обеспечивающие увеличение притока денежныхсредств:
продажу или сдачу в арендувнеоборотных активов;
рационализацию ассортиментапродукции;
реструктуризацию дебиторскойзадолженности в финансовые инструменты;
использование частичной предоплаты;
привлечение внешних источниковкраткосрочного финансирования;
разработку системы скидок дляпокупателей и другие меры;
а также действия, обеспечивающиеуменьшение оттока денежных средств:
сокращение затрат;
отсрочку платежей по обязательствам;
использование скидок поставщиков;
налоговое планирование;
вексельные расчеты и взаимозачеты идругие меры.
К числу долгосрочных мер поувеличению потока денежных средств можно отнести: действия, обеспечивающиеувеличение притока денежных средств:
эмиссию акций и облигаций;
поиск стратегических партнеров;
поиск потенциального инвестора ит.д.;
а также действия, обеспечивающиеуменьшение оттока денежных средств:
долгосрочные контракты,предусматривающие скидки или отсрочки платежей;
использование офшорных компаний дляминимизации налоговых платежей;
создание внутрифирменного рынка длячастичного использования зарплаты работников в интересах компании и персонала;
разработку и реализацию программыприменения складских свидетельств и т.д.
В тех случаях, когда компания имеетвременный избыток денежных средств, их надо обязательно эффективноиспользовать. В противном случае избыток денежных средств будетсвидетельствовать о том, что предприятие в действительности несет убытки,связанные с инфляционным обесцениванием денег, а также с упущенной выгодой отприбыльного размещения денежных средств.
Можно назвать несколько направленийиспользования временно свободных денежных средств:
вложение в совместные с другими предприятиямипроекты;
вложение в недвижимость;
помещение денег на депозиты ивклады;
приобретение ценных бумаг.

3.3 План доходов и затрат
В основе хозяйственной деятельностилюбого предприятия лежит следующий базовый принцип: использование ресурсовдолжно предусматривать создание в течении определенного периода времениэкономической стоимости, достаточной для того, чтобы возместить эти ресурсы изаработать сверх этого прибыль.
План доходов и расходов как раз ипредназначен для планирования прибыли, как разности между доходами и расходами.В этом его роль и значение в финансовом управлении на предприятии.
Для осуществления такого прогнозанеобходимо задаться следующими исходными данными:
Прогноз продаж на планируемый год.Эта задача решается маркетингом предприятия. Причем в рамках рассматриваемогометода решение производится в очень укрупненном виде – в виде процента ростаобщего объема продаж, не разбитого на отдельные товарные группы.
Предположения относительнокоэффициентов операционных затрат. В частности, можно предположить, что этипроценты остаются такими же, как и в текущем году, издержки растутпропорционально продажам. В более сложных случаях необходимо производитьпрогноз издержек отдельно.
Ставки процентов по заемномукапиталу и краткосрочным банковским кредитам. Эти проценты выбираются исходя изопыта общения финансового менеджера с банковскими фирмами.
Коэффициент дивидендных выплат,который устанавливается в процессе общего корпоративного управления.
Основная цель прогноза отчет оприбыли состоит в том, чтобы оценить объем будущей прибыли предприятия, и какаячасть прибыли будет реинвестирована.
Таким образом, план доходов ирасходов позволяет планировать прибыль и, следовательно, рентабельностьпредприятия, а также рассчитать плановое значение маржинального доходапредприятия. Это означает, что по плану доходов и расходов можно выполнитьвесьма содержательный анализ финансового плана предприятия.
Вместе с тем методика анализа планадоходов и расходов с привлечением понятий «операционный рычаг», «порогбезубыточности», «запас финансовой прочности» и т.п. существенно зависит отвида деятельности предприятия, от масштаба бизнеса, от режима работы компании ит.п.
Состав финансовых коэффициентов,используемых при анализе, зависит от того, кто является пользователем егоресурсов. Можно выделить три группы таких пользователей: руководителипредприятия, акционеры компании, кредиторы.
Руководителей предприятия интересуютглавным образом эффективность использования ресурсов и прибыльность, акционеров– прибыльность и дивиденды, кредиторов – платежеспособность предприятия иликвидность активов, под обеспечение которых был предоставлен кредит.
Заметим, что часть плановых значенийфинансовых коэффициентов рассчитывается на основании плана доходов и расходов,а часть – на основании сводного баланса активов и пассивов предприятия .
 
План доходов и затраттыс.руб.
 
 
Наименование показателя
Код строки
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
  выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг ( за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
10 2 939 597 3 968 457 5 278 047 7 019 803 9 336 338 в том числе от продажи :
  Готовой продукции
11
12
13 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг,
20 2 292 886 3 132 350 4 160 048 5 532 863 7 358 708 в том числе от проданных:
  Готовой продукции
21
22 Валовая прибыль
29 646 711 836 106 1 118 000 1 486 940 1 977 630 Коммерческие и управленческие расходы
30 510 740 546 833 723 219 997 256 1 326 350
Наименование показателя
Код строки
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г. Прибыль(убыток) от продаж (строки 010-020-130-040)
50
135 971
289 273
394 781
489 684
651 280
Наименование показателя
Код строки
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
II. Операционные доходы и расходы
  Проценты к получению
60 Проценты к уплате
70 23 874 33 263 44 240 58 839 78 256 Доходы от участия в других организациях
80 Прочие операционные доходы
90 Прочие операционные расходы
100
III. Внереализационные доходы и расходы
  Внереализационные доходы
120 Внереализационные расходы
130 21 721 124 702 165 854 220 585 293 379 Прибыль (убыток) до налогооблажения
140
90 376
131 308
184 687
210 259
279 645 Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
150 21 690 31 514 44 325 50 462 67 115 Прибыль (убыток) от обычной деятельности
160
68 686
99 794
140 362
159 797
212 530
IV. Чрезвычайные доходы и расходы
  Чрезвычайные доходы
170 Чрезвычайные расходы
180 Чистая прибыль (нераспределенная прибыль(убыток) отчетного периода)
190
68 686
99 794
140 362
159 797
212 530
СПРАВОЧНО
  Девиденты, приходящиеся на одну акцию*
  по привилегированным
201 по обычным
202 Предполагаемые в следующем отчетном году суммы дивидентов, приходящиеся на одну акцию*
  по привилегированным
203 по обычным
204
 
3.4 Сводный баланс активов ипассивов предприятия
Как итоговый документ в системепланирования сводный баланс активов и пассивов предприятия несет важнуюсамостоятельную нагрузку в финансовом планировании, поскольку позволяетструктурировать планируемые результаты инвестиционной деятельности (отражены вактивах баланса), а также упорядочивать планируемые результаты финансовойдеятельности предприятия (отражены в пассивах баланса). Сводный баланс активови пассивов предприятия можно составить из рассчитанных данных баланса денежныхрасходов и поступлений и так называемым « методом процента от продаж». Всевычисления делаются на основе трех предложений:
Переменные затраты, текущие активы итекущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количествопроцентов увеличиваются в среднем на столько же процентов. Это означает, чтотекущие активы и текущие пассивы будут составлять в плановом периоде прежнийпроцент от выручки.
Процент увеличения стоимостиосновных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота всоответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличиянедогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степеньюматериального и морального износа наличных средств производства и т.п.
Долгосрочные обязательства иакционерный капитал берутся в прогноз неизменными. Нераспределенная прибыльпрогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды ичистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибылибазового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль и вычитаютсядивиденды. Просчитав все это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобыпокрыть необходимые активы – это и будет потребная сумма дополнительноговнешнего финансирования.
Эта разница должна быть покрыта засчет статьи задолженностей (банковская ссуда, векселя к оплате, долгосрочныйбанковский кредит, объем эмиссии облигаций предприятия) и капитала.
Решение о распределениидополнительных потребностей по отдельным категориям есть прерогативафинансового директора.
Принятие решения об источникахдополнительного финансирования – это процедура выбора между собственными изаемными средствами.
К собственным средствам относят:
-акционерный капитал;
-нераспределенная прибыль;
К заемным средствам относятся :
-банковская ссуда,
-кредитные ценные бумаги (векселя),
-торговый кредит,
-просроченная задолженностьпоставщикам,
-факторинг (продажа дебиторскойзадолженности).
Решения об источниках принимаются наоснове условий финансирования, состояния компании и состояния финансовогорынка.
На основе сводного баланса активов ипассивов предприятия возможно выполнить важный содержательный анализпланируемых финансовых показателей предприятия, а также выявить возможныеошибки, допущенные на этапе составления других финансовых планов (таких как балансденежных расходов и поступлений, план доходов и затрат). В этом смысле сводныйбаланс активов и пассивов предприятия является проверочным документом. Ондействительно «балансирует», т.е. сопоставляет и сверяет все результатыфинансовых расчетов.
Форма сводного баланс активов ипассивов предприятия может совпадать с бухгалтерским балансом, а может бытьвыполнена в другом формате, более удобном для управленческого анализа.
Финансовые показателирассчитываются, чтобы контролировать и балансировать пропорции собственных изаемных средств, а так же определять эффективность выбранных источниковфинансирования и их влияние на эффективность деятельности компании в целом.Если обнаруживается, что предприятие имеет финансовые показатели ниже уровнясредних по отрасли, то это должно восприниматься как неудовлетворительноепланирование деятельности предприятия.
Существует большое число методикфинансового анализа. Большая их часть опирается на показатели, содержащиеся всводном балансе активов и пассивов предприятия. В общем случае методика анализадолжна использовать методы вертикального (структурного), горизонтального(временного), сравнительного, трендового, факторного и коэффициентного анализа.В рамках финансового анализа деятельности предприятия традиционно рекомендуетсярассчитывать оценки:
ликвидности и платежеспособности;
деловой активности;
рентабельности;
финансовой устойчивости.

Сводный балансактивов и пассивов предприятиятыс. руб. АКТИВ Код строки На начало 2004 г. На конец 2004 г. На конец 2005 г. На конец 2006 г. На конец 2007 г. I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы (04,05) 100 109 928 125 188 166 500 221 445 294 522 В том числе: патенты, лицензия, товарные знаки(знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы 111 организационные расходы 112 деловая репутация организации 113 Основные средства( 01,02,03 ) за вычетом износа 120 35 028 46 228 61 483 81 773 108 758 в том числе: земельные участки и объекты природопользования 121 здания, машины и оборудование 122 Незавершенное строительство (07,08,16,61) 130 Доходные вложения в материальные ценности (03) 135 В том числе: имущество для передачи в лизинг 136 имущество, предоставляемое по договору проката 137 Долгосрочные финансовые вложения (06,82) 140 В том числе: инвестиции в дочерние общества 141 инвестиции в зависимые общества 142 инвестиции в другие организации 143 АКТИВ Код строки На начало 2004 г. На конец 2004 г. На конец 2005 г. На конец 2006 г. На конец 2007 г. займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев 144 прочие долгосрочные финансовые вложения 145 Прочие внеоборотные активы 150 2 100 2 324 3 091 4 111 5 468 ИТОГО по разделу I 190 147 056 173 740 231 074 307 329 408 747 II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы 210 643 106 764 260 1 016 466 1 351 900 1 798 026 В том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10,12,13,16) 211 животные на выращивании откорме (11) 212 затраты в незавершенном производстве(издержки обращения) (20,21,23,29,30,36,44) 213 готовая продукция и товары для перепродажи (16,40,41) 214 товары отгруженные (45) 215 расходы будущих периодов (31) 216 прочие затраты и запасы 217 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям(19) 220 90 082 128 688 171 155 227 636 302 756 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 В том числе: покупатели и заказчики (62,76,82) 231 векселя к получению (62) 232 задолженность дочерних и зависимых обществ (78) 233 авансы выданные (61) 234 прочие дебиторы 235 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты) 240 373 402 684 263 605 544 778 105 1 026 997 В том числе: покупатели и заказчики (62,76,82) 241 векселя к получению (62) 242 АКТИВ Код строки На начало 2004 г. На конец 2004 г. На конец 2005 г. На конец 2006 г. На конец 2007 г. задолженность дочерних и зависимых обществ (78) 242 задолженность участников (учредителей) по взносам в уставной капитал (75) 244 авансы выданные (61) 245 прочие дебиторы 246 Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82) 250 В том числе: займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев 251 собственные акции, выкупленные у акционеров 252 прочие краткосрочные финансовые вложения 253 Денежные средства 260 56 140 68 376 376 367 459 297 492 240 В том числе: касса (50) 261 расчетные счета (51) 262 валютные счета (52) 263 прочие денежные средства (55,56,57) 264 Прочие оборотные активы 270 15 316 26 768 35 601 47 350 62 975 ИТОГО по разделу II 290 1 178 046 1 672 355 2 205 133 2 864 287 3 682 995 БАЛАНС (сумма строк 190+290) 300 1 325 102 1 846 095 2 436 208 3 171 616 4 091 742 ПАССИВ
Код
строки
На начало
2004 г.
На конец
2004 г.
На конец
2005 г.
На конец
2006 г.
На конец
2007 г. III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал (85) 410 196 196 196 196 196 Добавочные капитал (87) 420 329 924 329 924 329 924 329 924 329 924 Резервные капитал (86) 430 21 616 21 616 21 616 21 616 В том числе: резервы, образованные в соответствии с законодательством 431 Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами 432 Фонд социальной сферы (88) 440 Целевые финансирования и поступления (96) 450 Нераспределенная прибыль прошлых лет (88) 460 68 421 168 215 308 577 468 375 ПАССИВ
Код
строки
На начало
2004 г.
На конец
2004 г.
На конец
2005 г.
На конец
2006 г.
На конец
2007 г. Непокрытый убыток прошлых лет (88) 465 Нераспределенная прибыль отчетного года (88) 470 68 686 99 794 140 362 159 797 212 530 Непокрытый убыток отчетного года (88) 475 ИТОГО по разделу III 490 398 806 519 951 660 313 820 110 1 032 641 IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты (92,95) В том числе: 510 кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты 511 534 437 955 017 1 441 032 займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты 512 Прочие долгосрочные обязательства 520 ИТОГО по разделу IV 590 534 437 955 017 1 441 032 V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты (90,94) 610 41 381 343 704 457 126 607 978 808 611 В том числе: кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты 611 займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты 612 Кредиторская задолженность 620 884 915 982 440 784 331 788 511 809 458 В том числе: поставщики и подрядчики (60,76) 621 867 046 955 769 751 899 876 124 997 071 векселя к уплате(60) 622 задолженность перед дочерними и зависимыми обществами (78) 623 задолженность перед персоналом организации (70) 624 задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69) 625 3 142 4 690 4 827 5 636 6 509 задолженность перед бюджетом (68) 626 14 727 21 981 27 605 21 296 25 218 ПАССИВ
Код
строки
На начало
2004 г.
На конец
2004 г.
На конец
2005 г.
На конец
2006 г.
На конец
2007 г. авансы полученные (64) 627 прочие кредиторы 628 Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (75) 630 Доходы будущих периодов (83) 640 Резервы предстоящих расходов 650 Прочие краткосрочные обязательства 660 ИТОГО по разделу V 690 926 296 1 326 144 1 241 457 1 396 489 1 618 069 БАЛАНС (сумма строк 490+590+690) 700 1 325 102 1 846 095 2 436 208 3 171 616 4 091 742 сумма дополнительного внешнего финансирования -534 437 -955 017 -1 441 032
 

3.5 Анализ планируемых финансовыхпоказателей предприятия
Платежеспособность предприятия – этоего способность собственными средствами удовлетворять все имеющиесяобязательства.
Под ликвидностью понимаетсяспособность предприятия удовлетворять краткосрочные (текущие) обязательства спомощью оборотных (текущих) активов.
Для оценки платежеспособности используюттри относительных показателя ликвидности, различающихся набором ликвидныхсредств, которые можно использовать для покрытия кратковременных обязательств:
коэффициент общей ликвидности (иликоэффициент покрытия);
коэффициент быстрой ликвидности;
коэффициент абсолютной ликвидности.